В нашей статье рассмотрим виды национально-культурных автономий, порядок регистрации национально-культурной автономии, перечень необходимых документо в соответствии с действующим законодательством РФ.
На территории нашей страны проживает огромное количество различных народов и национальностей. В связи с этим Конституцией Российской Федерации закреплены положения, обеспечивающие одинаковый правовой статус представителей различных этнических групп, населяющих территорию страны (ч. 2 ст. 19), нормы, препятствующие разжиганию этнических конфликтов (ч. 2 ст. 29). Также ст.
30 Конституции дает гражданам право на общественное объединение, а Федеральный закон от 17.06.
1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее — Федеральный закон «О национально-культурной автономии»), предоставляет гражданам, относящих себя к определенной этнической общности право на объединение в форме национально-культурной автономии, а также устанавливает правовой порядок взаимодействия общества и государства для защиты национальных интересов граждан в процессе сохранения, поддержки и развития своего национально-культурного достояния. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение и его осуществление не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей (ст.4 Федерального закона «О национально-культурной автономии»).
Итак, как вы уже поняли, в данной статье, речь пойдет о такой интересной форме некоммерческих организаций как национально-культурная автономия. Сегодня мы разберем:
Что такое национально-культурная автономия?
Некоммерческий сектор в Российской Федерации пестрит многообразием форм и среди них национально-культурная автономия является одним из видов общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях:
- самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности,
- развития языка, образования, национальной культуры,
- укрепления единства российской нации,
- гармонизации межэтнических отношений,
- содействия межрелигиозному диалогу,
- а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации,
- Федеральным законом от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
- Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,
- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
- другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
- законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
- а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Виды национально-культурной автономии
Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий (ст.5 Федеральным законом «О национально-культурной автономии»).
В зависимости от территориальной сферы деятельности все национально-культурные автономии подразделяются на местные, региональные и федеральные. *В разных источниках дается разное определение данной классификации, кто-то называет это видами национально-культурных автономий, кто-то уровнями.
Местная национально-культурная автономия (городская, районная, поселковая, сельская), учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования и (или) зарегистрированными общественными объединениями граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующими на территории соответствующего муниципального образования.
Количество учредителей, необходимых для регистрации такой национально-культурной автономии – не менее трех. Об этом нам говорит часть 1 статьи 18 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Однако на практике для регистрации национально-культурной автономии требуется большее количество учредителей.
Также необходимо учитывать положения статьи 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии», в которой говорится о том, что национально-культурная автономия создается в границах определенного муниципального образования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О национально-культурной автономии» делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Также в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г.
N 5-П в пределах субъекта Российской Федерации местными национально-культурными автономиями может быть образовано не более одной подлежащей государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональной национально-культурной автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории.
Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями.
Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается на съезде делегатами, от не менее чем половины зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Органы управления национально-культурной автономии
Каждая национально-культурная автономия создает свои органы управления, определяет порядок их формирования, функции и название самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и ст. 6 Закона «О национально-культурной автономии».
Национально-культурные автономии образуют руководящие (среди которых должен быть постоянно действующий) и контрольно-ревизионные органы.
На практике существуют простые и более сложные аппараты органов управления национально-культурных автономий.
Приведем пример общей стандартной структуры органов управления национально-культурной автономии:
Высшим органом управления автономий всех уровней могут быть:
- общее собрание членов в местных автономиях;
- съезды (конференции) делегатов от местных автономий в региональных автономиях;
- съезд (конференция) делегатов от региональных автономий в федеральных национально-культурных автономиях.
Общие собрания членов, съезды (конференции) делегатов могут быть очередными и внеочередными. Также уставы автономий предусматривают периодичность созыва и кворум общего собрания, съезда (конференции) автономий.
Как правило, для региональных и федеральных автономий данный период составляет 3-5 лет, для местных автономий периодичность созыва уменьшается и прописывается не реже одного раза в год.
Кворум, как правило, составляет не менее половины от общего количества членов автономии или избранных делегатов. К полномочиям высшего органа управления можно отнести решение следующих вопросов:
- внесение изменений и утверждение Устава автономии;
- определение приоритетных направлений деятельности автономии, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование других органов управления автономии и досрочное прекращение их полномочий;
- определение порядка приема в состав членов автономии и исключения из числа ее членов;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- принятие решений о реорганизации или ликвидации автономии и другие.
Высший орган автономии формирует выборный коллегиальный, постоянно действующий руководящий орган управления (как правило, его именуют советом или правлением). Работает такой орган в период между созывами высших органов. Порядок работы – заседания (раз в квартал, раз в месяц и т.д.) с целью принятия решений по текущим вопросам. К полномочиям такого органа можно отнести:
- подготовку вопросов для обсуждения на Общем собрании/ съезде (конференции);
- созыв Общего собрания/ съезда (конференции);
- организацию исполнения решений Общего собрания/ съезда (конференции);
- распоряжение имуществом
- принятие решения о приеме и исключении из членов Автономии;
- решение других вопросов, не относящиеся к исключительной компетенции других органов управления.
Также высший орган автономий избирает единоличный исполнительный орган управления (руководителя) автономии. К компетенции руководителя автономии можно отнести решение таких вопросов, как:
- осуществление текущего руководства деятельностью Автономии;
- действие без доверенности от имени Автономии, представление ее во всех учреждениях, организациях, предприятиях;
- подотчетен высшему органу управления, отвечает за состояние дел Автономии и правомочен решать все вопросы деятельности Автономии, которые не отнесены к компетенции других органов управления;
- принятие решений и издание приказов по оперативным вопросам внутренней деятельности Автономии;
- заключение договоров, осуществление юридических действий от имени Автономии, открытие и закрытие счетов в банках;
- решение вопросов хозяйственной, финансовой, экономической и кадровой деятельности (штатных работников) Автономии;
- прием и увольнение штатных работников;
- организация бухгалтерского учета и отчетности;
- исполнение других исполнительно-распорядительных функций.
В обязательном порядке в автономиях всех уровней избираются контрольно-ревизионные органы, которые наблюдают за текущей хозяйственной и финансовой деятельностью. Порядок формирования может иметь особенности, но во всех случаях они избираются высшим органом управления автономий.
Мы привели лишь примерную структуру органов управления национально-культурной автономии.
Отличительной особенностью национально-культурных автономий, закрепленной в ФЗ «О национально-культурной автономии», является то, что автономии имеют возможность образования органов межрегиональной координации без образования межрегиональной национально-культурной автономии.
Это позволяет оперативно решать различные задачи, например, создавать упомянутые органы для проведения разовых мероприятий и т.д.
В таком же порядке может осуществляться взаимодействие национально-культурных автономий различных этнических общностей (для этих целей межрегиональная национально-культурная автономия не может быть создана) На практике в автономиях также могут (не обязаны!) создаваться исполнительные коллегиальные органы, которые подчиняются лицам, осуществляющим повседневное руководство деятельностью автономий (председателям, президентам), либо имеют самостоятельный статус органа, осуществляющего организацию исполнения решений представительных органов автономии. Такие органы чаще всего именуются исполкомами. Также у руководителей могут быть заместители, вице и т.д.
В общем, каждая автономия выстраивает свою оптимальную для нее структуру органов управления.
*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р
Создание национально-культурной автономии
На стадии создания национально культурной автономии необходимо:
- определиться с составом учредителей национально-культурной автономии.
- придумать уникальное наименование, которое будет отражать характер деятельности автономии. При использовании в наименовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование. В качестве таких документов выступают нотариально заверенные заявления с согласием на их использование от правообладателей. С иными особенностями составления наименования можно ознакомиться в 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также в разделе «Важное для НКО» размещена подробная статья, посвященная наименованию НКО, во избежание ошибок, можете с ней ознакомиться — Наименование НКО.
- определиться с адресом (местом нахождения) автономии. Зарегистрировать автономию можно будет как на домашний адрес учредителя, так и арендовать нежилое помещение (адрес должен быть немассовым! Проверить адрес на массовость можно на сайте налоговой). Документами, подтверждающими правомерность использования адреса для регистрации автономии будут служить: согласие собственника/гарантийное письмо от собственника о том, что после государственной регистрации с автономией будет заключен договор аренды и копия документа о праве собственности.
- определиться со структурой органов управления. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О национально-культурных автономиях» автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Все органы автономии образуются из состава учредителей на основании 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
- позаботиться о том, чтобы не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии/не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
- подготовить необходимый для регистрации пакет документов, который будет включать в себя: заявление, протокол, устав и т.д.
Заявление и протокол об учреждении национально-культурной автономии
Одним из важных документов при создании автономии и в дальнейшей ее деятельности является протокол об учреждении национально-культурной автономии.
Как и любой другой документ, он имеет свою структуру и должен включать в себя определенные положения, которые мы раскроем далее.
Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей автономии должен ОБЯЗАТЕЛЬНО содержать в себе следующие положения:
- дату, время и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания;
- сведения об учредителях — участниках учредительного съезда (конференции), общего собрания;
Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально-культурной автономии
Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования.
Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
- Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания (схода) местной национально-культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.
Федеральный закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии"
- от 17 июня 1996 года №74-ФЗ
- О национально-культурной автономии
- Принят Государственной Думой 22 мая 1996 года
- Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
- Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее национально-культурная автономия) — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.
Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.
Статья 2. Принципы национально-культурной автономии
- Национально-культурная автономия основывается на принципах:
- свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
- самоорганизации и самоуправления;
- многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;
- сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
- уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
- законности.
Статья 3. Правовое регулирование национально-культурной автономии
Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N82-ФЗ «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
бесплатный документ
Полный текст доступен после авторизации.
Закон рф о национально-культурной автономии
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ«О национально-культурной автономии»
С изменениями и дополнениями от:
21 марта 2002 г., 10 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 30 ноября 2005 г., 1 декабря 2007 г., 9 февраля 2009 г., 2 июля 2013 г., 4 ноября 2014 г.
- Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
- Президент Российской Федерации
- Определяются правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создаются правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
- Раскрывается понятие национально-культурной автономии как объединение граждан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
- Национально-культурной автономии предоставляются гарантии поддержки со стороны органов государственной власти, даются права на создание собственных средств массовой информации, образовательных учреждений, на участие в международных неправительственных организациях.
- Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2965, в «Российской газете» от 25 июня 1996 г.
- В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
- Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ
- Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
- Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 14-ФЗ
- Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 11-ФЗ
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ
- Федеральный закон от 30 ноября 2005 г. N 146-ФЗ
- Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
- Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
- Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
- Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. N 136-ФЗ
- Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
- Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ изменения
- Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
base.garant.ru
от 17 июня 1996 года №74-ФЗ
О национально-культурной автономии