Статья 13. Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации

(Курашвили А. Ю.) («Российский юридический журнал», 2010, N 6)

ПОЛНОМОЧИЯ И СТАДИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

А. Ю. КУРАШВИЛИ

Курашвили Автандил Юрьевич, кандидат юридических наук, юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «МАКСИДОМ» (Санкт-Петербург).

Выделяются теоретические и практические стадии заключения международных договоров. Автор рассмотрел проблему выдачи полномочий на заключение международных договоров. Также проведен сравнительный анализ российских норм и правил, закрепленных в Венской конвенции о праве международных договоров.

Ключевые слова: Венская конвенция, стадии заключения договоров, полномочия, международные договоры.

Full powers and the stages of international treaties’ conclusion A. Yu. Kurashvili

Article is devoted to theoretical and practical definition of stages of international treaties conclusion. The author also considers the problem of full powers delegation for the conclusion of international treaties. The comparative analysis of the Russian norms and the rules of the Vienna Convention on the Law of Treaties is carried out.

Key words: Vienna Convention, stages of the treaties conclusion, full powers, international treaties.

Процедура заключения международных договоров — важнейшая часть международного сотрудничества государств. Именно в ходе подготовки проекта договора и согласования позиций сторон определяются и точно фиксируются взаимные права и обязанности участников.

На этом этапе идет трудная, часто долгая работа по выработке и согласованию формулировок, которые бы устроили всех участников договора и в то же время не лишили бы будущий договор его целей. Не случайно и в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

, и в законодательствах государств механизму заключения международных договоров отводится значительное место. Однако при этом смысл понятия «заключение международного договора» при всей его кажущейся определенности на самом деле оказывается не столь ясным.

——————————— Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 1.

В Венской конвенции этой проблематике уделяется особое внимание. Нормы ч. II «Заключение и вступление договоров в силу» объемны по содержанию и имеют долгую историю принятия. К сожалению, Конвенция в ст.

2 «Употребление терминов» специально не определила, что собой представляет заключение международного договора. Комиссия международного права до начала конференции подготовила основные определения, которые могли бы использоваться в разрабатываемой конвенции.

Однако между участниками уже на самой конференции по кодификации права международных договоров разгорелась дискуссия относительно используемой терминологии.

Несмотря на то что процесс заключения соглашений состоит из следующих в определенном порядке стадий, их количество и содержание делегации представляли по-разному. Эксперт-консультант Х.

Валдок заметил, что Комиссия международного права пыталась определить используемые в Конвенции термины, но при этом не намеревалась перечислить все необходимые условия для действительности договоров . Было решено не фиксировать в Конвенции те определения, по которым согласие не было достигнуто. ——————————— United Nations Conference on the Law of Treaties. 1st Session. N. Y., 1969. P. 34.

Порядок и последовательность действий при заключении международных договоров вырабатывались на протяжении длительного времени с учетом многообразной практики государств. По сути дела, весь процесс заключения таких соглашений можно разделить на стадии. Отметим, что, несмотря на большой объем статей, ни Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

, ни другие международные документы не устанавливают какую-либо детальную последовательность заключения договоров. Согласно ст. 9 Венской конвенции процедура заключения договора начинается с установления формы принятия текста договора, тем самым обходится вниманием предшествующий этому процесс разработки текста соглашения.

Последующие статьи посвящены установлению аутентичности текста договора, различным способам и формам выражения государствами согласия на обязательность международного договора. Выработка объективной и единой дефиниции «заключение международного договора» — одна из важнейших задач в науке международного права.

Заключение договора представляет собой процесс по созданию, согласованию, вступлению в силу договорных норм. Терминология, закрепленная в Законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Закон N 101-ФЗ), на наш взгляд, не совсем точно характеризует определение «заключение». В п. «г» ст.

2 сказано, что заключение — это «выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора». Таким образом, сама процедура, порой весьма длительная, заменена всего лишь одним действием — выражением согласия на обязательность.

Если же мы обратимся к м Закона о международных договорах, то обнаружим, что отдельные авторы одобряют такого рода определение. Столь неоднозначная дефиниция представлена как «юридически более точное понятие» , которое в полном объеме характеризует все стороны данного явления. Однако в комментарии, подготовленном Н. А.

Агешкиной, отмечено определенное противоречие между разд. I и II Закона N 101-ФЗ, так как «процедура заключения международных договоров подразумевает прохождение именно ряда последовательных стадий. От вынесения рекомендаций и предложений о заключении договора до придания ему обязательной юридической силы» . ——————————— СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» / Под ред. В. П. Звекова, Б. И. Осминина. М., 1996. С. 11. Агешкина Н. А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // ИПС «Гарант».

По нашему мнению, под заключением международного договора следует понимать предпринимаемый соответствующими субъектами порядок действий, необходимый для формирования договорных международно-правовых норм.

Такие действия включают в себя работу по выдвижению договорной инициативы, разработке текста, его принятию, установлению аутентичности, выражению согласия на обязательность, вступлению в силу и т. п.

Стоит отметить, что в научной литературе нет единства мнений относительно перечня стадий заключения международных договоров даже среди ведущих отечественных экспертов по данному вопросу. Так, в главе «Право международных договоров» учебника 1974 г. известные специалисты по договорному праву И. И. Лукашук и А. Н.

Талалаев писали: «Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадий.

К ним относятся: согласование отдельных постановлений договора, принятие текста договора, установление аутентичности текста, выражение согласия государства на обязательность для него договора (подписание договора, ратификация, присоединение, утверждение, принятие, обмен документами, образующими договор, и др.)» . Как видим, авторы называли четыре стадии.

Позже И. И. Лукашук выделял уже только три стадии: принятие текста, установление аутентичности текста, согласие на обязательность договора , а А. Н.

Талалаев указывал две: согласование текста договора и выражение согласия сторон на обязательность договора, которые, в свою очередь, могут представлять собой подписание, парафирование, ратификацию, утверждение, присоединение и др. . В объемной монографии, посвященной праву международных договоров, И. И.

Лукашук выделял процесс подготовки, принятия и вступления в силу договора . Однако далее по тексту вновь появляется четвертая стадия — установление аутентичности . В учебнике, подготовленном коллективом ученых МГИМО (У), говорится о трех стадиях: подготовке и принятии текста договора, установлении аутентичности текстов договора и выражении согласия договаривающихся сторон на обязательность договора . ——————————— Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1974. С. 192 — 193. Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4. С. 25; Лукашук И. И. Международное право. Часть особенная. М., 1997. С. 64 — 65. Международное право / Ред. кол. Л. Н. Шестаков и др. М., 1999. С. 155. Лукашук И. И. Современное право международных договоров. М., 2004. Т. 1. С. 363. Там же. С. 392. Международное право / Отв. ред. Ю. Н. Колосов, Э. И. Кривчикова. М., 2000. С. 181 — 182.

Зарубежная научная мысль весьма широко подходит к пониманию процесса заключения международных договоров. Американские специалисты исходят из того, что переговоры, подписание, ратификация и прекращение обязательств — основные стадии договорного процесса.

Подписанием стороны выказывают то, что текст аутентичен и отражает волеизъявление сторон . По сути дела, стадии принятия текста и установления его аутентичности включаются в более широкое понятие «подписание». ——————————— Trice J., Hayes P. Treaties Topic Paper // URL: http:// debate. uvm. edu/ treaties. html. Par. 2.

В соответствии с законодательством Республики Польша заключение международных договоров включает в себя: начало и проведение переговоров, принятие текста, выражение согласия на обязательность и подписание .

Однако при трактовке данного положения совместно с другими нормами закона и сложившейся практикой авторы выделяют до 13 стадий заключения международных соглашений . ——————————— O umowach miedzynarodowych: Ustawa z 14.04.2000 // Dziennik Urzedowy. 2000. N 39. Poz. 443. P. 2. Art. 2. Banaszkiewicz A.

Przepisy proceduralne dotyczace zawierania umyw miedzynarodowych // URL: http:// www. ism. uni. wroc. pl/ publikacje/ procedura %20zawierania %20umow %20miedzynarodowych. pdf.

Из всех постсоветских государств Закон Украины наиболее полно (хотя и недостаточно) отразил стадии заключения международных договоров: подготовка текста, принятие текста, установление аутентичности, подписание договора и дача согласия на обязательность .

Читайте также:  Статья 32. Прокурорский надзор

При этом украинские авторы в научных трудах выделяют не менее 11 стадий . ——————————— Про мiжнароднi договори Украiни: Закон Украiни 29.06.2004. N 1906-IV // Вiдомостi Верховноi Ради. 2004. N 50. Ст. 2. Баймуратов М. А. Международное право: Учеб. Харьков, 2000. С.

184 — 186.

Развитие права международных договоров требует системного толкования определенных правовых норм. Выделение стадий заключения международных договоров может иметь не только научную, но и практическую ценность. К сожалению, неопределенность стадий отражается на составлении текстов международных соглашений. Например, в подп. «i» п. 4 ст.

30 Конвенции о ядерной безопасности 1994 г. читаем: «Настоящая Конвенция открыта для подписания или присоединения организаций региональной интеграции или иного характера при условии, что… обладает компетенцией в отношении ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений по вопросам, охватываемым настоящей Конвенцией».

В Международном соглашении по сахару 1992 г. зафиксировано, что «любая ссылка в настоящем Соглашении на «правительство» или «правительства» рассматривается как включающая ссылку на Европейское экономическое сообщество и на любую другую межправительственную организацию, имеющую полномочия в отношении ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений».

——————————— Бюл. междунар. договоров. 2007. N 9. Там же. 2004. N 1. Ст. 5.

Как видно из цитируемых формулировок, стадия ведения переговоров выведена за рамки процедуры заключения международных договоров, что не соответствует букве и духу Венской конвенции 1969 г.

, так как участники Венской конференции по кодификации считали переговоры именно стадией процедуры заключения международных договоров . Налицо также противоречие российскому законодательству.

——————————— United Nations Conference on the Law of Treaties. 1st Session. P. 75, 79, 104.

Какие требования к проведению переговоров следует учитывать перед заключением договора — НалогОбзор.Инфо

С 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ появилась статья 434.1 «Переговоры о заключении договора» (п. 79 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»).

Оставляя неизменным общий порядок заключения договора, законодатель:

  • установил требования к проведению переговоров и
  • ввел так называемую преддоговорную ответственность.
  • Новые нормы носят общий характер и применяются при заключении любого гражданско-правового договора.
  • Их цель – защита добросовестных участников имущественного оборота от безответственных действий их потенциальных контрагентов по договорам.
  • Новая статья Гражданского кодекса РФ закрепила следующие принципы ведения переговоров:
  • граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ);
  • стороны самостоятельно несут расходы, связанные с проведением переговоров (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ);
  • стороны не отвечают за то, что соглашение не достигнуто (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ);
  • стороны обязаны действовать добросовестно (п. 2 ст. 434.1 ГК РФ);
  • сторона, получившая конфиденциальную информацию, обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей (п. 4 ст. 434.1 ГК РФ);
  • стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров (п. 5 ст. 434.1 ГК РФ).

1. Граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора

Закрепив данный принцип (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ), законодатель существенно дополнил базовый принцип свободы договора, отраженный в статье 421 Гражданского кодекса РФ.

Такой же принцип закреплен в пункте 1 статьи 2.15 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА (далее – Принципы УНИДРУА): «Сторона свободна проводить переговоры…».

Свобода в проведении переговоров означает, что участники гражданских правоотношений могут:

  • свободно вести переговоры с неограниченным кругом потенциальных клиентов на предмет заключения договора и
  • предлагать более подходящие для них условия заключения договора.

В то же время данные правила являются диспозитивными – пункт 1 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ содержит оговорку «если иное не предусмотрено законом или договором».

2. Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с проведением переговоров

Сторона вступает в переговоры для того, чтобы получить прибыть в результате заключения договора. Она несет издержки, зная, что ценность исполнения их покроет.

Однако правило о самостоятельном несении расходов также является диспозитивным – иное может быть предусмотрено «законом или договором» (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ).

3. Стороны не отвечают за то, что соглашение не достигнуто

Законодатель закрепил этот принцип в пункте 1 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ.

Идентичное правило закреплено и в пункте 1 статьи 2.15 Принципов УНИДРУА: «Сторона… не несет ответственности за то, что соглашение не достигнуто».

Отсутствие такой ответственности вполне логично. Переговоры – это процесс согласовательный, он не обязательно должен повлечь заключение договора. Действия сторон на этом этапе нельзя отождествлять с действиями по заключению и исполнению договоров.

Факт вступления в переговоры не заменяет оферту, предварительный договор или опцион на заключение договора и поэтому не обязывает сторону к совершению сделки. Также начало переговоров не ограничивает сторону в ее праве предпочесть другого контрагента.

Введение стандарта добросовестного поведения в рамках преддоговорного процесса также не создает обязанности заключить договор.

Поэтому до тех пор, пока сторона не связана обязанностью вести переговоры и (или) заключить договор в силу соглашения или закона, она вправе в любой момент прервать переговорный процесс без объяснения причин.

На это указал и Пленум Верховного суда РФ в абзаце 2 пункта 19 постановления от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление № 7): «…само по себе прекращение переговоров без указания мотивов отказа не свидетельствует о недобросовестности соответствующей стороны».

Обоснование: По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается, пока не доказано иное (п. 5 ст. 10 ГК РФ). При этом граждане и юридические лица свободны в заключении договора и в проведении переговоров о его заключении. Как правило, их нельзя понудить к его заключению (п. 1 ст. 421 и п. 1 ст. 434.1 ГК РФ).

4. Стороны обязаны действовать добросовестно

Указанный принцип (п. 2 ст. 434.1 ГК РФ) действует одновременно с принципом свободы проведения переговоров и ставит его в определенные рамки. Это нужно для того, чтобы действия недобросовестных лиц не нанесли серьезный вред участникам делового оборота.

Стоит отметить, что Гражданский кодекс РФ содержал указание на действие принципа добросовестности, в том числе на стадии ведения переговоров, еще до вступления в силу статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ.

Обоснование: Гражданский кодекс РФ в пункте 3 статьи 1 содержит соответствующее требование к участникам гражданских правоотношений – они должны действовать добросовестно не только при осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, но и при их установлении. То есть еще на стадии приобретения гражданских прав, а значит, и на стадии ведения переговоров о заключении договоров.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

Кроме того, принцип добросовестности с 1 июня 2015 года также отражен в статье 307 Гражданского кодекса РФ. В силу ее пункта 3 при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать:

  • учитывая права и законные интересы друг друга,
  • взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также
  • предоставляя друг другу необходимую информацию.

Однако пункт 2 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ конкретизировал, что именно понимается под добросовестностью при ведении переговоров.

Принцип добросовестности распространен на все стадии переговорного процесса. Стороны должны им руководствоваться:

  • при вступлении в переговоры о заключении договора,

Под недобросовестными действиями при ведении переговоров понимается, в частности, вступление в переговоры или их продолжение «при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной».

Это положение полностью соответствует пункту 3 статьи 2.15 Принципов УНИДРУА: «Недобросовестным, в частности, является вступление стороной в переговоры или их продолжение при отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной».

Для чего стороне вести переговоры без цели заключения договора? Например, для того чтобы:

  • отвлечь конкретного участника гражданского оборота от заключения договора со своим конкурентом,
  • получить важную для бизнеса информацию или
  • подчеркнуть свою коммерческую привлекательность в глазах других контрагентов.
  1. Свидетельствует ли ведение параллельных переговоров с третьими лицами о том, что у стороны отсутствует намерение заключить договор с одним из потенциальных контрагентов?
  2. Нет, само по себе это не свидетельствует об отсутствии намерения заключить договор с одним из потенциальных контрагентов и не влечет ответственности.
  3. Иное возможно только в случае, если ведущая параллельные переговоры сторона приняла на себя обязательство по обеспечению эксклюзивности переговоров с определенным контрагентом.
Читайте также:  Статья 46 АПК РФ. Участие в деле нескольких истцов или ответчиков (действующая редакция)

В то же время в пункте 2 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ законодатель указал действия, которые при проведении переговоров предполагаются недобросовестными (абз. 3 п. 19 Постановления № 7). В частности, это такие действия, когда одна сторона:

  • предоставляет другой стороне неполную или недостоверную информацию (в т. ч. умалчивает об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны);
  • внезапно и неоправданно прекращает переговоры о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.

Однако перечисленные законодателем примеры не охватывают всего многообразия действий, которые могут быть признаны недобросовестными.

Примеры действий стороны переговорного процесса, которые могут быть признаны недобросовестными

1. Преднамеренное затягивание переговоров.

2. Предложение и отстаивание:

  • заведомо неприемлемых условий сделки для контрагента по переговорам,
  • абсурдных (неразумных, «неприличных») условий или
  • условий, не соответствующих действующему законодательству.

3. Отказ от всех условий, предлагаемых другой стороной.

4. Явка на переговоры представителя стороны, у которого нет полномочий на их ведение.

5. Требование исполнения по еще не заключенному договору.

  • Кроме того, к недобросовестному ведению переговоров можно отнести и бездействие стороны (например, неявка стороны на переговоры, игнорирование сообщений другой стороны, неисполнение обязанности по раскрытию информации).
  • Все перечисленные примеры недобросовестного поведения характеризуются тем, что недобросовестная сторона:
  • осознает вредоносность своих действий и
  • намеренно действует вразрез с обоснованными ожиданиями потенциального контрагента.

Внимание! Сторонам необходимо фиксировать все детали переговорного процесса. В противном случае доказать недобросовестность контрагента будет весьма затруднительно.

  1. Вступая в переговоры, сторонам необходимо помнить о сложностях, которые могут возникнуть, если контрагент окажется недобросовестным.
  2. Чтобы привлечь такого участника к преддоговорной ответственности, необходимо будет представить достаточные доказательства того, что основания для такой ответственности действительно существуют, а не являются неподтвержденными домыслами.
  3. Для этого необходимо максимальным образом без нарушения действующего законодательства фиксировать все существенные факты и обстоятельства:
  • были ли организованы переговоры,
  • будут ли на них присутствовать лица, уполномоченные вести переговоры,
  • кто являлся инициатором встречи,
  • как проводились переговоры: личная встреча и место ее проведения, телефонный звонок, электронная переписка,
  • и много других существенных фактов.

Также необходимо детально зафиксировать последовательность ведения переговоров и подробное содержание деталей переговоров на каждом из этапов.

Если контрагент откажется от фиксации процесса переговоров, то это не будет являться недобросовестным действием. В то же время продолжение переговоров, несмотря на такой отказ, может лишить сторону права ссылаться на их результаты.

Совет: Сторонам переговорного процесса стоит вести протоколы по ходу ведения переговоров (протоколы встречи). Они выполняют несколько функций:

  • организуют и систематизируют сам процесс переговоров;
  • служат доказательством добросовестного поведения стороны в ходе проведения переговоров.

В случае если одна из сторон предъявит другой обвинения в недобросовестном ведении переговоров, протокол будет прекрасным доказательством добросовестности контрагента.

Как правило, ведением и оформлением таких протоколов занимается принимающая сторона. Он составляется в количестве экземпляров по числу участвующих сторон, подписывается стороной, которая вела протокол, и направляется остальным сторонам.

5. Сторона обязана не раскрывать и не использовать полученную конфиденциальную информацию

Так, сторона, получившая конфиденциальную информацию, обязана не раскрывать ее и не использовать ненадлежащим образом для своих целей (п. 4 ст. 434.1 ГК РФ).

  • Здесь речь идет об информации, полученной в ходе переговоров о заключении договора, если она идентифицирована как конфиденциальная.
  • Обязанность не раскрывать информацию и не использовать ее не зависит от того, будет ли заключен договор.
  • При ее нарушении виновная сторона должна возместить другой стороне убытки, которые возникнут в результате раскрытия конфиденциальной информации или ее использования для своих целей.

Данное правило также соответствует Принципам УНИДРУА (см. ст. 2.16) и фактически легализует распространенные в деловой практике соглашения о конфиденциальности.

6. Стороны могут заключить соглашение о порядке ведения переговоров

Такие соглашения уже давно известны крупному бизнесу. Для чего они нужны?

Законодатель в пункте 5 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ указал, что стороны с помощью такого соглашения могут:

  • конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров;

Кроме того, особо отмечено, что «соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений». Например, ее можно установить на случай неявки на переговоры, непредставления каких-либо документов либо (что не менее актуально) разглашения конфиденциальной информации.

На практике в таких соглашениях, кроме перечисленных выше условий, как правило, определяют место, сроки проведения переговоров. Кроме того, стороны своим соглашением могут предусмотреть и определенные меры обеспечения (например, независимую гарантию на случай разглашения конфиденциальной информации или использования ее в личных целях).

В то же время законодатель указал, что стороны не могут включить в соглашение о порядке ведения переговоров условия, которые будут ограничивать ответственность сторон соглашения за недобросовестные действия. Такие условия являются ничтожными (абз. 2 п. 5 ст. 434.1 ГК РФ).

Важно отличать соглашение о порядке ведения переговоров от предварительного договора. Если второй направлен на заключение договора и предоставляет сторонам право понудить друг друга к этому (ст. 429 ГК РФ), то первый регулирует лишь отношения на стадии переговоров и предоставляет право требовать их добросовестного ведения, но никак не заключения договора.

Ответы на экзаменационные билеты

Полномочия в переговорном процессе, их виды и значение

Подробности Категория: Ведение переговоров

Выступать от имени государства при разработке текста договора, подписании договора и т.п. может лишь лицо, наделенное для этого необходимыми полномочиями.

Полномочия — это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Порядок выдачи полномочий определяется внутренним правом и практикой государства. В одних странах этот порядок довольно либерален, в других — строго централизован. В США, например, этот порядок детально регламентируется нормативными актами госдепартамента, в частности, до аутентификации текст договора подлежит обязательному представлению в госдепартамент для одобрения, за исключением случаев, когда иное специально не разрешено без полномочий считаются представляющими свое государство главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации).

На конференциях, сессиях международных организаций обычно создается комитет по проверке полномочий. При этом представители государств сдают свои полномочия главному административному лицу организации (генеральному секретарю, генеральному директору и т. п. ).

Доклад комитета по проверке полномочий обычно стоит одним из первых пунктов в повестке дня, и конференция принимает или отвергает полномочия тех или иных участников.

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний — сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Если правительство решает назначить нескольких уполномоченных, оно может либо наделить полномочиями каждого из них, либо перечислить фамилии их всех в едином документе, который уполномочивает их совместно.

Если для подписания того или иного документа ратификация не требуется, обычно считается, что главы дипломатических представительств, при условии, что они возглавляют делегацию, имеют право на подписание, так как они уже имеют полномочия, но это только в случае, если в самом международном соглашении не предусматривается, что требуется особое свидетельство о полномочиях. Кроме того, в этом отношении бывают различные варианты в зависимости от времени и места, и в работах но дипломатии приводится много разнообразных примеров.

Если в полномочиях и в тексте данного договора отсутствует пункт, предусматривающий ратификацию или какое-либо другое одобрение, что случается редко, подпись уполномоченного может окончательно связать обязательствами его государство. Однако если оговорка о ратификации имеется в одном из упомянутых документов, подпись уполномоченного обычно рассматривается, в сущности, как поставленная на основе ad referendum.

Может случиться так, что ко времени подписания договора уполномоченные еще не получили полномочия. В таком случае обычно считается, что они могут быть заменены нотой дипломатического представительства соответствующей страны или телеграммой министерства иностранных дел с указанием, что необходимые документы находятся в стадии подготовки и будут препровождены в ближайшем будущем.

Читайте также:  Статья 33. Размеры пособия по безработице

Во всех дипломатических работах указывается на противоречие,  присущее  традиционному термину «полномочия».

С одной стороны, глава государства наделяет своего представителя на переговорах всеми полномочиями на участие в переговорах от имени данного государства и официально дает обещание выполнять то, что подписал его уполномоченный; однако в следующем же предложении он четко резервирует за собой право на ратификацию. Это очевидное противоречие должно быть решено путем выработки какой-нибудь новой формулы.

Полномочия бывают двух типов:

1. Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.

2. Штабные полномочия— это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

Из содержащегося в Венских конвенциях определения полномочий видно, что они могут быть разного уровня — от полномочий лишь на принятие текста до полномочий на окончательное принятие договора.

Закон о международных договорах РФ содержит следующее определение полномочий, соответствующее Венским конвенциям: «Полномочия» означают документ, который исходит от компетентного органа Российской Федерации и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Российскую Федерацию в целях: ведения переговоров; принятия текста договора или установления его аутентичности; выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее договора; совершения любого другого акта, относящегося к договору» (п. д ст. 2). Нормативными актами государства и его практикой определяется и форма полномочий*(1153). Закон о международных договорах РФ регламентирует и порядок выдачи полномочий на ведение переговоров и подписание договоров (ст. 13). Относящиеся к этому положения соответствуют описанному порядку принятия решений о проведении переговоров и подписании договоров. В отношении договоров, заключаемых от имени РФ, полномочия выдаются Президентом, а если договор посвящен вопросам, относящимся к ведению Правительства, — то Правительством. Полномочия от имени Президента и Правительства оформляются Министерством иностранных дел. В отношении межправительственных договоров полномочия предоставляются Правительством, в отношении договоров межведомственного характера — руководителем соответствующего ведомства.

В России полномочия выдаются Министерством иностранных дел. Они оформляются на специальном бланке, как правило, в следующей форме: «Министерство иностранных дел Российской Федерации настоящим удостоверяет, что Президент Российской Федерации уполномочил….

» Далее указываются фамилия, имя, отчество уполномоченного лица, его должность, а также действия, которые оно уполномочено совершить. Такая же форма используется и при выдаче полномочий от имени Правительства. Полномочия подписываются министром иностранных дел или его заместителем, а также директором правового департамента.

Скрепляются полномочия печатью МИД*(1154). Явное нарушение уполномоченным предоставленных ему полномочий может служить для представляемого государства основанием для непризнания его действий.

В случае если лицо совершает в отношении договора действия, не имея соответствующих полномочий или явно выходя за их пределы, то его действия не будут иметь юридического значения. Придать им такое значение может лишь последующее подтверждение соответствующим государством.

A) оно предъявит соответствующие полномочия; или

В силу пп.с п.1 ст.

2 Венской конвенции о праве международных договоров «полномочия» означают документ, который исходит от компетентного органа государства и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия этого государства на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору

  • b) из практики соответствующих государств или из иных обстоятельств явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для этих целей и не требовать предъявления полномочий.
  • Следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство:
  • a) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел — в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;
  • b) главы дипломатических представительств — в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;
  • c) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов, — в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

В законодательстве РФ полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров устанавливаются ст.13 ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ». Так, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  1. а) в отношениидоговоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента РФ либо от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел РФ;
  2. б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел РФ;
  3. в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации.
  4. То есть, вопрос, какое должностное лицо или какой орган должен представлять государство при под­писании договора, регулируется как международным правом, так и национальным правомв субсидиарном порядке.

Толкование текста договора возможно только на русском языке, так как в соответствии с самим договором и ст.10 Венской конвенции о праве международных договоров[5], аутентичным текстом договора был признан текст на русском языке.

Задача № 3.

В 1990 г. между СССР и США было подписано Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом море, по которому к США отошло около 80 тыс. кв. км морских просторов и шельфа, богатых рыбой, морским зверем, запасами нефти, газа и др. видами минерального сырья.

Соглашение не было ратифицировано ни Президиумом Верховного Совета СССР (по старой Конституции), ни до сих пор Государственной Думой РФ (по новой Конституции 1993 г.). Конгресс США ратифицировал это Соглашение еще в 1991 г.

Считая эти воды своими, США задерживает в них российские рыболовецкие суда и отводит их под конвоем в порты Аляски.

Вопросы:

1. Правомерны ли действия военных кораблей США?

2. Может ли действовать нератифицированный договор?

В соответствии со ст.

11 Венской конвенции о праве международных договоров согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились. Так, п.1 ст.14 Конвенции устанавливает, что согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров[6].

Так, в соответствии со ст.7 Соглашения о линии разграничение морских пространств в Беринговом море «Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. В удостоверение чего представителя Сторон, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящее Соглашение».

Также в соответствии с национальным законодательством РФ ратификации подлежат международные договоры РФ о территориальном разграничении РФ с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы РФ, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п.в ст.15 ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ»)[7].

Таким образом, Российская Федерация не выразила своего согласия на обязательность данного международного договора путем ратификации, следовательно, договор не вступил в силу в соответствии со ст.7 Соглашения,однако применяется на временной основе[8].

Возможность временного применения нератифицированного договора предусмотрена ст.25 Венской конвенции: договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если:

a) это предусматривается самим договором; или

Ссылка на основную публикацию