Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

  • Лекция 9 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
  • МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Вопросы
  • Понятие и принципы местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления
  • Функции местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления
  • Органы местного самоуправления
  • Материально-финансовая основа деятельности местного самоуправления
  • Гарантии местного самоуправления
  • 1. Понятие и принципы местного самоуправления
  • Местное самоуправление — один из важнейших демократических принципов организации и осуществления народом своей власти в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, самостоятельного решения населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Конституция РФ признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Это предполагает введение особой сферы вопросов местного значения, которые отнесены к ведению местного самоуправления.

Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Данное право население реализует непосредственно (через референдум и др.) и через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Российская Федерация ратифицировала и присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления. Согласно ст. 3 данной Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею под свою ответственность и в интересах местного самоуправления.

  1. Правовая основа местного самоуправления
  2. Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативно-правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами, их объединениями с Российской Федерацией.
  3. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:
  4. 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
  5. 2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, собственно Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  6. 3) конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации;

4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.

Представляется очевидным, что, определяя иерархию правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления, законодатель руководствовался тем, что местное самоуправление (наряду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя, определяемых прежде всего общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы.

Европейская хартия местного самоуправления определяет понятие местного самоуправления, сферу его компетенции, устанавливает гарантии организационной и финансовой независимости органов местного самоуправления от вмешательства со стороны государственных органов в решение ими вопросов местного значения и право органов местного самоуправления на сотрудничество с другими органами местного самоуправления и вступление в ассоциации, а право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми государствами — членами Совета Европы (включая и Россию — члена Совета Европы).

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления названный Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую основу правового регулирования деятельности местного самоуправления субъектами Федерации.

При этом следует учитывать, что согласно ст.

5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не могут противоречить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного значения.

В нем, в соответствии с Конституцией РФ, установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

Перечисленные федеральные нормативные акты устанавливают лишь наиболее общие правила функционирования местного самоуправления, оставляя в соответствии с предписанием п. «н» ч. 1 ст.

72 Конституции РФ возможность конкретизации общефедеральных установлений нормативными актами субъектов Федерации, играющих важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления на своей территории, формулируют и развивают принципы и правила взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

  • 1) осуществляют правовое регулирование форм и методов организации местного самоуправления;
  • 2) устанавливают правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • 3) определяют объем прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах делегированных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации — по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • 4) осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:
  • 1) устав муниципального образования, который определяет основу статуса муниципального образования:
  • 1.1) наименование муниципального образования;
  • 1.2) перечень вопросов местного значения;
  • 1.3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • 1.4) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • 1.5) наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
  • 1.6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • 1.7) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  • 1.8) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета и некоторые другие вопросы;
  • 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  • 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
  • Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
  • Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации.
  • Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, их принявшими (издавшими), а также судом.
  • 3. Функции местного самоуправления
  • Основные направления деятельности муниципальной деятельности принято именовать функциями местного самоуправления.
  • Учитывая роль местного самоуправления в организации и осуществлении народовластия, а также в решении задач в процессе повседневной муниципальной деятельности, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления.
Читайте также:  Статья 31. Свобода международного транзита

Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Правовая основа местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними подзаконные нормативные акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов Российской Федерации.

1. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Конституция закрепляет основные принципы местного самоуправления в главах 1 и 8.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Конституцией закреплен принцип самостоятельности местного самоуправления, принципиальное положение, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

2. Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы.

Первая включает в себя федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.

В первой группе главным является закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.

К другим федеральным законам этой группы относятся законы «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления».

Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов – от воинской службы до здравоохранения.

3. Региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта Российской Федерации (см. библиографический список).

Закон 2003 г.

относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах Российская Федерация, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов Российская Федерация и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект Российской Федерации принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления.

К их числу относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, муниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т.п.

К числу отраслевых региональных законов, серьезно влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, региональных налогах и сборах и др.

4. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

  • Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.
  • Устав муниципального образования – своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Закону 2003 года, отражаются следующие положения:
  • – наименование муниципального образования;
  • – перечень вопросов местного значения;
  • – формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • – структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • – наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • – виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • – срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  • – виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • – порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;
  • – порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
  • Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Закону 2003 г., устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом.

Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум.

После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Правовые основы местного самоуправления

  1. правовые акты федерального уровня;
  2. международно-правовые документы;
  3. акты субъектов федерации (региональный уровень);
  4. муниципальное правотворчество;
  5. решения Конституционного Суда РФ.
Читайте также:  Статья 11. личная печать, штампы и бланки нотариуса. электронная подпись нотариуса

К ним можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ.

Во главе системы актов, представляющих собой нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в нашей стране, стоит Конституция РФ.

Во-первых, закрепляя основы местного самоуправления как элемента конституционного строя, формы народовластия, устанавливая предназначение и главные правила организации местного самоуправления в стране, Конституция РФ не ограничивает местное самоуправление публично-властными и экономико-хозяйственными делами (хотя это очень важно), а допускает его активные позиции в гражданском обществе, в духовно-нравственном, просветительском и патриотическом воспитании личности. Сказанное означает, что Конституция РФ, как в целом и нормативные правила местного самоуправления, определяют для него правовые средства творческого выполнения своего предназначения.

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. «н» ст.

 72 «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. ее исходные положения получили развитие в в ряде федеральных законов, сыгравших в тот период важную роль в целом в организации публичной власти в РФ и непосредственно в деятельности местного самоуправления. Это, в частности, Федеральные законы:

Существенным вкладом в нормативное правовое регулирование в сфере местного самоуправления стали Указы Президента РФФедеральными законами и указами Президента РФ ставились определенные задачи перед Правительством РФ в части обеспечения организации и деятельности местного самоуправления. Соответственно постановлениями Правительства РФ утверждались федеральные целевые программы, порядок решения отдельных вопросов в интересах местного самоуправления, определялся перечень мер, направленных на решение конкретных проблем, реализацию отдельных законов и указов.

Федеральное нормативное правовое регулирование в целом обеспечило формирование основ муниципального права и становление институтов местного самоуправления.

Однако это законодательство трудно назвать совершенным, оно было внутренне противоречивым и несистемным, что особенно касалось федерального налогового и бюджетного законодательства в части, устанавливающей доходные источники и принципы финансовой обеспеченности местных бюджетов.

Международно-правовые документы

При характеристике источников муниципального права отмечалось, что к ним относятся международные документы:

При применении Хартии в деятельности и в процессе совершенствования современного российского законодательства о местном самоуправлении возникают некоторые проблемы.

В частности, несовпадение различных переводов Хартии вызывает споры о трактовке ею местного самоуправления как части государственных дел на соответствующем уровне управления или как отделенных от государства вопросов местного значения (иначе говоря, идет ли речь о децентрализации государственного управления или о передаче вопросов на муниципальный уровень с одновременной утратой такими вопросами государственного характера). Соответственно от этого зависит, одобряют ли или критикуют различные авторы меру включенности местного самоуправления в решении вопросов государственного значения.

Прямое применение положений Хартии порой затруднительно, поскольку она сама предполагает установление сфер компетенции местного самоуправления, условий осуществления полномочий на местном уровне, необходимость предоставления финансовых ресурсов органам местного самоуправления, соответствие структур и административных средств задачам органов местного самоуправления. Хартия исходит из того, что следует применять довольно популярный на Западе принцип субсидиарности, а в России есть проблемы понимания его содержания. Казалось бы, субсидиарность надо толковать так, что местное самоуправление преимущественно само решает вопросы, отнесенные к его ведению, а государственная власть дополнительно (субсидиарно) ему помогает; но только неясно, где проходит «водораздел», какие вопросы отдать местному самоуправлению «насовсем», что оставить в ведении государства тоже «насовсем», что

Региональный уровень

Акты субъектов РФ по вопросам местного самоуправления являются частью его нормативных правовых основ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по многим позициям предусматривал существование актов субъектов РФ.

Законодательство субъектов РФ, адресованное местному самоуправлению, до недавнего времени было весьма разветвленным, включало их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о порядке образования, объединения, преобразования, упразднения муниципального образования, о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, о порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, о выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, об их отзыве, о местных референдумах, о территориальном общественном самоуправлении, о статусе выборного должностного лица местного самоуправления, о муниципальной службе и многие другие.

С появлением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы полноты, качества, а то и необходимости регионального регулирования относительно местного самоуправления приобрели новые ракурсы:

  1. поскольку само федеральное законодательствонаходится в динамике и постоянно подвергается корректировкам, трудно требовать совершенства от законодательства субъектов РФ;
  2. ведению субъекта РФ отнесены вопросы его административно-территориального устройства, и субъект призван согласовать с ним организацию местного самоуправления;
  3. каждый субъект должен определять в своем законодательстве порядок выборов депутатов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований, а также их отзыва, несмотря на подробное регулирование в федеральном законодательстве избирательного процесса;
  4. на уровне субъектов РФ регулируется порядок проведения региональных, а также местных референдумов;
  5. в наши дни допустимо говорить и о том, что сужается, а то и отпадает необходимость в регулировании ряда вопросов, связанных с местным самоуправлением, на уровне субъектов РФ(например,федеральные нормы урегулировали порядок создания, преобразования и ликвидации муниципальных образований, то же самое можно сказать о государственной регистрации уставов и о ведении реестра муниципальных образований — соответствующие полномочия возложены на региональные подразделения федеральных органов исполнительной власти — системы Министерства юстиции РФ).

В Федеральном законе «О муниципальной службе в РФ» в ст.

3 записано, что правовые основы муниципальной службы в РФ составляют наряду с федеральными актами также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Однако трудно представить, что может быть содержанием актов регионального и местного правотворчества в данной сфере, тем более что в той же статье Закона сказано: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Муниципальное правотворчество

Нормативную правовую основу местного самоуправления на местном уровне составляют муниципальные правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст.

 2) муниципальный правовой акт — это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Читайте также:  Статья 31.3. принесение жалобы, представления на постановление судьи и исполнение постановления судьи

Из приведенного определения следует, что муниципальный правовой акт может быть:

  • нормативным (как известно, нормативным является правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения);
  • индивидуальным.

Закон (ст. 4) включает муниципальные правовые акты в правовую основу местного самоуправления наряду с федеральными и региональными правовыми актами. Муниципальные акты относятся к числу источников муниципального права, но таковыми могут быть только нормативные правовые акты муниципальных образований.

Статьи 2 и 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» четко обозначают пределы местного правотворчества: муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, причем во втором случае муниципальные правовые акты могут приниматься на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В любом случае муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Естественно, такие акты не должны противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решения Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ, касающиеся местного самоуправления, зачастую имеют ключевое значение, выявляют смысл положений Конституции РФ о местном самоуправлении, вытекающих из его конституционного статуса, обозначают параметры их наполнения. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий.

Решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции как неотъемлемая часть решений, являются общеобязательными. Это своеобразные носители части нормативных начал институтов местного самоуправления.

Нормативное значение для формирования и деятельности местного самоуправления могут иметь и решения других судов РФ, в особенности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления

Правовая основа местного самоуправления — это система законодательных и иных нормативных актов, определяющих его функционирование.

Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и др.

), конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и другие муниципальные правовые акты.

Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.

, подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».

Для Российской Федерации хартия официально вступила в силу 1 сентября 1998 г.

Европейская хартия о местном самоуправлении — конечный результат ряда инициатив и многолетней законотворческой работы в рамках Совета Европы. В этот документ включены международно-правовые нормы, которые отражают общие тенденции развития муниципально-правовых отношений в большинстве развитых государств мира.

Цель Европейской хартии о местном самоуправлении — создать отсутствовавшие ранее общеевропейские нормативы определения и защиты прав местных органов власти, ведь именно эти органы находятся ближе всего к гражданам и предоставляют им возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь.

Хартия состоит из трех частей.

В первой части хартии закреплены принципы местного самоуправления, обосновывается необходимость конституционных и правовых основ местного самоуправления, формируется концепция и устанавливаются принципы, регламентирующие характер и объем полномочий местных органов власти. Последующие статьи касаются защиты границ самоуправляющихся территорий, обеспечения автономии местных властей (в отношении их административных структур и найма компетентного персонала), определения условий для замещения выборных должностей в местных органах власти.

Во второй части хартии содержатся положения, регламентирующие объем обязательств, которые участники могут взять на себя.

В связи с намерением обеспечить реальное равновесие между защитой основных принципов и гибкостью, необходимой для учета правовых и организационных особенностей государств — членов Совета Европы, допускается исключение определенных положений хартии, но это касается только положений, признанных необязательными к исполнению. Таким образом, в хартии содержится компромисс: с одной стороны, признается факт, что местное самоуправление затрагивает структуру и организацию всего государства, управление которым составляет главную задачу центрального правительства, а с другой — утверждается минимальный набор основных принципов, соблюдаемых при функционировании любой демократической системы местного самоуправления. Обязательства участников хартии могут быть расширены после устранения соответствующих преград.

Закрепленные в хартии принципы местного самоуправления распространяются на все уровни или категории местного самоуправления в каждом из государств — членов Совета Европы, а также с соответствующими изменениями — на органы управления на региональном уровне. В особых случаях участники вправе исключать определенные категории органов власти из сферы действия хартии.

В третьей части текста хартии содержатся положения, традиционные для разрабатываемых под эгидой Совета Европы конвенций (порядок подписания, ратификации, вступления в силу, денонсации указанного документа и т.п.).

Европейская хартия о местном самоуправлении установила, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим демократическим принципам современного правового государства.

Правовые нормы хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение — обязательное условие для присоединения к ней любого государства Европы.

Оценивая реализацию требований хартии, можно выделить несколько групп основополагающих положений, относящихся к конституционным основам местного самоуправления, сфере его компетенции, территориальным, организационным и финансовым основам, правовым гарантиям и контролю над деятельностью муниципальных образований.

Некоторые теоретические положения Европейской хартии о местном самоуправлении следует считать теоретическим обоснованием современной концепции муниципальной реформы в России.

В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы требования хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как выборность местных органов, сочетание форм прямой и представительной демократии (пункт 1 статьи 3); самостоятельное принятие решений, свободный выбор средств и способов осуществления собственных инициатив в пределах установленной компетенции (пункт 2 статьи 4); полные и исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантии невмешательства в их деятельность, если этого не требует закон (пункт 4 статьи 4); расширение компетенции путем делегирования дополнительных государственных полномочий с передачей соответствующих ресурсов (пункт 5 статьи 4); согласованное принятие государственными органами решений, связанных с регулированием отдельных отношений в сфере местного самоуправления (пункт 6 статьи 4).

Ссылка на основную публикацию