Статья 27. Организационное обеспечение деятельности органов судейского сообщества

Законом о судебной системе (ст. 31), Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», гл. 5 Закона о судах общей юрисдикции предусмотрено создание и деятельность Судебного департамента и его территориальных органов.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган.

В его задачи входит организационное обеспечение деятельности верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со своей компетенцией Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван, не вмешиваясь в осуществление правосудия, способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента – Генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания в соответствии с федеральным законом.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

В структуру Судебного департамента (его центрального аппарата) входит Коллегия Судебного департамента, возглавляемая Генеральным директором. В Коллегию входят заместители Генерального директора, а также другие работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в его состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.

Основными задачами Коллегии определены обсуждение и выработка решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями и др.

В Судебном департаменте образованы главные управления, управления и отделы по основным направлениям деятельности (например, главные управления организационно-правового обеспечения деятельности судов и обеспечения деятельности военных судов, главное финансово- экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, управление социальной защиты судей и государственных служащих, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений и другие подразделения). Кроме того, действует Научноконсультативный совет Судебного департамента.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему территориальных органов Судебного департамента, которые также имеют свою структуру.

Например, в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области созданы и действуют организационный отдел, отдел материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и помещений судов, отдел кадров, централизованная бухгалтерия и другие подразделения.

В задачи управления входит организационное обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, военных гарнизонных судов, а также финансирование мировых судей, расположенных па территории Свердловской области.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ возглавляются соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем областного и приравненного к ним суда и советом судей субъекта РФ.

  • Начальник управления (отдела) осуществляет руководящую деятельность в соответствии с направлениями деятельности Судебного департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на возглавляемое им управление (отдел).
  • Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента осуществляется за счет федерального бюджета (указывается в нем отдельной строкой).
  • Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.
  • В деятельности Судебного департамента по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное, которые и составляют его компетенцию.
  • В сфере кадрового обеспечения деятельности судов Департамент определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда с учетом мнений председателей областных и приравненных к ним судов, военных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический персональный учет судей и работников аппаратов судов.
  • В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует делопроизводство и работу архивов судов; ведет судебную статистику; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.
  • В сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, органами и учреждениями Департамента на местах; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, аппаратов Департамента и его территориальных органов. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

Функционирование областных и приравненных к ним судов организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем подразделений его территориальных органов.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Вместе с тем, например, администратор районного суда является одновременно работником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и числится в его штатном расписании.

Администратор суда:

  • – принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • – взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • – принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • – обеспечивает судей и работников аппарата суда текстами нормативных правовых актов, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • – осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;
  • – организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива суда;
  • – организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;
  • – обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • – организует строительство здания, а также ремонт и техническое оснащение здания и помещений суда;
  • – разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;
  • – осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
  1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  3. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации
  4. Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 219, 30.10.2003);

Организационное обеспечение деятельности судов

1. Понятие организационного обеспечения деятельности судов и органы,
осуществляющие эту функцию

  • Организационное обеспечение
    деятельности судов – это осуществление мероприятий кадрового, финансового,
    материально-технического и иного характера, направленных на создание условий
    для полного, объективного, независимого и справедливого осуществления
    правосудия.
  • Указанная деятельность
    представляет собой многоплановый характер и поэтому возлагается на различные
    учреждения и ведомства, которыми являются:
  • —        
    Правительство
    Российской Федерации и правительства субъектов Российской Федерации, которые
    финансируют суды из федерального бюджета и соответствующих бюджетов субъектов
    Российской Федерации;
  • —        
    Аппарат
    Конституционного суда Российской Федерации, к которому прежде всего относятся
    Секретариат Конституционного суда РФ и иные его подразделения (ст.  3 Закона о Конституционном суде РФ);
  • —        
    Аппарат
    Верховного суда Российской Федерации (ст. 30 Закона «О судебной системе
    Российской Федерации»);
  • —        
    Судебный
    департамент при Верховном суде Российской Федерации (ст. 1 Закона о Судебном
    департаменте);
  • —        
    Управление
    (отделы) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в
    субъектах Российской Федерации (ст. 5, 6 и 14);
  • —        
    Служба судебных
    приставов Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 1 Закона «О  судебных приставах»);
Читайте также:  Статья 13.1. содействие добровольному переселению соотечественников в российскую федерацию

—        
Органы
судейского сообщества в Российской Федерации (ст. 4 Закона «Об органах
судейского сообщества в Российской Федерации»).

2. Организационное обеспечение деятельности Конституционного суда
Российской Федерации

Закон «О Конституционном суде Российской Федерации»
установил, что Конституционный суд Российской Федерации независим в
организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других
органов.

Финансирование
Конституционного суда Российской Федерации производится за счет федерального
бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного
судопроизводства в полном объеме. Смета расходов Конституционного суда
Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с прошедшим
финансовым годом.

Конституционный суд
Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и
кадровое обеспечение своей деятельности.

«Какое бы то ни было
ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных,
материально-технических, кадровых и других условий деятельности
Конституционного суда Российской Федерации не допускается», — говорится в ст. 7
Закона «О Конституционном суде в Российской Федерации».

  1. Непосредственно
    организационным обеспечением деятельности Конституционного суда РФ призваны
    заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя,
    судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений.
  2. Важную роль в организационном
    обеспечении деятельности Конституционного суда Российской Федерации занимают
    рабочие совещания, решения которых по организационным, финансовым, кадровым и
    иным вопросам внутренней деятельности Конституционного суда РФ имеют
    обязательный характер для судей Конституционного суда РФ и его работников (§ 60
    Регламента Конституционного суда РФ).
  3. Наряду с изложенным
    некоторые функции организационного и финансового обеспечения деятельности
    Конституционного суда РФ выполняют Президент Российской Федерации, Правительство
    Российской Федерации и другие государственные органы.

Так, в частности, Президент
Российской Федерации устанавливает размеры заработной платы судьям
Конституционного суда РФ, надбавки к заработной плате за выслугу лет, ученую
степень, звания, знание иностранных языков, льготы по оплате коммунальных услуг
и т.п.

Управление делами Президента
Российской Федерации обеспечивает медицинское, санаторно-курортное и
социально-бытовое обслуживание судей Конституционного суда РФ и членов их семей
и т.п.

3.
Организационное обеспечение деятельности Верховного суда Российской Федерации и
судов общей юрисдикции

Обеспечением деятельности
Верховного суда Российской Федерации занимается непосредственно аппарат этого
суда.

Организационное обеспечение деятельности верховных судов республик,
краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов
автономной области и автономных округов, районных судов, военных и
специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование
мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном суде РФ.

Полномочия Судебного
департамента распространяются на всю территорию Российской Федерации. В
субъектах Российской Федерации функционируют его управления либо отделы,
которые подчинены Генеральному директору Судебного департамента при Верховном
суде РФ и подотчетны Совету судей субъектов Российской Федерации.

  • Судебный департамент в
    соответствии с возложенными на него полномочиями:
  • 1)    организационно обеспечивает
    деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов
    городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов,
    военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента
    при Верховном суде РФ, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им
    органов судейского сообщества;
  • 2)    управляет органами и
    учреждениями Судебного департамента;
  • 3)    разрабатывает по вопросам
    своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
  • 4)    разрабатывает и представляет
    в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного суда РФ и Советом
    судей РФ предложения о финансировании судов общей юрисдикции, мировых судей и
    квалификационных коллегий судей;
  • 5)    изучает организацию
    деятельности судов общей юрисдикции и разрабатывает предложения по ее совершенствованию;
  • 6)    вносит в установленном
    порядке в Верховный суд РФ предложения о создании либо упразднении судов общей
    юрисдикции;
  • 7)    определяет потребность судов
    общей юрисдикции в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке
    кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями,
    осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников
    аппаратов судов общей юрисдикции;
  • 8)    обеспечивает отбор и
    профессиональную подготовку работников аппарата органов и учреждений Судебного
    департамента при Верховного суде РФ;
  • 9)    разрабатывает научно
    обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судей общей
    юрисдикции;
  • 10)   перераспределяет (по
    согласованию с Председателем Верховного суда РФ и с учетом мнения председателей
    верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов
    федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и
    специализированных судов) вакансии на должности судей;
  • 11)   ведет статистический и
    персональный учет судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции, а также
    работников органов и учреждений Судебного департамента при Верховном суде РФ;
  • 12)   ведет судебную статистику,
    организует делопроизводство и работу архивов судов общей юрисдикции;
    взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического
    отчета;
  • 13)   рассматривает жалобы и
    заявления граждан в пределах своей компетенции;
  • 14)   принимает меры по
    материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений
    Судебного департамента при Верховном суде РФ; организует проведение научных
    исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
  • 15)   организует строительство
    зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов общей
    юрисдикции, органов и учреждений Судебного департамента при Верховном суде РФ;
  • 16)   организует разработку и
    внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения
    судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового
    обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации
    законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а
    также общеправовой рубрикатор законодательства;
  • 17)   принимает во взаимодействии
    с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по
    обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также
    безопасности членов их семей;
  • 18)   организует материальное и
    социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников
    аппаратов судов общей юрисдикции, а также принимает меры по обеспечению их
    благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и
    санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов
    их семей и работников аппаратов судов общей юрисдикции в соответствии с
    федеральным законодательством;
  • 19)   устанавливает и развивает
    связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том
    числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов общей
    юрисдикции и повышения эффективности деятельности Судебного департамента при
    Верховном суде РФ;
  • 20)   взаимодействует с
    адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по
    вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов общей юрисдикции;
  • 21)   осуществляет иные меры по
    обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества,
    а также органов и учреждений Судебного департамента при Верховном суде РФ.
  • В связи с этим Судебный
    департамент при Верховном суде РФ в пределах своей компетенции вправе:
  • 1)       запрашивать и получать у
    государственных и иных органов, учреждений, организация, должностных лиц
    необходимые документы и материалы;
  • 2)       контролировать расходование
    бюджетных средств судами общей юрисдикции, а также органами и учреждениями
    Судебного департамента при Верховном суде РФ; проводить ревизии их
    финансово-хозяйственной деятельности;
  • 3)       привлекать научные
    организации, работников государственных и иных органов, учреждений и
    организаций, специалистов и экспертов для выполнения законопроектных,
    экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций;
  • 4)       вносить в Верховный суд РФ и
    Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и
    социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного
    департамента при Верховном суде РФ, а также работников органов и учреждений
    Судебного департамента при Верховном суде РФ.
  • Аналогичны полномочия
    управления (отдела) Судебного департамента при Верховном суде РФ, которое
    осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов
    судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование
    мировых судей. В частности, управление (отдел) Судебного департамента в
    пределах своей компетенции:
  • 1)       осуществляет подбор
    кандидатов на должность судей в соответствии с требованиями Закона о статусе
    судей;
  • 2)       организует и обеспечивает
    работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на
    должность судьи;
  • 3)       изучает организацию
    деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;
  • 4)       ведет судебную статистику,
    организует делопроизводство и работу архивов судов общей юрисдикции;
  • 5)       финансирует районные суды и
    квалификационные коллегии судей в субъектах Российской Федерации; контролирует
    расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной
    деятельности;
  • 6)       обеспечивает районные суды
    программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и
    делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности
    указанных судов;
  • 7)       обеспечивает районные суды
    материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство, а
    также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов;
  • 8)       ходатайствует (по
    согласованию с председателем соответствующего суда) о награждении работников
    аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных
    званий;
  • 9)       принимает – во
    взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными
    органами – меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности
    судей, а также безопасности членов их семей;
  • 10)   организует материальное и
    социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в
    отставке, и др.
  •  4. Органы  судейского сообщества в
    Российской Федерации
  • В соответствии с Концепцией судебной реформы Первый
    Всероссийский съезд судей, состоявшийся 17-18 октября 1991 года, создал Совет
    судей РСФСР, на который были возложены задачи содействия проведению судебной
    реформы в России и защиты интересов судей.
Читайте также:  Глава II. Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности

Благодаря активной творческой и целеустремленной
деятельности Совета судей под руководством лучших из лучших судебных работников
Г.Н. Карцева, М.М. Боброва и Ю.И.

Сидоренко судейское сообщество, двигаясь по
пути судебной реформы, обеспечило утверждение судебной власти как
самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от других
властей и в конечном итоге к главной цели – эффективной защите и соблюдению
основных прав и свобод человека.

Выражая интересы судейского сообщества, Совет судей
последовательно добивался повышения статуса судей, совершенствования
деятельности судов, обеспечивая защиту прав личности и доступа к правосудию.

В свете осуществляемой в стране судебной реформы,
становления основ правового государства и гражданского общества органы
судейского сообщества ставят перед собой новые задачи. Этому, в частности,
должен содействовать Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации», принятый 14 марта 2002 г.

  1. В соответствии с указанным Законом органами
    судейского сообщества в Российской Федерации являются:
  2. —       Всероссийский съезд судей;
  3. —       Конференции судей субъектов Российской
    Федерации;
  4. —       Совет судей Российской
    Федерации;
  5. —       Советы судей субъектов
    Российской Федерации;
  6. —       Общие собрания судей судов;
  7. —       Высшая квалификационная
    коллегия Российской Федерации;
  8. —       Квалификационные коллегии
    судей субъектов Российской Федерации.
  9. Основными задачами органов
    судейского сообщества являются:
  10. 1)  содействие в
    совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  11. 2)  защита прав и законных
    интересов судей;
  12. 3)  участие в организационном,
    кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  13. 4)  утверждение авторитета
    судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых
    кодексом судейской этики.
  14. Органы судейского сообщества
    осуществляют свою деятельность на принципах: коллегиальности, гласности,
    независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
  15. Советы судей и
    квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности,
    сменяемости и подотчетности органам, их избравшим.
  16. Всероссийский съезд судей является высшим органом
    судейского сообщества, представляющий интересы судей общих, арбитражных,
    военных судов и Конституционного суда Российской Федерации.
  17. Съезд правомочен принимать
    решения по всем вопросам, относящимся к деятельности сообщества, а также
    утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского
    сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям
    квалифицированной коллегии судей.
  18. Делегаты на съезд судей
    избираются от всех видов и уровней судов на собраниях или конференциях в
    соответствии с нормами представительства, установленным в законе.
  19. Съезд созывается один раз в
    четыре года Советом судей Российской Федерации, который считается правомочным,
    если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.
  20. В период между
    Всероссийскими съездами судей полномочия высшего органа судейского сообщества
    осуществляет Совет судей Российской Федерации с учетом представительства в нем
    судей всех юрисдикций от 89 субъектов Федерации.
  21. В настоящее время Совет
    судей Российской Федерации состоит из 114 человек (от Конституционного Суда –
    1, от судов общей юрисдикции – 89, от арбитражных – 15, от военных – 9.
  22. На каждом съезде избирается
    новый состав Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Под организационным обеспечением деятельности судов в РФ понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности судов в РФ.

В соответствии со cт.

1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также – арбитражные суды субъектов РФ), районных, городских и межрайонных судов (далее также – районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

В систему Судебного департамента входят:

  • Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента;
  • Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счёт средств федерального бюджета.

 Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей РФ1. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счёт средств федерального бюджета и указывается в нём отдельной строкой.

Полномочия Судебного департамента регламентированы cт. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведёт судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
    принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата
  • Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;
    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ.

Судебный департамент в соответствии со cт. 7 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» состоит из следующих подразделений:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  • главное управление обеспечения деятельности военных судов;
  • главное финансово-экономическое управление;
  • управление государственной службы и кадрового обеспечения;
  • контрольно-ревизионное управление;
  • управление делами;
  • управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • отдел учебных и образовательных учреждений;
  • отдел международно-правового сотрудничества;
  • аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Читайте также:  Статья 18. Запись фамилии, имени и отчества ребенка при государственной регистрации рождения

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

 Генеральный директор Судебного департамента несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

 В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Начальник Управления Судебного департамента в субъекте РФ назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда в соответствии со cт. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.  Администратор суда назначается начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия администратора суда регламентированы cт. 19 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
  • разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Организационное обеспечение деятельности судов: понятия, осн. направления деятельности, органы осуществления ООДС

  • ООДС— одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:
  • 1) разработка и внесение в соответствующие органы государ­ственной власти предложений по вопросам организации судов;
  • 2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
  • 3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
  • 4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
  • 5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
  • 6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;
  • 7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
  • 8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;
  • 9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;
  • 10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
  • 11) организация и ведение судебной статистики;
  • 12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;
  • 13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
  • 14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
  • 15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
  • 16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.
  • Органы обеспечения деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации”.

Судебный Департамент

На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей. Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (Закона о мировых судьях).

Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (Закона о мировых судах).

Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.

31. Органы судейского сообщества: понятие и виды.Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судья, пребывающий в отставке: 1) сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества; 2) не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органы судейского сообщества действуют для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

Виды: 1) Всероссийский съезд судей (высший орган судейского сообщества); 2) конференции судей субъектов РФ; 3) Совет судей РФ (формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ на четыре года); 4) советы судей субъектов РФ (избираются па два года); 5) общие собрания судей судов; 6) Высшая квалификационная коллегия судей РФ (29 членов); 7) квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

Советы судей и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения. Задачи органов судейского сообщества: 1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; 2) защита прав и законных интересов судей; 3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; 4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

32. Квалификационные коллегии (КК) судей и аттестация судей.Виды:1) высшая КК судей РФ; 2) КК судей субъектов РФ. КК судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ формируется в количестве 29 членов.

Ссылка на основную публикацию