Статья 61.4. Назначение временной администрации

Статья 61.4. Особенности оспаривания отдельных сделок должника

Комментарий к статье 61.4

1. Сделки, совершаемые на организованных торгах, заключаются в ходе торгов, проводимых на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

На торгах цена продаваемого (приобретаемого) товара определяется под воздействием спроса и предложения в текущий момент времени. Организованные торги являются гласными, а их участники имеют полный доступ ко всей информации, относящейся к условиям проведения торгов и заключения сделок.

При этом обеспечивается открытость проведения торгов, а также равная и полная информированность их участников относительно происходящего на торгах. Сама организация проведения торгов минимизирует возможность предварительного определения кандидатуры будущего контрагента.
Указанные факторы позволяют избежать негативных последствий, предусмотренных ст. ст. 61.2 и 61.

3 Закона о банкротстве, а потому предусматриваемые ими основания недействительности не должны применяться к сделкам, совершаемым на биржевых торгах.
2.

Не могут быть оспорены совершаемые в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником (1), сделки по передаче имущества (2) и принятию обязательств или обязанностей (3), по основанию их подозрительности в силу неравноценности встречного исполнения обязательств (п. 1 ст. 61.2), и сделки с предпочтительностью (ст. 61.

3), при условии что цена имущества (4), передаваемого по одной либо нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств либо обязанностей не превышает 1% стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.
Эти четыре условия в совокупности позволяют вывести ряд сделок из-под оспаривания.

Первым критерием, создающим возможность исключения сделок из числа потенциально способных к оспариванию, является критерий «обычной хозяйственной деятельности». Законодательно не определено содержание термина «обычная хозяйственная деятельность».
Деятельность, связанная с извлечением прибыли, охватывается понятием «предпринимательская деятельность», содержащимся в абз. 3 п. 1 ст.

2 ГК РФ. В то же время предпринимательская деятельность является лишь одним из видов деятельности, ведение которых коммерческими организациями допускается законом.

Именно поэтому федеральные законы, устанавливающие особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, оперируют понятием «хозяйственная деятельность», а не «предпринимательская», распространяя его на любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Использование термина «обычная» вместе с понятием «хозяйственная деятельность» сужает сферу применения последней, исключая из нее «обычные» сделки: сделки, заключенные во исполнение основной деятельности общества или для обеспечения ее осуществления в той мере, в какой без заключения такой сделки ее невозможно осуществлять; сделки, исполнение которых не должно привести к прекращению основной деятельности; сделки, соответствующие видам указанных в уставе видов деятельности; сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи) .
———————————

См.: п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»; Постановления ФАС Московского округа от 23 октября 2002 г. по делу N КГ-А40/7049-02, ФАС Северо-Кавказского округа от 12 января 2004 г. по делу N Ф08-5175/2003.

При определении того, была ли сделка совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности должника, следует учитывать, что таковой является сделка, не отличающаяся существенно по своим основным условиям от аналогичных сделок, неоднократно совершавшихся до этого должником в течение продолжительного периода времени.

К таким сделкам, в частности, с учетом всех обстоятельств дела могут быть отнесены платежи по длящимся обязательствам (возврат очередной части кредита в соответствии с графиком, уплата ежемесячной арендной платы, выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, платежи за услуги сотовой связи и Интернет, уплата налогов и т.п.).

Не могут быть по общему правилу отнесены к таким сделкам платеж со значительной просрочкой, предоставление отступного, а также не обоснованный разумными экономическими причинами досрочный возврат кредита.

Совершение сделки в сфере, отнесенной к основным видам деятельности должника в соответствии с его учредительными документами, само по себе не является достаточным для признания ее совершенной в процессе его обычной хозяйственной деятельности.
Сделки, совершенные в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности на иных, не указанных в п. 2 ст. 61.

4 Закона о банкротстве условиях, могут быть оспорены на основании п. 1 ст. 61.2 и ст. 61.3 Закона о банкротстве. Кроме того, безотносительно к параметрам сделок существует возможность их оспаривания на основании п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве как подозрительных сделок, совершение которых причинило вред имущественным интересам кредиторов.

Бремя доказывания того, что сделка была совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, лежит на другой стороне сделки. Бремя доказывания того, что цена сделки превысила 1% стоимости активов должника, лежит на оспаривающем сделку лице.

Следует иметь в виду, что для сделок по передаче (отчуждению) должником имущества (платеж или передача другого имущества в собственность во исполнение договорного обязательства, в том числе по возврату кредита, договоры купли-продажи (для продавца), мены, дарения, кредита (для кредитора) и т.п.

) с балансовой стоимостью активов должника сопоставляется стоимость этого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а если доказано, что рыночная стоимость этого имущества значительно превышала такую стоимость, — рыночная стоимость.

Читайте также:  Статья 2. законодательство российской федерации о гарантиях прав малочисленных народов

Один процент стоимости активов должника определяется на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период только при условии что она соответствует рыночной стоимости.

Если согласованная цена отчуждаемого имущества существенно отличается в худшую для должника сторону от рыночной стоимости, то может быть назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости имущества на дату заключения договора о его отчуждении, которая и будет учтена судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16 июля 2013 г.

N Ф03-2828/2013 по делу N А04-5046/2011; ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2012 г. по делу N А13-6927/2010; от 9 апреля 2014 г. по делу N А56-62586/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 августа 2013 г. по делу N А03-19260/2011).

К сделкам по принятию обязательств или обязанностей относятся, в частности, любые договоры, предусматривающие уплату должником денег, в том числе договоры купли-продажи (для покупателя), подряда (для заказчика), кредита (для заемщика), а также договоры поручительства, залога и т.п.
3.

Сделки должника, направленные на исполнение обязательств, по которым должник получил равноценное встречное исполнение обязательств непосредственно после заключения договора, могут быть оспорены только на основании п. 2 ст. 61.2 Закона о банкротстве как направленные на причинение вреда имущественным интересам кредиторов.

Подобное исключение из специальных оснований недействительности сделок, указанных в Законе о банкротстве, обусловливается отсутствием объективных экономических причин для квалификации сделки как сделки с неравноценностью встречного исполнения (п. 1 ст. 61.2 Закона о банкротстве) или сделки с предпочтительностью (ст. 61.

3 Закона о банкротстве), поскольку встречное исполнение обязательств и равноценно, и произведено непосредственно после заключения договора (т.е. инфляционные, дефляционные и иные подобные риски не успеют себя проявить).

Сохранение возможности оспаривания недействительных сделок как направленных на причинение вреда имущественным интересам кредиторов обусловливается, как правило, проявлением субъективного критерия, осложняемого экономическими последствиями совершенной сделки.

Неравноценность встречного исполнения может быть подтверждена отчетом оценщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 декабря 2013 г. по делу N А21-2613/2011).
Сама сделка может быть совершенной и при условии получения должником равноценного встречного исполнения обязательств непосредственно после заключения договора.

Но тем не менее последствия ее совершения могут привести к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества, т.е. причинению вреда имущественным правам кредиторов.

Так, продажа оборудования, участвующего в качестве звена в производственном цикле, по рыночной цене означает равноценность встречного предоставления. Однако невозможность дальнейшего выпуска товаров на оставшемся оборудовании приведет к остановке производства, прекращению поступления выручки и, как следствие, причинению вреда имущественным правам кредиторов.

Любая отсрочка в исполнении договора выступает поводом для его обжалования. Судебная практика по вопросу исчисления срока непосредственности исполнения договора свидетельствует о ситуационной оценке судами обстоятельств дела с учетом содержания заключенного договора и действий по его исполнению.

Суды признавали, что оспариваемая сделка не совершена непосредственно после заключения договора при периоде между моментами заключения и исполнения договора 34 и 52 дня (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2013 г. по делу N А56-66493/2010), от 2 до 5 месяцев (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2012 г.

по делу N А56-11176/2010), около 9,5 месяцев (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 октября 2014 г. по делу N А56-54875/2012), 1 год и 24 дня (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2013 г. по делу N А05-14211/2011, от 15 октября 2013 г. по делу N А05-14211/2011).

Вместе с тем получение равноценного встречного предоставления с незначительным разрывом между моментами заключения и исполнения договора квалифицировалось в качестве обстоятельства, исключающего оспаривание сделки, например 3 дня (Постановление ФАС Московского округа от 18 сентября г. N Ф05-13686/2012 по делу N А40-3017/2012), 4 дня (Постановление ФАС Московского округа от 8 апреля 2014 г.

N Ф05-4475/2013 по делу N А40-74090/2012). Встречаются и более длительные сроки — от 1 до 4 месяцев (Постановление ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2014 г. по делу N А72-6616/2012).
Допускается равноценное встречное исполнение обязательств, а не действия, направленные на прекращение обязательств.

Нельзя считать допустимым зачет взаимных требований, направленный на прекращение обязательств и повлекший уменьшение конкурсной массы на сумму дебиторской задолженности (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 ноября 2011 г. по делу N А13-8272/2009; ФАС Московского округа от 19 июня 2014 г. по делу N А40-43402/2011, от 29 января 2014 г.

N Ф05-1039/2010 по делу N А40-27589/2008; ФАС Поволжского округа от 22 июля 2014 г. по делу N А65-5945/2013), досрочное погашение кредита (Постановление ФАС Поволжского округа от 29 июля 2014 г. по делу N А72-3615/2012), списание задолженности с расчетного счета должника без распоряжения последнего в погашение задолженности по кредиту (Постановление ФАС Центрального округа от 4 февраля 2013 г.

по делу N А64-1408/2011).
4. Не могут быть оспорены на основании ст. 61.

3 стандартные сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства РФ, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве РФ обязательства или обязанности.
Зачастую исполнение кредитного договора осуществляется по графику путем уплаты ежемесячных платежей. В таких условиях ухудшение финансового состояния должника само по себе не должно рассматриваться как основание для оспаривания сделок. Поэтому законодатель выводит из сферы оспариваемых сделок действия по исполнению обязательств, вытекающих из кредитного договора, если соблюдены два условия: а) отсутствует обязанность по погашению задолженности по иными денежным обязательствам (должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора, иных денежных обязательств, вступивших в силу); б) исполнение не отличалось по срокам и размеру платежей от определенного в кредитном договоре обязательства.
Другим характерным примером является п. 12.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. N 63, уточняющий правила применения ст. 61.3 Закона о банкротстве платежей по погашению задолженности по договору об открытии возобновляемой кредитной линии. По такому договору банк принимает на себя обязательство предоставлять заемщику денежные средства в течение оговоренного периода времени, на протяжении которого допускаются периодическое или единовременное получение заемщиком кредитных средств с учетом лимита задолженности и частичное или полное погашение кредита. При этом внесенные в счет погашения кредита суммы могут вновь заимствоваться по требованию заемщика без заключения дополнительных соглашений, если после погашения общий размер задолженности не превышает установленного договором лимита задолженности.
Поскольку в связи с происходящими в процессе исполнения договора возвращением долга и получением новых кредитов (траншей) размер обязательства должника фактически не превышает сумму лимита по договору возобновляемой кредитной линии, размер потерь конкурсной массы вследствие преимущественного удовлетворения одного из кредиторов в части основного долга не превышает указанной суммы лимита кредитования, даже если в период подозрительности должником было последовательно получено и возвращено несколько кредитных траншей.

Читайте также:  Федеральный закон от 20.05.2002 N 54-ФЗ (ред. от 29.03.2010) "О временном запрете на клонирование человека"

Таким образом, при определении размера предпочтения в части основного долга необходимо учитывать максимальный размер кредитования, которого в пределах лимита достигал заемщик, а также принимать во внимание, что выдача каждого нового транша устраняет на его сумму имевшееся к этому моменту предпочтение в части погашенного должником основного долга по иному траншу. Напротив, проценты за пользование кредитными ресурсами из различных траншей могут суммироваться судом.

Статья 61.11 закона о банкротстве 2021

Содержание статьи:

Изменения, внесенные в Закон о банкротстве Федеральным законом № 266-ФЗ от 29.07.2017 г., существенно перекроили положения о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

  • Законодатель четко проработал субъектный состав, сроки и основания привлечения к субсидиарной ответственности, а также порядок рассмотрения и дальнейшую судьбу права требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
  • Рассмотрим наиболее интересные изменения.
  • Помимо лиц, имеющих право определять решения должника, генерального директора, учредителя с долей 50% и больше, родственников, лиц, действующих по доверенности либо в силу специального полномочия, а также членов ликвидационной комиссии, контролирующими должника лицами были признаны также главный бухгалтер и финансовый директор.

Интересно, что ранее закон также предусматривал в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности утрату либо искажение бухгалтерской документации, однако положениями абз. 6 п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве данное основание подлежало применению в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации и ведения бухгалтерского учета. Но кто они?

Сейчас ситуация изменилась, но знают ли об этом бухгалтеры?

Кроме того, законодатель, сохраняя интригу, оставил перечень контролирующих должника лиц открытым, предусмотрев, в частности, возможность, привлечения к субсидиарной ответственности реального владельца бизнеса, если директор докажет, что осуществлял управление номинально. В таком случае последний может быть освобожден судом от ответственности (п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве).

Законодатель также обновил презумпцию, в силу которой вина контролирующего должника лица предполагается при наличии любого из следующих обстоятельств:

  • Совершение сделок, причиняющих существенный вред кредиторам, включая сделки, указанные в ст.ст.61.2, 61.3 Закона о банкротстве;
  • Утрата или искажение бухгалтерской документации, если это затрудняет формирование конкурсной массы;
  • 50% требований реестра и более составляет задолженность, возникшая вследствие правонарушений, за совершение которого должник либо его директор был привлечен к уголовной, административной либо ответственности за налоговые правонарушения;
  • Утрата либо искажение документов, которые должны быть у АО, ООО, ГУП, МУП и т.д. в силу закона;
  • Невнесение либо внесение недостоверных сведений в ЕРГЮЛ или ЕФРС, которые предоставляются юридическим лицом.

Собственно, последние два обстоятельства являются новеллами. В целом, практика применения первых трех устоялась. Так, контролирующих должника лиц привлекают к субсидиарной ответственности:

  • за совершение подозрительных сделок (см. Постановление АС УО от 24.01.2017 по делу № А60-10461/2013),

Статья 187.3. Особенности назначения и деятельности временной администрации негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию

  • 1. Дополнительными основаниями для назначения контрольным органом временной администрации негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, являются:
  • 1) основания, указанные в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, при отсутствии уведомления о наличии соответствующих обстоятельств;
  • 2) запрет на проведение всех или части операций негосударственного пенсионного фонда;
  • 3) аннулирование лицензии на осуществление деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее также — лицензия), за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда;
  • 4) принятие арбитражным судом к производству заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом.
Читайте также:  Статья 55. срок перерасчета размеров назначенных пенсий

2. В случае неисполнения негосударственным пенсионным фондом обязанности по уведомлению контрольного органа о наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства, указанных в пункте 1 статьи 187.2 настоящего Федерального закона, в случае аннулирования у него лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией негосударственного пенсионного фонда назначение временной администрации является обязательным.

3. Руководителем временной администрации, членами временной администрации негосударственного пенсионного фонда назначаются служащие контрольного органа. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда осуществляет деятельность от имени негосударственного пенсионного фонда без доверенности.

Состав временной администрации определяется приказом контрольного органа, включаемым контрольным органом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного акта. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.

В состав временной администрации по согласованию с Агентством могут включаться его работники.

Предусмотренное статьей 183.6 настоящего Федерального закона вознаграждение руководителю и членам временной администрации негосударственного пенсионного фонда не выплачивается.

4. В случае назначения временной администрации в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, полномочия исполнительных органов негосударственного пенсионного фонда приостанавливаются.

С даты назначения временной администрации высший орган управления негосударственного пенсионного фонда не вправе принимать решение о ликвидации или реорганизации негосударственного пенсионного фонда.

5. Временная администрация негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, принимает меры по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнению обязательств указанного фонда перед застрахованными лицами.

6. В течение одного месяца со дня своего назначения временная администрация:

1) формирует реестр обязательств негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

2) в течение месяца со дня своего назначения составляет смету текущих расходов негосударственного пенсионного фонда и представляет ее для утверждения контрольным органом в соответствии со статьей 187.5 настоящего Федерального закона.

7. Временная администрация вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний негосударственного пенсионного фонда недействительными, а также об оспаривании их действий по основаниям, предусмотренным главой III.1 настоящего Федерального закона.

Периоды, в течение которых совершены сделки, которые могут быть признаны недействительными, или возникли обязательства негосударственного пенсионного фонда, указанные в статьях 61.2, 61.3 и пункте 4 статьи 61.6 настоящего Федерального закона, исчисляются начиная с даты назначения временной администрации.

В деле, возбужденном по заявлению руководителя временной администрации негосударственного пенсионного фонда, в случае прекращения деятельности временной администрации истцом признается негосударственный пенсионный фонд, а в случае принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства — конкурсный управляющий.

8. Временная администрация вправе подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с негосударственным пенсионным фондом, и возмещении убытков негосударственному пенсионному фонду.

9. Временная администрация вправе заявить отказ от исполнения договоров, заключенных негосударственным пенсионным фондом, за исключением договоров об обязательном пенсионном страховании, пенсионных договоров, в соответствии со статьей 102 настоящего Федерального закона.

10.

В случае, если по результатам анализа финансового состояния негосударственного пенсионного фонда временной администрацией представлен в контрольный орган план восстановления платежеспособности, срок реализации которого превышает срок, на который назначена временная администрация, контрольный орган вправе продлить срок деятельности временной администрации на срок, необходимый для реализации указанного плана.

11.

Временная администрация вправе запрашивать и получать у работников негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственного пенсионного фонда, любую информацию, касающуюся деятельности негосударственного пенсионного фонда, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну).

Лица, указанные в настоящем пункте, обязаны представлять информацию по запросу временной администрации в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Ссылка на основную публикацию