Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

Из-за того, что деятельность управляющих компаний не всегда устраивает жильцов, достаточно большое распространение получила форма ТОС. Предлагаем разобраться, что такое территориальное общественное самоуправление и является ли эта форма управления эффективнее, чем привычный ЖКХ.

Что такое ТОС или ТОСы

Аббревиатура ТОС расшифровывается как территориальное общественное самоуправление. Если проще это форма организации населения, при которой все решения, по принципам управления принимаются самостоятельно гражданами.

При этом взаимодействие с государственными структурами происходит на основании решений, утвержденных всем коллективом.

Структура применяется для непосредственного участия жителей в процессе управления качеством общественной жизни и окружающей среды.

Для утверждения решений по имеющимся вопросам проводятся собрания и конференции среди жителей.

Этот вид управления позволяет упростить сотрудничество власти и граждан, поскольку при этом отсутствует инстанции в виде, например, управляющей компании, выполняющую роль посредника.

Члены организации занимаются обустройством придомовой территории, дворов и собственного жилья. Они имеют ряд обязанностей и возможность своими силами решать территориальные проблемы.

История ТОС

В СССР не было такого понятия, как самоуправление. Конечно проводились сборы жителей, но территория обслуживалась ЖЭКом. Данный вид управления актуален по сей день.В 1991 году закон «О местном самоуправлении» регламентировал сферу деятельности ЖЭКов.

При этом включалась возможность существования народных дружин, помогающих при необходимости данной структуре. Впервые территориальное общественное самоуправление возникло в 1995 году. По закону оно не относится к ЖЭКу и организуется жителями одного подъезда, дома, несколькими домами, селом или районом.

В данный момент о существовании органов ТОС знает около 40% населения. Печально, что большая часть людей не знает законодательства своей страны.

Законодательная база

Функционирование территориального общественного самоуправления определяется кроме Конституции РФ, муниципальных актов и устава, Федеральным законом от 06 октября 2003 No131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нем прописаны главные положения, касающиеся правовой, экономической и территориальной деятельности ТОС. Помимо этого определяются гарантии их выполнения.

Для чего создается

Цели, признаки и задачи создания ТОС следующие:

  • Выявление интересов людей, которые проживают на курируемом участке
  • Обеспечение выполнения утвержденных на собраниях решений 
  • Реализация действий, которые нацелены на улучшение конъюнктуры домов и придомовой территории, способствующее удовлетворению социально-бытовых нужд жителей за их счет или с привлечением других источников финансирования 
  • Вынесение проектов и предложений на обсуждение в органы местного самоуправления
     

ТОС по праву считается отличным методом, позволяющим улучшить уровень жизни людей, которые проживают на подконтрольной территории. При помощи самоуправления происходит сплочение различных элементов общества. Кроме того, подобная деятельность благоприятно сказывается на активности граждан, приживающих на территории микрорайона.

Организация ТОС позволяет ускорить реализацию существующих идей. Все граждане могут высказывать свои пожелания, способствующие совершенствованию текущего состояния дел. Изменения внедряются гораздо быстрее, поскольку большая группа лиц заинтересована в этом. С ЖЭУ быстрые изменения организовать более проблематично.

Формы и виды

Территориальное общественное самоуправление организовывается жильцами самостоятельно с формированием органов ТОС. Признаками правомочности собрания считается присутствие более 2/3 граждан, которые были выбраны в качестве делегатов. Положительное решение по вопросу должны принять не менее 50% от всего количества присутствующих делегатов.

Полномочия и функции органов управления

Граждане, входящие в состав этой организации имеют следующие полномочия:

  • утверждение и одобрение устава и его дополнение при необходимости 
  • утверждение бюджета 
  • формирование отчетов 
  • определение структуры 
  • создание стратегии самоуправления 
  • выбор управляющих
     

Организация нужна для ведения надзора за выполнением решений, которые соответствуют потребностям жителей. Вся хозяйственная деятельность нуждается в качественной реализации и влияет на уровень благоустройства и развития территории. Важно наличие устава как основного документа. В нем обязательно необходимо прописать:

  • Способы принятия решений 
  • Территорию, входящую в структуру 
  • Принцип выполнения полномочий 
  • Возможности завершения работы структуры 
  • Способ покупки имущества, которое размещено на подконтрольной территории
     

Органами самоуправления запрещено выдвигать дополнительные требования к содержимому устава.  Система территориального общественного самоуправления обособлена от органов местного самоуправления и не включена в их систему.

Кто может участвовать в деятельности ТОС

Принимать участие в процессе функционирования структуры могут:

  1. Местные жители старше 16 лет. Они могут принимать участие в процессе самоуправления, проводить собрания, конференции, выбирать руководство и избираться в него.
  2. Граждане, не живущие на подконтрольной территории, однако имеющие там недвижимость, могут участвовать в собраниях.

Как финансируется

Согласно статье 27 ФЗ No131 финансирование ТОС возможно из собственных или привлеченных ресурсов. Формирование собственных ресурсов происходит благодаря внесению взносов местными жителями. Для привлечения средств обращаются к руководителям местного самоуправления.

Финансирование допускается в виде:

  • добровольными взносами местных жителей 
  • частными взносами лиц, не причастных к структуре 
  • целевыми средствами, выделенными из бюджета на поддержку ТОС 
  • грантами, выдаваемыми частными организациями 

По закону о ТОС регистрация осуществляется как юридическое лицо. Это дает право на:

  • сбор средств для осуществления тех или иных программ
  • свободное распоряжение собранными средствами 
  • организацию действий, направленных на выполнение целей, прописанных в уставной документации 
  • пользование имуществом, переданным органами самоуправления в распоряжение структуры
     

При организации самоуправления возможно пользоваться средствами, полученными как от физических, так и от юридических лиц. Важным пунктом является законность имеющихся источников финансирования.

Границы ТОС

Территория, в границах которой осуществляется самоуправление, устанавливается на основе пожеланий местных жителей. Утверждает его орган, в юрисдикции которого находится поселение.Территориальное общественное самоуправление может быть организовано на основе различных участков:

  • Один подъезд многоэтажки 
  • Дом, в котором имеется большое количество квартир 
  • Более одного жилого дома 
  • Отдельный жилой район 
  • Небольшой населенный пункт, который не представляет собой поселение
     

Государственные органы имеют право с согласия ТОС расширять список территорий, которые могут относиться к образованию.

Как создать территориальное общественное самоуправление

Для создания требуется:

  • Зарегистрировать деятельность ТОС как юридического лица 
  • Зарегистрировать функционирование некоммерческой организации, которая будет соответствовать законодательной базе России
     

Следует учесть, что на содержание юридического лица требуются расходы. Чтобы организация в рамках нормативных законодательных актов, необходимо выполнить ряд действий.

1. Сбор граждан на предварительное собрание.

Он проводится с гражданами, на территории проживания которых будет проведена организация территориального общественного самоуправления. На собрании необходимо:

  • Выбрать председателя ТОС и его секретаря
  • Донести информацию до населения о нормах территориального общественного самоуправления в данном образовании

131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление

Основные принципы и правила организации местного самоуправления (МСУ) на территории РФ устанавливает №131-ФЗ.

Одним из ключевых аспектов указанного Закона выступает такое понятие как территориальное общественное самоуправление (ТОС), достаточно подробное описание которого содержится в ст. 27 №131-ФЗ.

Размещенные в ней положения дополняются законодательными документами регионального уровня, принятыми во всех субъектах РФ.

Основные положения ст. 27 №131-ФЗ

№131-ФЗ устанавливает, что ТОС представляют собой специфическую форму реализации МСУ. Органы территориального общественного самоуправления создаются в результате самоорганизации населения, которое проживают в одной из частей муниципального образования (МО).

Однако, функции ТОС могут осуществляться и без создания подобных органов путем непосредственно волеизъявления граждан.

Целью деятельности ТОС выступает принятие ответственности за решение вопросов МСУ, предусмотренных действующих федеральным и региональным законодательством.

Важной особенностью ТОС выступает возможность осуществлять деятельность в рамках отдельной части МО, границы которой в пределах муниципального образования устанавливаются исключительно представительным органом этого территориального образования.

Для принятия легитимных решений по вопросам, отнесенным к уровню местного значения, организуется конференция или собрание граждан, живущих на определенной части МО.

По их итогам либо выбираются органы ТОС, наделенные конкретными правами и функциями, либо принимаются прямые решения о волеизъявлении граждан.

Обязательным условием для осуществления органами территориального общественного самоуправления деятельности выступает разработка и регистрация Устава ТОС.

Процедура этого мероприятия устанавливается и регулируется нормативными документами МО.

Решения учредительной конференции, связанные с образованием ТОС, приобретают законную силу в том случае, если они приняты с участием, как минимум, трети граждан, живущих в границах указанной территории.

Полномочия и функции органов управления ТОС

В пункте 7 ст. 27 №131-ФЗ определяются полномочия, которыми обладают конференции/собрания населения. Они реализуют заложенные Федеральным законом принципы ТОС. В число полномочий входят:

  • определение управленческой и организационной структуры органов ТОС, а также их последующее избрание их участников;
  • принятие, а также внесение корректировок в ранее принятый устав ТОС;
  • постановка задач и целей перед избранными органами ТОС;
  • принятие бюджета, учитывающего доходы и расходы ТОС, необходимые для его эффективного функционирования;
  • контроль правильности исполнения соответствующим образом утвержденного бюджета ТОС;
  • рассмотрение отчетов выборных органов ТОС об исполнении возложенных на них функций, оценка работы и принятие необходимых кадровых решений.
Читайте также:  Статья 18. гарантии независимости адвоката

Конференция/собрание граждан, исходя из положений №131-ФЗ, считается высшим органом ТОС, обладающим наибольшим количеством полномочий. Однако, для более эффективной работы ТОС создаются органы самоуправления, к функциям которых относятся:

  • представление интересов проживающего на территории населения;
  • практическое воплощение решений, которые были приняты на ранее прошедших собраниях;
  • осуществление различных видов хозяйственной деятельности, целью которой выступает более полное удовлетворение нужд граждан, связанных, например, с благоустройством прилегающих к местам их проживания территорий. Для этого могут заключаться договора с органами МСУ и использоваться средства бюджета МО;
  • внесение в органы МСУ проектов муниципальных правовых актов. Их рассмотрение является обязанностью органов местного самоуправления.

Формы и виды

Установленные №131-ФЗ механизмы работы ТОС могут быть реализованы на различных территориях, выступающих частью МО. К ним относятся:

  • подъезд многоэтажного жилого дома и многоквартирный дом в целом;
  • группа подобных жилых построек;
  • жилой микрорайон, расположенный внутри муниципального образования;
  • сельское поселение и другие подобные территории, на которых проживают российские граждане.

Как уже было отмечено выше, ТОС может быть реализовано в двух формах. Первая предусматривает непосредственное волеизъявление населения путем проведения конференции/собрания, а вторая предполагает формирование и выбор органов ТОС.

Важно понимать, что ТОС района или другой территории может функционировать в двух юридическо-правовых формах:

  • без образования юрлица. Для создания подобного территориального общественного самоуправления достаточно пройти процедуру регистрации устава в представительном органе МСУ, наделенном такими полномочиями. В деятельности ТОС может использоваться финансирование, предусмотренное в бюджете МО;
  • с образованием юрлица. Следующая, более сложная стадия ТОС, предусматривающая создание и регистрацию НКО, то есть некоммерческой организации. В подобной ситуации ТОС, как и обычная организация, получает возможность участвовать в различных проектах и привлекать для этого финансовые ресурсы, полученные в виде грантов и из других подобных источников.

Цели создания ТОС

Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

В настоящее время активно функционирует Общенациональная ассоциация ТОС, официальный сайт которой размещается на http://oatos.ru/. Решение о ее создании было принято 29.01.2016 года в Москве при проведении конференции, в работе которой приняло участие представители из 67 регионов России, а также два ранее созданных юридических лица: Общероссийский Конгресс МО и Всероссийский совет МСУ. Указанный сайт ТОС содержит исчерпывающую информацию о деятельности Ассоциации, реализуемых ею проектах, участниках и нормативно-правовой базе деятельности подобного объединения.

Пошаговая инструкция по созданию ТОС

Грамотный ответ на вопрос, как создать ТОС, зависит от особенностей регионального законодательства, разработанного и принятого в каждом конкретном субъекте РФ.

Однако, общие принципы реализации территориального общественного самоуправления и формирования его органов являются достаточно близкими для всей территории страны.

Они предусматривают последовательное выполнение нескольких этапов.

Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы

Первым этапом описываемой процедуры выступает формирование ИГ. Минимальное количество ее участников равняется 3-м, причем все они должны проживать на данной территории и достичь возраста в 16 лет. Для создания группы проводится собрание, по результатам которого оформляется протокол. В нем отражаются основные пункты повестки, среди которых:

  • избрание председателя собрания, а также секретаря, ведущего протокол;
  • создание инициативной группы для организации мероприятий, целью которых выступает образование ТОС;
  • разработка предложений, касающихся основных принципов последующей деятельности ТОС, включая наименование, границы, устав, наличие органов управления ТОС, кандидатур на включение в их состав и т.д.

Протокол конференции/собрания с указанием решения по каждому пункту повестки становится стартовым документом, необходимым для создания ТОС.

Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции

Как было отмечено выше, полномочия по определению границ ТОС находятся в ведении органов МСУ. Поэтому участникам ИГ необходимо подать соответствующее заявление в муниципальный представительный орган.

На принятие им решения действующим законодательством отводится срок, равный 30 дням.

После получения официальных документов об установлении границ ТОС можно приступать к дальнейшим действиям, главным из которых выступает проведение собрания ТОС.

Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции

Граждане, проживающие внутри установленных границ ТОС, должны быть извещены о дате проведения учредительной конференции или собрания, как минимум, за 15 суток до его начала.

Оповещение жителей может осуществляться при помощи объявлений в местных СМИ, размещения информации о собрании на различных информационных стендах, в общественных местах, а также поквартирный или подомовой обход населения участниками ИГ или активистами ТОС.

Рекомендуется довести информацию о созыве конференции или собрания ТОС до муниципальной власти, включая администрацию МО и представительный орган МСУ. Для этого по указанным адресам требуется отправить письмо, содержащее необходимые сведения. Лучше всего, чтобы оно было заказным.

Шаг №4. Проведение собрания/конференции

Непосредственной организаций и проведением конференции/собрания занимается созданная ранее инициативная группа. Важным требованием к мероприятию, предусмотренным законодательством, выступает его открытый характер.

Возможность принять участие в нем предоставляется представителям МСУ, органов госвласти, СМИ и т.д. Однако, они не могут вмешиваться в ход мероприятия, а также не имеют права голоса, которым обладают исключительно граждане, проживающие в границах указанной территории.

При этом они должно исполниться, как минимум, 16 лет.

Проведенная таким образом конференция/собрание становится легитимной в том случае, если в ней принимали участие не меньше трети граждан территориального общественного самоуправления. По итогам мероприятия должен быть оформлен протокол, включающий полный список принятых в его ходе решений. В их число обычно входят:

  • избрание руководителя (председателя) конференции/собрания;
  • избрание секретаря мероприятия, функцией которого становится ведение протокола;
  • принятие решения о создании ТОС с указанием его названия;
  • принятие основного документа ТОС – устава;
  • выработка формулировки целей и задач, стоящих перед ТОС, а также приоритетных направлений деятельности;
  • избрание органов ТОС, в том числе руководителя;
  • избрание ревизионной комиссии или другого контролирующего органа ТОС.

Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ

Следующей стадией создания ТОС выступает официальная регистрация его устава в администрации МО. Для этого руководитель ТОС или назначенное им лицо предоставляет в уполномоченный орган МСУ такой набор документов:

  1. Заявление с просьбой произвести регистрацию ТОС и его учредительного документа в виде устава.
  2. Решение представительного органа МСУ об установлении границ территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.
  3. Протокол о создании ТОС, которое оформлено решением собрания/конференции граждан, проживающих в пределах, определенных предыдущим представленным документов границ.
  4. Устав ТОС, который предоставляется в 2-х экземплярах, прошитых и пронумерованных в соответствии с правилами оформления подобных документов.
  5. Регистрационный лист участников конференции/собрания граждан. В документе обязательно указывается адрес их проживания, а также дата рождения.
  6. Список участников ИГ, в котором в обязательном порядке приводятся адреса их проживания и телефоны для возможных контактов.
Читайте также:  Статья 5. гарантии нотариальной деятельности

Максимальная продолжительность процедуры регистрации устава ТОС составляет не 30 дней. Хотя на практике решение нередко принимается до срока, официально установленного действующей в стране нормативно-правовой базой.

Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте

После официальной регистрации устава ТОС требуется пройти еще одну регистрационную процедуру, которая осуществляется в региональном управлении Федерального органа власти в лице Минюста. Для этого от уполномоченных представителей территориального общественного самоуправления в соответствующее подразделение министерства подается:

  1. Заявление, составленное по форме, размещенной на официальных сайтах региональных подразделений Минюста.
  2. Устав ТОС, зарегистрированный в органах МСУ. Предоставляется в 3-х экземплярах.
  3. Протокол конференции/собрания граждан, на котором было принято решение о создании ТОС. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Шаг №7. Завершающая стадия

На завершающем этапе создания ТОС изготавливается его печать, при необходимости подается заявление в ИФНС о переходе на УСН, то есть упрощенную форму налогообложения, а также подаются документы о созданном ТОС в органы Росстата. Естественно, для нормального функционирования юридического лица требуется открытие расчетного счета в одном из банковских учреждений и заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание.

Методические рекомендации «что такое ТОС?»

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ТОС является формой прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

  • ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОС?
  • ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
  • Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС. 
  • Почему именно ТОС?  Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
  • — это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;

— создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (соседской общины) — не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции.

Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами.

Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;

— ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;

— деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.

  1. К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:
  2. — обустройство и благоустройство места проживания — создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;
  3. — создание и содержание инфраструктуры — ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
  4. — сохранение культурно-исторического наследия своей территории — создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;
  5. — экологическая безопасность и охрана окружающей среды — ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.

Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).

Еще одной важной возможностью является внесение предложений по развитию своей территории в органы местного самоуправления и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

  1. ТОС без образования юридического лица:
  • Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.
  • Расчетного счета нет.
  • Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.
  1. ТОС в качестве юридического лица:
  1. Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме — некоммерческая организация (НКО).
  2. Наличие расчетного счета в банке.
  3. Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
  4. Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
  5. Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.
  6. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС

ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением.

Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом (совет депутатов поселения, дума) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.

Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих условий:

  • границы ТОС не могут выходить за границы территории поселения или совпадать с ней;
  • в границах одной территории не может быть создано более одного ТОС;
  • территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей — неразрывность территории).

Изменение границ территории ТОС может осуществляться в результате:

  • изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
  • объединения двух и более ТОС;
  • разделения ТОС.

Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между собой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численностью не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.

Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конференции граждан отделяемой территории.  На этом собрании, конференции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ТОС

Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в котором должно принять не менее 100 человек (одна треть).

Если численность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов.

Территориальное общественное самоуправление

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в соответствии с ч.1 ст.27 Федерального закона от 06.10.

Читайте также:  Статья 2. основные принципы создания и функционирования кооператива

2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

  • Зачем нужен ТОС?
  • ТОС является эффективным инструментом для улучшения качества жизни людей на территории проживания.
  • Благодаря деятельности ТОС муниципальные образования получают развитие, укрепляются важнейшие элементы гражданского общества, выявляются и используются внутренние резервы территории, повышается активность населения.
  • Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • многоквартирный жилой дом;
  • группа жилых домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
  • иные территории проживания граждан.

ТОС вправе осуществлять следующую деятельность:

  1. организовывать участие населения в работе по обеспечению сохранности жилого фонда, благоустройству и озеленению территории;

  2. совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществлять меры по социальной защите жителей территории;

  3. разрабатывать и принимать программы развития своей территории, вносить в установленном порядке предложения в планы и программы муниципального образования;

  4. принимать участие совместно с уполномоченными на это органами в осуществлении контроля за соблюдением норм и правил по землепользованию, в сфере строительства, торговли, общественного питания, бытового и иного обслуживания населения, иным вопросам, имеющим значение для территории общественного самоуправления;

  5. вносить предложения об улучшении работы общественного пассажирского транспорта;

  6. принимать меры по организации досуга населения, проведению культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства, развитию народного творчества;

  7. направлять в органы местного самоуправления обращения по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории;

  8. проводить на своей территории исследования общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения территории;

  9. содействовать развитию дошкольного воспитания, внешкольной образовательной деятельности и работе клубов по месту жительства;

  10. выступать с правотворческой инициативой, подлежащей обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в установленном порядке;

  11. выступать с инициативой о проведении публичных слушаний;

  12. вести в установленном порядке хозяйственную или иную деятельность, направленную на социально-экономическое развитие и бытовое обслуживание населения в соответствии с целями, предусмотренными уставом территориального общественного самоуправления;

  13. привлекать на добровольной основе средства жителей для развития социальной инфраструктуры территории;

  14. осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывоза мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.10.

2003 №131-ФЗ территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Регистрация ТОС в форме некоммерческой организации позволяет принимать участие в различных конкурсах и получать гранты на развитие своей территории, получать государственные субсидии.

Кроме того, зарегистрированный ТОС может получать муниципальные заказы на благоустройство, самостоятельно определять исполнителя работ на своей территории.

Зарегистрированный ТОС имеет право аккумулировать финансовые средства и направлять их на реализацию своих мероприятий, а также иметь в собственности имущество.

Органы местного самоуправления имеют право передать зарегистрированным органам ТОС для осуществления отдельные муниципальные полномочия.

На территории Ростовской области первые органы территориального общественного самоуправления стали формироваться еще в начале 90-х годов. Так, в городах Ростове-на-Дону, Батайске и Таганроге, Неклиновском и Белокалитвинском районах, начиная с 1991 года, начали формироваться уличные комитеты.

Как создать ТОС :

Территориальное общественное самоуправление  – важнейшая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Важно знать!Правовое регулирование:

  • Статья 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Устав муниципального образования город Краснодар;
  • Решение Городской Думы Краснодара от 26 января 2006 года N 6 п.2 «Положение о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании город Краснодар».
  • Территориальное общественное самоуправление (далее ТОС)  – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования город Краснодар.
  • Цель ТОС:самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения.
  • Территория, на которой может осуществляться ТОС:
  • подъезд многоквартирного дома
  • многоквартирный жилой дом
  • группы жилых домов
  • жилой микрорайон
  • иные территории проживания граждан.

Формы осуществления ТОС:

  • непосредственно населением (посредством проведения собраний, конференций граж-дан)
  • посредством создания органов ТОС.

Органы ТОС:избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующих территориях.ТОС считается учреждённым с момента регистрации Устава ТОС.

  1. В Уставе ТОС устанавливаются:Территория на которой оно осуществляется;Цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;Порядок принятия решений;Порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
  2. Порядок прекращения осуществления ТОС.

Что нужно делать?• Собрать инициативную группу.• Разработать проект Устава ТОС.• Разработать проекты плана работы, сметы доходов и расходов.• Организовать проведения собрания граждан (если большая территория  – конференции граждан).• Принять Устав ТОС.• Избрать органы ТОС.• Принять план работы, смету доходов и расходов.

  • • Зарегистрировать устав в органах МСУ.
  • Как создать территориальное общественное самоуправление (ТОС)?

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования город Краснодар и решением Городской Думы Краснодара.

ЭТАП 1. Создание инициативной группы и проведение предварительных организационных мероприятий

Для создания ТОС необходимо образовать инициативную группу из числа граждан, проживающих на соответствующей территории и достигших 16-летнеговозраста. (Количество членов инициативной группы регламентировано и определяется инициативными гражданами самостоятельно, но не менее 3-х)

Инициативная группа избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря инициативной группы. Также предварительно нужно разработать проект Устава ТОС, определить его наименование.

В соответствии с ч. 9, 10 ст.27 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в Уставе ТОС устанавливаются:1) территория, на которой оно осуществляется;2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;4) порядок принятия решений;5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

  1. 6) порядок прекращения осуществления ТОС.
  2. Дополнительные требования к уставу ТОС органами местного самоуправления устанавливаться не могутКроме того, инициативной группе необходимо определить предполагаемые границы территории, на которой будет осуществляться деятельность ТОС, и получить одобрение у жителей соответствующей территории

Деятельность инициативной группы оформляется протоколом. На предварительном собрании инициативной группы могут быть дополнительно рассмотрены и другие вопросы, связанные с организационными мероприятиями.

ЭТАП 2. Установление границ ТОС

После проведения предварительных организационных мероприятий по определению предполагаемых границ территории ТОС, необходимо подать заявление об установлении границ ТОС в администрацию муниципального образования. К заявлению прикладываются подписные листы и описание границ данной территории, на которой предполагается осуществление ТОС.

Администрация муниципального образования город Краснодар, получившая соответствующее заявление, рассматривает документы, готовит заключение о возможности установления границ ТОС, разрабатывает и направляет проект решения в Городскую Думу Краснодара с описанием границ создаваемого ТОС.Городская Дума Краснодара на очередном заседании рассматривает и утверждает вышеназванный проект решения.

  • ЭТАП 3. Организация и проведение учредительного собрания (конференции) жителей-участников ТОС
  • После утверждения границ решением Городской Думы Краснодара инициативная группа проводит учредительное собрание (конференцию), которое оформляется протоколом учредительного собрания (конференции).
  • Что делать?
  • Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС – это когда в нём принимают участие жители соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста.

1. Оповестить жителей о проведении собрания.Способы оповещения:— путём размещения (вывешивания) в общедоступных местах объявления;

  1. — поимённое оповещение  – доведение указанной информации до сведения каждого жителя соответствующей территории.
  2. В объявлении обязательно должна содержаться следующая информация:— дата, время, место проведения собрания;— повестка дня;
  3. — адрес, где можно ознакомиться с проектом Устава ТОС и иными документами.

2. В случае поступления от жителей, проживающих на соответствующей территории, предложений и замечаний к Уставу ТОС внести данный вопрос на повестку дня учредительного собрания.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС  – это когда в ней принимают участие избранные делегаты, представляющие жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

1. Определить количество делегатов конференции в соответствии с нормами представительства.

2. Оповестить жителей о проведении собраний по выборам делегатов (желательно не позднее 14 дней до дня проведения учредительной конференции).

Собрания по выборам делегатов могут быть в двух формах:1. очная 

Ссылка на основную публикацию