Статья 24. содержание и форма служебного контракта

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими.

Подчеркнуто взаимодействие в этой части норм действующего трудового законодательства и специального законодательства, регулирующего государственную гражданскую службу.

Выявлены имеющиеся, на взгляд автора, проблемы. Приведены примеры из судебной практики.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, содержание служебного контракта, представление документов при заключении служебного контракта.

Государственная служба является особой сферой профессиональной деятельности в области обеспечения суверенитета государства и безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц.

В период становления современной государственной службы принят ряд мер по ее организации в новых условиях как правового и социального института [1, с. 235].

В регулировании трудовых отношений гражданских служащих Российской Федерации важнейшую роль занимает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) [1].

Служебный контракт является соглашением, что позволяет говорить о совокупности в его содержании существенных и дополнительных условий. Существенными условиями заключения служебного контракта являются обязательные элементы, без которых служебный контракт не может быть заключен. Состав существенных условий служебного контракта определен частью 3 статьи 24Закона № 79-ФЗ исчерпывающим образом.

Принципиальным с практической точки зрения является включение в служебный контракт даты начала исполнения должностных обязанностей. В данном случае действует общее правило, установленное ст.

61 Трудового кодекса РФ, согласно которому гражданский служащий обязан приступить к исполнению своих обязанностей на следующий день после вступления служебного контракта в силу, а отсутствие его на рабочем месте может являться основанием для аннулирования служебного контракта.

В служебном контракте должен быть оговорен срок его вступления в силу. Вступление в силу служебного контракта означает, что его стороны приобретают обязанности и права, вытекающие из условий служебного контракта и обусловленные спецификой прохождения гражданской службы.

Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Помимо прав и обязанностей государственного гражданского служащего, которые в обязательном порядке отражаются в служебном контракте, государственный гражданский служащий обязан соблюдать как должностной регламент, так и действующий в том органе, где он исполняет свою служебную деятельность, административный регламент.

При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представлять паспорт (п. 3 ч. 2 ст. 26).

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, при поступлении на гражданскую службу она также подлежит представлению.

Обязательным документом при поступлении на гражданскую службу является свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.

При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин обязан предъявлять документ об образовании. Одним из квалификационных требований, предъявляемых к замещению должностей гражданской службы, является требование к уровню образования.

При заключении служебного контракта гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень, обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 1 ст. 20 Закона № 79-ФЗ).

Перечень должностей федеральной гражданской службы, замещение которых предполагает предоставление сведений сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 [3].

Нормативными правовыми актами аналогичные перечни утверждены в государственных органах.

Для государственных гражданских служащих субъектов РФ перечни должностей, предполагающие предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждаются нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Сведения, сообщенные гражданином, информация о результатах проверки достоверности и полноты представленных сведений, вносятся в личное дело.

К личному делу приобщаются также справки, представленные по утвержденной форме.

Гражданские служащие имеют право беспрепятственно знакомиться со всеми материалами и давать в письменном виде объяснение по указанным материалам, которое должно быть приобщено к личному делу.

Законом не определены сроки и способы представления документов. В случае конкурсного замещения срок предоставления документов определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 [4]. Документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Законом № 79-ФЗ определено, что при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей: с должностным регламентом; с правилами работы со служебной информацией; с правилами по охране труда и технике безопасности. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Основанием заключения срочного служебного контракта является замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» (должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

Внешнее совместительство гражданского служащего не запрещено и определено ч. 2 ст. 14 данного Закона. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Однако речь идет о той ситуации, когда гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на постоянной основе в органе государственного управления, а по совместительству работает в иной организации.

Закон однозначно этот вопрос не решает, однако, учитывая особенности государственной службы как профессиональной деятельности, можно предположить, что ее организация возможна исключительно на постоянной основе, то есть гражданские служащие осуществляют свои функции в течение неопределенного времени (постоянно), а их работа является основным видом деятельности.

Также основанием для заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.

Читайте также:  Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

Учитывая субсидиарное регулирование трудовым законодательством гражданской службы, к данной ситуации могут быть применены нормы, установленные ТК РФ.

Основания заключения срочного служебного контракта не являются исчерпывающими.

Литература:

Можно ли изменить должностные обязанности государственного гражданского служащего на основании статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

  • Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.
  • Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее ‒ гражданская служба).
  • Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.
  • Из понятия служебного контракта, которое определено в части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
  • В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.
  • В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
  • Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент.

В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

  1. В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы.
  2. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, включая порядок уведомления и предложения иной должности гражданской службы, регулируются статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ.
  3. Из положений пункта 4 части 3 статьи 27 и части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, предложенную ему взамен сокращаемой должности гражданской службы, осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в порядке перевода.
  4. О возможности перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же государственном органе указывается также в части 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Учитывая изложенное, изменение должностных обязанностей гражданского служащего, по нашему мнению, возможно в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, регулирующими служебные отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы.

Минтруд России в настоящее время проводит анализ практики реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ, касающихся существенных условий служебного контракта, и готовит соответствующие изменения в данный Федеральный закон.

Некоторые особенности содержания служебного контракта на государственной гражданской службе

В статье анализируется проблема выявления особенностей содержания служебного контракта на государственной гражданской службе в Российской Федерации. Последовательно проанализированы позиции современных отечественных ученых по данной проблеме.

Вместе с принятием в 2004 году нового Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) появились и новые формы регулирования служебных отношений, в частности, новацией оказался служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору, который ранее заключался с государственными гражданскими служащими [1]. Введение нового термина вызвало целый ряд дискуссионных вопросов, по-прежнему споры ведутся вокруг проблемы выявления особенностей содержания служебных контрактов.

Содержание служебного контракта раскрывается в статье 24 ФЗ № 79, в которой содержатся основные реквизиты (элементы) соглашения. Условия служебного контракта подразделяются на существенные и дополнительные (могут как включаться, так и нет).

Вполне обоснованным, на наш взгляд, является включение в список существенных условий режима служебного времени и отдыха (п. 7 ч. 3 ст. 24 ФЗ № 79). При этом закономерно, что включать его необходимо, если дисциплинарный режим отличается от служебного распорядка государственного органа.

Это важно, так как государственным гражданским служащим часто устанавливают ненормированный служебный день, поэтому этот факт нужно отражать в служебном контракте.

Читайте также:  Глава ii. основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Как и в трудовом договоре существенным условием в служебном контракте является дата начала исполнения должностных обязанностей. Тем не менее последствия невключения в служебный контракт этого пункта никак не прописаны, что является пробелом в законе. Думается, что по аналогии со ст.

61 ТК РФ, необходимо прописать в ФЗ № 79, что гражданский служащий должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления служебного контракта в силу, дабы исключить возможные недоразумения на практике.

Внедрение подобной нормы позволило бы с полным основанием использовать на практике институт аннулирования служебного контракта (как это возможно в трудовых отношениях).

Некоторые исследователи, тем не менее считают, что «в силу принципа субсидиарного регулирования» статья 61 ТК РФ вполне может применяться и в отношении гражданского служащего [2, С. 17].

Условия оплаты труда, как и в трудовом законодательстве, являются необходимыми для включения в служебный контракт. Причем Примерная форма служебного контракта предлагает три варианта оплаты труда гражданского служащего. Итак, в служебном контракте прописываются (п. 9. IX раздела):

1)согласно подп. «а» все составные части денежного содержания (должностной оклада и оклад за классный чин, дополнительные выплаты);

2)согласно подп. «б» денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, к нему дополнительно устанавливаются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячное денежное поощрение и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь;

3)согласно подп. «в» оплата производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Как правило.

Такой порядок оплаты труда гражданских служащих установлен только по отдельным должностям гражданской службы, перечень которых утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Таким образом, первые два варианта в качестве включения в служебный контракт предлагаются законодателем на выбор, а последний вариант в сущности носит императивный характер.

Важным дополнением к содержанию служебного контракта является п. 6 ст. 24 ФЗ № 79. Согласно норме, необходимо в служебном контракте прописать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

А вот п. 7 ст. 24 ФЗ № 79 (ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации), на наш взгляд, является лишним, так как ответственность сторон является производным условием, так как четко прописана в законодательстве и не носит договорного характера.

В статье 24 ч. 4 прописаны возможные дополнительные (факультативные) условия. Причем перечень является открытым, так как законодатель отмечает, что в служебный контракт могут включаться и «иные условия», «не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным законами и иными нормативными правовыми актами» (п. 5 ч.

4 ст. 24). С одной стороны, это логично. Так как служебный контракт — это соглашение, а значит он вполне должен носить договорной характер, как и трудовой договор в ТК РФ. Но с другой стороны, многие ученые подвергают критике данную норму. Так, С.Е.

Чаннов пишет, что условия контракта о прохождении государственной службы не вырабатываются сторонами, а определены в законодательном порядке. В принципе стороны могут определить в контракте отдельные условия осуществления профессиональной служебной деятельности, однако на практике их волеизъявление сильно ограничено [3, С. 32].

Подобную позицию высказывает и А.А. Осин: «Анализируя статьи Закона, связанные со служебным контрактом, все больше приходишь к выводу, что служебный контракт как соглашение (если под этим словом подразумевается согласие сторон на те или иные условия и свободное волеизъявление при их формулировке) является чем-то эфемерным.

Действительно, в законодательстве о гражданской службе так детально регламентировано содержание служебного контракта, что включение в него каких-то иных условий просто теряет смысл. Закон либо сам устанавливает нормы, обязательные для исполнения, либо отсылает к иным нормативным правовым актам, уже принятым, или тем, которые должны быть приняты…

Гражданину или гражданскому служащему просто остается соглашаться с теми условиями, которые ему предлагают Закон и иные нормативные правовые акты» [4, С. 73].

Отчасти ученых можно поддержать, так как многие дополнительные условия, которые могут быть прописаны в служебном контракте, на самом деле являются только условно факультативными.

Что будет, если гражданский служащий откажется, например, включить в служебный контракт пункт о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации в целом? Гипотетически он может отказаться, но тогда он не сможет претендовать на должность, замещение которой связано с использованием таких сведений. Поэтому надо отметить, что при заключении служебного контракта как гражданский служащий, так и представитель наниматель по сути не имеют право выбора условий, так как должности гражданской службы, их характер и особенности приписываются в соответствующих реестрах и перечнях. Возможно в этом случае диспозитивные нормы служебного законодательства (во многом заимствованные из трудового) вступают в противоречие с публично-правовой сущность государственной службы, ее включенностью в отрасль административного права.

Читайте также:  Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

В качестве необязательного в служебном контракте предусматривается условие об испытательном сроке. Если в служебном контракте не прописано это условие, то считается гражданский служащий принят без испытательного срока. До вступления в силу ФЗ № 79 это условие носило императивный характер.

Ряд ученых считают, что необходимо вернуть подобную норму, так как «обязательное прохождение испытания (по меньшей мере при поступлении на гражданскую службу) более соответствует публичному характеру государственно-служебных отношений, чем предусмотренная действующим Законом диспозитивная норма, которая предполагает только возможность установления испытания по соглашению сторон» [5, С. 18]. Как нам видится, решение данной проблемы в другом. Нужно более дифференцировано подойти к решению этой проблемы и закрепить необходимость и продолжительность испытания в зависимости от категории и группы соответствующих должностей.

Таким образом, содержание служебного контракта на государственной гражданской службе имеет свои особенности. Некоторые из них, на наш взгляд, не вполне оправданны.

Дополнительные условия, которые могут содержатся в служебном контракте носят диспозитивный характер, однако это достаточно условно, учитывая четкое закрепление за каждой должностью на государственной гражданской службой конкретных реквизитов.

Условия служебного контракта

Условия служебного контракта и составляют его содержание. Федеральный закон № 79-ФЗ разделяет условия служебного контракта на существенные условия и просто условия, которые могут присутствовать в служебном контракте, а могут отсутствовать.

Выделение в служебном контракте существенных условий в отдельную группу вызвано необходимостью придания им особого статуса.

Для существенных условий установлена возможность их изменения (в определенных Законом случаях) в одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя, в то время как по общему правилу (пункт 5 статьи 24 Закона) условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон, и только в письменной форме.

  • Представитель нанимателя может выступить с инициативой одностороннего порядка изменения существенных условий служебного контракта при одновременном наличии двух условий.
  • Изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности является первым условием, а вторым — неизменность должностных обязанностей гражданского служащего.
  • Итак, существенными условиями служебного контракта являются (пункт 3 статьи 24 Закона):
  • — наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
  • — дата начала исполнения должностных обязанностей;
  • — права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
  • — виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
  • — права и обязанности представителя нанимателя;
  • — условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
  • — режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
  • — условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • — виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Важное значение при заключении служебного контракта имеет его продолжительность, иными словами — срок служебного контракта. Служебные контракты заключаются на определенный срок (срочные служебные контракты) и на неопределенный срок.

Интересен тот факт, что Федеральный закон № 58-ФЗ предусмотрел кроме вышеупомянутых двух видов служебных контрактов, классифицирующихся в зависимости от срока, на который они заключаются, еще один, третий вид.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 указанного Закона контракт может заключаться с гражданином также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

В Федеральном законе № 79-ФЗ такой вид служебного контракта не фигурирует, так как, по всей видимости, законодатель совершенно правильно учел, что этот третий вид служебного контракта на самом деле не образует самостоятельного вида, а является всего-навсего разновидностью срочного служебного контракта.

Обучение же в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием, условием для заключения срочного служебного контракта.

Традиционно срок срочного служебного контракта колеблется в пределах от одного года до пяти лет, с оговоркой в Законе про возможность заключения срочного служебного контракта на иной срок, если это будет прямо предписано Федеральным законом № 79-ФЗ.

Есть некоторые отличия, установленные Федеральным законом№ 79-ФЗ, от норм, существовавших ранее, которые касаются возраста гражданского служащего.

Достижение возраста 60 лет — этот тот рубеж, после которого возможно заключение только срочного служебного контракта.

Заметим, что с гражданским служащим, достигшим этого возраста, в обязательном порядке (подчеркнем — в обязательном) служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, причем минимальный срок такого контракта равен одному году, а максимальный — пяти годам. Это условие отсутствовало в Федеральном законе № 119-ФЗ.

Федеральный закон № 79-ФЗ установил предельный возраст пребывания на гражданской службе, повысив его до 65 лет (пункт 6 статьи 25). Ранее предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы был определен в 60 лет (пункт 3 статьи 25 Федерального закона № 119-ФЗ).

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 60 лет в настоящее время не допускается.

После 60 лет возможно заключение с гражданином (бывшим гражданским служащим) только срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Ссылка на основную публикацию