Статья 13.5. государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов

Статья 13.5. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов

Соответствующий Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» был одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 г.

По словам главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, центральное место в этой системе займёт федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности.​ Он будет определяться Правительством РФ по предложению Госкорпорации «Росатом», согласованному с уполномоченным Кабинетом министров федеральным органом исполнительной власти.

Система учета будет содержать обширный перечень сведений:

  • об источниках образования ТКО;
  • о местах накопления ТКО, в том числе сведения об осуществлении раздельного накопления ТКО;
  • об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;
  • о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;
  • о схемах потоков ТКО;
  • о договорах, заключаемых в сфере обращения с ТКО;
  • о тарифах в сфере обращения с ТКО;
  • о нормативах накопления ТКО;
  • об измерениях количества ТКО;
  • данные других измерительных (контрольных) систем.

Система также объединит электронные модели территориальных схем обращения с отходами, которые в настоящее время утверждаются субъектами РФ.

Оператором информационной системы будет являться Минприроды России. Порядок ее создания, модернизации и эксплуатации, в том числе порядок и способы размещения информации, порядок доступа к такой информации и обмена информацией с использованием данной системы, будет устанавливаться Правительством РФ.

  • Закон расширяет понятия о полномочиях Российского экологического оператора, в том числе дает право обеспечивать выполнение производителями товаров, импортерами товаров нормативов утилизации, а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  • Также документ подразумевает установление единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
  • Закон вступает в силу через 60 дней после дня его официального опубликования.

Поделитесь материалом через социальные сети:

Цифровые системы контроля за учетом отходов в России будет контролировать РЭО

Российский экологический оператор теперь контролирует две важные информационные системы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Это ЕГИС УОИТ (единая государственная система учета отходов от использования товаров) и ГИС УТКО (государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов).

Как сообщает newsnn.ru со ссылкой на собственный источник, президент уже подписал соответствующий документ.

Эксперты отметили, что ГИС УТКО содержит данные обо всех регоператорах, работающих в сфере утилизации ТКО. В ней есть информация о взаимодействии с потребителями, сборе платежей и многое другое. Также здесь хранятся сведения обо всех полигонах ТКО, как работающих, так и перспективных.

По мнению руководителя ППК “РЭО” Дениса Буцаева, передача его структуре контроля над обеими инфосистемами — ГИС УТКО и ЕГИС УОИТ — позволит Российскому экооператору работать эффективнее и дешевле.

ГИС УТКО занимается отслеживанием движения отходов. ГИС УОИТ содержит данные об использованной упаковке. Они необходимы для эффективной работы системы расширенной ответственности производителя (РОП).

«Централизация управления информационными системами позволит синхронизировать работу данных цифровых продуктов», – отметил Буцаев.

Руководитель Центра экологической промышленной политики Минпромторга России Владимир Марьев считает, что, получив контроль над двумя вышеуказанными инфосистемами, РЭО сможет добиться прекращения практики недостоверных отчетов об утилизации со стороны производителей товаров и импортеров.

По мнению эксперта тематической площадки ОНФ «Экология» Александра Когана, передать РЭО контроль над системами ГИС УТКО и ЕГИС УОИТ вполне логично, так как они обслуживают систему обращения с ТКО.

Заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам организации «Деловая Россия» Наталья Беляева заявила, что проблема с информацией в данной отрасли стоит достаточно остро.

Не всегда можно найти данные об инфраструктуре компаний, занимающихся этим видом деятельности.

Именно поэтому сосредоточение инфопотоков в одной организации, которая будет выдавать ее по требованию заинтересованных ведомств и лиц, – важное решение.

Председатель комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов назвал ППК “РЭО” достаточно компетентной организацией. Он отметил, что передача под ее контроль инфосистем наконец-то сделает отрасль обращения с ТКО прозрачной.

Рэо станет единым оператором цифровых систем учета отходов в россии

Контролировать две системы учета мусора, такие как единая государственная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) и государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО), будет Российский экологический оператор (РЭО).

Глава государства Владимир Путин подписал закон о нововведениях, пишет newsnn.ru .

Элементы электронной модели федеральной схемы содержатся в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов. Над разработкой трудится Российский экологический оператор.

В электронную систему входят текущие и перспективные объекты инфраструктуры — полигоны, пункты сортировки и прочие.

В эту же систему включили данные о региональных операторах, их деятельности, а также системах расчетов между операторами в регионах и плательщиками.

Когда передача полномочий оператора государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов Российскому экологическому оператору состоится, то на основании сведений из федеральной схемы получится оперативнее и дешевле разработать и начать эксплуатировать данную информационную систему, заявил руководитель ППК РЭО Денис Буцаев.

Эксперт подчеркнул, что в рамках государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов можно обеспечивать прослеживаемость движения мусора, а также заинтересовать больше пользователей из органов власти и организаций. В государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов имеются сведения об упаковке от использованной продукции. Ее учет необходим в рамках системы РОП.

Синхронизировать работу данных цифровых продуктов позволит централизация управления информационными системами, сказал Денис Буцаев.

Исключить появление недостоверной отчетности производителей, импортеров и недобросовестных переработчиков получится после интеграции РЭО со всеми информационными системами, пояснил глава Центра экологической промышленной политики российского Минпромторга Владимир Марьев.

Читайте также:  Глава ii. договор страхования

Внесение поправок в закон о мусоре не что иное, как логичное управленческое решение. Здесь имеется в виду консолидация исключительно в руках ППК РЭО информационных систем, прямо связанных с обращением с коммунальными отходами, заверил специалист тематической площадки ОНФ «Экология» Александр Коган.

Основной проблемой отрасли остается недостаток информации об операторах по обращению с мусором, их деятельности, объектах инфраструктуры и ее мощностях, равно как и достоверность данных, считает замглавы комитета по переработке отходов и вторресурсам организации «Деловая Россия» Наталья Беляева.

Наличие уполномоченного оператора, агрегирующего полезные сведения и предоставляющего к ним доступ всем заинтересованным лицам, крайне важно, подытожила Наталья Беляева.

ППК РЭО обладает всеми необходимыми компетенциями для профессионального наполнения, поддержки и управления указанными выше системами. От этого отрасль становится прозрачной, подчеркнул глава комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Ильдар Неверов.

Принят закон о создании федеральной схемы обращения с ТКО

С 25 сентября 2019 г. в Российской Федерации начнут функционировать единая государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов и система контроля обращения с опасными отходами I и II классов опасности.

Создание и механизм действия указанных систем регулируется Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»».

Закон разработан в целях исполнения подпункта «д» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N Пр-2066 и поручения Президента Российской Федерации от 2 ноября 2017 г.

N Пр-2236, а также является основой для реализации федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности» (далее — федеральный проект), утвержденного Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Экология» от 21 декабря 2018 г.

N 3, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Он направлен на качественные преобразования в области обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными отходами (II класс опасности) с целью создания современной системы управления такими отходами и обеспечения экологической безопасности при обращении с ними.

Предусматривается, что государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов создается в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в указанной сфере.

В государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов будет содержаться информация об источниках образования твердых коммунальных отходов, о местах и нормативах их накопления, тарифах в сфере обращения, заключенных договорах по обращению с отходами и об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Кроме того, полномочия по разработке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемой Правительством Российской Федерации, возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 13.

3 будущей редакции Федерального закона от 24.06.

1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами будет опубликована для всеобщего доступа на официальном интернет-сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Наряду с указанным, появится государственная информационная система контроля за обращением с отходами I класса опасности (например, трансформаторы, конденсаторы, отработанные ртутные термометры) и II класса опасности (таковыми являются аккумуляторы, автопокрышки, масла, щелочи, кислоты). Данная система предоставит возможность ведения учёта движения отходов I и II классов опасности от источников их образования до мест обработки, утилизации либо размещения.

Субъектом, на который возложены полномочия по созданию государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, является государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Оцените страницу

Рэо станет единым оператором систем учета отходов в россии | телеканал 360°

Две электронные системы учета отходов передали под контроль Российского экологического оператора (РЭО), изменения в федеральный закон подписал президент России Владимир Путин. Ранее за них отвечали Росприроднадзор и Минприроды.

Речь идет о единой государственной системе учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) и государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

В систему УТКО вошли элементы электронной модели федеральной схемы обращения с отходами, чьей разработкой занимается РЭО, а также в ней собраны существующие и перспективные объекты инфраструктуры — полигоны, сортировки и так далее.

Кроме того, электронная система содержит информацию о региональных операторах и системах расчетов между ними и плательщиками.

Как отметил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев, передача контроля над системой ГИС УТКО госкорпорации позволит быстрее и дешевле разработать информационную систему, которая будет следить за передвижениями отходов.

«Будет вестись учет по всем целевым показателям, установленным в регионах. Уже сейчас это сильный инструмент, но после ввода в эксплуатацию, у системы появляется большое количество заинтересованных пользователей из числа органов власти и организаций», — отметил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.

Читайте также:  Статья 18. Отмена мер безопасности

Вторая система — ГИС УОИТ — включает в себя данные об упаковке от использованных товаров. Ее учет будет вестись в рамках Расширенной ответственности производителей (РОП).

Согласно этому механизму производители и импортеры товаров должны утилизировать произведенную или ввезенную в Россию продукцию.

У них есть возможность утилизировать самим либо оплатить экологический сбор, средства с которого направят на утилизацию.

По словам Буцаева, единый контроль за двумя системами позволит синхронизировать работу данных цифровых продуктов. Он не исключил, что в будущем на их базе создадут единую информационную систему, которая покроет все вопросы, возникающие вокруг информации об обращении со всеми видами отходов в стране.

Госдума приняла закон о государственной системе учета отходов

17 июля 2019, 13:42

ГУП «Экотехпром»

Москва. 17 июля. ИНТЕРФАКС – Госдума РФ на заседании в среду приняла в третьем, окончательном чтении закон о создании с 15 января 2021 года государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов (ТКО).

Поправки в закон «Об отходах производства и потребления» были внесены главой думского комитета по экологии Владимиром Бурматовым в рамках второго чтения закона об операторе опасных отходов.

Принятый закон предусматривает создание российского экологического оператора (РЭО). Это будет публично-правовая компания (ППК), создаваемая в соответствии с указом президента РФ.

Ее задачи — формирование комплексной системы обращения с ТКО, управление данной системой, предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, переработка ТКО.

Правительство наделяется полномочием по установлению единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.

Предусматривается создание федеральной схемы обращения с ТКО, она будет разрабатываться РЭО и утверждается правительством.

Проект территориальной схемы обращения с отходами будет направляться на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, РЭО и на общественное обсуждение.

РЭО будет проводить экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов («Росатом»).

Закон предусматривает создание государственной информационной системы учета ТКО (ГИС ТКО), оператором которой будет выступать Минприроды. ГИС ТКО будет содержать сведения об источниках образования ТКО и о местах их накопления, об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, о заключенных в сфере обращения с ТКО договорах и тарифах.

Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации РЭО.

Закон вступает в силу по истечении 60 дней после его официального опубликования.

С 1 января 2019 года в России введена новая система регулирования услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя положения «мусорной реформы» не применяются до 1 января 2022 года).

Работу с ТКО начали региональные операторы, которые обеспечивают транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение отходов.

В тех регионах, в которых начали работать операторы, оплата их услуг физическими и юридическими лицами проводится как отдельная коммунальная услуга, не входящая в состав платы управляющей компании за содержание жилого помещения. Тариф на услуги регионального оператора утверждается отдельно.

ППК «Российский экологический оператор» была создана указом президента от 14 января 2019 года для формирования комплексной системы обращения с ТКО, вовлечения их в оборот и полезное использование.

Кроме того, в соответствии с законом госоператор организовывает финансирование проектов по обращению с отходами, предоставляет финансовые гарантии инвестпроектам, выпускает облигации и покупает акции, владеет долями в мусорных проектах.

Оператор также будет выкупать земельные участки и другое имущество под строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигающих предприятий.

Отмечалось, что оборот РЭО может достигать 75 млрд рублей в год. Гендиректором ППК был назначен Денис Буцаев.

В феврале вице-премьер Алексей Гордеев поручил ППК «не терять времени и быстро включаться в работу». Он дал поручение сформировать детальную «дорожную карту» работы компании на организационный период, чтобы оперативно и полноценно запустить работу оператора.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин заявлял, что бюджет ППК РЭО в 2019 году может достигнуть 2,7 млрд рублей.

В воздухе запахло деньгами

В 2021 году Минприроды начнет разработку двух информационных систем общей стоимостью 5,5 млрд руб. Первая автоматизирует учет твердых бытовых отходов (ТКО) и позволит контролировать заполняемость полигонов и свалок.

Благодаря второй правительство сможет в реальном времени получать данные о загрязнении воды, воздуха и почвы, а также отслеживать негативное влияние предприятий на экологию.

Но в Счетной палате критикуют цифровизацию Минприроды: некоторые системы дублируются, а другие уже много лет не могут запустить. Эксперты видят проблему в отсутствии координаций действий чиновников.

Минприроды разработает государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО), которая обойдется бюджету в 2021–2022 годах в 1,28 млрд руб.

Это следует из плана цифровой трансформации министерства, опубликованного на сайте ФГИС КИ. Еще 4,2 млрд руб.

Читайте также:  Статья 1. Основные понятия

до 2023 года планируется потратить на создание информационной системы ведения государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (ГФД ГЭМ).

В ГИС УТКО будет интегрирована модель федеральной схемы обращения с отходами, пояснили “Ъ” в Минприроды.

Система позволит управлять свалками, полигонами и сортировочными комплексами и анализировать их состояние, а также автоматически рассчитывать нормативы ТКО для граждан. ГФД ГЭМ нужна для автоматического мониторинга экологической обстановки в стране.

Система позволит на основе поступающих в реальном времени данных о состоянии загрязнения воздуха, воды, земель принимать решения по вопросам охраны окружающей среды.

В обеих системах будут применять технологии искусственного интеллекта.

С их помощью, например, можно мониторить незаконные действия природопользователей, прежде всего выявлять самовольные свалки, застройки и уничтожение природных объектов в границах особо охраняемых природных территорий.

Между тем планы Минприроды по цифровизации уже вызвали вопросы у Счетной палаты.

Согласно опубликованному 17 декабря 2020 года бюллетеню этой организации, министерство фактически занимается дублированием уже работающих систем.

Например, функционал и будущий состав данных еще не созданной ГИС УТКО похож на таковой существующей ЕГИС УОИТ. В результате, по мнению аудиторов, средства федерального бюджета могут использоваться неэффективно.

Также в Счетной палате отметили, что ФГИС «Наша природа» (позволяет гражданам сообщать о незаконных свалках, вырубке леса и т. д.), на которую с 2013 года потрачено 119,7 млн руб. бюджетных средств, до сих пор не действует.

Создание ГФД ГЭМ, по мнению Счетной палаты, несет серьезные риски: для ее эффективной работы недостаточно гидрологических постов, откуда система должна получать данные. Из 1,1 тыс.

городов такие посты есть только в 221, при этом автоматизировано из них только 30%, поэтому информация в ГФД ГЭМ может оказаться нерепрезентативной.

Дублирование функций ГИС — общая проблема органов власти, считают эксперты.

«У многих ведомств или предприятий есть ряд IT-систем, которые остались в наследство от прежних разработчиков, и они могут быть созданы на базе уже неактуальных требований»,— отмечает руководитель центра компетенции «Архитектура предприятия» «Рексофта» Илья Кравчук. Чтобы оценить эффективность таких систем, полагает он, необходима регулярная ревизия IT-активов. Но государству не хватает инструментов для инвентаризации ГИС, добавляет директор по развитию бизнеса Softline Сергей Сошников.

Эксперты видят несколько причин дублирования.

Среди них, например, конкуренция между ведомствами, отсутствие у государства единой политики в области создания общих справочников, излишнее засекречивание информации, отмечает исполнительный директор Artezio Павел Адылин. Чтобы избежать дублирования, по его мнению, властям необходим четкий план того, какие ГИС понадобятся в будущем, и планомерный подбор подрядчиков для их создания.

Никита Королев, Арина Барабанова

Президент поручил к 2020 году запустить систему учёта бытового мусора

Единая государственная система учета твердых коммунальных отходов должна быть создана и запущена в работу до 1 января 2020 года, следует из указа президента РФ 14.01.2019 №8, опубликованного в понедельник.

Указом поручается создать публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Местонахождение компании – Москва; учредитель – министерство природных ресурсов и экологии РФ.

  • Определены функции и полномочия создаваемой компании, Правительству РФ поручено утвердить устав компании, состав федерального имущества, передаваемого компании, разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты.
  • Кроме того, в срок до 1 января 2020 г. правительству РФ поручено обеспечить:
  • а) создание и функционирование единой государственной системы учета твердых коммунальных отходов, предусматривающей:
  • интеграцию электронных моделей территориальных схем обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • отражение сведений об обороте твердых коммунальных отходов по каждому субъекту Российской Федерации;
  • б) создание региональных систем учета твердых коммунальных отходов на основе информации весового контроля, поступающей в автоматическом режиме с объектов утилизации и размещения указанных отходов, а также информации об их перемещении.

Территориальная схема

«Территориальная схема» – текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта РФ и деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта РФ и (или) поступающих из других субъектов РФ отходов.

«Электронная модель территориальной схемы» – информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта РФ, и (или) отходов, поступающих из других субъектов РФ.

Источник – постановление правительства РФ от 22 сентября 2018 г. №1130. 

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Ссылка на основную публикацию