Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

27.06.2018

Дети, оставшиеся без попечения родителей могут полагаться на нормы социального обеспечения, предоставляемых государством. Дети без родителей являются слабой социальной группой.

При этом ребенок после смерти родителей или после лишения родительских прав отправляется на воспитания в дом ребенка или в детский дом.

Государственные организации стараются способствовать усыновлению детей, которых можно также взять под родительскую поддержку. Есть специальные базы данных детей, которых можно усыновить.

В законодательном порядке права детей-сирот регулируются нормами семейного и гражданского законодательства Российской Федерации.

В соответствии с НПА на социальную поддержку могут рассчитывать дети-отказники, сироты, не достигшие возраста совершеннолетия, дети, оставшиеся без попечения из-за смерти родителей или в следствии лишения родительских прав по тем или иным основаниям.

Также отметить надо то, что есть общие меры социального обеспечения, исходящие от государства и меры, которые разрабатываются на уровне региональной власти для поддержки детей-сирот.

Виды социальной помощи для детей-сирот

Государство должно обеспечить сирот одеждой, питанием, предметами обучения, медицинским обслуживанием. Дети могут бесплатно проходить обучение и проживать в детских домах или в интернатах вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста.

В целом, права сирот могут быть личными. При осуществлении личных прав ребенок может получать право на уважение достоинства, воспитание в семье усыновителя или опекуна, право на общение с родственниками, выражение собственного мнения при определении места жительства по достижению десятилетнего возраста.

Если говорить об имущественных правах, то дети могут гарантированно рассчитывать на выплаты алиментов, пенсий и социальных пособий. Ребенок может сохранить право собственности на объекты движимого или недвижимого имущества, принадлежащих умершим или лишенным прав родителей. Дети имеют право на дошкольное, школьное и профессиональное образование.

Дети, не имеющие жилья, могут рассчитывать на государственное жилье по достижению восемнадцатилетнего возраста. По наступлению совершеннолетия ребенок не может находиться в детском доме или в интернете, поэтому при поступлении в казенные учреждения ребенок ставится на учет, позволяющий в дальнейшем получить жилье.

Дети имеют полное право на полное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. Это регулярные осмотры, лечение и нахождение в профилакториях и санаториях.

Также дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами: право на получение пособия по безработице в период шести календарных месяцев в размере, равному среднему уровню заработной платы, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного.

Также у таких категорий граждан есть неотъемлемое право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя.

Особенности оформления статуса ребенка без попечения родителей

Семейное законодательство Российской Федерации предусматривает то, что дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или же они вовсе погибли получают статус сирот. Статус присваивается официально государственными органами вплоть до того момента, пока ребенку не исполнится восемнадцать лет.

Все дети, находящиеся временно под опекой государства имеют многочисленные льготы, например, они могут претендовать на получение квартиры от государства.

Официальный статус ограничивает нерадивых родителей от материальных претензий по отношению к ребенку.

Статус ребенка-сироты присваивается на основании подтверждения о смерти или изначальном отсутствии родителей, на основании решения суд о лишении свободы или заключения под стражу родителей или на основании предварительного решения о лишении родителей их родительских прав, либо выписки или иного документального подтверждения тяжкого или психического заболевания родителей.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Самое важное по теме: «защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ми профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

Защита прав ребенка оставшегося без попечения

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Семейное право » Опека и усыновление » Дети оставшиеся без попечения родителей

Читайте также:  Декларация при закрытии ИП - советы юриста

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Содержание

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей.

Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой. 

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Здравствуйте, моя внучка была признана сиротой, оставшейся, без попечения родителей. Она учится в университете и пользуется льготами сироты. И у нас снова требуют справку о том, что она действительно является сиротой.

рамзия15.09.2020 18:46

Добрый день.

Уточните, пожалуйста, кто у вас требует данную справку, для каких целей? когда вами данная справка была предоставлена в последний раз?

Чашин Константин Викторович16.09.2020 11:02

Задать дополнительный вопрос

  • Здравствуйте, как быть и куда грамотно направить запрос для разъяснения, почему опекунам не положена выплата в связи с короновирусом. Получается нарушены права детей оставшихся без попечения родителей

Екатерина 12.05.2020 12:47

Добрый день!

Попробуйте написать жалобу в админимтсрацию президента http://letters.kremlin.ru или уполномоченному по праввам ребенка в РФ http://deti.gov.ru/search

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

Шарабарова Ирина Павловна12.05.2020 13:19

Задать дополнительный вопрос

Как можно ли наказать женщину если она оставляет детей на всю ночь ,при том что один больной. И подбивает чужую семью . А она уже состоит на учете у соц службы. Соц службы должны на это реагировать?

Лилиана16.01.2019 00:18

Добрый день!Обратитесь в полицию. Положение ст. 5.35 КоАП РФ гласит:»Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

Читайте также:  Регистрация ИП - особенности - советы юриста

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей». 

Сайботалов Вадим Владимирович08.02.2019 14:34

Задать дополнительный вопрос

Вы вправе обратиться в дежурную часть ближайшего отдела полиции с письменным заявлением или устным сообщением по телефону. Ваше заявление или сообщение обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть в установленные законом сроки, после чего вынести законное и обоснованное решение.

09.02.2019 10:25

Задать дополнительный вопрос

Каким образом защищают права детей оставшихся без попечения родителей ? И как можно нарушить права детей оставшихся под опекой ?

Василий20.10.2018 15:42

Добрый день! Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями: в процессе судебного разбирательства; впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.

Это одна из основных гарантий, предоставляемых государством. При этом получить среднее образование можно совершенно бесплатно. Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства.

Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.Все граждане нашей страны имеют право на жилье. Квартира или дом, условия в которых соответствуют установленным нормам, должны быть у каждого. Жилищные права детей-сирот строго регламентированы законом.

 Помимо сохранения или предоставления недвижимости представители рассматриваемой категории лиц нуждаются в защите своих законных интересов, связанных с иными вещами. При на рушении прав сирот следует ответственность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Мальцева Лариса Степановна20.10.2018 20:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

21.10.2018 10:10

Задать дополнительный вопрос

Предлагаем вашему вниманию информационный материал, разъясняющий законодательство о полномочиях прокурора по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке

     В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье человека, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Это конституционное положение развивается и закрепляется в ряде законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данным Законом, в частности, установлено, что ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в соответствующем субъекте Российской Федерации.

  •      Прокуратура Российской Федерации, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, наделена определенными полномочиями по  устранению нарушений закона, восстановлению и защите прав и свобод человека и гражданина.
  •      Одним из полномочий прокурора является закрепленное в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов обратившегося к нему гражданина по вопросам социальной защиты, включая социальное обеспечение.
  •      Аналогичное право прокурора закреплено в статье 10 указанного выше Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  •      Примером реализации указанного полномочия является случай из практики прокуратуры Акбулакского района.
  •      При проверке обращения жительницы района прокуратура установила, что заявительница относится к категории лиц, на которых распространяются дополнительные гарантии по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     В период обучения  в профессиональном училище п.

Акбулак девушка в соответствии с договором «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время», заключенным между ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» и ГАОУ НПО «ПУ № 51 п. Акбулак», осуществляла работу в училище в качестве подсобного рабочего со 2 по 30 апреля 2013 года на основании срочного трудового договора.  

    Центром занятости населения района в феврале 2015 года она признана безработной и ей назначено пособие по безработице в минимальном размере, увеличенном на размер районного коэффициента. Это решение центр занятости мотивировал тем, что девушка не является лицом, ищущим работу впервые, поскольку работала по трудовому договору в период со 2 по 30 апреля 2013 года.

     Между тем на основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 19.04.

1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального обучения и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости, считаются занятыми.

     Прокурор Акбулакского района, полагая, что представленная в 2013 году центром занятости услуга по временному трудоустройству в период учебы (когда заявительница была лицом занятым, имела статус обучающегося) не повлекла утраты права на получение дополнительных мер социальной поддержки, не согласился с размером назначенного пособия по безработице и обратился в суд с иском к ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» о выплате пособия в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Оренбургской области с 9 февраля 2015 года, в течение 6 месяцев.

     Акбулакским районным судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

     Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 15.09.2015 решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГКУ «ЦЗН Акбулакского района» без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.

 Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Посмотреть новость на региональном сайте Прокуратуры

Советы юриста детям-сиротам — Вера, Надежда, Любовь

  • (актуальность информации и её соответствие законодательству подтверждены по состоянию на 27 июля 2017 года)
  • Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • На решение проблем сиротства направлен ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся:
  • — Семейный кодекс РФ;
  • — Жилищный кодекс РФ;
  • — Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • — Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • — Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • — Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» .
  • и другие.
  • Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
  • Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
Читайте также:  Статья 5 АПК РФ. Независимость судей арбитражных судов (действующая редакция)

(ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Функции по защите прав и интересов детей возлагаются на органы опеки и попечительства в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения(ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ).

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— усыновление (удочерение),

— передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ).

Государственные гарантии по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей (ст. 71 Семейного кодекса РФ).

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса РФ). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — 1/4, на двух детей – 1/3, на трех и более детей – 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование

Какие льготы предоставлены при поступлении в учебные учреждения?

Законы о поддержке семей и защите детства

В Российской Федерации права детей регулируются:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Жилищным кодексом;
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • другими нормативно-правовыми актами.
  • В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.
  • Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса
  • По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:
  • дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
  • дополнительная разовая выплата на детей с трех до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
  • ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
  • ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
  • один из уволенных с 1 марта родителей сможет дополнительно три месяца (апрель, май, июнь) получать по 3 000 рублей за каждого несовершеннолетнего ребенка;
  • увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.

Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.

Расширение программы маткапитала

С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться.

Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати.

Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала.

Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.

Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ

По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.

Обеспечение школьников бесплатным питанием

По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета. Реализация закона начнется уже с 1 сентября.

Совместная учеба братьев и сестер

Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.

Повышение безопасности детского отдыха

С 1 июня компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также была установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Защита детей от «колумбайн-сообществ»

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях.

 Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних.

Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления. 

  1. Упрощение поиска пропавших детей
  2. В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.
  3. Защита прав детей на жилье при разводе родителей
  4. Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.
  5. Дети – приоритет

В поправках в Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]