Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны


Вопросы:

1.

Основы управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
2.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности.

Оборона российского государства, являясь составной частью общегосударственной деятельности, отражает происходящие в обществе и государстве процессы. Особенно наглядно эта взаимосвязь проявляется на примере Вооруженных Сил Российской Федерации, которые призваны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства решать задачи по защите Отечества. Мировая практика свидетельствует, что глава государства как гарант независимости, территориальной целостности, безопасности государства и каждого гражданина традиционно определяет политику государства в области обороны, средства и методы ее реализации.
Отводя Президенту Российской Федерации особую роль в решении вопросов обороны государства, Конституция Российской Федерации предусматривает совмещение одним и тем же должностным лицом поста главы российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

1

Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне».
Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы ор

ганизации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооруженных Сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.
Правовые основы обороны страны установлены в Конституции Российской Федерации. Конституция содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом.
Пункт «м» ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества.

Дальнейшее развитие конституционные положения получили в фе

деральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и др.
Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 31 марта 1996 года «Об обороне».

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны прогнозирование и оценку военной угрозы, военную политику и доктрину, военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил, проведение мероприятий гражданской обороны, совершенствование оружия и военной техники, развитие военной науки, обеспечение военной тайны и др.

Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооруженной защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти.

Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач не только по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

Совет Федерации занимается расходами на оборону, устанавливает их посредством принятых Государственной Думой федеральных законов о федеральном бюджете, а также рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете, принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в сфере вышеперечисленного через свои комитеты по безопасности и обороне.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России.

Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная военная организация.

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины.
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Непосредственное управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб ВС РФ.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.
В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входит ряд главных и центральных управлений, департаментов, ведающих определенными функциями. Кроме того, к составу центральных органов МО РФ относятся Главные командования видов Вооруженных Сил РФ.В состав управления военного округа входят штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.
Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил. Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» содержанием его деятельности является разработка предложений по военной доктрине Российской Федерации, плана применения Вооруженных Сил, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, мобилизационных планов.

  • 2

Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы государства. Здесь президент не только принимает конкретные оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность — защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).
В порядке, установленном Конституцией, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.
Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции).
В мирное время Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает План гражданской обороны и защиты населения РФ, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве. Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, Положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях.
Президент Российской Федерации также рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.
Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Выполняя свои обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом

«Об обороне», Президент РФ — Верховный Главнокомандующий ВС РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ.
В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации. Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), возглавляемая Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил. Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.
Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц.
Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Читайте также:  Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан.

Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны.

На Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса следует обратить внимание, что эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил.

Следует подчеркнуть, что основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства.

Во время изучения второго вопроса необходимо отметить, что президент — высшее должностное лицо нашего государства.

Он, как глава государства, является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет общее руководство Вооруженными Силами РФ, выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации.

Рекомендуемая литература:

Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны и безопасности государства

Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Для обеспечения безопасности Президенту РФ предоставлен ряд полномочий. Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. К компетенции Президента РФ относится утверждение военной доктрины России, которая является частью общей концепции безопасности.

Глава государства осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации посредством следующих полномочий: обращение с посланием Федеральному Собранию об основных направлениях внешней политики; назначение на должность министра иностранных дел; назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.

В военной области полномочия Президента РФ достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации.

Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия безопасности государства военной угрозе, использование

Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов России. Указами Президента РФ утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Организация воинских формирований в России строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными только Президенту РФ. Ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные воинские формирования.

В случае агрессии или ее непосредственной угрозы против России Президент РФ вводит на территории всей страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Порядок введения и иные вопросы, касающиеся режима военного положения, определяются Федеральным конституционным законом «О военном положении».

Федерального конституционного закона «О военном положении»

  • 1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
  • 2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
  • 3. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В соответствии с Конституцией РФ указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Совета Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах.

В области внешней политики Президент РФ как глава государства, являющийся представителем государства в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой России. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры страны, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ назначает послов и иных дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях при проведении соответствующих консультаций с комитетами и комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы.

Важными полномочиями Президента являются принятие решения о назначении референдума, решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища.

Президент РФ награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ. Глава государства осуществляет помилование осужденных за преступления.

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов – указов и распоряжений (ст. 90 Конституции РФ). Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Президента РФ могут издаваться только в пределах его полномочий.

Статья 90 Конституции РФ

  • 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  • 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  • 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Указы чаще всего являются нормативными актами, так как предназначены для неопределенного круга лиц. Реже эта форма используется наряду с распоряжениями Президента РФ для решения разовых задач, и тогда эти акты носят индивидуальный характер (например, указы но кадровым вопросам).

Распоряжения – это акты индивидуального, организационного характера.

Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, имеют прямое действие. Указы и распоряжения Президента по своей природе являются подзаконными актами, в связи с чем они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Нормативные указы вступают в силу по истечении семи дней после опубликования, если самими актами не установлен другой срок вступления в силу.

Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

В Конституции РФ нет точного перечня вопросов, по которым Президент страны издает свои акты, и он фактически использует свои правотворческие права для осуществления предоставленных ему полномочий.

Система правовых актов, принимаемых Президентом РФ, шире, нежели указы и распоряжения. Например, ежегодно Президент РФ обращается с посланием к Федеральному Собранию, в котором определяет стратегические направления внутренней и внешней политики страны.

Тема №11: президент российской федерации — верховный главнокомандующий вооруженными силами рф

Полномочия Президента РФ как главы государства в области обороны и военного строительства закреплены в ст. 80, 82, 83, 87-89 Конституции РФ, а также в ст. 4 Федерального закона “Об обороне”.

Президент    Российской    Федерации,    являясь    Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики и утверждает военную доктрину Российской Федерации; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

На основании положений ст.

87-88 Конституции РФ Президент в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. Он вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на, период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Президент РФ принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Данное положение Закона “Об обороне” дает возможность реализации задачи предупреждения и пресечения внутренних конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории  Российской  Федерации,  угрожающих  ее  территориальной целостности, другим интересам общества и граждан.

Президент утверждает концепцию и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение этих испытаний.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом “Об обороне” Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от этих должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, воинских формирований (до объединения включительно) и органов, а также штатную численность военнослужащих. Он принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований от соединения и выше.

Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, на военные сборы (с указанием численности и распределения), а также об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву. Он утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Читайте также:  Статья 39. ведение документации и отчетность кооператива. предоставление кооперативом документов

Конституция РФ и Федеральный закон “Об обороне” устанавливают полномочия высших органов законодательной власти в области обороны.

«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации»

И в дореволюционной России, и в советский период традиционно глава государства был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России Президент также обладает полномочиями по руководству Вооруженными Силами.

В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии.

Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об обороне» (статьи 4 и 13).

Осуществляя политическое руководство Вооруженными Силами, Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства.

Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно.

Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в армии, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Конституция наделяет Президента исключительным правом введения военного положения. Правовой режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении».

Утверждение Указа Президента о введении военного положения отнесено Конституцией к ведению Совета Федерации. Если Совет Федерации не утвердит такой Указ Президента, то его действие прекращается со следующего дня после принятия такого решения Советом Федерации.

Во исполнение международных обязательств Российской Федерации о введении военного положения Президент уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с временным ограничением прав и свобод российских граждан.

  • Структура Вооруженных Сил
  • Российские Вооруженные Силы имеют трехвидовую структуру, которая в большей степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.
  • В настоящее время Вооруженные Силы структурно включают в себя три вида:
  • Сухопутные войска
  • Военно-воздушные силы
  • Военно-Морской Флот

три рода войск:

  • Ракетные войска стратегического назначения
  • Космические войска
  • Воздушно-десантные войска

а также:

  • Тыл Вооруженных Сил
  • Служба расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации
  • Железнодорожные войска
  • Главное военно-медицинское управление
  • Войска, не входящие в виды Вооруженных Сил

Военные округа и флота

Московский военный округ

  1. Ленинградский военный округ
  2. Приволжско-Уральский военный округ
  3. Северо-Кавказский военный округ
  4. Сибирский военный округ
  5. Дальневосточный военный округ
Северный флот

  • Тихоокеанский флот
  • Черноморский флот
  • Балтийский флот
  • Каспийская флотилия

СКАЧАТЬ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации; *4.2.2)

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий; *4.2.5)

  • 5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • 6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
  • 7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 18 мая 2010 года Федеральным законом от 5 мая 2010 года N 75-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • 8) утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • 9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
  • 10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 377-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);*4.2.11)

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности; *4.2.14)

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ, — см. предыдущую редакцию); *4.2.15)

  1. 15) утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;
  2. 16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
  3. 17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; *4.2.19)

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций и образовательных учреждений (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Вопросы: 1. Основы управления Вооруженными Силами Российской Федерации. 2. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности.

Оборона российского государства, являясь составной частью общегосударственной деятельности, отражает происходящие в обществе и государстве процессы.

Особенно наглядно эта взаимосвязь проявляется на примере Вооруженных Сил Российской Федерации, которые призваны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства решать задачи по защите Отечества.

Мировая практика свидетельствует, что глава государства как гарант независимости, территориальной целостности, безопасности государства и каждого гражданина традиционно определяет политику государства в области обороны, средства и методы ее реализации.

Отводя Президенту Российской Федерации особую роль в решении вопросов обороны государства, Конституция Российской Федерации предусматривает совмещение одним и тем же должностным лицом поста главы российского государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

1

Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооруженных Сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны. Правовые основы обороны страны установлены в Конституции Российской Федерации. Конституция содержит ряд важных норм и положений, касающихся обороны. Так, ст. 59 Конституции устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; ч. 2 этой статьи предусматривает несение гражданином РФ военной службы в соответствии с федеральным законом. Пункт «м» ст. 71 устанавливает, что в ведении РФ находятся оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества. Дальнейшее развитие конституционные положения получили в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и др. Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 31 марта 1996 года «Об обороне». Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны прогнозирование и оценку военной угрозы, военную политику и доктрину, военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил, проведение мероприятий гражданской обороны, совершенствование оружия и военной техники, развитие военной науки, обеспечение военной тайны и др. Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооруженной защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач не только по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации занимается расходами на оборону, устанавливает их посредством принятых Государственной Думой федеральных законов о федеральном бюджете, а также рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете, принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству. Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в сфере вышеперечисленного через свои комитеты по безопасности и обороне. Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете. Правительство Российской Федерации несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации и организует их оснащение оружием и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны России. Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная военная организация. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Непосредственное управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб ВС РФ. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082. В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входит ряд главных и центральных управлений, департаментов, ведающих определенными функциями. Кроме того, к составу центральных органов МО РФ относятся Главные командования видов Вооруженных Сил РФ. В состав управления военного округа входят штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Читайте также:  Раздел II АПК РФ. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство (действующая редакция)

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» содержанием его деятельности является разработка предложений по военной доктрине Российской Федерации, плана применения Вооруженных Сил, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, мобилизационных планов.

2 Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы государства. Здесь президент не только принимает конкретные оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность — защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

В порядке, установленном Конституцией, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80).

Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях. Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны.

Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции).

В мирное время Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства.

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации.

Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает План гражданской обороны и защиты населения РФ, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, Положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях. Президент Российской Федерации также рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Выполняя свои обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне», Президент РФ — Верховный Главнокомандующий ВС РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации.

Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), возглавляемая Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил.

Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации. Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и с обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан.

Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны.

На Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Методические рекомендации При изучении первого вопроса следует обратить внимание, что эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооруженных Сил.

Следует подчеркнуть, что основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства.

Во время изучения второго вопроса необходимо отметить, что президент — высшее должностное лицо нашего государства.

Он, как глава государства, является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет общее руководство Вооруженными Силами РФ, выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Реализуя свои полномочия, президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации.

  • Рекомендуемая литература:
  • «Ориентир» 01. 2013
Ссылка на основную публикацию