Статья 34.1. Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей следующие гарантии в сфере обеспечения достойных условий жизни, образования, здравоохранения, труда, судопроизводства, уплаты налогов и сборов, обеспечения жильем, а также в иных сферах, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Во-первых, это гарантия права на устройство в семью.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право на устройство в семью на воспитание (усыновление, удочерение): под опеку (детей до 14 лет) или попечительство (детей от 14 до 18 лет), в приемную или патронатную семью. При отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, им гарантируется пребывание в организации для детей-сирот (п. 1 ст. 123, ст. 152, ст. 155.1 СК РФ).

Усыновление либо передача под опеку или попечительство братьев и сестер разным лицам не допускается, кроме случаев, когда это отвечает интересам детей (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145 СК РФ).

При усыновлении ребенка или передаче его под опеку или попечительство гарантируется учет его мнения, а если ребенку исполнилось 10 лет, то его согласие обязательно (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145 СК РФ).

В РФ гарантируется сохранение тайны усыновления (ст. 139 СК РФ). За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность по ст. 155 УК РФ.

Во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют различные гарантии в сфере образования, в частности (ст. 6 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

1) право на бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих;

2) преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ч. 6 ст. 86 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

3) право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных средств — при наличии у ребенка среднего общего образования (ч. 7, 8 ст. 71 Закона № 273-ФЗ);

4) преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (ч. 9 ст. 71 Закона № 273-ФЗ);

5) до 01.01.2017 право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ч. 5 ст. 71, ч. 14 ст. 108 Закона № 273-ФЗ);

6) полное государственное обеспечение до завершения обучения по образовательным программам очного среднего профессионального образования или высшего образования за счет бюджетных средств;

7) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, — детям, обучающимся по основным образовательным программам (п. 5 ст. 6 Закона № 159-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона № 273-ФЗ);

8) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;

9) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год — к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;

10) обеспечение выпускников федеральных государственных образовательных организаций одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб. (Приложение   № 4 к Постановлению Правительства РФ от 07.11.2005 N 659).

  • В-третьих, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере здравоохранения, в частности:
  • гарантии в сфере здравоохранения,  в частности:
  • 1) бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;
  • 2) путевки в оздоровительные лагеря и санатории при наличии медицинских показаний.
  •  В-четвертых, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные гарантии в сфере труда, в частности:

1) проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости (ст. 9 Закона № 159-ФЗ);

2) выплата пособия по безработице. Пособие назначается ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного и выплачивается в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте РФ.

В это время органы службы занятости должны проводить для данной категории граждан профессиональную ориентацию, направлять их для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования и организовывать их трудоустройство;

3) профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата) (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет.

В-пятых, в сфере судопроизводства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с законодательством о бесплатной юридической помощи в РФ (ст. 10 Закона № 159-ФЗ).

В-шестых, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются различные льготы по уплате налогов и сборов, в частности:

1) освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде благотворительной помощи независимо от источника выплаты (п. 26 ст. 217 НК РФ);

2) освобождение от уплаты государственной пошлины за прием в гражданство РФ, за выдачу паспорта гражданина РФ (п. 3 ст. 333.29, пп. 9 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Региональным и местным законодательством могут быть предусмотрены другие льготы по налогам, в том числе освобождение от уплаты земельного налога или налога на имущество физических лиц (абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).

Указанный перечень гарантий не является исчерпывающим. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 01.01.2017 вступил законную силу Федеральный закон  от 28.12.

2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» предусматривающий дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: в пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены следующие изменения: «Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации — при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Специализированное жилье для детей сирот — 11 советов адвокатов и юристов

В Российской Федерации права детей, лишившихся родительского попечения, в части обеспечения их жильем регулируются законодательно, в том числе следующими законами:

  • ст. 155.3 Семейного кодекса РФ;
  • ст. ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ);
  • Федеральный закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закон № 159-ФЗ) и др.
Читайте также:  Статья 9. участники накопительно-ипотечной системы

Обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возлагается на органы исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства

ребенка.

В соответствии со ст. 34 ГК РФ органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими полномочия по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются органы опеки и попечительства.

Регионы самостоятельно разрабатывают нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы с указанной категорией граждан и устанавливающие перечни документов, необходимых для реализации права детей-сирот на жилье.

  Сравнение сроков строительства домов из разных материалов

Что это такое?

Договор специализированного найма — это двухстороннее соглашение, между Наймодателем и Нанимателем, на основании которого собственник передает гражданину жилье в пользование и владение.

Он отличается временным характером и обязательной платой за проживание, а также отсутствием у нанимателя каких-либо возможностей по распоряжению жильем. Специализированный наем оформляется в письменной форме, согласно утвержденному законодательством образцу.

Постановление правительства №42 от 26.01.2006 года регламентирует типовые формы договора для каждого вида специализированного найма, а именно для:

  1. временных переселенцев и лиц, признанных беженцами;
  2. маневренного фонда;
  3. служебного жилья;
  4. комнаты в общежитии.

Отношения по таким видам найма регулируются Жилищным Кодексом РФ, в частности разделом IV, статьями 100, 101, 102 ЖК РФ.

Стороны

Договор спец. найма является двусторонним и заключается между Наймодателем и Нанимателем.

Существуют весомые различия между лицами, заключающими договор

Лицом, предоставляющим жилое помещение может быть:

  • Российская Федерация.
  • Субъект РФ.
  • Муниципальное образование, учреждение, предприятие.
  • Юридическое лицо (как правило, для служебного жилья).

Важно!Второй стороной договора, то есть Нанимателем, всегда выступает только гражданское лицо.

Что определяется?

Заключая договор найма, стороны берут на себя права и обязанности по его исполнению.

Права и обязанности Наймодателя:

  • требовать своевременной платы за проживание и коммунальные услуги;
  • передать в пользование жилье в надлежащем состоянии, свободное от прав и притязаний третьих лиц;
  • обеспечивать доступ к услугам коммунального хозяйства, надлежащего качества и количества;
  • производить капитальный ремонт;
  • отвечать за содержание и ремонт имущества общего пользования.

Права и обязанности Нанимателя:

  • вселять и регистрировать по месту жительства членов семьи и третьих лиц;
  • требовать устранения нарушений в отношении коммунальных услуг и общедомовой собственности;
  • сохранять выделенную жилплощадь в пригодном для проживания состоянии;
  • проводить текущий ремонт;
  • своевременно и полностью оплачивать жилье и услуги коммунальных служб;
  • сообщать об обстоятельствах, ведущих к прекращению или изменению договора найма.

Существенными условиями являются:

  1. Предмет договора. Изолированное жилье (дом, часть дома, квартира, часть квартиры или комната в общежитии), отнесенное к специализированному жилищному фонду.
  2. Срок действия.

    Документ является срочным, однако его прекращение не связанно с наступлением конкретной даты, а происходит в связи со сменой обстоятельств, например:

  3. увольнение с работы;
  4. окончанием ремонтных работ по основному месту проживания.

  5. Плата за жилье каждого субъекта РФ – устанавливаются индивидуальные максимальные суммы для оплаты 1 квадратного метра жилья. В каждом регионе они варьируются в зависимости от территории муниципального образования и уровня его благоустройства.

    В качестве оплаты специализированного жилья могут выступать:

  6. расходы на строительство, содержание и ремонт жилья;
  7. иные траты, предусмотренные жилищным законодательством РФ.

Какие категории граждан объединяются понятием «дети-сироты»?

Нередко в обиходной речи понятием «дети-сироты» объединяется несколько категорий граждан.

Применительно к бесплатному предоставлению жилых помещений ст. 1 Закона № 159-ФЗ устанавливает, что к указанным категориям относятся:

  1. дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в случае:
      лишения родителей родительских прав;
  3. ограничения родителей в родительских правах;
  4. признания родителей безвестно отсутствующими;
  5. признания родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
  6. объявления родителей умершими;
  7. установления судом факта утраты лицом попечения родителей;
  8. отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  9. нахождения родителей в местах содержания под стражей;
  10. уклонения родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  11. отказа родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  12. если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  13. признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
  14. лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Право ребенка-сироты на жильё сохраняется за ним до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Жилые помещения, предназначенные для вышеуказанного круга лиц, не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное (п.2 ст. 109.1 ЖК РФ).

Особый порядок обеспечения жилищем детей, оставшихся без попечения родителей

Предоставление жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения, осуществляется по определенному и специфическому порядку, который утвержден жилищным законодательством РФ. В частности, этот процесс регулируется ст. 98.1 ЖК РФ.

Данная норма права гласит о том, что обеспечение жилыми помещениями распространяется не только на несовершеннолетних граждан, но и на лиц, достигших дееспособного возраста, но причисляемых раньше к отдельной категории субъектов правоотношений, которым принадлежит право получения жилплощади из специализированного фонда.

В этой ситуации вступает в законное действие ФЗ под № 159-ФЗ, фиксирующий собой дополнительные гарантии для детей-сирот, которые достигли 18-летнего возраста и покинули территорию образовательных, социальных учреждений, закончили государственную службу в рядах российской армии и пр.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями происходит на основании закона № 159-ФЗ, а также с учетом требований, прописанных в ФЗ под № 15-ФЗ. В частности, для получения жилого помещения необходимо официальное заключение договора специализированного найма между сиротой или ребенком, оставшимся без попечения, и собственником жилья (государством или же органом МСУ).

  Как открыть наследственное дело у нотариуса

Условия предоставления жилья детям-сиротам?

Право на получение бесплатного жилья детьми-сиротами возникает в следующих случаях:

  • если у ребенка не имеется жилого помещения по договору социального найма (он не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности;
  • если у ребенка имеется жилое помещение по договору социального найма (он является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) либо в собственности, но его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным;
  • проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если в таком жилом помещении вместе с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения (п. 3 ст. 72 ЖК РФ)
  • ПодробнееЕсли совместное проживание детей и граждан, лишенных родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п.2 ст. 91 ЖК РФ).

  • лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно (п.1 ст. 51 ЖК РФ);
  • кроме того, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях может быть признано невозможным в следующих случаях:
  • жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»);
  • общая площадь жилого помещения на одного человека меньше учетной нормы площади (ст. 50 ЖК РФ).
  • Это обязательные условия предоставления жилья детям-сиротам, установленные на федеральном уровне.
  • На региональном уровне могут быть установлены иные основания признания проживания детей-сирот в ранее занимаемых помещениях невозможным и условия предоставления жилья детям-сиротам.
  • Также на региональном уровне определяется и порядок установления факта невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях.

Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Дети-сироты

Перед тем как углубиться в законодательный процесс выдела жилого помещения, необходимо понять, кого признают детьми, оставшимися без попечения родителей.

В данной ситуации необходимо сделать отсылку на Семейный кодекс РФ, который фиксирует собой данную дефиницию. Так, согласно ст. 121 указанного НПА, в понятие «детей, оставшихся без попечения родителей», входят и лица, причисляемые к категории «дети-сироты».

При этом основания для наделения несовершеннолетнего ребенка подобным статусом могут быть самыми разными:

  • смерть обоих родителей;
  • лишение родительских прав;
  • недееспособность родителей;
  • отказ принимать участие в воспитании и образовании детей;
  • создание родителями условий, которые несут угрозу для жизни несовершеннолетнего и пр.

Но, несмотря на неоднородность причин, в качестве основания выступает одно единственное условие – отсутствие родительского попечения в отношении конкретного ребенка. Факт отсутствия попечения со стороны родителей устанавливается либо в момент смерти законного представителя несовершеннолетнего, либо по вступлению в юрсилу судебного решения.

При этом со стороны госорганов в течение 3-х дней с момента поступления сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, должен быть осуществлен контроль условий жизни несовершеннолетнего.

Все полученные данные должны быть внесены в единый госреестр, в который включены все без исключения несовершеннолетние, причисляемые к когорте «оставшихся без попечения родителей».

Основные правила предоставления жилых помещений

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 8 Закона № 159-ФЗ):

  • по достижении ими возраста 18 лет;
  • в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (например, при вступлении в брак);
  • по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения;
  • по окончании прохождения военной службы по призыву;
  • по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
  • в иных случаях до достижения совершеннолетия, предусмотренных законодательством субъектов РФ.
  1. Законом предусмотрено, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются из специализированного жилищного фонда.
  2. Предоставляться могут исключительно благоустроенные жилые помещения.
  3. При предоставлении таких жилых помещений с детьми-сиротами заключаются договоры найма специализированных жилых помещений.
  4. Подробнее

Специализированные жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам найма, не подлежат отчуждению или передаче в аренду, наем (п. 3 ст. 92 ЖК РФ).

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

По решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок неоднократно.

По решению органа исполнительной власти субъекта РФ жилое помещение может быть исключено из специализированного жилищного фонда. В этом случае с нанимателями заключается договор социального найма.

Подробнее

Действующим законодательством не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот (например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и т.д.) (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Жилые помещения детям-сиротам предоставляются однократно.

Расторжение и прекращение

Договор найма может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон либо ввиду наступления следующих обстоятельств:

  • окончание трудовых отношений;
  • завершение ремонтных работ по основному месту проживания гражданина;
  • использование жилого помещения не по назначению;
  • неиспользование жилья более 6 месяцев;
  • изменение права собственности на жилье и другое.
  • Договор специализированного найма, автоматически прекращается при разрушении жилья или смерти Нанимателя.

Права детей оставшихся без попечения родителей

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Права детей оставшихся без попечения

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Содержание

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

  • Нормативное регулирование
  • В основе законодательного регулирования защита прав детей оставшихся без попечения родителей лежит Конвенция прав ребенка, принятая на международном уровне, служащая базой для иных актов правотворчества, основное предназначение которых – охрана и защита прав и свобод граждан, не достигших совершеннолетия, в том числе защита прав детей оставшихся без попечения родителей
  • Что касается нормативного регулирования защита прав детей оставшихся без попечения родителей, выполняется оно в соответствии с предписаниями таких законодательных актов:
  • СК РФ, в частности, ст. 155.3;
  • Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В статье представлены сведения об основополагающих правах и свободах рассматриваемой категории детей, содержащихся в вышеперечисленных источниках, а также об условиях их реализации и охране.

Основания для предоставления статуса, дающего право своему обладателю на социальное обеспечение

В соответствии с законодательством к категории лиц, имеющих статус детей, оставшихся без обеспечения родителей, дающий право на социальное обеспечение и предоставление других материальный и нематериальных благ, относят:

  • Несовершеннолетних лиц, которые остались сиротами в результате смерти матери или отца, или же обоих родителей;
  • Граждан до 18 лет, родители которых по решению суда лишены родительских прав;
  • Детей, в том случае, если их родители ограничены в осуществлении своих родительских прав в соответствии с постановлением суда;
  • Несовершеннолетних лиц, родители которых признаны недееспособными;
  • Лиц до 18 лет, если их родители считаются безвестно пропавшими;
  • Детей, чьи родители осуждены и отбывают назначенное наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а также в случае назначения последним такой меры пресечения, как заключение под стражу;
  • Несовершеннолетних граждан, если их родители пребывают в специализированных медицинских заведениях;
  • Несовершеннолетних лиц, если их родители злостно уклоняются от их материального обеспечения и воспитания;
  • Несовершеннолетних лиц, если родители отказались их забирать из лечебных, образовательных, а также других социальных заведений;
  • Граждан в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения родителей, в установленных законодательством случаях.

Права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Материальные и нематериальные

Меры социальной поддержки рассматриваемой категории детей направлены на реализацию их материальных и нематериальных прав и свобод. К материальным благам относится обеспечение жильем, питанием, одеждой, бесплатным проездом в общественном транспорте, предметами быта и обучения.

Перечень нематериальных прав содержит:

  • Право бесплатно учиться;
  • Право работать;
  • Жилищные права;
  • Право бесплатно пользоваться медицинскими услугами;
  • Право на отдых;
  • Право на развитие способностей и интересов.
  1. Личные и имущественные
  2. Отдельно можно выделить личные и имущественные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения.
  3. Имущественные права:
  • Право на социальное обеспечение;
  • Право на имущество, которое перешло в собственность лица на основании договора дарения или по наследству;
  • Жилищное право, которое предусматривает сохранение права собственности на закрепленное за несовершеннолетним лицом жилое помещение, несмотря на то, что ребенок проживает в государственном социальном учреждении;
  • Право на получения жилья вне очереди, при условии отсутствия недвижимого имущества, пребывающего в собственности лица.

Личные права, которые имеет ребенок, оставшийся без родительского обеспечения, включают право:

  • Беспрепятственно общаться с матерью и отцом, при их наличии, а также с близкими родственниками;
  • Выражать собственное мнение, когда решается вопросы относительно осуществления их интересов, а также защищать свои права законными способами, в том числе и в ходе судебного разбирательства;
  • Жить совместно с опекуном и членами его семьи до достижения 16 лет, после допускается раздельное проживание, требующее предварительного согласования с органами опеки и попечительства;
  • Требовать уважения чести и собственного достоинства от других лиц.

Остановимся на основных правах детей, оставшихся без попечения родителей более детально.

Право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное общее образование и материальное обеспечение во время обучения

Понятие получение общего образования за счет средств из федерального бюджета предусматривает:

  • Бесплатное прохождение подготовительных курсов абитуриентами перед поступлением в средние учебные заведения и вузы на бюджетной основе. При этом наличие документа, подтверждающего получение основного или среднего образования обязательно (аттестат, диплом);
  • Бесплатное получение второго профильного образования;
  • Сохранение полного социального обеспечения, в частности выплаты стипендии, в случае академического отпуска, если избежать отрыва от учебного процесса невозможно по медицинским показаниям;
  • Бесплатный проезд студентов в некоторых видах общественного транспорта;
  • Компенсацию расходов на проезд к месту обучения и обратно, если учебное заведение находится в другом населенном пункте. Возмещение производится один раз в год;
  • Выплату одноразового денежного пособия выпускникам, а также обеспечение последних одеждой и необходимым оборудованием по окончании учебного заведения. Компенсация производится за счет образовательного учреждения, в котором выпускник обучался.

Во время обучения содержание детей, оставшихся без родительского обеспечения, а именно питание, проживание в студенческом общежитии, а также обеспечение других материальных благ, связанных с получением образования, осуществляется за счет государства.

Право на развитие способностей и интересов

Развитие способностей и интересов предусматривает создание необходимых условий как для несовершеннолетних лиц с отставанием в развитии, так и для тех, которые проявили выдающиеся таланты. Реализация данного права осуществляется в соответствии со специальными программами, разработанными для отдельных категорий детей с учетом их умений и навыков.

Если ребенок нуждается в коррекции проблем в развитии, ему предоставляется помощь квалифицированного специалиста, а дальнейшее обучение проводится по программе, направленной на продвижение его способностей и способствующей прогрессу.

Право детей на получение пособия, а также на другие социальные льготы

Ребенок, лишенный родительского обеспечения, имеет право на следующие выплаты и льготы:

  • Алименты. При этом средства, взысканные с родителей детей, лишенных родительского попечения, перечисляются на счет того заведения, в котором ребенок проживает. Одна половина денег идет на содержание получателя алиментов, а вторая – ложится на его счет, открытый в Сбербанке РФ;
  • Пенсия;
  • Социальные выплаты и пособия;
  • Льготный или бесплатный проезд в некоторых видах общественного транспорта.

Право на отдых

Под правом на отдых подразумевается предоставление ребенку свободного времени для проведения досуга в соответствии с его интересами и предпочтениями. Также понятие полноценного отдыха включает организацию свободного времени детей в период каникул и выходных дней.

  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей
  • Законом гарантировано право несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на судебную защиту своих нарушенных интересов и предоставление бесплатной юридической помощи (консультация юриста, составление иска и других процессуальных документов, представление в суде).
  • Наравне с подопечным лицом, интересы которого нарушены, обратиться в суд за восстановлением справедливости вправе его законный представитель, прокурор, а также представитель органа опеки и попечительства, в обязанности которого входит охрана прав и свобод детей-сирот и несовершеннолетних лиц, оставшихся без обеспечения родителей.

Охрана прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения

Охрана и защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется следующими способами:

  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей законным представителем (опекун, попечитель, воспитатель);
  • Самозащита;
  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей представителями органов опеки и попечительства;
  • Защита прав детей оставшихся без попечения родителей прокурором.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

  1. Здравствуйте, у меня такой вопрос , я нахожусь под опекой ( опекун бабушка) , могу ли я поступить в колледж на бюджет , если у меня не хватает проходного балла в аттестате?

Алексей06.07.2019 19:15

Обратитесь в сам колледж, поступление определяется правилами самого заведения, а не федеральными законами. 

Сайботалов Вадим Владимирович07.07.2019 12:34

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

07.07.2019 19:20

Задать дополнительный вопрос

Органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за реализацию права на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и приравненных к ним лиц

 В связи с рассмотрением Генеральной прокуратурой Российской Федерации обращения директора Федеральной службы судебных приставов Парфенчикова О.А.

, в котором отмечается проблематичность исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и приравненным к ним лицам, в связи с неправильным определением субъектного состава по таким делам, полагаем необходимым обратить внимание прокуроров на нижеследующее.

В качестве одного из видов дополнительной социальной гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих в наличии закрепленного жилья, предусмотрено их право на обеспечение жилой площадью по месту жительства не ниже установленных социальных норм после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Названные положения Федерального закона № 159-ФЗ конкретизированы в ч. 3 ст.

49 ЖК РФ, в соответствии с которой жилые помещения названной категории граждан предоставляются по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации). Порядок предоставления жилых помещений устанавливается Жилищным кодексом РФ, федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и приравненным к ним лицам во внеочередном порядке.

Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 и абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ч. 4 ст.

49 ЖК РФ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан Российской Федерации является государственным полномочием субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и за счет собственных бюджетных средств (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

Обязанность по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями в установленном законом порядке.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.

7, 19), в соответствии с которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации – и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71-73).

В развитие названных законоположений ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Соответственно ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законом порядке соответствующими государственными полномочиями.

Ссылка на основную публикацию