26.02.2021
Примерное время чтения: 2 мин.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 24 февраля 2021 г. опубликован Федеральный закон[1], которым вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) – существенно увеличиваются размеры административных штрафов за нарушение законодательства в области персональных данных (далее – ПДн).
В рамках тенденции усиления государственного контроля в области обработки персональных данных практически все размеры штрафов увеличены вдвое (кроме тех, которые установлены за нарушение требований локализации).
Так, например, за отсутствие письменного согласия компанию смогут оштрафовать на сумму до 150 000 руб. Довольно строгим нововведением является исключение предупреждения как вида административного наказания из ст. 13.
11 КоАП РФ.
Кроме того, вводятся санкции за повторное совершение административных правонарушений, – это касается следующих составов:
- обработки ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо если обработка несовместима с целями сбора ПДн;
- обработки ПДн без письменного согласия, либо когда письменное согласие не соответствует предъявляемым законодательством требованиям;
- несвоевременного выполнения оператором ПДн требований субъекта ПДн, его представителя или уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн.
Соответственно, за уже упомянутое отсутствие письменного согласия, если такое нарушение будет совершено повторно, на компанию может быть наложен штраф до 500 000 руб.
Также крайне важным нововведением является увеличение срока давности привлечения к ответственности в области ПДн – с 3 месяцев до 1 года.
С подробным разбором изменения санкций предлагаем ознакомиться ниже:
О чем подумать, что сделать
Для минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушения в области ПДн рекомендуем компаниям заранее провести проверку соблюдения требований законодательства о ПДн и устранить выявленные нарушения.
Это позволит в том числе заблаговременно подготовиться к возможным контрольным мероприятиям Роскомнадзора с целью управления рисками (их исключения, минимизации) привлечения к ответственности и применения иных мер принуждения по результатам такого контроля.
Помощь консультантов
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом работы по вопросам соблюдения законодательства о персональных данных и готовы оказать комплексное правовое и техническое содействие в проверке соблюдения требований законодательства о ПДн и устранение выявленных нарушений, а также представлять интересы организации и ее сотрудников при проведении контрольных мероприятий и в спорах с административными органами.
[1] Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Возврат к списку
В ведущий международный юридический рейтинг Best Lawyers™ 2022 в России вошли 46…
«Пепеляев Групп» присоединилась к международной ассоциации в области трудового п…
«Пепеляев Групп» на ПМЮФ 9 ¾: как это было
«Пепеляев Групп» стала партнером благотворительного фонда «Правмир»
Практику фармацевтики и здравоохранения «Пепеляев Групп» возглавит Константин Ша…
Антимонопольный Пленум ВС РФ: экономико-правовой дискурс
Сергей Сосновский выступил на I Владивостокском морском юридическом форуме
Практики «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся результаты в рейтинге Th…
Ответственность за нарушение условий контракта по гособоронзаказу
Об административной ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Приглашаем на конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны, ФАС, Минфина, Федерального казначейства, Генпрокуратуры и других ведомств.
Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.
Игорь Васильевич Башлаков-Николаев, начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, старший научный сотрудник ИГП РАН, к.э.н., магистр права
Статьей 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которая введена Федеральным законом от 02 февраля 2013 г. №326-ФЗ, установлена административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.
55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя или исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Частью 2 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.32.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Частью 2.1. ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Часть 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ введена Федеральным законом от 29 июня 2015 г. №159-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в ч. 1, 2, или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
В соответствии с примечанием к ст. 14.55 КоАП РФ понятие «грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу» устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02 июня 2014 г. №504 «Об установлении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу» установлено, что с 1 июля 2014 г.
под грубым нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенным должностным лицом головного исполнителя, должностным лицом государственного заказчика, понимается:
- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ;
- нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб Российской Федерации на сумму не менее 5% (но не менее 5 000 000 рублей) цены государственного контракта;
- нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу.
Состав субъектов административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.55 КоАП РФ
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, являются должностные лица головных исполнителей и исполнителей, ч. 2 – должностные лица государственного заказчика, ч. 2.1 – головного исполнителя.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.55, являются должностные лица головных исполнителей и государственных заказчиков.
Напомним, что в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.
4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Что касается ст. 14.55, в соответствии с предложенным вторым примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.
55 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с практикой Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в 2016 г. к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ привлекались следующие категории должностных лиц головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа[1]:
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор, руководитель организации) – 38,66%;
- заместитель единоличного исполнительного органа –24%;
- иные лица – 37,33%.
Среди иных лиц выделяются следующие категории должностных лиц: главные конструкторы, руководители проектов, руководители структурных подразделений, в том числе научных и производственных.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.55 КоАП РФ, являются общественные отношения по созданию, обращению и утилизации оборонной продукции. Эти отношения охватывают полный цикл от производства до утилизации, переработки оборонной продукции.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.55 КоАП РФ, составляют нарушения условий государственного контракта и условий контракта.
Субъективная сторона административного правонарушения по ст. 14.49 КоАП РФ характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Давность привлечения к административной ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ (чч. 1, 2, 2.1) в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.
Кто привлекает к административной ответственности за нарушение требований к оборонной продукции по статье 14.55 КоАП РФ
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.45 КоАП РФ, рассматриваются судьями и должностными лицами контролирующего органа.
Суд
Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ, предусматривающей в качестве санкции дисквалификацию.
Контролирующий орган
В соответствии со ст. 23.82 КоАП РФ ФАС России как Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 23.82 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контролирующего органа вправе:
- руководитель ФАС России, его заместители;
- руководители структурных подразделений Центрального аппарата ФАС России, их заместители;
- руководители территориальных органов ФАС России, их заместители.
Кто возбуждает дела об административных правонарушениях по ст. 14.55 КоАП РФ
В соответствии с п. 94 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ уполномоченные должностные лица ФАС России и территориальных антимонопольных органов возбуждают дела по всем частям ст. 14.55 КоАП РФ.
Протоколы, составленные по ч. 1, 2, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ направляются для рассмотрения должностным лицам антимонопольного органа.
Протоколы, составленные по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ, направляются для рассмотрения в суд.
В перечень должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях на бланке ФАС России, в соответствии с Приказом ФАС России от 29 июля 2015 г. №667/15, включены:
- начальники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- заместители начальников структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- заместители начальников отделов структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- ведущие консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- консультанты структурных подразделений центрального аппарата ФАС России;
- главные государственные инспекторы структурных подразделений центрального аппарата ФАС России.
Кроме того, дела об административных правонарушениях по ст. 14.55 КоАП РФ могут возбуждаться прокурорами в соответствии с ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ. Прокуроры направляют постановления о возбуждении дела о нарушении ч. 1, 2, 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ в антимонопольные органы, а по ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ – в суд.
[1] По состоянию на 1 августа 2016 г.
Приглашаем на конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны, ФАС, Минфина, Федерального казначейства, Генпрокуратуры и других ведомств.
Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.
Штрафы за нарушение законодательства РФ о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и адм. правонарушении в области защиты Государственной границы РФ
УФК по Свердловской области (МО МВД России «Красноуфимский») | |||||||||||||||||||||||||||||
(наименование получателя платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | 6 | 1 | 9 | 3 | 3 | 6 | 8 | 4 | 1 | 1 | 8 | 1 | 5 | 1 | 1 | ||||||||||||||
(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа) КПП 661901001 |
|||||||||||||||||||||||||||||
в Уральское ГУ Банка России БИК | 4 | 6 | 5 | 7 | 7 | 1 | |||||||||||||||||||||||
г. Екатеринбург (наименование банка получателя платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||
( наименование платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. плательщика____________________ ИНН плательщика | |||||||||||||||||||||||||||||
Сумма платежа руб. коп. Сумма платы 8 руб. 00 коп. | |||||||||||||||||||||||||||||
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы “ _____ ” _________________ 201___ г. Подпись плательщика ______________________ | |||||||||||||||||||||||||||||
УФК по Свердловской области (МО МВД России «Красноуфимский») | |||||||||||||||||||||||||||||
(наименование получателя платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | 6 | 1 | 9 | 3 | 3 | 6 | 8 | 4 | 1 | 1 | 8 | 1 | 5 | 1 | 1 | ||||||||||||||
(ИНН получателя платежа) (номер счета получателя платежа) КПП 661901001 |
|||||||||||||||||||||||||||||
в Уральское ГУ Банка России БИК | 4 | 6 | 5 | 7 | 7 | 1 | |||||||||||||||||||||||
г. Екатеринбург (наименование банка получателя платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
ОКТМО 65747000 КБК |
|||||||||||||||||||||||||||||
( наименование платежа) | |||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. плательщика _____________________ ИНН плательщика | |||||||||||||||||||||||||||||
Адрес плательщика г. ________________________ ул. ________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||
Сумма платежа руб. 00 коп. Сумма платы за услуги_____ руб. ___ коп. | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого ___200 руб. __00 коп. “ _____ ” __________________ 201___ г. | |||||||||||||||||||||||||||||
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка, ознакомлен и согласен Подпись плательщика ______________________ |
Разъяснения: Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
- Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.
- Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.
- Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.
35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).
Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).
Версия для печати
Установлена ответственность за нарушения законодательства о гособоронзаказе
Документы
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
- Федеральный закон принят Государственной Думой 22 ноября 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года.
- Справка Государственно-правового управления
- Федеральный закон принят в целях установления административной ответственности за нарушения законодательства о государственном оборонном заказе.
Федеральным законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения: в примечании к статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» и в части 2 статьи 2.
5 «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» уточнены основания привлечения к административной ответственности должностных лиц заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа;
в главе 7: статья 7.
29 «Несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» дополнена частью 3, устанавливающей административную ответственность должностных лиц государственного заказчика за размещение заказа без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти; статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» дополнена частью 15, устанавливающей административную ответственность должностных лиц заказчика и должностных лиц уполномоченного органа за нарушение сроков размещения государственного оборонного заказа; глава также дополнена статьёй 7.291 «Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа», статьёй 7.292 «Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу» и статьёй 7.321 «Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу»;
глава 14 дополнена статьёй 14.55 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;
глава 15 дополнена статьёй 15.37 «Грубое нарушение правил ведения раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности», а статья 19.
5 этой главы дополнена частью 7, устанавливающей административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания или требования уполномоченного на осуществление контроля и надзора в сфере государственного оборонного заказа федерального органа исполнительной власти или его территориального органа;
глава 23 дополнена статьёй 23.82 «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа», а в статьи 23.1 и 23.66 этой главы внесены уточняющие изменения.
Федеральный закон № 326-ФЗ
Мбу «школа №1»
Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 ? 53-ФЗ ?О воинской обязанности и военной службе? воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Одной из форм реализации конституционной обязанности по защите Отечества является прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 ? 113-ФЗ ?Об альтернативной гражданской службе?.
В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения.
Согласно статье 7 Федерального закона? О воинской обязанности и военной службе? В случаях неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных этим Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе.Статья 21.
5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.Такие же меры административного наказания предусмотрены за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ).Дела об административных правонарушениях указанных видов рассматривают от имени военных комиссариатов военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений отделов военных комиссариатов.Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.К ответственности за уклонение от призыва на военную службу привлекаются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствования, на заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, путем выезда с постоянного места жительства с нарушением правил снятия и постановки на воинский учет и другими способами.По части 1 статьи 328 УК РФ квалифицируется самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу.Как уклонение от призыва на военную службу квалифицируются также действия по получению призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обмана.Уклонение от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) отграничивается от неисполнения обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) по цели, которую преследует лицо, нарушающее закон о воинской обязанности и военной службе.
Надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, надзор за процессуальной деятельностью уполномоченных органов при расследовании фактов уклонения от призыва на военную службу, уголовное преследование за такие преступления являются приоритетными направлениями в деятельности органов прокуратуры.
Путин утвердил в российском законодательстве понятие «служебной тайны в области обороны»
© Фото с сайта Министерства Обороны
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который вводит понятие служебной тайны в области обороны.
Напомним, ранее закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Закон направлен на защиту служебной (профессиональной) информации в области обороны.
В справке к документу уточняется, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок и условия передачи и получения информации в области обороны (за исключением отнесенной к государственной тайне), бесконтрольное распространение которой создает потенциальные риски для обороны РФ, поскольку мероприятия, проводимые по ограничению доступа к указанной информации, не позволяют на законных основаниях ограничить ее распространение.
Например, в СМИ периодически распространяется информация, относящаяся к обороне, особенно в части изменения показателей боевого потенциала Вооруженных сил, создания новых образцов вооружения и военной техники, их ожидаемых тактико-технических характеристик, перемещениях войск (сил), финансового состояния и хозяйственной деятельности воинских формирований и т. д.
Нередко указанную информацию можно встретить в судебных постановлениях, находящихся в открытом доступе, поскольку в соответствии с процессуальным законодательством в закрытых судебных заседаниях рассматриваются только дела, в материалах которых содержаться сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, к которым служебная тайна в области обороны пока не отнесена.
В целях устранения этого правового пробела законопроектом предлагается дополнить действующий закон об обороне новой статьей 31 «Служебная тайна в области обороны».
Новыми нормами предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, не составляющую государственную тайну или не являющуюся общедоступной, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной информации, что позволяет установить ограничения на распространение указанной информации.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны. Соответствующие перечни подлежат официальному опубликованию.
Законопроектом также предусматривается ответственность лиц, допустивших разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.