Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации

Сотрудники органов внешней разведки РФ — военнослужащие и государственные гражданские служащие кадрового состава, а также не входящие в кадровый состав военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники, добровольно поступившие соответственно на военную службу либо государственную гражданскую службу или на работу в эти органы.

Сотрудником органа внешней разведки РФ может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства и способный по своим профессиональным и личным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военная служба является разновидностью федеральной государственной службы. Она может исполняться в соответствии с ФЗ»О воинской обязанности и военной службе».

Граждане, проходящие военную службу в органах внешней разведки, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый ФЗ «О статусе военнослужащих».

К военнослужащим относятся граждане, проходящие военную службу по контракту, — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательныхучреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту.

Служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную службу, или государственным служащим о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются только федеральным законом о виде государственной службы.

Руководитель органа внешней разведки, которому предоставлено право заключать контракт с кандидатом и назначать на конкретную воинскую должность, после проведения соответствующих мероприятий по отбору кандидата заключает с ним контракт, издает приказ по личному составу об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на воинскую должность.

В случае если назначение на воинскую должность производится вышестоящим должностным лицом, то руководитель после проведения мероприятий по отбору кандидата готовит и представляет по команде представление с ходатайством о заключении с кандидатом контракта и назначении военнослужащего на воинскую должность.

К представлению прилагается личное дело кандидата и другие необходимые документы, которые после принятия решения соответствующим должностным лицом пересылаются в воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору кандидата.

В случае принятия положительного решения соответствующее должностное лицо заключает с кандидатом контракт, издает приказ об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на данную воинскую должность.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Медицинское освидетельствование граждан проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности гражданина к военной службе.

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту в органы внешней разведки, должен также соответствовать требованиям по уровню образования; профессиональной подготовки, физической подготовки.

Несоответствие лица требованиям, установленных федеральными законами, служит основанием для отказа в приеме (переводе) его на военную службу, либо государственную гражданскую службу, или на работу в органы внешней разведки РФ, а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы (служебного контракта, трудового договора) в органе внешней разведки РФ.

Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданином, в отношении которого вынесен обвинительный приговор с назначением наказания, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело, в отношении которого передано в суд, а также с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

На военнослужащих органов внешней разведки РФ распространяется действие федеральных законов, регулирующих прохождение военной службы, с учетом установленных ФЗ « О внешней разведке» и иными федеральными законами особенностей, обусловленных спецификой выполняемых указанными военнослужащими функций.

Особенности прохождения военной службы военнослужащими, являющимися сотрудниками органов внешней разведки РФ, и обеспечения их всеми видами довольствия, дополнительные гарантии и меры правовой и социальной поддержки указанных военнослужащих и членов их семей, устанавливаются федеральным законодательством.

Гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки РФ и членов их семей реализуются в порядке, определяемом Президентом РФ, федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (в ред. от 4.06.2014) «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственные гражданские служащие органов внешней разведки являются государственными служащими, им присваиваются классные чины. Их статус работников устанавливается ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

!!!Сотрудники органов внешней разведки РФ подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится согласно федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

При решении задач разведывательной деятельности органы внешней разведки могут привлекать к сотрудничеству отдельных лиц (с добровольного согласия последних).

Мотивация сотрудничества лиц, как правило, имеет различную основу (исполнение гражданского долга, материальную заинтересованность и т.д.).

Содействие лиц органам, осуществляющим разведывательную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях.

Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания лица. Как правило, лицо, вовлекаемое в разведывательный процесс, само должно выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внешней разведки.

Однако это не исключает случаев, когда разведка в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает лицам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия.

Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

!!!Конфиденциальное содействие лиц имеет индивидуальный характер и осуществляется на разовой или долговременной основе в зависимости от сроков решения конкретных задач разведывательной деятельности.

В соответствии с гл. 2 Конституции РФ сотрудники органов внешней разведки РФ как граждане России имеют права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с основными документами государства.

Права и свободы человека и гражданина у сотрудников органов внешней разведки могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

  • Сотрудникам внешней разведки запрещается:
  • 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • 2) замещать должность в случае:
  • а) избрания или назначения на государственную должность;
  • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • 3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • 5) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных ГК РФ;
  • 6) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
  • 7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • 8) разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • 9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 10) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • 11) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • 12) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • 13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Читайте также:  Статья 7.4. Обеспечение прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации

Для сотрудников органов внешней разведки иными нормативными актами указан ряд ограничений, связанных с государственной службой, устанавливается единая система правовой защиты.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

!!!Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки РФ находятся под защитой государства.

Никто не вправе ограничивать сотрудников органов внешней разведки в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ.

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также руководители, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав сотрудников органов внешней разведки, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Контроль за исполнением прав осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением закона осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

Чем занимается контрразведка ФСБ

Чем занимается контрразведка ФСБ, гражданам понять трудно. Данная организация была создана для выявления и пресечения деятельности иностранных разведывательных организаций на территории Российской Федерации. Учреждение охраняет безопасность страны, борется со шпионами и контрреволюционерами. Сотрудников для разведки подбирают с особой тщательностью.

Краткая история

С началом существования Советского Союза за борьбу с разведывательной деятельностью в армии и на флоте отвечали военные комитеты. В 1918 году в главном штабе РККА сформировали подразделения, которые со временем объединили в отдел Военного контроля при Регистрационном управлении Реввоенсовета Советской республики.

Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки Российской ФедерацииЗнак Департамента военной контрразведки

Контрреволюционеров и шпионов на Восточном фронте выявляли и обезвреживали в это время специальные армейские комиссии.

К концу 1918 года такие учреждения появились во всей армии. Сначала они работали в войсках. Но позже правительство пришло к выводу, что нужно создать единый орган контрразведки. В итоге 19 декабря 1918 года Бюро ЦК ВКП(б) объединило комитеты и возложило руководство новыми структурами на особый отдел ВЧК.

Деятельность контрразведки ФСБ направлена на:

  • пресечение деятельности иностранных разведывательных управлений на территории страны;
  • получение полезной информации об угрозе государственной безопасности, деятельности террористических и диверсионных организаций;
  • защиту сведений, относящихся к государственной тайне;
  • борьбу с организованной преступностью, коррупцией, незаконной продажей оружия и наркотических веществ в войсках.

Деятельность контрразведки регулирует закон « О федеральной службе безопасности». Задачи органов безопасности значительно расширились с советского периода. Но, как и раньше, они должны выявлять, предупреждать и пресекать работу спецслужб других стран или отдельных лиц, которые ходят нанести ущерб государству.

Приоритетной задачей контрразведки выступает борьба с терроризмом. В своей деятельности организация взаимодействует с различными государственными формированиями, пытается устранить организованную преступность, контрабанду, незаконный оборот наркотиков и оружия, а также другие негативные явления.

Контрразведчики работают в армии и на флоте. Они участвуют в реализации задач и целей, которые стоят перед Вооруженными силами. Данная организация стала одним из главных инструментов возрождения и наращивания мощи российской армии.

Департамент военной контрразведки

Департамент военной контрразведки пресекает любую деятельность иностранных агентов и других лиц, которые несут угрозу безопасности. Служба контрразведки ФСБ РФ состоит из Департамента контрразведывательных операций, в составе которого присутствует специальное подразделение, борющееся с ЦРУ США. Деятельность подразделения была засекречена после выявления агента Райана Фогла.

Начальник контрразведки ФСБ

Начальником контрразведки ФСБ был назначен начальник Главного управления специальных программ Владислав Меньщиков. Он был кадровым сотрудником органов госбезопаснсости, работал в Центробанке и ФКЦБ в Петербурге. С 2003 года занял должность генерального директора Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Медаль за отличие в контрразведке ФСБ

С 1997 года специалисты Академии русской символики «МАРС» разработали различные нагрудные знаки, награды, медали и значки. Их выполнили методом холодной штамповки, используя медные сплавы и покрывая их горячими эмалями. За особые заслуги перед государством сотрудников награждают медалью за отличие в контрразведке ФСБ.

Как попасть в контрразведку ФСБ

Чтобы стать сотрудником ФСБ, гражданин должен принести в территориальные органы безопасности документы в виде:

  • заявления о рассмотрении кандидатуры на должность;
  • анкеты;
  • собственной автобиографии;
  • копий паспорта гражданина, удостоверения личности военнослужащего, военного билета, свидетельства о рождении, документов об образовании.

Информацию о том, что гражданина рассматривают в качестве кандидата, сообщат после рассмотрения бумаг в течение 30 дней.

Стать сотрудником может только гражданин РФ, у которого нет гражданства другой страны. Он должен владеть личными, профессиональными и психологическими качествами, иметь образование и хорошее здоровье, что позволит ему выполнять обязанности.

На службу не берут без прохождения:

  1. Психофизиологических исследований, тестирования на наркотики и алкоголь.
  2. Процедуры оформления допуска к государственной тайне.
  3. Медицинского освидетельствования.
  4. Проверки физической подготовки.

Также необходимо предоставить сведения о доходах членов семьи за год, а также данные об имуществе и имущественных обязательствах.

Человек, который проходит проверки и хочет поступить на службу, должен помнить, что все сведения будут тщательно проверяться. Также он должен будет подписать документы о неразглашении сведений, которые получит во время работы в государственной организации. Кандидата предупреждают об уголовной ответственности в случае нарушения обязательств. Он должен знать, что военнослужащим запрещено:

  1. Выполнять любую оплачиваемую работу. Разрешена только научная, преподавательская или другая творческая деятельность.
  2. Состоять в попечительском или наблюдательном совете, других некоммерческих негосударственных организациях и их подразделениях, которые функционируют на территории страны.
  3. Управлять коммерческими или некоммерческими организациями.
  4. Покупать ценные бумаги, с которых можно получить доход.
  5. Управлять самостоятельно или через доверенных лиц отдельными организациями.
  6. Осуществлять предпринимательскую деятельность, а также содействовать в этом физическим и юридическим лицам.
  7. Открывать счета и хранить средства в иностранных банках или использовать другие финансовые инструменты.

После того, как человек поступает на службу, на него и в некоторых случаях, на членов его семьи накладываются определенные ограничения и обязанности, предусмотренные законодательством.

День контрразведки ФСБ

День создания российской контрразведки отмечают 19 декабря. В этот день в 1918 году создали особое учреждение, которое занималось устранением контрреволюционной деятельности и саботажа. Тогда данный орган назывался органом военной контрразведки Советского государства.

Путин засекретил и сделал гостайной данные о всех "внештатниках" Службы внешней разведки (СВР)

время публикации: 04 сентября 2018 г., 15:13 | последнее обновление: 04 сентября 2018 г., 15:13

Внештатные сотрудники Службы внешней разведки (СВР), привлекаемые к выполнению разведывательных заданий для Российской Федерации, отныне являются строго засекреченными персонами. Любая информация о них теперь стала гостайной в России.

Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Этот документ за номером 506 «О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Указ за подписью президента дополняет пункт 90 этого перечня.

Если раньше к гостайне относились только «сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки», то теперь появился еще и пункт 90.

1 — гостайной становятся «сведения о привлекаемых к выполнению разведывательных заданий сотрудниках органов внешней разведки Российской Федерации, не входящих в кадровый состав названных органов».

Государственными органами и организациями, наделенными полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к гостайне, в указе значатся — Минобороны РФ, Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба внешней разведки (СВР).

Таким образом, речь идет и о гражданских лицах, привлекаемых к выполнению разведывательных заданий, и о завербованных.

Увы, но на сайте СВР говорится только о том, кто может стать кадровым сотрудником Службы внешней разведки — «любой гражданин РФ, способный по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности». И, разумеется, ничего не говорится о том, кто может привлекаться к «внештатной работе».

но если есть непреодолимое желание стать «засекреченным», то можно от руки заполнить две анкеты, приложить к ним цветное фото, ксерокопии паспорта, диплома или выписки из «зачетки» (если соискатель продолжает учиться).

Все это надо заказным письмом отправить по адресу: Служба внешней разведки РФ, а/я 510, Главпочтамт, г. Москва, 101000. Либо можно лично передать его в пресс-бюро СВР по адресу: Москва, ул. Остоженка, д. 51, стр. 1. Иначе ваши документы рассматривать просто не будут.

Те граждане, которые заинтересуют СВР, в течение 30 дней будут оповещены и приглашены на собеседование.

Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации

О почётном звании «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» Почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» входит в государственную наградную систему Российской Федерации.

ИнформацияСимволыНаградыНаграды по алфавиту

1. Основания для присвоения Звание «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным сотрудникам органов внешней разведки Российской Федерации за личные заслуги в защите безопасности страны от внешних угроз и подготовке квалифицированных кадров для органов внешней разведки Российской Федерации.

Почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет в календарном исчислении с начала осуществления служебной деятельности в органах внешней разведки Российской Федерации и при наличии у представленного к награде лица ведомственных наград поощрений федерального органа государственной власти.

2. Порядок присвоения Почётные звания Российской Федерации присваиваются указами Президента Российской Федерации на основании представлений, внесенных ему по результатам рассмотрения ходатайства о награждении и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.

3.

История звания Почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» установлено Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1997 года № 530 «О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации». Тем же указом утверждено первоначальное Положение о почётном звании, в котором говорилось: Почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации» присваивается военнослужащим органов внешней разведки Российской Федерации за заслуги в защите безопасности страны от внешних угроз и состоящим на военной службе 15 и более лет в календарном исчислении.

Читайте также:  Глава iii. состав третейского суда

https://www.youtube.com/watch?v=czHH-NNmrvs

В настоящем виде Положение о почётном звании утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

4. Нагрудный знак Нагрудный знак имеет единую для почётных званий Российской Федерации форму и изготавливается из серебра высотой 40 мм и шириной 30 мм. Он имеет форму овального венка, образуемого лавровой и дубовой ветвями.

Перекрещенные внизу концы ветвей перевязаны бантом. На верхней части венка располагается Государственный герб Российской Федерации.

На лицевой стороне, в центральной части, на венок наложен картуш с надписью — наименованием почётного звания.

На оборотной стороне имеется булавка для прикрепления нагрудного знака к одежде. Нагрудный знак носится на правой стороне груди.

Военная контрразведка

На стыке столетий специалисты в области военного искусства начали активно придумывать новые методы снижения человеческих потерь в возникающих военных конфликтах. На разных этапах поиска решения данной задачи возникало немало идей, поэтому практически во всех странах стали возникать профессиональные и одновременно тайные разведывательные подразделения.

Опытные военные деятели понимали, что попытка не допустить на территорию своего государства шпионов и разведчиков вражеской стороны также является целевой задачей: так и появилась контрразведка как отдельная организация.

Краткая история

Почти сразу после создания в России первых регулярных воинских подразделений остро стал вопрос их контрразведывательного обеспечения и поддержания в армии правопорядка.

Так 12 мая 1918 года директивой Высшего военного совета РСФСР при штабах Красной армии было создано отделения по борьбе со шпионажем — прообраз современного отдела (именно с этого момента начался процесс реального становления военной контрразведки в РФ).

Пока императорские спецслужбы часто проигрывали в противопоставлении с иностранными организациями, то работа советских контрразведчиков в период ВОВ считалась более эффективной. Они не были профессиональными, но развивались на полудипломатической основе, вплоть до начала ХХ века имея немало проблем в плане обеспечения.

Уже в 1930 году по итогам реорганизации ОГПУ военная контрразведка как самостоятельный орган была ликвидирована, став частью Особого отдела.

Но к 1936 году была повторно восстановлена как автономное подразделение в составе Главного управления госбезопасности Наркомата внутренних дел.

В будущем периоде 1938—1941 годов рассматриваемые спецслужбы многократно реформировались, но ВКР всё равно сохраняла свой независимый статус.

Начиная с 1941 года их окончательно вывели из состава НКВД и передали армии, но сразу после начала ВОВ (в июле того же года) опять вернули в Наркомат внутренних дел.

Что такое контрразведка?

Под понятием «контрразведки» стоит учитывать работу специальных служб, нацеленных на противодействие чужой разведывательной деятельности заграничных стран. Факт наличия подобного рода задач частично выделяет её на фоне смежных военных ведомств.

По умолчанию «контрразведка» – совокупность госслужб, главная задача которых – пресекать любую подозрительную деятельность в России. Изначально она представлена в виде разновидностей, соответствующих типичным форматам разведки, поэтому существует военная, научная, политическая и экономическая вариация.

Ключевые моменты здесь применяются аналогично привычной разведке, но нередко дополняются оперативно-розыскными типами мероприятий, нацеленных на выявление иностранных шпионов и спецагентов. Во время разведки они почти не применяются как самостоятельный комплект, поскольку у разведчика за рубежом вовсе нет возможностей по аресту и допросу особ из соседнего государства.

Отличия от разведки

Существует немало важных отличий этих 2 видов деятельности. Чтобы разобраться, чем именно разведка не похожа на контрразведку, нужно изучить оба понятия.

Профессиональные историки спецслужб воспринимают значение разведки как «деятельность, направленную на сбор и обработку актуальных данных о силе противника, его обороноспособности, экономическом и боевом потенциале».

При этом реализуется она благодаря специальным тактическим и оперативным приёмам.

Поэтому центральное отличие разведки от контрразведки заключается в том, что первый тип работы спецслужб направлен лишь на сбор требуемой информации за границей, в то время как второй — лишь на своевременное пресечение разведывательных спецслужб чужих стран. Их классификация на дополнительные разновидности в целом имеет много общего, так же как и основные способы обоих спецслужб.

Основные направления деятельности

Перед службой ФСБ поставлено немало важных функциональных задач, которые диктуют строгое наличие нескольких параллельных направлений деятельности, куда непременно входит:

  • Противодействие терроризму и преступности.
  • Охрана территориальной целостности РФ.
  • Обеспечение безопасности информации.
  • Проведение операций по разведке вне границ страны.

Отдельные функции напрямую обусловлены действующим законодательством России (с учётом развития нежелательных связей в высших эшелонах власти, актуальным направлением деятельности сейчас считается борьба с коррупцией).

Контрразведывательная

Контрразведывательная деятельность – разновидность работы органов ФСБ в пределах собственных полномочий по поиску, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности служба, а также отдельных лиц, направленных в ущерб безопасности страны (ч. 1 ст.9). Базой для подобной деятельности являются:

  • наличие информации о признаках разведывательной и смежной деятельности;
  • необходимость гарантии защиты сведений, входящих в перечень государственной тайны;
  • анализ или проверка особ, оказывающих помощь органам ФСБ на индивидуальной основе;
  • требования по обеспечению собственной безопасности.

Смысл контрразведывательной деятельности водится в противодействии разведывательно-подрывной деятельности служб зарубежных государств и их представителей (обычно конспиративными средствами и приёмами).

Борьба с преступностью

Данный тип защиты осуществляют органы федеральной службы безопасности согласно с федеральным законодательством. Органы проводят оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, дознание, а также предварительное следствие, отнесённые к их ведению. В компетенцию указанного подразделения (ч. 1-4 ст. 151) входят:

  • Шпионаж.
  • Коррупция.
  • Незаконный оборот оружия и наркотических средств.
  • Контрабанда.

Заодно на них могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством России.

Борьба с терроризмом

  • Данную деятельность контролируют органы федеральной службы безопасности и их подразделения (по борьбе с терроризмом), а также специально назначенные должностные лица.
  • Главным образом их деятельность направлена на выявление, пресечение, расследование и раскрытие террористических актов при помощи организации оперативно-боевых и иных мер.
  • Предпосылками для проведения соответствующих мероприятий являются:
  • пресечение террористического акта;
  • выявления лиц, причастных к подготовке и совершению правонарушения;
  • добыча информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

На любом этапе проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные операции, особый характер которых формируется условиями борьбы с терроризмом в современных условиях. А порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными актами ФСБ РФ.

Осуществление разведки

Не менее важная разведывательная деятельность реализуется органом внешней разведки исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с законом «О внешней разведке».

Стандартный алгоритм проведения разведывательных мероприятий и этапы использования специальных методов тоже фиксируются правовыми актами федерального органа в области обеспечения безопасности. Законодательство (ст. 1, 11) определяет внешнюю разведку как «совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ и составную часть сил обеспечения безопасности страны».

Пограничная

Центральными направлениями активной деятельности на границе считаются всего лишь 2 основные цели.

К первой относится защита и охрана госграницы России ради недопущения её изменения (нарушения или изменения оговоренных зон) на незаконных основаниях.

Гарантия соблюдения физическими лицами и компаниями пограничного и стандартного режима охраны и строгих условий в пунктах пропуска через границу страны.

Во вторую категорию полномочий и целей входят защита и охрана экономических и других законных интересов России в пределах приграничной территории. Тщательный контроль рыбных запасов согласно требованиям международных соглашений и российского законодательства.

В свою очередь подразделения ФСБ осуществляют упомянутый вид деятельности начального планирования и реализации государственной и научно- технической тактики в плане обеспечения информационной безопасности, включая использование инженерно-технических и криптографических средств.

Сюда же входит и деятельность при обеспечении упомянутыми ранее методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи специального назначения и прочих аналогов, которые обеспечивают качественную передачу специально зашифрованной информации на территории страны и в отечественных учреждениях, расположенных за пределами государства.

Каков кадровый состав?

Согласно общепринятым правилам, ФСБ России комплектуются сотрудниками (также и на конкурсной основе), включая военнослужащих и гражданский персонал. А сами военнослужащие, за исключением Пограничной службы, в свою очередь комплектуются главным образом из офицерского состава. Поэтому итоговый кадровый состав контрразведки делится по следующему принципу:

  • Административно-должностное положение — на военнослужащих (офицеры и сержанты), чиновников и простых сотрудников.
  • Объём полномочий – на руководителей и исполнительных работников.
  • 3. Выполняемые функции – на оперативные, аналитические, научно-исследовательские и оперативно-технические элементы.
  • Срок службы — на постоянных сотрудников разведки (центральная часть) и временных (по сезону или на время конкретной операции).

Стандартная структура кадрового состава разведки на практике оказывается довольно сложной. Её оценка и изучение с учётом разнообразных критериев, включая сам характер внешнего проявления деятельности, позволяет максимально точно выделить внутри штата ряд категорий сотрудников контрразведки.

Но кадровая политика всегда ценила лояльность сотрудников, ставя её выше их интеллектуального потенциала, а факт происхождения кандидата по рейтингу был априори выше оригинальности его личности.

Структура

  1. Федеральная служба безопасности спланировала достаточно надёжную структуру службы контрразведки, которая функционирует с минимальной долей изменений.

  2. Во главе структурной части и службы находится начальник, а последующее деление происходит на уровне управлений и департаментов, на которые возлагается выполнение определённых обязанностей.

  3. В итоге финальная структура службы контрразведки формируется из таких подразделений, как:
  • Департамент контрразведывательных операций;
  • Контроль координации и анализа работоспособности;
  • Управление и планировка специальных мероприятий;
  • Департамент внутренней военной контрразведки;
  • Управление ходом деятельности на объектах;
  • Центр безопасности информационного типа.

Современная структура даёт возможность быстро, точно и максимально эффективно реализовывать функциональные цели службы контрразведки ФСБ. Важно осознавать, что этот специфический формат деятельности во многом не совпадает с классической контрразведкой, поскольку последняя нередко необходима для выявления иностранных шпионов в мирный период, пока упомянутые лица занимаются сбором данных об экономике, боеспособности и безопасности нашего государства.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Разведчики всегда были, есть и будут

Назначение Президентом России Владимиром Путиным председателя Государственной Думы VI созыва Сергея Нарышкина на должность директора Службы внешней разведки (СВР) вызвала достаточно широкий интерес к вопросу, какие вообще спецслужбы существуют в нашей стране, чем они отличаются и чем занимаются.

Несмотря на то что суть деятельности уже заложена в их названиях, очень часто представления о них сводятся или к содержанию кинофильмов о Джеймсе Бонде, Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, Штирлице и Фоксе Малдере, или к представлению субъектов в чёрных плащах и тёмных очках, из-за угла следящих за мирными гражданами.

Попробуем, однако, не раскрывая профессиональных секретов деятельности спецслужб, доступно рассказать об их назначении и работе.

Дела давно минувших дней

Начнём с того, что спецслужбы в той или иной форме существовали и существуют всегда и везде, в смысле, во всех странах мира, в том числе даже у затерянных в дебрях Амазонки племён.

Это связано с их основным назначением — узнать о планах на будущее различных внешних сил — от соседей до сил природы, а также защитить своё племя или государство от всякой враждебной деятельности недругов, в особенности, в плане охраны секретов и охраны жизни вождя, царя, президента и других первых лиц. Соответственно, этими вопросами ведает разведка, контрразведка и служба охраны руководства, которую иногда также включают в состав контрразведки. Применительно к России это Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба охраны (ФСО), применительно к США — Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Федеральное бюро расследований (ФБР). 

История спецслужб уходит в самую глубокую древность: вероятно, ещё неандертальцы засылали своих лазутчиков понаблюдать за соседним племенем, не готовится ли оно напасть на них, а также осуществляли охрану своего стратегического секрета — горящего в пещере костра.

Если же говорить о задокументированной хотя бы в мифах и преданиях истории, то начать надо со Священного Писания. Если задуматься, то согласно Библии, первым разведчиком был Адам: познавая мир, он должен был уяснить для себя, что и для чего было сотворено Богом.

Но отсутствие в раю контрразведки привело к проникновению туда вражеского агента влияния в виде Змия-искусителя, представлявшего интересы дьявола.

Змию удалось воздействовать на Еву, а через неё и на Адама, что привело к катастрофическим последствиям для обитателей рая.

В Библии описана и первая акция технической разведки: во время Великого потопа Ной запускал с ковчега различных птиц, и голубь, принёсший ему оливковую ветвь, добыл для него бесценную информацию о появлении суши из-под воды.

В древних мифах Египта, Индии, Греции можно также найти немало примеров деятельности тех, кого можно считать прообразами спецслужб.

Например, из греческого мифа известно, что операция с Троянским конём едва не провалилась: жрец Лаокоон, располагавший информацией о хитрости данайцев, и, по сути, выполнявший функции военного контрразведчика, для проверки метнул копьё в подозрительное сооружение и предупредил военачальников Трои о возможных негативных последствиях. К Лаокоону не прислушались (впрочем, плохая традиция не верить информации своих спецслужб сохранилась до нашего времени, примеров чему немало), что и привело к гибели города.

От Бородино до Красного Октября

С течением времени сбор важной информации о государствах-соседях разделился на три потока — дипломатию, журналистику и разведку, различающиеся, главным образом, степенью секретности добываемой информации. При этом разведка разделилась на военную и политическую, в зависимости от характера и назначения собираемых сведений.

Применительно к России разведывательная служба примерно в современном виде была создана в результате Отечественной войны 1812 года генералом, впоследствии фельдмаршалом Барклаем де Толли (которого, кстати, некоторые, в частности, усиленно прославляемый генерал Багратион, необоснованно обвиняли в принадлежности к вражеской агентуре).

Несколько позже, в правление Николая I и Александра II был создан орган контрразведки — Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшийся надзором за политически неблагонадёжными лицами и сыском. Исполнительным органом Третьего отделения был Отдельный корпус жандармов.

Об их деятельности можно составить некоторое представление на основании романов Бориса Акунина об Эрасте Фандорине. Поскольку Третье отделение преследовало будущих революционеров, о нём многие годы упоминали лишь в негативном плане.

Но на счету его сотрудников немало славных дел, хотя организация и не смогла предотвратить революционных событий в Российской Империи.

Тем не менее современные российские спецслужбы ведут свою родословную от послереволюционных советских органов. Так, 20 декабря (по новому стилю) 1917 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР, сокращённо ВЧК. Её возглавил Феликс Дзержинский.

Об одной из самых ярких историй в работе ВЧК было рассказано в телесериале «Операция “Трест”».

Впоследствии ВЧК преобразовывалась в Государственное политическое управление (ГПУ), Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), Министерство государственной безопасности СССР (МГБ), Комитет государственной безопасности СССР (КГБ), Межреспубликанскую службу безопасности СССР (МСБ).

20 декабря 1920 года в структуре НКВД РСФСР был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК — он возродил разведку в нашей стране. ИНО возглавил Яков Давыдов (Давтян). В дальнейшем Иностранный отдел стал Первым Главным управлением КГБ СССР (ПГУ). Параллельно существовала и военная разведка — Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ).

Можно упомянуть и о существовании спецслужб, о которых до сих пор мало что известно. Так, в 1940-х годах в нашей стране существовала самая загадочная и сверхсекретная спецслужба, именовавшаяся Госконтроль или Народный контроль, якобы подчинявшаяся лично Иосифу Сталину. Чем она занималась, можно только догадываться.

Родной дед одного из авторов этих строк несколько лет имел отношение к этой организации. Будучи военным картографом, он почему-то в 1941 году вылетал со спецгруппой в немецкий тыл взрывать оставшиеся на оккупированной территории наши стратегические склады.

Однако о работе в Госконтроле дед никогда не рассказывал, на все просьбы даже через много лет строго отвечая: «Нет! Я давал подписку!».

Герои былых времён

О работе советской разведки написано много книг и снято кинофильмов. Хорошо известны подвиги Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Рудольфа Абеля (Генриха Фишера).

Немало написано и о получении нашими разведчиками секретов атомного оружия, благодаря чему мы вообще существуем как государство, некоторые участники этой работы ещё живы. Нередко появляются публикации о работе так называемой «Кембриджской пятёрки».

Куда меньше известно о деятельности Конона Молодого, ставшего прообразом главного героя фильма «Мёртвый сезон». Практически неизвестен факт, что героиня «Молодой гвардии» Любовь Шевцова была советской разведчицей, специально оставленной в тылу врага.

В разведшколе проходила подготовку и Зоя Космодемьянская. А вот Штирлиц, увы, персонаж выдуманный Юлианом Семёновым. Впрочем, у советской разведки был свой агент в гестапо — Вилли Леман, с оперативным псевдонимом «Брайтенбах».

Рассказать о многочисленных делах советских разведчиков в небольшой статье невозможно. Подлинную информацию о них можно прочитать в изданном в 1990-х годах шеститомном издании «Очерки истории российской внешней разведки».

Остаётся добавить, что после развала СССР ранее входившие в состав Комитета государственной безопасности структурные управления стали самостоятельными спецслужбами. Так, Первое Главное управление стало Службой внешней разведки (СВР), Второе Главное управление — Федеральной службой безопасности (ФСБ). Выделилась также Федеральная служба охраны (ФСО) и некоторые другие спецслужбы.

В наше время

Об основах работы современных российских спецслужб рассказывают наши эксперты.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

— Служба внешней разведки России и Главное разведывательное управление Генерального штаба, по сути, занимаются общим делом — добывают для нашей страны секреты иностранных государств.

Только одна служба специализируется на политической и экономической информации, а другая — на военной, которая необходима для оценки внешних угроз и выработки методов по их нейтрализации.

Хотя СВР и ГРУ иногда могут заниматься и пересекающимися сферами деятельности.

Федеральная служба безопасности создана для борьбы с иностранным шпионажем и прочими угрозами внутри страны.

По мнению эксперта, назначение Сергея Нарышкина на пост главы СВР — это естественная кадровая ротация.

— В современном мире без спецслужб невозможно проводить правильную внешнюю политику или парировать угрозы внутри страны. Поэтому любая страна имеет свои спецслужбы, и уровень их профессионализма определяет возможность страны противостоять тем или иным формам давления.

В условиях обострения военно-политической ситуации в мире, когда на Россию направлены усилия целого ряда стран по введению экономических, политических санкций, попыток дестабилизации общественно-политической ситуации внутри страны. Объективно роль и место как разведки, так и контрразведки повышается.

Президент Центра геополитического анализа генерал-полковник Леонид Ивашов:

— Спецслужбы во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику государства. Для того чтобы понять, насколько они эффективно работают, следует посмотреть на результаты отстаивания интересов той или иной страны на международной арене.

По словам эксперта, разведывательные службы поставляют руководству страны информацию о намерениях и планах других государств: партнёров, соперников и противников. Эта информации необходима для определения политического курса государства.

— Михаил Фрадков пришёл и возглавил Службу внешней разведки, когда на первом плане у России стояла необходимость экономического сотрудничества с Западом, продвижение интересов наших компаний, в первую очередь топливно-энергетических, на международном рынке. И разведслужба как раз обеспечивала этот приоритет решения государственных задач.

СВР на тот период была сосредоточена на экономической разведке. Она выявляла намерения иностранных государств и компаний, которые составляли конкуренцию нашим монополиям, особенно в нефтяной и газовой области. Вопросы безопасности стояли, я бы сказал, на втором плане, потому что у нас тогда были «мир и дружба» с США и Европой.

Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом: против нас введены санкции. Возможно, разведка вовремя не рассмотрела эту угрозу. Так или иначе, на первый план сейчас выходят вопросы национальной безопасности.

Нам, по сути, объявлена война: пока нас не бомбят, но нас атакуют информационными ударами, кибероружием, развязывают у наших границ военные конфликты и выдавливают наши интересы из других регионов. В этих условиях специалист в области внешней экономики Михаил Фрадков, который никогда до этого в спецслужбах не работал, уже не подходит на пост главы СВР.

Он свою роль уже выполнил, поэтому должен уступить своё место человеку, который будет реализовывать интересы нашего государства в сфере безопасности.

Сергей Нарышкин знаком с работой спецслужб, а теперь и с общей мировой ситуацией, тенденциями её дальнейшего развития и угрозами для России, с которыми он ознакомился на посту спикера Госдумы во время многочисленных международных поездок и контактов.

Ссылка на основную публикацию