Экологическое проектирование
ПДВ Проект допустимых выбросов
Статья 8.21 КоАП
- Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечёт наказание:
- на граждан: от 2 000 до 2 500 рублей.
- на должностных лиц: от 40 000 до 50 000 рублей.
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц: от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток..
- Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, влечёт наказание:
- на граждан: от 1 500 до 2 000 рублей.
- на должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц: от 80 000 до 100 000 рублей.
Дело № А76-3218/2017 от 26 сентября 2017 г. Челябинск. По статье 8.21 ч 2 КоАП РФ назначен штраф 80 000 рублей.
- из материалов дела:»фактически нарушает условия специального разрешения на выброс, что подтверждается неоднократными превышениями предельно допустимых концентраций (ПДК) сероводорода в атмосферном воздухе населенных мест.»
Дело № А56-20966/2015 от 21 августа 2015 г. Санкт-Петербург. По статье 6.3 КоАП РФ назначен штраф 10 000 рублей.
- из материалов дела:»у Общества отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту предельно- допустимых выбросов (ПДВ).»
Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу – одно из самых действенных средств защиты окружающей среды и защиты здоровья и жизни человека. Обязательный для каждого предприятия, чей производственный процесс связан с загрязнением атмосферы, проект ПДВ является способом контроля и регулирования выбросов, их количества и состава.
Проект ПДВ является разрешительным документом для предприятия, его разработка и согласование – единственный способ получить имеющее законную силу разрешение Росприроднадзора на выбросы вредных веществ в воздух. Показатели и нормативы, зафиксированные проектом, служат основанием для ежегодных компенсирующих экологических плат предприятия.
При отсутствии согласованного проекта ПДВ и разрешения на выбросы к предприятию применяются ограничительные (вплоть до приостановления производства) и штрафные санкции в виде прямых штрафов и пятикратного повышающего коэффициента на плату за вынужденное причинение вреда окружающей среде.
Разработка проекта ПДВ осуществляется нашими профильными специалистами, предоставляющими правовые и проектные услуги в области экологического права полностью отвечающие требованиям Российского Законодательства.
Разработка Проекта предельно допустимых выбросов осуществляется на основании:
- ФЗ №96 от 04 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздух» статья 12.
- ФЗ №7 от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» статьи 22 и 23.
- ФЗ №219 от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Приказ Минприроды РФ №273 от 06 июня 2017 г. «Методы расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
- Приказ Минприроды РФ №277 от 22 апреля 2021 г. «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 341 от 31 июля 2018 г.»
- Постановление Правительства РФ № 2055 от 09 декабря 2020 г. «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»
Заказать разработку Предельно допустимых выбросов
Зачем нужен Проект ПДВ:
- обосновывает разрешение на предельные выбросы загрязняющих веществ на основании исследования производственных процессов и исследования состояния атмосферы в зоне предприятия;
- сокращение выбросов и повышению их безопасности за счёт модернизации и совершенствования технологий на производстве;
- регламентирует внутренний экологический контроль на предприятии, его периодичность и содержание.
Этапы разработки проекта допустимых выбросов:
- сбор информации, консультирование: на этом этапе специалисты нашей компании собирают всю информацию о предприятии, проводят инвентаризацию источников выбросов, инструментальные замеры, исследуют очистные установки, делают отборы проб воздуха для изучения в аккредитованной лаборатории, составляют номенклатуру загрязняющих веществ, получают необходимые справки.
- разработка проекта с полными расчётами и их обоснованием для каждого объекта, оформление проекта и утверждение документа заказчиком.
- проведение по доверенности от заказчика экспертизы проекта в контролирующих учреждениях и получение разрешения на выбросы.
Заказать разработку Предельно допустимых выбросов
- Рекомендательное письмо от Производственная компания Крафт
- Настоящим письмом общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания Крафт» выражает благодарность обществу с ограниченной ответственностью «ЦЭУ Доксервис» за качественно и в срок выполненную работу по разработке и согласованию в надзорных органах для нашего предприятия паспортов опасных отходов, проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а так же успешно выполняемую работу в рамках абонентского экологического обслуживания.
- В процессе работы экологи компании продемонстрировали высокую профессиональную квалификацию, ответственное отношение к делу и активность в решение поставленных задач.
- Рассчитываем на долгое и успешное сотрудничество с компанией «ЦЭУ» Доксервис.
Генеральный директор Бухалов И.Н.
Инвентаризация источников выбросов
Проведем инвентаризацию источников выбросов и разработаем проект ПДВ. Стоимость проведения инвентаризации – от 25000 рублей и определяется количеством источников. Сроки – от 2 недель.
Что такое проект инвентаризации?
Заказать разработку проекта инвентаризации – значить объединить комплекс данных, собранных на основании материалов:
- предоставляемых заказчиком,
- визуального обследования оборудования и территории,
- а также инструментальных измерений.
Этот массив данных состоит из информации:
- об источниках выделения загрязняющих веществ,
- сведений об их расположении на территории объекта инвентаризации,
- о химическом составе и количестве выделяемых веществ.
Данный процесс охватывает описание технологии, сведения об установках очистки газа, а также полное описание как стационарных организованных, так и неорганизованных источников. Таким образом, инвентаризация становится начальной стадией для составления проекта ПДВ и служит для дальнейшей разработки природоохранных мероприятий, направленных на защиту воздушного бассейна.
Необходимость проведения инвентаризации регламентируется Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» от4 мая 1999 года N 96-ФЗ.
Кто выполняет проект инвентаризации источников выбросов?
Чаще всего для проведения инвентаризации предприятие привлекает специализированную стороннюю организацию.Возможно проведение инвентаризации и службами самогозаказчика.
В любом случае, исполнитель проекта инвентаризации обязан соблюдать все требования и условия содержания экологического законодательства Российской Федерации: нормативных документов и инструкций по проведению инвентаризации.
Во время инвентаризации для каждого источника загрязнения атмосферы:
- устанавливается соответствующее территориальное расположение,
- присваивается персональный номер,
- определяется объем выброса,
- формируется перечень выбрасываемых загрязняющих веществ,
- определяются параметры установленных очистных устройств и издержки на очистку.
Стоимость инвентаризации источников выбросов
Говоря о стоимости данного проекта, необходимо в первую очередь обратить внимание на масштабы объекта.
Соответственно, чем больше объект, тем больше на нем различных источников загрязнения атмосферы выбросами и тем большая сумма будет затрачена на данное исследование.
Также стоимость будет зависеть от выбранного руководством предприятия исполнителя, так как каждая фирма задает свою стоимость, которая зависит от нынешней рыночной стоимости данной услуги.
Еще одним критерием, определяющим стоимость инвентаризации выбросов, является способ ее осуществления. Это может быть как более точный измерительный метод, который не может обойтись без участия аккредитованной лаборатории, так и менее затратный расчетный метод.
Также стоимость будет зависеть и от срочности проекта, запрашиваемой руководством исследуемого объекта.
Инвентаризация является первым, довольно важным и неотъемлемым этапом, необходимым для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который регламентирует деятельность предприятия в отношении защиты окружающей среды. Очевидно, что при заказе разработки проекта ПДВ его стоимость в итоге напрямую будет зависеть от цены инвентаризации.
Когда проводят инвентаризацию источников выбросов?
Основываясь на содержании статьи 22 и 30 «Закона об охране атмосферного воздуха», инвентаризацию необходимо проводить во время выполнения производственного экологического контроля.
Также, обращаясь к содержанию данного постановления, можно сделать вывод, что проведение такой процедуры требуется обеспечить всем природопользователям, в ведении которых имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.
Все тот же Закон говорит о необходимости пересмотра материалов инвентаризации, который проводится природопользователем тогда, когда меняются объем, масса или состав выбросов. Это происходит в следующих случаях:
- преобразование технологии,
- изменение процессов и производственного оборудования,
- при замене используемого сырья и материалов.
Также, корректировка может потребоваться в случае пересмотра условий проведения инвентаризации.
Кто и когда обязан проводить инвентаризацию источников выбросов?
В первую очередь данная процедура требуется на первом этапе образования цены при заказе разработки проекта нормативов допустимых выбросов. Соответственно,данную процедуру проводят все предприятия, действующие промышленные объекты и производственные объединения, независимо от формы собственности, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Согласно экологическому законодательству РФ («Приказ об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников») в обязанности природопользователя входит ее проведение с периодичностью один раз в пять лет. Для нововведенных объектов эту процедуру необходимо осуществить не позднее двух лет после ввода их в эксплуатацию, и далее — согласно установленному законодательством сроком.
Время составления проекта по инвентаризации зависит от масштабов предприятия, на котором она проводится. Как правило, от 1 месяца. При этом очень много зависит от скорости сбора исходной информации, основанной на техническом регламенте производства.
Инвентаризация выбросов в составе проекта ПДВ
Самостоятельно проект инвентаризации выбросов не требует согласования в каких-либо специализированных уполномоченных органах. Согласуется он в составе проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и рассматривается в следующем порядке:
- этап. 30 дней экспертиза для получения экспертного заключения.
- этап. 30 дней в Управлении Росприроднадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
- этап: 30 дней — согласование в Росприроднадзоре.
- этап: 30 дней – получение разрешения на выбросы.
Ответственность при невыполнении инвентаризации источников выбросов?
Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, поэтому несоблюдение его накладывает юридическую ответственность на природопользователей.
Согласно «Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях» несоблюдение оных требований обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей. При этом величина и сроки наказания регулируются «Кодексом об Административной ответственности РФ».
Основным законом, регламентирующим необходимость проведения инвентаризации выбросов, служит «Закон об охране атмосферного воздуха» N 96-ФЗ от 04.05.1999 года.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ
В статье подробно рассмотрим основание на котором проводится инвентаризация выбросов, в соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников
ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
1.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию).
Закон N 122-ФЗ
Закон N 242-ФЗ
2.
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
1.
Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
- внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
Закон № 309-ФЗ
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).
2.
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Сроки проведения инвентаризации выбросов
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ проводится 1 раз в 5 лет перед разработкой проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).
Для проведения инвентаризации неорганизованных источников выбросов необходим выезд на промышленную площадку инженера-эколога. Инвентаризация организованных выбросов проводится с участием аккредитованной лаборатории.
Основные понятия
Инвентаризация выбросов – это процесс систематизации сведений о распределении источников загрязнения, количестве и составе выбросов.
Основной целью инвентаризации является учёт источников загрязнения атмосферы (ИЗА), количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.
Проведение инвентаризации выбросов: советы практика. Часть 1
В статье обратим внимание на трудности, которые возникают у экологов предприятий при оформлении материалов инвентаризации.
С понятием «инвентаризация» мы все сталкиваемся практически с детства. Вспомните, например, что было написано снизу на каждой парте в школе? Размашистым почерком завхоза было выведено «Инв. № …».
Это означает, что данный предмет был учтен в особой учетной ведомости и ему был присвоен инвентарный номер, в этой ведомости имелось и краткое его описание (характеристика, модель, особенности и т. д.).
Таким образом, получается, что инвентаризация — это систематизированный учет чего-либо, включающий в себя характеристики и особые приметы каждого объекта. Такой учет проводится по определенным правилам, и результаты его фиксируются также по определенной форме (она для разных инвентаризаций отличается, поскольку их объектом может являться что угодно — от офисной мебели до финансов).
— Реклама —
Источники выброса в атмосферу (ИЗА, теперь принято ИЗАВ — источники загрязнения атмосферного воздуха) не являются в этом плане исключением.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее — приказ № 352, Порядок инвентаризации).
В этом документе изложены основные правила инвентаризации ИЗАВ, приводится рекомендуемое содержание отчета и даже имеются образцы таблиц для документирования результатов (прил. 1−3).
Однако у многих возникают вопросы, и разобраться с ними надо обязательно, потому что ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон № 96-ФЗ) требует проведения инвентаризации выбросов, а ст. 8.21 КоАП РФ за невыполнение закона предусматривает штраф.
- Сначала — какими бывают источники выбросов
- В новом порядке по приказу № 352 таблиц стало намного больше, чем было в прежней инструкции (форма № 1-воздух, кто помнит), характеристики ИЗАВ учитываются очень подробно, однако стиль официального изложения не всегда понятен обычному пользователю (а в случае, если опыта мало, то проблемы не заставят себя ждать).
- Начнем разбираться с самого элементарного: с тех самых ИЗАВ, которые требуется учитывать в инвентаризации, то есть с источников антропогенных, или промышленных (имеются еще и естественные, вроде различного естественного пыления или газов вулканического извержения, но нам это не надо).
Источник загрязнения атмосферы, как естественный, так и промышленный, представляет собой объект, от которого в воздух поступают загрязняющие вещества (ЗВ), будь то лесной пожар или завод.
В промышленности ИЗАВ — это трубы и оконные (дверные) проемы помещений (строго тех, в которых осуществляются технологические операции; офисные помещения или туалетные комнаты к ним не относятся, исключение — дровяные камины в некоторых ресторанах, поскольку сжигание топлива относится к техпроцессам), неплотности оборудования, открытые очистные сооружения (вроде отстойников или иловых карт), а также любое технологическое оборудование, используемое на территории предприятия, но вне помещения (например, сварочный пост или мангал).
Конечно же, в большинстве промышленных цехов в одном помещении (проще говоря, «на одну трубу») располагается немалое количество оборудования, например станки различного назначения, гальванованны, целые технологические линии.
Причем это оборудование может обрабатывать различное сырье и материалы, и загрузка у него разная, и продолжительность работы, и вещества при этом будут выделяться зачастую совсем не идентичные, а труба-то всего одна! Однако здесь проблем нет, если знать, что каждая отдельная единица оборудования называется источником выделения (ИВ), рассчитывается отдельно и выброс на ИЗАВ будет обычной суммой выбросов по каждому имеющемуся веществу (это называется «подсуммацией на источник»).
Для лучшего понимания и оценки характеристик ИЗАВ удобно применять некий ступенчатый алгоритм их классификации. Для начала разделим все ИЗАВ на стационарные и нестационарные.
Стационарный ИЗАВ — это тот, что, грубо говоря, нельзя сдвинуть (при сильной необходимости можно, конечно, но весьма сложно и дорого. Например, перенести вытяжную трубу — дело вовсе не простое), плюс у такого ИЗАВ имеются постоянные пространственные координаты.
Соответственно, нестационарный (правильно говорить — передвижной) ИЗАВ — тот, что легко передвигается с места на место (передвижной сварочный пост, мобильная дизель-генераторная установка, автомобиль и т. д.).
Кстати, некоторое время назад учет выбросов передвижных источников был отменен. Однако в 2019 г. ст. 22 Закона № 96-ФЗ была изменена, и выбросы передвижных ИЗАВ теперь как и раньше, подлежат учету.
Правда, изменения в Порядок инвентаризации, утвержденный приказом № 352, еще не внесены (хотя проект приказа с такими изменениями подготовлен).
При этом Роспотребнадзор уже сейчас требует расчет выбросов от передвижных источников, ссылаясь на СанПиН 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», что логично, поскольку выбросы от той же стоянки грузового автотранспорта достаточно велики и ощутимо неприятны.
Так что во избежание дополнительных корректировок расчетов, на наш взгляд, лучше не ждать конкретного перечня передвижных ИЗАВ и соответствующих таблиц для их оформления — они обязательно будут.
Но одно дело просто сделать таблицу пару таблиц), а другое — заново включать в отчет по инвентаризации выбросы от передвижных ИЗАВ: временные и финансовые затраты будут неизмеримо больше.
Итак, классификация по местоположению понятна, перейдем теперь к следующей ступени — разделению ИЗАВ по характеристикам. Здесь у нас две позиции — организованные и неорганизованные.
Организованный ИЗАВ — это источник, у которого выброс газовоздушной смеси (ГВС) осуществляется принудительно, с определенными объемом и скоростью потока через выходное отверстие (чаще всего через устье трубы вытяжной вентиляции).
Неорганизованный ИЗАВ этими параметрами не обладает, поток ГВС идет свободно, его объем и скорость не являются константами (скажем так, куда ветер подует, туда и полетят все наши ЗВ). Чаще всего это как раз открытые стоянки автотранспорта, открытые очистные сооружения, неплотности оборудования, расположенного на открытом воздухе, склады сыпучих материалов и т. п.
Довольно часто задают такой вопрос: в помещении только неорганизованный ИЗАВ (обычно окно), а технология пылящая, выброс большой, что делать?
Здесь ответов может быть два, с учетом стоимости и сложности исполнения: приобрести обычный промышленный пылесос (что предпочтительнее) либо попросту вставить в окно вентилятор.
Таким образом вы превратите неорганизованный ИЗАВ в организованный, у ГВС появятся динамические характеристики, которые можно свободно контролировать (конечно, заранее просчитав кубатуру помещения и определив необходимую мощность вентилятора).
Последняя часть классификации ИЗАВ — это конфигурация, то есть то, что в пространстве представляет собой источник (точку, площадку или линию). По этому признаку ИЗАВ подразделяются на точечные, площадные и линейные.
Как правило, точечные ИЗАВ — это устья труб, окна, двери (то есть какое-либо отверстие): площадные — стоянки автотранспорта, открытые очистные сооружения, площадки хранения и пересыпки сыпучих материалов; линейные — обычно автомагистрали, но встречаются и линейные ИЗАВ в виде аэрационных фонарей (часть кровли, специально предназначенная для воздухообмена), близко расположенных труб или крышных вентиляторов (их особенность — множество точек на значительной протяженности линии).
Итак, в типах ИЗАВ и их классификационных признаках мы разобрались. Теперь можно приступить к вопросам по самой инвентаризации, поскольку уже понятно, что мы туда включаем и какие параметры необходимо учитывать.
Периодичность и корректировка инвентаризации
Если раньше была установлена периодичность проведения инвентаризации в 5 лет, то теперь этот параметр не определен. Однако введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает внесение в документацию необходимых изменений в случае каких-либо достаточно глобальных перемен в техпроцессах, ведущих как к количественному, так и качественному изменению выбросов ЗВ.
ПУНКТ 3 СТ. 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ
Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Таким образом, если вы решите перейти на новое оборудование или технологию, сменить сырье на более экологичное, оснастить процесс дополнительными газоочистными установками (ГОУ), вам необходимо скорректировать инвентаризацию. При этом информацию по тем ИЗАВ, что изменениям не подверглись, имеете полное право оставить как есть.
Как быть с передвижными источниками
В приказе № 352 говорится, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов.
Первый же вопрос, который возникает, как быть с передвижными? В приказе они не упоминаются. Однако если, как мы говорили ранее, предстоит экспертиза материалов инвентаризации в Роспотребнадзоре, то передвижные источники стоит учесть, иначе не получить положительного заключения, это известно по практическому опыту.
Конечно, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях) может увеличиться.
Зато при появлении официальных изменений в порядке инвентаризации (а они точно будут), вы уже застрахованы от того, что не учли передвижные.
Да и что важнее: пройти согласование и получить нужные документы или «упираться» в приказ, да еще в тот, в котором планируются изменения?
Будут ли выбросы от передвижных ИЗАВ учитываться в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), неизвестно, а вот оценивать влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗАВ, как стационарных, так и передвижных (здесь мы не говорим о 2−3 легковушках на балансе небольшого офиса).
Продолжение следует
Инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников в Красноярске, Красноярском крае и Сибири. Ждем вашего звонка.
Инвентаризация выбросов — важное мероприятие на производстве, которое проводится в рамках программы охраны окружающей среды. В его процессе уточняются данные о видах загрязняющих выбросов, классе опасности и других параметров выбросов.
Согласующие органы | Проект инвентаризации источников выброса необходимо согласовывать только с руководством инвентаризуемого предприятия. |
Кому необходим | Предприятиям и организациям, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. |
Основной результат | Отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия. |
Срок действия | Бессрочно (кроме случаев изменения в технологическом производстве, а также случаев изменения в количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу) |
Ответственность |
|
Правовые основания для проведения инвентаризации
Необходимость проведения инвентаризации определена статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Основа практического проведения инвентаризации — Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
Законодательство требует, чтобы все предприятия и организации, на балансе которых наличествуют стационарные источники выбросов, в обязательном порядке провели Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эта процедура необходима для всех объектов негативного воздействия независимо от категории (I, II, III, IV).
Определение статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, относит к стационарным источникам:
источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Таким образом, любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Экологи указывают на присутствии в этой ситуации определенного нюанса. Поставить на учет объект НВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент — инвентаризация у объекта уже должна быть.
Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений. Также ответственные лица предприятия могут решить провести новую инвентаризацию. После инвентаризации (корректировки) необходима актуализация объекта НВОС.
При инвентаризации источников выбросов специалисты производят учет и описание:
- Промышленных объектов, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу;
- Их параметров — расположения, занимаемой площади, высоты;
- Количества видов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу, определяется их соответствие ПДК (предельно допустимой концентрации);
- Их объемов, интенсивности и состава;
- Возможных масштабов незапланированных аварийных и залповых выбросов.
По результатам инвентаризации предприятие/организация получает отчет, который впоследствии используется для разработки Проекта ПДВ и получения разрешения на выброс.
Главная цель инвентаризации — это выявление и учёт источников загрязнения атмосферного воздуха на предприятии, количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.
Для чего используются результаты инвентаризации стационарных источников выбросов?
С 2019 года, согласно изменениям в законодательстве, результаты инвентаризации стационарных источников выбросов будут использоваться природопользователями, эксплуатирующими объекты с наличием данных источников, при следующих обстоятельствах:
- Постановка объекта НВОС на государственный учёт либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесён в реестр;
- Оформление заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
- Оформление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
- Составление программы ПЭК;
- Составление плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности для объектов, на которых невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов;
- Составление плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ);
- Оформление отчётности о выбросах в атмосферный воздух;
- Установление временно разрешённых выбросов.
Инвентаризация выбросов и категория объекта негативного воздействия на окружающую среду
- Если в результате инвентаризации установлено, что суммарное количество выбросов загрязняющих веществ не превышает 10,0 т/год, при этом, в выбросах не содержатся загрязняющие вещества 1, 2 класса опасности, — то ваш объект относится к IV категории НВОС, следовательно, расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта производить не нужно.
- Если ваш объект НВОС относится к III-ей категории, то расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу делается только для веществ 1, 2 класса опасности.
- Если ваш объект НВОС относится к II-ой категории, то расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух делается для всех загрязняющих веществ.
- Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, его несоблюдение накладывает юридическую ответственность на природопользователей.
- Согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение требований, связанных с выбросами в атмосферный воздух, обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
- При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей.
Мы работаем: пн-пт, с 09.00-18.00, без перерывов.
e-mail: [email protected]
ул. Конституции СССР, 7, оф. 54, Красноярск
C кем мы сотрудничаем и кому мы помогли.
Проведение инвентаризации источников выбросов и загрязняющих веществ
ГК «Эффективная безопасность» — проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по Москве, Московской области, Казани и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.
Стоимость: от 30 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок периодичности проведения: до 7 лет.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — процедура, при которой определяется перечень источников выбросов загрязняющих веществ на объекте негативного воздействия, источников выделения загрязняющих веществ, обследуется территория объекта ОНВ, анализируется проектная документация объекта ОНВ, виды деятельности (технологии производства), систематизируются сведения о пространственном размещении источников выбросов загрязняющих веществ.
Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников — документ, являющийся результатом проведения инвентаризации, который включает в себя полный перечень источников загрязнения, их характеристики и показатели, объем и перечень выбрасываемых в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также показатели нестационарности (неоднородности, стадийности, неравномерности во времени) выбросов загрязняющих веществ. Ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 04.05.
1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Первичная инвентаризация (инвентаризация для вводимых в эксплуатацию объектов) источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Инвентаризацию источников выбросов необходимо проводить для любого предприятия, у которого имеется хотя бы один источник выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Для примера несколько видов предприятий:
- Предприятия эксплуатирующие котельные;
- Промышленные предприятия;
- Кафе и рестораны, осуществляющие приготовление пищи на газу или во фритюре;
- Автотранспортные и ремонтные предприятия;
- Предприятия, эксплуатирующие очистные сооружения.
Корректировка данных инвентаризации стационарных источников осуществляется в случаях:
- изменения технологических процессов,
- замены технологического оборудования,
- замены сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
- обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации,
- изменения требований к порядку проведения инвентаризации,
- а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки. |
Изменения в законодательстве по проведению инвентаризации источников загрязнения атмосферы в 2019 году
26 апреля 2019 года вступил в силу новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352.
Новый порядок проведения инвентаризации регламентирует:
- Содержание работ в ходе проведения инвентаризации;
- Правила систематизации данных об источниках выбросов;
- Правила определения показателей выбросов;
- Правила документирования и хранения данных, полученных в ходе проведения инвентаризации;
- Правила корректировки данных проведенной инвентаризации.
Содержание отчета по инвентаризации стационарных источников выбросов
Раздел 1.
Данные при нестационарности выбросов:
- Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов;
- Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах;
- Таблица учета нестационарность выбросов.
Раздел 2. Результаты инструментального определения показателей выбросов;
Раздел 3. Таблицы для документирования результатов выявления ИЗАВ, определения их характеристик и определения качественного и количественного состава выбросов ЗВ:
- Источники выделения загрязняющих веществ;
- Источники выбросов загрязняющих веществ;
- Уточненные данные для ИЗАВ, имеющих произвольную форму;
- Уточненные данные для ИЗАВ, ось устья которых отклоняется от вертикали;
- Уточненные данные для ИЗАВ в случае факельного горения;
- Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации;
А также Текстовая и графическая части, содержащие:
- Сведения о разработчике и список исполнителей;
- Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;
- Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ;
- Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ;
- Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива.
Этапы проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
- Обследование территории объекта оказывающего негативное воздействие (ОНВ);
- Анализ проектной документации объекта ОНВ, видов деятельности (технологии производства), данных предыдущей инвентаризации выбросов, результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;
- Определение сооружений, технических устройств, оборудования, технологических или иных процессов, являющихся источниками образования и выделения загрязняющих веществ, и выявление всех ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества;
- Систематизация сведений о пространственном размещении ИЗАВ на объекте ОНВ;
- Изучение состояния и условий эксплуатации установок очистки газа (газоочистные установки, ГОУ);
- Установление типов (организованный, неорганизованный), видов (точечный, линейный, площадной), наименований (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрических характеристик ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья — вид и размеры устья источника);
- Определение координат стационарных ИЗАВ;
- Определение показателей выбросов, в том числе установление качественного и количественного состава выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух (перечень ЗВ и их концентрации), а также определение показателей отходящих газов (скорость, температура, давление, влажность, плотность, объемный расход и мощность выброса);
- Оформление отчета
Законодательство
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;