Статья 12. единство статуса судей

Статья 12. Единство статуса судей

Аннотация. В данной статье речь пойдет о правовом положении судей в России. Нами будут рассмотрены особенности статуса судей и их место в системе органов государственной власти РФ. За основу взяты нормы действующего российского законодательства, а также затронуты некоторые международные нормативные документы, где отражен правовой статус судей судов различных инстанций.

Ключевые слова: судья, статус, правовое положение, законодательство, судебная власть.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена прежде всего, тем, что в российском государственном устройстве существуют три самостоятельные и независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Последняя из названных является наиболее самостоятельной и независимой, что дает возможность беспристрастного и объективного рассмотрения различных споров, возникающих между субъектами правоотношений. Пожалуй, во все времена к судьям было особое отношение, связанное с их общественным и правовым положением.

Прежде сем говорить о том, какой статус имеют судьи в России, необходимо обозначить, что же подразумевает под собой само понятие статуса. Происхождение у термина «статус» — латинское слово «status», означающее «состояние, положение».

В современном обществе понятием «статус» принято обозначать правовое положение кого-либо, будь то гражданин, должностное лицо, орган управления, или же юридическое лицо. [1]

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что под правовым статусом судьи понимается правовое положение судьи в качестве государственного деятеля, которое обязательно закреплено законодательно.

Законодательное закрепление правовое положение судей получило в таких нормативных актах, как Конституция РФ (ст. 120–122, 124, 128); Закон о статусе судей, Закон о судебной системе (гл. 2); Закон о Конституционном Суде (гл.

2); Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (гл. 3); Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6–8) и других законах; а также в подзаконных актах.

Нельзя недооценивать также значение норм международного права в вопросах регулирования правового статуса судьи. Наиболее значимыми документами здесь будут являться Европейская хартия о статусе судей 1998 г., а также Основные принципы независимости судебных органов 1985 г.

Проведя детальный анализ положений действующего законодательства, мы выделили некоторые элементы правого статуса судьи.

Перечислим элементы правового статуса:

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.3.

Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом.

Приведем пример:а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;б) судья не имеет права на:

  • замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром [2];
  • занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи.
  • прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: они в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.8. Несменяемость судей, означающая, что судье не могут назначаться (избираться) на другую должность или переводиться в другой суд без их согласия.9. Неограниченный срок полномочий федеральных судей. Однако не стоит забывать, что они могут приостанавливаться или прекращаться по основаниям, указанным в законе.10. Максимальный возраст, допускающий пребывание в должности судьи — 70 лет, в случае, если иное не установлено федеральным конституционным законом.11. Неприкосновенность судей, которая тесно связана с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.12. В случае, если судьей совершен дисциплинарный проступок, то ответственность за его совершение наступает в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Но и здесь существуют свои особенности привлечения к ответственности: дело в том, что обычный порядок здесь не действует: принимать решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания может только соответствующая квалификационная коллегия судей, а в случае совершения дисциплинарного проступка судьей Конституционного Суда РФ – только Конституционный Суд РФ. Обжаловать такое решение возможно в специальный орган –Дисциплинарное судебное присутствие.Для того, чтобы лучше понимать, за какое именно действия судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, целесообразно здесь раскрыть понятие дисциплинарного проступка. Таким проступком со стороны судьи будет считаться нарушение норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.Приведем данные статистики по России. Так, в период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационными коллегиями судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно были прекращены полномочия 160 судей и наложены взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшей квалификационной коллегией – на трех и двух судей соответственно [3].13. Право судьи на отставку (почетный уход или почетное удаление с должности). Более того, уход судьи в отставку не прекращает всех привилегий, связанных с его статусом: звание судьи сохраняется, а также сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.14. Закон возлагает обязанность по повышению профессиональной квалификации судьями: так, федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.15. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальное обеспечение включает в себя месячный оклад согласно замещаемой должностью, месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, кроме того: ежемесячное денежное поощрение, доплата за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук и другие доплаты. Среди социальных гарантий можно отметить предоставление отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, (при этом не учитывается время следования к месту отдыха и обратно); а учитывая стаж работы по юридической специальности, может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) и т.д.16. Применение мер безопасности с целью защиты жизни, здоровья. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, рассмотрев основные положения законодательства о статусе судей в РФ, мы пришли к выводу, что такой статус, со всеми его привилегиями, правами и обязанностями, способен обеспечить возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие [4]. Однако, не стоит забывать, что есть и обратная сторона: некоторые судьи совершают правонарушения, или даже преступления, злоупотребляя своим служебным положением.

Читайте также:  Статья 22.1. размеры нотариального тарифа

В связи с этим, представляется необходимым проводить усиленный контроль (возможно, создав специальный надзорный орган), который бы строго следил за тем, каким образом используются судьей предоставленные свободы и привилегии.

С целью сохранения объективности и беспристрастности правосудия считаем необходимым особенно ужесточить ответственность судей за такое преступление, как получение взятки.

Иначе, о каком «справедливом» разбирательстве может идти речь, если даже наши «служители Фемиды» будут выносить свое решение в зависимости от размера полученного вознаграждения?

И речь здесь идет также о моральном облике судьи, ведь стороны, участвующие в процессе, обращаются к суду «Ваша честь». А это, на наш взгляд, говорит о многом.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 764; Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари; ACT; Астрель, 2004. С. 744.
  2. Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8832/ detail.
  3. Атяшев М.С. К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы // Российский судья. 2007. N 7.
  4. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.

Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей

В соответствии со ст.10 Конституции РФ[1], государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства[2].

Статья 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[3] прямо прописывает данную норму. Она гласит: «Судьи — носители судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Судьи всех степеней, осуществляющие судебную власть именем Российской Федерации и наделенные для этой цели соответствующими полномочиями, образуют в своей совокупности судейский корпус.

С целью подтверждения факта действий от имени Российской Федерации, Законом «О статусе судей» утверждены символы судебной власти. [4] Они представлены следующим образом:

1. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

3. Каждому судье выдается соответствующее удостоверение.

Лица, желающие работать в качестве судьи должны соответствовать перечню довольно жестких требований.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть». [5] Присяга дисциплинирует судью в его работе, а так же является юридическим основанием его ответственности за нарушение изложенных в ней принципов.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных, уставных и других судов, могут определяться федеральными законами, или законами субъектов Российской Федерации.

Всем без исключения судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы, т. к.

они находятся на государственной службе и обладают достаточно высоким статусом.

Большие разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится им как носителям судебной власти, действующим от имени государства, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия и призванным при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст.46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования.

Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 3132-1.

[6] При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.

Первое общее требование для всех судей — наличие у них гражданства Российской Федерации.

Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения.

От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.

Следующее условие — возрастной ценз для судей установлен не менее 25 лет, но лицо этого возраста может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.

В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 35 лет, а судьей Конституционного Суда, — 40 лет.

  • Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, при разрешении ими сложных ситуация.
  • В соответствии с комментируемой нормой судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.
  • Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении. [7]

Следующим требованием для судьи низшего звена является стаж работы по юридической профессии[8] не менее 5 лет. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Для судей Конституционного Суда существует и требование — обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность.

Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование — сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Читайте также:  Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения.

Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

Законом установлено, что судья «обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности». [9]

Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус. Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он не вправе быть даже третейским судьей.

Судья же Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. [10]

Как указывалось выше, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.

Так Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169[11] Закон о статусе судей был дополнен новой статьей 4.1, которая в обязательном порядке предписывает прохождение медицинского освидетельствования кандидатом на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

В соответствии со ст.5 Закона «О статусе судей», председатель суда, в котором открылась вакантная должность, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

  1. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
  2. Любой гражданин, соответствующий установленным к кандидатам требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:
  3. подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
  4. анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
  5. подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
  6. подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  7. документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
  8. Квалификационный экзамен принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей[12].
  9. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
  10. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
  11. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
  12. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются те же документы, что и в квалификационную комиссию, а так же, сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
  13. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и поданных о кандидате сведений, а за тем, по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.
  14. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи для издания Указа Президента РФ.

Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются законами Российской Федерации, а в случаях, ими предусмотренных, — также законами республик в составе Российской Федерации (ч.I ст.2 Закона о статусе судей в РФ).

В чем же проявляется и что означает единство статуса судей? Единство судейского статуса проявляется в общем для всех судей в Российской Федерации круге основных прав, обязанностей и ограничений.

Единство статуса судей означает ни что иное, как равенство всех судей внутри судейского сообщества: равная защита федеральным законом принадлежащих им прав, возложение на судей одинаковых обязанностей и ограничений, связанных с пребыванием в судейском сообществе.

Введение в судебную систему Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, арбитражных судов, военных судов и мировых судей, на наш взгляд, не подорвало понятия единства статуса судей, так как уровень гарантий, установленный Федеральным законодательством не снижен.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном суде Российской Федерации» зафиксировал положения, касающиеся структуры и организации Конституционного Суда, его полномочия.

Выделение в отдельные нормы требований, предъявляемых к судье (возраст не менее сорока лет, стаж по юридической профессии не менее 15 лет, гарантии признания высокой квалификации в области права), порядок назначения на должность судьи Конституционного суда, присяга судьи перед лицом Совета Федерации и т.д.

подчеркивают самостоятельность и независимость судебной власти, осуществляемой посредством Конституционного судопроизводства, но право на самостоятельность и независимость закреплена и за другими видами судов.

Судебные акты Конституционного суда часто касаются значительного или неопределенного круга лиц и органов, поэтому закон вполне обоснованно произвел формальное выделение самостоятельности и независимости судей Конституционного Суда РФ.

Так, о своей самостоятельности и независимости должны радеть все суды и судьи.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» также не способствовал, на наш взгляд, утрате единства судейского статуса, поскольку законодательство об арбитражных судах находится в соответствии с Конституцией РФ, полномочия и порядок судопроизводства устанавливаются Конституцией и Федеральным Конституционным законом, другими федеральными законами, что характерно, в частности для судов общей юрисдикции. Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел (ст.6). Арбитражные суды — новая структура в судебной системе РФ и необходимо было напрямую адресовать ей принципиальное обоснование надлежащего оформления деятельности этой структуры.

  • Все структуры судебной системы РФ и вместе с ними все судьи проходят через бесконечные трудности, возникающие на пути становления судебной власти, чтобы осуществить важнейшее положение Закона о статусе судей: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».
  • Гигантские политические перемены, сделавшие возможным закрепление указанного положения, позволили благодаря этой самостоятельности и независимости установить единый статус судей, различающийся только по полномочиям и компетенции судей.
  • Полномочия и компетенция судей различаются в зависимости от:
  • принадлежности их к общим, военным, арбитражным или конституционным судам;
  • работы судьи в нижестоящем или вышестоящем суде; правил подсудности дел;
  • должности судьи (председатель суда, его заместитель, председатель судебной коллегии, член президиума суда, член суда).
Читайте также:  Статья 7. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения

Все другие организационные решения внутри структуры судебной системы, как например, специализация в рассмотрении дел, распределение обязанностей между заместителями, увеличение штатной численности — не имеют значения в плане реализации закона о статусе судей, поскольку не изменяют определенных законом полномочий и компетенцию судей. Так, каждый судья может рассматривать как уголовные, так и гражданские дела, судья специализирующийся на рассмотрении трудовых дел — не лишен возможности рассматривать категорию дел об установлении усыновления и т.д.

Судьям присваиваются квалификационные классы. Принцип (и норма) присвоения классности судьям един на всей территории Российской Федерации.

Для судей устанавливается высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы, не являющиеся почетными и специальными званиями, а свидетельствующие об уровне профессионализма судьи, повышающие его авторитет и влияющие на повышение материального обеспечения судьи. Присвоение и повышение квалификационного класса не изменяет статуса судьи, его получившего, относительно других судей в Российской Федерации.

За квалификационные классы судьям ежемесячно производится доплата, исчисляемая в процентном отношении к окладам по занимаемой должности: судья высшего квалификационного класса — 30%, первого класса — 25%, второго класса -22%, третьего класса — 20%, четвертого класса — 17%, пятого класса — 15%.

Судьи военных судов, кроме доплат за квалификационные классы, получают еще оклад по воинскому званию.

Судьям за выслугу лет также производятся ежегодные надбавки. Раз в году судьям дается надбавка в должностных окладах, включая доплаты за квалификационный класс, в следующих размерах: при стаже работы судьи свыше 2-х лет -2, свыше 5 лет -3, свыше 10 лет -4, свыше 15 лет -5, свыше -20 лет -6.

В стаж работы судьи включаются как стаж работы в качестве судьи в судах Российской Федерации и бывшего СССР, так и стаж его работы в качестве судьи в судах государств, входивших ранее в состав СССР. Включается и время его работы в качестве государственного арбитра.

  1. Размеры должностных окладов судей устанавливаются следующим образом:
  2. Оклад председателя Конституционного Суда РФ равен должностному окладу Президента РФ;
  3. Должностные оклады судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего арбитражного суда РФ устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда РФ;
  4. Должностные оклады судей Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, районных судов, Высшего арбитражного суда РФ, Высших арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных и городских арбитражных судов, арбитражных судов автономной области и автономных округов установлены в процентном отношении к должностным окладам Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего арбитражного суда РФ.
  5. Должностные оклады в соотношении выглядят следующим образом:
  6. Председатель Конституционного Суда — 100%; Председатель Верховного Суда — 98%; Председатель Высшего арбитражного суда -98%; заместитель Председателя Конституционного Суда — 95; секретарь Конституционного суда — 90%; член Конституционного Суда — 85%.
  7. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ получают от установленных должностных окладов Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего арбитражного суда РФ в следующих размерах: первый заместитель Председателя — 95%, заместитель Председателя -90%, председатель судебной коллегии, председатель судебного состава, секретарь Пленума — 85%, член Верховного Суда, судья Высшего арбитражного суда -80%.
  8. Судьи Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, соответственные судьи арбитражных судов: Председатель -80%, заместитель Председателя -75%, председатель судебной коллегии -67%, член суда, судья арбитражного суда — 65%.
  9. Судьи Московского и Санкт-Петербургского городских судов, Московского и Ленинградского областных судов, арбитражных судов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Председатель — 84%, первый заместитель Председателя- 78%, заместитель председателя — 73%, председатель судебной коллегии -69%, член суда, судья арбитражногосуда-67%.
  10. Судьи районных судов: председатель — 65%, заместитель председателя -60%, судья — 52%.

Судьи пребывают в присвоенном квалификационном классе определенный законодательством срок: в пятом квалификационном классе — 2 года, в четвертом — 3 года, в третьем — 4 года, во втором — 5 лет, в первом классе — без срока.

Высший квалификационный класс как правило присваивается судьям, проработавшим долгие годы в судебной системе РФ, имеющим высокие качественные показатели в судебной деятельности, соблюдающим строго законодательство РФ, постоянно совершенствующимся профессионально.

  • Квалификационный класс Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ присваивается Высшей квалификационной коллегией судей РФ.
  • Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, должен быть представлен к квалификационной аттестации в течение первых шести месяцев своей работы.
  • Очередная квалификационная аттестация в связи с присвоением квалификационного класса проводится по представлению председателя соответствующего суда, либо по заявлению судьи не позднее двух месяцев со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе.
  • Квалификационные классы присваиваются судьям соответствующими квалификационными коллегиями судей.
  • Высококвалифицированному судье с учетом стажа работы в должности судьи и опыта работы допускается досрочное присвоение квалификационного класса.

Присвоению квалификационного класса предшествует квалификационная аттестация, т.е. оценка уровня его профессиональных знаний, опыта, деловых качеств и соответствие его поведения, предъявляемым к судье требованиям.

Квалификационный класс сохраняется за судьей и при переходе из суда общей юрисдикции в арбитражный суд, из военного — в специализированный, т.е. при работе в любой разновидности суда.

  1. За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.
  2. Решение квалификационной коллегии судей по вопросу присвоения квалификационного класса обжалованию не подлежит.
  3. Если полномочия судьи прекращаются по порочащим его основаниям (деятельность судьи, несовместимая с его должностью, несмотря на предупреждение соответствующей квалификационной коллегии; состоявшегося о нем и вступившего в законную силу обвинительного приговора суда; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи), то судья лишается присвоенного ему квалификационного класса.
Ссылка на основную публикацию