Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей

Статья 35.10. Дипломатическая защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц в связи с временным вывозом культурных ценностей

Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны неизменно сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм, чтобы, во-первых, ограничить воюющие стороны в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защитить жертв и участников вооруженных конфликтов.

Исторические аспекты зарождения международного гуманитарного права

Формирование законов и обычаев войны, а также закрепление за ними международно-правового статуса имеют долгую историю. Россия стояла у истоков этого процесса и внесла в него заметный вклад. Традиция ведения военных действий по общепринятым правилам, а также традиция гуманного отношения к жертвам войны неукоснительно соблюдались в русской армии и на флоте.

Еще в XII веке великий князь Киевской Руси Владимир Мономах наставлял детей в «Поучениях сыновьям»: «Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас… Не давайте сильному губить человека — ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его».

«Устав воинский сухопутный» Петра I подробно регламентировал гуманное отношение русской армии к раненым и больным. Так, например, военнопленным разрешалось получать посылки, письма, а военнопленных офицеров могли отпустить «под честное слово»; под страхом сурового наказания запрещалось грабить население оккупированных территорий, разрушать культовые сооружения.

Великий русский полководец фельдмаршал Александр Суворов в приказе по войскам при штурме г.

Варшавы указывал: «Неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать». А будучи на Северном Кавказе в приказе по Кубанскому корпусу призывал: «…

с пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства, не меньше оружия поражать неприятеля человеколюбием…».

Адмирал Федор Ушаков в капитуляции, принятой от французского гарнизона города Фано, указывал: «Со всеми французскими военнослужащими, находящимися ныне в госпитале, поступлено будет со всевозможным человеколюбием… Все отпущенные отправятся на честный пароль не применять оружия противу союзных держав до настоящего их размена».

Войсковой атаман Донского казачьего войска граф Матвей Платов в кампании 1812 года в приказе всем донским казакам требовал: «…Всякий из нас должен молить о том, что мы приобретаем службой, временем и трудами, то чернят неблагомыслящие грабежами казаки, подобные бродягам».

Герой Русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев поучал своих офицеров: «…Начальник, допускающий грабеж, насилие над жителями и пленными, кладет самые пагубные основы нравственного разложения войск и залог их верного поражения неприятелем…».

В XIX веке в обществе проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между ведущими мировыми державами.

В результате Парижской декларацией 1856 года были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне; Женевской конвенцией 1864 года была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны; Санкт-Петербургской конвенцией 1868 года было запрещено употребление разрывных пуль.

По инициативе российского императора Александра II в 1874 году была созвана Брюссельская конференция, чтобы кодифицировать (привести в систему) правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект Декларации о законах и обычаях войны. Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, Брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на развитие права войны.

  • Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира (1899, 1907). Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права
  • В нашей стране после установления советской власти 4 июня 1918 года был опубликован Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о признании всех международных конвенций о Красном Кресте.
  • В 1932 году была введена инструкция по применению в Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) Женевской конвенции «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях».

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм права вооруженных конфликтов.

С началом Великой Отечественной войны, летом 1941 года, Наркомат иностранных дел СССР подтверждал обязательства Советского Союза по соблюдению Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств, и Женевской конвенции по улучшению участи раненых и больных в действующих армиях.

Видные полководцы Красной армии в своих приказах войскам требовали гуманного отношения к жертвам войны.

Так, например, в 1945 году войны Маршал Советского Союза Георгий Жуков отдал приказ войскам 1-го Белорусского фронта, обязывающий более гуманно относиться как к военнопленным противника, так и к гражданскому населению Германии.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны с оговорками были подписаны Советским Союзом.

Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах СССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море.

Инструкции были введены в действие в 1958 году приказом министра обороны СССР. Дополнительные протоколы I и II к этим конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 года.

Сегодня Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права. В России много делается, для того чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны.

  1. Основные положения права вооруженных конфликтов в системе международного права
  2. Право войны и действующая система норм международного права, регулирующая правоотношения в период боевых действий, составляют специфическую, отдельную отрасль международного права — право вооруженных конфликтов.
  3. Право вооруженных конфликтов (ПВК) — это система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах.
  4. ПВК регулирует:
  5. правовые последствия начала и окончания войны;
  6. правовой статус участников международного конфликта;
  7. военные действия и правовой статус театра войны;
  8. отношения между воюющими сторонами;
  9. отношения воющих стран с нейтральными странами;
  10. методы и средства ведения войны, запрещающие или ограничивающие их применение;
  11. права мирных граждан в ходе вооруженной борьбы.
  12. ПВК устанавливает:
  13. правила обращения с военнопленными, ранеными, больными и гражданским населением с целью защиты жертв войны;
  14. международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за нарушения правил ведения боевых действий.
  15. Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП), которое представляет собой совокупность обязательных для государств юридических норм, направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
  16. МГП преследует две основные цели:
  17. защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;
  18. ограничение средств ведения войны, в частности, вооружений, и методов ведения боя.

Объектом ПВК являются общественные и международные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженного конфликта. Предмет ПВК составляют отношения по поводу защиты жертв войны и правил ведения вооруженной борьбы.

В области ПВК были разработаны и приняты конкретные международные договоры, обычно называемые источниками международного гуманитарного права.

К ним относятся, например:

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29.11.1868);

Реализация прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации

Иностранец – лицо, обладающее гражданством определенного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется законодательству собственной страны и государства, он пребывает.

Иностранцы обязаны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относится к обычаям и традициям ее народа.

 В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находящемуся на его территории, свободу связаться с консульским или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности (статья 4.3.10. Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН) (27.C.45).

Положение иностранцев на территории страны пребывания определяется по-разному. Им может предоставляться национальный режим, т.е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или договорами. Подобный режим предусмотрен в Конституции Российской Федерации.

Известно, что когда говорят о национальном режиме, то обычно соотносят правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства со статусом собственных граждан.

Практическая значимость изложенного состоит в том, что при предоставлении национального режима иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане страны пребывания.

Отмеченная черта имеет важное значение для правильного уяснения сущности национального режима.

В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования – предоставление максимального объема прав и свобод представителям определенных государств, как правило, речь идет об этнически или культурно близких странах.

На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь.

В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, всесторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-правовых гарантий.

Гражданам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Кроме  того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдельных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международным договором.

В Российской Федерации в соответствии с двусторонними договорами данный режим распространяется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно проживающих на территории России.

На постоянных граждан из числа жителей Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Для граждан Туркменистана данный подход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда.

Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами России. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Читайте также:  Статья 286 БК РФ. Утратила силу (действующая редакция)

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

  • постоянно проживающих в Российской Федерации;
  • временно проживающих в Российской Федерации;
  • являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул и некоторые другие категории иностранных граждан.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. иностранный гражданин не имеет права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Данные ограничения трудовой деятельности иностранных граждан связаны прежде всего с обеспечением государственной безопасности, особыми экономическими интересами страны, обеспечением суверенных прав государства на природные ресурсы и т.п.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России, если иное не предусмотрено законом или договором. По Закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.

условия пенсионного обеспечения иностранных граждан, работающих на предприятиях и в организациях с иностранными инвестициями, согласовываются в индивидуальном трудовом договоре (контракте) с каждым из них.

Платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятия и организации с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран, их постоянного жительства в валюте и на условиях этих стран.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Однако, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся на территории нашей страны, имеют право, как и граждане РФ, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Такое право, в частности, закреплено в ст. 1 Закона г. Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г.

Наравне с гражданами РФ иностранцам гарантируется свобода совести, неприкосновенности личности и жилища.

Важные гарантии в области индивидуальной свободы относятся к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г. иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России (ч. 2 ст. 3).

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры.

Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Во-первых, иностранные граждане и лица без гражданства вправе вступать в общественные объединения, уже созданные российскими гражданами. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений.

В-третьих, в российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п.

Однако требуется также соблюдение разрешительного регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан следующим образом определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

  • иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровью наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе РФ.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

При соблюдении установленных Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее. Статьи 26-28 определяют основания, по которым въезд и выезд могут быть не разрешены.

Перечисленные выше права принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают как собственные граждане, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

То же самое можно сказать и об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства. Их следует разделить на две основные группы.

К первой следует отнести те обязанности, которые в силу предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима полностью совпадают с обязанностями граждан России.

В частности, всем полагается платить законно установленные налоги и сборы, каждый обязан заботиться о сохранении культурного достояния России, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, даже если он – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Вторую группу составляют те обязанности, соблюдение которых возложено исключительно на иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права.

Так, в соответствии с законом от 15 августа 1996 г.

, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемым РФ в этом качестве.

Лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы по документам, выданным соответствующими органами их проживания, удостоверяющим их личность.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 21 июля 1997 г.

утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Изложенные выше положения в отношении реализации прав и свобод иностранных граждан в РФ, распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства.

Дипломатическая защита

Дипломатическая защита, для целей настоящей статьи, – это действия одного государства, направленные на защиту инвестиций, представляющих для него интерес, перед лицом другого государства, принимающего такие инвестиции.  

Она может принять форму от переговоров и сопровождения арбитража до санкций, шантажа, шпионажа и военной агрессии; осуществляется на усмотрение государства в отношении своих граждан, а также юридических лиц, зарегистрированных на его территории или имеющих с ним наиболее тесную связь. Современные доктрина и практика указывают на то, что, в ряде случаев, защита может также осуществляться в отношении лиц, не имеющих прямой связи с государством, у которого она испрашивается.

Примером может служить Европейский союз, лица которого пользуются дипломатической защитой любого из государств-участников на территории любой страны, не входящей в ЕС, в случае, если их государство происхождения по каким-либо причинам там не представлено. Отдельно стоит упомянуть США, известные расширительным толкованием границ своей юрисдикции.

Так, по одному из судебных дел они осуществляли дипломатическую защиту гражданина Чили, при этом еще и являвшегося членом чилийского конгресса. Под защиту США также попали бывшие граждане и юридические лица, ведшие деятельность на территории Кубы, —  по делам об экспроприациях.

Автор в процессе своей работы в дочерней компании немецкого концерна Daimler AG на практике убедилась в том, что все юридические лица, акции которых торгуются на американском фондовом рынке, обязаны под угрозой штрафов и санкций неукоснительно соблюдать американское, в частности антикоррупционное законодательство, в том числе за пределами США (например, действуя в России).

Таким образом, для распространения своей юрисдикции Соединенным Штатам достаточно допустить компанию на американский фондовый рынок.

В одном из документов Комиссии ООН по компенсациям содержится утверждение, что, по своему усмотрению, государство может осуществлять дипломатическую защиту своих резидентов.

Читайте также:  Статья 16. Ответственность за нарушение Федерального закона

Возможна защита государством своих граждан – акционеров и участников компаний, зарегистрированных на территории другого государства или имеющих с ним более тесную связь. Дополнительные условия защиты могут устанавливаться в соглашениях между странами.

Например, для Великобритании в целях защиты интересов на территории Мексики установлен 50% порог доли участия в капитале компании. Аналогичны условия для США в отношении Перу, Венгрии, Ирана. В случае с территорией бывшей Югославии, США достаточно 20% доли. При этом, владение акциями/долями может быть косвенным.

Швейцария осуществляет защиту при наличии у своих граждан доли в 50% и более. 

Наконец, практике известны случаи так называемой передачи права на дипломатическую защиту государству, которому, к примеру, может быть доступен более широкий круг средств и методов такой защиты. Передача производится в тактических целях, возможна, например, в случаях с совместными предприятиями.

Дипломатическая защита не сводится к дипломатии, по сути не носит дипломатический характер, используя дипломатические каналы лишь как одно из своих средств.

Ст. 27 Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID) 1965 г.

(Вашингтонская конвенция) содержит прямой запрет на предоставление дипломатической защиты для государства по спорам, которые одно из его физических или юридических лиц и другое государство согласились передать или передали в арбитраж на основании этой конвенции, кроме случая, когда другое такое государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по такому спору. При этом, конвенция исключает из понятия дипломатической защиты «неофициальные дипломатические контакты, имеющие единственной целью облегчить урегулирование спора».

Несмотря на запрет, установленный конвенцией, в настоящее время, в условиях глобального политического кризиса, дипломатическая защита приобретает массовый, часто скрытый, неофициальный характер.

Прежде всего, эти изменения связаны с огромными потерями, которые государства понесли с момента принятия конвенции, так как она предложила инвесторам международный арбитраж в качестве самостоятельного средства защиты нарушенных принимающим государством прав.

Количество, сложность и цены исков инвесторов превзошли ожидания стран-участниц конвенции (по данным ЮНКТАД от 2014 г.

, 3 спора из 5 разрешаются в пользу инвестора), стали тяжелым бременем для экономики, несут серьезный репутационный ущерб, служат инструментом лоббизма, международного политического давления.

Так, выплаты по ним могут составлять миллиарды долларов. Наиболее заметным стало решение о взыскании с России 50 млрд. долларов компенсации за «экспроприацию властями компании «ЮКОС». Ущерб репутации и собственности России нанесли иски фирмы Нога, дело о библиотеке Зедельмайера и другие.

Напомним, что решения международного арбитража формально являются окончательными, позволяют обращать взыскание на активы государств по всему миру, а, в частности Международный центр урегулирования инвестиционных споров (ICSID), будучи частью структуры Всемирного банка, всегда обращает внимание последнего на несоблюдение государством принятых решений, что, в свою очередь, служит основанием для санкций и иных мер давления, доступных этому кредитору.

Стоит отметить, что для России проблема дипломатической защиты инвесторов, действующих на ее территории, должна вызывать серьезные опасения также потому, что инвестиции преимущественно сосредоточены в сырьевом сегменте экономики, потери в котором, в особенности по искам инвесторов, надлежит избегать.

Перечисленные выше трудности привели к тому, что государства используют все доступные им средства, чтобы поддержать своих инвесторов. Так, дипломатическая защита приобретает характер нападения. По данным Викиликс, правительство США в период с 2001 г. по 2011 г.

осуществляло меры дипломатической защиты по более, чем 225 инвестиционным спорам в 76 странах (стоит учитывать, что информация не является полной, содержит лишь сведения, которые Викиликс удалось получить).

Среди этих стран Армения (2 спора), Азербайджан (2 спора), Белоруссия (6 споров), Грузия (3 спора), Казахстан (6 споров), Киргизия (1 спор), Монголия (1 спор), Россия (5 споров), Таджикистан (1 спор), Туркменистан (2 спора), Узбекистан (10 споров).

При необходимости, полный список стран с количеством споров может быть предоставлен автором. К участию в принимаемых мерах привлекаются американский госдепартамент и ЦРУ.

Давление оказывалось для поддержки компании Дженерал Электрик в целях избежать арбитража по спору с Тринидад и Тобаго, КонокоФилипс – по спору с Венесэлой, компании Моторола – по спору с Индией.

В целях стимулирования Аргенитины, не имевшей возможности исполнить несколько арбитражных решений, вынесенных против нее, США приостановили действие торговых привилегий этой страны, заблокировали выдачу Аргентине кредита организациями Бреттон Вудс. Американские дипломаты активно содействовали компаниям, действующим на сырьевом рынке, — Chevron, Machala Power (Noble Energy), City Priente, Oriental Petroleum (Oxy). Спор с последней из перечисленных компаний стоил Эквадору участия в переговорах по вхождению в зону свободной торговли.

Данных и исследований о том, какими именно методами осуществляется дипломатическая защита, не так много, ввиду ее конфиденциального характера.

Показательной является действующая в США поправка Хелмса (Helms Amendment), предполагающая запрет на оказание, в том числе финансовой помощи, государствам, в которых собственность американских лиц была подвергнута экспроприации.

Так, применяя эту поправку, США заблокировали предоставление 175 млн. долларов в качестве займа Коста Рике (дело Santa Elena v. Cota Rica).

Доступных примеров немного, однако госдепартамент США публикует свои указания о том, как и когда американские посольства могут способствовать своим лицам в инвестиционных спорах. Эти данные могут послужить дополнительным источником информации, в том числе в целях получения органами госбезопасности России сопутствующих сведений по данному вопросу.

США, превзойдя в активности другие страны, не являются единственными, кто осуществляет дипломатическую защиту. В той или иной степени, этот инструмент используется большинством государств мира.

Правительство Соединенного Королевства защищало электрокомпанию Rurelec по спору с Боливией, Carn Energy и Vodafone – по спору с Индией, Канада – компаний First Quantum Minerals и DRC по спору с Конго.

В последнем примере защита осуществлялась настолько интенсивно, что предоставление Конго кредита Парижским клубом кредиторов было поставлено под вопрос.

Отдельно стоит остановиться на не всегда объективной трактовке дипломатической защиты международным арбитражем. Так, в деле Dogan v.

Turkmenistan свидетельские показания бывшего посла Германии в Туркменистане в пользу немецкого инвестора Dogan были признаны допустимыми по формальным основаниям.

Довод Туркменистана о необходимости признать показания недопустимыми, так как они представляют собой дипломатическую защиту, был признан несостоятельным.

Наиболее традиционным ответом на меры дипломатической защиты служит привлечение государством – ответчиком правоохранительных органов.

Изъятия серверов, компьютеров (в том числе у юристов, оказывающих правовую поддержку инвестору) и документов в целях сокращения доказательной базы инвестора (известны примеры, когда у инвесторов, благодаря проведению выемок и арестам сотрудников, допустивших нарушение законодательства принимающего государства, не было возможности доказать даже факт инвестирования), представляются достаточно действенными и часто необходимыми, однако несут в себе репутационные риски, осуждение со стороны наиболее неравнодушных представителей мирового сообщества и СМИ.

При этом, на практике стороны не всегда обращаются в международный арбитраж.

Двусторонние соглашения, особенно заключаемые государствами, в том числе Россией, в последние годы, предусматривают возможность обращения в суды государства – принимающей стороны.

Именно такую подсудность предпочитают устанавливать государства в контрактах с инвесторами, будучи сильной стороной в переговорном процессе.

Не ограничиваясь рамками дипломатии, дипломатическая защита, для целей настоящей статьи, представляет интерес и в контексте некоторых аспектов деятельности посольств, консульств и их сотрудников в связи со спорами по делам с участием иностранных лиц (инвесторов), рассматриваемыми на территории России, так как роль упомянутых субъектов в сокрытии, хранении, передаче информации и свидетельств, способных навредить интересам России в ходе разрешения споров, — очевидна

Ввиду того, что на международном уровне, помимо Вашингтонской конвенции, новые правовые механизмы едва ли помогут изменить ситуацию, ряд вопросов возможно решить, дополнив национальное законодательство.

Так, в дополнение к мерам, которые принимаются отечественными правоохранительными органами в случае обнаружения в действиях некоторых иностранных инвесторов признаков преступления (обыски, выемки, аресты и т.д.

), представляется необходимым совершенствование правового регулирования в части требований к доказательствам, предъявляемым такими инвесторами в российские суды.  

Основные источники:

  1. Horvath G. J., Wilske S. Guerrilla tactics in international arbitration. 2013. Kluwer law international;
  2. Jandhyala S., Gertz G., Skovgaard Poulsen L. N. Legalization and diplomacy: American power and the investment regime. 06.04.2016: https://www.princeton.edu/politics/about/file-repository/public/Legalization-and-diplomacy_Poulsen.pdf ;
  3. Khvalei V. Guerrilla tactic in international arbitration, Russian view. Austrian Yearbook on International Arbitration, Volume 2011. 2011. Manz’sche Verlagsund Universitätsbuchhandlung; Manz’sche Verlagsund Universitätsbuchhandlung;
  4. Mirzayev R. International Investment Protection Regime and Criminal Investigations. Journal of International Arbitration. Volume 29 Issue 1. 2012. Kluwer Law International;
  5. Schreuer S. H. The ICSID Convention: A Commentary. 2009. Cambridge University Press;
  6. Vicuna F.O. Changing approaches to the nationality of claims in the context of diplomatic protection and international dispute settlement. Volume 15, Issue 2. 01.10.2000. ICSID Review – Foreign Investment Law Journal;

О правах работающих за границей россиян

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ.

К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила.

Читайте также:  Статья 4. сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими.

Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е.

сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты.

Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно.

При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Заключение и изменение трудового договора о дистанционной работеБудет ли договор считаться заключенным, если при его оформлении не использовалась электронная подпись? А если сотрудник сначала трудился в офисе, а потом устно договорился о дистанционной работе?

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор2.

Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником.

Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний3, если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер.

Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др.

Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности.

Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ).

Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства.

Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания.

Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи.

К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония.

То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах.

Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления4.

Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов.

Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции.

Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ5.

Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О.

и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов.

Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи.

Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации.

Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены6.

Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула.

Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме7.

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине.

Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы.

Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ.

В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден8.

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности.

При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки.

В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

  • 6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.
  • 7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.
  • 8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.
Ссылка на основную публикацию