Статья 1. Общие положения

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства 1.

Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
  4. участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ)
  7. платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  8. деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

  1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
  2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
  3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
  4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

  1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
  2. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
  3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 4. Применение международных договоров Российской ФедерацииЕсли международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Статья 5. Участники земельных отношений

  1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
  3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
    • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
    • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Статья 6. Объекты земельных отношений

  1. Объектами земельных отношений являются:
    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.
  2. Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

  1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
    • земли сельскохозяйственного назначения;
    • земли поселений;
    • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    • земли особо охраняемых территорий и объектов;
    • земли лесного фонда;
    • земли водного фонда;
    • земли запаса.
  2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

  3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Читайте также:  Статья 10. Паевой фонд кооператива

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

  1. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
    • земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
    • земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
    • земель, находящихся в частной собственности:
    • земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

    Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)

    Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

  2. Категория земель указывается в:
    • актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
    • договорах, предметом которых являются земельные участки;
    • документах государственного земельного кадастра;
    • документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

  1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
    • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
    • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
    • государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
    • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
    • изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
    • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
    • иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
  2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

  1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
  2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

  1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
  2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях РФ это центральный документ, который устанавливает нормы административного права. Он содержит перечень административных правонарушений и устанавливает меры ответственности за их совершение, состоящий из 5 разделов и 32 глав, имеющий следующую структуру:

Задачей Кодекса об административных правонарушениях является охрана прав и свобод граждан, конституционного строя, собственности, прав и интересов предприятий, учреждений, организаций, установление правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание у граждан уважения к Конституции и других законов РФ, уважения достоинства и чести других граждан, выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Раздел «Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП)» всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдете последнюю действующую редакцию Кодекса с изменениями и дополнениями. Кроме этого, КоАП содержит комментарии к статьям.

Юрист-консультант по административным правонарушениям бесплатно ответит на ваши вопросы и предоставит ссылки на нужные статьи Кодекса по телефону в Новосибирске +7 913 202-6394.

Скачать документ целиком можно по ссылке в конце страницы.

  • Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
  • Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
  • Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени
  • Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 2.2. Формы вины
  • Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
  • Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
  • Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
  • Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
  • Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
  • Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости
  • Статья 2.7. Крайняя необходимость
  • Статья 2.8. Невменяемость
  • Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  • Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
  • Статья 3.1. Цели административного наказания
  • Статья 3.2. Виды административных наказаний
  • Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
  • Статья 3.4. Предупреждение
  • Статья 3.5. Административный штраф
  • Статья 3.6. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ.
  • Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • Статья 3.8. Лишение специального права
  • Статья 3.9. Административный арест
  • Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
  • Статья 3.11. Дисквалификация
  • Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
  • Статья 3.13. Обязательные работы
  • Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
  • Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
  • Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
  • Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  • Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
  • Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
  • Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
  • Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
  • Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением
  • Статья 4.8. Исчисление сроков
  • Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
  • Статья 5.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.07.2003 N 94-ФЗ.
  • Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
  • Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Читайте также:  Статья 103.1. Регистрация уведомления о залоге движимого имущества

Комментарий к Ст. 1 ТК РФ

1. Настоящая статья устанавливает основные цели не только ТК, но и всего трудового законодательства РФ в целом с учетом его социального назначения — установления государственных гарантий реализации трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, всемерной защиты прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудовых отношений.

Статья 1 ТК конкретизирует положения ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Выполняя основные задачи, возложенные на него законом, трудовое законодательство РФ осуществляет правовое регулирование отношений в сфере труда.

Наряду с трудовыми отношениями между работником и работодателем (см. комментарий к ст. 15 ТК РФ) предмет трудового права составляют и иные, непосредственно связанные с ними, отношения, производные от трудовых отношений, исчерпывающий перечень которых (всего их 9) дан в ст. 1 ТК.

3. В соответствии с ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в указанный перечень включены дополнительно отношения по обязательному социальному страхованию, правовое регулирование которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, отнесено к задачам трудового законодательства РФ.

Так, лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными и имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке и размерах, определяемых ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18).

Второй комментарий к Статье 1 Трудового кодекса

1. Трудовой кодекс РФ начинается с определения основ трудового законодательства.

В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода к рынку труда.

Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда.

В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 — 231 и комментарии к ним).

Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами.

Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (см. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (см. ст. 370 — 378 ТК РФ и комментарии к ним); самозащита работниками трудовых прав (см. ст.

379 — 380 ТК РФ и комментарии к ним).

2. Вторая часть комментируемой статьи 1 ТК РФ посвящена основным задачам трудового законодательства. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем.

Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права.

3. Кроме трудовых отношений есть иные, непосредственно связанные с ними, общественные отношения, которые также входят в предмет трудового права. Все эти общественные отношения являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям.

Первая группа — предшествующие отношения. К ним относятся отношения по трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений — это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. В условиях расширения рыночных отношений данная группа имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан на рынке труда при реализации ими права на свободу труда.

Отношения по трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест.

4. Вторая группа общественных отношений — сопутствующие. Большая часть является именно таковыми.

В качестве таковых выступают: отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Для перечисленных отношений важно подчеркнуть то, что они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительной особенностью их является всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников.

Кроме того, ч. 2 комментируемой ст. 1 Трудового кодекса РФ в качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений называет отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель.

Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации.

Необходимо отметить, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следующий вид сопутствующих отношений — материальная ответственность сторон — работодателей и работников — в сфере труда. Это отношения охранительного характера.

Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем.

Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также являются сопутствующими. Конституция Российской Федерации в ст.

37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В развитие данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Эти нормы должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда.

Следующий вид отношений, непосредственно связанных с трудовыми, — по разрешению трудовых споров. Чаще всего эти отношения приходят на смену трудовым, их называют последующими.

Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам).

Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям.

Законодатель включил в число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, новую группу, а именно отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эти отношения могут быть как сопутствующими, так и приходить на смену трудовым, т.е. последующими.

Читайте также:  Глава iii. права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Статья 1 с ми. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
    организации труда и управлению трудом;
    трудоустройству у данного работодателя;
    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
    разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами .

Комментарий к статье 1 ТК РФ

1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.

Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.

), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников.

В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X «Охрана труда»).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 — 59).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену.

К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений — обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями.

Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов.

К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию.

Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность — наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым.

Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах.

Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60% среднего заработка.

Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. — 20030 руб.; в 2011 г. — 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г.

он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. — 61920 руб., а в 2015 г. — 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.

2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Ссылка на основную публикацию