- Функции государственного регулирования в области охраны и использования животного мира: государственный учет животных и их использования, ведение государственного кадастра животного мира; государственный мониторинг животного мира; государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира;
- разрешение споров, связанных с использованием животного мира.
государственный учет животныхи их использования, ведется государственныйкадастрживотногомира. Государственный кадастр содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям. Учет ведется в целом по РФ и субъектам РФ.
Животные, подлежащие учету и занесению в кадастр: животные, признанные объектами охоты; рыбы, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие; насекомые — вредители леса и.растений, а также полезные для леса и сельскохозяйственных культур;
животные, занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ, находящиеся на территории государственных заповедников, национальных природных парков, государственных заказников и других природоохранных учреждений.
Объектом государственного кадастра животного мира признаются также водные, лесные угодья, что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и кормами.
Государственный учет животных и их использования, а также ведение государственного кадастра животного мира, позволяет более точнопланироватьмероприятияпоохранеирациональномуиспользованиюживотногомира. Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются со специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране животного мира. Государственныймониторингобъектовживотногомира представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Проводится мониторинг в целях оценки изменений,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливает Правительство РФ.
Государственный контроль за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира осуществляется соответствующими государственными органами исполнительной власти РФ, субъектов федерации, специально уполномоченными на то органами государства.
Помимо государственного контроля за охраной, воспроизводством и использованием объектов животного мира осуществляется также
контроль ведомств, общественных объединений и граждан.
Ведомственный контроль осуществляют органы, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, осуществляющие пользование объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняют государственные охотничьи инспекции и их подразделения в субъектах РФ. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют соответствующие управления Комитета РФ по рыболовству.
Обязательная мера охраны животного мира —государственнаяэкологическаяэкспертиза, которая осуществляется согласно законодательству, предшествует принятию государственными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ решения, способного влиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Обязательной экологическойэкспертизе подлежат: удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, которые могут повлиять на объекты животного мира и среду их обитания;
- материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.
- Государственная экологическая экспертиза в части охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально
Споры по вопросам охраны, предоставления животного мира в пользование, использования объектов животного мира и среды их обитания разрешаются судом (арбитражным судом) в установленном законодательством порядке.
Глава II. Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира
Глава II. Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира
Статья 11. Государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания
Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см.предыдущую редакцию).
Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Часть утратила силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира
- Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются: обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
- недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; платность пользования животным миром; приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.
Статья 13. Основные функции специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды его обитания
(статья утратила силу с 1 января 2007 года — Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Статья 14. Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира
В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.
Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6настоящего Федерального закона (часть дополнена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Ведение государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см.предыдущую редакцию).
Статья 15. Государственный мониторинг объектов животного мира
Государственный мониторинг объектов животного мира является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему регулярных наблюдений за объектами животного мира, их распространением, численностью, физическим состоянием, а также структурой, качеством и площадью среды их обитания. (Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ. — См. предыдущую редакцию) Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 годаФедеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Статья 16. Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
Под федеральным государственным надзором в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляется должностными лицами указанных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Статья 16_1. Контроль за осуществлением полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Часть утратила силу с 1 апреля 2010 года — Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
Часть утратила силу с 1 апреля 2010 года — Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.
- Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных настоящим Федеральным законом полномочий в порядке, утверждаемом соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, осуществляется:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания;
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
(часть третья в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, — отчет о проведенных рыбохозяйственных мероприятиях. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). (Статья дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ)
Статья 16_2. Порядок изъятия полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации
- Полномочия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации настоящим Федеральным законом, могут быть изъяты Правительством Российской Федерации в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, по представлению соответственно:
- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания;
- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания
Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и заключается в следующем:
в установлении нормативов изъятия объектов животного мира (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2010 годаФедеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Охрана водных биоресурсов — Федеральное агентство по рыболовству
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. № 863 «О Федеральном агентстве по рыболовству» и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г.
№ 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству», Росрыболовство и его территориальные органы наделены полномочиями в области охраны, рационального использования, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Вопросы проведения должностными лицами Росрыболовства и его территориальными управлениями федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются положениями Федеральных законов от 20 декабря 2004 г.
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующим Административным регламентом и другими нормативно-правовыми актами.
По итогам осуществления контрольно-надзорной деятельности на 1 ноября 2017 года выявлено 105171 нарушение законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, из них 75220 нарушений Правил рыболовства. На нарушителей наложено штрафов на сумму 328 млн. 614 тыс. рублей, за ущерб причиненный водным биоресурсам им предъявлено исков на сумму 51 млн. 456 тыс. рублей…. Читать далее
Противодействие ННН-промыслу
Оперативная информация по контролю оборота уловов водных биоресурсов, как вывозимых с территории Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации:
Государственный портовый контроль
Российская Федерация является участником международной Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана, в рамках которой договаривающимися сторонами учреждена и функционирует Комиссия по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК).
В ноябре 2006 года состоялась 25-я сессия НЕАФК, на которой единогласно принято решение о введении с 1 мая 2007 года новой редакции «Схемы контроля и принуждения НЕАФК», которая, в целях усиления противодействия незаконному, нерегулируемому и несообщаемому промыслу водных биоресурсов, включила в себя новую главу «Государственный портовый контроль иностранных судов» (ГПК).
Правила ГПК распространяются на все государства, являющиеся членами НЕАФК, и касаются выгрузки рыбы и другой морепродукции в портах стран-участниц НЕАФК, а также контроля за перегрузками уловов с одного судна на другое непосредственно в море.
Процедура ГПК включает в себя оперативное (в срок не более 72 часов) подтверждение уполномоченным российским органом легальности выгружаемой продукции российскими судами в иностранных портах стран — членов НЕАФК на основании анализа и сопоставления информации о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, данных спутникового позиционирования судов с использованием возможностей отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов, а также периодической информации о результатах промысла, представляемой капитанами судов и судовладельцами. Аналогичные условия применяются и для иностранных судов, планирующих выгрузить рыбопродукцию с мест промысла в российских портах.
При этом выгрузка рыбопродукции разрешается портовыми властями только судам, по которым они получили подтверждение контролирующих органов страны флага о законности добытых водных биоресурсов… Читать далее
Сведения о проведенных плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Статьи 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 33, 34, 43. Водный кодекс Российской Федерации. Статьи 3, 5, 6, 8, 11, 35, 42, 44, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 65. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьи 7.2, 7.11, 8.34, 8.36, 8.37, 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.10, 11.11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьи 7.2, 8.34, 8.42, 11.6, 11.7, 11.8, 11.9, 11.10, 11.11, 11.17, 17.7, 17.9, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.26, 20.25. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №-7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статьи 3, 22, 32, 34, 35, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 67, 77, 78, . Правила установления рыбоохранных зон. Правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна. Порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов. Правила подготовки и заключения договора водопользования.