Развитие государства неотъемлемо связано с деятельностью служащих и представителей власти. Нередко чиновниками допускается нарушение установленного правового порядка взаимодействия участников государственного аппарата.
В России действует уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. Проблема выхода субъекта власти за рамки обозначенных прав не нова. Из-за значительного социального вреда наказание за это преступление, которое не является тяжким, введено еще в XIX столетии.
История судебной практики демонстрирует уменьшение тяжести преступления и видов наказаний за него.
Наказание за превышение должностных полномочий.
Характеристика и ключевые особенности
Правовое определение сути преступления дает статья 286 УК РФ:
умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему прав или полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц.
Проблема опасности преступной деятельности должностного лица кроется не только в причинении непосредственного материального или неимущественного вреда, но и в подрыве правовых устоев общества, веры в правовую систему, верховенство закона. Использование инструментов государственного контроля в личных целях представителем власти наказуемо в рамках норм Уголовного кодекса.
Определение состава преступления
Как и другие смежные преступления с использованием служебных полномочий субъектом выступает должностное лицо, наделённое властью. Реализация государственной власти может происходить через:
- госаппарат;
- органы муниципалитета;
- аппарат Вооруженных сил РФ.
ВАЖНО! Не является субъектом преступления по статье 286 УК РФ лицо, которое занимает служебное положение вне сферы реализации государственной власти. Даже если своими действиями он превысил объем предоставленных ему полномочий. В виде наказания к нему применяется варианты дисциплинарного взыскания.
Подробный список тех, кто является представителем власти, отражён в Примечании 1 статьи 285 УК РФ:
лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Обязательный элемент состава преступления – объект. Комментарий статьи 286 УК РФ акцентирует внимание на необходимости выделения и формулирования основного и дополнительного объектов.
Основной объект – это общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления;
В роли дополнительного объекта в делах о превышении полномочий выступают: интересы граждан, общества, организаций, государства.
Объективная сторона преступного действия – это реализация недоступных должностному лицу полномочий. Если использованы имеющиеся права и возможности, то деяние не является превышением. Правильно определённый состав преступления нуждается в установлении причинно-следственной связи между деянием представителя власти и возникшими нарушениями прав граждан или организаций.
Внимание! Отличительной особенностью преступления является отсутствие в составе стадии планирования и подготовки. Причина этого кроется в том, что криминалообразующим признаком действий виновного является наступление последствий.
В части субъективной стороны статья 286 УК РФ устанавливает наличие умысла. Но нет ограничения в части характера умысла: прямой или косвенный. Мотив преступления может быть любым, как материальным, так и личным.
Обособленно выделяют случаи, когда превышение полномочий привело к наступлению тяжких последствий, либо было реализовано с применением насилия. В таких делах требуется дополнительно установить факт наступления последствий либо использования оружия, угроз или насилия. К примеру, наступлением тяжких последствий может являться наступление смерти вследствие превышений должностных возможностей.
Правильная квалификация
Основным аспектом, который учитывается при квалификации действий обвиняемого, является отграничение превышения от злоупотребления должностными полномочиями. Уголовный кодекс определяет наказание в случае злоупотребления полномочием должностного лица согласно санкциям статьи 285. Примеры формы превышения должностных полномочий:
- использование полномочий либо прав другого служащего, включая линейное подчинение;
- реализация прав, предоставляемых в особых условиях, без наличия таковых;
- осуществление коллегиального действия (принятие решения) единолично;
- совершение недопустимого деяния.
На практике наиболее частым проявлением превышения возможностей бывает использование полномочий вышестоящего руководства в собственных интересах.
В случае, если руководитель, чьи права были использованы, знал об этом, но не осуществил никаких действий, то его могут привлечь к ответственности.
В зависимости от обстоятельств дела ему может быть инкриминирована статья 285 УК РФ или применено дисциплинарное взыскание.
ВАЖНО! Судебная практика четко обозначает, что к ответственности можно привлечь должностное лицо лишь в случае действия. Пассивное бездействие не является превышением должностных полномочий.
Срок давности
Нормами Уголовного кодекса устанавливаются временные рамки, определяющие возможность привлечения преступника к ответственности.
Началом периода является момент совершения преступления, а конец – момент вступления в силу приговора суда. Сроки устанавливаются в соответствии с положениями ст. 78 УК РФ.
Градация давности происходит в соответствии со степенью тяжести деяния. Так как превышение полномочий относят к преступлениям средней тяжести, то срок давности – 6 лет.
ВАЖНО! Течение срока приостанавливается в случае уклонения от следствия или исполнения наказания, определённого судом.
Привлечение к ответственности
Для инициации следствия необходимо установление факта поступления информации в следственный орган. Наиболее распространенный путь – получение жалобы или заявления о превышении должностных полномочий. Заявление может быть подготовлено и отправлено любым лицом. Однако не будет рассмотрено анонимное заявление.
Заявление пишется лично заявителем и направляется в Следственный отдел Прокуратуры согласно территориальной принадлежности виновного лица. Подать жалобу можно лично либо посредством отправки заказного письма. Единый образец того, как должно выглядеть заявление, не установлен.
Хотя невозможно написать жалобу по образцу, однако можно выделить общие правила подготовки официальной корреспонденции.
Документ пишется на русском языке, разборчивым почерком либо с помощью компьютерной техники. Схематически заявление состоит из:
- «шапки» — элемент, располагающийся в верхней правой части бланка. Включает в себя данные получателя и отправителя;
- название документа;
- изложение дела. Важно подробно описывать суть, однако комментарии должны быть исключительно по делу. Категорически не рекомендуется дополнять жалобу эмоциональными ми.
- указание статей и норм правовых актов, которыми вы руководствуетесь.
- список приложений;
- дата и подпись.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 суток. По результатам уголовное дело либо будет возбуждено, либо вы получите отказ в возбуждении. Подготавливать жалобу необходимо внимательно, изучив решения судов по схожим делам, взяв для примера «победные» образцы заявлений,
Наказание за превышение прав по УК РФ
Несмотря на то, что составом преступления могут не отличаться, степень ответственности и тяжесть наказания может быть различна. В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность в форме:
Судья определяет конкретное наказание в приговоре. Минимальная санкция, согласно статье 286 УК РФ, — это штраф до 80 тысяч рублей. Максимальная – лишение свободы до 10 лет. Санкции могут быть, как применяться в объединении, так и назначаться может всего одна из перечня.
Статистически судьи редко назначают минимальное наказание, также преимущественно основная санкция дополняется штрафом. Однако в судебной практике не много дел, где применяется максимальное наказание. Это демонстрирует не недостаток судебной системы, а квалифицированную работу адвокатов защиты.
Статья 286 УК РФ устанавливает наказание:
- Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- с применением насилия или с угрозой его применения;
- с применением оружия или специальных средств;
- с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к статье в части, когда должностные полномочия были превышены с применением насилия, не исключает наступления ответственности по совокупности. То есть допускается применение санкций по статьям, устанавливающим ответственность за конкретные преступления, например, за убийство – статья 105 УК РФ.
Дисциплинарная ответственность
Если были совершены представителем государственной власти действия, превышающие имеющиеся полномочия, то виновный может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Для наказания в дисциплинарном порядке применяются нормы и положения трудового законодательства.
В подобных делах тяжесть деяния невысока, правовых последствий действий виновного нет либо они незначительны; превышению не предшествовали иные дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарным взысканием зачастую завершаются судебные дела, где ущерб может быть компенсирован виновным. Взысканием может быть выговор, увольнение, также ст.
238 ТК РФ определяет, что работник обязан возмещать работодателю прямой имущественный ущерб. Данные о взыскании заносятся в личное дело.
Для разграничения понятия преступления и проступка в части превышения полномочий можно привести два примера.
Пример №1: Иванова, занимая пост главы районной администрации, руководствуясь личными корыстными мотивами, совершила действия, направленные на получение своим зятем государственного жилья в обход общей очереди из фонда, предусмотренного для переселения жителей аварийных домов. В результате действий Ивановой пострадала гражданка Никифорова, инвалид ВОВ, которая не смогла реализовать свое право на получение жилья. Действия Ивановой были квалифицированы по ст. 286 УК РФ.
Пример №2: Сотрудник районной администрации Петрова, проходя по коридору мимо кабинета канцелярии в обеденный перерыв, руководствуясь эмоциональным состоянием (состраданием) приняла документы от заявителя – пенсионерки Сидоровой.
Петрова действовала из личных побуждений, осознавая, что не имеет полномочий на прием документов от граждан. Вследствие действий Петровой существенных последствий не наступило.
По результатам служебного расследования к ней было применено дисциплинарное взыскание – выговор.
Анализируя преступления в сфере реализации государственной власти, можно установить один важный аспект – вред от действий виновного лица имеет длительный характер. Помимо непосредственного вреда возникает побочный – неуверенность общественности в непоколебимости государственной власти и защите интересов граждан.
Возможно ли добиться штрафа по п.а ч.3 ст. 286 УК РФ или будет вынесено решение о лишении свободы от 3-10 лет?
Здравствуйте. Возможно ли добиться штрафа по п.а ч.3 ст. 286 УК РФ или будет вынесено решение о лишении свободы от 3-10 лет?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ч.3 ст.
286 Уголовного кодекса, совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если они совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Согласно ст.ст.61,62 Уголовного кодекса, смягчающими обстоятельствами признаются:
а) совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
б) несовершеннолетие виновного;
в) беременность;
г) наличие малолетних детей у виновного;
д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
и) явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления;
к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и (или) «к» части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктом «и» части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Положения части первой настоящей статьи не применяются, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В этом случае наказание назначается в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части настоящего Кодекса.
В случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, если соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, эти виды наказания не применяются. При этом срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Срок или размер наказания, назначаемого лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а в случае, указанном в статье 226.9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, — одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Согласно ст. 73 Уголовного кодекса, если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:
а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
а.1) осужденным за преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой — третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;
б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
в) при опасном или особо опасном рецидиве.
При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Испытательные сроки, не истекшие на день вступления в силу Федерального закона от 29 марта 2010 г. N 33-ФЗ, исчисляются в порядке, установленном статьей 73 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона)
При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.
При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.
Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.
Таким образом, Вам может быть назначено только лишение свободы. Однако, если лицо не является опасным для общества, оно может быть осуждено условно.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
- 1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- а) с применением насилия или с угрозой его применения;
- б) с применением оружия или специальных средств;
- в) с причинением тяжких последствий, —
- наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 286 УК РФ
1. В отличие от предусмотренной ст. 285 УК ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (ст.
286 УК) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
- 2. С объективной стороны превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- — относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
- — могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
- — совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
- — никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
- В последнем случае превышение должностных полномочий может выражаться, например, в нанесении побоев задержанным или заключенным под стражу лицам, причинение вреда их здоровью.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е.
установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).
Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела. Но о явности следует говорить в тех случаях, когда превышение является очевидным, бесспорным.
В п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.
2009 N 19 по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в комментируемой статье последствий.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Мотивы преступления могут быть самыми различными (месть, карьеризм, корысть и др.). Они не имеют значения для квалификации преступления.
4. Субъект преступления — специальный — должностное лицо.
5. Часть 2 комментируемой статьи (квалифицированный состав преступления) предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. примечание к ст. 285).
6. Часть 3 комментируемой статьи содержит особо квалифицированные составы преступления. В ней установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, при отягчающих обстоятельствах, а именно:
— совершение деяния с применением насилия или угрозой его применения (п. «а»).
Под применением насилия следует понимать причинение потерпевшему физического вреда. Составом преступления при этом охватывается нанесение побоев, умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязания.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, убийство лица дополнительно квалифицируются по ст. ст. 111 или 105 УК. Под угрозой применения насилия понимается угроза причинить физический вред. Такая угроза должны быть реальной, т.е.
у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее фактического осуществления. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью охватывается рассматриваемым составом, и дополнительной квалификации по ст.
119 УК России не требуется;
— совершение деяния с применением оружия или специальных средств (п. «б»). Это означает фактическое использование должностным лицом оружия или специальных средств для физического (выстрел, удар прикладом автомата и т.п.
) или психического (удар резиновой дубинкой рядом с рукой потерпевшего, выстрел в непосредственной близости, но мимо потерпевшего и иное, если при этом угроза применения оружия воспринимается потерпевшим как реальная) воздействия на потерпевшего.
В случае, когда виновный лишь демонстрирует оружие или специальные средства и реальная опасность для жизни или здоровья потерпевшего отсутствует, деяние при наличии соответствующих оснований может быть квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
- 1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
- наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
- 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:
- а) с применением насилия или с угрозой его применения;
- б) с применением оружия или специальных средств;
- в) с причинением тяжких последствий, —
- наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к ст. 286 УК РФ
Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.
Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: 1) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; 3) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е.
установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е.
его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).
Явный (т.е. очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий — понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.
N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий относит:
- — совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо нескольких лиц. Например, должностное лицо совершает действия, входящие в компетенцию вышестоящего должностного лица либо должностного лица иного ведомства, единолично совершает действия, которые могут быть совершены только коллегиально;
- — совершение действий, которые могли быть совершены этим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;
- — совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, нанесение побоев задержанным или заключенным под стражу лицам).
Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами виновный выступает именно как должностное (официальное), но не частное лицо. В иных случаях лицо может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник милиции, незаконно применивший вверенное ему оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями несет уголовную ответственность как частное лицо. Превышение полномочий может быть совершено должностным лицом как при осуществлении властных полномочий, так и при осуществлении административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций.
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства — понятие оценочное, оно было рассмотрено применительно к ст. 285 УК РФ. По своей конструкции состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ст. 286 УК РФ последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла.
Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).
Субъект преступления специальный — должностное лицо.
Следует отметить, что норма об ответственности за превышение должностных полномочий является специальной по отношению к норме о злоупотреблении лицом своими должностными полномочиями, так как представляет собой специальный случай такого злоупотребления.
Отличие заключается в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а при превышении — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Если же превышение должностных полномочий образует специальный состав преступления, то ответственность согласно правилу ч.
3 ст. 17 УК РФ наступает только по специальной норме. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело об осуждении лица по п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 и по ч. 2 ст. 302 УК РФ, исключила из приговора общую норму (п. п. «а», «б» ч. 3 ст.
286 УК РФ), указав, что если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, содеянное надлежит квалифицировать только по ч. 2 ст. 302 УК РФ, поскольку одно действие, предусмотренное общей нормой (ст. 286 УК РФ) и специальной нормой (ст.
302 УК РФ), не может образовывать совокупность преступлений . Специальными по отношению к ст. 286 УК РФ являются также такие составы преступлений, как: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, ст. ст. 299 — 302, ст. 305 УК РФ и др. Но и ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер.
К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 7. С. 15.
См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 309-П07 // Бюллетень Верховного Суда. 2008. N 5. С. 19 — 20.
Судебная практика по статье 286 УК РФ
Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017
17. 28 декабря 2007 г. Бугурусланский городской суд вынес в отношении П. и А. приговор.
Бугурусланский городской суд признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а» — «в» части третьей статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), то есть в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия, оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий, а также в совершении преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 111 УК РФ, то есть в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего. Им было назначено наказание в виде семи лет лишения свободы с лишением права занимать должности в структуре Министерства внутренних дел в течение трех лет.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Состав является материальным, преступление считается оконченным при наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 285 последствий. Следовательно, объективная сторона требует установления:
- действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица;
- последствий — существенных нарушений прав и законных интересов;
- причинной связи между действиями и последствием.
Преступление характерно тем, что должностное лицо вышло за пределы предоставленных ему полномочий, которые были предоставлены ему законом или специальным нормативным актом.
Для установления состава преступления требуется обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица, и определить их пределы.
Превышение должностных полномочий может означать, например, совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица либо требующих коллегиального решения.
Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены.
Существенные нарушения, как последствия превышения должностных полномочий, устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества потерпевших и др.
В любых случаях существенными следует считать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (умысел прямой или косвенный). Лицо сознает, что выходит за пределы своих должностных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда охраняемым законом правам и интересам, желает этого или сознательно допускает либо относится к последствиям безразлично.
Субъект преступления — должностное лицо.
Как и в ст. 285 квалифицированным видом состава является совершение неправомерных действий лицом, занимающим государств венную должность РФ или государственную должность субъекта РФ а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным видом преступления является превышение должностных полномочий, если они совершены:
- с применением насилия или угрозы его применения;
- с применением оружия или спец. средств;
- с причинением тяжких последствий.
Под насилием, квалифицируемым по ч. 3 ст. 286, понимаются нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести. В случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 286 и 105 или 111 УК.
Законом предусматривается возможность применения правоохранительными органами оружия и специальных средств (резиновых дубинок, слезоточивого газа, служебных собак и др.).
Применение оружия и специальных средств при превышении должностных полномочий есть способ физического воздействия на потерпевшего либо угрозы применения насилия.
Не исключено, что применение их может привести к причинению вреда здоровью потерпевшего.
Тяжкими последствиями, квалифицируемыми по ч. 3 ст. 286 может быть причинение по неосторожности смерти, самоубийство потерпевшего, психическое заболевание. Признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств дела.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Расследование превышения должностных полномочий, совершаемого командирами воинских частей с применением насилия
Пронина А.А.студентка 1 курсаФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
В настоящее время одним из самых распространённых видов должностных преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации является превышение должностных полномочий воинскими должностными лицами. Превышение должностных полномочий регламентируется 286 статьёй УК РФ [1].
По итогам расширенной коллегии Главного военного следственного управления, которая состоялась 25 февраля 2016 г., было установлено, что количество преступлений, связанных с превышением должностных полномочий, увеличилось на 18,7% по сравнению с 2014 г.
[2] При этом наиболее опасным для воинского правопорядка является превышение должностных полномочий, которое допускают командиры воинских частей с применением насилия по отношению к подчинённым.
Актуальность исследования особенностей расследования подобных преступлений связана с тем, что при их совершении нарушаются и ущемляются права и свободы, а также достоинство и личная неприкосновенность военнослужащих. Стоит отметить, что одной из главных проблем раскрытия данных преступлений является их высокая латентность.
Основаниями для возбуждения уголовных дел о данных преступлениях чаще чего являются[3]:
- Непосредственное обнаружение преступления правоохранительными органами.
- Сообщение вышестоящего командования о факте преступления.
- Заявления военнослужащих либо персонала ВС РФ.
Основными способами совершения подобных преступлений являются [4]:
- Применение насилия к подчиненным военнослужащим или угроза его применения. Так, бывший командир войсковой части 65363 полковник Баранов Максим, узнав о конфликте, произошедшем на учебном полигоне между 4 военнослужащими, прибыл к военнослужащим в палатку, где они размещались, и применил к ним насилие, которое выражалось в неоднократных ударах военнослужащим по голове. Волгоградский гарнизонный суд признал уже бывшего командира виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года условно с испытательным сроком 2 года и права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в Вооруженных Силах Российской Федерации, государственных и муниципальных учреждениях, сроком на 2 года [5].
- Незаконное применение оружия или специальных средств. Примером может послужить дело в отношении командира разведывательного взвода войсковой части 24776 лейтенанта Салавата Гадельшина, который 15.09.2010 года при проведении занятий на полигоне подал своему личному составу команду собраться в установленном месте. Весь личный состав отправился в сторону командира, однако рядовой Плащевский решил пойти до командира другим путём. Гадельшина расстроил тот факт, что рядовой Плащевский решил выполнить команду, используя другой путь (более длительный), тогда командир приказал рядовому повторно выполнить команду, используя более короткий путь. Далее, двигаясь навстречу к подчинённому, Гадельшин направил на военнослужащего Плащевского ствол автомата и произвёл 4 выстрела, от одного из которых рядовой получил огнестрельное слепое непроникающее сочетанное ранение [6].
На начальном этапе расследования превышения должностных полномочий, совершаемого командирами воинских частей, выделяют следующую типичную следственную ситуацию, которая характеризуется тем, что в военные следственные органы поступает информация от подчиненных воинского должностного лица, сотрудников органов внутренних дел либо других граждан о готовящемся или уже совершенном преступлении конкретным воинским должностным лицом. На дальнейшем этапе расследования данных преступлений возможно выделение следующих типичных следственных ситуаций.
Первая типичная следственная ситуация характеризуется наличием достоверной информации обо всех обстоятельствах совершенного преступления и лице, его совершившем, которое полностью признаёт свою вину. Однако данная ситуация встречается довольно редко, так как обвиняемый чаще всего думает, что сможет уйти от ответственности, предоставив ложную информацию следствию.
Вторая следственная ситуация характеризуется тем, что лицо, совершившее должностное преступление, отрицает свою причастность к нему, и поэтому является неблагоприятной для следователя военных следственных органов из-за недостаточного объема доказательственной информации, действия фактора времени и вероятности исчезновения не выявленных следов преступления, а также из-за многих других факторов. Именно эта ситуация создает проблемы раскрытия должностных преступлений, а также ведет к росту количества совершаемых преступлений и наносит ущерб Вооруженным Силам Российской Федерации.
Организация первоначального и последующего этапов расследования данной категории преступлений во многом аналогична организации расследования преступлений, предусмотренных ст.
286 УК РФ в целом, независимо от специфики субъекта. Однако имеются некоторые сложности и тактические приёмы, присущие только данному виду преступлений.
Сложность расследования данных преступлений заключается в следующем :
- Потерпевший, а также свидетели (которые чаще всего являются подчинёнными должностного лица, совершившего преступление) не всегда дают показания против подозреваемого, так как данные лица боятся за свою дальнейшую судьбу из-за недоверия к командованию.
- Отсутствие очевидцев преступления, так как само преступление чаще всего совершается на закрытой территории.
- Активное противодействие командования в установлении фактических обстоятельств произошедшего.
При расследовании данной категории дел рекомендуется использовать следующие тактические приемы [7] :
- Прикомандировать потерпевшего на период следствия в другую часть и тем самым вывести его из-под влияния воинского должностного лица, командования части и иных лиц, заинтересованных в исходе дела.
- Провести анонимное анкетирование. На практике применяются два его вида: когда ставятся в прямой постановке вопросы о том, кто совершил преступление, и когда сама цель мероприятия завуалирована, а интересующие сведения получают путем тщательного анализа анкет.
- Разъяснить обвиняемому несостоятельность и бесперспективность его стремления скрыть обстоятельства дела, при этом обратить внимание обвиняемого на положения уголовного закона о значении чистосердечного раскаяния, явки с повинной, активного способствования раскрытию преступления при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности и назначением наказания.
В ходе следствия, особенно по истечении длительного времени с момента совершения преступления, необходимо будет выяснить у медицинского персонала, обращались ли потерпевшие с жалобами, были ли у военнослужащих телесные повреждения, какими причинами их объясняли.
При допросе родителей потерпевших выясняется, что писали или рассказывали сыновья об условиях службы в подразделении, а также о взаимоотношениях с командирами.
При наличии существенных противоречий в показаниях свидетелей, потерпевших и обвиняемых для установления истины по делу между ними проводятся очные ставки, порядок проведения которых зависит от полноты собранных фактов.
Если в ходе очной ставки показания одного из участников изменились, необходимо сразу после ее окончания подробно допросить это лицо о причинах, побудивших его к этому, а также об обстоятельствах, которые были предметом очной ставки.
Таким образом, превышение должностных полномочий, совершаемое должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации с применением насилия, является специфической группой преступления. Данные преступления имеют целый ряд присущих исключительно им особенностей, которые необходимо учитывать при расследовании данных преступлений.