Статья 16.2. общественный контроль в области промышленной безопасности

  • Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
  • Статья 16.2. Общественный контроль в области промышленной безопасности
  • Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:
  • 1. Регулярно проводят проверки:
  • • состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Статья 16.2. Общественный контроль в области промышленной безопасности

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

  1. • Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;
  2. — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

  • • Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;
  • — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Читайте также:  Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(16

Общественный контроль промышленной безопасности

В настоящий момент в Российской Федерации действуют специализированные государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением предприятиями требований в области промышленной безопасности.

Основным из них является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

При этом, однако, действующее законодательство разрешает привлекать к осуществлению такого контроля и других лиц, которые в этом случае могут приобретать статус общественных инспекторов.

Понятие общественного контроля

В общем виде идея реализации общественного контроля в области выполнения установленных требований промбезопасности зафиксирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г.

N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Он, в частности, устанавливает, что к такой деятельности на добровольных началах могут привлекаться лица, имеющие статус инспекторов труда в профсоюзных организациях, действующих на предприятиях.

Права инспекторов

Согласно положениям ст. 6.12 116-ФЗ, полномочия общественного инспектора распространяются на следующие виды деятельности:

  • проведение наблюдения за осуществлением работ организацией, занятой в эксплуатации промышленных объектов, представляющих потенциальную опасность для людей и окружающей среды;
  • формирование предложений о повышении уровня промбезопасности в таких компаниях и направление соответствующей информации в адрес их руководства;
  • участие в деятельности Ростехнадзора, направленной на проведение контролирующих мероприятий и расследований факторов, приведших к возникновению внештатных ситуаций.

Обязанности инспекторов

Статья 16.2. Общественный контроль в области промышленной безопасности

Одной из ключевых обязанностей лица, привлекаемого к осуществлению общественного контроля в области соблюдения предприятиями требований промбезопасности является незамедлительное информирование уполномоченных государственных органов о выявленных им фактах нарушений указанных требований.

Кроме того, в случае, если сотрудники такого государственного органа обращаются к данному лицу с просьбой об участии в контрольных мероприятиях либо расследовании причин, приведших к возникновению аварийной ситуации, в его обязанности входит принять такое предложение и выполнить необходимые действия в рамках данной функции.

Конкретные требования к лицам, которые могут осуществлять наблюдение за вопросами безопасности, должны устанавливаться специальным нормативным актом Ростехнадзора. Кроме того, такой документ должен определять порядок вступления в должность и регламент осуществления им своих должностных обязанностей.

Тем не менее, до настоящего времени соответствующий документ пока не прошел все необходимые процедуры согласования.

На сегодняшний день он существует в виде проекта Приказа Ростехнадзора «Об утверждении Порядка привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности к мероприятиям по контролю, проводимым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и квалификационных требований к указанным инспекторам», который был подготовлен в сентябре 2016 года. Таким образом, для полноценной реализации идеи общественного контроля в области промбезопасности требуется принятие данного нормативного акта.

Как организовать на предприятии качественную подготовку к проверке Ростехнадзора?

Реформа технического регулирования сосредотачивает вокруг себя интересы различных сторон — производителей, поставщиков, государственных органов надзора, разработчиков стандартов, различных ассоциаций производителей, а также потребителей продукции. Действие реформы направлено на повышение качества продукции, которая в том числе реализуется на рынке Евразийского экономического союза.

 В современных условиях каждый изготовитель или торговый посредник заинтересован в устойчивом развитии своего бренда, в выходе его на рынок или повышении его доли на рынке и должен действовать в соответствии с основными принципами своей работы, а именно — соблюдать требования, предъявляемые к качеству продукции, выполнять требования технических регламентов, подтверждать соответствие продукции этим требованиям. Одной из организаций, уполномоченных осуществлять надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС, является Федеральная служба по экологическомутехнологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). 13 мая 2013 г. было принято постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза». Согласно постановлению все оборудование и технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ОПО), подпадают под надзор территориальных органов Ростехнадзора. Руководствуясь этим постановлением, Ростехнадзор может в любое время инициировать соответствующие проверки. 

Что необходимо знать и как подготовиться к проверке ростехнадзора?

На этот вопрос постараемся дать развернутый ответ в рамках этой статьи. Итак, если ваша организация осуществляет: 

— проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;— изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
— транспортировку опасных веществ на ОПО, то, согласно требованиям Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту — ФЗ № 116), Ростехнадзор имеет право периодически проводить на вашем предприятии плановую и внеплановую проверку.

Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности. Предметом проверок Ростехнадзора согласно п. 4 ст. 16 ФЗ № 116 является:

— соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
— соответствие установленным требованиям промышленной безопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;

— соблюдение требований по обоснованию безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).

Основания и сроки проверок

Проверки Ростехнадзором проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: 

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
Основанием для проведения внеплановых проверок согласно п. 7 ст. 16 ФЗ № 116 могут являться:
— истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности;
— поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении:

1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

  • 2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда. Государственный надзор и контроль за охраной труда Государственные надзорные органы по охране труда

Государственный контроль в области безопасности и охраны труда

Государственный контроль в области охраны труда

  • Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу.
  • Для этого специалисты по безопасности труда:
  • 1.) Регулярно проводят проверки:
  • состояния оборудования, территории, сооружений;
  • правильности ведения документации по ОТ;
  • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
  • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2.

) Анализируют существующие и возможные опасности
, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.3.) Составляют списки должностей
, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.4.

) Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций
, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.5.) Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям
: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.6.

) Организовывают обучение рабочих
и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.7.) Участвуют в подготовке документации
: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.8.

) Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта
, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.9.) Проводят вводные инструктажи.
10.) Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ
.11.) Курируют использование средств фонда ОТ организации.
12.) Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Читайте также:  Раздел II АПК РФ. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство (действующая редакция)

Без отрыва от производства, по всей России. Звоните нам 8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный.

Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный.

Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный.


Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор
. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.Госгортехнадзор
.

Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.Госатомнадзор
.

Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор
. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны. Рострудинспекция
. Входит в Министерство труда и соцразвития.

Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др. Госсанэпиднадзор
.

Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба
. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране. Госэкспертиза условий труда (УТ)
.

Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти. Госстандарт
.

Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция
. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

  • жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
  • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
  • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
  • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда

Организация и проведение проверок Роструда попадают под действие Закона № 294-ФЗ. Поэтому контрольный орган будет руководствоваться в первую очередь положениями названного документа. Напомним, что данным законом предусмотрено два вида проверки: плановая и внеплановая.

Плановая проверка Роструда проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

В целом сама процедура проверки осталась прежней, но появились некоторые новшества, подлежащие применению с 01.01.2018. Остановимся на них.

Риск-ориентированный подход

При организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход (п. 1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). В частности, такой подход применяется при проведении контроля над соблюдением трудового законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ риск-ори­ентированный подход означает интенсивность проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля. Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, в данном случае – Роструд (п. 3 ст. 8.

1 Закона № 294-ФЗ). Так, организации, относящиеся к категории высокого риска, подлежат плановой проверке один раз в два года, умеренного риска – один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся (п.

20 Положения № 875).

Информацию о присвоенной категории риска или о классе (категории) опасности учреждение может запросить у контролирующего органа.

Роструд должен направить информацию в срок, не превышающий 15 рабочих дней от даты поступления такого запроса (п. 13 Правил № 806).

Информация о работодателях, которым присвоены категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1-й, 2-й, 3-й классы опасности, доступна на официальном сайте контрольного органа (п. 12 Правил № 806).

Размещение такой информации осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Что такое проверочные листы

В соответствии с п. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ при плановых проверках Роструда будут использоваться проверочные листы (с 01.01.2018 в отношении работодателей относящихся к категории умеренного риска, с 01.07.2018 – в отношении всех работодателей).

Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, которые разрабатываются контрольным органом. Они включают в себя перечни вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки (п. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Штрафы в сфере промышленной безопасности ОПО

Как правило, надзорный орган накладывает взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.

19, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В данной статье мы в удобной табличной форме представим, на каком основании может штрафовать Ростехнадзор, приведем размеры взысканий и примеры нарушений.

Вид нарушения
Размер штрафа
Примеры нарушений
ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ — нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО

ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ — нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению  и учету взрывчатых веществ на ОПО

— на граждан — от 2000 до 3000 рублей;  на должностных лиц — от 20 000 до 30 000  рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; — на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление  деятельности на срок до 90 суток — Отсутствует (требует переработки) Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ). — Отсутствует (требует переработки) План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА). — В сведениях, характеризующих ОПО, отсутствует полный перечень технических устройств, фактически применяемых на объекте. — Отсутствуют заключения экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО. — На ОПО применяется оборудование в неисправном состоянии (когда неисправность может привести к неправильной работе оборудования).- Не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и т.д.
— на граждан — от 4000 до 5000 рублей;  на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до полутора лет; — на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. — Лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды. — На предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов. — Комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки. — Ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 м.- В зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения и т.д.
Читайте также:  Статья 31.3. принесение жалобы, представления на постановление судьи и исполнение постановления судьи

К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО.
Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«г», «е»-«п» и «с»-«у» п.

5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

Вид нарушения
Размер штрафа
Примеры нарушений
ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ — грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО

ч. 4 ст. 9.1 КоАП РФ — дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния)

ст. 9.19 КоАП РФ — эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию, при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

ст. 19.7 КоАП РФ – непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом , либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде

– ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности

— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; — на юридических лиц — от 500 000  — Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. — На ОПО применяется оборудование в неисправном состоянии, когда неисправность может привести  к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей (например, не работают контрольно-измерительные приборы, ограничители, высокий износ элементов механизмов и проч.). — К работе допускается персонал, не прошедший инструктаж (обучение) и аттестацию по промышленной безопасности. — На ОПО эксплуатируется оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке. — Применение башенных кранов на строительной площадке в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии.- Эксплуатация башенных кранов с отступлениями от требований проекта производства работ кранами и т.д.
— на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет; — на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей Санкции ориентированы в большей степени на экспертные организации. Владельцы ОПО, в отношении которых составлены заведомо ложные заключения ЭПБ, могут быть наказаны в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (если будет доказано, что они знали о нарушении). Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица
— на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей; — на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей — Эксплуатация опасных объектов без договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. — Эксплуатация опасных объектов с договором (полисом) обязательного страхования, срок действия которого истек. — Эксплуатация опасных объектов с договором (полисом) обязательного страхования, оформленным с нарушением требований к такому страхованию (например, указана неверная страховая сумма или страховой тариф).- К опасным объектам относятся ОПО, ГТС, АЗС, лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры
— предупреждение (обычно для субъектов малого бизнеса при первом нарушении);  на граждан — от 100 до 300 рублей; — на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; — на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей — Непредставление (чаще наказывают по ч. 1 ст. 9.1) или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, которые подаются до 1 апреля соответствующего календарного года (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ). — Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО (согласно п. 35 раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011г. № 480 отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже одного раза в квартал)
— на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
— на юридических лиц — от 400 000 до 700 000 рублей
— Невыполнение в установленный срок одного и более пунктов предписания Ростехнадзора об устранении выявленных в ходе плановой или внеплановой проверки нарушений обязательных требований. Важно: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица

— возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
— человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Ссылка на основную публикацию