Раздел V. Безопасность космической деятельности

23-24мая 2020 года под эгидой Русского космического общества в режиме видеоконференции реального времени на цифровой платформе rko.nbics.net прошла 1 Международная научно – практическая конференция: «Космическая философия — Космическое право — Космическая деятельность: триединство космического прорыва человечества».

Резолюция на сайте РКО: https://cosmatica.org/news/779-russkoe-kosmicheskoe-obschestvo-prinjalo-k-ispolneniyu-reshenie-konferencii.html   Материалы конференции: https://cosmatica.org/articles/konferencii/kosmicheskaja-filosofija-kosmicheskoe-pravo-kosmicheskaja-dejatelnost-triedinstvo-kosmicheskogo-proryva-chelovechestva

Международное сотрудничество Россиии и США в космической сфере, новая реальность, обеспечение национальной безопасности.

к.э.н. Литвененко Игорь Анатольевич

 

Общероссийским общественным движением «В поддержку политики президента России» (далее Движение) в сентябре – октябре 2019 года инициировано согласование вопроса создания государственно-общественных форм и механизмов взаимодействия по вопросам «демилитаризации космоса» и прочее. Движением направлены соответствующие обращения в Правительство России, Министерство обороны России и Министерство иностранных дел России, а также Государственную Корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».

Были обсуждены вопросы по предотвращению «гонки вооружения в космосе», перехода к принципам безопасного и ответственного поведения в космическом пространстве, а также необходимости консолидации усилий государства и общества для организации «ответственной транспарентной профессиональной дискуссии» в сфере космической деятельности и международного сотрудничества в условиях «новой реальности».

Наша инициатива базируется на оценке сложившейся непростой ситуации в сфере международного сотрудничества в области космоса, прежде всего России и США, а также необходимости консолидации усилий государства и общества и организации по принципу межведомственного взаимодействия «ответственной транспарентной профессиональной дискуссии». Данная инициатива в целом одобрена, как своевременная и конструктивная.

Считаем, что государственно-общественный формат консолидации усилий государства и общества, «ответственной транспарентной профессиональной дискуссии» в условиях «новой реальности», например, в формате межведомственного взаимодействия и периодических междисциплинарных конференций, в формате кооперации и совместной деятельности Русского Космического Общества (РКО), Федерального Народного Совета (ФНС), Изборского клуба и Общероссийского общественного движения в поддержку политики президента России (ООД ПППР) по формированию и реализации новой стратегии развития авиации и космоса — общенародного проекта «Российская Авиация и Космонавтика» как составной и неотъемлемой части  Русской мечты, всецело соответствует вышеуказанной задачи, крайне актуален, своевременен и должен стать необходимым общественно-политическим фактором поддержки обществом решений политического руководства страны в  интересах обороноспособности и национальной безопасности России.

Консолидация общества и государства в вопросах сотрудничества в сфере космоса (и авиации) должна состояться в условиях «новой реальности» на фоне глобальных и страновых процессов по переделу ответственности и сфер влияния, в том числе и в космосе.

К примеру, ТАСС передает со ссылкой на данные американского Федерального регистра: «В одном из разделов накладываются дополнительные запреты на получение некоторых услуг от иностранных государств, связанных с коммерческими спутниками», — цитирует ТАСС фрагмент документа американского военного ведомства, которое в мае 2019 года включило Россию в список стран, услугами которых запрещено пользоваться при проведении космических пусков. Запрет начнет действовать с 31 декабря 2022 года. В одном из разделов американского Федерального регистра, «накладываются дополнительные запреты на получение некоторых услуг от иностранных государств, связанных с коммерческими спутниками». В пример приводится обеспечение безопасности в киберпространстве, приобретение материалов для производства спутников, а также средства выведения их на орбиту, а в список входят также Сирия, Судан, Иран, КНДР и Китай.

Под запрет подпадает и использование «спутников, запущенных за пределами США 31 декабря 2022 года или после этой даты, с использованием ракеты-носителя, спроектированной, изготовленной, предоставленной правительством или компанией, контролируемой властями одной из стран, входящих в данный перечень».

Сложившееся «острая» военно-политическая обстановка в сфере сотрудничества России и США в космосе, заявление политического руководства США о создании космических войск и единого космического командования, объявление космической сферы зоной интересов США и прочее, требуют адекватной оценки и ответа руководства страны и общества.

15 мая 2020 года президент США Д. Трамп, в  ходе  первой официальной церемонии презентации Космических сил США (USSF) и его знамени (глава Космического командования США генерал Джон Реймонд, министр обороны США Марк Эспер), выступил и представил отличительный знак этого вида войск, первое за последние 72 года истории Соединённых Штатов новое знамя военного подразделения.

В свою очередь, глава Пентагона Марк Эспер назвал это «историческим моментом», отметив, что благодаря созданию Космических сил США «сделают так, чтобы космос остался небесами, которые будут не только прикрывать Америку, но и поддерживать её экономику».

Данное мероприятие стало логическим завершением процесса формирования Космические сил США и единого его командования, в период с 2018 по декабрь 2019 годы.

В понимании США, новая эра космического полета человека должна начаться, тогда, когда американские астронавты снова  запустят американскую ракету с американской земли на Международную космическую станцию в рамках программы коммерческих экипажей НАСА. Это и произошло 30 мая 2020 года.

Астронавты НАСА Роберт Бенкен и Дуглас Херли полетели на космическом корабле SpaceX Crew Dragon, взлетев на ракете Falcon 9 из стартового комплекса во Флориде, для длительного пребывания на космической станции. Миссия SpaceX будет проверять различные системы жизнеобеспечения космического корабля. Это впервые, когда астронавты НАСА должны будут испытывать системы космического корабля на орбите.

Ракета-носитель Falcon 9 с кораблём Crew Dragon 22.05.2020 года установлена на стартовой площадке на мысе Канаверал. Запуск состоялся 30 мая.

Этот запуск стал первым запуском людей к МКС с территории США с момента прекращения программы «Space Shuttle» в 2011 году.

Примечательно, что астронавт Дуглас Хёрли входил в состав экспедиции STS-135 — последнего полёта шаттла «Атлантис», завершившего программу «Space Shuttle».   Источник — @vKosmose;

По этому поводу, в апреле 2020 года глава «Роскосмоса» обвинил SpaceХ в демпинге цен на пуски ракетоносителей (РН) на международном рынке.

Более того, в оправдание этого, он заявил, что если бы на разработку носителей семейства «Ангара» была своевременно потрачена хотя бы четверть средств, которые SpaceX израсходовала на создание тяжелой ракеты Falcon 9, то ракетоноситель «Ангара»  «давно бы появились».

«Лента.ру» рассказывает о причинах подобных заявлений «Роскосмоса». Яко бы, рыночная цена пуска для зарубежных заказчиков РН Falcon 9 составляет порядка 60 миллионов долларов. Для внутренних нужд НАСА данная услуга обходится в 1,5-4 раза дороже.

Выпады «Роскосмоса» в адрес американских конкурентов касаются исключительно SpaceX и не затрагивают американские компании ULA и Northrop Grumman.

«Роскосмос» за американские доллары, в течении длительного времени продает в США ракетные двигатели от научно-производственного объединения им. В.П. Глушко (НПО) «Энергомаш». Ракетный двигатель РД- 181 устанавливается на среднюю ракету Antares от Northrop Grumman.

Двигатель РД-180 получает первая ступень тяжелого носителя Atlas V от ULA, которая используется американским военным ведомством.

В рамках российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (USSR – USA Joint Commission on Scientific and Technological Cooperation), созданной в соответствии с Ванкуверской декларацией, принятой по итогам встречи президентов США и РФ 3-4 апреля 1993 года, под председательством российского премьера и американского вице-президента российско-американской комиссии по вопросам технологии, были заключены контракты на поставку в США ракетных двигателей РД-180.

С 1999 года Российская Федерация, в лице Государственной Корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» («Научно- производственное объединение «Энергомаш»  имени  академика В.П.Глушко», г. Химки Московской области) течении 20 лет поставляет в США ракетные двигатели РД-180.

Всего за период «сотрудничества» с 1999-2018 годы для американских ракет было направлено 113 двигателей (в 2018 году — 11). К 30 мая 2019 года состоялось 85 запусков ракет семейства Atlas, укомплектованных двигателями РД-180, в том числе шесть Atlas III (в 2000-2005 годы) и 79 Atlas V т.е. для нужд Пентагона, в военных целях.

В декабре 2014 года Конгресс США установил запрет на использование с 2019 года РД-180 в составе Atlas V для вывода на орбиту военных спутников (ограничения были введены в связи с конфликтом на Украине).

Принятый в декабре 2015 года оборонный бюджет-2016 снял этот запрет.

3 апреля 2019 года глава Космического командования ВВС США генерал Джон Реймонд заявил, что после 2022 года российские двигатели для Atlas V яко бы закупаться не будут.

Таким образом, заявления главы «Роскосмос» о расценках на тяжелый Falcon 9 (конкурирующий с такими же тяжелыми «Протон-М» и «Ангара-А5) уводят общественную дискуссию от принципиальнейших вопросов, обеспечения национальной безопасности России в сфере космической деятельности.

В этой связи, любого рода «объединение» «Роскосмос» со SpaceХ невозможно, по причине того, что данная компания является подрядчиком Пентагона.

Более того, российская космическая корпорация была безусловно осведомлена, что в мае 2020 года Пентагон при помощи Atlas V планировал и запустил многоразовый космический корабль X-37, который сам глава российского космического ведомства назвал носителем оружия.

  • «Мы, тоже будем избегать каких-то публичных заявлений, но при этом прекрасно понимаем, что такое может быть, и вполне вероятно, что оружие массового уничтожения, если не дай Бог, оно будет размещено в космосе, оно может планировать сверху», — поведал про X-37 в октябре 2018 года Рогозин.
  • При этом, руководство «Роскосмоса» не чувствует своей сопричастности к военным программам Пентагона, осуществляя поставки РД-180 американцами в военных целях для оснащения ракетоносителей Atlas V, выводящий на соответствующую орбиту многоразовый космический корабль X-37.
  • Очевидно, что «новая реальность», данный аспект международного сотрудничества России и США в космосе в сложившейся военно- политической обстановке лишен всякого экономического смысла, имеет сугубо политическое значение и должен быть разрешен в интересах национальной безопасности Российской Федерации.
  • Экспертному сообществу Движения становиться все более ясно, что Соединенные Штаты не вернутся к традиционной политике международного сотрудничества, в частности укрепления системы контроля над вооружениями, договору «мирное небо», к прежней системе координат в сотрудничестве в сфере космоса, ни с отставкой помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, ни с приходом в сентябре 2019 года советника по национальной безопасности Роберта О'Брайена.
  1. На этом фоне вопросы «демилитаризации космоса» и принципов безопасного и ответственного поведения в космическом пространстве становятся актуальнейшей повесткой, как внутренней политики, так и внешнеполитическим стратегическим вектором.
  2. «Новая реальность» в вопросах военно-политической обстановки, а также вопросах международного сотрудничества России и США в космосе, предопределяет необходимость формата консолидации усилий государства и общества, организации «ответственной транспарентной профессиональной дискуссии» в сфере космической философии, космического права, космической деятельности направленной на демилитаризацию космоса, а также выработки и реализации новой стратегии развития космической и авиационной сферы.
  3. В частности, кооперации и совместной деятельности Русского Космического Общества (РКО), Федерального Народного Совета (ФНС), Изборского клуба и Общероссийского общественного движения в поддержку политики президента России (ООД ПППР) по формированию и реализации, новой стратегии — общенародного проекта «Российская Авиация и Космонавтика» как составной и неотъемлемой части Русской мечты, который в условиях новой реальности станет единым, государственно — общественным драйвером научно-технического  и  технологического развития, привлечения молодежи к научно исследовательской и инженерно- конструкторской деятельности, а также всецелой поддержки решений политического руководства страны в интересах обороноспособности и национальной безопасности России.
Читайте также:  Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

—  Пресс-секретарь американской компании United Launch Alliance LLC (ULA) Джессика Рай, сделала заявление в СМИ: май 2015 года,  http://www.vz.ru/news/2015/5/28/747901.html, по поводу угрозы национальной безопасности США;

—  Пентагон объявил о прекращении сотрудничества с РФ при космических пусках 31.05.2019 09:28 | znak.com;

Роскосмос: космический мусор через полвека может угрожать национальной безопасности РФ

МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. Засорение космического пространства вокруг Земли через 50 лет может существенно затруднить дальнейшее освоение космоса и стать угрозой для национальной безопасности России, считают в головном институте Роскосмоса ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения).

На эту тему

«Проблема борьбы с космическим мусором приобретает исключительно актуальное значение.

Ее можно сформулировать в достаточно категоричной форме: если в ближайшие десятилетия не будет осуществлен переход на новые технологии эксплуатации ракетно-космической техники с целью предотвращения образования космического мусора, то через 50-60 лет уровень засорения околоземного космоса может существенно затруднить дальнейшую космическую деятельность, что может негативно повлиять на многие стороны деятельности государства и представлять угрозу национальной безопасности России», — сообщили 8 сентября ТАСС в пресс-службе ЦНИИмаша.

  • В Институте отметили, что и сегодня космический мусор представляет существенную угрозу для деятельности в космосе.
  • «В последние годы операторы космических аппаратов все чаще и чаще получают сообщения об угрозе столкновения функционирующих космических аппаратов с каталогизированными объектами космического мусора размером более 10 сантиметров», — напомнили там.
  • В ЦНИИмаш пояснили, что столкновение космических аппаратов с такими объектами в лучшем случае повлечет за собой полную или частичную потерю функциональности спутника, а в худшем — сильный взрыв с образованием большого количества новых фрагментов мусора. При этом на сегодняшний день единственный способ избежать такого инцидента — это маневр по уклонению,
  • который влечет за собой непредусмотренные затраты топлива, сокращает срок функционирования космического аппарата и даже может привести к срыву программы полета.
  • Для защиты космических аппаратов от столкновения с фрагментами космического мусора размером менее 10 сантиметров и микрометеороидами используются специальные защитные конструкции, пояснили в пресс-службе Института.

Россия может находить на орбите объекты размером от 10 см

Технические средства Минобороны РФ, Роскосмоса и Российской академии наук способны обнаружить и отследить на низкой околоземной орбите объекты размером более 10 см, сообщили в ЦНИИмаш.

На эту тему

  1. «В Российской Федерации на сегодняшний день задача наблюдения за космическим мусором решается в Минобороны РФ средствами Системы контроля космического пространства, в Роскосмосе — средствами автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве и Академии наук средствами «Научной сети оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений», — пояснили в институте.
  2. В ЦНИИмаше уточнили, что эти системы используют радиолокационные и оптические средства, которые позволяют наблюдать объекты размером более 10 см в низкоорбитальной области и объекты размером более 1 м в области геостационарной орбиты.
  3. «Существуют также средства наблюдения более ограниченного использования в различных научно-образовательных и иных организациях», — добавили в институте.

Около 750 млн объектов космического мусора может находиться на орбите Земли

В институте также сообщили, что порядка 750 миллионов искусственных объектов может находиться на орбите Земли, из них российским специалистам видны лишь около 17 тысяч, из которых лишь 1,361 тысячи являются действующими космическими аппаратами, оставшаяся часть — космический мусор.

На эту тему

«По состоянию на 31 июля 2015 года общее количество находящихся в космическом пространстве и каталогизированных в базах данных автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве космических объектов техногенного происхождения составило — 17,141 тысячи космических объектов, из них 1,361 тысячи — это действующие космические аппараты, остальные 15,78 тысячи — космический мусор», — сказали в пресс-службе.

При этом на орбите может находиться более 750 миллионов объектов размером более 1 миллиметра. Из них 4,5 миллиона больше 1 сантиметра, 22,7 тысячи объектов — более 10 сантиметров.

Как пояснили в пресс-службе, эти данные следуют из  отечественной модели космического мусора Space Debris Prediction and Analysis, разработанной профессором, членом международного комитета по проблеме космического мусора Андреем Ивановичем Назаренко.

Из почти 16 тысяч видимых российскими средствами наблюдения единиц космического мусора 2,684 тысячи — недействующие космические аппараты, еще 1,906 — недействующие разгонные блоки и последние ступени ракет-носителей и 11,19 тысячи — фрагменты различной космической техники.

В июле специалисты космического центра NASA имени Линдона Джонсона в Хьюстоне (штат Техас) привели свои данные, согласно которым вокруг Земли вращается 16,925 тысячи объектов искусственного происхождения. Из них 3,917 тысячи — работающие и вышедшие из строя спутники, 13,008 тысячи — другие искусственные объекты, включая ступени ракет, разгонные блоки, крупные обломки космической техники.

Раздел V. Безопасность космической деятельности

Статья 22. Обеспечение
безопасности космической деятельности

Комментарий к статье
22

1. Законодателем не
случайно вопросы обеспечения безопасности
в космической деятельности вынесены в
отдельную главу и представлены в виде
правовых норм сразу нескольких статей
комментируемого Закона.

Ни в тексте
комментируемой статьи,
ни в последующих статьях рассматриваемого
Закона нет отсылки на конкретные
нормативные акты, которыми регулируются
правоотношения в области обеспечения
безопасности на объектах космической
инфраструктуры и прочих космических
объектах. В ч.

1 рассматриваемой статьи
видно, что речь идет обо всем законодательстве
страны, а не о специальных нормативных
актах (требованиях) в области обеспечения
безопасности именно в космической
отрасли.

Космическая отрасль
страны в ходе своей работы часто имеет
дело с источниками повышенного излучения
радиации природного и техногенного
характеров.

Кроме того, многие объекты
космической инфраструктуры представляют
собой и потенциально опасные промышленные
объекты, в которых помимо угрозы
радиационного заражения возможны угрозы
возникновения иных аварий, поскольку
объекты космической инфраструктуры в
ходе своей работы имеют дело с опасными
или ядовитыми веществами.

Например,
ступени ракет-носителей спутников и
других летательных аппаратов заправляют
авиационным керосином и сжиженным
кислородом, а такая смесь невероятно
взрывоопасна.

Таким образом, от объектов
космической инфраструктуры может
исходить угроза не только жизни и
здоровью самих сотрудников таких
объектов, но и населению прилегающих
территорий.

В настоящее время все
требования, которые предъявляются к
космической деятельности в области
обеспечения безопасности, можно
объединить в две группы нормативных
актов и требований.

Читайте также:  Статья 17.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

Это те акты, которые
устанавливают требования
в области обеспечения безопасности на
объектах, которые работают с источниками
повышенного радиационного излучения
,
и требования по
обеспечению безопасности на потенциально
опасных промышленных объектах.

Согласно статье 2 Конвенции
о международной ответственности за
ущерб, причиненный космическими объектами
1971 г. запускающее государство несет
абсолютную ответственность за выплату
компенсации за ущерб, причиненный его
космическим объектом на поверхности
Земли или воздушному судну в полете.

Требования по обеспечению
радиационной безопасности довольно
широко представлены в действующем
законодательстве страны, как и требования
по обеспечению безопасности на промышленно
опасных объектах. В частности, ст.
14 Федерального
закона от 09.01.

1996 N 3-ФЗ «О радиационной
безопасности населения» содержит
общие требования к обеспечению
радиационной безопасности. Также в ст.
20 данного
Закона указана и последовательность
действий, которые должна выполнить
организация в случае возникновения
аварии.

Военно-космическая безопасность: в 90-е и сейчас

Поколение 60-70-х годов знало, что «космос наш», что он доступен и человечество обживает его семимильными шагами. Вот только-только Гагарин сделал несколько витков на пилотируемом аппарате вокруг планеты, а вскоре уже целый экипаж больше года работает на орбите, принимает с земли грузы, пополнение и смену. Конечно, не все так гладко, как хотелось бы, но прогресс виден и ощутим. Поколение 60-70-х годов любило научную фантастику и ждало, что покорение дальнего космоса начнется со дня на день. Многие втайне мечтали, как займут место на борту космического рейдера, отправляющегося к еще не открытым звездам, чтобы разведать для человечества «пыльные тропинки далеких планет». А если невесть какой враг, жуткие чудовища из наркотического бреда, попробуют встать на пути доблестных землян – заработают верные бластеры космодесантников, да и кружащим на орбите галактическим крейсерам будет чем жахнуть, чтобы однозначно вразумить неразумного врага. Поколение 60-70 –х годов сейчас редко открывает некогда любимые книги и с опаской думает об оружии, которое сегодня вполне может появиться на околоземной орбите.

Боевые лазеры

Не так давно, в 80-е годы прошлого века, на весь мир прогремела американская космическая программа СОИ (Стратегическая Оборонная Инициатива). Данная инициатива предполагала создание и размещение в космосе высокотехнологических средств противоракетной обороны.

В ее рамках предполагалось выведение на околоземную орбиту множества платформ, снаряженных лазерным оружием, охраняющих дальние подступы к территории США.

По задумке ее авторов, расположенные в космосе средства наблюдения обнаруживали запуск советских ракет по Америке, подавали сигнал на платформы и тут же противоракеты космического базирования или лазерный луч уничтожали «подарок» агрессора на подлете.

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Для того, чтобы использовать орбитальный боевой лазер с ядерной накачкой, на космической платформе следовало разместить источник энергии, сравнимый по мощности с полноразмерным реактором атомной электростанции.

И использовать его в автономном режиме, без персонала, что и на Земле-то пока неприемлемо.

При этом требуемый эффект тоже был совершенно не очевиден – луч имел тенденцию рассеваться в плотных слоях атмосферы и сфокусировать его на цели уже не представлялось возможным.

Испытание химического боевого лазера дали некоторый результат: на дистанции 1 км в условиях земной поверхности луч такого лазера смог разрушить условный борт, условной ракеты, облучая ее в течение 12 секунд.

Но для практического использования подобного оружия этого было слишком мало.

Да и удерживать быстро маневрирующую цель (в середине 80-х годов боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 «Сатана» уже маневрировали во время полета) в течении 12 секунд — дело непростое.

С противоракетами оказалось не меньше проблем. Разработанная фирмой «Локхид» базовая конструкция обладала несовершенной системой наведения и отлаживание ее, как и доработка системы поражение целей заняло все десять лет (с 1985 по 1995 гг), которые Пентагон вкладывался в этот проект.

Противоракеты ERIS (Exoatmospheric Reentry Interceptor Subsystem — Субсистема заатмосферного перехвата входящих (в атмосферу) боеголовок) и HEDI (High Endoatmospheric Defense Interceptor — Высотный Атмосферный Защитный Перехватчик) так и остались перспективными разработками.

Впрочем, как и ряд других предлагаемых в конце прошлого века систем космического оружия.

ERIS

ERIS

Произведя немало пустого шума, пустив на обогрев Вселенной баснословные суммы, в начале 90-х годов программа СОИ благополучно канула в Лету.

Возможно, не последнюю роль в отказе США от Стратегической Оборонной Инициативы сыграли курсирующие в определенных кругах слухи, что «крези рашнз» готовятся, а то и уже начали выводить на орбиту спутники, по меткому замечанию одного высокого чина из Советского Генштаба, системы «ведро с болтами».

Боевые спутники

По сути, такой спутник представлял собой помесь древней мортиры и системы управления чуть сложнее той, что мастерили пионеры в кружках юных авиамоделистов. Доставленные в космос, эти спутники выводились на орбиту неподалеку от интересующего объекта противника и до поры становились его сателлитом.

В случае необходимости на «ведро» подавался сигнал, он сближался с объектом и давал залп металлическими поражающими элементами.

И спустя мгновение грандиозное чудо-техники, обошедшееся американским налогоплательщикам в миллионы долларов, превращалось в бессмысленный космический мусор, ибо антенны, навигационное оборудование – все сносилось напрочь.

Американцы для уничтожения ракет и сами проектировали нечто подобное. Их программа «Прометей» как раз предполагала использование килотонного ядерного заряда для взрывания в космосе вольфрамовой плиты и создания тем самым «атомных картечин». Но такой откровенный цинизм их потряс.

И все же, что мудрить, последний гвоздь в военно-космический разработки тех лет забили вовсе не успехи советских конструкторов, не огромные финансовые затраты на научно-исследовательские и конструкторские работы, ни явное несоответствие имеющихся технологий и возможностей полету конструкторской мысли. Крест на СОИ, как и на отечественных разработках той поры, был поставлен после распада Советского Союза. Исчез тот противник для войны с которым создавались такие высокотехнологичные системы, а значит на продолжение исследований можно прекратить финансирование.

Новые поиски

Однако борцам за мир во всем мире преждевременно было радоваться тогда, а ныне и вовсе смысла нет.

Примерно так же в начале 1-й Мировой войны можно было радоваться, что у авиастроителей возникли проблемы с установкой пулемета на аэроплан: при стрельбе вперед самолет противника мог загореться или же нет, а вот собственный винт разлетался в щепы.

Глядя на сегодняшние стратосферные ракетоносцы, о таких проблемах даже смешно вспоминать, но они были насущными на заре авиастроения, как и описанные здесь и многие другие проблемы насущны для первопроходцев войны космической.

Кстати, — хотя совершенно некстати, — если ряд вероятных систем космического оружия оказался нереализуемым или же устарел еще до своего поступления на вооружения (борьба средств атаки и обороны не прекращается ни на день со времен античности), то фантастическое средство поражения, значащееся под безликим названием «излучатель нейтральных частиц» и больше известное, как «пучковое оружие», было признано вполне перспективным. Если не вдаваться в технические детали, оно могло без труда выводить из игры ложные цели, поражать электронику на атакуемых объектах, а затем и вовсе физически уничтожать их.

В 90-х годах из-за высокой сложности установки и огромного энергопотребления работы над реализацией данного проекта были приостановлены…до 2025 года. Именно в этом году планировалось ввести пучковое оружие в строй. Можно не сомневаться, что эта тема не похоронена и над ней продолжают работать с учетом всех обнаруженных недостатков.

Falcon 9

Falcon 9

Сегодня мирный космос все более превращается в удобную позицию для нанесения стремительных ударов по «основному вероятному противнику». И в планах США вновь появилась знакомая идея вывести в космос двадцать платформ с лазерами мощностью в восемь мегаватт.

Радует, что необходимая для бесперебойной работы таких махин энергоустановка в Америке еще не создана. Однако настораживает, что в России подобный агрегат есть, он уже использовался на спутниках-разведчиках «Лиана» и наверняка изрядно совершенствовался за последние годы.

А значит потенциально эта разработка под очень пристальным и заинтересованным взором издалека. Военные и военно-технические секреты всегда пользуются спросом у противника.

Так что игнорировать возможность утечки информации, а затем и размещения боевых лазеров на околоземной орбите не стоит.

Как не стоит игнорировать и вероятность «рукотворных астероидов» о которых заговорили в последнее время. Как ответ нашему перспективному гиперзвуковому ракетному комплексу «Авангард», неуязвимому для существующих видов противоракетного оружия, в США готовятся запустить комплекс «Фалкон ЭйчТиВи» с планирующим блоком.

Читайте также:  Статья 24. содержание и форма служебного контракта

Конструкцию этой оружейной платформы можно было бы назвать остроумной, если бы такое определение подходило к средству уничтожения многих тысяч людей. Но как бы то ни было, поражающий элемент «Фалкона» не попадает под договор о размещение оружия в космосе, или об ограничениях ядерного оружия.

Строго говоря, это вообще не оружие, его даже можно записать, как балласт, если космическому кораблю нужен балласт весом в несколько тонн.

Предполагалось, что «оброненный» в нужное время в нужном месте, такой планирующий блок разгонится до огромной скорости и, рухнув на землю, даст колоссальный разрушительный эффект без какого -либо заражения местности. Примерно как Тунгусский метеорит, только посреди мегаполиса.

Перспектива жутковатая, но, как утверждают современные математики – возможности просчитать траекторию полета для такого «снаряда» на сегодняшний день нет и предугадать упадет ли «метеорит» на Москву или на Вашингтон пока нереально. Впрочем, это не гарантирует, что такая методика не появится завтра или в ближайшие годы. Но пока что подобный метеоритный дождь нам не грозит.

Хуже другое. «Фалкон», предназначенный для транспортировки в космосе этакого груза – это доведенная до ума советская разработка великого отечественного конструктора генерал-майора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского — «МАКС» (Многоразовая Авиационно-Космическая Система).

Превосходящий и американский «Шатл» и советский «Буран», этот многоразовый заатмосферный пилотируемый аппарат мог взлетать с обычных аэродромов, был куда маневреннее прочих авиационно-космических систем, обладал высочайшей грузоподъемностью, но, как выяснилось у Советского руководства на него попросту не оказалось денег.

А в годы безвременья, в 90-х, после смерти Лозино-Лозинского, неведомым образом в США появились разработки, чрезвычайно напоминающие работы Глеба Евгеньевича.

Но если отставить в сторону боевые ударные системы сил космического базирования, то можно отметить несколько направлений, по которым в космосе уже десятилетия присутствуют военные объекты:

1) Спутники наблюдения – такие спутники непременно располагаются над интересующим квадратами на геосинхронной орбите, так что они фактически зависают над местом и отслеживают возможные пуски Межконтинентальных Баллистических Ракет, а обнаружив нечто подозрительное, немедленно сообщают «куда следует». Передав всю необходимую информацию для средств противоракетной обороны. Здесь наш основной потенциальный противник, в развитие имеющихся средств ПРО, работает над системой OPIR, иначе: «Космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении, функционирующий в режиме непрерывного инфракрасного излучения». Предполагается, что, заметив ракету в момент запуска, эта система будет вести ее, давая постоянный отчет о всех изменениях и угрозах в каждой конкретной точке траектории полета.

2) Спутники связи – важнейший компонент обороны любой крупной страны. Если правда, что связь нервы войны, то подобные спутники – нервные центры.

От их четкой и безукоризненной работы во многом будет зависеть насколько реальна будет действовать оборонный и наступательный потенциал государства. Переоценить их роль в современной войне невозможно.

В этом направлении США планирует развернуть к 2025 году систему общей координации и управления своими вооруженными силами: — «Глобальное информационное поле» (Global Information Grid).

3) Спутники-разведчики. Об их работе более-менее слышали все. Летая над территорией вероятного противника, они старательно любопытствует: «что там происходит в неприятельском стане».

Никогда еще концепция «мне сверху видно все, ты так и знай» не была такой зримой! С помощью оптики, стоящей на этих спутниках, можно читать газеты в руках вражеского генерала. И не только газеты. А уж переброску войск или строительство нового военного объекта, так и подавно.

Кроме того, нельзя оставлять без внимания и собственную территорию. В ее широком мониторинге заинтересована каждая страна и не только с точки зрения военной, ни с экономической (оценка коммуникаций и т.д), и с точки зрения МЧС.

В ближайшие годы, действуя в этом направлении Россия создает интегрированное космическое телекоммуникационное пространство. Для этого на орбиту будет выведено 150 малых космических спутника.

4) С недавних пор, с легкой руки Илона Маска, появился еще один вид «боевых спутников» — спутники системы негосударственного мобильного интернета — скай-нета. Попросту, раздающие общедоступный, неконтролируемый службами безопасности интернет. Специально для этого Илон Маск планирует запустить в ближний космос 1600 микроспутников.

Благое начинание в часы мира. В современной же сетецентрической войне работе и, в свою очередь подавлению интернета, как мощной информационной, коммуникационной, агитационной и организационной военной компоненты будет посвящено немало сил каждой из воюющих сторон.

И сегодня работы над решением вопроса эффективности борьбы за и против вышеуказанных спутников ведутся полным ходом.

Конечно все описанное — лишь самая верхушка айсберга. О том, что происходит за толстыми дверьми секретных конструкторских бюро и военных баз мы если и узнаем, то много лет спустя. И о достоверности этой информации можно будет лишь догадываться. Но порой лучше даже не догадываться, что нависло над головой каждого человека и человечества в целом.

Российские инициативы в области обеспечения безопасности космической деятельности

(Справка)

С 2011 года в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях ведется (и в соответствии с имеющимся планом работы должна завершиться в 2018 году) подготовка свода руководящих принципов обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности.

Российская Федерация настойчиво проводит линию на то, чтобы в этом документе были чётко определены и формализованы задачи в сфере обеспечения безопасности космических операций.

Предлагаемые ею нормативные положения призваны в значительной степени восполнить пробелы, характерные для Договора по космосу 1967 года (например, отсутствие общепринятого понимания того, какие действия и операции в космосе могли бы рассматриваться в качестве «вредных помех» космической деятельности, от которых следует воздерживаться), а также «компенсировать» несовершенство некоторых положений Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года (в частности, относящихся к порядку обращения с незарегистрированными космическими объектами, в частности, фрагментами космических объектов).

Российские предложения позволяют одновременно решить две важные и взаимосвязанные задачи: во-первых, найти правильные решения применительно к тем новым проблемам, которые в значительной степени обусловлены самим ходом технологического развития в сфере космоса, и, во-вторых, придать регулятивные функции ряду важных рекомендаций, содержащихся в докладе Группы правительственных экспертов по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности. Реализация потенциала российских предложений в существенной мере способствовала бы сохранению космоса в качестве в операционном отношении безопасной, стабильной и бесконфликтной среды.

Российская Федерация внесла предложение создать под эгидой ООН информационную платформу по сбору, сопоставлению, уточнению и распространению сведений о ситуации в космосе. На рассмотрение Комитета передана ее концепция.

Такая платформа могла бы стать действенным инструментом, который позволил бы сопоставлять и объединять данные из различных источников, получать и оперировать существенно более качественной информацией для предотвращения опасных сближений и столкновений космических объектов.

В рамках приоритетного пункта повестки дня Комитета ООН по космосу о путях и средствах сохранения космического пространства для мирных целей Россия продвигает идею выработки общего понимания относительно правовых оснований и модальностей реализации (в гипотетическом случае) права на самооборону, предусмотренного Уставом ООН, применительно к космическому пространству (разумную совокупность суждений по этой проблеме можно было бы одобрить на уровне СБ и ГА ООН). Отсутствие общего понимания по этому вопросу потенциально способно привнести существенные осложняющие обстоятельства в дело обеспечения безопасности космических операций и безопасности в космосе в целом.

В утвержденных Президентом Российской Федерации в апреле 2013 года Основах государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу предусмотрено, что Россия обеспечивает свои интересы в космосе всеми доступными международно-правовыми средствами, включая право на самооборону согласно Уставу ООН. В этой своей части указанный директивный документ составлен с учетом того, что в доктринальных и операционных документах иностранных государств (США, Соединенное Королевство) принято существенно расширенное толкование права на самооборону в космосе, включающее превентивную и т.н. «опережающую» самооборону. Это не соответствует Уставу ООН и создает реальные угрозы безопасности космической деятельности. Кроме того, самооборона в космосе истолковывается как сложившаяся норма обычного права, что дает возможность абстрагироваться от статьи 51 Устава и не обусловливать самооборону наступлением обстоятельств вооруженного нападения на государство.

Все рабочие документы, внесенные Российской Федерацией по теме безопасности космических операций, самообороне в космосе и иным смежным вопросам (включая концепцию т.н. управления движением в космосе) доступны на сайте Управления по вопросам использования космического пространства в мирных целях Секретариата ООН (www.unoosa.org).

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]