Статья 5.1. передача осуществления полномочия российской федерации по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки органам государственной власти субъектов российской федерации

Разъяснения по вопросам распространения ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 107.

1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), на установление муниципальными образованиями в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан (далее — обращение, Федеральный закон № 131-ФЗ).

Позиция Минфина России (письмо от 27 марта 2020 г. № 06-04-11/01/24578)

1. О распространении ограничения, установленного пунктом 8 статьи 107.1 БК РФ, на установление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Согласно пункту 8 статьи 107.1 БК РФ к субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), отнесенному в соответствии с БК РФ к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, с 1 января 2021 года применяются требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 130 и пунктами 2 и 3 статьи 136 БК РФ.

  • Пунктом 3 статьи 136 БК РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
  • Данное ограничение распространяется на установление муниципальным образованием в соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ права осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
  • Указанным правом могут воспользоваться муниципальные образования с уровнем дотационности не более 20 процентов.

2.

Об осуществлении муниципальными образованиями предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан и родителям многодетных семей, а также компенсаций муниципальным образованиям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, части платы за присмотр и уход за детьми.

В соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится оказание социальной помощи и поддержки гражданам.

В этой связи вопросы, касающиеся предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивающим льготный проезд отдельным категориям граждан, а также компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут осуществляться органами местного самоуправления с уровнем дотационности не более 20 процентов.

3. Об осуществлении муниципальными образованиями социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используя бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство.

В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

В соответствии с пунктами 14 и 15 указанных правил распределение указанных субсидий, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет средств федерального бюджета, между муниципальными образованиями, участвующими в реализации целевой программы, осуществляется по методике, утверждаемой актом субъекта Российской Федерации, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации. Перечисление средств, выделенных на софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации по реализации целевой программы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

В этой связи, в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья может осуществляться самостоятельно субъектом Российской Федерации, либо органами местного самоуправления путем передачи межбюджетных трансфертов в местные бюджеты.

4. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в «Своде реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений данный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями, либо решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов на территории сельских поселений.

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений вышеуказанные расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, следует отразить по строке 1.1.1.57 «Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

Читайте также:  Статья 25. международные договоры

В случае закрепления указанного вопроса законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями расходы по данному направлению мероприятий следует отразить по строке 5.1.2.4 «Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

В случае решения данного вопроса органами местного самоуправления городского поселения расходы следует отразить по строке 4.1.1.7 «Свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».

5. По вопросу отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в «Реестре расходных обязательств субъекта Российской Федерации».

В соответствии с частью 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.

1990 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, включая и строительство жилья, относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В этой связи в случае самостоятельного осуществления субъектом Российской Федерации расходов на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья без передачи их в форме межбюджетных трансфертов в местные бюджеты, данные расходы следует отражать по строке 1071 «Реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации».

Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами субъектов Российской Федерации

  • Выше указывалось, что в ведении субъектов РФ находится регламентация социальной поддержки: 1) ветеранов труда; 2) тружеников тыла; 3) реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.
  • Покажем, как реализуются права этих лиц на примере Свердловской области.
  • Ветеранам труда и труженикам тыла предоставляется:
  • — ежемесячная денежная компенсация па оплату ЖКХ;
  • — ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов — 400 руб.;
  • — ежемесячное пособие на пользование услугами местной телефонной связи в размере 236 руб.;
  • — ежемесячное пособие на пользование услугами проводного радиовещания в размере 23 руб.;
  • — ежемесячное пособие на пользование платными услугами телевизионного вещания в размере 79 руб.;
  • — обслуживание в областных государственных организациях здравоохранения, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  • — бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных и муниципальных медицинских организациях по месту жительства.

Труженикам тыла дополнительно предоставляется:

  • — бесплатный проезд по территории Свердловской области на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения (ветеранам труда с оплатой 50% стоимости);
  • — оплата 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • — путевка в санаторий раз в два года либо компенсация в размере 1169 руб. раз в два года;
  • — первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания населения и внеочередной прием на обслуживание отделением социальной помощи на дому.

Реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий:

  • — ежегодное социальное пособие в размере 1227 руб.;
  • — компенсация стоимости услуг ЖКХ;
  • — ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов 400 руб.;

бесплатный проезд по территории Свердловской области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, водном транспорте пригородного сообщения или междугородных маршрутов;

  • — внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
  • — внеочередное оказание медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий в областных государственных организациях здравоохранения;

Реабилитированным лицам дополнительно предоставляется:

  • — компенсация 100% расходов на оплату по действующим тарифам услуг по установке телефона по месту жительства;
  • — бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • — компенсация расходов на оплату проезда (туда и обратно) по территории РФ один раз в календарный год на железнодорожном транспорте дальнего следования или воздушном транспорте в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости проезда кратчайшим путем железнодорожном транспортом дальнего следования в купейном вагоне (без учета стоимости платного сервисного обслуживания, предоставляемого в вагонах повышенной комфортности;
  • — оплата 50% стоимости лекарственных препаратов, приобретаемых по рецептам врачей.

В случае смерти реабилитированного лицу, осуществившему погребение умершего, выплачивается компенсация 100% расходов на оплату услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.

В Омской области ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • — сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
  • — внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • — денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах занимаемой жилой площади), в том числе включающей размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, величина которого определяется исходя из минимально установленного в Омской области (далее взнос на капитальный ремонт), приходящейся на ветерана труда, рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах занимаемой жилой площади) на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв. м общей площади жилого помещения на ветерана труда, проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв. м общей площади жилого помещения на ветерана труда, проживающего в семье из двух человек, 33 кв. м общей площади жилого помещения па одиноко проживающего ветерана труда. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
  • — денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)):

при наличии приборов учета фактически потребленных коммунальных услуг, но не более 50% утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

  • — при отсутствии приборов учета 50% утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
  • — денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50% услуг по вывозу бытовых и других отходов;
Читайте также:  Статья 15. Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации

внеочередное предоставление социального обслуживания организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области;

  • — оплата в размере 50% стоимости дополнительных социальных услуг, перечень которых утверждается в порядке, определенном органом исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения (далее дополнительные социальные услуги), предоставляемых в соответствии с законодательством организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области;
  • — ежемесячная денежная выплата.

О предоставлении мер социальной поддержки по нескольким основаниям

версия для печати 31.12.2013 В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления мер социальной поддержки по нескольким основаниям разъясняем следующее.

Предоставление гражданам мер социальной поддержки осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления.

При этом каждый из законодательных актов вправе предусматривать особые условия для отдельных категорий граждан, в том числе предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям, но за счет денежных средств соответствующего бюджета.   Общие принципы предоставления мер социальной поддержки закреплены в федеральном законодательстве.

Так статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Аналогичная правовая норма содержится и в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 31 которого  предусматривает, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по данному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по закону, либо по другому правовому акту по выбору гражданина.
Краевое законодательство построено по тому же принципу. Соответственно, если гражданин относится к нескольким категориям льготников, например, он является ветераном труда и инвалидом, то ему необходимо самостоятельно выбрать, по какому основанию он желает получать меры социальной поддержки. Для суммирования мер социальной поддержки по нескольким основаниям правовых оснований не имеется.

Обращение, направленное на официальный сайт Министерства по электронной почте, должно содержать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон, суть обращения (далее — Интернет-обращение).

Интернет-обращение, поступившее на официальный сайт по электронной почте, распечатывается, и в дальнейшем работа с ним ведется в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г.

N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», административным регламентом предоставления министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» (далее — Административный регламент). По электронному адресу, указанному в обращении направляется уведомление о приеме обращения.

Для приема Интернет-обращения заявителя в форме электронного сообщения применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем, реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа. Адрес электронной почты заявителя (законного представителя) и электронная цифровая подпись являются дополнительной информацией.

Основаниями для отказа в рассмотрении Интернет-обращения, помимо указанных оснований, в пункте 2.9 Административного регламента, также являются:

  • отсутствие адреса (почтового или электронного) для ответа;
  • поступление дубликата уже принятого электронного сообщения;
  • некорректность содержания электронного сообщения.

Ответ заявителю на Интернет-обращение может направляться как в письменной форме, так и в форме электронного сообщения.

Заявителю гарантируется не разглашение без его согласия сведений, содержащихся в Интернет-обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Интернет-обращения представляются руководству Министерства для рассмотрения. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы руководителей Министерства. Ваш вопрос, заданный в Интернет-обращении может быть опубликован на сайте в обезличенной форме.

Закрыть

Полномочия органов государственной власти субъектов российской федерации в сфере социального обеспечения

  • ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 5, с. 114-117
  • Полномочия органов государственной власти субъектов российской федерации в сфере социального обеспечения
  • © 2015 г. Павел Николаевич Байматов1

Аннотация: в статье раскрывается содержание полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения, анализируются вопросы их правового регулирования и практической реализации в субъектах Федерации на примере Тюменской области.

Обосновывается важная роль и значение полномочий органов государственной власти регионов в решении социальных задач при построении современного социального государства.

Annotation: the article reveals the powers of public authorities of the Russian Federation in the field of social security, analyzes the issues of legal regulation and practical implementation in the Russian Federation as an example of the Tyumen Region. Substantiates the important role and importance of the authority of administrative regions in solving social problems in the construction of the modern welfare state.

Ключевые слова: Конституция, социальное государство, субъект, государственная власть, право социального обеспечения, полномочия, социальная сфера, компетенция, правовая политика, финансирование.

Key words: Constitution, the welfare state, the subject, the government, the right to social security, authority, social services, competence, legal policy, financing.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Реализация данного положения Основного Закона государства осуществляется с учетом распределения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации.

Разграничение полномочий в социальной сфере (социальные полномочия) органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и муниципальной власти направлено прежде всего на то, чтобы как можно эффективнее решать важные социальные проблемы в условиях модернизации и реформирования российской государственности.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Данное конституционное положение получило свое развитие в федеральном законодательстве, а именно — в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.2 (в ред. от 22 октября 2013 г.) (далее -Федеральный закон от 6 октября 1999 г.), устанавливающем, в частности, распределение полномочий по обеспечению конституционного права на социальное обеспечение между органами государственной власти двух уровней.

Читайте также:  Раздел VI. Защита государственной тайны

По мнению О.О. Маленко, принцип естественного характера прав и свобод, закрепленный ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, принцип открытого перечня прав и свобод человека и

1 Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета (E-mail: Baymatov.pavel@yandex.ru).

2 См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

гражданина, установленный ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, дают основания полагать, что федеральная Конституция формулирует презумпцию неограниченности субъектов, «творящих» права и свободы, фиксируя лишь приоритет Российской Федерации в установлении пределов допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина3.

Одним из направлений проводимой в России административной реформы является совершенствование разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

Результатом этих конституционно-правовых процессов стало расширение самостоятельности органов государственной власти субъектов Федерации по регулированию общественных отношений в различных сферах, в том числе в системе социального обеспечения.

За субъектами Федерации были закреплены полномочия социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Федеральным законом от 6 октября 1999 г. определено, что органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере (ч. 2 ст. 26.3). Органы государственной власти самостоятельно определяют

3 См.: Маленко О.О. Конституционное (уставное) закрепление прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации. Автореф. дисс. … канд.. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2002. С. 8.

объем и вид передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г.).

Таким образом, отношения в указанной сфере регулируются не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации.

Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из бюджетов субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляют иные полномочия, закрепленные за ними федеральными законами, а также регулируют отношения по социальному обеспечению, непосредственно не урегулированные федеральными законами. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают социальное обеспечение, финансируемое из местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов.

Как показывает практика, на основании законов субъектов Федерации значительно расширяется компетенция органов местного самоуправления в социальной сфере, тем самым активизируется их деятельность по осуществлению государственных социальных полномочий на территории того или иного субъекта Федерации.

Примером такого рода делегирования полномочий может являться в том числе Закон Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 2 декабря 2014 г.

4, предусматривающий осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по социальной поддержке отдельных категорий граждан в отношении проезда на транспорте; по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; по организации социального обслуживания в части:

  1. 1) социального обслуживания на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. 2) полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного (ночного) пребывания организаций социального обслуживания;
  3. 3) стационарного социального обслуживания;
  4. 4) предоставления срочных социальных услуг.
  5. В различных субъектах Федерации органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют неодинаковый объем переданных им государственных полномочий в социальной сфере на основании законов субъектов Федерации, что свидетельствует о возможности органов государственной власти субъектов Федерации по своему усмотрению «корректировать» участие органов муниципальной власти в осуществлении социальной функции государства5.

На основании п. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным обра-

4 См.: http://www.admtyumen.ru. 3.12.2014.

5 См.: ЗабелинаЕ.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 59-64.

зованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Вместе с тем согласно п. 5 ст.

20 органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Так, например, в Тюменской области муниципальными образованиями принят ряд нормативных правовых актов, которыми за счет бюджета муниципального образования устанавливаются и категория граждан, и дополнительная мера социальной поддержки в форме проезда на общественном транспорте.

Например, решение Ишимской городской Думы «О мерах социальной поддержки неработающих пенсионеров по старости, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском общественном транспорте» от 22 января 2007 г.6 (в ред. от 30 октября 2014 г.); решение Ялуторовской городской Думы «О мерах социальной поддержки пенсионеров по старости, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте» от 28 ноября 2013 г.7

Для реализации социальных полномочий органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. В соответствии со ст. 7 и 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

муниципальные правовые акты принимаются по вопросам как местного значения, так и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Важное место в проведении разграничения компетенции между уровнями власти в сфере социального обеспечения занял Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (далее — Закон о монетизации льгот). Указанный Закон преследовал несколько целей: во-первых, разграничение

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Ссылка на основную публикацию