ОСНОВНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
1) Установлено новое деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные
Отныне определяющим критерием того, какой режим регулирования – предельно жесткий или допускающий некоторую свободу договоренностей – применяется к компании, является факт ее отнесения к категории публичных или непубличных обществ.
Публичными обществами будут являться акционерные общества (далее – АО), акции которых публично размещаются или обращаются, а также АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на их публичный статус.
Все остальные АО, а также общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) будут являться непубличными.
В результате такого деления прекращают свое существование некоторые организационно-правовые формы, в том числе закрытые акционерные общества (ЗАО) и общества с дополнительной ответственностью (ОДО). Однако это не означает, что ЗАО и ОДО будут ликвидированы или подлежат обязательной реорганизации.
Со дня вступления в силу Закона к ОДО будут применяться положения ГК об ООО, а к ЗАО – положения ГК об АО. Также к ЗАО будут продолжать применяться положения Федерального закона «Об акционерных обществах», но до первого изменения их уставов, в ходе которого ЗАО обязаны будут произвести соответствующие изменения в их наименованиях – т.е.
назваться непубличными или публичными АО.
Все юридические лица также получили новое разделение на корпорации и унитарные организации в зависимости от наличия или отсутствия прав участия (членства). За членами корпораций закреплены единообразные права и обязанности.
- 2) Для непубличных обществ предусматривается более гибкое правовое регулирование по сравнению с публичными
- К примеру, в непубличном обществе по единогласному решению его участников:
- · может быть распределена компетенция между органами управления иначе, чем предусмотрено в Законе (например, совету директоров или правлению могут быть переданы на рассмотрение отдельные вопросы, отнесенные законом по общему правилу к компетенции собрания участников);
- · в компетенцию общего собрания участников могут быть включены любые вопросы, не поименованные в законе;
- · может быть установлен отличный от установленного законом порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний, принятия ими решений при сохранении необходимых гарантий соблюдения прав участников.
- Однако дозволенная гибкость регулирования в отношении непубличных обществ не является безграничной, поскольку ее пределы четко очерчены в ГК и еще будут детализироваться в специальном законодательстве.
- Напротив, в публичном обществе помимо прочего:
- · в обязательном порядке должен образовываться коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет), число членов которого не может быть менее пяти;
- · уставом не может быть расширена компетенция общего собрания акционеров;
- · не могут быть установлены какие-либо ограничения на отчуждение акций или владение ими, в том числе преимущественное право покупки (что, однако, не исключается для акционерных соглашений, заключенных по поводу акций таких АО).
- 3) Введены новые правила ответственности исполнительных органов корпорации, такая ответственность распространена и на лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица
Закон повторяет ранее существовавшие правила о том, что ответственность единоличного исполнительного органа корпорации за причиненные ей убытки наступает при нарушении фидуциарных обязанностей заботы (в случае неразумного поведения) и преданности (в случае конфликта интересов или иного недобросовестного поведения).
Однако данный стандарт ответственности распространен как на членов коллегиальных органов (правления, совета директоров), так и на лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе давать указания лицам, входящим в исполнительные органы (так называемый теневой директор, контролирующий акционер, лицо, выдающее директивы).
Понятие юридического лица
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Понятие юридического лица
Понятие, сущность, виды и признаки юридического лица.
Содержание
Сегодня сложно представить экономическую деятельность граждан без объединения их усилий. Капиталоемкий бизнес требует привлечения средств большого количества участников. Решать подобные задачи можно при помощи давно существующего гражданско-правового института. Такие системы называются юридическими лицами и могут иметь различные формы.
При этом, в отношении такого образования должны действовать единые правила, способствующие достижению оптимального баланса интересов всех участвующих в нем лиц. Компании и некоммерческие организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет действующее гражданско-правовое законодательство, чтобы права каждого участника были защищены.
Нормы, позволяющие установить понятие и сущность юридического лица, содержатся в ст. 48 ГК. Однако более детальная характеристика может быть подобрана среди многочисленных вариантов, которые предлагает гражданско-правовая теория, поскольку в указанной норме перечислены не все основные признаки.
Под этим образованием понимается организация, которой передается имущество, принадлежащее ей на определенном праве (хозяйственное, ведение, оперативное управление или собственность), способная от собственного имени приобретать и осуществлять права, выполнять обязанности, быть стороной в судебных разбирательствах, которой пройдена государственная регистрация в установленном законом порядке.
Существуют и другие определения этого института, но большинство их авторов едины в части признаков.
Признаки юридического лица
Понятие и сущность юридического лица раскрывается через его признаки.
Благодаря большому количеству научных работ по изучению этого гражданско-правового института, можно установить следующий набор основных особенностей:
- Организационное единство. Под этим понимается объединение ресурсов участников, учредителей или акционеров для достижения определенных целей. Кроме того, устанавливается стандартная структура органов этого образования, предусмотренная для той или иной его формы.
- Наличие обособленного имущества. Согласно закону, оно передается организации на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, либо в собственность.
- Правоспособность и дееспособность. В отличие от граждан, эти образования получают их одновременно. Они могут в полной мере обладать правами и реализовывать их самостоятельно с момента создания.
- Процессуальный статус. Будучи участниками судебного или третейского разбирательства, юридические лица имеют тот же набор прав, что и граждане.
- Государственная регистрация в установленном законом порядке. Для получения правоспособности организации должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Только с этого момента они становятся гражданско-правовыми субъектами.
Функции юридического лица
Граждане нередко задают вопросы о том, каково значение этого института, указывая на то, что коммерческую деятельность можно вести, зарегистрировав ИП, а общественные интересы может отстаивать любое дееспособное физическое лицо.
Необходимость создания организаций определяют следующие их функции:
- Представление коллективных интересов. В коммерческой деятельности это позволяет объединить усилия бизнеса, а в сфере общественных целей – создать системы, помогающие достигать их более эффективно.
- Объединение финансовых ресурсов. В первую очередь, это необходимо в предпринимательской сфере. Крупные проекты требуют значительного привлечения капитала. Это же касается и ряда общественных организаций. Многие благотворительные фонды аккумулируют немалые средства. Самостоятельная правоспособность позволяет эффективно разрешать возникающие противоречия участников.
- Снижение рисков, сопровождающих деятельность предпринимателей. Такие системы предусматривают ответственность участника, учредителя или акционера только в рамках внесенных средств. Правовые последствия в отношении его собственного имущества не возникают. В отношениях с третьими лицами эти образования выступают самостоятельно.
- Управление капиталом. Без института юридического лица невозможно полноценное существование финансовых рынков. Именно компании выпускают все основные ценные бумаги, которые находятся в свободном обращении, что облегчает привлечение инвестиций.
Формы и особенности юридических лиц
Действующий закон предусматривает широкий перечень видов юридических лиц. Главным основанием для классификации выступает предпринимательская деятельность. Ст. 50 ГК разделяет их на коммерческие и некоммерческие организации.
Первые в качестве основной цели создания преследуют извлечение прибыли, а вторые учреждаются для выполнения различных общественно-полезных задач и их прибыль не распределяется между участниками.
Виды некоммерческих организаций указаны в ч.3 ст. 50 ГК. Они включают следующие формы:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации, включая политические партии;
- общественные движения;
- союзы и ассоциации, включая некоммерческие партнерства;
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи структуры;
- общинные объединения малочисленных народов;
- фонды;
- муниципальные, государственные и частные учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании;
- адвокатские палаты и адвокатские образования.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены такие формы коммерческих организаций, как хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
Законом предусмотрена и другая классификация (ст. 65.1 ГК). В ней основное значение придается порядку участия учредителей в управлении организацией.
- В унитарных юридических лицах (МУП, ГУП, автономные некоммерческие и религиозные организации, публично-правовые компании, фонды и учреждения) учредители не участвуют в органах управления.
- В корпоративных юридических лицах (остальные формы) такое участие происходит.
- Общая характеристика всех форм юрлиц приведена в соответствующих нормах ГК, но более детально вопросы их организации и деятельности урегулированы специальными законами.
Особенности основных видов коммерческих организаций
Среди коммерческих организаций наименее редко встречаются товарищества. Это объясняется усложненной процедурой взаимодействия его участников. Производственные кооперативы, предполагающие трудовое участие членов, также редкость.
Действующий закон не обошелся без квалификации хозяйственных обществ. Юридическое лицо можно создать в форме акционерного общества, либо в форме общества с ограниченной ответственностью. Отличия заключаются в том, как разделен уставный капитал. Если в АО он делится на акции, то участники ООО обладают долями.
Отдельная классификация предусмотрена в отношении акционерных обществ.
Если число участников не превышает 50 и акции распределяются между закрытым кругом лиц, то организация может быть зарегистрирована в форме непубличного АО (ЗАО).
В том, случае, если компания не соответствует одному из критериев, она регистрируется в форме ПАО (ст. 97 ГК). Это объясняется тем, что такие системы должны предусматривать особое регулирование правоотношений акционеров.
Особенности регистрации юридических лиц
Согласно ст. 51 ГК, юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующих сведений в процессе государственной регистрации. Она считается совершенной с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ. Положения этой нормы конкретизированы в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Он предусматривает представление определенного набора документов.
Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц связаны с тем, какая форма была выбрана учредителями, а также их количеством.
Если их несколько, то решение о создании оформляется протоколом собрания, а при единственном участнике будет достаточно соответствующего письменного решения.
Весь пакет документов (устав, решение (протокол) и документ об оплате госпошлины) подается в налоговую инспекцию, осуществляющую функции государственной регистрации юрлиц, по месту нахождения организации вместе с заявлением установленной формы, подписи на котором удостоверяются нотариусом.
Бывают случаи, когда сотрудник регистрирующего органа требует договор аренды помещения, по месту нахождения организации. Такое требование абсурдно и незаконно, поскольку на момент подачи документов у нее отсутствует правоспособность и государственная регистрация. Организация не может заключать сделки до своего создания.
Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политические партии и др.) предусматривают обращение в Минюст. Перечень документов для таких организаций гораздо шире.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Юридический минимум
Тинькофф-бизнес продолжает писать книгу для начинающих предпринимателей.
Мы уже написали, почему важно не путать бизнес с самозанятостью и как считать и повышать прибыль. Сегодня публикуем часть главы об отношениях с государством.
Здесь разбираются самые базовые вещи об отношениях бизнеса и государства. Многое из этого вам покажется очевидным и известным. Но, как говорили великие, чтобы прийти к успеху, не нужно делать сложные вещи. Нужно правильно делать очень простые вещи.
Все, кто работает в России, должны соблюдать законы. Если положено — платить налоги, взносы, пошлины и что еще потребует государство.
Нормативных документов много: есть федеральные, региональные, местные, для отдельных случаев и отраслей. Все они официально опубликованы и доступны. Если закон не опубликован, он не работает и его не нужно исполнять.
Незнание законов не освобождает от ответственности. Здравый смысл, интуиция и надежда на лучшее не заменяют знание законов.
Например, если предприниматель не знает санитарных норм при производстве пищевых продуктов, это не значит, что он может придумывать свои, исходя из того, чему его учила мама. Нормы нужно знать, и если хочешь — можно следовать более строгим нормам.
Еще до того, как начинать бизнес, нужно изучить нормативные документы, которыми регулируется конкретная деятельность. Для одной отрасли это только общие правила, для другой — тома специальных документов, регламентов и инструкций. Это можно поручить специалистам, но желательно и самому иметь хотя бы общее представление.
В России есть специальные ведомства, органы и учреждения, которые проверяют, как предприниматели соблюдают законы: МВД, налоговая служба, трудовая инспекция, пожнадзор, Роскомнадзор, прокуратура и другие.
Иногда предприниматели думают, что органы узнают о нарушении закона только при проверке. Это не так. Есть много способов узнать о нарушении задолго до проверки или даже без нее. Для этого есть биг дата, системы мониторинга и межведомственное взаимодействие. Государство видит вас не насквозь, но гораздо лучше, чем кажется.
Поэтому законы надо исполнять, а налоги — платить.
Законы, правила, регламенты и стандарты постоянно меняются. Это одна из причин, по которой мы не даем в этой книге конкретных советов по законам: к моменту публикации закон может уже измениться. За изменениями нужно следить — это делается либо силами профессионалов, либо в специализированных изданиях. Можно и самостоятельно.
Задача всех этих людей — чтобы каждый ваш шаг соответствовал законам. Для этого бухгалтер, например, должен постоянно следить за изменениями в налоговом законодательстве.
Есть какие-то простые вещи — например, как меняются формулы расчета налогов. Есть посложнее — например, что говорят суды и следственный комитет по поводу взаимозависимости и субсидиарной ответственности.
Такие вещи не лежат на поверхности, их нужно раскапывать.
Люди могут ошибаться. Поэтому безоговорочно доверять юристу и главбуху нельзя — придется вникать самому хотя бы в основные вопросы.
Директор захотел сэкономить на взносах. Для этого он оформил сотрудников как ИП и заключил с ними договоры, как будто они были не наемные сотрудники, а контрагенты. Бухгалтер подготовила все документы, прописала обязанности, сделала инструкции. За каждого ИП честно и вовремя платили налоги и подавали декларации. Все было похоже на законную схему.
Предприниматель открыл типографию и взял на работу дизайнера. Юрист из интернета подготовил шаблоны договора для клиентов и поставщиков. Проблем не было.
Не все законы можно толковать однозначно. Иногда встречаются непонятные формулировки: даже сами налоговики, Роструд или Роскомнадзор не всегда точно знают, как их применять. Для этого выпускают письма, методички, приказы и разъяснения. Но и это не всегда помогает: контролеры иногда ошибаются. Такое встречается нечасто и касается сложных схем.
Если у каких-то организаций или людей возникает спор, который они не могут разрешить переговорами, они обращаются в суд.
Например, налоговая доначислила вам НДС, вы с этим не согласились, а разобраться в досудебном порядке не получилось. Тогда можно обратиться в суд. Вы составляете иск: «Налоги доначислены неправомерно потому-то и потому-то, вот доказательства.
Прошу отменить доначисления». Суд изучает ваши документы и, например, решает, что вы правы. Он выносит решение: отменить доначисления (обычно частично).
Решение оформляют документально, на его основании вы можете требовать у ФНС возврата денег (если вы их уже заплатили).
Иногда люди думают так: «Суд — это источник справедливости. Если тебя обижают, иди в суд. Он защитит тебя и накажет обидчика». Это наивная позиция, суд так не работает. У суда нужно просить конкретное решение по конкретному вопросу. Суд — от выражения «рассуди нас».
Суды в России бывают разных уровней — их называют инстанциями.
Если вас не устраивает решение одной инстанции, можно потребовать рассмотреть дело в вышестоящей. Например, если городской суд вас не поддержал, можно обратиться в краевой или областной. Есть шанс, что в вышестоящей инстанции суд примет другое решение.
Но если суд выиграли вы, ваш оппонент тоже может пойти выше и тоже может получить другое решение. Когда начинается игра в оспаривание, суды могут идти годами. Рано или поздно инстанции заканчиваются — оспаривать решение больше негде.
Любой человек имеет право на представительство — это значит, что кто-то другой говорит и действует от вашего имени. В судах вас может представлять юрист или адвокат: они оформляют за вас бумаги, выступают, готовят доказательства. Если вас вызывают на допрос, вы можете прийти на него с адвокатом.
Вообще в любой нестандартной ситуации — будь то претензия клиента, проверка налоговой или визит пожарного — лучше позвать квалифицированную помощь. Если у вас в компании нет штатного юриста, найдите хорошего и запишите номер.
Чтобы принять решение, суду нужны доказательства. Это могут быть документы, показания свидетелей, записи камер, логи интернет-провайдеров и вообще что угодно, кроме доказательств, полученных незаконным путем.
Другой случай. Налоговая пришла с проверкой и решила устроить инвентаризацию на складе. Пересчитали товар, поговорили с сотрудниками, но не составили протокол как положено.
Показания сотрудников не были оформлены как допрос — их вообще не зафиксировали письменно. Но на основании этой информации инспектор доначислил налоги и оштрафовал компанию.
Эти штрафы легко оспорить, потому что доказательства получены незаконно.
Грамотные предприниматели тщательно работают с документами: хранят договоры, письма и расписки; фиксируют все договоренности письменно; пробивают чеки (если обязаны); устанавливают камеры видеонаблюдения (где это законно); делают резервные копии и т. д. Это не гарантия, что ничего плохого не случится, но со всем этим хозяйством больше вероятности доказать свою правоту в суде.
Российские суды должны судить в первую очередь с точки зрения закона, а не этики или морали. Если что-то правильно по закону, но спорно с точки зрения морали, суд обязан в первую очередь учесть закон. Правда, при этом судья должен прислушиваться и к внутренним убеждениям (так сказано в кодексе судейской этики).
На деле, конечно, судьи смотрят на практику других судов, решения вышестоящих инстанций, погоду за окном, ленту Инстаграма, фазу Луны и «сигналы из телевизора». Но они не всегда обязаны прислушиваться к ним. Если ваш знакомый выиграл судебный спор, это еще не гарантия, что в таком же споре выиграете и вы.
У предпринимателя два основных вида платежей в пользу государства: налоги и взносы.
Налоги — это как комиссия государству за его работу. Из налогов наполняется государственный бюджет, который тратится на полезные дела: содержание государства, его инфраструктуры, служащих, оплату работы бюджетников и т. д. Обычно налоги платятся как процент от чего-нибудь. Например, процент от выручки или процент от добавленной стоимости.
Взносы — это обязательные платежи на социальное страхование, которые помогают реализовать разные права граждан. Например, есть фонд обязательного медицинского страхования, который оплачивает лечение граждан в государственных клиниках.
Для гражданина это лечение может выглядеть бесплатным, но услуги клиники все равно оплачиваются — за счет фонда ОМС. Деньги на медицинское страхование платят в том числе и предприниматели. Это и есть взносы.
Взносы бывают фиксированными и с переменной частью.
Периодически предприниматели должны подавать отчеты в разные органы, например в ФНС или орган статистики. Отчеты — это документы, которые рассказывают, как у вас дела, сколько вы зарабатываете, сколько платите налогов и взносов, сколько у вас сотрудников и т. д. Отчитываться — обязанность предпринимателя.
В зависимости от системы налогообложения, структуры бизнеса и вида деятельности предпринимателю нужно подавать разные отчеты в разное время — об этом нужно консультироваться с бухгалтером.
Если не отчитываться вообще или отчитываться не вовремя, можно получить штрафы или дополнительные начисления, иногда довольно крупные. Вся информация о сроках и форме отчетности опубликована на сайтах ведомств, но все равно нужно консультироваться с профессиональным бухгалтером: может быть, есть такие ведомства и поводы для отчетности, о которых вы даже не знаете.
Предприниматели имеют право получать налоговую выгоду в рамках закона. То есть государство как бы говорит: «Вот законный способ платить Х налогов, вот законный способ платить 0,7Х налогов. Выбирай, какой тебе выгоднее». В любом бизнесе ищут варианты, как меньше отдать государству и не нарушить закон.
Налоговая выгода может быть обоснованной и необоснованной. Если предприниматель перешел на упрощенку, чтобы не платить НДС и НДФЛ, — это обоснованная выгода. Никто его за это не накажет.
Иногда схема кажется законной, все документы в порядке, налоги уплачены. Но приходит налоговая и решает, что это попытка обмануть государство. Все может закончиться сотнями миллионов рублей доначислений и даже лишением свободы.
Лучшая стратегия при работе с налогами — делать все максимально по закону. Для этого нужна грамотная бухгалтерская и юридическая поддержка. Если предприниматель использует схему собственного сочинения и его еще не оштрафовали, это не значит, что схема надежная. Просто до него еще не доехал инспектор.
Главная ошибка предпринимателя — думать, что налоговых инспекторов легко обвести вокруг пальца. Это не так. Налоговики лучше любого предпринимателя знают все схемы и находят их на раз. Потому что у предпринимателя схема одна, а у налоговиков новые схемы на завтрак, обед и ужин.
Чтобы вычислять схемы, налоговикам даже не нужно проводить выездную проверку. Есть способы вычислить схему, анализируя данные в автоматическом режиме. Потом останется только убедиться, но это уже дело техники.
Поэтому наш совет: не занимайтесь схемами. Когда налоговая начнет проверку, она будет не искать схему, а собирать доказательства. Скорее всего, про вашу схему к тому времени им уже все будет известно.
Инспекторы, судьи и все остальные должностные лица иногда берут взятки. А некоторые взяток не берут и действуют по закону. По закону взятка должностному лицу в интересах юридического лица может стоить вам от 1 миллиона рублей штрафа, а также реальных тюремных сроков. Не в интересах юрлица тоже сурово наказывается.
Лучшая стратегия — действовать максимально в рамках закона: не давать взяток самому и сообщать о должностных лицах, которые напрашиваются на взятку. Вам могут предлагать «выгодные сделки» и «простое решение проблем», но риск таких сделок и решений слишком велик.
Грамотная правовая позиция — лучшая защита в любых делах. Изучайте законы сами, консультируйтесь с юристами и нанимайте адвокатов.
Еще у каждого ведомства есть вышестоящий орган. На нарушения прав предпринимателей можно пожаловаться в прокуратуру или следственный комитет — в зависимости от ситуации.
Будьте осторожны с советами из интернета: их авторы не несут никакой ответственности, а разгребать потом вам. Вот на что особенно обращать внимание.
Актуальность советов. Правила и законы меняются постоянно. Например, в 2018 году будут по-новому считать фиксированные взносы и все статьи о расчете взносов в 2017 году уже не актуальны. Всегда проверяйте дату публикации статьи в интернете.
Ссылки на источники. Любые конкретные рекомендации нужно перепроверять по нормативке: законам, актам, письмам из государственных органов. Нормативку тоже нужно проверять на актуальность: кто-то может перепечатать закон в старой редакции, которая уже не действует. Или сослаться на письмо Минфина, хотя после него вышли новые разъяснения с другой точкой зрения.
В интернете много статей, где один автор переписывает другого, а тот переписал какого-то третьего. За время переписывания смысл может сильно исказиться, поэтому в важных делах всегда проверяйте нормативку.
Закон и практика. Если что-то у кого-то еще не сломалось, это не значит, что оно сделано хорошо. Люди могут годами нарушать закон и узнать об этом, только когда их прижмет проверка какой-нибудь госструктуры.
Например, вы читаете в интернете, что один предприниматель пишет у себя в договоре такую-то формулировку и за все время у него не было ни единой проблемы. Значит ли это, что формулировка правильная? Нет. Она может быть опасной и даже незаконной, но выяснится это только во время суда.
Если из-за советов в интернете вам доначислили налогов или выписали штраф, это целиком ваша ответственность, больше ничья. Нельзя потом обвинить какой-то бесплатный сайт в интернете, что они вам неправильно посоветовали. Вы можете почитать советы в интернете, но, прежде чем что-то делать, всегда консультируйтесь с экспертами.
- Прочитайте законы хотя бы в тех частях, которые касаются вашей работы. Лучшая защита от тюрьмы и штрафов — правовая грамотность.
- Наймите или подружитесь со специалистами по налогам и праву.
- Вникайте в их работу и перепроверяйте ее. Безоговорочно доверять нельзя никому.
- Платите налоги, взносы и все обязательные платежи.
- Бережно храните все документы. Фиксируйте все договоренности.
- Не бойтесь суда. Не бойтесь обжаловать его решение.
- Не давайте взятки, лучше наймите грамотного юриста.
- Не доверяйте советам из интернета.
Новое в законодательстве о юридических лицах
Реформирование Гражданского кодекса РФ продолжается. Последним на сегодня пакетом поправок фактически переписана глава 4 «Юридические лица».
Так, из Гражданского кодекса РФ исключаются не применяемые на практике виды юридических лиц, вводятся новые организационно-правовые формы, допускается назначение сразу нескольких директоров, появляется возможность использования так называемых «типовых уставов». Узнаем об этих и других важных нововведениях.
Как и ожидалось, ГК РФ реформируется не целиком, а частями: изменения вносятся в отдельные блоки. Участникам гражданского оборота такое положение вещей только на руку, поскольку они имеют больше времени, чтобы постепенно, по мере принятия поправок, подготовиться к изменениям.
Не стала исключением и глава о юридических лицах, в которую недавно были внесены изменения, играющие важную роль для всего бизнес-сообщества. Большинство новшеств вступает в силу с сентября текущего года, поэтому ознакомиться с ними необходимо заранее. Впрочем, некоторые изменения действуют уже сейчас.
Но обо всем по порядку.
Итак, 1 сентября 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Он вносит существенные изменения и дополнения в действующее законодательство о юридических лицах.
Закон № 99-ФЗ уточняет порядок реорганизации и ликвидации компаний, исключает давно устаревшие и не применяемые на практике виды организаций (в частности, общество с дополнительной ответственностью), добавляет новые виды (казачьи общества и общины малочисленных народов), расширяет полномочия арбитражного управляющего в части управления имуществом, допускает наличие в компаниях сразу двух директоров и многое другое.
Корпоративные и унитарные организации
Закон № 99-ФЗ ввел деление юридических лиц на унитарные (в которых учредители не имеют членства) и корпоративные (где учредители имеют членство и формируют высший орган управления).
К числу унитарных организаций относятся:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.
Корпоративными организациями (корпорациями) являются:
- хозяйственные товарищества и общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
- общины коренных малочисленных народов РФ.
Закон № 99-ФЗ отменил деление акционерных обществ на открытые и закрытые и ввел классификацию компаний на публичные и непубличные.
Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества теперь будут именоваться непубличными компаниями, а бывшие ОАО, соответственно, станут публичными (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).
Публичным признается общество, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, предусмотренных законодательством о ценных бумагах.
В компаниях можно будет образовать коллегиальный орган управления (не путать с коллегиальным исполнительным органом!). Его можно назвать, например, наблюдательным советом. Он будет контролировать деятельность исполнительных органов и выполнять иные функции, возложенные на него законом или уставом (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).
Вместе с тем до внесения изменений в устав общества необходимо дождаться изменений в специальные законы о хозяйственных обществах.
Наиболее неудобным изменением стало требование обязательного удостоверения нотариусом или регистратором принятых корпоративных решений в непубличных АО, а в публичных – удостоверение регистратором (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Для ООО в уставе можно будет предусмотреть требование об обязательном подписании решений всеми участниками.
Вклад в уставный капитал
В оплату уставного капитала компаний можно вносить деньги, а также неденежный вклад, но он подлежит обязательной оценке независимым оценщиком (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
В ст. 66.1 ГК РФ расширен перечень объектов, которые могут быть внесены в качестве вклада в имущество компании. Вкладом могут быть:
- денежные средства;
- вещи;
- доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ;
- государственные и муниципальные облигации;
- подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам.
Типовой устав
При первичной регистрации компании в связи с ее созданием теперь можно будет использовать типовые уставы, формы которых будет утверждать ФНС России. В такие уставы не будут включаться сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Но эти сведения будут отражены в ЕГРЮЛ.
Поскольку при регистрации компания сможет использовать типовой устав, данные сведения будут подаваться в виде заявления о регистрации компании и отражаться в выданных компании документах.
Использование типового устава без указания конкретных сведений можно назвать удобным. Дело в том, что при изменении сведений о компании представлять измененный устав на регистрацию уже не потребуется.
Регистрация компании
Нельзя не сказать еще об одном важном нововведении. Оно касается права представлять документы на регистрацию в отношении компании не только заявителем, но и его представителем по нотариальной доверенности. А если заявитель сам подает документы на регистрацию, то нотариальное удостоверение его подписи на заявлении не требуется.
Достаточно простого проставления подписи с представлением регистратору оригинала документа, удостоверяющего личность. Эти изменения касаются случаев регистрации компании при создании. Нововведения предусмотрены Федеральным законом от 05.05.
2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и вступили в силу уже 5 мая 2014 г.
Если заявитель лично подает заявление на регистрацию, то подпись в нем он проставляет непосредственно в налоговой инспекции, чтобы регистратор мог убедиться в его действительном волеизъявлении.
Если в составе пакета документов есть нотариальная доверенность (или ее нотариальная копия) на право подачи заявления представителем, то впоследствии, при получении документов, она уже не будет нужна.
Об этом сказано в письме ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238.
Фирма одна, директоров – несколько
В компании теперь могут быть сразу несколько директоров. Они могут действовать совместно или независимо друг от друга. Но в любом случае сведения о наличии двух директоров должны содержатся в учредительных документах компании (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ).
Информация о каждом из них включается в ЕГРЮЛ.
В зависимости от положений учредительных документов договоры сможет подписывать любой из директоров (если полномочия по уставу есть у каждого) или кто-то конкретно (когда по уставу только один из директоров получает такое право).
Такая ситуация возможна в случае, если, к примеру, в компании есть два акционера (участника) с 50% акций (долей) у каждого и при этом они не смогли договориться о кандидатуре директора. Такая конструкция корпоративного управления довольно удобна, однако она не снимает риск возможного конфликта интересов.
Ответственность органов управления
В ст. 53.1 ГК РФ теперь закреплены общие условия привлечения к ответственности:
- органов управления и иных лиц, имеющих право действовать от имени компании в силу закона или учредительных документов;
- лиц, фактически контролирующих деятельность компании.
Так вот, эти лица должны действовать в интересах организации добросовестно и разумно и отвечать за причиненные по их вине убытки.
К сведению
В законе не уточняется, какие лица могут фактически контролировать деятельность компании. Поэтому наличие или отсутствие такого контроля в каждом конкретном случае определяется с учетом всех обстоятельств дела (например, фактический контроль через согласование сделок компании лицом, не являющимся ее формальным владельцем).
Юридический адрес
В ст. 54 ГК РФ закреплена обязанность при указании места нахождения компании (юридического адреса) уточнять наименование соответствующего населенного пункта (муниципального образования). При этом на организацию возлагается риск неполучения юридически значимых сообщений по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ.
Однако если у контрагента такой компании есть информация о наличии у нее иных адресов (в частности, из договора, переписки и т.д.), то сообщения лучше всего направлять по всем известным адресам. В случае спора это будет однозначно свидетельствовать о добросовестности контрагента, который предпринял все разумные и зависящие от него меры по извещению.
Правоспособность юридического лица
Закон № 99-ФЗ уточнил содержание правоспособности юридического лица. В п. 3 ст. 49 ГК РФ включено положение о том, когда возникает и прекращается право юридического лица осуществлять деятельность, требующую лицензию, членства в саморегулируемой организации или получения свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ.
Такое право возникает с момента:
- получения лицензии или в указанный в ней срок;
- вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Прекращается данное право при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Оспаривание сделок
Статья 65.2 ГК РФ закрепляет право участника корпорации оспаривать совершенные ею сделки с обязательным уведомлением об этом других участников, которые вправе присоединиться к предъявленному иску. Если они этого не сделают, то потеряют вправо обращаться в суд с тождественными требованиями.
Такое регулирование, безусловно, ограничит права участников, однако позволит оградить компанию от необходимости участия в одинаковых, по сути, процессах с одними и теми же требованиями. Кроме того, новые правила позволят разгрузить суды.
Возврат долей (акций)
Важным нововведением является закрепление права участника коммерческой корпорации, утратившего права участия в ней из-за неправомерных действий других участников или третьих лиц, требовать возвращения ему доли участия с выплатой компенсации, а также с возмещением убытков за счет виновных лиц (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ).
Однако суд может отказать в возвращении доли, если это приведет к несправедливому лишению прав участия иных лиц или повлечет крайне негативные последствия. В этом случае лица, виновные в утрате доли участия, должны выплатить пострадавшему справедливую компенсацию (ее размер определяет суд).
Введение данных норм является важной гарантией интересов пострадавших владельцев бизнеса, которых могут незаконно лишить принадлежащих им акций или долей. Отметим, что ранее в судебной практике правовая защита в таких случаях предоставлялась в рамках общих норм о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ).
Пока же в случае незаконного лишения владельца принадлежащих ему долей или акций он вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении корпоративного контроля.
Он может использовать такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права (ст. 12 ГК РФ).
В рамках этого способа пострадавший владелец бизнеса вправе оспаривать, к примеру, записи в ЕГРЮЛ, внесенные на основании подложных документов, может требовать восстановления прежних записей и т.д.
В любом случае владельцы бизнеса, незаконно лишенные корпоративного контроля при оформлении подложных документов, могут, не оспаривая все последовательно совершенные незаконные сделки, предъявить иск к конечному приобретателю, к которому перешли принадлежащие доли или акции.
Судебная практика
Лицо, действовавшее в качестве директора, дало поручение на списание акций компании в пользу двух организаций. В дальнейшем пакеты акций были раздроблены и переданы еще нескольким компаниям, а спустя некоторое время – повторно перераспределены. В итоге акции компании, незаконно списанные с ее счета, вошли в совокупный пакет акций сразу трех организаций.
Компания, ссылаясь на то, что права на акции были утрачены по распоряжению неуполномоченного лица и вопреки ее воле, обратилась в суд. Она просила истребовать акции из незаконного владения каждой из трех организаций. При рассмотрении этого дела суд отметил следующее.
Сложившаяся арбитражная практика допускает предъявление требований о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги, которые по аналогии закона подлежат рассмотрению по правилам ст. 301 и 302 ГК РФ (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 № 33 «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций»).
Первоначальное списание акций производилось неуполномоченным лицом, поскольку у него отсутствовали полномочия директора компании.
Акции компании смешались с другими аналогичными акциями, которые ответчики в это же время получили от иных лиц. Затем пакеты смешанных акций дробились и с ними совершались параллельные сделки.
Это, в свою очередь, привело к невозможности точного определения количества акций компании, поступивших каждому ответчику.
В ходе судебного разбирательства было установлено совершение группой недобросовестных лиц взаимосвязанных сделок по передаче прав на акции компании (в частности, участники сделок были аффилированными за счет родственных и иных связей участников, во всех анкетах и передаточных распоряжениях всегда указывались контактные данные одного и того же лица).
Это, по мнению суда, переносит на ответчиков бремя опровержения довода об их недобросовестности. Именно ответчики должны были доказывать, что акции отчуждались добросовестно. Однако сделать это они не смогли, в связи с чем суд удовлетворил требования истца (постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 14989/11 по делу № А21-2060/2006).
Некоммерческие организации
Отдельные изменения внесены в положения ГК РФ, касающиеся некоммерческих организаций.
Закон № 99-ФЗ уточнил и дополнил перечень некоммерческих организаций, куда теперь также входят (п. 3 ст. 50 ГК РФ):
- публично-правовые компании;
- автономные некоммерческие организации;
- казачьи общества (внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, – ст. 123.15 ГК РФ);
- общины коренных малочисленных народов (добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку для защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры, – ст. 123.16 ГК РФ);
- товарищество собственников недвижимости, включая ТСЖ;
- торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
- органы общественной самодеятельности;
- территориальные общественные самоуправления и др.
Теперь некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности (за исключением казенного и частного учреждений), должна иметь имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО (п. 5 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент он составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Наибольшее удивление вызывают две новые организационно-правовые формы унитарных некоммерческих организаций – общины коренных малочисленных народов и казачьи общества. И те и другие могут быть преобразованы в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (п. 2 ст. 123.15 и п. 3 ст. 123.
16 ГК РФ), в связи с чем не совсем понятно, почему их нельзя было сразу «укомплектовать» именно в эти формы.
Тем более что автономная некоммерческая организация в данной ситуации, на наш взгляд, наиболее удобна: из нее всегда можно выйти, учредителям не нужно отвечать по обязательствам да и предпринимательской деятельностью она заниматься может (ст. 123.24 ГК РФ).