Приложение 12. Направления использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов в 1999 году

Навигатор мер поддержки

  • Гарантии на реализацию инвестиционных проектов
  • Отбор инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.
  • Основные условия:
  • Госгарантия предоставляется по кредиту Внешэкономбанка, российского банка либо по облигационному займу.
  • Минимальный объем госгарантии: от 1 млрд. руб., для промышленности от 0,5 млрд. руб.
  • Предельный объем госгарантии: до 50% полной стоимости проекта.
  • Срок предоставления госгарантии: от 4 до 20 лет.
  • Срок действия госгарантии: срок исполнения гарантируемых обязательств, увеличенный на 90 календарных дней.

Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов»

Минимальный объем госгарантии — от 1 млрд руб.

Предельный объем госгарантии — до 50% полной стоимости проекта.

Типы проблем, на решение которых направлена мера

  • Недостаток доступного инвестиционного кредитования
  • Высокие затраты на создание новых производств и их развитие
  • Необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции

Требования к проекту

К отбору допускаются 2 типа проектов:

  1. Проекты, направленные на создание новых и (или) реконструкцию существующих социальных, агропромышленных, промышленных, коммунальных и транспортных объектов и их последующую эксплуатацию;
  2. Проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сферах ЖКХ или промышленности.

Отбору подлежат инвестиционные проекты, реализуемые в соответствии со следующими актами:

  • Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
  • Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.);
  • Долгосрочными стратегиями развития отраслей и регионов.

Полная стоимость проекта: от 5 млрд. рублей.

  1. Валюта проекта и кредита: рубли или иностранная валюта.
  2. Господдержка во всех формах: до 75% полной стоимости проекта.
  3. Собственные средства: не менее 20% полной стоимости проекта.

собственные средства — не менее 20% полной стоимости проекта

Требования к заявителю

Требования к заявителю :

К отбору допускаются принципалы (инициаторы проекта), соответствующие следующим критериям:

  1. Участники (акционеры), доля которых в уставном капитале принципала составляет не менее 10 %, руководящий состав принципала, а также привлекаемые подрядчики имеют успешный опыт реализации подобных проектов (в том числе по окупаемости и достижению запланированных показателей экономической эффективности).
  2. У принципала и его участников (акционеров) отсутствует просроченная задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
  3. В отношении принципала не возбуждено дело о банкротстве, принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации и имеет удовлетворительное финансовое состояние.
  4. Отсутствие регистрации юридического лица, являющегося контролирующим лицом инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика, в государстве или на территории, относящихся к офшорным зонам, перечень которых утверждается Минфином России.
  5. Принципал имеет документальное подтверждение от соинвесторов и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли от полной стоимости проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами акционеров принципала.

Размер предприятия : Крупный (от 251 чел.), малый (1 — 100 чел.), средний (100 — 250 чел.)

Дополнительная информация

Преимущества механизма

Для принципала (инициатора проекта):

  • Госгарантия РФ позволяет привлечь заемные средства в целях реализации инвестиционных проектов при отсутствии у принципала собственного обеспечения в достаточном объеме;
  • Госгарантия РФ предусматривает возможность снижения затрат принципала на приобретение иного коммерческого обеспечения и поручительств;
  • Привлечение заемных средств под госгарантии РФ может осуществляться на более выгодных условиях (снижение % ставки, увеличение срока кредита, удобный график погашения). 

Для Банка:

  • Госгарантия РФ – первоклассное обеспечение обязательств принципала;
  • Облигации, обеспеченные госгарантией удовлетворяют формальным требованиям Банка России для включения в ломбардный список. Включение в ломбардный список и наличие рыночных цен на облигации позволяет использовать их для получения рефинансирования в Банке России.

Необходимые документы для предоставления меры поддержки

Документы

Заявка на участие в отборе с указанием необходимого объема поддержки проекта, а также годовых объемов финансирования проекта и основных ожидаемых результатов его реализации.
Нотариально заверенные копии учредительных и регистрационных документов принципала
Нотариально заверенные копии копии документов, подтверждающих полномочия ответственных лиц принципала, подписей указанных лиц и оттиска печати принципала
Справки принципала об отсутствии возбужденного дела о банкротстве, о том, что принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, а также об отсутствии у него и его акционеров просроченной задолженности перед РФ
Справки налогового органа, тер. органа Пенсионного фонда РФ и тер. органа Фонда социального страхования РФ об отсутствии недоимки по уплате налогов, сборов и обязательных платежей
Паспорт проекта по установленной форме
Заключения уполномоченного финансового консультанта: с описанием уровня рисков; о достоверности информации, указанной в паспорте проекта; об оценке финансового состояния принципала и его кредитной устойчивости
Подтверждение кредитора (организатора облигационного займа): об обеспечении контроля за целевым использованием принципалом кредита (облигационного займа), обеспеченного государственной гарантией РФ; о готовности предоставить принципалу кредит (обеспечить размещение облигационного займа)
Энергетический паспорт, составленный не позднее 18 месяцев до подачи документов
Справка Внешэкономбанка об участии в финансировании проекта (при участии Внешэкономбанка в финансировании проекта)
Анкета принципала по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2016 г. № 365

Правительство скорректировало правила определения инвестиционных проектов регионов для инфраструктурной поддержки

30 мая 2021 10:30

Постановление от 27 мая 2021 года №801

Правительство расширило перечень отраслей и
проектов, на реализацию которых регионы имеют право направлять средства,
высвобождаемые в результате реструктуризации задолженности по бюджетным
кредитам.

Постановление об этом подписано. Принятое решение послужит для дальнейшего стимулирования
инвестиционной активности в регионах.

В рамках этого механизма они могут
одновременно направлять средства на развитие экономики и снижать свою долговую
нагрузку.

В качестве меры поддержки регионам был продлён
период погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам.
Высвобождаемые в результате средства территориям разрешили направлять на создание
или реконструкцию объектов, которые нужны для запуска новых инвестиционных
проектов в ряде значимых отраслей. Например, в сельском хозяйстве, дорожном,
жилищном строительстве, туризме.

Новое постановление расширяет перечень таких
направлений. Теперь в нём также транспорт общего пользования, строительство
аэропортовой инфраструктуры, обеспечение электрической энергией, газом и паром.

Читайте также:  Раздел VIII. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны

Что касается конкретных объектов, то средства
разрешается вкладывать в том числе в инфраструктуру индустриальных (промышленных)
парков и технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего
развития, инновационных научно-технологических центров. Причём не только в создание и реконструкцию
объектов, но и в их
модернизацию.

Для прохождения отбора стоимость нового
инвестиционного проекта должна составлять не менее 50 млн рублей. Кроме того,
при отборе учитывается соотношение объёма частных инвестиций и бюджетных
средств, направляемых на реализацию проекта.

Одним из условий также является
наличие соглашения о намерениях, заключённого между региональным руководством и
потенциальным инвестором.

В таком документе должна быть зафиксирована
информация о планируемом объёме инвестиций, количестве создаваемых рабочих
мест, которые нужны для реализации инвестпроекта.

Поддержке регионов была посвящена значительная часть
отчёта Михаила Мишустина в Государственной Думе 12 мая. Среди основных
направлений предстоящей работы он назвал реализацию комплекса мер, озвученных
Президентом в Послании Федеральному Собранию.

В их числе – реструктуризация
бюджетных кредитов, замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление
инфраструктурных бюджетных кредитов, а кроме того, выпуск инфраструктурных облигаций, которые
позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.

Государственная поддержка региональных инвестиционных проектов | Современные технологии управления

Актуальность

В условиях высокой потребности сферы государственно-частного партнерства в государственной поддержке актуальными становятся вопросы инструментального обеспечения инвестиционной политики в области регионального развития.  Как показывают Мнацаканян А.Г., Генне В.В.

[6], опыт государств с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшая составляющая повышения эффективности государственного финансового регулирования экономики связана с внедрением рыночных механизмов и вовлечением в процесс производства общественных благ частного бизнеса.

Возможности партнерства государства и бизнеса в решении подобных вопросов в нашей стране пока ограничены из-за неразвитости рыночных отношений и низкой мотивации частного сектора.

Вместе с тем в долгосрочной перспективе по мере формирования и развития необходимых институциональных предпосылок такое взаимодействие способно обеспечить решение многих социально-экономических проблем.

Рассмотрим формы и методы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых в виде капитальных вложений, на федеральном и региональном уровнях. Особый интерес представляет нормативно-правовая база государственной поддержки, подкрепленная практикой реализации конкретных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, согласно Федеральному закону №39-ФЗ от 25.02.1999 г. [1], осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы (табл. 1).

Таблица 1 — Формы и методы регулирования федеральными органами государственной власти инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Формы государственного регулирования Методы государственного регулирования
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защита интересов инвесторов;
  • предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятие антимонопольных мер;
  • расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развитие финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
  • ежегодное формирование федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
  • проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
  • выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;
  • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
  • предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы (табл. 2).

Таблица 2 — Формы и методы регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Формы и методы государственного регулирования
1 разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
2 проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
3 предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
4 размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
5 выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
6 вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Законодательство о праве собственности - советы юриста

Рассмотрим на примере  отдельных регионов ПФО формы и методы государственной поддержки инвесторам.

В частности, Правительство Республики Татарстан предоставляет следующие формы и методы государственной поддержки: возможность получения бюджетного кредита; компенсацию части процентной ставки за пользование банковскими кредитами; государственные гарантии по приоритетным инвестиционным проектам; налоговые преференции; участие государства в реализации проектов путем софинансирования; гранты. В соответствии с республиканским законодательством для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на предприятиях Республики Татарстан, предусмотрены налоговые льготы — снижение ставки налога на прибыль до 13,5% в части налога, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, и снижение налоговой ставки до 0,1% на имущество — вновь созданное, приобретенное организацией для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности.

В Удмуртской Республике, начиная с 2006 года действует Закон №26-РЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике» от 22.06.2006 г.

, где также указаны основные формы поддержки инвесторов: 1) предоставление инвесторам льгот по налогам (по налогу на прибыль организаций (снижение налога на 4,5%); освобождение от налога на имущество организаций); 2) предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на инвестиционные цели из бюджета Удмуртской Республики; 3) предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики; 4) предоставление государственных гарантий;
5) включение инвестиционных проектов в Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики; 6) информационная и организационная поддержка инвесторов, в том числе методическая и организационная помощь в оформлении заявок на получение софинансирования из федеральных институтов развития. С 2009 года в Удмуртской Республике началось формирование системы управления государственно-частным партнерством, основу которой заложило принятие Закона УР от 09.10.2009 N 39-РЗ «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах».

Ярким примером проекта государственно-частного партнёрства стал проект «Строительства и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй у г. Камбарка» общей стоимостью более 14 млрд. рублей. Целью данного проекта является инфраструктурное обеспечение транспортно-экономических межрегиональных связей.

Основные меры государственной поддержки инвесторов, реализующих на территории Республики Марий Эл инвестиционных проекты приведены в табл. 3.

Таблица 3 — Основные меры государственной поддержки инвесторов, реализующих на территории Республики Марий Эл инвестиционных проекты (по состоянию на 12 марта 2012 г.) [2]

Наименование нормативного правового акта Результат применения
Закон РМЭ от 21.03.2012 г. №17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений» Закон регулирует отношения в области инвестиционной деятельности и определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

В россии внесены изменения в законы, направленные на защиту и поощрение инвестиций

  • 1 апреля 2020 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.
  • Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.
  • Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.
  • Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:
  •     • применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;
  •     • субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.
  • Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.
  • Кто имеет право на льготы?
  • Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:
  •     • игорного бизнеса;
  •     • производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);
  •     • оптовой и розничной торговли;
  •     • строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;
  •     • деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).
  • Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?
  • Стабилизационная оговорка

Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).

Читайте также:  Глава II. Аварийно-спасательные службы

Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.

Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.

  1. Налоговые льготы
  2. Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.
  3. В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).

Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней.

Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.

Субсидии

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.

Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.

Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.

  • Другие меры государственной поддержки
  • Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.
  • Как применять льготы?
  • СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.

В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.

  1. Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.
  2. В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:
  3.     • достичь определенных результатов или показателей эффективности;
  4.     • сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;
  5.     • обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;
  6.     • поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.
  7. После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.

Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.

  • Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.
  • На что обратить внимание?
  • Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:

    • Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).

    • С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.

    • Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора.

В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам.

Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).

    • Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.

Другие важные вопросы для обсуждения

Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.

  1. СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.
  2. Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.
  3. После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.
Ссылка на основную публикацию