Статья 5. Виды мер безопасности

Под безопасностью подразумевается защищенность жизненно важных интересов личности, общества или государства от различных внешних и внутренних угроз и факторов. Это неотъемлемая часть любой системы, где человек взаимодействует с окружающим его миром. Все виды безопасности так или иначе связаны со взаимодействием людей с окружающей средой, миром и человечеством в целом.

Какие уровни?

Безопасность жизнедеятельности – это многоплановый термин, который подразумевает безопасное взаимодействие человека со средой обитания в целом. Среда обитания, в свою очередь, состоит из совокупности различных факторов: социальных, техногенных, природных, которые существуют вокруг нас. Соответственно, подразделяются на различные структурные уровни виды безопасности:

  • личная;
  • общественная;
  • государственная;
  • международная.

Личная и коллективная безопасность

В данном сегменте можно выделить несколько видов безопасности, которые важны для конкретного человека и людей в целом. Речь идет, прежде всего, о безопасности здоровья, когда обеспечивается соматическая норма состояния человека, который ощущает привычное функционирование всех систем своего организма.

Психологическая безопасность – это внутренняя уравновешенность человека, когда он адекватно реагирует на внешние воздействия и может вести себя в соответствии с установленными обществом нормами и правилами. Данные виды безопасности человека направлены на защиту от криминального или техногенного воздействия.

Противопожарная безопасность требует пристального внимания к старому жилому фонду, а также состоянию электросетей.

В рамках природной и экологической безопасности государство должно обеспечить необходимую защиту населения от различных природных факторов: наводнений, землетрясений, ураганов и так далее.

На защиту человека вступает именно государство и само общество, представленное органами внутренних дел, системами здравоохранения, социального развития и так далее.

Государственная безопасность

Следующие виды безопасности связаны с защитой государства. В рамках этих мероприятий должна обеспечиваться безопасность конституционного строя, целостность и суверенитет страны, защита державы от терроризма.

Все это регулируется в рамках национальной экономики, потому что любое государство должно быть защищено как от внутренних, так и от внешних угроз. В стране обязательно должны быть разработаны мероприятия, охраняющие информационные и национальные потоки.

Субъектами, которые обеспечивают все эти разновидности безопасности, выступают Совет Безопасности, Федеральная служба безопасности, Центральный банк Российской Федерации и другие государственные структуры.

Коллективная безопасность

Отдельные виды безопасности относятся к международным системам, способным защитить мировое сообщество в целом. Так, в рамках антивоенной безопасности активная защита выполняется от различных вооруженных конфликтов между странами и различными блоками.

Проводятся своевременные мероприятия по противоэпидемиологической безопасности, эффективные операции, направленные на предотвращение различных эпидемий и опасных заболеваний.

Различные страны эффективно взаимодействуют для организации борьбы с организованной преступностью.

Некоторые виды безопасности РФ направлены на оказание экстренной международной гуманитарной помощи населению своей и других стран, которые оказались в зоне чрезвычайных ситуаций, бедствий, природных катастроф. Коллективная безопасность обеспечивается ООН, Интерполом, различными мировыми банками, ЮНЕСКО и многими другими организациями.

Глобальная безопасность

Высший уровень безопасности – это система глобальной безопасности, которая затрагивает интересы всего человечества, а не отдельные страны или национальности, так как носит общепланетарный характер.

Так, космологическая безопасность предполагает своевременное изучение процессов, которые происходят во Вселенной и могут привести к плохим последствиям. В рамках мероприятий отслеживается все то, что происходит во Вселенной: активность Солнца, астероиды, параметры географической оболочки планеты.

Характеристика видов безопасности и оценка последствий глобальных явлений ведется ООН и соответствующими профильными организациями.

Рассмотрим некоторые виды по отдельности более подробно.

Экологическая

Нельзя гарантировать безопасность личности и государства в целом, если экологические процессы в окружающей среде нарушены. Экологическая безопасность направлена на то, чтобы российское общество и человечество в целом могли выжить.

Под этим процессом понимается защищенность личности, общества, страны, окружающей среды от угроз, которые могут быть оказаны на них.

Государство, в свою очередь, должно охранять жизнь, здоровье, условия жизнедеятельности человека, защищать его ценности, окружающую природную среду.

Любые виды безопасности предполагают наличие управления и законодательно-правовой базы, которая направлена на уменьшение возможного вредного воздействия на среду.

Национальная

Под национальной безопасностью понимаются меры, способные обеспечить потенциал развития конкретной страны на длительный срок, стабильность и благополучие в обществе. Она включает в себя государственную, общественную, техногенную, экологическую безопасности.

Чтобы обеспечить национальную защищенность, используются различные виды обеспечения безопасности, которые должны оберегать государственный и общественный строй, обеспечивать территориальную неприкосновенность и суверенитет, политическую и экономическую независимость нации, ее здоровье, бороться с преступностью.

За национальную безопасность страны отвечают армия, службы разведки, правоохранительные и медицинские органы.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить безопасность своего населения. А для этого необходима гарантированная поддержка конституционными, законодательными и практическими мероприятиями.

Среди государственных интересов можно отметить независимость страны, ее политическое самоопределение, самоуправление, а также благополучие всего населения. За безопасность в государстве отвечают различные институты и организации, общественные системы, в том числе и с участием обычных граждан.

Кроме того, обеспечение безопасности должно вестись на основе нескольких принципов:

  1. Государственные интересы всегда в приоритете.
  2. Действующее в стране законодательство должно соблюдаться в любых ситуациях.
  3. Государственные органы отвечают за безопасность в стране.
  4. Общество должно своевременно информироваться о состоянии государственной безопасности и угрозах.

Промышленная

Под промышленной безопасностью понимается защищенность интересов общества и личности в случае аварий на производственных объектах. В целях предотвращения подобных явлений государством и конкретными компаниями прорабатываются различные виды мер безопасности. В рамках обеспечения безопасности каждая компания, занятая в опасном производстве, обязана:

  • соблюдать законы, нормы и положения нормативно-технических документов;
  • получать лицензию на осуществление деятельности в сфере промышленной безопасности;
  • обеспечивать укомплектованность рабочего персонала в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • допускать к работе только квалифицированных сотрудников.

За промышленную безопасность отвечают, прежде всего, руководители организаций, ведущих опасную с точки зрения воздействия на организм человека и окружающую среду деятельность.

Информационная

Информационная безопасность — это отдельное направление, защищающее интересы субъектов информационных отношений.

Основными ее составляющими являются конфиденциальность, доступность и целостность.

Данные виды безопасности объекта предполагают создание систем, которые служили бы гарантией защищенности информации, передающейся самыми разными способами. Чтобы создать такую систему, требуется:

  • выявление требований защиты информации, которые обладают определенной спецификой;
  • соответствие требованиям национального и международного законодательства;
  • использование наработанных практик;
  • распределение ответственности, в соответствии с требованиями системы между подразделениями;
  • определение общих положений и требований.

Экономическая

Экономические, или финансовые, виды безопасности объекта одни из самых основных. Они предполагают наличие стабильного дохода и других ресурсов, которые могли бы поддержать уровень жизни человека в конкретный момент. В рамках экономической безопасности субъект должен сохранять платежеспособность, планировать будущие денежные потоки, иметь безопасную занятость.

В рамках экономической безопасности учитываются различные показатели, которые позволяют государству контролировать национальные ресурсы, защищать экономические интересы страны на национальном и международном уровнях. Среди внутренних угроз можно отметить разрушение научно-технического потенциала, уменьшение количества разработок в научной сфере, отток кадров за границу.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень зависимости от импорта, нерациональную структуру экспорта, рост внешней задолженности, отток валютных ресурсов. В любом из этих вариантов государство должно продумывать мероприятия, которые будут предотвращать возможные серьезные последствия для его населения.

Военная

Под этим видом безопасности понимается защищенность личности, общества и государства от различных военных угроз. Она имеет внешний и внутренний аспекты. В рамках военной безопасности государство должно быть готово в любой момент защитить свои интересы и независимость и противостоять военной агрессии, шантажу с позиции силы, своевременно пресекая попытки развязать войну.

Отвечают за данные виды безопасности организации, включающие в себя разведку, контрразведку, пограничные войска, вооруженные силы. Кроме того, обеспечить военную безопасность можно и политическими средствами, военно-политическими союзами, участием в договорных процессах, чтобы сократить и ограничить вооружения.

В рамках военной выделяются внешняя и внутренняя безопасность. Извне государство должно быть защищено от различных террористических группировок, которые особенно активны сегодня. Основные виды безопасности внутри страны направлены на защиту населения от коррупции, взяточничества, бандитизма, наркомании, воровства и многих других правонарушений.

Читайте также:  Раздел ПЕРВЫЙ. Организация конституционного суда российской федерации и статус судей

В сфере военной безопасности государство может подвергнуться воздействию следующих угроз:

  • агрессивных устремлений иностранных государств и военных блоков;
  • развалу вооруженных сил, военно-промышленного комплекса;
  • утечке умов из армии и оборонной промышленности;
  • недостаточному финансированию субъектов военной безопасности;
  • шпионажа в пользу иностранных государств.

Что такое техника безопасности?

Этот термин обозначает комплекс мероприятий, которые проводятся для достижения безопасных условий труда и предотвращения несчастных случаев на производстве. Каждый завод имеет специальную службу безопасности, которая и занимается разработкой мероприятий.

Сводятся они к следующему:

  • улучшается конструкция оборудования, чтобы рабочие были защищены от травм;
  • монтируются различные защитные механизмы, способные защитить станки и рабочего;
  • улучшаются условия работы, а для этого важно, чтобы помещение хорошо освещалось, вентилировалось, чистилось и избавлялось от токсичных отходов своевременно;
  • устраняются возможные причины, которые могут привести к поломке оборудования;
  • рабочие обеспечиваются средствами индивидуальной защиты; виды техники безопасности подбираются в зависимости от конкретного типа производственного процесса.

Как проводится инструктаж?

Любой инструктаж – это обучение сотрудников, причем как новичков, так и опытных рабочих. В зависимости от характера преподносимой информации и времени проведения инструктаж бывает вводным, первичным, повторным, внеплановым, целевым.

  • Вводный проводится инженером по охране труда для любого принимаемого на работу сотрудника.
  • Первичный — на рабочем месте руководителем работ по охране труда.
  • Повторному инструктажу подвергаются все лица на рабочем месте спустя 6 месяцев после первичного.
  • Внеплановый инструктаж проводится, если были изменены или введены в действие новые стандарты, правила, инструкции или нарушены уже введенные.
  • Целевой проводится в том случае, если работник должен выполнить работы, не связанные с его основной деятельностью.

Виды техники безопасности продумываются в зависимости от особенностей деятельности предприятия, характерных специфик производственного процесса.

Таким образом, каждый человек имеет право жить в защищенном государстве, а оно, в свою очередь, должно предусмотреть соответствующие мероприятия, законодательные акты, которые направлены на защиту жизни и здоровья населения.

Программа защиты свидетелей в России. Справка

  • В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 24 июля 2007 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
  • В соответствии с законодательством государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства: 1) потерпевший; 2) свидетель; 3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  •  7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  • Государственной защите также подлежат установленные Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место;
  •  9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4‑7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы».

В 2006‑2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже ‑ потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).

  1. 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».
  2. Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 ‑ 2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  3. Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
  4. В ходе реализации программы будут применены меры государственной защиты в отношении свыше 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.

Общий объем финансирования программы из федерального бюджета составит более 1,6 миллиарда рублей, из которых свыше 837 млн рублей пойдут на «временное помещение защищаемых лиц в безопасное место». На переселение защищаемых лиц на другое место жительства предусмотрено 260,9 млн рублей, изменение внешности защищаемых лиц – 9,8 млн рублей.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение ‑ управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

По данным УОГЗ, сотрудники МВД РФ в первом полугодии 2009 году взяли под государственную защиту около 700 свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства ‑ столько же, сколько за весь 2008 год.

Среди них 459 (человек) – участники судопроизводства по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким составам, 160 – по преступлениям, совершенным организованной группой, преступным сообществом.

В их числе обеспечена безопасность 268 потерпевших, 185 свидетелей, семи заявителей или очевидцев, 52 подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, защитников, законных представителей, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено.

Кроме того, МВД взяло под государственную защиту более 80 человек из числа близких родственников лиц, подлежащих защите.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Проблемы применения отдельных мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Гущин, Е. В. Проблемы применения отдельных мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства / Е. В. Гущин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5526/ (дата обращения: 09.06.2021).

Ключевые слова: свидетель, следователь, безопасность, процессуальные документы, псевдоним.

Результативность производства по уголовным делам в значительной мере зависит от создания эффективной системы гарантий обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, а также должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело. В настоящее время в России уже сформирована законодательная основа для образования системы государственной защиты лиц, содействующих правоохранительным органам.

Несколько лет назад вступил в силу Федеральный закон № 119 «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Читайте также:  Статья 24. Организация общественных работ

Меры защиты самые разнообразные: анонимное участие в следственных действиях с использованием псевдонима, личная охрана, выдача специальных средств защиты, связи, установка сигнализации в квартире, замена документов и переселение в другой регион страны, трудоустройство на новом месте, изменение внешности и биографических данных.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации так же содержит ряд норм, позволяющих обеспечить безопасность свидетеля, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства в случае, если им угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями.

Безусловно, данные меры могут в какой-то степени способствовать обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства. Однако их реализация на практике не всегда оказывается действенной.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу одной из мер безопасности является сохранение в тайне подлинных анкетных данных свидетелей и потерпевших, которым в связи сдачей ими показаний по уголовному делу угрожают убийством, применением насилия, уничтожением, повреждением имущества.

По мысли законодателей, засекречивание анкетных данных таких участников уголовного процесса способно защитить их от различных опасностей. Здесь важно подчеркнуть, что процедура привлечения засекреченных свидетелей, потерпевших осуществляется путем оформления ряда юридических документов.

В общем виде она заключается в следующем.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.

Однако, этот процессуальный механизм имеет ряд недостатков. Во-первых, закон не определяет, какое должностное лицо и в каком порядке разъясняет участнику процесса его право на заявление ходатайства о применении мер безопасности. Во-вторых, согласно ч. 3 ст.

11 УПК РФ меры безопасности устанавливаются в отношении всех участников процесса. Тем не менее, право ходатайствовать об их применении предоставлено лишь потерпевшему (п. 21 ч. 2 ст. 42 УПК РФ) и свидетелю (п. 7 ч. 4 ст. 56 УПК РФ), когда согласно части 1 ст.

119 Кодекса заявитель не обладает правом подачи ходатайств, пока не будет признан пострадавшим.

Не урегулированы и многие другие необходимые вопросы. Так, законодатель не предусмотрел возможность использования мер безопасности в стадии возбуждения уголовного дела, когда происходит получение и фиксация первичной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Согласно ст.

141 УПК РФ, заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. В соответствии с ч. 3 ст. 141 УПК РФ, устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

При этом в протоколе отражаются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения заявителя, его место жительства, работы или учебы.

Совершенно очевидно, что указанных в заявлении данных вполне достаточно для обнаружения преступниками этих лиц и оказания на них в дальнейшем воздействия с целью недопущения сотрудничества этих лиц с органами следствия и суда. Следует отметить, что аналогичные требования предъявляются законодателем и при подаче письменного заявления о преступлении.

Очевидно, что следователь по ходатайству заявителя, руководствуясь ч. 9 ст. 166 должен вынести постановление об их применении и засекретить данные во всех процессуальных документах, где фигурируют какие-либо сведения личного характера.

Однако ввиду отсутствия в законе четко регламентированных процедур выполнения этих действий, следователи вынуждены прибегать к различным ухищрениям.

Так как УПК РФ не содержит прямого запрета на изменение, уточнение протоколов и постановлений, то с целью недопущения разглашения сведений о личности потерпевшего, свидетелей выносит постановление, в котором указывает, что в качестве меры защиты необходимо внести изменения путем заклеивания истинных данных потерпевшего, свидетеля в определенные постановления и протоколы, в частности постановление о возбуждении уголовного дела, заявление потерпевшего, объяснение потерпевшего, протоколы допроса и т. д.

Далее делаются копии документов посредством множительной техники, в копии «замазывают», «залепливают» и т. п. все личные данные на лицо, затем опять делают копию и на месте внесения изменений записывается псевдоним.

Уже копии документов с псевдонимом ложатся в уголовное дело, а оригиналы, вместе с постановлением об изменении фамилии, имени, отчества лица, взятого под защиту, на псевдоним, вместе с иными документами ложится в конверт, который приобщается к материалам уголовного дела.

В тех случаях, когда в протоколах допроса и других процессуальных документах содержатся показания засекречиваемого свидетеля, потерпевшего, затрагивающие такие обстоятельства, при которых обвиняемому будет несложно его вычислить (о месте работы или месте жительства, графике работы, длительном знакомстве с обвиняемым и т. д), следователи выполняют копии соответствующих документов из которых аналогично описанному выше способу исключают те детали в показаниях, которые способствовали бы «расшифровке» свидетеля.

Однако данный вариант решения проблемы нельзя признать правильным. Во-первых, закон предусматривает возможность изготовления копий процессуальных документов лишь в случае осуществления процедуры выделения материалов уголовного дела в отдельное производство либо при необходимости восстановлении утраченных доказательств.

Во-вторых, следователь вносит в копии определенные изменения — удаляет личные данные, подписи и даже сведения. Данные действия ставят под сомнение достоверность содержащихся в них сведений, а соответственно и допустимость. Разумеется, документ в измененном виде не содержит ложной информации, но, по сути дела, следователь фальсифицирует сведения, содержащиеся в нем.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ разъясняет, что под фальсификацией доказательств, по смыслу ст. 303 УК РФ, следует понимать любое искажение сути, объема, внешнего вида, веса и других характеристик доказательств (или хотя бы одного доказательства), влияющее на полное и объективное рассмотрение дела [1, с. 13].

Подделка любого документа, представление его в суд с последующим приобщением к материалам дела будут расцениваться как фальсификация доказательств независимо от ложности или достоверности содержащихся в них сведений. Для квалификации действий по ч. 1 ст. 303 УК РФ не имеют значения мотивы и цели фальсификации, главное, чтобы лицо осознавало факт подделки доказательства и желало воспользоваться последним.

Более того, часть сведений, изъятых следователем из копии протокола недоступны другим участникам процесса, что существенно нарушает их права. В частности, право обвиняемого на защиту, непосредственность исследования доказательств.

В связи с вышеизложенным считаем, что в УПК РФ необходимо предусмотреть механизмы реализации предусмотренных меры безопасности, а именно защиты анкетных данных лиц, содержащихся в уголовном деле, а также использования псевдонима, а именно:

– обязанность должностных лиц, как получивших сообщение о совершенном преступлении, так и осуществляющих производство по уголовному делу, разъяснять участникам уголовного судопроизводства их право на применении мер безопасности, предусмотренных Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в отношении себя и близких родственников.

– право заявления ходатайств о применении соответствующих мер защиты следующих участников уголовного судопроизводства: частного обвинителя; подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперта, специалиста, переводчика понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога; гражданского истца, гражданского ответчика; законных представителей, представителей потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя [2, с. 250].

– возможность использования псевдонима до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления, если угроза безопасности лица возникла еще до подачи заявления о преступлении.

На страницах процессуальной литературы можно встретить рекомендации, предусматривающие два способа решения этого вопроса.

Первый вариант связан с необходимостью некоторого изменения порядка принятия заявления о преступлении. Речь идет о неуказании демографических данных в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Непосредственно в самом протоколе, в данном случае, достаточно изложить лишь содержание заявления.

Что же касается данных относительно личности заявителя, то они должны быть зафиксированы в особом засекреченном процессуальном документе с ограниченным правом доступа.

Другой вариант обеспечения безопасности заявителя на стадии сообщения о преступлении заключается в изменении самого повода к возбуждению уголовного дела.

Вместо заявления о преступлении в данном случае в качестве повода к возбуждению уголовного дела может выступить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Согласно ст.

Читайте также:  Закон ссср от 02.11.1989 n 719-1 "о порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"

143 УПК РФ такое сообщение принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Формально, данная ситуация выглядит как непосредственное обнаружение преступления органом дознания или следователем.

Непосредственно в самом рапорте об обнаружении признаков преступления должны быть указаны должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение, обстоятельства совершенного деяния и источник получения информации.

С целью обеспечения безопасности заявителя, представляется возможным исключение из сведений, указываемых в рапорте данных об источнике получения информации. Предположительно, данная информация должна находиться непосредственно у лица, составившего рапорт, которое, при этом, должно нести ответственность за нераспространение сведений об источнике получения информации [3, с. 275].

Перечисленные проблемы не являются исчерпывающими. Однако их разрешение может служить направлениями совершенствования как уголовно-процессуального законодательства, так и правоприменительной практики в интересах эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Литература:

  1. Бюллетень Верховного суда РФ. 2000. № 8. С. 13
  2. Сторчак О. А. Средства обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемых участниках уголовного процесса по делам об организованной преступности. Вестник Томского государственного университета. 2009 № 234. С. 250.
  3. Жариков Е. В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству на стадии возбуждения уголовного дела // Обеспечение прав личности и интересов государства в современном обществе. Сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. Муром. 17–18 декабря 2004 г. — Муром: МИ ВлГУ. 2004. С. 275–277

Статья 5. обеспечение мер безопасности

  • При проведении Соревнования ответственность за обеспечение мер безопасности несут Организаторы Соревнования, которые обязаны остановить Соревнования, если существует угроза жизни и здоровью зрителей, Экипажам и другим присутствующим людям на Соревновании.
  • Каждый водитель, штурман, пассажир, своей подписью в заявочной форме подтверждает, что он отказывается от требований компенсации ущерба, возникшего в следствии повреждений или несчастного случая, произошедшего во времени и в связи с соревнованиями, по отношению к Организатору, персоналу, а также органам власти и лицам, которые предоставляют в распоряжение дороги и территорию проведения соревнований, а также указать старшего в экипаже, он несет ответственность за жизнь и здоровье.
  • Водители ТС несут полную ответственность в плане безопасности управляемого ими ТС для зрителей и экипажа.

Организаторы не несут ответственность за жизнь и здоровье участников и зрителей. Для их безопасности организаторы огораживают опасные места ограничительной лентой. При пересечении ограничительной ленты и выходе на трассу, зрители несут ответственность за свою безопасность. На контрольных точках, зрители так же несут ответственность за свою безопасность. Правила поведения и техника безопасности доведены до сведения зрителей в социальных сетях, в местной газете «Коммунар», на информационном стенде, расположенном в лагере соревнований и во время торжественного открытия соревнований.

Организаторы Соревнования обеспечивают присутствие на Соревновании бригады скорой медицинской помощи и сотрудников полиции.

СТАТЬЯ 6. Требования к участникам Соревнования.

Участники Соревнования.

К участию в Соревновании допускаются физические лица, достигшие 18 лет, имеющие действующее водительское удостоверение категории «В». Желательно, чтобы экипаж должен состоять, по меньшей мере, из двух человек — 1-го и 2-го водителя (штурмана) для автомобилей.

Общее количество человек в транспортном средстве (ТС) Участника ограничено количеством посадочных мест данного ТС. Всем членам экипажа запрещается находиться в нетрезвом состоянии во время проведения Соревнования. 1-й водитель экипажа в автомобильных зачетах несет полную ответственность за действия экипажа, согласно законодательству РФ.

Участники Соревнования обязаны соблюдать вежливость и цензуру при общении с Организаторами Соревнования, другими Участниками Соревнования, гостями/зрителями Соревнования.

  1. Участники Соревнования обязаны четко соблюдать все инструкции Организаторов Соревнования и следовать правилам всех этапов Соревнования.
  2. Организатор оставляет за собой право отказать в приёме Заявочного бланка и стартового взноса от Участника без объяснения причин.
  3. Страхование.

Ответственность за ущерб, причиненный участниками третьим лицам, страхуется участниками самостоятельно.

На каждый автомобиль Участник должен иметь полис обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО). Объем и виды личного страхования, в т.ч. медицинского, определяется Участниками самостоятельно.

Организаторы рекомендуют, но не настаивают на наличие у Участника полиса добровольного страхования.

Запрещается

• Нанесения ущерба природной среде (мойка автомобилей в водоемах; порча деревьев; замусоривание территории; загрязнение почвенного покрова ГСМ и др. техническими жидкостями; вырубка живого леса (в т.ч. валка живого леса автомобилем во время соревнований)

• Разведение огня на открытом грунте и т.п.

  • • Передвижение по БЛ на автомобилях с выключенным ближним светом и со скоростью более 5 км/час.
  • • Нахождение за рулем в нетрезвом состоянии во время проведения Мероприятия.
  • • Присутствие в машине Участника детей в возрасте до 14 лет.
  • Запрещается передвижение по лагерю на автомобилях после 18-00.

Организаторы оставляют за собой право в любой момент времени проверить состояние Экипажа алкотестером.

В случае если Организаторы сочтут состояние и действия Экипажа опасными для остальных участников, зрителей, окружающей среды и имущества третьих лиц, данный Экипаж снимается с трассы и выдворяется с территории Базового Лагеря без возврата Стартового взноса. В случае несоблюдения данных требований Участник отстраняется от Соревнования, Стартовый взнос не возвращается.

Меры безопасности — это… что такое меры безопасности?

  • меры безопасности — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN safety provisions …   Справочник технического переводчика
  • меры безопасности — saugumo priemonės statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Priemonių kompleksas per pratybas (mokymus) žmonių ir technikos saugumui užtikrinti. Saugumo priemonės yra šios: nesprogusių šaudmenų likvidavimas pratybų rajone; komendanto tarnybos (prie… …   Artilerijos terminų žodynas
  • меры безопасности — в уголовном праве многих зарубежных стран (США, Англии, Германии и др.) одна из мер уголовно правового воздействия наряду с наказанием. Применение М.б. предложено социологической школой уголовного права. В отличие от наказания М.б. не преследуют… …   Большой юридический словарь
  • МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ — Средства, которые позволяют устранить опасность или снизить риск. Примечание. По поводу дополнительной информации, см. раздел 5 стандарта ISO/NC 12100 1:1992. ISO 14121:1999 …   Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
  • Меры безопасности в школах — В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные… …   Энциклопедия ньюсмейкеров
  • Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ — комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности личного состава аварийно спасательных формирований и… …   Словарь черезвычайных ситуаций
  • меры безопасности и охрана (ядерного объекта) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN safeguards and securitySS …   Справочник технического переводчика
  • меры безопасности при работе с шифрами — — [https://rfcmd.ru/glossword/1.8/index.php?a=index d=23] Тематики защита информации EN cipher security …   Справочник технического переводчика
  • Меры безопасности при работе с электрическим током. — 12.7. Меры безопасности при работе с электрическим током. Электросварочные установки необходимо присоединять к сети электрического тока через рубильники и плавкие предохранители, или автоматические выключатели. Напряжение тока на зажимах… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
  • Меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ —    комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне ЧС и обеспечение безопасности личного состава формирований, пострадавших и населения …   Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]