Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами

  • Принятие России во Всемирную торговую организацию вызовет необходимость руководствоваться ее основными документами, в том числе Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС).
  • Этот документ устанавливает:
  • иностранные поставщики услуг и сами услуги пользуются тем же режимом, что и национальные:

должен соблюдаться режим наибольшего благоприятствования (Most favoured nation treatment), т.е.

международно-правовой режим, при котором каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству;

необходимо обеспечить открытую публикацию всех нормативно-правовых актов, административных распоряжений, а также другой информации, касающейся регулирования торговли услугами;

должна обеспечиваться постепенная либерализация всей сферы услуг.

ГАТС содержит принципы, на которых основывается многосторонняя международная правовая система, регулирующая торговлю услугами и влияющая на развитие национального законотворчества.

Соглашение распространяется на все виды услуг за исключением поставляемых при исполнении функций государственной власти и содержит общие, обязательные для всех стран-участниц положения, а также конкретные перечни обязательств по отдельным видам услуг, принимаемые странами — членами ВТО по доступу на их национальные рынки.

Одним из основных положений ГАТС, обязательных для всех стран — участниц ВТО, является применение национального режима — правового положения, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются местные юридические и физические лица.

В соответствии с ГАТС государства могут взять на себя специфические обязательства по доступу на их рынок иностранных услуг и их поставщиков, а также по предоставлению им национального режима.

Каждый член ВТО может ограничить действие наци-онального режима. Эти специфические обязательства фиксируются государствами в национальном списке обязательств и изъятий.

Если в нем никаких исключений не сделано, считается, что государства отказываются от ограничительных мер.

Для предпринимателей, занятых в туристском бизнесе, применение ГАТС означает, что туристские фирмы, гостиничные предприятия и другие компании одной страны могут без всяких ограничений осуществлять свою деятельность в других странах; в гостиничном секторе иностранные компании могут управлять гостиницами и продавать свои услуги в тех объемах и на тех же условиях, как и местные, пользуясь при этом всеми правами на государственную поддержку и получение льгот; туристские компании могут направлять свой персонал для работы в зарубежные страны и размещать его там без ограничений; компаниям, связанным с туризмом, разрешается осуществлять международные переводы и платежи по текущим сделкам без ограничений.

Торговля услугами (их поставка) осуществляется четырьмя основными способами (ГАТС, ст. 1, п. 2):

  1. а) трансграничная поставка — с территории одной страны на территорию другой страны — члена ВТО (распространена в секторе финансовых услуг — страхование, кредитование, услуги платежных карточных систем и др.);
  2. б) потребление услуги за рубежом — передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга (распространено в туристском бизнесе);
  3. в) коммерческое присутствие на территории другого члена ВТО любого типа предпринимательской деятельности путем учреждения, приобретения или использования юридического лица, а также путем создания или использования отделения, представительства на территории страны — члена ВТО в целях поставки услуг;

г) перемещение физических лиц одной страны, производящих и продающих услуги для их реализации на территории другого государства — члена ВТО (консультанты, врачи, адвокаты и др.).

Статья 34. Национальный режим в отношении внешней торговли услугами

Как видим, ГАТС регулирует не только трансграничную торговлю услугами, но и торговлю ими на национальной территории.

Перечисленные условия торговли услугами нашли свое отражение в Федеральном законе РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Закон (статья 34) определяет содержание национального режима в отношении внешней торговли услугами.

  • В статье 33 этого закона определены способы осуществления внешней торговли услугами:
  • 1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
  • 2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
  • 3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
  • 4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • 5) российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • 6) иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • 7) российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • 8) иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
  • Если сравнить способы торговли услугами, установленные ГАТС, и нормы внутреннего законодательства России об осуществлении внешней торговли услугами, можно увидеть их полное соответствие.
  • ГАТС не содержит строгого определения понятия «услуга», однако это соглашение впервые в мировой практике определяет, что торговля услугами осуществляется посредством их поставки, а понятие «поставка услуги» включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.
  • Разработан Секторальный классификационный лист услуг (Services Sectoral Classification List), который подразделяется на 12 секторов и включает 161 вид услуг (в скобках дано количество видов услуг в секторе): деловые (46), связи (25), строительные и инжиниринговые (5), дистрибьютерские, в том числе в оптовой и розничной торговле (5), в области образования (5), по защите окружающей среды (4), финансовые (страховые, банковские) (17), в области здравоохранения и социального обеспечения (4), в области туризма и путешествий (4), в организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (5), транспортные (33), прочие услуги.

В секторе услуг, связанных с туризмом и путешествиями, имеется, четыре подсектора: услуги гостиниц и ресторанов (включая общественное питание), услуги туристских агентств и туроператоров, услуги гидов, прочие (без перечисления).

Классификация туристских услуг может быть дополнена и усовершенствована.

Так, такие услуги, как аренда автомашин, компьютерное резервирование, поездки на лечение и другие, могут быть включены членами ВТО в перечень других секторов, поскольку они тесно связаны между собой.

ГАТС имеет восемь приложений, в том числе по авиатранспортным, финансовым (страховым), телекоммуникационным и другим услугам.

Приложение по авиатранспортным услугам устанавливает, что ГАТС применяется только к мерам, затрагивающим ремонтное и эксплуатационное обслуживание (за исключением текущего); продажу и маркетинг авиатранспортных услуг; компьютерную систему резервирования, содержащую информацию о расписаниях перевозчиков, наличии, тарифах и правилах резервирования и продажи билетов.

Приложение по телекоммуникациям было принято с учетом того, что этот сектор имеет свою специфику. Это приложение касается доступа к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования, и не применяется к мерам, затрагивающим кабельное или вещательное распределение радио- или телепрограмм.

Читайте также:  Статья 8. Карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)

В приложении устанавливается, что каждое государство-член ВТО обеспечивает в соответствии с межгосударственными стандартами доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования для информации о тарифах и условиях предостав-ления услуг.

Вступление России в ВТО повлечет за собой признание и необходимость исполнения действующих документов Международной организации по стандартизации. Условия, на которых наша страна вступит в ВТО, непосредственным образом затронут интересы российских предпринимателей, действующих в сфере производства и предоставления туристских услуг на международном и внутреннем рынках.

Аналитические обзоры

14 Июня 2011 Наталья УДАЛОВА

Принцип национального режима в отношении внешней торговли услугами закреплен в ст. XVII Генерального соглашения по торговле услугами.

Так, в соответствии с указанной статьей в определенных секторах, на оговоренных условиях и требованиях каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным   отечественным услугам или поставщикам услуг.

Указанное требование соблюдается путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО либо формально такого же режима, или формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг.

Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена ВТО, по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена ВТО,

В российских нормативных правовых актах принцип национального режима также находит свое закрепление. Например, в соответствии с ч. 3 ст.

62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ в ст.

2 закрепляет правило, в соответствии с которым правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В федеральном законе от 08. 12. 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также раскрывается смысл понятия «национальный режим».

Так он представляет собой режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории Российской Федерации услугам.

При этом режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории Российской Федерации услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или оказываемыми способами, указанными в пунктах 2, 4, 6 и 8 части 1 статьи 33 федерального закона от 08. 12. 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Таким образом, действие данной статьи распространяется не на все способы внешней торговли в РФ. Под нее подпадают следующие способы внешней торговли услугами:

—   с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
—   на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
—   иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
—   иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

От национального режима в отношении внешней торговли услугами следует отличать режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования — это  принцип, подразумевающий что услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться аналогичными льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, как и товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Отличие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу последнего в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой.

В международной практике особенности режима наибольшего благоприятствования находят свое текстуальное закрепление в ст. II ГАТС.

В рамках данного документа рассматриваемый принцип сформулирован следующим образом: «Каждый член ВТО  немедленно и, безусловно, предоставляет  услугам и поставщикам услуг любого другого члена  режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны».

При этом из указанного правила возможны исключения, то есть член ВТО может ввести какую-либо меру, не отвечающую принципу наибольшего благоприятствования, только в том случае, если что такая мера внесена в перечень изъятий и отвечает условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II Генерального соглашения по торговле услугами.

При этом особо отмечается, что приведенные выше положения не могут быть истолкованы как препятствующие любому члену ВТО давать или предоставлять преимущества в отношении сопредельных стран в целях облегчения в пределах приграничных территорий обмена услугами,  которые и производятся и потребляются в рамках таких территорий.

В современной практической деятельности все чаще и чаще используется сочетание режима наибольшего благоприятствования и национального режима.

Режим национальный

Национальный режим

торгово-политический режим, при котором иностранные товары, за исключением мер по регулированию импорта, должны обращаться на национальном рынке на тех же условиях, что и отечественные.

Источник: Терминологический словарь по экономике

Режим Национальный

режим, дающий возможность иностранным гражданам при совершении внешнеторговых операций пользоваться правами граждан данного государства режим( торговли, порядок оформления сделок и т.д.).

Источник: Бизнес-словарь

Национальный режим

торговополитический режим, при котором (за исключением мероприятий, специально предназначенных для регулирования импорта) иностранные товары должны обращаться на национальном рынке на тех же условиях, что и отечественные.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

Режим национальный

установление в международных договорах и соглашениях нормативного положения о том, что юридические лица и граждане договаривающихся сторон при совершении внешнеторговых операций пользуются правами местных граждан (режим торговли, порядок оформления сделок и т.д.).

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

Читайте также:  Статья 13. Парламентский запрос

Режим национальный

режим, применяемый в международном бизнесе в отношении иностранных товаров, инвестиций, предусматривающий предоставление иностранным товарам или лицам режима не менее благоприятного, чем для товаров и лиц данной страны; отсутствие дискриминации по признаку гражданства или национального происхождения.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

национальный режим

режим межгосударственных экономических отношений, при котором на правах взаимности одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам (пункт 1 статьи III ГАТТ-1994).  

Источник: Упрощение процедур торговли: англо-русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание). Нью-йорк Женева Москва.

Национальный режим

(national treatment) — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет физическим и юридическим лицам другого государства экономический режим, не менее благоприятный, чем режим для местных граждан, их компаний, товаров, транспортных средств и др. объектов собственности.

Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

принцип, применяемый в международных договорах, в силу которого юридическим и физическим лицам (гражданам) одного договаривающегося государства предоставляется на территории другого договаривающегося государства такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются его собственным юридическим и физическим лицам. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ может быть установлен в законодательстве отдельных государств.

Источник: Большой финансовый словарь

Национальный режим

правовое положение, означающее, что иностранные товары и услуги на территории импортирующего государства будут поставлены в те же правовые условия, что и национальные товары и услуги импортирующей страны.

Это положение в первую очередь касается налогообложения, требований к качеству и сертификации товаров и услуг. В ряде случаев соглашения, принятые в рамках ВТО, допускают конкретные изъятия из этого режима.

Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

(national treatment) — режим межгосударственных экономических отношений.

при котором (обычно на нравах взаимности) одно государство предоставляет на своей территории другому те же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам. В области торгового мореплавания Н.

р. предоставляется обычно только судам заграничного плавания. Перевозки в каботаже (см.), как правило, во всех договорах изымаются из Н. р. при его предоставлении иностранным судам.

Источник: Краткий морской коммерческий словарь-справочник.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

(national treatment) — правовая норма, требующая, чтобы внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования в отношении внутренней торговли, транспортировки и использования товаров применялись одинаково к импортным и к отечественным товарам (ГАТТ-1994, статья III, п. 1).

Национальный режим является вторым ключевым правовым положением ВТО после режима наибольшего благоприятствования. Эта правовая норма содержится и в ряде других соглашений ВТО.

Процессы, развернувшиеся в связи с глобализацией мировой экономики, ведут к тому, что значение национального режима в качестве ведущего правового принципа мировой торговли возрастает.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

national treatment) один из двух основных (наряду с режимом наибольшего благоприятствования) принципов международной торговой системы, зафиксированный Всемирной торговой организацией. Предусматривает равенство прав резидентов и нерезидентов, равное отношение к национальным и иностранным товарам и услугам.

В товарной торговле применяется к реализации товаров на внутреннем рынке после уплаты таможенных пошлин, сборов за таможенное оформление и прохождения таможенных формальностей. В соответствии со ст.

111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отечественные и импортные товары должны облагаться внутренними налогами и сборами по единым ставкам.

Все законы, правила и требования, относящиеся к продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, должны быть для них абсолютно одинаковыми. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) распространяет Н.р. на торговлю услугами.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

Национальный режим

National Treatment Provision (principle) ~ положение, устанавливающее, что иностранные товары или услуги на территории импортирующего государства будут пользоваться тем же режимом (в области внутренних налогов и сборов, требований к качеству и сертификации товаров и услуг, а также в отношении законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю), что и национальные товары и услуги государства-импортера. Интерпретация и развитие положений, связанных с национальным режимом, содержатся в ряде протоколов и соглашений, входящих в сферу ГАТТ и выработанных в ходе многосторонних торговых переговоров. В рамках ГАТС национальный режим по своему значению превосходит РНБ и означает, что экспортеры и импортеры услуг одной страны получают на рынке другой страны в области всех законов, постановлений и административной практики режим, которым пользуются местные производители услуг на рынке данной страны. Соглашения, входящие в ВТО, предусматривают конкретные изъятия из национального режима. ГАТС, например, устанавливает, что условия предоставления режима и сектора (подсектора), в которых он будет предоставляться, согласуются в результате переговоров между странами-участницами, а также последними и присоединяющимися странами.

Источник: Перечень терминов, принятых в рамках ВТО

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

правовой режим, в котором находятся национальные вещи или лица (юридические, физические лица, другие субъекты права); условия, которые предоставлены им действующим законодательством; одна из разновидностей внутренних правовых режимов.

Национальный режим в одностороннем порядке и/или на договорной основе может предоставляться государством на условиях взаимности, с учетом взаимности или без взаимности в определенных сферах и объеме, с изъятиями или без них, иностранным вещам и лицам (гражданам, лицам без гражданства, юридическим лицам, другим субъектам иностранного права).

Количество изъятий из национального режима варьируется в зависимости от сферы отношений, а также от статуса иностранного лица: является он резидентом или нет. Предоставление национального режима является одним из методов обеспечения равноправия и недискриминации в международной экономической системе.

Зачастую национальный режим предоставляется одновременно с режимом наибольшего благоприятствования. В соответствии с правом ВТО (ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, ТРИМС и др.

), например, национальный режим должен быть предоставлен государствами-участниками иностранному товару в части налогообложения и применения внутреннего права, интеллектуальной собственности, иностранным услугам и поставщикам услуг, иностранным инвесторам. На основании международных договоров или без них национальный режим может предоставляться в вопросах доступа иностранных физических, юридических лиц в суды, наследования, социального обеспечения и др. Значение принципа предоставления национального режима в международной системе возрастает.

Читайте также:  Статья 51. Рассылка материалов. Оповещение о заседании

Источник: Словарь внешнеторговых терминов.

Национальный режим в закупках: как работают запреты по 44‑ФЗ

В первой части статьи мы рассказали об одной из мер национального режима — ограничении закупки. Вторая мера — запрет на закупку некоторых товаров, которые производятся за границей.

Как и в первом случае, страны-участницы евроазиатского экономического содружества (ЕАЭС) не попадают под этот запрет. Напомним, что в состав содружества помимо России входят: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Заказчик не может заключить контракт на поставку зарубежных товаров, работ или услуг (ТРУ), если на них действует запрет. Он должен рассматривать только те заявки на участие, в которых поставщики предлагают российские товары или товары стран-партнеров.

Например муниципальный детский сад проводит закупку на 60 рулонов хлопчатобумажной ткани. В документации заказчик указал, что на закупаемую ткань действует нацрежим. Заявки на участие подали три поставщика: первый предложил ткани из России, второй — из Белоруссии, а третий — из Индии.

В двух заявках предлагаемые товары произведены не в России, но заказчик отклонил только одну из них. Белоруссия входит в состав ЕАЭС, поэтому на местные товары запрет не распространяется.

Не позднее, чем через десять дней после того, как заказчик заключит контракт, он должен передать информацию об итогах закупки в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП).

При этом после подписания поставщик может заменить поставляемый товар, только если товар на замену произведен в ЕАЭС.

Правила применения запретов для разных категорий товаров правительство прописало в пяти постановлениях. Рассмотрим особенности каждого из них.

Запреты товаров машиностроения

Нормативный документ: Постановление Правительства (ПП) № 656

Как действует запрет

При закупке автомобилей, машин общественного транспорта и спецтехники, которые правительство перечислило в приложении, заказчик отклоняет все заявки с заграничными товарами.

Также заказчик не может заключать договор лизинга, если после окончания срока действия этого договора он должен выкупить товар.

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик предоставляет сертификат о происхождении товара, который выдал уполномоченный орган государства-участника ЕАЭС. Например в России этот сертификат можно получить в Торгово-промышленной палате, а в Казахстане — в Национальной палате предпринимателей республики.

Когда запрет не действует

  • Если закупаемые товары производят по специальному инвестиционному контракту. Чтобы это подтвердить, поставщик предоставляет копию контракта.
  • Если производитель — юридическое лицо — который до 1 января 2015 года ввозил автокомпоненты для сборки машин по соглашению с Минэкономразвития. Если производитель не соблюдал условия соглашения, эти исключение к нему применить нельзя. Исключение действует до июля 2020 года.
  • Если производитель — хозяйствующий субъект, который до 1 апреля 2016 года работал по Соглашению от 18.06.2010 года и выполнял как минимум одну из работ перечня. Например, сваривал, окрашивал или собирал кузова. Это исключение действует до 1 июля 2020 года.
  • Если заказчик проводит закупку по одной из программ трансграничного сотрудничества. Чтобы это подтвердить, заказчик запрашивает специальное заключение в Министерстве промышленности и торговли.
  • Если заказчик проводит закупку для дипломатических представительств и консульств России в иностранных государствах.

Запреты программного обеспечения

Нормативный документ: ПП № 1236

Как действует запрет

Запрет действует не только на само программное обеспечение (ПО), но и на исключительные права на его эксплуатацию.

Заказчик может закупить только то ПО, которое есть:

Как подтвердить страну происхождения

Поставщик заполняет декларацию о стране происхождения товара и прикладывает ее к заявке.

Когда запрет не действует

  • Если в реестрах нет ПО нужного класса или ПО нужного класса не подходит по функциональным, эксплуатационным или техническим характеристикам. В обоих случаях заказчик должен подготовить документ-обоснование. Это документ нужно утвердить и опубликовать в тот же день, что и извещение о закупке.
  • Если заказчик закупает товары для дипломатических представительств и консульств России за рубежом.

Запрет устройств хранения данных

Нормативный документ: ПП № 1746

Как действует запрет

Под действие постановления попадают все товары, которые относятся к коду ОКПД2 26.20.2. Заказчик не должен допускать заявки с зарубежными товарами, если:

  • закупает программно-аппаратных комплексов систем хранения данных;
  • закупает работы или услуги, чтобы выполнить которые нужно поставить такие товары;
  • закупает лизинг или аренду таких товаров.

Запрет действует до 26 декабря 2021 года.

В контракте заказчик должен указать номер записи закупаемого товара в реестре. Этот номер поставщик прописывает в заявке на участие.

Как подтвердить страну происхождения

С помощью декларацию о том, что предлагаемые товары есть в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Эту декларацию поставщик готовит в свободной форме.

Запрет по Постановлению Правительства № 616

В мае 2020 года вступило в силу Постановление № 616. В нем правительство отменило шесть старых актов, которые накладывали запрет на отдельные виды товаров. Например ПП № 791, действовавшее на товары легкой промышленности. Новое постановление объединило в себе старые акты и частично изменило порядок действия запрета.

Как действует запрет

Запрет действует сразу на несколько категорий товаров. Полный список опубликован в приложении к постановлению. В него вошли, например:

  • одежда;
  • ткани;
  • токарные станки;
  • бульдозеры, грейдеры и погрузчики;
  • мебель.

Заказчики не могут закупать:

  • товары из списка зарубежного изготовления;
  • работы или услуги, для которых поставляют зарубежные товары из списка;
  • аренду или лизинг зарубежных товаров из списка.

Это правило по-прежнему не применяют к товарам, произведенным в странах-участницах ЕАЭС.

При производстве некоторых товаров должны использовать только материалы или полуфабрикаты из стран ЕАЭС. Это правило действует на:

  • ткани и текстильные изделия;
  • одежду;
  • выделанную кожу, сумки и чемоданы;
  • обувь;
  • защитные головные уборы.

Однако если в странах ЕАЭС не производят необходимые материалы или полуфабрикаты это правило не применяют.

Запрет не действует, если

  • В России не производят нужные товары. В этом случае заказчик получает в Минпромторге специальное разрешение на закупку зарубежных товаров. Единственное исключение — закупка для нужд обороны и безопасности, в этом случае разрешение брать не нужно.
  • Заказчик закупает один товар дешевле 100 000 руб., или несколько таких товаров, которые стоят меньше 1 000 000 руб. Это исключение нельзя применить к некоторым пунктам из списка, например к тканям, одежде и обуви.
  • Заказчик закупает товар определенной торговой марки потому, что только он может взаимодействовать с уже имеющимся товаром. Это исключение нельзя применять при закупке легковых, пассажирских или грузовых автомобилей, тракторов, автокранов и оборудования для обработки пищи.
  • Заказчик закупает запчасти или расходные материалы к имеющимся металлообрабатывающим станкам, а также к станкам для обработки камня, дерева и твердых материалов.
  • Заказчик — федеральная служба безопасности или обороны, МВД, служба или органы внешней разведки, служба войск нацгвардии, управление делами или специальными программами президента.
  • Заказчик — ФСО — закупает товары для обеспечения государственной охраны.
  • Заказчик — МВД — закупает транспорт для обеспечения безопасности объектов госохраны.

Как подтвердить страну происхождения

В заявке на участие поставщик предоставляет выписку из реестра российской или евразийской промышленной продукции. При этом Минпромторг не вносит в реестры данные:

  • об оружии;
  • военной или специальной технике;
  • образцах вооружения или военной техники.

Поэтому при поставке таких товаров выписка не нужна.

Таблица всех запретов и ограничений по 44-ФЗ

Как подтвердить страну происхождения

В заявке поставщик прописывает наименование страны происхождения и ее цифровой код, которые можно найти в Общероссийском классификаторе стран мира.

Чтобы быстро организовать закупку без ошибок, воспользуйтесь сервисом для госзаказчиков Контур.Снаб. Он подберет актуальные коды в классификаторах ОКПД-2 и КТРУ, рассчитает НМЦК и спланирует сроки закупки.

Подробнее

Ссылка на основную публикацию