Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Судьи принимают решения относительно разных дел, которые могут быть гражданскими, административными или уголовными.

Они должны принимать исключительно взвешенные и объективные решения, поэтому предъявляются действительно значительные требования к кандидатам на должность судьи.

Требования могут немного отличаться к федеральным, конституционным или верховным судьям. Для этого учитывается имеющееся у гражданина образование, стаж работы, профессиональная подготовка и другие параметры.

Как выглядит институт судебной власти в РФ?

В России имеется несколько видов судов, каждый из которых обладает своими особенностями. Институт судебной власти делится на несколько частей:

  1. Конституционный суд. Он представлен высшим органом судебной власти. Он делится на уставные суды, располагающиеся в разных субъектах страны.
  2. Общей юрисдикции. Сюда входит Верховный суд, областные и мировые суды.
  3. Арбитражные суды. Они могут быть Высшими, федеральными, окружными или арбитражными субъектными.

Для определения того, какие предъявляются требования к кандидатам на должность судьи, необходимо изучить положения ФЗ №3132-1 «О статусе судей в РФ». Именно этот нормативный акт регулирует все правила назначения конкретного гражданина на данную должность.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Кто может стать судьей?

Основные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, представлены следующими условиями:

  • наличие высшего юридического образования;
  • отсутствие судимости или даже уголовного преследования, прекращенного в результате наличия реабилитирующих обстоятельств;
  • не допускается гражданство двух государств или вид на жительство в иной стране;
  • отсутствие частичной или полной недееспособности;
  • гражданин не должен состоять на учете в наркодиспансере или психдиспансере;
  • не допускается наличие заболеваний, которые могут стать препятствием для исполнения должностных обязанностей.

Эти требования являются наиболее значимыми, причем они предъявляются к любому судье независимо от выбранного суда. Дополнительно к судам разного уровня могут использоваться другие уникальные условия.

Требования к возрасту и стажу

Наиболее значимыми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, являются условия, имеющие отношение к возрасту и стажу. Работать гражданин должен юристом или прокурором. К основным таким условиям относится:

  • если выбирается для работы арбитражный или мировой суд, то гражданин должен проработать юристом не меньше 5 лет, а также его возраст не может быть меньше 25 лет;
  • требования к кандидату на должность федерального судьи заключаются в достижении возраста 30 лет, а также наличии стажа работы в юридической сфере от 7 лет;
  • если выбирается для работы Высший арбитражный суд, то человек должен достичь возраста 35 лет, а также у него должен иметься опыт от 10 лет.

Не допускается до этой должности человек, который обвиняется или подозревается в каком-либо преступлении. Не разрешается наличие родственных связей с председателем или заместителем главы выбранного учреждения.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Как проходит отбор?

Все лица, которые планируют занимать эту позицию, должны учитывать требования к кандидатам на должность судьи. Назначение происходит в правильном порядке, для чего выполняются следующие действия:

  • председатель конкретного суда, в котором имеется вакантная должность, передает сведения в квалификационную коллегию;
  • информация должна передаваться в течение 10 дней с момента освобождения должности предыдущим работником;
  • далее в течение 10 дней коллегия оповещает о наличии этой вакансии СМИ, причем указывается время и место принятия разных заявлений от кандидатов;
  • после этого проводится конкурсный отбор.

На одно место может претендовать большое количество специалистов. Конкурсный отбор считается достаточно жестким. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок их назначения указываются в ФЗ №3132-1.

Если граждане соответствуют требованиям, а также желают занять вакантную должность, то им придется сдавать специальный квалификационный экзамен.

Для этого им надо обращаться в экзаменационную комиссию, работающую при коллегии судей.

Какие требуются документы?

Чтобы сдать квалификационный экзамен, гражданин должен доказать, что он подходит под все требования к кандидатам на должность судьи. Поэтому им в коллегию передается следующая документация:

  • паспорт;
  • анкета, в которую вносятся личные сведения о гражданине;
  • документация о полученном высшем образовании в юридической области;
  • трудовая книжка, с помощью которой можно понять, соответствует ли стаж работы человека предъявляемым требованиям;
  • медицинская справка, содержащая информацию о том, не имеются ли у гражданина какие-либо заболевания, являющиеся препятствием для занятия интересующей его должности.

На основании этой документации допускается юрист к сдаче экзамена. После успешного прохождения этого тестирования надо обращаться в коллегию судей с заявлением.

В этом документе указывается желание занять гражданином имеющуюся вакантную должность. К заявлению прикладывается справка, полученная после прохождения экзамена.

Дополнительно собираются характеристики со всех мест работы за последние 5 лет. Прикладываются бумаги о наличии дохода и имеющемся имуществе.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Как принимается решение?

Первоначально члены комиссии изучают, соответствуют ли все заявители основным требованиям к кандидатам на должность судьи. Образование и стаж считаются наиболее значимыми критериями.

Далее оцениваются результаты пройденного экзамена. На основании полученных данных принимается решение о рекомендации тех или иных граждан на имеющуюся вакантную должность.

К правилам принятия решения относится:

  • преимущество имеют граждане, обладающие значительным стажем работы в правоохранительных органах;
  • учитывается наличие разных ученых степеней;
  • наиболее часто предпочтение отдается докторам юридических наук или людям, обладающим государственными или ведомственными наградами;
  • оценивается, насколько быстро и внимательно изучаются разные дела кандидатами.

Если вовсе отсутствуют подходящие граждане среди заявителей, то формируются мотивированные отказы. Такое решение может обжаловаться в коллегии судей, если соответствуют люди всем требованиям к кандидатам на должность судьи.

Какими полномочиями наделяется арбитражный судья?

Требования к кандидатам на должность судьи в РБ значительно отличаются от требований, которые используются в России. Это обусловлено разницей в законодательстве и нюансах работы судебной системы.

В РФ Председатель Высшего арбитражного суда может назначаться исключительно при наличии Представления президента Совета Федерации. Выбирается он на срок в 6 лет. Назначение заместителей происходит таким же образом, а также на срок в шесть лет, но при этом требуется представление председателя ВАС.

Председатели федеральных или апелляционных арбитражных судов выбираются только Президентом РФ на 6 лет. Президент может отклонять те или иные кандидатуры, для чего выносится соответствующее постановление.

Если выявляется, что выбранный гражданин не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи арбитражного суда, то это приводит к прекращению его полномочий на основании решения, принятого коллегией.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Зачем нужно ограничение по возрасту?

Судья должен являться ответственным и мудрым человеком, поэтому перед занятием данной важной должности у него должен накопиться значительный житейский опыт. К основным особенностями его назначения относится:

  • судьям и членам их семьи гарантируется неприкосновенность;
  • если гражданин отработал больше 20 лет, то он может рассчитывать на пожизненное содержание от государства;
  • в процессе принятия решений требуется руководствоваться принципами справедливости и честности;
  • перед вынесением вердикта обязательно проверяется, соответствует ли оно требованиям и условиям разных законодательных актов;
  • судья должен опираться на имеющиеся знания в области юриспруденции, а также учитывается его жизненный опыт;
  • при вступлении в должность обязательно гражданином дается клятва, что он будет исполнять свои обязанности на основании требований законодательства, а также будет ориентироваться на справедливость, совесть и долг.

Перед тем как вступить в эту должность, гражданину придется потратить достаточно много времени для работы на позициях прокурора, нотариуса или юриста. Требования к кандидатам на должность судьи и порядок назначения могут немного отличаться для разных судей, причем нередко в законодательные акты вносятся небольшие изменения, которые должны учитываться всеми кандидатами.

Какие проводятся дополнительные проверки?

В отношении судей проводятся разные проверки, так как они должны не только обладать оптимальным образованием и стажем, но и соответствовать другим требованиям. К ним относится:

  • обязательно заранее проверяется состояние здоровья, так как не допускается наличие разных хронических болезней, поскольку они могут препятствовать оптимальной работе гражданина;
  • требуется получить заранее справки, подтверждающие, что ранее не состоял человек на учете в психиатрических учреждениях или наркологическом диспансере.

Не допускается подделывать документы, так как если выявится обман, то гражданин не только будет снят с должности, но и может привлекаться к ответственности за предоставление недостоверных сведений.

Статья 26.3. Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

Срок передачи полномочий

Срок работы мирового судья является строго фиксированным. Назначается конкретный гражданин на эту должность исключительно на 5 лет. После этого возраста допускается снова выставлять свою кандидатуру на эту должность.

Максимально работать в должности судьи гражданин может до 70 лет.

Полномочия мирового судьи

Мировые судьи выносят решения по следующим делам:

  • уголовные дела за разные преступления, по которым назначается лишение свободы на срок до трех лет;
  • ведение бракоразводных процессов, но между супругами не должно иметься никаких разногласий, имеющих отношение к общим детям;
  • раздел имущества, нажитого супругами за время совместного проживания;
  • прочие дела, имеющие отношение к семейным или трудовым отношениям;
  • нарушения административного законодательства.
Читайте также:  Статья 23. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

Все дела рассматриваются только единолично, поэтому не требуется вмешательство коллегии.

Правила назначения районных судей

Требования к кандидату на должность районного судьи являются достаточно существенными, так как назначаются граждане исключительно Президентом страны. Судья получает неприкосновенность и служебный транспорт. Им рассматривается множество дел, имеющих отношение к административному или уголовному законодательству.

Стать районным судьей может только гражданин России, не обладающий судимостью, а также его родственники не могут работать в этом учреждении. У него должны быть глубокие познания в юридической области. Поэтому приходится сдавать достаточно жесткий и специфический экзамен, чтобы определить уровень знаний претендента.

Квалификационный экзамен на должность судьи — Московские юристы

Автор статьи полагает, что актуальным направлением улучшения порядка кадрового отбора на должность судьи является совершенствование квалификационного экзамена на должность судьи.

Чтобы убедиться в пригодности претендента к судейской работе, необходимо включить в экзаменационные вопросы помимо вопросов о действующем законодательстве вопросы из судебной практики, судейской этики и культуры поведения и из области общей и юридической психологии.

В этой связи необходимо увеличить количество аудиторного времени, отводимого претенденту на подготовку к экзамену, и несколько изменить порядок формирования экзаменационной комиссии, которую предлагается формировать конференцией судей субъектов РФ.

При таком подходе, по мнению автора, можно будет осуществить более тщательный отбор наиболее высокообразованных юристов, чей профессионализм будет адекватен высокой должности судьи.

Выступая на VII Всероссийском съезде судей, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов подчеркнул важность кадровой проблемы формирования судейского корпуса, заявив: «Дальнейшее экстенсивное развитие судебной системы не поможет нам ответить на запросы общества.

Мы должны заняться интенсификацией — брать лучших, избавляться от неквалифицированных кадров, провести ревизию процессуального законодательства и вернуть уважение общества к судам» .

Нацеленность на лучшие людские ресурсы для подбора из них судей является правильной и неоспоримой.

———————————

Российский судья. 2009. N 1.

Путь к судейской карьере начинается со сдачи претендентом квалификационного экзамена на должность судьи, и очень важно этот экзамен построить таким образом, чтобы уже на данном этапе можно было бы выявить лучших кандидатов. Определенные резервы для совершенствования работы экзаменационных комиссий, несомненно, существуют, и они должны быть задействованы.

Согласно Положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. (далее — Положение) , при квалификационной коллегии судей субъекта РФ создается экзаменационная комиссия, которая принимает экзамены у претендентов на должности мирового судьи, федерального судьи и судьи арбитражного суда.

———————————

Российская юстиция. 2002. N 8.

Из пункта 3.1 названного Положения следует, что содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат; согласно пункту 4.

2 Положения экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики.

По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа.

Как показывает практика работы экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Ульяновской области, экзаменующиеся нередко затрудняются с составлением проектов процессуальных документов по разным причинам, в том числе в связи с дефицитом времени, отведенного на экзамен, поэтому ответ на вопрос, содержащий предписание составить такой проект, зачастую ограничивается составлением лишь его резолютивной части. Однако до непосредственной проверки написанного претендентом текста дело не доходит, поэтому его грамотность остается за пределами проверки.

  • Между тем, если исходить из Положения, цель квалификационного экзамена — установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.
  • В этой связи, чтобы иметь возможность дать объективную оценку знаний и умений лица, претендующего на занятие должности судьи, необходимо помимо вопросов, нацеленных на проверку знания претендентом российского законодательства, включить вопросы, направленные на проверку знаний претендента еще как минимум в трех областях: а) судебной практики; б) судейской этики и культуры поведения; в) общей и юридической психологии.
  • Что касается знаний претендента на должность судьи в области судебной практики, это весьма актуально и заслуживает отдельного разговора, особенно в условиях постоянно меняющегося законодательства, когда без соответствующих разъяснений судебных органов и выяснения их позиции просто не обойтись не только судье, но и любому другому практикующему юристу.
  • Более подробно хотелось бы остановиться на других направлениях совершенствования работы экзаменационной комиссии.

Судейская этика и культура поведения представляют собой важную область знаний, без которой претенденту на должность судьи не обойтись. Здесь речь должна идти не только о знании им содержания Кодекса судейской этики, утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.

2004 , что, конечно же, должно найти отражение в перечне вопросов в экзаменационных билетах, но и о проверке правильного понимания претендентом роли и места судьи в обществе, о публичности этой профессии, накладывающей отпечаток на все стороны жизни судьи, а также о культуре поведения судьи во всех ее проявлениях, начиная от культуры устной и письменной речи до общего уровня развития и правильного понимания происходящих в мире процессов и явлений.

———————————

Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. N 2.

С целью выявления правильного понимания указанных моментов можно включать в экзаменационные вопросы вопросы оценочного характера, предлагающие претенденту обозначить линию поведения судьи применительно к конкретной ситуации, задания по правильному построению предложений в документе, отысканию ошибок в написании тех или иных слов; можно предложить найти ошибки в тексте какого-либо судебного решения. К сожалению, уровень грамотности наших судей (и претендентов на эти должности) не проверяется вообще, поэтому их решения нередко изобилуют множеством ошибок и описок. Однажды довелось увидеть судебное решение, где мировой судья на трех страницах текста допустил 117 ошибок (отсутствие или наличие лишних запятых, других знаков препинания, несогласование слов в предложении, незаконченные предложения и т.п.). В этой связи представляется очень важной проверка в первую очередь именно культуры письменной речи претендента.

Но и на устную речь необходимо обратить внимание. Процессуальные кодексы не регламентируют некоторые моменты, сопряженные с культурой проведения судебных заседаний, в этой связи можно встретить самые разные варианты обращений судьи к гражданам, являющимся участниками судебного заседания. Один из судей районного суда г.

Саратова, например, так обращался к участникам процесса по делу о разводе: «мужчина», «женщина». Позже на недоуменные вопросы студентов, присутствовавших в зале заседаний с учебной целью, этот судья пояснил, что так он обращается к участникам процесса только по бракоразводным делам, поскольку считает, что здесь важны именно эти качества человека.

В другом случае один из судей районного суда г. Ульяновска, будучи значительно моложе подсудимого по уголовному делу, тем не менее обращался к нему на «ты», что производило неприятное впечатление на присутствовавших в зале суда лиц.

И тот и другой вариант представляются неприемлемыми, но оба они свидетельствуют об определенном уровне культуры устной речи этих судей.

В этой связи имеет смысл протестировать претендентов на должность судьи и в отношении культуры поведения судьи в судебном заседании.

Уровень общей культуры нередко выявляется в ходе собеседования с претендентом при его ответах на дополнительные вопросы, которые члены экзаменационной комиссии, как правило, задают после его ответа по конкретному вопросу экзаменационного билета.

Из ответов претендента можно сделать вывод, владеет ли он необходимой юридической лексикой (помню, один претендент надолго задумался и так и не дал ответа на вопрос о том, что такое «реституция»), знаком ли с основами правовой доктрины.

Тем не менее ряд простейших вопросов, которые позволили бы выявить уровень общей подготовленности претендента к исполнению профессиональных обязанностей судьи, можно включить и непосредственно в перечень экзаменационных вопросов.

Иначе нам не избежать анекдотичных случаев, описанных в прессе, когда судья одного из московских судов вынесла решение, которым выдворила гражданина Чувашии за пределы Российской Федерации.

В круг экзаменационных вопросов необходимо включить также вопросы общей и юридической психологии. Поскольку работа судьи связана с необходимостью постоянного общения с людьми как в судебном заседании, так и вне его, важно уметь найти, что называется, правильный тон для такого общения.

В этой связи отдельные вопросы, касающиеся тактики взаимоотношений судьи и участников процесса по гражданскому или уголовному делу, а также взаимоотношений судьи с коллегами (председателем суда, секретарем судебного заседания, специалистом суда и др.), также могли бы найти отражение в экзаменационных вопросах.

Кроме того, на судью возлагается в ряде случаев решение вопросов примирения спорящих сторон (в гражданском и арбитражном процессах, например, примирение сторон выдвигается в качестве самостоятельной задачи на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству), обойтись без элементарных знаний психологии судье здесь просто невозможно.

Важно также выявить внутреннюю мотивацию самого претендента, которой он руководствуется, идя на экзамен. Случается, серьезных намерений работать судьей претендент не имеет, и для него экзамен — всего лишь проба своих сил для придания уверенности в себе.

Читайте также:  Статья 15. меры социальной поддержки

Экзамен бесплатный, почему бы не попробовать? Между тем работа судьи очень важна и ответственна, даже тяжела физически, учитывая ту огромную нагрузку по количеству рассматриваемых гражданских и уголовных дел, которую сегодня несут судьи, и морально, что выражается прежде всего в необходимости каждодневно принимать решения, непосредственно влияющие на судьбы людей. Выявить внутреннюю психологическую готовность претендента принять на себя такую ношу необходимо. В какой-то мере это позволяет сделать психодиагностическое обследование будущих судей, предпринимаемое в соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. «О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи» .

———————————

Российская юстиция. 2003. N 5.

Поскольку психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, а юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений, представляется необходимым вопросы как общей, так и юридической психологии включить в перечень экзаменационных вопросов для лиц, претендующих на должность судьи.

  1. В этой связи необходимо увеличить количество времени, которое отводится экзаменационной комиссией на каждого претендента, изменив соответствующие нормативы.
  2. Представляется, что только при таком дополнении требований, предъявляемых к квалификационному экзамену на должность судьи, он станет серьезным испытанием для каждого претендента на должность судьи и будет непреодолимым барьером для тех, кто в силу тех или иных причин еще не готов работать в суде.
  3. Завершая разговор о путях совершенствования квалификационного экзамена на должность судьи, нельзя не отметить, что и статус самих экзаменационных комиссий нуждается в повышении.

Повышению статуса экзаменационных комиссий могло бы способствовать изменение их правового положения как «придатка» соответствующей квалификационной коллегии. На сегодняшний день экзаменационная комиссия существует при квалификационной коллегии судей, что, по большому счету, исключает ее объективность и независимость.

Между тем если судейское сообщество как самое заинтересованное в сохранении своего статуса как своего рода юридической элиты общества желает получить объективное суждение об уровне знаний и степени подготовленности того или иного претендента на должность судьи, необходимо придать большую самостоятельность экзаменационным комиссиям.

Настало время изменить и порядок формирования экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Порядок подачи документов

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи, порядок их отбора

Порядок наделения судей полномочиями, требования к кандидатам на должность судьи, порядок их отбора

Статья 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в РФ»

     1.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации:1) имеющий высшее юридическое образование;2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

    2.

При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

    4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

    5.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

    В соответствии со ст. 4.1 Закона для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

    Отбор кандидатов на должность судьи (Статья 5 Закона)

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Квалификационный экзамен на должность судьи — гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 26.3.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи

квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председательствующим на заседании экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии.

Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет. 7. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.

8. Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи , удостоверение о результатах квалификационного экзамена с оценками по каждому вопросу и общей итоговой оценкой. В случае получения общей итоговой неудовлетворительной оценки указанное удостоверение не выдается. 9.

Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена. В течение указанного срока кандидат на должность судьи вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи суда другого уровня, другой системы, другого вида или другого субъекта Российской Федерации. 10.

Решение № АКПИ19-651 от 03.10.2019 Верховного Суда РФ

после публикации в «Российской газете» 11 февраля 2019 г. ( № 29) объявления об открытии вакантной должности судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа с заявлением о рекомендации кандидатом на указанную должность обратился Рамазанов К.Г.

Оценив имеющиеся в отношении административного истца сведения, включая уровень профессиональной подготовки, стаж и опыт работы в области юриспруденции более 19 лет, а также обязанности, которые он выполняет в должности администратора суда, характеристики с мест работы, наличие ведомственных наград, результаты квалификационного экзамена на должность судьи с общей итоговой оценкой «удовлетворительно», итоги проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также письменные и устные пояснения Рамазанова К.Г. относительно обстоятельств рассматриваемого заявления, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в пределах своих полномочий 30 мая 2019 г. приняла решение об отказе ему в рекомендации кандидатом на должность судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, содержание которого соответствует требованиям закона.

Определение № А84-819/16 от 11.05.2016 АС города Севастополя

в части; об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. Согласно статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подведомственные судам административные дела,

Читайте также:  Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) "О Государственном гимне Российской Федерации"

Решение № АКПИ19-651 от 03.10.2019 Верховного Суда РФ

после публикации в «Российской газете» 11 февраля 2019 г. ( № 29) объявления об открытии вакантной должности судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа с заявлением о рекомендации кандидатом на указанную должность обратился Рамазанов К.Г.

Оценив имеющиеся в отношении административного истца сведения, включая уровень профессиональной подготовки, стаж и опыт работы в области юриспруденции более 19 лет, а также обязанности, которые он выполняет в должности администратора суда, характеристики с мест работы, наличие ведомственных наград, результаты квалификационного экзамена на должность судьи с общей итоговой оценкой «удовлетворительно», итоги проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а также письменные и устные пояснения Рамазанова К.Г. относительно обстоятельств рассматриваемого заявления, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в пределах своих полномочий 30 мая 2019 г. приняла решение об отказе ему в рекомендации кандидатом на должность судьи Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, содержание которого соответствует требованиям закона.

Решение № А40-99430/18-154-1191 от 03.10.2018 АС города Москвы

должности служащего с присвоением квалификации «Кассир»; Книга регистрации и выдачи свидетельств.

В ходе анализа представленных документов и материалов установлено: Представленные организацией документы свидетельствуют о нарушении академией Положения о проведении промежуточной аттестации в форме квалификационного экзамена, утвержденного ректором академии. Академией неправомерно присвоена квалификация «Кассир» и принято решение о выдаче свидетельств о должности

1/42 Нормативные основы правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие | Ридли

Н. И. Газетдинов, М. М. Шамсутдинов

  • Нормативные основы правоохранительной деятельности в Российской Федерации
  • Учебное пособие
  • Вступительная статья

[битая ссылка] [email protected]/* */

Последние десятилетия в России отмечены бурной законотворческой деятельностью, в том числе и в правоохранительной сфере. В начале 2000-х гг.

были разработаны и введены в действие Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», что завершило процесс создания нового – уже российского законодательства. Однако дальнейшая реализация идей правового государства и практика применения нового законодательства обусловили необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы правоохранительной деятельности в Российской Федерации. В результате этого на рубеже первого десятилетия XXI в. были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации касательно статуса Верховного Суда и прокуратуры Российской Федерации, приняты такие акты, как Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», а действующее процессуальное законодательство подверглось коренному реформированию, которое еще не завершилось. В этой связи появление целого ряда новых законов, внесение поправок в ранее принятые акты, регламентирующие организацию и деятельность правоохранительных органов и нацеленные на создание демократического общества в России, вызывает насущную необходимость их внимательного изучения и осмысления. Этому в определенной степени должно способствовать настоящее учебное пособие.

Учитывая эту направленность настоящего учебного пособия, представленные в нем нормативные акты изложены в виде извлечений.

Такое изложение обусловлено прежде всего логикой изучения предмета «Правоохранительные органы РФ», так как данная учебная дисциплина, выступая в роли вводного курса для студентов юридических факультетов и вузов, направлена на изучение принципов организации и деятельности органов, для которых защита и охрана прав и законных интересов является одной из основных задач.

Поэтому, например, в Конституцию Российской Федерации включены нормы, непосредственно закрепляющие права и свободы человека и гражданина Российской Федерации и требующие защиты правоохранительными органами, прежде всего судами, а также основные положения, регламентирующие деятельность таких органов.

Также определяющим в выборе такого способа изложения материала послужило то обстоятельство, что для получения представления о системе правоохранительных органов, принципах их деятельности достаточным является именно такое выборочное изучение нормативных актов, а не полного их текста.

Определенную сложность при составлении настоящего учебного пособия представляло то, что подготовка юридических кадров в различных вузах имеет свою специфику: в одних вузах, например ведомственных, готовят специалистов для работы прокурорами, следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений, в других – для работы в судебных учреждениях в качестве помощников и секретарей судей, иных работников аппаратов судов, в третьих акцент делается на подготовку будущих юристов к работе в сфере негосударственного сектора: в банках, финансовых учреждениях, страховых организациях и т. д. При этом, несмотря на различие направлений подготовки (специальностей) и специализаций, общим для них является наличие в их учебных планах предмета «Правоохранительные органы». Авторы-составители настоящего учебного пособия постарались в полной мере учесть такую специфику российского высшего юридического образования и включили в его содержание нормативные акты, регулирующие разнообразные формы защиты прав и законных интересов граждан.

Поэтому в настоящем учебном пособии представлены, во-первых, извлечения из основных нормативных актов в области прав и свобод человека и гражданина в России, во-вторых, все формы российского судопроизводства: гражданское, арбитражное, уголовное и административное, в виде извлечений из соответствующих кодексов, в-третьих, извлечения из нормативных актов, посвященных конкретным органам государства, в чьи функции входит осуществление тех или иных видов правоохранительной деятельности, и, в-четвертых, извлечения из нормативных актов, содержащих правовые основы деятельности негосударственных организаций, содействующих защите прав и интересов граждан и организаций. Таким образом, настоящее учебное пособие носит универсальный характер, так как изложенные в нем фрагменты нормативных актов в полной мере дают представление о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах студентам юридических факультетов, обучающихся на различных специализациях.

Изложенный в настоящем учебном пособии нормативный материал представлен по состоянию на 15 июля 2015 г. и учитывает все изменения, произошедшие к этой дате.

  1. Настоящее учебное пособие может быть полезным не только студентам, начинающим изучать юридические науки, но и преподавателям юридических факультетов и вузов, аспирантам, работникам судов, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания, адвокатуры и нотариата.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина1
  3. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
  4. Статья 1
  5. (1) Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.
  6. (2) Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.
  7. Статья 2
  8. (1) Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
  9. (2) Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
  10. Статья 3
  11. (1) Все равны перед законом и судом.
  12. (2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  13. (3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.
  14. (4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
  15. Статья 4
  16. (1) Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.
  17. Статья 8
  18. (1) Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  19. (2) Задержание может быть обжаловано в судебном порядке.
  20. (3) Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законом.

(4) Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без его добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 9

(1) Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

Ссылка на основную публикацию