Юристов просят активно участвовать в обсуждении президентских поправок в Конституцию. Для этого сегодня в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Ассоциация юристов России провела заседание своего Президиума и Правления. С краткими докладами выступили председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, директор Института законодательства и сравнительного правоведения Талия Хабриева и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Чтобы инициировать обсуждение поправок среди юристов, выступавшие объяснили цель отдельных изменений. Впрочем, у юристов, собравшихся в зале и за круглым столом, вопросов в связи с этим не возникло. После докладов основных спикеров зал перешел к обсуждению не связанных с Конституцией вопросов, касающихся деятельности АЮР. Публикуем основные тезисы выступавших.
19 судей Конституционного суда ― это рудимент
Андрей Клишас объяснял, почему было принято решение о сокращении числа судей Конституционного суда (КС) с 19 до 11. До конца 2010 года в КС было две палаты, по 10 и 9 судей в каждой. Потом структура суда изменилась[1], палаты были упразднены, а количество судей осталось тем же. «Это рудимент», — сказал спикер.
Отстранение судей Советом Федерации ― это открытая и прозрачная процедура
Также Андрей Клишас ответил на опасения юристов, связанные с изменением процедуры отрешения от должности судей КС, Верховного суда, апелляционных и кассационных судов.
По законопроекту это сможет делать Совет Федерации при «проступках, порочащих честь и достоинство, и иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи». Процедура может повлиять на независимость судей, предполагают в юридическом сообществе.
Но Андрей Клишас уверен, что процедура, наоборот, станет более открытой и прозрачной, ведь назначать и отрешать судей сенаторы будут в открытых заседаниях.
Изменение преамбулы повысит доверие к Конституции
На этой неделе стало также известно об идее в рабочей группе по подготовке поправок внести изменения и в преамбулу Конституции (см. заметку РБК). Их прокомментировала Талия Хабриева.
Речь идет о том, чтобы в преамбуле закрепить значение культурного наследия, общества и даже отметить важность противодействия фальсификации истории. Идею изменить преамбулу Талия Хабриева поддерживает. От этого зависит доверие к Конституции, полагает она.
Павел Крашенинников ранее не исключал, что это будет осуществлено.
3. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда
Существуют прямые запреты для судей конституционных судов. Как правило, в конституциях и законах закрепляется несовместимость занятия должности судьи конституционного суда со следующими видами деятельности:
1) с мандатом депутата парламента, других представительных органов (Австрия, Италия, Испания, ФРГ). Интересно, что встречаются запреты судьям выставлять свои кандидатуры в ходе избирательных кампаний. Так, в Италии судьи Конституцион-
' Видимо, целесообразнее было бы распространить 12-летний срок пребывания в должности на всех судей с установлением для них единого возрастного ценза в 70 лет. Однако для этого необходимо изменение соответствующих положений действующей Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона ''О Конституционном Суде Российской Федерации».
- ного Суда не могут выставлять свои кандидатуры на парламентских или других выборах;
- 2) с должностью члена правительства (Австрия, ФРГ);
- 3) с работой в органах юстиции (конституционные судьи не могут занимать судейские, прокурорские должности, заниматься адвокатской практикой);
- 4) с занятием государственных (административных) должностей и постов;
- 5) с занятием торговой, промышленной и иной коммерческой деятельностью, с выполнением управленческих, ревизорских функций в компаниях, преследующих цель извлечения прибыли, с должностями в частных структурах, с любой деятельностью коммерческого характера;
6) с партийной, политической деятельностью. В отношении политической деятельности существуют различные ограничения – полное запрещение членства в партии, запрещение членства на определенный период до выборов, запрещение занятия постов в руководящих органах политических партий, общественных объединений и т.д.
В ряде стран член конституционного суда не может состоять в руководстве профсоюзов, в ассоциациях, фондах и т.д., ему запрещена всякого рода служба в этих организациях.
В то же время в большинстве стран допускается (разрешается) занятие научной, художественной и другими видами творческой деятельности.
'| Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
В Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
- '^Рудья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме за-
- конного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
- ТСудья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям!» материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления^рисутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностьюГОн не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже еслц,они и не преследуют политических цел&щ
- [Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Cyo^J который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Статья 119 Конституции Российской Федерации
Последняя редакция Статьи 119 Конституции РФ гласит:
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 119 КРФ
Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.
В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии.
В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г.
«О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).
Первое общее требование для всех судей — наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения.
От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.
Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.
Возрастной ценз для судей — не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.
В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда — 35 лет, а судьей Конституционного Суда — 40 лет.
Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.
В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования.
Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.
Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.
В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность.
Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.
Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование — сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» дополнен статьей 4.
1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.
Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Отбор кандидатов на должность суди осуществляется на конкурсной основе.
Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.
Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения.
Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.
В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности» (ст. 3).
Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями.
Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).
Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).
Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный)
- cite1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
- cite1) письменное заявление судьи об отставке;
- cite2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
- cite3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
- cite4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
- cite5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- cite6) прекращение гражданства Российской Федерации;
- cite7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
- cite8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
- cite9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
- cite10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
- cite11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
cite2. Полномочия судьи могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 – 3, 6 – 11 пункта 1 настоящей статьи.
cite3. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
1. В комментируемой статье определены основания и порядок прекращения полномочий судьи, а также последствия отмены акта, на основании которого полномочия судьи прекращены. В пункте 1 статьи определен исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращаются полномочия судьи. Данный перечень согласуется с п.
18 Основных принципов ООН независимости судебных органов, в котором предусмотрено, что судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности (о применении указанного международного правового акта см. введение).
В отношении конкретных оснований, предусмотренных в п. 1 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее.
Письменное заявление судьи об отставке (подп. 1 п. 1).
Согласно п. 1 ст. 15 комментируемого Закона отставкой судьи по смыслу данного Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Там же установлено, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (см. комментарий к указанной статье).
Право каждого судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста предусмотрено в п. 2 указанной статьи. Соответственно, судья, который изъявил желание об уходе в отставку, выраженное в письменном заявлении об отставке, и полномочия которого прекращены по рассматриваемому основанию, считается ушедшим в отставку.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона судья считается удаленным в отставку, если его полномочия судьи прекращены по следующим основаниям, предусмотренным подп. 1, 2, 4, 5, 9 и 11 п. 1 комментируемой статьи (по основаниям, совместимым со статусом судьи):
- неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (подп. 2);
- достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4);
- увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. 5);
- вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (подп. 9);
отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда (подп. 11).
Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (подп. 2 п. 1).
Рассматриваемое основание подлежит установлению на основании соответствующих медицинских документов (заключений), подтверждающих неспособность судьи осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья. В качестве таких документов не рассматривается предусмотренный в ст.
41 комментируемого Закона документ, свидетельствующий об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Следует обратить внимание на то, что в подп. 2 п.
1 комментируемой статьи говорится о неспособности осуществлять полномочия судьи не только по состоянию здоровья, но и по иным уважительным причинам.
В отношении судей военных судов ВС РФ исходит из того, что из норм законов, регулирующих особенности правового положения судей военных судов, безусловно, следует, что статус судьи военного суда неразрывно связан со статусом военнослужащего, проходящего военную службу.
Соответственно, при увольнении судьи военного суда с военной службы по состоянию здоровья он автоматически не вправе осуществлять правосудие и оставаться военным судьей именно по тому же основанию, по которому было произведено увольнение его с военной службы с зачислением в запас (см.
определения Кассационной коллегии ВС РФ от 3 августа 2006 г. № КАС06-274 и от 14 ноября 2006 г. № КАС06-426[112]).
Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам (подп. 3 п. 1).
При прекращении полномочий судьи по рассматриваемому основанию судья, согласно п. 2 ст. 16 комментируемого Закона, ушедшим в отставку не считается. Соответственно, для прекращения полномочий по данному основанию судья подает письменное заявление в тех случаях, когда у судьи не возникло право на отставку (см. комментарий к ст.
15 Закона) или когда судья переходит на другую работу, которой в соответствии с п. 4 ст. 3 комментируемого Закона вправе заниматься судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, но судья не соответствует данным критериям (см.
комментарий к указанной статье).
Достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (подп. 4 п. 1).
Предельный возраст пребывания в должности судьи установлен в п. 1 ст. 11 комментируемого Закона – 70 лет. В указанной статье предусмотрены и случаи ограничения полномочий судьи: впервые назначаемых судей федеральных судов, за исключением судей КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ (п. 2 ст.
11); мировых судей, в независимости от того, назначается (избирается) он в первый раз или нет (п. 3 ст. 11). Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ согласно п. 4 ст.
11 Закона устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ (см. комментарий к указанной статье).
Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. 5 п. 1).
Как отмечалось (см. комментарий к ст. 11 Закона), в отношении судей военных судов и Военной коллегии ВС РФ действует норма ч. 3 ст.
26 Закона о военных судах о предельном возрасте пребывания на военной службе: судьи военных судов, годные по состоянию здоровья к военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, установленного федеральными законами.
В указанной норме предусмотрено, что судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем ВС РФ по рекомендации ККС военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Прекращение гражданства России (подп. 6 п. 1).
Статья 4 комментируемого Закона, устанавливающая требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, в п. 1 предусматривает, что судьей может быть только гражданин России.
Соответственно, прекращение гражданства России означает несовместимость со статусом судьи. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно ч. 1 ст.
6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором России или федеральным законом.
В соответствии со ст. 18 названного Закона гражданство России прекращается: вследствие выхода из гражданства России; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором России.
Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи (подп. 7 п. 1).
Виды деятельности, которыми судья заниматься не вправе, определены в п. 3 ст.
3 комментируемого Закона: судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (при этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ); судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
В то же время избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти России или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 13 комментируемого Закона является основанием для приостановления, но не прекращения полномочий судьи.
Как упоминалось в комментарии к указанной статье, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в определениях от 18 июля 2006 г. № 191-О и от 20 марта 2007 г.
№ 169-О-О, избрание судьи в состав представительного органа муниципального образования также является основанием для приостановления полномочий судьи.
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (подп. 8 п. 1).
Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи, согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, означает, что судья признан виновным в совершении преступления. В пункте 11 ст.
16 комментируемого Закона установлено, что уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается ВС РФ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст.
13 Закона при возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу полномочия судьи приостанавливаются решением ККС. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно п. 4 ст.
21 Закона об органах судейского сообщества при рассмотрении материала о привлечении судьи к уголовной ответственности решением ККС полномочия судьи могут быть приостановлены до принятия решения по существу вопроса. Указанное решение может быть принято в отсутствие судьи, в том числе в случае его отсутствия по уважительной причине.
Вынесение судебного решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера предусмотрено ст. 443 УПК РФ, согласно ч. 1 которой (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ[113]
113
СЗ РФ. 2003. № 27. Ч. 1. Ст. 2706.
[Закрыть]
), признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление в соответствии со ст. 21 и 81 УК РФ об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (подп. 9 п. 1).
Признание гражданина недееспособным предусмотрено ст. 29 части первой ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Ограничение дееспособности гражданина предусмотрено в ст. 30 части первой ГК РФ. В соответствии с п.
1 данной статьи гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.
Дела об ограничении дееспособности гражданина и о признании гражданина недееспособным рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 27 и 31 ГПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст.
209 ГПК РФ решения суда общей юрисдикции по гражданским делам вступают в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если они не были обжалованы.
Там же установлено, что в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим (подп. 10 п. 1).
Объявление гражданина умершим предусмотрено ст. 45 части первой ГК РФ, согласно п.
1 которой гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.
В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В соответствии с п.
3 этой же статьи днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Там же предусмотрено, что в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Дела об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 30 ГПК РФ (о порядке вступления решения суда в законную силу см. выше).
Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда (подп. 11 п. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о судебной системе и ст. 12 комментируемого Закона судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия (ч. 2 ст.
26 Закона о военных судах предусматривает исключение из данной нормы в отношении судей военных судов, см. комментарий к ст. 12 Закона). В то же время в случае упразднения или реорганизации суда отказ судьи от перевода в другой суд, согласно подп. 11 п.
1 комментируемой статьи, является основанием прекращения полномочий судьи.
Как предусмотрено в ч. 1 ст. 17 Закона о судебной системе, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Там же установлено, что другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.
Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ согласно ч. 2 указанной статьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ. В соответствии с ч.
3 этой же статьи никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Основания и порядок прекращения полномочий судьи КС РФ определены в ст. 18 Закона о КС РФ. Так, согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ) полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду:
- нарушения порядка его назначения на должность судьи КС РФ, установленного Конституцией РФ и названным Законом;
- достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
- личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
- утраты судьей гражданства России;
- вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
Персональный сайт — 1-15, продолжение (часть 2)
…ависимости судей относится к числу наиболее важных конституционных принципов реализации правосудия (ст. 20 Конституции РФ).
Этот конституционный принцип находит свое отражение во многих законодательных актах — федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражном судах в Российской Федерации», Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ и др.
Очевидно, что решения суда только тогда будут беспристрастными и справедливыми, когда судьи будут иметь реальную возможность принимать их самостоятельно, не опасаясь воздействия со стороны кого бы то ни было, вмешательства государства и иных лиц в осуществление правосудия.
Значение принципа самостоятельности судов и независимости судей заключается в том, что закон устанавливает такое положение судов и судей в Российской Федерации, при котором они независимы от кого бы то ни было, не подчинены иным государственным органам, не подотчетны им. Это создает возможность принятия судьями объективных, непредвзятых, независимых решений по гражданским, арбитражным, административным и уголовным делам, без какого бы то ни было вмешательства со стороны.
В соответствии с данным принципом суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.
Они действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона.
В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Конституцией РФ, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и др.
К числу важнейших из них относятся: предусмотренная законом процедура осуществления правосудия, ответственность за вмешательство в осуществление правосудия, неприкосновенность судьи, несменяемость судей, установление особых правил приостановления и прекращения полномочий судьи, четкая регламентация создаваемых органов судейского сообщества и их функций и т. д.
Законодатель устанавливает и обязанности должностных лиц, призванных обеспечить реально действующий характер предусмотренных для судей гарантий независимости. К их числу относится обязанность в случае необходимости принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности его имущества и т. д.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Любые попытки со стороны кого бы то ни было оказать воздействие и незаконное давление на судью с целью добиться от него вынесения необъективного и незаконного судебного решения, проявление неуважения к суду, неисполнение распоряжений суда влекут за собой административную либо уголовную ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 17.3, 17.4), Уголовным кодексом РФ (ст. 294-298), Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 117, 258) и др.
Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Принцип самостоятельности судов и независимости судей предполагает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Россий-ской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Важнейшей гарантией, обеспечивающей самостоятельность и независимость судебной власти и реально действующий характер принятых судами решений, является правило, предусмотренное ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», об обязательности судебных постановлений.
- Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и Юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
- Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
- Вопрос 8. Состав и порядок формирования КС РФ
- Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
- Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.