Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

15 июля 2020, 14:35 — Общественная служба новостей — ОСН

9 июля 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий сотрудникам и бывшим служащим ФСБ разглашение информации о деятельности ведомства, составляющей профессиональную тайну.

Законопроект о внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О федеральной службе безопасности” был разработан депутатами Василием Пискарёвым и Дмитрием Вяткиным. Как подчеркивается в документе, к профессиональной тайне относится любая информация, которая может создать угрозу собственной безопасности или нанести ущерб репутации ФСБ.

Бывший замминистра безопасности, замдиректора ФСК и ФСБ, начальника московского управления Евгений Савостьянов в интервью Общественной службе новостей усомнился в целесообразности этого законопроекта, а также заявил, что принятие документа негативно скажется на репутации ведомства.

Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности novayagazeta.ru

“Сейчас депутаты предлагаю защищать репутацию. Так вот репутация бывает двух видов: в глазах начальника и в глазах посторонних. Когда ты полностью закрываешь информацию — это способ хорошо показать себя перед начальником.

Рапортовать об успехах, тем более, что он не знает критических замечаний. А репутация в глазах общества создаётся результатами работы. Достижениями, ошибками, подвигами, преступлениями и так далее.

Но её не создаёт секретность”, — заявил он.

Савостьянов считает, что законопроект негативно скажется на репутации ведомства из-за ауры секретности, которая окружает законопроект.

“Почему в такой спешке и наполовину секретно потребовалось принимать этот закон? Что произошло, что потребовало его внесения? Или, что более вероятно, какими мероприятиями собирается заниматься ФСБ, что требуется почти полностью зашторить организацию? Практика показывает, что когда организация прячется за такой завесой секретности, в обществе накапливается сперва подозрение, потом раздражение, а затем и ненависть. У нас уже такой исторический период был. Следом за ФСБ такие же преференции захотят получить Министерство обороны, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, МЧС и так далее. Вслед за ними потянутся и другие министерства. Перед вами железный занавес, который опускает на знание чего либо о работе госорганов. И это первый этап”, — отметил он.

До окончательного принятия законопроекта, уверен Евгений Савостьянов, необходимо изменить провокационные формулировки, которые в нем содержатся.

Нужно избавиться от таких позорных слов, как “защита репутации”

“Это абсолютно закрывает возможность критики, оценки, рекомендаций. Ещё раз: это наносит обоюдный удар. Как у Некрасова, в своё время. Сейчас люди скажут, что это делается, чтобы творить всякие безобразия. Как минимум, нужно избавиться от таких позорных слов, как “защита репутации”.

И последнее предложение убрать, которое носит вопиющий неграмотный характер. Сейчас за него все ухватятся и скажут: “вы, что, ребята, совсем хотите на нас намордник надеть?”. Этот закон выглядит, как странная аппаратная причуда. У меня даже возникает подозрение, что им кто-то хочет подставить ФСБ. Навлечь критику.

Может быть это какой-то элемент внутриаппаратной борьбы”, — заявил Савостьянов.

В 2019 году был принят закон, внесенный депутатом Пискарёвым, который запретил сотрудникам ФСБ в отставке выезд за границу на 5 лет.

Справка: Евгений Савостьянов занимал должность замдиректора КГБ по Москве и области с 1991 по 1994 год. Руководил рядом спецопераций, в том числе освобождением заложников в Махачкале.

Весной-осенью 1994 года участвовал в работе по поддержке пророссийских сил в Чечне.

В начале декабря 1994 года был отстранён от должности президентом Борисом Ельциным из-за конфликта направленных Савостьяновым работников УФСК с сотрудниками Службы безопасности президента РФ, проводившими незаконные оперативные мероприятия без согласования с ФСК.

Бывшим сотрудникам ФСБ запретят разглашать даже несекретные данные

Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

Андрей Гордеев / Ведомости

Председатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев и зампредседателя комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин внесли в Госдуму поправки к закону «О федеральной службе безопасности», ужесточающие порядок работы с информацией для бывших сотрудников органов ФСБ – как военнослужащих, так и гражданских.

Согласно поправкам в статью 7 этого закона вводится новое понятие – «профессиональная тайна».

Это сведения, не относимые к секретным, в том числе сведения ограниченного доступа (для служебного пользования) и другие сведения, опубликование которых «может создать угрозу собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и/или нанести ущерб их репутации».

Отныне сотрудники ФСБ, включая уволенных (причем без указания предельных сроков с момента увольнения), должны будут предоставлять для экспертной оценки на предмет наличия профессиональной тайны «подготовленные для открытого опубликования (размещения, распространения) информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности». Публиковать их можно будет лишь при получении положительного заключения.

Проверкой, скорее всего, будут заниматься структуры управления программ содействия ФСБ, куда входит и Центр общественных связей, считает бывший сотрудник спецслужб.

По его словам, новое понятие «профессиональная тайна» и введение обязательной цензуры для публичных выступлений должны повысить ответственность сотрудников, прежде всего молодых, среди которых сейчас немало тех, кто быстро увольняется после первого контракта.

Дисциплина среди них требует укрепления: например, в декабре 2019 г. в интернет попали видеокадры перестрелки с «лубянским стрелком», снятые сотрудниками ФСБ из кабинета, что недопустимо, продолжает собеседник.

По его мнению, нужно усилить и борьбу с разглашением персональных данных сотрудников спецслужб – очевидно, это имеется в виду под сведениями, которые могут поставить под угрозу собственную безопасность. Правда, в качестве оружия для такой борьбы изготовлена «дубина с размытыми контурами», полагает он.

Так, сведения о том, что у начальства имеется имущество, не соответствующее его зарплате, тоже наносят ущерб репутации органов безопасности, а стало быть, не могут упоминаться даже бывшими сотрудниками, причем без каких-либо сроков давности. Из закона также непонятно, как ФСБ планирует наказывать нарушителей, заключает собеседник «Ведомостей».

было привлечено к уголовной ответственности в 2018 г. (в 2017 г. – 17) за преступления коррупционной направленности, по информации Генеральной прокуратуры. Данные за 2019 г. не публиковались

Депутат Вяткин отказался комментировать законопроект, заявив, что «все комментарии будут после заседания комитета» Госдумы по безопасности, который должен рассмотреть внесенный документ. Это заседание может пройти уже 7 июля.

В России часто принимаются законодательные инициативы, которые имеют в своей основе оценочные критерии, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Это подразумевает, что изначально закрепляются понятия с неопределенным объемом понимаемого содержания, что размывает границы для персонификации подлежащих регулированию правоотношений.

Такие действия вносят непонимание и элементы злоупотребления со стороны правоприменителей при использовании таких норм, продолжает юрист.

С другой стороны, надо понимать, что любая структура хочет ограничить возможность выхода с внутренней кухни чувствительной информации, и тогда такие размытые определения законов становятся удобным инструментом.

Со временем, конечно, все будет более конкретизировано, полагает Горбунов: будут судебные акты или ведомственные приказы, а за нарушение профессиональной тайны, скорее всего, будет введена различная ответственность – вплоть до уголовной, если распространение подобной информации нанесет существенный вред. Но чтобы такая ответственность наступила, ведомство должно будет изначально при трудоустройстве довести до сотрудника сведения о наличии профессиональной тайны и ее содержании, подчеркивает адвокат.

Обеспечение информационной безопасности ФСБ РФ

Задачи обеспечения информационной безопасности ФСБ РФ решаются в двух плоскостях – собственная защита конфиденциальной информации и выстраивание системы информационной безопасности в целом по стране. Практика деятельности ведомства выражается в организационных мерах – лицензировании, сертификации, аккредитации – и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Правовое регулирование

Основы построения системы информационной безопасности в стране и роль в этом органов ФСБ РФ указаны в Конституции, где оговорены и общие задачи защиты суверенитета и права граждан на охрану персональной информации. На втором уровне регулирования задачи ведомства определяются законами «Об информации», «О ФСБ», «О защите персональных данных».

С точки зрения самостоятельного регулирования ведомство вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для применения организациями, осуществляющими разработку средств обеспечения безопасности информации, содержащей государственную тайну, и криптографических средств защиты данных. Полномочия ФСБ в сфере привлечения к уголовной ответственности хакеров и обеспечения безопасности информационных сетей страны определяются законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

Построение систем информационной безопасности в органах ФСБ

Единая информационная система государства предполагает, что данные правоохранительных органов должны охраняться в максимальной степени, здесь не возникает различия между органами прокуратуры и ФСБ РФ. Но повышенные требования применяются к информационным массивам, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне.

К отдельным категориям информации повышенной степени конфиденциальности, возникающей в деятельности ведомства, относятся данные о совершенных правонарушениях, затрагивающих вопросы обеспечения информационной безопасности РФ, а также сведения о разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств.

Читайте также:  Глава vii.1. единая информационная система нотариата

Основные принципы работы систем ИБ в органах ведомства определяются ст. 20 закона «О Федеральной службе безопасности».

Для осуществления своей деятельности ведомство вправе самостоятельно без лицензирования разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации, включая СКЗИ – средства криптографической защиты.

Если в системах ведомства обрабатываются персональные данные граждан, оно не должно ограничивать их права, предоставленные Федеральным законом «О персональных данных».

Задачи ФСБ РФ по созданию системы ИБ в масштабах страны

На масштабном уровне задачи построения единой системы безопасности данных и сетей в стране определяются Концепцией информационной безопасности, отражающей системное видение угроз и способов реагирования на них. Документ разработан Советом безопасности, он описывает две угрозы ИБ, в отражении которых задействуется ведомство:

  • противодействие деятельности иностранных разведок и иных служб иностранных государств, способных причинить ущерб суверенитету и безопасности страны;
  • противодействие работе политического аппарата иностранных государств, размывающего социальные ценности и влияющего на настроения населения.

Закон определяет полномочия ведомства в конкретных сферах безопасности, которые помогают ему решать поставленные глобальные задачи:

  • участие в формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических средств и СКЗИ;
  • организация работы с криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности ИС, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и ее учреждениях, находящихся за рубежом;
  • лицензирование и сертификация отдельных видов деятельности, предусматривающих допуск к государственной тайне.

Эти функции Федеральной службы безопасности РФ обеспечиваются бюджетным финансированием и подбором квалифицированного персонала.

Подразделение информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности отвечает за создание систем работы с информацией для нужд ведомства.

Выдача лицензий компаниям, специализирующимся на разработке средств защиты и обеспечения безопасности данных, осуществляется Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (ЦЛСЗ ФСБ России). 

Им лицензируются следующие виды деятельности:

  • работа с данными, содержащими гостайну;
  • деятельность по созданию средств информационной защиты для данных, в которых присутствует государственная тайна;
  • осуществление отдельных мероприятий, связанных с безопасностью данных;
  • разработка, создание, производство СКЗИ;
  • разработка, создание и продажа технических устройств, которые помогают получать информацию;
  • деятельность по выявлению подслушивающих устройств;
  • разработка и производство средств защиты информационных массивов с повышенным уровнем конфиденциальности.

Помимо лицензирования, в функции Центра входит аккредитация лабораторий по испытанию СКЗИ. Сертификация средств обеспечения безопасности информации также стала одной из функций ведомства, перечень сертифицированных средств можно найти на сайте. В рамках лицензирования Центр подтверждает степень секретности данных, с которыми предполагает работать компания.

Также это подразделение организации отвечает за обеспечение безопасности при ввозе в страну и вывозе из страны шифровальных средств и средств, обеспечивающих тайное получение информации, выдавая разрешение на такие действия. Отдельной функцией является образовательная. Для сотрудников компаний, желающих получить лицензию на разработку систем информационной безопасности, ведомство организует программу профессиональной переподготовки.

Отдельным подразделением ФСБ РФ, отвечающим за поддержание надлежащего уровня ИБ в стране, стал ЦИБ, или так называемый 18-й Центр. Он создан на основе Управления компьютерной и информационной безопасности департамента контрразведки ФСБ и входит в структуру службы контрразведки ФСБ России.

Подразделение размещено в бывшем здании ГИЦ КГБ СССР, оно занимается расследованием преступлений, совершаемых в сфере информационной безопасности, незаконного распространения персональных данных и электронной коммерции.

Среди известных дел подразделения в сфере электронной безопасности – расследование в 2013 году дела руководителя компании Chronopay, сервис электронных платежей организовал ряд DDoS-атак на серверы Аэрофлота. 

Также можно назвать следующие интересные дела службы в области защиты информации:

  • в 2019 году в Красноярске программиста осудили по ст. 273 УК РФ за использование вредоносных программ, направленных на нарушение безопасности сетей и сбор информации. Суду в апелляционной инстанции было доказано, что программа не обладает признаками вредоносности, так как используется для поиска уязвимостей в собственной сети. В качестве свидетеля, подтверждающего отсутствие в программе признаков вредоносности, в суде выступил офицер ФСБ России. Апелляция не была удовлетворена, суд признал, что средства поиска уязвимостей относятся к категории вредоносных программ, и решение стало прецедентным;
  • в 2018 году в Волгограде был осужден хакер, использовавший программу, предназначенную для нейтрализации средств защиты информации. Созданное им ПО предприняло 2320 компьютерных воздействия на веб-серверы, принадлежащие информационным ресурсам правительства. Кроме того, хакер совершил 181 попытку внедрения SQL-кода в передаваемые интернет-ресурсу запросы, содержащие команды и параметры для сервера информационного ресурса «Электронного правительства». Попытки взлома не удались ввиду высокой степени информационной безопасности серверов органов исполнительной власти.

Работа ведомства проявляется на многих уровнях, что подчеркивает ее значимость в сфере безопасности данных.

06.02.2020

Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

     
     Граждане
Российской Федерации, принимаемые на
военную службу (работу) в органы
федеральной службы безопасности, а
также допускаемые к сведениям об органах
федеральной службы безопасности,
проходят процедуру оформления допуска
к сведениям, составляющим государственную
тайну, если иной порядок не предусмотрен
законодательством Российской Федерации.
Такая процедура включает в себя принятие
обязательства о неразглашении указанных
сведений.
     
     В
случаях, предусмотренных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, указанный
порядок распространяется на граждан
Российской Федерации, принимаемых на
военную службу (работу) в пограничные
войска, а также допускаемых к сведениям
о пограничных войсках.
     
     Граждане
Российской Федерации, допущенные к
сведениям об органах федеральной службы
безопасности или о пограничных войсках,
составляющим государственную тайну,
несут за их разглашение ответственность,
предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
     
     Документы
и материалы, содержащие сведения о
кадровом составе органов федеральной
службы безопасности, лицах, оказывающих
или оказывавших им содействие на
конфиденциальной основе, а также об
организации, о тактике, методах и
средствах осуществления органами
федеральной службы безопасности
контрразведывательной, разведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
подлежат хранению в архивах органов
федеральной службы
безопасности.
     
     Материалы
архивов органов федеральной службы
безопасности, представляющие историческую,
научную ценность и рассекречиваемые в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, передаются на
хранение в архивы федерального органа
исполнительной власти в области архивного
дела в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

     (Статья
в редакции, введенной в действие с 1 июля
2003 года Федеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ,
— см. предыдущую редакцию)

Статья 7_1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности

     
     Земельные
участки и имущество органов федеральной
службы безопасности и пограничных войск
(в том числе здания, сооружения,
оборудование), созданное (создаваемое)
или приобретенное (приобретаемое) за
счет средств федерального бюджета и
иных средств, являются федеральной
собственностью.
     

     Обеспечение
деятельности федеральной службы
безопасности и пограничных войск,
включая материально-техническое,
финансовое обеспечение и создание
обеспечивающей  инфраструктуры,
является  расходным обязательством
Российской Федерации (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см.предыдущую
редакцию).
     
     Органы
федеральной службы безопасности и
пограничные войска без лицензирования
разрабатывают, создают, приобретают и
используют средства вооружения и
оснащения, включая специальные технические
и иные средства, приобретают и используют
боевое оружие, принятое на вооружение
органов федеральной службы безопасности
и пограничных войск решением Правительства
Российской Федерации, а также другое
служебное и гражданское оружие и
боеприпасы к нему.
     
     Продажа,
передача, вывоз с территории Российской
Федерации и ввоз на территорию Российской
Федерации средств вооружения и оснащения,
включая специальные технические и иные
средства, огнестрельного оружия и
боеприпасов к нему, которые могут
использоваться органами федеральной
службы безопасности и пограничными
войсками, осуществляются органами
федеральной службы безопасности в
порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
     
     Нормы
обеспечения основными образцами
(системами, комплексами) вооружения,
военной и специальной техники, нормы
расхода моторесурсов и горючего, а также
порядок принятия на вооружение,
приобретения, учета, хранения, выдачи,
ремонта и списания образцов (систем,
комплексов) вооружения, военной и
специальной техники, порядок подготовки
органов федеральной службы безопасности
и пограничных войск к действиям, связанным
с применением образцов (систем, комплексов)
вооружения, военной и специальной
техники, устанавливаются руководителем
федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности
в соответствии с утверждаемыми
Правительством Российской Федерации
перечнем основных образцов (систем,
комплексов) вооружения, военной и
специальной техники, порядком и нормами
материально-технического обеспечения
органов федеральной службы безопасности
и пограничных войск.
     
     Строительство,
реконструкция или предоставление
объектов, предназначенных для
расквартирования органов федеральной
службы безопасности и пограничных
войск, осуществляются в соответствии
с порядком и нормами, установленными
Правительством Российской Федерации
для военнослужащих Вооруженных Сил
Российской Федерации (с учетом
особенностей, определяемых руководителем
федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности),
за счет средств федерального бюджета,
а также средств организаций, по инициативе
которых осуществляется строительство
или реконструкция указанных объектов.

Читайте также:  Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами

     Органы
федеральной службы безопасности и
пограничные войска могут иметь служебный
жилищный фонд, формируемый в порядке,
устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.

     
     Предприятия,
учреждения и организации, созданные
или создаваемые для обеспечения
деятельности федеральной службы
безопасности, осуществляют свою
деятельность без лицензирования и
приватизации не подлежат.

     
     Органы
федеральной службы безопасности и
пограничные войска вправе принимать в
соответствии с законодательством
Российской Федерации во владение и в
пользование от федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, общественных
объединений, граждан Российской Федерации
транспортные средства и иное имущество,
необходимые для выполнения задач,
возложенных на указанные органы и войска
федеральным законодательством. Порядок
использования указанного имущества
определяется руководителем федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности.
     
     Часть
утратила силу с 1 января 2005 года —
Федеральный
закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

— См.
предыдущую
редакцию.
     
     Земля
и природные ресурсы используются
органами федеральной службы безопасности
и пограничными войсками в соответствии
с федеральным законодательством.

Органы
федеральной службы безопасности и
пограничные войска освобождаются от
всех форм платы за использование
природных ресурсов (часть в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 годаФедеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
— см.предыдущую
редакцию).

     (Статья
дополнительно включена с 1 июля 2003 годаФедеральным
законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ)

Зачем нужен закон о профессиональной тайне ФСБ :: Политика :: РБК

По словам одного из авторов законопроекта Дмитрия Вяткина, речь идет именно о запрете для бывших и действующих сотрудников ФСБ: вводится понятие профессиональной тайны.

«Несанкционированных комментариев о деятельности ФСБ им в СМИ давать нельзя, если эти сведения будут составлять профессиональную тайну. Перечень этих сведений будет устанавливаться директором ФСБ», — пояснил парламентарий.

Как отмечает Вяткин, существует несколько видов материалов охраняемой законом информации, в том числе гостайна и служебная информация, но раньше в этот перечень попадало не все.

«Иногда чувствительными для службы с точки зрения обеспечения интересов безопасности спецслужбы могут быть действия, которые не попадают под действие этого закона и не находятся под грифом», — продолжает законодатель. Поэтому решено было перечень такой информации расширить за счет введения нового типа запрещенной к публикации без санкции информации — «профессиональной информации и профессиональной тайны».

Согласно новому закону действующим и бывшим сотрудникам ФСБ запрещено печатать книги, распространять другие материалы о работе в Федеральной службе безопасности, которые содержат профессиональную тайну, резюмирует доктор юридических наук, бывший председатель СПЧ Михаил Федотов. К ней относится информация, которая «может создать угрозу собственной безопасности органов Федеральной службы безопасности и (или) нанести ущерб репутации», уточняет он.

«Помимо большой правовой неопределенности здесь имеется опасный пробел, — полагает Федотов. — Известно, что к сведениям, порочащим репутацию, Верховный суд относит прежде всего сведения о нарушении закона.

Сегодня сведения о нарушении законности запрещено засекречивать — об этом четко сказано в законе «О гостайне».

Но поскольку новый закон определяет, что профессиональная тайна не включает в себя гостайну, получается, что сведения о нарушении законности могут быть скрыты профессиональной тайной».

Поправки позволяют создать информационный железный занавес, отсекающий СМИ и общество от фактов, разглашения которых ФСБ стыдится или опасается, констатирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.

«Это первый прецедент, когда режим профессиональной (служебной) тайны вводится в отношении не той информации, разглашение которой может создать опасность безопасности государства или вред конституционным правам граждан, а в отношении сведений, заведомо представляющих общественный интерес, ведь причинить вред репутации силового ведомства могут в первую очередь сведения о допущенных его сотрудниками нарушениях закона и других злоупотреблениях», — считает он.

Какие санкции грозят за нарушение

Санкции для сотрудников спецслужбы за разглашение профессиональной тайны в законе не прописаны. «Этот вопрос обсуждается», — отмечает Вяткин.

«В настоящий момент установлена ответственность в целом за разглашение охраняемой законом служебной информации — административная (за разглашение гостайны предусмотрена уголовная ответственность).

Теперь за разглашение охраняемой законом информации попадает в том числе и профессиональная тайна. То есть понятие охраняемой законом информации расширяется», — говорит он.

Если сотрудник ФСБ, пожелавший сохранить свое имя в тайне, передаст в СМИ какой-либо материал в нарушение этого запрета, то он будет считаться нарушителем закона со всеми вытекающими отсюда последствиями, объясняет Федотов.

Может ли запрет коснуться деятельности СМИ

  • Для СМИ в этой ситуации негативных последствий закон не предусматривает, резюмирует Федотов, однако суд может обязать редакцию раскрыть источник информации, добавляет он.
  • Депутат Вяткин на вопрос, может ли последовать наказание в отношении СМИ, опубликовавшего материал на основании анонимных источников в ФСБ, ответил, что «в каждом случае нужно разбираться отдельно».
  • Глава думского комитета по СМИ Александр Хинштейн в разговоре с РБК выразил мнение, что в данном случае должны действовать нормы закона «О печати», дающие право не раскрывать источники информации, кроме как по решению суда.

По мнению управляющего партнера AVG Legal Алексея Гавришева, ответственность за распространение информации о деятельности ФСБ могут приравнять к ответственности за разглашение секретных сведений — как для сотрудников спецслужбы, так и для СМИ. «Это выглядит, мягко говоря, пугающе, — говорит Гавришев.

 — Существует очень тонкая грань между просто информацией и информацией о профессиональной деятельности службы». По мнению Гавришева, работа ФСБ не должна быть на слуху у граждан. «Это максимально закрытая и секретная структура, деятельность которой жизненно важна для страны и при этом скрыта за семью печатями, но с другой стороны, нераспространение информации о ФСБ — задача самой организации», — считает адвокат.

Для журналистов поправки тоже представляют некоторую опасность, считает Кравченко. Ст.

 4 закона «О СМИ» позволяет Роскомнадзору выносить СМИ предупреждение за разглашение любых охраняемых законом тайн, включая сведения, указанные в этих поправках, напоминает он.

Второе предупреждение в течение одного года позволяет Роскомнадзору обращаться в суд с иском о прекращении деятельности СМИ, предупреждает юрист.

Теперь стоит помнить, что от ФСБ безопасно получить информацию можно только двумя способами: с сайта или из их пресс-релиза, остальное может стать поводом проверки, резюмирует глава юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов.

Госдума приняла закон о запрете сотрудникам ФСБ сообщать любую информацию, которая может нанести ущерб репутации ведомства. Ветераны спецслужб назвали это первым этапом «железного занавеса

22 июля 2020 16:30

Теперь действующим и бывшим сотрудникам ФСБ запрещается разглашение информации «о деятельности органов безопасности, не содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, разглашение которой может создать угрозу собственной безопасности органов или нанести ущерб их репутации».

Перечень такой информации, как отмечают авторы законопроекта, будет определяться руководством ФСБ.

Как подчеркивается в пояснительной записке, «при этом подготовленные для открытого опубликования информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности, будут подлежать экспертной оценке в органах безопасности, которые изучат данные материалы на наличие или отсутствие указанной информации и представят автору соответствующее заключение». Без этого заключения публикация таких материалов будет запрещена.

«Сейчас закон запрещает разглашение государственной тайны, однако вопрос о защите профессиональной тайны для сотрудников ФСБ законодательно не был отрегулирован. Мы восполняем этот пробел.

Речь идет о сведениях о работе органов госбезопасности, которые могут попасть в руки недружественных сил и создать угрозу не только для самого ведомства, но и в целом для безопасности страны», — пояснил необходимость поправок Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции, автор законопроекта, генерал-полковник юстиции Василий Пискарев. Ранее Пискарев был инициатором закона о запрете сотрудникам ФСБ выезжать за границу в течение 5 лет после увольнения.

Также, по его словам, поправки ограничат распространение информации о приобретенном сотрудниками ФСБ профессиональном мастерстве и искусстве, не относящейся к служебной и государственной тайне.

Ранее автор поправок, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев пояснял, что до последнего времени запрещалось разглашение только гостайны. А вопрос защиты профессиональной тайны для сотрудников ФСБ законодательно никак не был отрегулирован. Теперь этот пробел восполнен.

По словам одного из авторов законопроекта Дмитрия Вяткина, речь идет именно о запрете для бывших и действующих сотрудников ФСБ: вводится понятие профессиональной тайны.

Читайте также:  Статья 10.1. Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

«Несанкционированных комментариев о деятельности ФСБ им в СМИ давать нельзя, если эти сведения будут составлять профессиональную тайну. Перечень этих сведений будет устанавливаться директором ФСБ», — пояснил парламентарий.

Как отмечает Вяткин, существует несколько видов материалов охраняемой законом информации, в том числе гостайна и служебная информация, но раньше в этот перечень попадало не все.

«Иногда чувствительными для службы с точки зрения обеспечения интересов безопасности спецслужбы могут быть действия, которые не попадают под действие этого закона и не находятся под грифом», — продолжает законодатель. Поэтому решено было перечень такой информации расширить за счет введения нового типа запрещенной к публикации без санкции информации — «профессиональной информации и профессиональной тайны».

Согласно новому закону действующим и бывшим сотрудникам ФСБ запрещено печатать книги, распространять другие материалы о работе в Федеральной службе безопасности, которые содержат профессиональную тайну, рассказал РБК доктор юридических наук, бывший председатель СПЧ Михаил Федотов. К ней относится информация, которая «может создать угрозу собственной безопасности органов Федеральной службы безопасности и (или) нанести ущерб репутации», уточняет он.

«Помимо большой правовой неопределенности здесь имеется опасный пробел, — полагает Федотов. — Известно, что к сведениям, порочащим репутацию, Верховный суд относит прежде всего сведения о нарушении закона.

Сегодня сведения о нарушении законности запрещено засекречивать — об этом четко сказано в законе «О гостайне».

Но поскольку новый закон определяет, что профессиональная тайна не включает в себя гостайну, получается, что сведения о нарушении законности могут быть скрыты профессиональной тайной».

Поправки позволяют создать информационный железный занавес, отсекающий СМИ и общество от фактов, разглашения которых ФСБ стыдится или опасается, констатирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко.

«Это первый прецедент, когда режим профессиональной (служебной) тайны вводится в отношении не той информации, разглашение которой может создать опасность безопасности государства или вред конституционным правам граждан, а в отношении сведений, заведомо представляющих общественный интерес, ведь причинить вред репутации силового ведомства могут в первую очередь сведения о допущенных его сотрудниками нарушениях закона и других злоупотреблениях», — считает он.

Бывший замминистра безопасности, замдиректора ФСК и ФСБ, начальника московского управления Евгений Савостьянов в интервью Общественной службе новостей усомнился в целесообразности этого законопроекта, а также заявил, что принятие документа негативно скажется на репутации ведомства.

«Сейчас депутаты предлагаю защищать репутацию. Так вот репутация бывает двух видов: в глазах начальника и в глазах посторонних. Когда ты полностью закрываешь информацию — это способ хорошо показать себя перед начальником.

Рапортовать об успехах, тем более, что он не знает критических замечаний. А репутация в глазах общества создаётся результатами работы. Достижениями, ошибками, подвигами, преступлениями и так далее.

Но её не создаёт секретность», — заявил он.

Савостьянов считает, что законопроект негативно скажется на репутации ведомства из-за ауры секретности, которая окружает законопроект.

«Почему в такой спешке и наполовину секретно потребовалось принимать этот закон? Что произошло, что потребовало его внесения? Или, что более вероятно, какими мероприятиями собирается заниматься ФСБ, что требуется почти полностью зашторить организацию? Практика показывает, что когда организация прячется за такой завесой секретности, в обществе накапливается сперва подозрение, потом раздражение, а затем и ненависть. У нас уже такой исторический период был. Следом за ФСБ такие же преференции захотят получить Министерство обороны, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, МЧС и так далее. Вслед за ними потянутся и другие министерства. Перед вами железный занавес, который опускает на знание чего либо о работе госорганов. И это первый этап», — отметил он.

По мнению Евгения Савостьянова, необходимо было избавиться от таких позорных слов, как «защита репутации».

«Это абсолютно закрывает возможность критики, оценки, рекомендаций. Ещё раз: это наносит обоюдный удар. Как у Некрасова, в своё время. Сейчас люди скажут, что это делается, чтобы творить всякие безобразия. Как минимум, нужно избавиться от таких позорных слов, как «защита репутации».

И последнее предложение убрать, которое носит вопиющий неграмотный характер. Сейчас за него все ухватятся и скажут: «вы, что, ребята, совсем хотите на нас намордник надеть?». Этот закон выглядит, как странная аппаратная причуда. У меня даже возникает подозрение, что им кто-то хочет подставить ФСБ. Навлечь критику.

Может быть это какой-то элемент внутриаппаратной борьбы», — заявил Савостьянов.

Бывший сотрудник ФСБ, экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин) в интервью «Daily Storm» заявил, что закон может еще больше деморализовать спецслужбу.

«Эта инициатива является попыткой залатать пластырем трубу, которая давным-давно прогнила. Ничего толком это не даст. Если сотрудники ФСБ будут деморализованы властью, как сейчас, то они нормально работать не будут, какие законы ни принимай», — сообщил Стрелков.

«Хочу сказать, что пока государство служит не народу, а чиновникам, спрашивать что-либо с других чиновников немного смешно. В целом, чтобы государственная тайна более-менее надежно соблюдалась, необходима для этого база, которая была хотя бы в СССР, когда военнослужащие служили по 25 лет и дольше. Только тогда можно будет что-то с них требовать», — добавил бывший сотрудник ФСБ.

Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что все необходимые документы о неразглашении сотрудники спецслужб подписывают во время службы, а также после ухода с нее.

«Гостайна имеет ограниченный срок давности, эти сведения устаревают очень быстро, иногда на следующий день. Например, арестовали человека и уже нет никакого смысла долго хранить эту тайну. Ведь все понимают, что его арестовали на основе оперативных материалов», — сказал генерал-майор ФСБ в отставке.

«А вопросы, связанные с материалами по службе, напротив, носят пролонгированный характер. Поэтому ничего нового [в этой инициативе] нет. В законе об ФСБ или о гостайне сейчас четко прописаны многие вещи, которые нельзя разглашать. Например, информацию по личному составу, персональные данные людей, которые там служат, и так далее», — отметил он.

«В 70-х годах вышла книга Владимира Понизовского «Ночь не наступит». Она описывает революционный период, работу жандармов.

Скажу, что наши начальники очень серьезно напряглись: в книге описывается работа жандармов, которая с точки зрения технологий ничем особо не отличается от работы сотрудников госбезопасности.

С одной стороны, в книге вроде как разглашаются формы и методы работы спецслужб, но с другой — книга ничего не разглашает, потому что сюжет ее связан с царской охранкой», — рассказал бывший сотрудник спецслужб.

«А ведь ничего не изменилось с той поры: работа с агентурой, явочные квартиры, вербовка, оплата и так далее. Вот тогда начали чесать репу, что делать. И пришли к выводу, что ничего страшного, потому что описывается конец XIX века», — добавил он.

Михайлов также призвал ФСБ стать более открытым для общественности ведомством, потому что оно существует на бюджетные средства.

«В 1991 году я был назначен начальником центра общественных связей федеральной службы контрразведки. С 1989 году на спецслужбы начались жесточайшие нападки, нас пытались рвать со всех сторон. Мы получили карт-бланш на взаимодействие со всеми организациями и СМИ. В моем подразделении был проходной двор.

Любой мог приехать и узнать, какие мы задачи решаем, какие у нас результаты и так далее. И мы с 1989-го по 1998 год смогли здорово сломать общественное мнение и сохранить спецслужбы. Во многих странах их убрали, а у нас. Потому что благодаря нашей работе российское общество понимало, какие задачи мы решаем, а профессионалов надо лет пять учить минимум.

Если всех выгнать, то кто обучать будет», — рассказал генерал-майор ФСБ в отставке.

«Тот же [лидер ЛДПР Владимир] Жириновский на наших пресс-конференциях в первых рядах сидел. Даже иностранцы присутствовали на наших встречах с общественностью.

А тогда был уровень секретности выше, чем сейчас, если такие инициативы возникают, как эта.

А если мы створки закрыли, то и хрен по деревне: вы все палачи, у вас руки по колено в крови, а еще вы мерзавцы и монстры», — уточнил Михайлов.

***

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/rlinetv с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Ссылка на основную публикацию