Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах

Существует целый ряд законов, а также других относящихся к судопроизводству нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражных судов.

Содержание

Арбитражный процесс по подведомственным делам всегда осуществляется только в рамках действующего законодательства. При этом существует целый ряд законов, а также других относящихся к судопроизводству нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражных судов.

Перечень законов, применяемых в арбитражных судах

Законодательно установлено, что арбитражно-процессуальное право находится в ведении РФ. При этом основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы этого права, является Конституция РФ.

Как основной гарант прав и свобод граждан Конституция содержит нормы, которые необходимы для применения в гражданском праве, в том числе и при арбитражном судопроизводстве.

Существуют и другие законодательные нормы, которые руководствуются при рассмотрении дел в рамках действия арбитражно-процессуального права. К ним относятся:

  • «О судебной системе РФ»;
  • «Об арбитражных судах РФ»;
  • «О прокуратуре РФ».

Существует два основных нормативно-правовых актов для арбитражного судопроизводства: Арбитражно-процессуальный кодекс РФ и Конституция.

При рассмотрении арбитражного дела суд может руководствоваться и положениями Постановления Государственной Думы.

Но, поскольку Постановление не является законом, у него нет преимуществ в применении перед Кодексом или любым другим законом, регулирующим арбитражный процесс.

Именно поэтому Постановление Государственной Думы не входит в законодательные акты арбитражного судопроизводства, однако учитывается при разрешении конкретных споров.

Закон «о Конституционном суде РФ» также не входит в перечень законодательных актов, регулирующих арбитражный процесс, однако его нормы могут быть использованы в случаях, когда норм арбитражного судопроизводства для решения спора недостаточно.

Так, существуют ситуации, когда ни одна из норм арбитражно-процессуального права не охватывает конкретное арбитражное дело. В этом случае суд имеет право руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ, для вынесения объективного и правомерного решения, в том числе и нормами закона, содержащего вопросы конституционного права.

Применение Конституции РФ в арбитражном процессе

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах четко устанавливает ситуации, когда используются нормы Конституции в ходе процесса. Так, если любой другой нормативно-правовой акт, которым руководствуется судья при рассмотрении дела, противоречит нормам Конституции, то для вынесения решения будет использоваться именно Конституция, а не противоречивый закон или подзакон.

При этом неважно, когда именно этот нормативно-правовой акт вступил в силу: до принятия Конституции или после.

Судья арбитражного суда, равно как и все участники процесса, при затруднении применения нормативно-правового акта в рамках Конституции (затруднение истолкования соответствия закона Конституции) имеет право обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой об изъяснении применения существующих норм. Если Конституционный суд обнаруживает, что закон или другой нормативно-правовой акт, применяемый в конкретном деле, противоречит или неверно истолковывает нормы Конституции, то для разрешения арбитражного спора он рекомендует применять только нормы Конституции.

Обуславливается это тем, что Конституция – высший нормативный акт, контролирующий исполнение прав и свобод граждан.

Арбитражные судьи при рассмотрении конкретного дела могут руководствоваться только нормами Конституции тогда, когда для вынесения обоснованного и законного решения не требуется применения других законодательных норм. Если в конкретной статье Конституции прописано, как поступать, какие меры принимать для разрешения спора с сохранением прав и свобод граждан, то применять какие-либо другие законы и подзаконы нет необходимости.

Международный договор в арбитражном процессе

Поскольку одной из целей арбитражного судопроизводства является реализация международного права, то на законодательном уровне было установлено, что в ходе арбитражного процесса, проходящего в рамках международного договора, применяются нормы этого договора, даже в том случае если судопроизводство отличается от установленного российским законодательством. При формировании международных договоров всегда учитываются общепризнанные международные права и свободы, поэтому международные договоры РФ являются составляющей международного права. Именно поэтому при расхождении норм арбитражного производства всегда используются общеустановленные в международном формате нормы. Нормы международного права закреплены в пактах и конвенциях, и согласно этим нормам формируются все международные договоры РФ.

Незначительные разногласия с действующим российским законодательством всегда трактуются в пользу норм международного права.

При рассмотрении дела арбитражным судом суд всегда руководствуется существующим и вступившим в силу международным договором. И при этом не имеет значения, в скольких документах содержатся нормы этого договора: в одном или нескольких.

Федеральные законы и акты, их вступление в законную силу для применения в вопросах арбитражного процесса

Законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах заключается в применении норм не только Арбитражно-процессуального кодекса и Конституции России, но и опубликованных и вступивших в силу федеральных законов, актов и международных договоров.

Вступившим в силу считается тот федеральный закон, который в течение 7 календарных дней после подписания Президентом РФ был опубликован в официальных правовых источникам.

Вступившими в силу считаются те акты Федерального Собрания, которые были размещены в официальных источниках в течение 10 календарных дней с того момента, как были приняты. Международные договоры должны пройти обязательную ратификацию перед публикацией.

При этом публикация осуществляется одновременно с теми федеральными законами, которые их ратифицируют. Под официальными правовыми источниками в законодательстве понимаются:

  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета»;
  • Портал правовой информации, находящийся по адресу: pravo.gov.ru;
  • Собрание законодательства РФ.

При этом официальной публикацией считается первое размещение полного текста подписанного нормативно-правового акта в официальных источниках правовой информации. Арбитражные суды обязаны руководствоваться при рассмотрении конкретного спора всех действующих, в том числе только вступивших в силу законов, если их нормы регламентируют вопросы конкретного спора.

При отсутствии нормы процессуального права применение аналогии закона

Законодательством предусмотрена ситуация, когда для законного и правомерного решения спора в арбитражных нормативно-правовых актах не содержится необходимых норм. В таком случае утвержден иной порядок решения спора: суд руководствуется нормами тех законов, которые применяются в аналогичных ситуациях в других отраслях права.

Называется этот прием «аналогия закона».

При этом законодательством предусматриваются случаи, когда провести соответствие на предмет схожести ситуаций не представляется возможным, а, значит, и невозможности применения аналогии закона.

В этом случае применяется прием аналогии права, когда руководствуются общими установленными принципами осуществления судопроизводства в Российской Федерации.

Например, когда для разрешения спора между сторонами арбитражный суд не может подобрать подходящей регулирующей нормы в законах арбитражно-процессуального права, а также иного права, он руководствуется общепризнанными и установленными нормами судопроизводства РФ.

При этом следующее аналогичное дело арбитражным судом другого округа или субъекта федерации будет рассматриваться по такому же принципу, основываясь на аналогии права и уже решенного ранее спора.

Судебная арбитражная практика показывает, что процент дел с применением аналогии закона или аналогии права не слишком высок – порядка 5 — 10% от всего числа рассматриваемых дел, что дает представление о неполной совершенности арбитражно-процессуальной системы. Однако эта же практика служит толчком для развития и совершенствования арбитражного судопроизводства на законодательном уровне.

Читайте также:  Глава x. существенные условия договора аренды объекта культурного наследия и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия (статьи 55 - 56)

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Закон об арбитражных судах РФ

Современные Арбитражные суды на территории Российской Федерации занимаются кропотливым рассмотрением дел, которые связаны с экономическими спорами, а также спорами, которые связаны с предпринимательской деятельностью.

Стоит отметить, что Арбитражные суды образованы и действуют на основании положений различных законодательных и нормативно – правовых актов:

  • Конституция Российской Федерации
    .
  • Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»
    , который подписан 31 декабря 1996 года.
  • Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который подписан 28 апреля 1995 года.
  • Федеральный закон «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
    , который подписан 24 июля 2002 года.

Стоит отметить, что в соответствии со статьей третьей Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» общая система арбитражных судов в стране должна состоять из: специализированного арбитражного суда, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов, кассационных арбитражных судов, арбитражных судов первой инстанции, а также арбитражных судов округов.

Замечание 1

Высшим органом по делам в разрешении экономического спора будет считаться Верховный суд Российской Федерации
, который осуществляет свою профессиональную деятельность на основании статьи 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Система арбитражных судов России

Замечание 2

Стоит отметить, что система арбитражных судов, которые функционируют на территории Российской Федерации, представлена в виде четкого треугольника. Каждый судебный орган занимает свою территориальную площадку, на которой занимается процессами рассмотрения исковых заявлений.

Самую низшую ступень занимают Арбитражные суды субъектов Российской Федерации, которые занимаются самыми различными тематическими делами.

Немного выше располагается Арбитражный апелляционный суд
, который занимается принятием решений по спорным ситуациям и вынесенными судом постановлениями.

Стоит отметить, что апелляционный суд также является второй инстанцией, в которую обращаются граждане несогласные с мнением и решением первой судебной организации.

Следующую позицию занимают Арбитражные суды округов. Сразу стоит заметить, что их функциональные возможности относительно тематике дел сужаются.

На самом верху правового треугольника располагается Верховный суд Российской Федерации. В его основные полномочия входит процесс рассмотрения спорных ситуаций, которые могли пройти все судебные инстанции.

Оспаривать решение Верховного суда можно только в Международном суде
.

Задачи арбитражных судов

В соответствии со статьей пятой Федерального конституционного закона, который был пописан еще в 1995 году, все Арбитражные суды Российской Федерации выполняют следующие функциональные задачи:

  • Защита оспариваемых или нарушенных прав, а также законных интересов граждан или организаций, которые работают в экономической или иной предпринимательской сферах.
  • Содействие процессов укрепления законности, а также процессы, связанные с предупреждением правонарушений в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности.

Стоит отметить, что все вступившие в законную силу судебные акты, а также судебные решения, постановления или определения арбитражных судов имеют равные обязательства перед различными государственными структурами:

  • государственными органами,
  • органами местного самоуправления,
  • организациями,
  • должностными лицами,
  • а также гражданами, которые к ним относятся.

Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации

Сергунин, К. Н. Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации / К. Н. Сергунин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49941/ (дата обращения: 08.06.2021).



В статье рассматривается эволюция системы арбитражных судов Российской Федерации, нормативно-правовые основы деятельности арбитражных судов, а также упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в результате поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2014 г.

Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, арбитражные суды, Высший Арбитражный Суд, федеральный закон, поправки к Конституции.

Правовые и экономические преобразования, начавшиеся в России в 90-е годы XX века, вызвали необходимость развития экономического правосудия, способного эффективно разрешать экономические споры и защищать права хозяйствующих субъектов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что деятельность арбитражных судов заслуживает высокой оценки, а система данных судов доказала свою высокую эффективность. Арбитражные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отметим, что нынешние очертания система арбитражных судов России приобрела далеко не сразу, ее отдельные элементы возникали и упразднялись в течение всего периода проведения судебной реформы.

Система арбитражных судов была сформирована в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-I «Об арбитражном суде» и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г.

№ 1544-I «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» в результате упразднения системы органов государственного арбитража и была представлена Высшим арбитражным судом РСФСР и высшими арбитражными судами республик, краевыми, областными, городскими арбитражными судами, а также арбитражными судами автономной области и автономных округов. Арбитражные суды осуществляли правосудие в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом 1992 г. [1]

Масштабный изменения в системе экономического правосудия произошли в 1995 г. Был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс [2], а также Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г.

№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является основным нормативным правовым актом, регламентирующим устройство системы арбитражных судов.

В системе арбитражных судов было образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, переименованных [3] в 2014 году в арбитражные суды округов.

В 2002 г. был принят ныне действующий Арбитражный процессуальный кодекс (третий по счету) [4]. В 2003–2006 гг.

в системе арбитражных судов были образованы 20 арбитражных апелляционных судов [5], а в 2013 году начал действовать [6] единственный на сегодняшний день специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, созданный на основании Федерального конституционного закона, принятого в 2011 г. [7]

После принятия в состав Российской Федерации Республики Крым были созданы Арбитражный суд Республики Крым и Арбитражный суд города Севастополя [8], а также Двадцать первый арбитражный апелляционный суд [9].

С 6 августа 2014 года функции по надзору за деятельностью арбитражных судов перешли к Верховному Суду Российской Федерации, а Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен. В соответствии с Законом о поправке к Конституции [10] ст. 127 Конституции Российской Федерации, устанавливавшая основы правового статуса Высшего Арбитражного Суда, была исключена.

Одной из основных причин реформы высших судебных инстанций называлось стремление к унификации судебной практики, преодоление расхождений по некоторым вопросам, имевшихся в позициях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.

Сторонники объединения высших судов России полагали, что единый суд обеспечит единство правовых подходов, в этом случае будут гарантированы равенство, одинаковость правовых позиций, их предсказуемость и соответствие закону [11]. Вместе с тем упразднение Высшего Арбитражного Суда неоднозначно оценивается в литературе. Например, Ю. В.

Читайте также:  Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации

Тай полагает, что «в действительности же серьезной проблемы с единообразием между позициями ВС РФ и ВАС РФ не существовало Вдобавок появился новый риск — возможность расхождения позиций отдельных коллегий». [12, с. 66].

К сожалению, расхождения в практике судебных коллегий Верховного Суда встречаются, например, по вопросу о признании сделки недействительной в случае злоупотребления правом Судебная коллегия по гражданским делам считает, что злоупотребление правом не является основанием для признания какой-либо гражданско-правовой сделки недействительной. Коллегия по экономическим спорам, напротив, пришла к выводу, что договор, при заключении которого допущено злоупотребление правом, подлежит признанию недействительным на основании ст. ст. 10 и 168 ГК РФ по иску оспаривающего такой договор лица, чьи права или охраняемые законом интересы он нарушает [11].

Подводя итог исследованию, отметим, что система арбитражных судов России за более чем четверть века прошла большой путь. Сегодня в ее составе функционируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов (кассационные суды) и Суд по интеллектуальным правам.

В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по экономическим спорам, которая не относится по смыслу ст.

3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к системе арбитражных судов, но является второй кассационной инстанцией для пересмотра судебных актов арбитражных судов.

Литература:

Закон «Об арбитражных судах в рф» иапк рф: значение, структура, краткая характеристика

Билет № 7.Вопрос 1. Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в РФ» и АПК РФ: значение, структура, краткая характеристика.

ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.

1995 года устанавливает полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов в РФ, а также определяет порядок судопроизводства в арбитражных судах. Состоит из 7 глав, 52 статей.

В главе 1 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» отражены общие положения, в которых сформулированы система арбитражных судов, их основные задачи, основные принципы деятельности.

В последующих главах изложены полномочия, порядок образования и деятельность Высшего арбитражного суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ. В главе «Заключительные положения» определяется организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, финансирование арбитражных судов, вопросы штатного расписания.

АПК от 24 июля 2002 года является центральным актом арбитражного процессуального законодательства. Он ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав предпринимателей и организаций.

В отличие от предыдущих, он в большей мере отвечает международным стандартам процессуального законодательства.

Кодекс состоит из семи разделов (Общие положения, Производство в арбитражном суде первой инстанции, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел, Производство по делам с участием иностранных лиц, Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов, Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов) включающих 37 глав, содержащих 332 статьи. Новеллы настоящего Кодекса велись в рамках дальнейшего развития реализации принципов диспозитивности и состязательности, введения дифференциации процедур рассмотрения различных категорий дел, расширения круга вопросов, входящих в компетенцию арбитражных судов. В АПК значительное место отводится подготовке дела к судебному разбирательству с участием сторон и активной разъяснительной ролью суда относительно прав сторон на заключение мирового соглашения.

Вопрос 2. Право на обращение в арбитражный суд (предпосылки возникновения и условия реализации). Субъекты, правомочные возбудить дело в арбитражном суде.

Право на обращение в арбитражный суд вытекает из общего конституционного права на судебную защиту, предоставленного каждому лицу (как физическому, так и юридическому) в соответствии со ст. 46 Конституции РФ. При характеристике права на обращение в арбитражный суд как элемента конституционного права на судебную защиту следует иметь в виду его абсолютный характер.

Следует также иметь в виду, что право на справедливое судебное разбирательство, установленное в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в качестве одного из элементов включает и право участника спора на эффективный доступ к суду, правомочному разрешить его дело. 

В арбитражном процессе право на судебную защиту в суде первой инстанции реализуется в форме подачи иска либо заявления. Основным способом возбуждения дела является подача иска, поскольку заявлением возбуждаются только дела из публичных правоотношений, особого производства и о несостоятельности (банкротстве).

^ Право на предъявление иска зависит от ряда фактических обстоятельств. Длительное время в науке гражданского и арбитражного процессуального права в качестве оснований возникновения права на предъявление иска рассматривалась система предпосылок. Предложенная впервые в советской литературе профессором М.А. Гурвичем система предпосылок дифференцировалась на общие и специальные в зависимости от характера их действия, а также по иным критериям . Впоследствии она дополнялась и уточнялась в целом ряде других работ . Предметом полемики была только классификация предпосылок и их состав. М.А. Гурвич и другие ученые подразделяли предпосылки на общие и специальные, положительные и отрицательные. С отсутствием хотя бы одной из положительных предпосылок либо наличием одной из отрицательных предпосылок связывалось отсутствие самого права на обращение в суд и права на предъявление иска. Характеристика права на предъявление иска и на обращение в суд с позиций сложной системы предпосылок была исторически оправданна в период ее обоснования М.А. Гурвичем. Такая концепция носила по-своему прогрессивный характер, так как ограничивала четкими критериями — определенным, пусть и большим количеством предпосылок — свободное усмотрение судей при принятии заявления и возбуждении дела. Иной подход был обоснован ^ , который писал, что система предпосылок создает впечатление о сложности обращения в суд, однако указанные предпосылки являются отдельными исключениями, закрывающими возможность обращения к суду . Такой подход является более верным и отвечающим содержанию современного арбитражного процессуального законодательства. В новом АПК, отражена концепция широкого понимания права на обращение в суд как субъективного права любого лица, не связанного с чрезмерно сложным фактическим составом. Столь широко понимается и заинтересованность, которая предполагается в самом факте обращения к арбитражному суду.

Реализацию права на предъявление иска в арбитражном процессе следует связывать с двумя юридическими обстоятельствами: арбитражной процессуальной правосубъектностью и подведомственностью .

Если правоспособность определяет субъекта права на предъявление иска, то подведомственность определяет границы реализации данного права в соотношении с иными формами судебной защиты.

При этом право на предъявление иска представляет собой общее дозволение, которое может быть реализовано любым заинтересованным лицом.

Все иные предпосылки, фактические условия, относимые к числу правообразующих при обращении в арбитражный суд, таких функций не выполняют. Они либо носят специальный характер, либо играют роль правопрекращающих юридических фактов.

Таким образом, арбитражная процессуальная правосубъектность определяет субъекта — носителя права на обращение в арбитражный суд, а подведомственность очерчивает границы, пределы осуществления данного права между различными органами судебной власти.

Читайте также:  Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

Общий порядок возбуждения дела заключается в подаче заинтересованным лицом искового заявления в арбитражный суд в письменной форме с соблюдением необходимых правил, к числу которых относятся следующие: 1) соблюдение формы и реквизитов искового заявления, перечисленных в ст. 125 АПК; 2) направление истцом другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, до подачи искового заявления в арбитражный суд. Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с п. 1 ст. 126 АПК. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копия искового заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным — расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и приложенных к нему документов; 3) приложение к исковому заявлению документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствии со ставками, установленными Законом РФ «О государственной пошлине»; 4) приложение документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (ст. 126 АПК); 5) приложение документов о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 126 АПК); 6) приложение доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на подписание искового заявления (ст. 126 АПК); 7) приложение иных документов в зависимости от категории дела (копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска; документов, подтверждающих соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором; проекта до­говора, если заявлено требование о понуждении заключить договор); 8) предъявление иска по правилам надлежащей подсудности (§ 2 гл. 4 АПК).

^

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. «Заинтересованным» следует понимать любой субъект экономической деятельности, который обратился в арбитражный суд. Предположение об отсутствии у лица правовой заинтересованности в исходе дела не может служить основанием для отказа в принятии заявления в суд. Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

Арбитраж в России: от грамот до ФКЗ

Арбитражные суды, в отличие от многих других современных институтов, имеют глубокие исторические корни. Представление о всем многообразии трансформаций арбитражей в нашей стране за последние почти 900 лет помогает оценить значение закона, заложившего основание их современной сложной системе. 

О процессе обсуждения, принятия и дальнейшей жизни закона «Об арбитражном суде» рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина. 

Совершим небольшой экскурс в историю арбитражей на Руси — для понимания, что же предшествовало принятию в 1995 году федерального конституционного закона (ФКЗ) «Об арбитражных судах в РФ».

«От Ромула до наших дней…»

Необходимость разрешения хозяйственных споров была осознана людьми еще в давние времена. Некоторые историки относят это к периоду Киевской Руси, ссылаясь на Уставную грамоту князя Всеволода Мстиславовича, данную в 1135 году церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках: «…управляти всякие дела Иванская и торговая и гостиная и суд торговый».

Позднее о торговых судах в России упоминалось в Псковской судебной грамоте 1397 года, уставной Белозерской грамоте 1488 года, в грамоте князя Александра, данной Смоленской земле в 1505 году, в Псковской судной грамоте 1467 года и т.д.

  • Механизм экономического правосудия получил свое дальнейшее развитие в Судебнике 1550 года, затем — в 1667 году, когда при царе Алексее Михайловиче было постановлено «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».
  • При Петре I были учреждены Бурмистрская палата, затем Коммерц-коллегия, а в 1721 году появился Главный магистрат, судивший торговые дела, к которым относились также налоговые, таможенные и другие дела. 
  • В 1832 году царским указом были учреждены коммерческие суды, просуществовавшие до 1917 года и ставшие прямыми предшественниками судов арбитражных.

После революции 1917 года ситуация изменилась. Декрет о суде 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. 

Однако с развитием хозяйственных отношений все же возникла необходимость в создании специального органа по разрешению подобного рода разногласий. И в 1922 году для разрешения имущественных споров были созданы арбитражные комиссии. А в 1931 году был образован Госарбитраж, ставшем по существу правопреемником дореволюционных коммерческих судов.

В 1974 году Совет Министров СССР принял постановление, которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а в 1977 году в связи с принятием Конституции СССР его признали конституционным.

Эта система была упразднена в 1991 году постановлением Верховного Совета РСФСР, которым вводился в действие Закон РСФСР «Об арбитражном суде». Замена арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. 

А 12 декабря 1993 года, как мы помним, была принята Конституции РФ, потребовавшая формирования нового гражданского законодательства. Более того, статья 128 Основного закона прямо говорит о необходимости принятия ФКЗ, регулирующего деятельность федеральных судов. 

В 1994 году Высший Арбитражный Суд РФ внес в Госдуму проект ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Это был второй (после закона о КС РФ) конституционный закон, рассматривавшийся новым российским парламентом.

Новый закон для новых реалий

В ноябре 1994 года законопроект представлял председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Вениамин Яковлев. Отметив, что закон «Об арбитражном суде» образца 1991 года устарел и не соответствует новым реалиям, он остановился на основных положениях, содержащихся в проекте. Они сводились к следующему. 

Во-первых, все арбитражные суды отнесены к числу федеральных и образуют единую систему арбитражных судов России. 

Во-вторых, устранен «существенный недостаток нашей судебной системы, состоящий в том, что у нас имеется только два уровня судов. Нормальная совершенная судебная система требует, чтобы в ней было три уровня». 

В-третьих, пересмотрены функции этого судебного органа, обеспечивающие единообразие судебной практики разрешения экономических споров, правильное толкование и применение гражданского, административного и процессуального права в сфере деятельности арбитражных судов. 

Ссылка на основную публикацию