Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Эта статья является продолжением предыдущей о новых правилах перевозки грузов, действующих с 2021 года. В материале будут разобраны вопросы, касающиеся заполнения транспортных накладных и нового формата взаимодействия всех сторон договора перевозки. По количеству комментариев к предыдущей статье понятно, что эти вопросы очень волнуют читателей, потому что никто не хочет попасть под санкции государственных контролирующих органов.

К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.

  Предыдущая статья о новых Правилах перевозки грузов.

Почему изменения в ППГАТ меняют отрасль?

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки.

Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам.

Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности.

Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Сможет ли перевозчик требовать оплату у грузовладельца?

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг.

В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Стоит ли экспедиторам опасаться потери клиентов?

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Читайте также:  Статья 110.4. Пределы проверки

Заполнение транспортных накладных 2021

Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в х после текста статьи либо через форму обратной связи.

Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности.

У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам.

Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

Скачать шаблон в формате DOCX

Когда нужно заполнять транспортную накладную?

Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Существующее законодательное ограничение плательщика за транспортные услуги — им, из буквального толкования ч. 1 ст. 785 ГК РФ, является именно грузоотправитель — не является препятствием для переквалификации договоров перевозки в судах.

Более того, в судебных решениях часто можно встретить “по соседству” положения, регулирующие правоотношения сторон договоров перевозки и транспортной экспедиции применительно к одному и тому же участнику, и в этом нет никакой ошибки — эти виды договоров обладают значительными признаками сходства, и даже Верховный Суд РФ в разделе “Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора” Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 не смог однозначно разъяснить четкие различия между этими договорными конструкциями. Суды до сих пор толкуют договоры так, как это им кажется целесообразным в каждом случае.

Нужна ли товарно-транспортная накладная (ТТН)?

Актуальное законодательство однозначно говорит, что подтверждением заключения договора перевозки является транспортная накладная.

При этом ТТН не упразднена и до сих пор присутствует в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, хоть и не является обязательной для применения кроме случаев, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

К таким случаям относится перевозка зерна (применяется специальная форма СП-31), алкоголя и этилового спирта (ч. 1¹ ст. 10 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон — Эльба

???? Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

Когда нужен договор транспортной экспедиции

Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.

Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании. 

Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов. 

Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.

Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает. 

Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны  в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку. 

Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.

Шаблон договора транспортной экспедиции

Предмет: что экспедитор делает для клиента

Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.

  • Пример:
  • Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
  • Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.

Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.

По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Читайте также:  Глава III. Охрана объектов животного мира и среды их обитания

Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.

Поручение экспедитору: что и куда везут

Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора. 

Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.

Шаблон поручения экспедитору

Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.

Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности. 

Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента

Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Шаблон экспедиторской расписки

Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится. 

Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.

Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.

Шаблон складской расписки

Изменение экспедиции

Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.

Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Порядок согласования изменений записывают в договор.

Пример:

Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.

Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.

Срок погрузки и доставки

  1. В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

  2. Пример:
  3. Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Удержание груза за долг по оплате

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Пример:

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Оплата услуг экспедитора

Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.

Сроки оплаты и суммы записывают в договор.

Ответственность за повреждение и утрату груза

  • Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
  • — вёз груз на своем транспорте;
  • — лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;

— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.

Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика. 

Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.

Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.

В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.

Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.

Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.

Ответственность клиента

  1. Клиент обязан:
  2. — компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
  3. — заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Обмен претензиями и суд

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

Читайте также:  Статья 24. Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

  • Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
  • У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Досрочное расторжение договора

Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.

Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения. 

Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.

Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.

Статья актуальна на 19.02.2021

4. Основные положения Закона о транспортно-экспедиционной деятельности

Глава
1 «Общие положения» определяет предмет
регулирования, к которому относится
порядок оказания услуг по организации
перевозок любым видом транспорта и
оформление перевозочных и таможенных
документов.

Здесь
же закон вводит в нормативную базу
Правила транспортно-экспедиционной
деятельности, которые дают перечень и
описание экспедиторских документов.

Глава
2 устанавливает права и обязанности
сторон договора транспортной экспедиции.
В законе установлено право экспедитора
отступать от указаний клиента, т.е.

экспедитор не будет нести ответственность
за изменение выданного клиентом
поручения.

Экспедитор имеет право
выбирать или изменять вид транспорта,
маршрут перевозки, последовательность
перевозки груза различными видами
транспорта исходя из интересов клиента.

  • Экспедитор
    теперь обладает правом удержания груза
    до уплаты экспедиторского вознаграждения.
  • Экспедитор
    имеет право не приступать к исполнению
    договора транспортной экспедиции при
    отсутствии достаточной информации или
    необходимых документов.
  • В
    главе 3 закрепляются принципы
    ответственности сторон за неисполнение
    или ненадлежащее исполнение договора
    транспортной экспедиции, нарушение
    сроков исполнения договора, а также
    несоблюдение клиентом обязанности по
    уплате вознаграждения.

Законом
установлен количественный предел
ответственности экспедитора. Это
достаточно важный момент. При страховании
ответственности экспедитор уплачивает
страховой компании меньшую сумму, чем
при отсутствии ограничителей.

Глава
4 определяет обязанность предъявления
экспедитору претензии до предъявления
к нему иска. Установлен срок исковой
давности в 1 год (вместо 3 лет), что также
является положительным моментом, так
как теперь экспедитор может предъявить
регрессное требование перевозчику.

5. Договор транспортной экспедиции

Договор
ТЭ может быть заключен между сторонами
в виде долгосрочного контракта или в
виде разового экспедиторского поручения
с обязательным письменным подтверждением
экспедитором своего согласия на
исполнение выданного поручения. На
практике стороны обычно заключают
долгосрочный договор, а оформление
конкретной операции оформляют на основе
выдачи разового получения – заявки.
Если необходимо клиент-грузовладелец
должен выдать экспедитору доверенность.

Договор
транспортной экспедиции состоит из
следующих обязательных пунктов:

1)
Предмет договора.

Здесь
в общих чертах указывается на содержание
контракта, по которому экспедитор-исполнитель
организовывает перевозку, перевалку и
осуществление ТЭО грузов клиента на
определенном пути следования или в
определенном транспортном узле в
соответствии с инструкциями клиента.

Указывается от чьего имени будет
действовать экспедитор: от своего или
от имени клиента. Если экспедитор
действует от имени клиента, для совершения
юридических действий экспедитору
необходимо выдать доверенность, и все
права и обязанности по таким договорам
возникают у клиента.

2) Обязанности сторон

В
обязанности клиента обычно входит
своевременная подача груза в порт,
обеспечение всех необходимых документов
(сертификаты, лицензии на груз),
своевременное информирование клиента
о подходе груза.

В
обязанности исполнителя входит
организация перевозки, перевалки и
осуществление полного ТЭО. Исполнитель
решает все таможенные и санитарно-карантинные
вопросы и др.

Исполнитель
привлекает экспертов-сюрвейеров для
определения количества и качества
грузов, обеспечивает контроль за ПРР.

3)
Ответственность сторон.
По
договоры стороны несут ответственность
за убытки, причиненные друг другу
ненадлежащим выполнением контракта.
Может быть предусмотрено ограничение
ответственности экспедитора.

  1. Помимо
    этого договоры содержат стандартный
    перечень юридических условий, таких
    как порядок и форма расчета, форс-мажор,
    порядок рассмотрения споров.
  2. Цена
    предоставленных услуг обычно оговаривается
    в приложении к контракту. При этом может
    быть несколько способов указания цены:
  3. 1
    способ — указывается одна ставка,
    включающая плату за экспедирование и
    плату за услуги третьих лиц;

Например,
ставка за ТЭО сахара-сырца в 9,25 долл/т,
включающая аккордную ставку ОАО «НМТП»,
подача и уборка вагонов, отбор проб и
экспертиз, оплата запорных устойств,
экспертиза Торгово-промышленной палаты,
накладные расходы и др. расходы.

2
способ — фиксируется ставка за
экспедирование, а оплата третьим лицам
идет
отдельным приложением. Например, ставка
экспедирования угля составляет 0,3
долл/т. Кроме этого, прилагается отдельный
прейскурант в котором указаны ставки
за услуги третьих лиц:


  • таможенное оформление;

  • хранение на складах;

  • аккордная ставка;

  • фумигация;


досмотр и услуги Гос. Хлеб. Инс.;

  • сертификация груза в Центре стандартизации, метрологии и сертификации и другие.
Ссылка на основную публикацию