Статья 10. порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Законодательством России установлено привлечение граждан страны к вынесению вердикта по судебным делам. Этот принцип указан в 32 статье 5 части главного документа — Конституции страны. Граждане привлекаются к участию в реализации судебного права только как присяжные.

Роль ограничена в представлении интересов российской общественности. На сегодняшний день на суд заседателей выносятся только уголовные слушания областного значения.

В гражданском судопроизводстве практика с привлечением граждан не применяется, хотя это и оговорено в вышеупомянутой статье Конституции РФ.

Правовой статус присяжных заседателей. Основы

Положение граждан, привлекаемых к вынесению судебных решений, приближает их к главе суда. Исходя из ч. 1 ст. 11 закона «О судебной системе», они не являются судьями. Особенности статуса присяжных заседателей заключается в их временном положении и полномочиях. Они являются участниками процесса до тех пор, пока идет разбирательство.

На протяжении всего времени слушания члены комиссии присяжных имеют статус судей в отношении своей независимости. Иными словами, гражданин принимает решение по делу самостоятельно без внешнего воздействия на его решение. Любое воздействие на присяжного преследуется по закону.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Кто может быть в составе присяжных?

Процедура избрания состава присяжных имеет законодательное подкрепление. Выбирая участников судебного процесса, суд опирается на ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Которая определяет перечень требований к кандидатам. Не рассматриваются кандидатуры, если это:

  • лица младше 25 лет;
  • граждане с судимостью в прошлом,и она осталась непогашенной или не снятой;
  • решением суда относящиеся к недееспособным или имеющие судебное ограничение дееспособности;
  • лица, которые состоят на учете в психоневрологическом диспансере, имеющие зависимость от наркотиков, алкоголя, прочих запрещенных законом веществ и состоящие на учете в наркологических отделениях;
  • лица, фигурирующие в полицейских расследованиях как подозреваемые или обвиняемые в суде;
  • граждане, которые не могут присутствовать на заседаниях суда по причине психических или физических недостатков;
  • препятствием к участию в суде может быть языковой барьер, к заседанию в роли присяжных не допускаются лица, которые не владеют языком, на котором ведется слушание.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Кроме того, возраст кандидата не может превышать 70 лет.

Списки кандидатов

Законодательством РФ строго регламентируются требования, порядок отбора, статус присяжных заседателей. По истечении каждых четырех лет формируются списки лиц — кандидатов в присяжные. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидаты выбираются органами исполнительной власти.

Составляется два списка, первый из которых основной, второй — запасной. Они содержат имена кандидатов, которые имеют постоянное проживание и нахождение на территории региона и соответствуют требованиям к заседателям.

Целью составления запасного списка является своевременное замещение лица из основного списка, которое не может по каким-либо причинам принимать участие в рассмотрении судебного дела.

Важно, что запасной список состоит из числа кандидатов, не превышающего 25 % от общего в основном списке. При этом лица, занесенные в запасной список, избираются из тех, кто проживает в той административной единице, где расположен суд.

Отбор присяжных

Статус присяжных заседателей требует определенных правил в выборе кандидатов. Исполнительно-распорядительные органы, исходя из данных об избирателях, проводят случайный выбор кандидатов, используя Государственную автоматизированную систему «Выборы».

По результатам отбора списки корректируются, исходя из требований к статусу присяжных заседателей. Исключаются лица, не соответствующие ст. 3 Федерального закона, а также в случаях подачи лицом заявления о невозможности исполнения роли присяжного. Причиной отказа может служить:

  • языковой барьер;
  • состояние здоровья;
  • отказ принимается от лиц, достигших 65-летнего возраста;
  • должность судьи, дознавателя, адвоката, пристава, детектива, работающего в частном порядке — если лицо продолжает вести деятельность или срок по ее прекращении составляет менее пяти лет;
  • военнослужащие и уволенные в отставке, если с момента увольнения не прошло пять лет;
  • служба в рядах церкви;
  • работа в органах по надзору за оборотом психотропных препаратов, в органах таможенной службы и внутренних дел, в период привлечения к исполнению гражданского долга в суде, и если с момента увольнения с места службы не прошло пяти лет.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Полномочия

Ст. 333 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержит полномочия присяжных:

  • Участие во всех аспектах уголовного дела, уточнение интересующих вопросов и данных, ознакомление со всеми материалами дела. Осмотр вещественных доказательств и документов по делу производится непосредственно в зале суда.
  • Высказывать просьбы через председательствующего о пояснении норм и законов, озвученных в процессе.
  • Записывать нужные и важные факты дела.

Статус присяжных заседателей не позволяет им покидать зал суда во время слушания, обсуждать судебный процесс с третьими лицами, высказываться до момента вынесения вердикта, заниматься изучением и сбором информации по слушающемуся делу вне зала суда, передавать информацию третьим лицам относительно обсуждений в совещательной комнате.

Предусмотрено п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 299 УПК РФ присяжным отвечать на вопросы в опросном листе во время совещания. Заседатели имеют право смягчить меру наказания, указав это в вердикте и основываясь на ст. 339 УПК.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Наделение полномочиями: как происходит

Статус присяжных заседателей, порядок наделения полномочиями определяется законами страны, а именно ст. 326 УПК. Она формирует порядок составления списков, на основании которых присяжные заседатели наделяются полномочиями таковых.

В российском суде число присяжных 12. Кроме того, существует 2 дополнительных места в коллегии, если один из основных заседателей по каким-либо причинам не может принимать участие в слушании, его замещает один из двух дополнительных кандидатов. Запасные присяжные наделены такими же правами, что и комплексные.

Срок выполнения гражданами своих обязательств присяжных составляет 10 дней один раз в год. Если слушание дела предусматривает более долгий период, то присутствие заседателя продлевается на весь срок судебного разбирательства.

Роль в суде

Согласно законам Российской Федерации статус присяжных заседателей носит обязательный характер для выбранных лиц. И определяется не только как право на вынесение судебных решений, но и как обязанность гражданина страны.

Статус присяжного заседателя приравнивается к статусу судьи, главенствующего в судебном зале. Отличие заключается в том, каким образом выносится вердикт комиссией граждан.

После выступления сторон защиты и обвинения присяжным дают ознакомиться с уликами, указывающими на вину или невиновность подсудимого в деянии. По окончании слушания коллегию заседателей приглашают в отдельную комнату, где они отвечают на вопросы по слушанию. А именно:

  • о доказанности или недоказанности противоправного деяния;
  • о виновности или невиновности подсудимого, исходя из улик и доказательств;
  • о доказанности или косвенности доказательств;
  • о признании подсудимого виновным или невиновным.

Основываясь на ответах присяжных заседателей, судья выносит приговор. Этим ограничивается роль присяжных в процессе слушания дела. О текущих вопросах, касающихся юридической стороны, судья принимает решение самостоятельно.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Обеспечение присяжных материальным вознаграждением

С период участия в судебном процессе присяжным заседателям начисляется оклад, равный половине оклада судьи, исчисляется исходя из количества дней судебного разбирательства. Эта сумма не должна быть меньше получаемой присяжным на основном месте работы.

Выплачиваются средства из федерального бюджета. Командировочные расходы и транспортные к месту суда подлежат компенсации в порядке и размере для суда в конкретном регионе.

В период исполнения гражданского долга сохраняется основное рабочее место, и срок входит в трудовой стаж.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Описание и отличия присяжных и арбитражных заседателей

Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей регулируются законами России. Присяжные выступают в судах РФ на уровне выше районных. Обычно их привлекают для рассмотрения уголовных дел.

Каждые четыре года происходит обновление списков основного и запасного составов коллегии присяжных. Число лиц и данные о них предоставляются губернатору края и после в муниципальное представительство. Непосредственно перед заседанием суда председатель производит отбор кандидатов из списков.

Отличие арбитражных заседателей заключается в том, что они выступают только в судах первой инстанции. Привлечение граждан к рассмотрению дел происходит по ходатайству сторон. Коллегия состоит из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Арбитражные заседатели могут быть представлены торгово-промышленными палатами и ассоциациями. Правовые полномочия приравнены к судейским. Решают в основном экономические споры.

Неприкосновенность заседателей

Закон РФ № 113 в ст. 12 гласит, что присяжные, члены их семей и их имущество являются неприкосновенными на период, предусмотренный законодательными актами.

Конституцией РФ предусмотрены права и свободы судей и заседателей присяжных и арбитражных, также ФКЗ от 31.12.96 «О судебной системе РФ».

Правоохранительные органы обеспечивают безопасность лиц, участвующих в судебных разбирательствах.

Присяжный заседатель зарплата 2020 г.: Сколько зарабатывают присяжные?

Заседателем может стать любой гражданин, который подходит под следующие требования:

  1. Возраст от 25 лет.
  2. Отсутствие непогашенных судимостей.
  3. Отсутствие факта наблюдения у психолога или невролога.
  4. Гражданин Российской Федерации.
  5. Знание русского языка.
  6. Отсутствие физических недостатков.
  7. Не должен являться подозреваемым или обвиняемым в любом уголовном или административном деле.

Зачастую, при соответствии этим требованиям, выносится положительный вердикт. Через некоторое время гражданин может быть приглашен на суд присяжных председателей в качестве непрофессионального судьи.

Как формировался институт присяжных в России?

В 1917 году в России советское правительство ликвидировало суды присяжных, и снова вернулись к этому виду судебного процесса с 1993 года. Целью создания суда стало стремление изменить устоявшуюся систему, включая в себя коррумпированность и человеческий фактор. Была создана Концепция судебной реформы.

Законодательство в сфере суда присяжных с тех пор понесло немало изменений, вопрос же оплаты труда присяжных практически не изменился. Регулируется согласно ст. 11 Закона России «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Все заседатели разделены на два списка: запасной и общий. Обновление этих списков происходит ежегодно. Обязательства по ведению документации ложатся на местную администрацию.

Общий список включает в себя тех, кто постоянно проживает на территории субъекта страны. Администрация должна поместить в эту группу такое количество людей, которые бы смогли позволить функционировать суду в обычном режиме, вне зависимости от количества дел, где участвуют заседатели.

Количество лиц, которое должно входить в общий список, определяется председателем за три месяца до окончания действия предыдущего перечня. Отлаженная схема позволяет наладить порядок и сроки создания списков.

Исполнительный орган несет ответственность и за определение количества граждан, которые должны фигурировать в перечнях. Каждый из представителей определяется в зависимости от персональных сведений, предоставленных для получения верной оценки гражданина. Данные вносятся в базу Единой автоматизированной системы.

Читайте также:  Статья 60. Порядок исследования вопросов

Важно! Запасной список представляет собой тех граждан, которые проживают на постоянной основе в пределах территории, где расположился суд. Оба перечня публикуются в средствах массовой информации. Списки содержат в себе только ФИО человека. Каждый участник получит оплату в размере, определенном правительственными постановлениями, которые передаются из федерального бюджета.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Если же судебный заседатель, включенный в список, не согласен с выдвинутым решением, то он вправе написать заявление для его исключения по причине необоснованности включения в заседатели.

Такое обращение рассматривается в течение пяти дней. При наличии иных несогласий с решениями граждане могут отправляться на судебные разбирательства.

При внесении изменений в списки информация должна публиковаться в средствах массовой информации.

Гражданин может быть исключен из списка в следующих случаях:

  • Существуют обстоятельства, которые не позволяют гражданину участвовать в судебных процессах.
  • Гражданин более не имеет возможности соответствовать требованиям на следующих основаниях:
    • военнослужащий;
    • достижение возраста 65 лет;
    • замещение должности в органах муниципалитета;
    • имеются проблемы со здоровьем, которые подтверждаются документально;
    • отсутствие знания русского языка, если слушания ведутся на нем;
    • священнослужитель;
    • сотрудники исполнительных структур ведут частную практику детектива, которая подтверждена соответствующей лицензией.

Предлагаем ознакомиться:  Дорога построена с нарушением жалобы

Далее присяжные привлекаются к определенным слушаниям. За отбор граждан ответственность несут аппаратный орган и стороны судебного процесса. У председателя есть возможность отстранить гражданина от выполнения обязанностей. Если же заседатель подозревается в необъективности, то он должен быть исключен из списка. Причина возникновения предвзятого мнения не важна.

Законодательство определяет, что лица должны рассматривать дело в течение 10 дней. Если же процесс затянулся на более долгий срок, то они обязаны заниматься делом до окончания процесса. Если гражданин был вызван, но не отобран для слушания, то он необходим для участия в другом производстве.

Составление списка кандидатов на должности присяжных заседателей происходит в Высшем исполнительном органе власти в России при помощи использования личных данных граждан регионов. Когда судья обусловленного суда назначает дату судебного разбирательства с участием заседателей, работником судебной системы с помощью программы случайного выбора определяются фамилии народных заседателей.

Причины отказа могут быть такими:

  • кандидат на протяжении года был участником суда присяжных;
  • кандидат является опекуном недееспособного ребенка либо имеет на иждивении ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста;
  • ограничение по возрасту до 60-65 лет;
  • болезнь;
  • командировка;
  • религиозные ограничения.

Таким образом, гражданин для отказа от введения его в список присяжных заседателей пишет заявление о самоотводе и обращается с ним в префектуру.

Как находят присяжных для судебного процесса?

Судей из народа избирают после проведения федеральных выборов. Присяжным может стать практически каждый. В случае согласия гражданина приступить к обязанностям заседателя ему предоставляется право на освобождение от выполнения обязанностей в дни работы в суде, выплата жалования. Что касается нетрудоустроенных граждан, им оплачивается 50% от заработка судьи, в суде которого идет разбирательство.

Из основных требований – физическое и психологическое состояние присяжного должно быть нормальным, а также заседатель не может иметь какой-либо государственной должности и быть судимым.

Этот вопрос является не таким простым, как кажется, на первый взгляд, поэтому для получения более детальной информации и достоверных знаний о тонкостях назначения, участия и оплаты труда заседателя вы можете получить в юридических конторах вашего города.

Также у вас есть возможность получить бесплатную консультацию квалифицированного юриста 24 часа в сутки без выходных на нашем сайте, вам достаточно написать свой вопрос в форму внизу или в статье, и опытные юристы с радостью Вам ответят.

Права:

  1. Разъяснение интересующих вопросов со стороны судьи, так как вне зависимости от того, кто участвует в деле, такие присяжные заседатели не обязаны иметь юридического образования, что определяет возможность наличия пробелов в знании законодательства страны.
  2. Принимать полноценное участие в выяснении обстоятельств, в том числе и опрашивать любого человека, являющего участником судебного процесса.
  3. Ознакомление с материалами дела и вещественными доказательствами.
  4. Делать записи.

Что не имеют права делать:

Как оформить отсутствие работника, если он выполняет государственные обязанности?

журнал «Кадровое дело» (№ 6, 2010). Подписка на журнал. Представьте себе ситуацию: сотрудник организации является специалистом узкого профиля и привлекается в качестве эксперта следственного процесса. Или: военнообязанного, пребывающего в запасе, вызывают на военные сборы.

А может быть, кому-то из ваших подчиненных нужно присутствовать в суде в качестве присяжного заседателя. О чем говорят все эти случаи? О том, что работника на время выполнения государственных обязанностей необходимо освободить от работы и особым образом оформить его отсутствие.

  • Что такое гособязанности?
  • Дни исполнения гособязанностей обозначаются в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым – «23».
  • Документы в тему
  • Работник – присяжный заседатель

Трудовое законодательство (ст.

170 ТК РФ) предписывает работодателю освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (или должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей. Эти понятия законодатель четко не разделяет. Но нам это сделать необходимо.

Под общественными обязанностями подразумеваются, например, участие работника в коллективных переговорах в качестве представителя сторон[1], исполнение обязанностей трудового арбитра, посредника при разрешении коллективного трудового спора, донорство[2].

Под государственными обязанностями – участие в деятельности какого-либо государственного органа, который привлек гражданина к выполнению определенных задач. И эти обязанности, бесспорно, являются наиболее важными и ответственными. Самая распространенная гособязанность, встречающаяся в практике кадровиков, – призыв работающих граждан на военные сборы[3].

Одной из наиболее редких является привлечение работника в качестве эксперта, например, в суд или органы предварительного следствия. Что касается оформления документов, наибольшие сложности кадровики испытывают, когда оформляют отсутствие работника, участвующего в судебном процессе в качестве присяжного заседателя.

Сложность связана с тем, что срок такого участия невозможно предсказать. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, один раз в год на 10 рабочих дней.

Но если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения названного срока – на все время рассмотрения дела[4]. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Федеральные законы: • от 20 августа 2004 г.

№ 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; • от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; • от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; • от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; • от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Итак, работник вызван в суд в качестве присяжного заседателя. О своей обязанности участвовать в судебном процессе он извещает кадровую службу повесткой суда, в которой, как правило, указан десятидневный срок. На этот срок кадровик оформляет приказ об освобождении работника от работы.

Однако по истечении 10 рабочих дней, как мы уже сказали, работник может не появиться на работе. Бывает так, что он не сразу сообщает своему непосредственному руководителю или в отдел кадров о продлении срока судебного заседания или информирует об этом устно.

Почему так происходит? Причин несколько: сотрудники суда несвоевременно оформляют извещение о продлении срока заседания; присяжный заседатель занят судебным процессом, полагая, что имеет законное право не выходить на работу. А сотруднику кадровой службы остается только догадываться, какова реальная причина отсутствия работника. В подобной ситуации рекомендуем оформить письменное уведомление в адрес работника с просьбой подтвердить причину неявки на работу. Бывает и наоборот: руководитель сотрудника, вызванного в суд в качестве присяжного заседателя, не хочет освобождать его от работы. Такая проблема существовала всегда. Даже в советские времена народным заседателям зачастую приходилось тайком от руководства идти в суд для участия в рассмотрении дела. Сейчас законом предусмотрена ответственность работодателя, препятствующего явке в суд присяжного заседателя. В подобных случаях Кодекс РФ об административных правонарушениях предписывает наказывать должностное лицо административным штрафом в размере от 500 до 1000 рублей (ст. 17.5 КоАП РФ). Сколь долго бы ни отсутствовал работник, исполняющий обязанности присяжного заседателя, не допускается его увольнение или перевод на другую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде[5]. Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Гарантии и компенсации работникам

Итак, во всех случаях исполнения работником государственных обязанностей предусмотрена обязанность работодателя сохранить за ним рабочее место или должность. В некоторых случаях за работником сохраняется и средний заработок на время выполнения таких обязанностей. Так, гражданам на время военных сборов средний заработок выплачивает по месту работы организация-работодатель[6]. Впоследствии выплаченные суммы среднего заработка организации компенсирует военкомат. Но это скорее исключение, чем правило[7]. Работодатель сохраняет рабочее место только при исполнении работником государственных обязанностей в рабочее время. Статьей 170 Трудового кодекса предусмотрено, что органы, в интересах которых работник исполняет государственные обязанности, сами выплачивают ему компенсацию в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Например, за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за аналогичный период[8]. Комментарий юриста Татьяна БУКВИЧ, начальник юридического отдела ООО ЧОА «Щит и Меч» (г. Сургут): – Трудовой кодекс не содержит точного перечня государственных органов, которые могут привлекать работника к исполнению государственных обязанностей, а также перечня гарантий и компенсаций, которые работодатель обязан предоставить работнику в этих случаях. Но тем не менее какой бы госорган не привлекал работника, удерживать его на работе работодатель не вправе. Более того, во всех случаях привлечения работника к исполнению государственных обязанностей работодатель обязан сохранить за работником место работы (должности) на время исполнения этих обязанностей. Кроме этого, напомню, что работодатель сохраняет средний заработок на период исполнения работником гособязанности не только в случае привлечения работника к военным сборам, но и при вызове его в налоговый орган в качестве свидетеля*.

Читайте также:  Статья 14. Судебно-психиатрическая экспертиза

________________________________________ * Статья 131 НК РФ, постановление Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».

________________________________________ [1] Об участии в коллективных переговорах см. в № 3, 2010 [4]. [2] Подробнее об оформлении компенсаций донорам читайте в № 7, 2009 [5]. [3] Подробнее о том, как оформить документы в связи с призывом на военные сборы, см. в № 9, 2009 [6]. [4] Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». [5] Пункт 3 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ . [6] Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». [7] Статья 111 КЗоТ РФ возлагала на работодателя во всех случаях исполнения государственных или общественных обязанностей сохранить за работником средний заработок.

[8] Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Кадровое дело № 6 июнь 2010

Читать также

Статьи этого раздела

Я — в списке присяжных заседателей. и что теперь делать?

В почтовые ящики красноярцев приходят бумажки о включении в список присяжных заседателей — у горожан появляются вопросы, на которые нет очевидных ответов. Newslab разбирается, как реагировать на подобные приглашения, можно ли игнорировать их и что будет, если согласиться.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

Зачем вообще нужны суды присяжных?

Это атрибут демократического общества, на которое возлагается часть ответственности за вынесение приговоров обвиняемым. Присяжные, выбранные из не имеющих профессиональных знаний в области права граждан, в ходе судебных заседаний решают фактический вопрос — виновен или не виновен подсудимый.

Например, в ноябре 2018 года суд присяжных в Красноярске вынес приговор мужчине, который во время переговоров пытался зарезать партнера по бизнесу. Преступление он совершил на людях, но в суде все отрицал — однако убедить присяжных в собственной невиновности мужчине не удалось. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

Впрочем, легко найти присяжных у судов получается не всегда. Так было с делом расстрелявшего родственников жителя Хакасии. Подсудимые попросили, чтобы решение по их делу приняли присяжные заседатели, но суд столкнулся с неожиданной проблемой.

Из 400 приглашенных для участия в заседании кандидатов согласие выразили лишь четыре человека. Суд же обязан обеспечить явку 40 человек, из которых потом выберут 12 основных и двух запасных присяжных заседателей.

В крайнем случае, отбор кандидатов могут начать при явке 20 человек.

«Абсолютное большинство из них заявило о нежелании принимать участие в рассмотрении уголовного дела. Причины, которые, по их мнению, не позволят им прийти в суд — различные.

Такая ситуация чревата тем, что в назначенное время мы не сможем приступить к судебному рассмотрению уголовного дела, что приведет к увеличению как сроков его рассмотрения, так и понесенных бюджетом расходов», — пояснял тогда председатель суда Виктор Носов.

К счастью, вскоре после этого суду удалось сформировать коллегию присяжных заседателей. В итоге решением суда «буденовского стрелка» из Хакасии пожизненно лишили свободы.

То есть в суд присяжных могут вызвать любого?

Нет, не любого. Присяжным заседателем не могут стать:

  • люди младше 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (не могут быть присяжными в конкретном деле);
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.

Из списка кандидатов в присяжные заседатели вас могут исключить и по другим причинам — например, если у вас проблемы со здоровьем, вам исполнилось 65 лет, вы священник, замещаете должность чиновника в органах местного самоуправления, являетесь адвокатом, нотариусом, приставом, судьей, следователем, дознавателем, прокурором, частным детективом или перестали заниматься этим менее пяти лет назад и т. д.

Списки присяжных формируют каждые четыре года и ежегодно проверяются и дополняются, так что получить «повестку» — дело обычное, если вы соответствуете не самым строгим критериям.

Меня вызвали, но я не хочу быть присяжным — что мне грозит?

У вас есть две недели, чтобы ознакомиться с приглашением и письменно заявить о своем отказе. Кроме перечисленных выше причин, поводом для отказа могут стать ваши религиозные убеждения, дети до трех лет и другие уважительные причины.

Памятка для присяжных заседателей Красноярского краевого суда

Кстати, причина «не отпустят с работы» будет поводом лишь в том случае, если отлучение на время от службы «нанесет существенный вред общественным или государственным интересам». А вот если работодатель пригрозил вам увольнением за ваше желание быть присяжным, то его могут оштрафовать — правда, всего на какие-то 500-1000 рублей.

Если быть присяжным вы не хотите, но причин для отказа нет, гражданский долг придется выполнять. За неявку в суд без уважительной причины присяжного заседателя могут оштрафовать на сумму до 2500 рублей. Однако это крайние меры, которые актуальны только в том случае, если вы согласились быть присяжным, получили извещение о дате заседания, но не пришли.

Ладно, соглашусь. Нужно как-то готовиться?

Специально готовиться не нужно, но имеет смысл почитать главные документы на эту тему:

Как проходят суды присяжных?

После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей секретарь или помощник судьи случайным образом отберет кандидатов из списка — в зависимости от дела и статуса суда в их число попадут от шести до четырнадцати человек.

Важное замечание: если в течение года вы уже были в числе присяжных, во второй раз вас не выберут.

Как только предварительный список сформируют, вы получите извещение о прибытии в суд, не позднее чем за неделю до начала заседания.

Перед началом заседания еще можно заявить самоотвод — устно или письменно заявить о нежелании быть в числе присяжных по каким-то причинам и, если суд удовлетворит ходатайство, тут же удалиться из зала суда.

Распустить присяжных могут и по ходатайству сторон — например, если судья согласится, что из-за однородности состава с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и других факторов, они не смогут вынести справедливый вердикт.

Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного арбитражного заседателя. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного и арбитражного заседателя

Определяя порядок исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», прежде всего, отсылает к УПК РФ. В ч. 3 ст.

 326 УПК РФ указано, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Соответственно, воспроизводя и детализируя данную норму, часть 1 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» устанавливает, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным ст.

 3 «Требования, предъявляемые к присяжным заседателям» и 7 «Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели» Федерального закона от 20 августа 2004 г.

 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Следует отметить, что Конституционный Суд России определением от 24 июня 2008 г.

№357-О-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы на данную норму, в которой утверждалось, что эта норма позволила сформировать для рассмотрения уголовного дела заявителя коллегию присяжных заседателей таким образом, что в ее состав вошли лица, не прошедшие в соответствии с ч. 1 ст. 326 УПК РФ процедуру случайной выборки. При этом Конституционный суд России отметил следующее:

по смыслу положений статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», гражданин, вызванный в суд в качестве кандидата в присяжные заседатели, но не вошедший в состав коллегии присяжных, не освобождается от своего гражданского долга участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя в текущем году, — он может быть привлечен в качестве кандидата в присяжные заседатели по другому делу. При этом порядок привлечения определяется ч. 1 ст. 326 УПК РФ, согласно которой после назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. Сторона защиты, как отметил КС России в определении от 23 мая 2006 г. №189-О, вправе оспаривать выполнение требований закона о соблюдении процедуры выборки кандидатов в присяжные заседатели и заявлять отвод включенным в предварительный список кандидатам;

таким образом, часть 2 статьи 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г.

 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» не освобождает суд от обязанности после назначения нового судебного заседания вновь произвести отбор кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки и без соблюдения этого условия не позволяет включать кандидатов в присяжные заседатели, вызванных в суд по одному уголовному делу, в предварительные списки кандидатов в присяжные заседатели по другим делам. В силу этого данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. В течение указанного периода гражданин включен в список арбитражных заседателей и утвержден в установленном законом порядке, однако, за в данном случае правовая регламентация привлечения его к отправлению правосудия по разрешению конкретного спора отсутствует, т.е.

на протяжении всего периода он может постоянно привлекаться к участию в разбирательстве дела, а может не привлекаться вообще, течение срока его полномочий от этого не зависит.

По истечении указанного срока, Пленум ВАС РФ принимает решение о прекращении полномочий арбитражного заседателя, что является основанием для исключения его из списка соответствующего суда.

По логике Федерального закона от 30 мая 2001 г.

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», контроль за соблюдением сроков осуществления полномочий арбитражным заседателем относится к компетенции арбитражного суда субъекта РФ, который наделен значительной свободой действий в отношении рассматриваемой категории субъектов. Реализация подобного порядка осуществления контроля в значительной мере затруднена в связи с большим количеством арбитражных заседателей в отдельных судах, а также загруженностью состава суда.

Общий порядок определения момента окончания срока полномочий арбитражного заседателя установлен ст. 192 ГК РФ, предусматривающей, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. Поскольку Федеральный закон от 30 мая 2001 г.

Читайте также:  Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» определяет, что срок полномочий арбитражного заседателя равен двум годам, то в соответствии с предписаниями ГК РФ полномочия заседателя прекращаются в последний день года, в котором истекает срок его полномочий, т.е.

31 декабря соответствующего года. Общий порядок подлежит применению в случае, если специальным нормативным актом не установлены иные правила исчисления сроков.

В этой связи большую практическую ценность представляет собой положение п. 1 статьи 4 Федерального закона от 30 мая 2001 г.

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», устанавливающей специальный порядок прекращения полномочий арбитражного заседателя: срок его полномочий истекает в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

Тем самым нет необходимости высчитывать точную дату прекращения полномочий заседателя, она определяется исходя из даты утверждения гражданина Пленумом ВАС РФ. Так, если арбитражный заседатель был утвержден 2 июня 2010 г., то соответственно срок его полномочий истекает 30 июня 2012 г., т.е. в последний день месяца.

Истечение установленного Законом срока полномочий не означает полного прекращения деятельности в составе суда. Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 30 мая 2001 г.

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» содержит специальные гарантии для арбитражных заседателей, позволяющие им неоднократно выдвигать свои кандидатуры для утверждения в качестве арбитражного заседателя.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №С7-7/УЗ-673 говорит, что срок полномочий арбитражного заседателя в два года, по истечении которого он может быть вновь включен в списки арбитражных заседателей.

Очень важно законодательное закрепление о том, что ранее исполнявший обязанности арбитражного заседателя кандидат имеет возможность вновь принять участие в отправлении правосудия, выбор и утверждение такого кандидата происходит на общих основаниях и каких-либо преимуществ он не имеет, т.е.

списки арбитражных заседателей, в которых имеются кандидаты, ранее исполнявшие обязанности арбитражных заседателей, формируются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Затем указанные списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

По истечение срока полномочий, Закон не предоставляет арбитражному заседателю каких-либо преимуществ для повторного включения его в списки арбитражных заседателей, устанавливая обязанность соблюдения общих правил утверждения списков, установленных Федеральным законом от 30 мая 2001 г.

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации». Указанный порядок способствует сохранению высокого морального уровня отдельных представителей народа России, которые имеют намерения принимать участие в разрешении споров в составе суда.

Независимо от количества повторного включения в списки арбитражных заседателей, гражданин обязан представлять необходимые документы, а также соответствовать установленным Федеральным законом от 30 мая 2001 г.

№70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» требованиям.

Таким образом, личность кандидата систематически подвергается проверке, в первую очередь, со стороны торгово-промышленной палаты либо иного объединения, рекомендующего гражданина на утверждение его в качестве арбитражного заседателя, а также со стороны арбитражного суда субъекта РФ, который включает соответствующую кандидатуру в общий список.

Далее обратимся к оплате труда присяжных и арбитражных заседателей и к исчислению трудового стажа.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Относительно арбитражных заседателей: время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

На присяжного и арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Лица, препятствующие присяжному и арбитражному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предлагается закрепить порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения

Минюст России опубликовал для общественного обсуждения законопроект, которым предлагается определить, что порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Согласно пояснительной записке в 2017–2019 гг. установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений. Отмечается, что на основании ст.

11 Закона о присяжных заседателях за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

При этом порядок выплаты компенсационного вознаграждения, в том числе срок, законодательством не установлены. В то же время нормы ТК РФ не предусматривают обязанность работодателя сохранять за работником на период исполнения обязанностей присяжного заседателя его заработок, возлагая обязанность по обеспечению работника соответствующей компенсацией на государственные органы.

В связи с этим, законопроектом предлагается внести в ст. 11 Закона о присяжных заседателях изменение, в соответствии с которым порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Отмечается, что аналогичным образом урегулирован порядок оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (Постановление Правительства от 14 апреля 2020 г. № 504 «Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей»).

В комментарии «АГ» председатель МКА «Миронов, Кудрявцев и партнеры» Иван Миронов указал, что, помимо прочего, с принятием такого закона будут установлены твердые сроки получения денежных выплат «народными судьями».

«В настоящее время присяжным заседателям в период исполнения ими судебных функций суд выплачивает компенсационное вознаграждение за счет бюджетных средств, также возмещаются все командировочные и транспортные расходы.

При этом порядок выплаты вознаграждения, как и сроки платы за труд присяжных, законом не определены. В результате, как показывает практика, присяжные по полгода вынуждены добиваться причитающихся им по закону денежных компенсаций.

Более того, положения трудового законодательства не обязывают работодателя сохранять за работником его заработок на период исполнения полномочий присяжного», – отметил он.

Иван Миронов посчитал, что нормы о порядке выплат присяжным компенсационного вознаграждения, защите их гражданских и трудовых прав должны быть четко сформулированными и исключать какое-либо двоякое толкование, поскольку именно на суды присяжных сегодня в России возлагается огромная надежда: процент вынесенных ими оправдательных приговоров весьма существенен. За 2019–2020 гг. (с учетом коронавирусной пандемии) присяжные оправдали более четверти подсудимых.

Адвокат, управляющий партнер АБ «FORTIS» Вячеслав Земчихин указал, что в России законопроекты разрабатываются и вносятся на рассмотрение только тогда, когда сфера общественных отношений дает сбой, что свидетельствует о низком качестве законотворческой деятельности. «Этот случай – не исключение.

Когда стало очевидно, что присяжные не получают вознаграждение до полугода, стало понятно, что в этой сфере пора навести порядок. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Мало предусмотреть срок выплат. Очень важно зафиксировать четкий механизм, который будет иллюстрировать, скажем так, нестандартные случаи.

Например, часто случаются неявки присяжных заседателей в процесс. Остальные присяжные при этом в процесс приходят. Будет ли оплачиваться им потраченное время? Ведь на свое основное место работы они в этот день не вышли.

Что делать, когда присяжный заболел? Кто будет оплачивать ему это время? В любом случае он в этот период времени находится в статусе присяжного.

Как будет выстроена система обмена информацией между финансовой службой суда и секретарем судебного заседания? Каковы будут обязанности секретаря судебного заседания или помощника судьи по предоставлению информации финансовой службе суда? Ответы на эти и многие другие вопросы должны содержаться в законопроекте», – подчеркнул адвокат.

Ссылка на основную публикацию