Статья 36. международные договоры российской федерации

Комментарий к статье 36Положения комментируемой статьи закреплены в развитие ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее системы, а в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, нежели предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

В настоящее время в области охраны окружающей среды, и в частности в области осуществления экологической экспертизы, действует ряд международных договоров, как ратифицированных, так и не ратифицированных Российской Федерацией. Среди них можно выделить: международные конвенции и программы:

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами (г. Вена, 5 сентября 1997 г.; Конвенция подписана Российской Федерацией в соответствии с распоряжением Президента РФ от 28 декабря 1998 г. N 469-рп, однако в силу на территории Российской Федерации пока не вступила) ; ———————————

Документ официально опубликован не был. См.: СПС «», база «Международные правовые акты».

Экологическая программа для Европы (принята в г. Софии 23 — 25 октября 1995 г.) ; ———————————

Там же.межправительственные соглашения Российской Федерации и иностранных государств:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 22 декабря 2004 г., однако в силу на территории Российской Федерации пока не вступило) ; ———————————

Документ официально опубликован не был. См.: СПС «», база «Международные правовые акты».

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава военно-морского флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ (подписано на о. Си-Айленд 9 июня 2004 г., однако в силу на территории Российской Федерации пока не вступило) ; ———————————

Там же.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Венгерской республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 20 декабря 2002 г., вступило в силу 22 июня 2004 г.) ; ———————————

БМД. 2005. N 3. С. 78 — 81.Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр (подписано Белоруссией, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном и Украиной в г. Минске 31 мая 2001 г.) ; ———————————

Там же. 2002. N 3. С. 35 — 39.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской республики о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 29 июня 1999 г.) ; ———————————

Там же. 2003. N 8. С. 16 — 20.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о порядке представления и получения заключения (согласования) по планам запусков космических аппаратов и испытательных пусков ракет с космодрома «Байконур» (подписано в г. Астане 18 ноября 1999 г. и действует до окончания срока аренды космодрома) ; ———————————

Там же. 2005. N 2. С. 76 — 78.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 27 января 1998 г.) ; ———————————

Там же. 1998. N 7. С. 92 — 95.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 28 августа 1998 г.) ; ———————————

БМД. 1999. N 7. С. 46 — 49.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан по экологии и природопользованию на территории комплекса «Байконур» в условиях его аренды Российской Федерацией (подписано в г. Алма-Ате 4 октября 1997 г.) ; ———————————

Там же. N 3. С. 61 — 64.Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (подписано Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном в г.

Москве 12 апреля 1996 г.; Российская Федерация утвердила Соглашение Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 318, Соглашение вступило в силу на территории Российской Федерации 6 июня 2002 г.

) ; ———————————

Там же. 2002. N 11. С. 8 — 11.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии в области охраны окружающей среды (подписано в г. Улан-Баторе 15 февраля 1995 г.) ; ———————————

Там же. 1994. N 9. С. 49 — 52.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (подписано в г. Москве 26 июля 1995 г.) ; ———————————

Международные отношения. 2001. С. 443 — 448.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды (подписано в г. Смоленске 5 июля 1994 г.) ; ———————————

БМД. 1995. N 5.Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (подписано Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном в г. Москве 8 февраля 1992 г.) ; ———————————

Там же. 1993. N 1. С. 8 — 12; 2000. N 7. С. 7 — 11.модельные законодательные акты в области охраны окружающей среды, имеющие рекомендательное значение для государств — участников СНГ:

Модельный закон о сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них (принят в г. Санкт-Петербурге 17 апреля 2004 г.

Постановлением 23-16 на 23-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) (устанавливает необходимость проведения экологической экспертизы для осуществления всякой деятельности, которая может повлечь за собой ухудшение среды обитания осетровых рыб); ———————————

Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ. 2004. N 34. С. 280 — 301.Модельный Лесной кодекс для государств — участников СНГ (принят в г. Санкт-Петербурге 15 ноября 2003 г. Постановлением 22-11 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) ; ———————————

Там же. N 33. С. 107 — 150.Модельный закон об участии общественности в принятии решений по вопросам градостроительного развития и качества городской среды (принят в г. Санкт-Петербурге 13 июня 2000 г. Постановлением 15-7 на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) ; ———————————

Там же. 2000. N 25. С. 153 — 164.Модельный закон об особо охраняемых природных территориях (принят в г. Санкт-Петербурге 16 октября 1999 г. Постановлением 14-6 на 14-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ) ; ———————————

Читайте также:  Статья 28. виды ответственности за нарушение законодательства российской федерации в области обращения с отходами

Там же. N 23. С. 96 — 123.Модельный закон об отходах производства и потребления (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-9 на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) ; ———————————

Там же. 1998. N 18. С. 170 — 184.Модельный закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (принят в г. Санкт-Петербурге 15 июня 1998 г. Постановлением 11-10 на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) . ———————————

Там же. N 18. С. 185 — 199.Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О приоритете международного права над национальным

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов. 

  • Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.
  • Что есть сейчас
  • В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ 

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции  установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами.

Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции.

В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

  1. Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
  2. Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.
  3. Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.
  4. Что предлагают
  5. Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее: 

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Читайте также:  Статья 13. Право доступа к информации

Лекция №9. Международные договоры РФ

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством.

Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации». Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры

Это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

  1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;
  2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона.

Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ.

Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

  1. Договор вступил в силу;
  2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;
  3. Договор официально опубликован.

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г.

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е.

российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.

Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами – физическими и юридическими лицами. Купить дипломную работу на тему договоров намного проще нежели делать самостоятельно.

Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению, в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств — участников таких международных договоров.

Применение международных договоров РФ

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Применение международных договоров РФ

Применение международных договоров РФ является приоритетным в сфере земельного законодательства по сравнению с местными законами.

Содержание

Международные договоры РФ являются правовой основой межгосударственных отношений и заключаются для содействия поддержанию мира и безопасности как российских, так и зарубежных граждан. Они же способствуют развитию международного сотрудничества во многих сферах, защищая права и обеспечивая законные интересы каждого государства.

Правительство РФ выступает за неукоснительное выполнение международных обязательств и добросовестное соблюдение всех международных норм, оговоренных в подписанном договоре. Именно в этом заключается основополагающий принцип международного права, которое гарантирует международный правопорядок и отношения между различными странами.

Договор или его определенная часть еще до вступления в силу могут применяться в России временно, если так договорятся обе стороны, участвующие в его подписании или же если это предусмотрено в тексте договора. Орган, который принимает решение о подписании, решает и вопросы временного применения и условий, которые будут необходимы для его выполнения.

Если такой международный договор будет принят в форме федерального закона, он должен быть представлен в Государственную Думу не более, чем через полгода с момента начала его временного применения.

Однако это не является граничным сроком для принятия соответствующего закона и временное применение договора может быть продлено на дополнительный срок, который потребуется Думе для обсуждения всех подробностей соглашения.

В случае если РФ будет принято решение не принимать в договоре участия, другим государствам, участвующим в нем, высылаются уведомления, после чего временное выполнение условий договора сразу же прекращается.

Если международный договор, участником которого является РФ, вступает в силу, то соответствующий федеральный закон должен быть опубликован в Бюллетене международных договоров.

Для этого требуется, чтобы на опубликование было получено решение федеральных органов исполнительной власти, которые и принимали решение о принятии этого договора.

Читайте также:  Статья 10. Паевой фонд кооператива

Земельное законодательство зависит от норм международного права ничуть не меньше, а даже больше других. Во многих случаях на основании международных договоров возникают основания для установления земельных отношений, поэтому контролировать соблюдение международных общепринятых принципов в этой сфере нужно особенно тщательно.

В статье 4 Земельного Кодекса РФ четко указано, что применение норм международного права имеет место в тех случаях, когда в нем установлены правила, отличающиеся от установленных в данном документе, если международный договор был ратифицирован в установленном законом порядке.

Это обусловлено тем фактом, что действие норм международного права и общепризнанные принципы нельзя рассматривать отдельно от общей правовой системы России, и в случаях, оговоренных в вышеназванной статье, они имеют высшую юридическую силу по сравнению с национальными порядками.

Нормы международного права

Правовые (или юридические) нормы представляют собой довольно важную разновидность социальных норм, действующих в обществе со всеми их существенными особенностями. Так, например, правовые нормы считаются критериями правомерности поведения, которое определяет границы возможных и закономерных поступков в общественных отношениях.

Если внутри территории государства такие нормы создает сама РФ в определенном законодательством порядке, то отношения, регулируемые нормами международного права, носят координационный характер.

Как и принципы, на которых базируется международное право, создают эти нормы не органы, которые стоят выше любого из государств, а они сами, принимая решения, основанные на разумных взаимных компромиссах и уступках, и согласовывая свою позицию по тем или иным вопросам международного характера.

Применение норм международного права РФ — это использование правил поведения, которые признают другие государства и субъекты международного права, как юридически обязательные.

Содержание этих норм — это права и обязанности, которыми наделяются государства и все прочие субъекты, принимающие участие в отношениях, регулируемых международным правом.

Вступая в отношения, имеющие международный характер, субъекты реализуют свои права и выполняют взятые на себя по договору обязательства, при этом соблюдая и нормы международной морали и вежливости, которые, в отличие от международно-правовых норм, не являются обязательными с юридической точки зрения.

Другими словами, нарушение обыкновенных норм вежливости не несет за собой оснований для международно-правовой ответственности. Однако такие нарушения могут значительно осложнить отношения между государствами.

Единственным способом установления норм международного права является добровольное соглашение субъектов, вступающих в определенные отношения, то есть они появляются на основе свободного волеизъявления сторон международного договора.

Правила применения международных договоров не допускают нарушений установленного порядка, например, попыток одной из сторон получить уступки в одностороннем порядке, что неминуемо приведет к нарушению принципов согласованности в равноправных отношениях суверенных государств.

Привилегированное положение одной из сторон договора в конечном счете может привести к полному разбалансированию устоявшихся международных отношений.

Нормы или правоотношения, возникшие вопреки согласованию воли подписывающих договора субъектов, не подлежат защите международным правом, поскольку являются противоправными.

Использование норм международного права подразумевает, что ни один из субъектов не может быть наделен только обязанностями и при этом не иметь никаких прав.

Если одна из сторон сама не выполняет ранее согласованные и закрепленные в договоре обязанности, то она не имеет права рассчитывать на добросовестное поведение другой стороны в отношении условий их договора.

Применение норм международного права в сфере земельного законодательства

Применение международных договоров РФ, как уже говорилось выше, является приоритетным в сфере земельного законодательства по сравнению с местными законами. Таким образом, международные договора могут являться источниками земельных прав и, соответственно, регулировать разнообразные области земельных отношений.

Так, например, государственная граница РФ определяется именно на основе заключенных ранее международных договоров. Это как раз тот случай, когда порядок применения международных договоров регулирует территориальность действия национальных правовых норм. Нередко на основании таких же договоров определяется режим пользования природными ресурсами и даже землями пограничной зоны.

Действие и применение международных договоров может распространяться на порядок охраны среды проживания редких представителей животного мира на определенной территории, а также использоваться для ограничения ведения определенных видов хозяйственной деятельности и даже для установления на определенных территориях режима заповедника.

Кроме того, в некоторых случаях действие норм международного права на территории РФ может распространяться на отдельные объекты, которые находятся в другом государстве.

К примеру, на основании международного договора РФ использует комплекс «Байконур», который территориально расположен за границей Республики Казахстан: в его состав по договору включены технический, стартовый, измерительный и посадочный комплекс, объекты поисково-спасательной службы, хранилища, заправочные и нейтрализационные станции, а также жилые и административные здания, объекты социальных служб и их элементы.

Использование норм, прописанных в международных договорах, имеет для страны очень важное значение, поскольку субъектами земельных правоотношений нередко выступают иностранные юридические (а иногда и физические) лица.

Следует знать, что согласно Конституции РФ каждый гражданин может воспользоваться своим правом на обращение в международные органы за защитой своих прав и свобод, если по поводу их нарушения есть соответствующий международный договор, а все средства, которые могло применить для защиты этих прав государство, уже исчерпаны.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию