Статья 3. Расследование

Главная / Обзоры / Административное расследование: как это происходит? Виды, сроки, результат.

В административное делопроизводство априори заложено противоречие, заключающееся в приоритете сжатых сроков, определённых законом для его осуществления, над набором процессуальных действий, установленных в качестве инструментов для установления полноценной и доказательно обоснованной картины правонарушения.

Можно сказать, что налицо классический конфликт между юридической теорией и жизненной практикой.

Срок в один месяц, установленный в общем случае законом для проведения административного расследования, может быть легко исчерпан, например проведением технической экспертизы при ДТП.

Как же тогда быть с другими, будь они необходимы, процессуальными действиями? Или, скажем, с формальностями, связанными с делопроизводством, как с таковым.

Ограниченная многообразность видов процессуальных действий

КоАП посвящает целую главу (№ 26) предмету доказывания и видам доказательств. Это является синонимом и тем методам, при помощи которых это осуществляется.

Краеугольным камнем процессуальных действий в процессе расследования остаётся получение объяснений.

Они могут приниматься как в устной, так и в письменной форме, как от лица, по отношению к которому осуществляется производство, так и от потерпевшей стороны, равно, как и от свидетелей.

Общий порядок этих действий, оформление и применимость в качестве доказательства описаны в статье 26.3 Кодекса.

Статья 3. Расследование

Для других, более специализированных видов действий, КоАП отводит по целой отдельной статье:

  • в случае необходимости использования специализированной компетенции в каких-либо областях знаний может проводиться экспертиза (статья 26.4);
  • в случае необходимости использования для экспертизы или сравнения, может быть осуществлён отбор проб и образцов (статья 26.5);
  • фиксация вещественных доказательств, в том числе с применением фотосъемки, с помощью других способов вещественного сохранения следов правонарушения определена в статье 26.6, и как отдельный вид вещественных доказательств — приобщение документов и показаний технических средств. Причём термины последних видов доказательств трактуются максимально широко (статья 26.7, 26.8);
  • поручения и запросы с установленным сроком исполнения в 5 дней (статья 26.9);
  • получение необходимой для дела информации путём т.н. истребования сведений, с максимально сжатым сроком реагирования на такое требовании в течение 3 дней (статья 26.10)

Из изложенного выше видно, что перечень процессуальных действий при расследовании широк, но всё же конечен. Этим в правовое поле заложена ещё одна коллизия, связанная с приобщением к делу доказательств, полученных отличными от прямо перечисленных Кодексом видами действий. Попросту говоря, их допустимость может быть оспорена по формальному признаку несоответствия.

Сроки в расследовании административных дел

Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.

Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства.

Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр.

Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.

Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.

И что в итоге

Цель расследования — установление фактов. Факты могут, как подтверждать вину, так и внести сомнения в её наличии, а то и вовсе — опровергнуть. Факты, кроме того, могут указать на смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Вся совокупность таких собранных доказательств в административном расследовании порождает один из двух, образно говоря, вердиктов, прописанных в пункте 6 той же статье (28.7) КоАП. При наличии виновности дело кончится составлением протокола об административном правонарушении.

В обратном же случае будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Как говорится, третьего не дано.

Сколько времени длится следствие по уголовному делу

Статья 3. Расследование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Сколько длится следствие по уголовному делу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Срок рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции не имеет ограниченных временных рамок, судья должен обеспечить всестороннее и объективное рассмотрение каждого преступления, а также использовать известные ему законные методы воздействия на фигурантов процесса.

Такое ощущение, что они вспоминают обо мне, когда надо продлить дело. Есть ли какой то крайний срок для предварительного следствия чтобы закрыть дело или передать в суд, чтобы уже перестали дергать? 20 Сентября 2013, 10:04 Александр, г. Омск Ответы юристов (1) Сроки предварительного следствия регламентируются ст.

Сколько по времени ведется расследование ст далее 1 ответ. Москва Просмотрен 145 раз. Задан 2012-12-04 10:18:08 +0400 в тематике «Уголовное право» Сколько по времени ведется дело по статье 158 ч2 — Сколько по времени ведется дело по статье 158 ч2. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 267 раз.

Задан 2012-11-06 11:02:27 +0400 в тематике «Уголовное право» Сколько стоят услуги адвоката? Ст.159.

Сколько длится следствие при обвинении в воровстве?

Сколько длится доследственная проверка зависит от того, какое количество экспертиз и других следственных действий потребуется провести для выяснения необходимости возбуждения УД. Поэтому срок, отведенный для возбуждения дела, может быть увеличен до 30 суток (ст. 144, ч. 3 УПК). Основанием для этого могут служить аргументированные доводы следователя или дознавателя.

Распоряжение об увеличении срока могут издать:

  • прокурор на основании аргументированного ходатайства дознавателя;
  • руководитель следственного органа, расследующего УД, по ходатайству следователя.

Обычно по каждому деянию ведется отдельное производство. Законодательство, однако, допускает соединение нескольких разбирательств в одно. Зачастую специалисты прибегают к этой возможности, чтобы сократить сроки предварительного расследования.

Предварительное следствие проводится по деяниям, не указанным в ст. 150, ч.3 УПК. Оно обеспечивает максимальные гарантии реализации прав субъектов, участвующих в процессе, а также установление истины.

Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела наиболее актуален для главного фигуранта дела. Ст.50 Конституции РФ гарантирована осужденному возможность инициировать пересмотр вердикта вышестоящим судом.

Если же он намеренно скрывается от правоохранительных органов, то степень его вины только возрастает. В любом случае, подобное поведение участников приводит к затягиванию дела. Компетентность действий должностных лиц. Успешность решения вопроса и соблюдение временных норм во многом зависит от профессионализма должностного лица, занимающегося делом.

Если Вы считаете, что в ходе рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции (районном или городском) Ваши права были нарушены, вы можете обжаловать решение, принятое не в Вашу пользу, подав жалобу в апелляционный суд. Согласно действующему законодательству, апелляционная жалоба подается в суд. вынесший решение по делу.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу.

Какие сроки возбуждения уголовного дела?

Обратите внимание Сколько конкретно может идти следствие по уголовному делу, зависит от сложности и значимости конкретного УД. Максимальный предел пролонгации срока досудебного расследования не может быть дольше срока исковой давности по расследуемому преступлению (ст. 78 Уголовного Кодекса РФ).

Как правило, по делам, которые расследуются районными отделами Следственного комитета РБ, срок расследования составляет 2-3 месяца с момента возбуждения дела.

Более долго расследуются дела, по которым в качестве обвиняемых по делу проходит значительное число лиц; по которым следователем назначено значительное количество экспертиз; дела по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Видите ли, сроки то есть, однако закон эти сроки так определяет, что тянуться они могут практически до бесконечности.

Предварительное следствие Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в часть 1 статьи 170 настоящего Кодекса внесены изменения 1.

Сколько может длиться дело по воровству

Доброго времени суток. Мне пришла повестка в суд, где указано, что я должен стать свидетелем по уголовному делу. Я человек очень занятой, помощник генерального директора завода. Придется теперь тратить время на заседание, возможно даже не одно.

Предварительное расследование — что нужно знать

Статья 3. Расследование

Каждое уголовное преступление расследуется уполномоченными структурами правоохранительных органов в виде дознания или следственных действий, целью которых является поиск виновных лиц и сбор доказательной базы. Как показывает практика, во время проведения подобных мероприятий высока вероятность нарушения прав граждан, подозреваемых в противоправных действиях. Хороший уголовный адвокат поможет предупредить их возникновение и свести к минимуму возможные негативные последствия.

Особенности проведения предварительного расследования

Каждый этап расследования уголовного преступления имеет общие нормы для всех правоохранительных структур, занимающихся делом. Однако они различаются по правилам проведения в каждом конкретном случае. Сегодня в ходе расследования принято следовать общепринятым правилам ведения расследования:

  • соблюдение норм подследственности и мест ведения следственных мероприятий;
  • начало следствия в исходной точке правонарушения;
  • соблюдение границ ведения расследования;
  • следователь должен иметь необходимые права и квалификацию для самостоятельного ведения расследования;
  • обязательное рассмотрение всех относящихся к расследованию ходатайств и удовлетворения значимых из них;
  • запрет на передачу любой информации, касающейся расследования;
  • в случае возникновения необходимости – группировать идентичные дела или выделять те или иные случаи в отдельное дело;
  • привлекать только специалистов, имеющих необходимую квалификацию, и использовать специальную технику или оборудование;
  • своевременно предпринимать необходимые действия для выявления, предотвращения противоправных действий.
Читайте также:  Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований

Целью правоохранительных структур, проводящих расследования являются:

  • раскрытие преступления;
  • поиск граждан, причастных к противоправным действиям, и оправдание лиц, не причастных к ним;
  • создание полноценной базы доказательств;
  • доставка всех подозреваемых лиц на судебный процесс;
  • обеспечение получения решения суда о взыскании ущерба, полученного в результате противоправных действий.

Участие адвоката в уголовном деле позволяет контролировать полноту и правильность ведения мероприятий, направленных на достижение перечисленных выше действий.

Цели следствия на предварительной стадии

Предварительная стадия следствия в ходе расследования преступления является вторым этапом. Его результатом может стать или прекращение расследования, если не установлена причастность подозреваемого в совершении преступления или дело передается в судебное учреждение для последующего разбирательства. Основным целями, которые должен решить этот этап расследования являются:

  • составление полноценной доказательной базы;
  • предоставление государственного защитника гражданину, подозреваемому в преступлении;
  • применение, в случае возникновения необходимости, мер принудительного характера к подозреваемому;
  • прекращение следственных действий или передача дела по уголовному преступлению в судебное учреждение.

Результатом этого этапа следствия может стать либо прекращение расследования (и участие адвоката в уголовном деле может существенно посодействовать этому), либо прокурор составит:

  • акт обвинения;
  • постановление о принудительном направлении подозреваемого лица на лечение;
  • обвинительное заключение.

Какой из перечисленных документов будет оформлен, определяется квалифицирующими признаками Уголовного кодекса России в соответствии с вменяемым подозреваемому преступным деянием.

Форма проведения предварительного следствия в каждом конкретном случае зависит от степени тяжести преступления, которая оказывает влияние и на само судебное разбирательство. В действующем УПК выделяется два вида следственных действий: предварительное расследование; дознание.

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу.

Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий.

Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Дознание

Дознание проводит назначенный дознаватель в случаях, когда в полномасштабном предварительном расследовании нет необходимости. Его проводят:

  • когда правонарушение имеет среднюю или низкую степень тяжести;
  • когда нет необходимости в проведении большого объема следственных мероприятий (например, установлен гражданин, совершивший преступное деяние).

Дознание имеет следующие особенности:

  • ведущий дело дознаватель имеет меньший, чем следователь уровень самостоятельности;
  • срок проведения дознания не может превышать 20 календарных дней, однако его можно продлить еще на тридцатидневный срок;
  • отсутствуют правоохранительные структуры, имеющие право привлекать к ответственности подозреваемого, выносить обвинительное заключение, отправлять подозреваемого в спецлечебницу и т.п.

Участие адвоката в уголовном деле позволит контролировать правильность проведения дознания на всех его этапах.

Правоохранительные структуры, уполномоченные проводить предварительное следствие

Согласно действующему законодательству структурами, имеющими право осуществлять следственные мероприятия, являются следственные подразделения МВД, Прокуратуры, ФСБ, Следственная структура службы по контролю за обращением наркотиков, СК РФ.

Никакие иные структуры принимать участие в предварительном расследовании не имеют права.

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу.

За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу.

Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца.

В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования.

В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому).

При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.

Вывод

Правила и нормы действующего законодательства обязаны соблюдать не только причастные к уголовному преступлению лица, но и правоохранительные структуры, ответственные за проведение следственных действий и привлечение виновных к ответственности. Их действия жестко контролируются вышестоящими структурами и прокуратурой, а хороший уголовный адвокат сможет не допустить необоснованного обвинения лиц, непричастных к уголовному преступлению.
 

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Из этой статьи вы узнаете все о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: основы классификации происшествий, кого включать в комиссию, как долго она работает, какую документацию оформлять, какими нормативными документами руководствоваться. А также причины несчастных случаев на производстве и порядок расследования профессиональных заболеваний.

Итак, начнем …

Статья 3. Расследование

Несчастные случаи: определения, классификация, причины

1. Основные определения

ФЗ №125 от 24.06.1998 г. называет несчастным случаем на производстве событие, приведшее к ухудшению состояния здоровья застрахованного и:

  • — утрате работоспособности (частично либо полностью, временно либо постоянно); — возникновению необходимости выполнять работу по другой профессии или специальности (временно либо постоянно); либо к смерти.
  • Травмы, связанные с производством, это травмы произошедшие:
  • — при выполнении пострадавшим производственного задания на предприятии, в организации либо за пределами ее территории; — во время пребывания в транспорте организации-страхователя (например, по дороге на работу, домой).

В этом Законе речь идет только о застрахованных в Фонде работниках. Однако установленный ТК РФ порядок расследования несчастных случаев на производстве распространяется на всех лиц, работающих по распоряжениям либо приказам работодателей, независимо от наличия страхования.

Читайте также:  Статья 14. ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте

″ Как определить, кто виноват в несчастном случае?

Прежде всего, комиссия по расследованию несчастных случаев устанавливает лиц, которые допустили нарушение государственных требований по охране труда. А вот следственные органы, и в конечном итоге, суд определяет лиц, виновных в тех или иных правонарушениях. Смотрите видео с ответом на этот вопрос:

2. Как классифицировать несчастные случаи (НС)?

Несчастные случаи могут быть связанные и не связанные с производством

2.1 Несчастные случаи связываются с производством. Это НС, произошедшие:

— при выполнении выданных работодателями распоряжений в рабочее или нерабочее время; — в момент обслуживания (очистки, смазки, другого ухода) средств производства, соблюдения установленных в организации правил внутреннего распорядка; — в ходе перевозки работников транспортом, который принадлежит работодателю либо используется в его интересах (существует договоренность с владельцем этого транспорта); — в командировке, при работе вахтовым методом, на судне и при других подобных обстоятельствах; — в ходе работ, призванных предотвратить аварии, несчастные случаи, катастрофы на объектах работодателя либо смягчить их последствия;

2.2 Несчастные случаи не связываются с производством.

Это травмирование либо смерть, которые наступили исключительно из-за алкогольного опьянения либо токсического отравления и в ходе противозаконных действий. В эту категорию входят самоубийства, а также смерти, которые спровоцированы обострениями общих заболеваний.

НС, которые не относятся к этим категориям (произошли в нерабочее время, когда работники не выполняли работ в интересах работодателей), классифицируются как бытовые.

В случае травмирования застрахованного в Фонде работника НС является страховым. Первые 2 дня нетрудоспособности по этим НС оплачивает предприятие, остальные – Фонд.

″ Что делать специалисту по охране труда, если работник своевременно не сообщил о производственной травме?

Работник своевременно не сообщил о несчастном случае, а спустя некоторое время в организацию поступает больничный лист, с указанием в нем «Производственная травма». Согласно ТК РФ работодатель обязан провести расследование несчастного случая.

В этом случае работник должен написать заявление в комиссию по расследованию несчастных случаев, либо на имя работодателя. В заявлении должно быть указана характер травмы, дата и время кода она была получена и тот факт, что работник не указал этот случай своевременно. На основании заявления формируется комиссия.

Согласно Трудового Кодекса расследование НС проводится в течении 1 месяца с момента поступления заявления.

  1. 3. Причины несчастных случаев на производстве
  2. ТК РФ выделяет основные причины несчастных случаев на производстве:
  3. — падение при передвижении, с высоты; — утрата целостности зданий, конструкций, которая сопровождается падением, разлетом частей, кусков; — противоправные действия окружающих; — влияние экстремальных температур (обморожения, ожоги); — асфиксия (попадание в дыхательные пути сыпучих материалов, воды, их сдавление); — контакт с биологическими объектами; — действие тока; — влияние излучений и др.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: численность и состав комиссии, сроки, распределение обязанностей

  • Численность и состав комиссии
  • Расследует НС комиссия, состоящая как минимум из 3 человек, которые прошли соответствующее обучение по охране труда руководителей и специалистов.
  • Расследует легкие НС (одиночные и групповые) комиссия, состоящая из представителей:
  • — службы ОТ предприятия (как вариант – привлеченный на договорных основаниях сторонний специалист); — работодателя (председатель); — профсоюза или другого объединения работников.
  • Обстоятельства и причины одиночных и групповых тяжелых и смертельных НС расследует комиссия, в состав которой в дополнение к этим 3 лицам включены:
  • — госинспектор труда; — сотрудник органов самоуправления федерального или местного значения (председатель); — представитель территориального профсоюзного объединения; — сотрудник Фонда.
  • В комиссию нельзя включать ответственных за ОТ на этом участке лиц и непосредственных руководителей работ.
  • Сроки расследования несчастных случаев на производстве
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве выделяет для работы комиссии:
  • — при НС с легким исходом – 3 дня; — при НС с тяжелыми последствиями, смертельным исходом – 15 дней; — при сокрытых НС, а также тех, о которых работодателя уведомили не вовремя либо когда последствия проявились спустя какое-то время, – 1 месяц.

Если нужно получить экспертные, медицинские заключения, информацию от органов дознания и т. д., сроки расследования несчастных случаев на производстве увеличиваются. Это решение принимает председатель комиссии, расследование продляется не более, чем на 15 дней, если имеется решение суда – на больший срок (не более 15 дней).

Порядок расследования

Основные моменты порядка расследования несчастных случаев на производстве устанавливает ст. 229.2 ТК РФ.

Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве работодатели. Они:

— утверждают состав комиссии приказом или распоряжением; — уведомляют указанные в ТК РФ организации о НС, а затем – о его последствиях; — предоставляют помещения, материалы, транспортные средства, связь, защитную одежду, проч.; — организовывают доставку членов комиссии на объекты, фото- и видеосъемку, составление карт, чертежей и др.; — уведомляют родственников или близких людей пострадавших о тяжелых и смертельных НС.

Комиссия:

— изучает обстоятельства травмирования и документирует их; — опрашивает очевидцев, свидетелей; — затребует и изучает заключения экспертов, медиков, другую документацию; — если нужно, продлевает срок расследования несчастного случая на производстве; — изучает документацию по ОТ: материалы обучения, копии удостоверений, документы о выдаче спецодежды, спецобуви, защитных средств и др. — выявляет причины несчастного случая на производстве; — определяет нарушенные требования ОТ; — разрабатывает мероприятия, которые помогут устранить эти нарушения; — выявляет нарушителей; — связывает НС с производством (либо не связывает); — совместно с профсоюзом определяет % вины пострадавших, которые будут получать выплаты из Фонда; — называет организацию, которой следует взять НС на учет; — оформляет материалы расследования, организовывает их передачу на хранение работодателю.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве: оформление документов

По итогам расследования составляются:

— акт Н-1: 1 экземпляр – для пострадавшего, 2 – для работодателя, 3 – для Фонда. Для незастрахованных в Фонде пострадавших третий экземпляр делать не нужно.

Количество актов для групповых НС определяется по принципу: количество актов Н-1 = количеству пострадавших. Работодатель хранит акты минимум 45 лет; — материалы расследования.

Это: приказы об организации работы комиссии, протоколы осмотра мест происшествий, опроса пострадавших, фотографии, видео, экспертные заключения, выписки и т. д.

Расследование несчастных случаев на производстве кратко: что делать специалисту по ОТ (руководителю организации)?

Получив информацию о травме, специалист по ОТ должен:

— убедиться, что пострадавший получил первую помощь, транспортирован в больницу; — убедиться, что место НС сохранено в первоначальном виде (если это возможно).

В противном случае должны быть сделаны фотографии, эскиз либо проведена видеосъемка; — убедиться, что информация о происшедшем передана в соответствующие организации, либо организовать ее передачу; — подготовить проект приказа о назначении комиссии для расследования НС; — организовать предоставление затребованных материалов по ОТ; — проконтролировать реализацию рекомендованных комиссией мероприятий; — убедиться, что в нужные организации передано сообщение о последствиях НС.

Порядок расследования профессиональных заболеваний

Профессиональное заболевание (ПЗ) возникает из-за влияния на работника минимум 1 вредного фактора (ВФ) производства, обусловливает временную либо постоянную потерю трудоспособности или смерть. Согласно ФЗ №125, острое ПЗ возникает в результате 1-кратного воздействия ВФ, хроническое – в результате его постоянного влияния.

Порядок расследования профессиональных заболеваний устанавливает постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967.

1. Пострадавший обращается в учреждение здравоохранения, где ему устанавливают предварительный диагноз. Это учреждение заказывает в центре госсанэпиднадзора характеристику условий труда заболевшего и направляет его в центр профпатологии, где после полного обследования ему устанавливается заключительный диагноз. Об этом центр профпатологии информирует работодателя в течение 3 дней.

2. Получив извещение о заключительном диагнозе, работодатель в течение 10 дней организует комиссию по расследованию причин профзаболевания. В ее состав входят: главврач центра госсанэпиднадзора (председатель), представители службы ОТ, работодателя, учреждения здравоохранения, профсоюза, другие требуемые специалисты.

3. Комиссия:

— рассматривает переданную центром профпатологии и службой ОТ документацию; — выявляет причины наступления ПЗ; — устанавливает лиц, которые нарушили требования санитарно-эпидемиологических правил, и др.; — разрабатывает рекомендации по предотвращению аналогичных ПЗ; — формирует акт в 5 экз.

4. После акта работодатель в течение 1 месяца издает приказ о внедрении рекомендованных комиссией мероприятий.

Данный порядок расследования профессиональных заболеваний актуален для застрахованных и незастрахованных в Фонде работников.

В этой статье собраны основные моменты расследования несчастных случаев на производстве: кратко перечислены действия комиссий по расследованию НС и ПЗ, специалистов по ОТ предприятия, работодателя, освещены главные понятия по НС и ПЗ, приведены ссылки на основную нормативную документацию.

Читайте также:  Статья 27. Ликвидация кооператива

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(13

Статья 229.3 ТК РФ. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда. Комментарии

Статья 229.3 ТК посвящена расследованию несчастных случаев, упоминаемых в гл. 36 ТК, государственными инспекторами труда. Их привлечение возможно, если в ранее проведённом разбирательстве были выявлены недостатки, а также в некоторых других ситуациях.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Статья 3. Расследование

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Содержание ст. 229.3 ТК

В её начале перечисляются ситуации, когда госинспектор труда приступает к дополнительному расследованию несчастного случая в соответствии с положениями гл. 36 ТК. Это возможно, если:

  • обнаруживается попытка сокрытия ЧП;
  • поступает обращение от потерпевшего, его родственников или лиц, находившегося на его иждивении (или их представителей), с жалобами на результаты расследования;
  • выявляются ошибки и недочёты в ранее проведённом расследовании.

Упомянуто, что возможность привлечения госинспектора к дополнительному расследованию ЧП не зависит от срока давности.

Подчёркивается, что в расследовании возможно участие:

  • инспектора, представляющего профсоюзы (на обязательной основе);
  • представителя госструктуры, осуществляющей надзор в установленной сфере деятельности;
  • представителя страховщика (по месту регистрации нанимателя).

По итогам разбирательства госинспектор труда:

  • составляет итоговое заключение о ЧП;
  • выдаёт предписание, которое носит обязательный характер для нанимателя.

Указано, что госинспектор труда вправе обязать нанимателя (его представителя) составить обновлённый акт о несчастном случае.

Это возможно, если ранее написанный акт имеет ошибки в оформлении или его содержание не отвечает материалам расследования ЧП.

В этой ситуации ранее сформированный акт утрачивает юридическую значимость вследствие решения нанимателя (его представителя) или госинспектора.

Основные вопросы по содержанию ст. 229.3 ТК

О каком акте и заключении упоминает данная статья?

Формы, на базе которых составляются эти документы, содержатся в Постановлении Минтруда № 73 от 24.10.02. Так, для заключения предназначена форма № 5, а для акта – форма № 2.

Акт должен включать:

  • сведения о месте и времени ЧП;
  • данные об организации-работодателе;
  • информацию о лицах, задействованных в проведении расследования;
  • данные о потерпевшем;
  • сведения о месте ЧП;
  • обстоятельства ЧП;
  • другие сведения, относящиеся к разнообразным аспектам ЧП.

В заключении указывают:

  • данные о самом инспекторе, проводящем расследование;
  • информацию о других участниках расследования;
  • установленные госинспектором обстоятельства;
  • выводы госинспектора;
  • прочие данные, подводящие итог расследования.

Полный список документов, которые необходимо заполнить при расследовании ЧП на производстве, как и их стандартные формы, содержится как в данном приложении, так и в Постановлении Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.05.

Каковы возможные действия нанимателя и его представителей в ситуации их несогласия с выводами госинспектора?

Доследственная проверка: порядок проведения, сроки и ознакомление с материалами

Доследственная проверка — это процессуальная деятельность в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации по проверке сообщения о преступлении, заключающаяся в установлении наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

  • Целью доследственной проверки является проверка сообщения о преступлении на предмет наличия или отсутствия в нем достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.
  • Поводами для возбуждения уголовного дела являются:✔ заявление о преступлении (обращение потерпевшего в правоохранительные органы по факту совершения в отношении него преступления);
  • ✔ явка с повинной (добровольное сообщение лица, в котором он изобличает себя в совершении того или иного преступления);

Порядок проведения доследственной проверки регламентируется ст.ст. 140-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ходе доследственной проверки могут проводиться следующие проверочные мероприятия:

✔ получение объяснений (сотрудники правоохранительных органов вызывают и опрашивают потерпевшего, причастных к преступлению лиц и очевидцев произошедшего. По результатам опроса составляется протокол, который подписывается опрошенным лицом);

✔ получение образцов для сравнительного исследования (почерк, подпись, биологические материалы и т.д. Образцы для сравнительного исследования необходимы для последующего назначения и проведения судебной экспертизы);

✔ истребование документов и предметов, а также их изъятие (сотрудниками правоохранительных органов направляется запрос о предоставлении информации, либо осуществляется изъятие предметов и документов в ходе следственных действий);

✔ производство судебной экспертизы (с целью выяснения ряда вопросов, требующих специальных познаний в области науки и техники, назначается судебная экспертиза, по результатам которой выдается заключение эксперта с ответами на поставленные вопросы);

✔ производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов;

✔ проведение освидетельствования (на предмет состояния алкогольного опьянения, наличия телесных повреждений и т.д.);

✔ документальные проверки, ревизии, исследований документов и предметов;✔ направление органу дознания письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Срок проведения доследственной проверки — 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях).

Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток.

В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Таким образом, предельный срок проведения доследственной проверки составляет 30 суток с момента регистрации сообщения о преступлении в КУСП/КРСП.Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку.

Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку. В таком случае срок новой доследственной проверки начинает течь заново.

По истечению срока доследственной проверки принимается одно из следующих решений:

о возбуждении уголовного дела (уголовное дело возбуждается при наличии состава преступления. Уголовное дело может быть возбуждено как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица, если сведения о подозреваемом уже известны на момент возбуждения уголовного дела);

✔ об отказе в возбуждении уголовного дела (на практике самыми распространенными основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются отсутствие события преступления или состава преступления. Полный перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела перечислен в ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

✔ о передаче материал проверки по подследственности (материал проверки может быть передан по территориальной либо ведомственной подследственности.

Пример № 1. Преступление было совершено на территории одного административного района, а заявление о преступлении было подано в дежурную часть полиции другого района. В силу положений ст.152 УПК РФ предварительное расследование проводится по месту совершения преступления, в связи с чем материал проверки будет передан по подследственности в другое территориальное подразделение полиции.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ

).

Процессуальное решение по результату доследственной проверки оформляется в виде постановления (постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности).

Согласно ч.2 ст.145 УПК РФ заявитель должен уведомляться о принятом процессуальном решении. При этом принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение может быть обжаловано руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Ознакомление с материалами доследсвтенной проверки

На практике встречается ряд ситуаций, когда необходимо ознакомиться с материалами доследственной проверки. Например, с целью обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Согласно ч.2 ст.

24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны ознакомить человека с документами и материалами, которые непосредственно затрагивают его права и свободы. Для ознакомления с материалом необходимо обратиться в орган, проводивший доследственную проверку, с заявлением об ознакомлении.

В случае отказа в ознакомлении с материалом доследственной проверки Вы можете обратиться с жалобой к руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Важно! Необходимо обратить внимание на то, что в случае возбуждения уголовного дела, право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела у потерпевшего и обвиняемого возникает только после окончания предварительного расследования (ст.ст.215-217 УПК РФ).

Ссылка на основную публикацию