Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

г~~

(, Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого конституционного суда. Но и в этом случае, видимо, можно признать наличие этой стадии, так как инициатива должна исходить от судьи, либо группы судей, либо должностных лиц суда (председателя и других^

Обращение в конституционный суд – это может быть запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п., – отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела в конституционном суде.

Практически в конституционный суд может обратиться любой субъект права (будь то гражданин или государственный орган) вне зависимости от того, предоставлено ему такое право законом или нет. Иными являются последствия.

Обращение будет принято судом к рассмотрению лишь от тех субъектов, которым дано такое право по закону, регулирующему конституционное судопроизводство.

Общие требования к обращению.

В обращении указываются все необходимые реквизиты того, кто обращается в конституционный суд, а также наиболее полный перечень данных, включая обоснование правовой позиции, с тем чтобы конституционный суд, не запрашивая всякий раз дополнительные документы, мог решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению. Законы о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел.

^ внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

  • В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомочен-ными лицами). В обращении должны быть указаны:
  • 1) Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение;
  • 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • 5) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  • 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  • 7) конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  • 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  • 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 38) определяет перечень необходимых документов, прилагаемых к обращению, с указанием количества представляемых экземпляров. В их числе:

  1. 1) текст_акта^ подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  2. 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением'случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  3. 3)^документ^об^ уплате государственной пошлины;
  4. 4) переводина государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
  5. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов^ которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Гражда^ не представляют необходимые документы с копиями в количест-BCJpex экземпляров.

Государственная пошлина. Конституционное судопроизводство осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.

  • В соответствии со статьей 39 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращения в Конституционный Суд оплачиваются государст-венноидощлиной:
  • ^запрос и ходатайство – в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • f жалоба юридического лица – в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
  • ) жалоба гражданина – в размере одного минимального размера оплаты труда.
  • В Российской Федерации государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • /Конституционный Суд Российской Федерации своим реше-»*BieM может освободить гражданина, с учетом его материального 'положения, от уплаты государственной пошлины либо умень-[Идггь ее размер.
  • ^Государственная пошлина возвращается заявителю в случаях, вели обращение не было принято к рассмотрению! Регламент Конституционного Суда Российской Федерации определил порядок освобождения от уплаты государственной пошлины и воз-

вращения государственной пошлины.

Вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера решается Конституционным Судом по заявлению гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства.

Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Конституционный Суд выносит мотивированное определение, излагаемое в виде отдельного документа.

Если в предусмотренных законом случаях обращение не принято к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью руководителя Секретариата, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.

Всдучае вынесения Конституционным Судом определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату^ При этом заявителю^11ьщается~»справка за подписью руководителя Секретариата Суда и подлинный документ о произведенной уплате государственной пошлины.

Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Конституционный Суд в размере, установленном законом, действовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения.

Читайте также:  Статья 15.2. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Компетенция Конституционного Суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС (ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации»):

  • 1) разрешает дела о соответствииКонституции Российской Федерации:
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст.

11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
  2. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
  3. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ.

Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 36 ФКЗ о Конституционном Суде).

  • Основанием рассмотрения дела является:
  • — обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;
  • — обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
  • — обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ;
  • — выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС РФ и ВАС РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст. 125 Конституции РФ):
  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
  • КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.
  • КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде).

Читайте также:  Статья 36. Права должностных лиц органов охраны

Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (ст. 92 ФКЗ о Конституционном Суде)12.

Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.

Обращение направляется в КС в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде).

  1. В обращении должны быть указаны (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде):
  2. 1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  3. 2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  4. 3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  5. 4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  6. 5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  7. 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  8. 7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  9. 8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  10. 9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  11. 10) перечень прилагаемых к обращению документов.
  12. К направляемому в КС обращению прилагаются (ст. 38 ФКЗ о Конституционном Суде):
  13. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:
  14. 1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
  15. 2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
  16. 3) документ об уплате государственной пошлины;
  17. 4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
  18. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве 3-х экземпляров.

По делам, рассматриваемым КС, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах (ст. 333.23 НК):

  • 1) при направлении запроса или ходатайства – 4 500 рублей;
  • 2) при направлении жалобы организацией – 4 500 рублей;
  • 3) при направлении жалобы физическим лицом – 300 рублей.
  • КС РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
  • Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод
  • Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если (ст. 97 ФКЗ):
  • 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • 2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
  • В соответствии со статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным в деле заявителя, непосредственно затрагиваются его конституционные права и свободы

Гражданам об их политических правах

⇐ Как обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации и какие условия при этом необходимо соблюсти?

Обращение в Конституционный Суд должно соответствовать определенным требованиям по форме.

В первую очередь, обращения направляются в форме запроса, ходатайства (по спору о компетенции) или жалобы (обращения граждан, генерального прокурора, уполномоченного по правам человека).

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами): либо самим заявителем, либо его представителями.

В обращении должны быть указаны, прежде всего, Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение; наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе (обычно граждане указывают свои заслуги — ветеран войны, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.), необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности.

В обращении также должны быть указаны наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции. Если закон проходил через несколько субъектов законодательного процесса (нижняя палата парламента — верхняя палата — президент/глава субъекта Российской Федерации), то желательно указать наименования и адреса их всех.

Нужно привести в обращении нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на обращение в Конституционный Суд.

Это нормы статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и первой статьи соответствующей главы раздела третьего (особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел) Закона о Конституционном Суде — в зависимости от содержании жалобы.

Читайте также:  Раздел vi. бронирование граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время

Требование о приведении в обращении точного названия, номера, даты принятия, источника опубликования и иных данных о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию, хотя и носят, на первый взгляд, формальный характер, должны неукоснительно выполняться, так как позволяют четко определить предмет конституционного спора. Указание же конкретных, содержащихся в Законе о Конституционном Суде оснований к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации позволяет четко определить вид конституционного спора.

Согласно части второй статьи 36 Закона о Конституционном Суде, основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обязательная составная часть обращения — позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации. При этом недостаточно просто указать на нормы Конституции, надо привести аргументы в пользу, например, неконституционности нормы.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно выражалась правовая позиция, согласно которой Конституционный Суд при решении вопроса о принятии какого-либо обращения к своему рассмотрению должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность оспариваемого (нормативного акта) либо такая неопределенность является мнимой, а ссылки на соответствующие статьи Конституции Российской Федерации — необоснованными или произвольными (Определение Конституционного Суда от 28 декабря 1995 г. № 126-0). Таким образом, аргументация должна быть такой, чтобы избежать произвольности ссылок.

Наконец, в обращении должно быть четко выражено требование, адресованное в связи с запросом, ходатайством, жалобой Конституционному Суду. Например, признать не соответствующей Конституции Российской Федерации такую-то норму такого-то нормативного правового акта.

В заключение указывается перечень прилагаемых к обращению документов.

Такими документами являются, как правило, текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию (при этом лучше всего, даже если оспаривается одна статья нормативного акта, приложить акт целиком), доверенность или иной документ (например, ордер, выдаваемой коллегией адвокатов), подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя (имеется в виду документ о наличии ученой степени или, опять же, выдаваемый коллегией адвокатов ордер), документ об уплате государственной пошлины, перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Кроме того, если условием обращения в Конституционный Суд является наличие конкретного дела, документы, подтверждающие факт его наличия, также должны быть приложены к обращению.

Кто может быть представителем сторон при рассмотрении дел в Конституционном Суде?

Об этом говорится в статье 53 (часть вторая) Закона о Конституционном Суде.

Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

То есть даже ответственный работник органа власти (его аппарата), не будучи кандидатом или доктором юридических наук, не может быть представителем этого органа власти в Конституционном Суде.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Почему могут отказать в обращении?

Одним из главных оснований отказа принятия обращения к рассмотрению является его недопустимость.

Критерии допустимости установлены в каждой главе, посвященной особенностям производства по отдельным категориям дел (статьи 85, 89, 93, 97, 102 и 108 Закона о Конституционном Суде).

Однако такое основание отказа на практике применяется шире — как любое основание непринятия обращения к рассмотрению, кроме тех, которые напрямую относятся к другой категории таких оснований.

Конституционным Судом выработано значительное число позиций, связанных с отказом в принятии обращения к рассмотрению на основе недопустимости. Перечислить всех их не представляется возможным. Некоторые были указаны выше.

В частности, есть правовые препятствия и для проверки конституционности утративших юридическую силу правовых актов.

Так, Конституционным Судом неоднократно выражалась правовая позиция, согласно которой обязанность Конституционного Суда проверить на соответствие Конституции Российской Федерации содержание норм недействующего закона возникает лишь при условии, что производство в Конституционном Суде начато до утраты оспариваемым актом юридической силы (Определение Конституционного Суда от 22 мая 1997 г. № 66-О), а как следует из части первой статьи 85 Закона о Конституционном Суде, проверка нормативного акта в порядке конституционного судопроизводства допускается, если заявителем оспаривается действующий нормативный акт.

Однако, по смыслу статей 96, 97 и части второй статьи 43 названного закона, в целях защиты конституционных прав и свобод граждан возможна проверка конституционности закона, отмененного или утратившего силу, но при наличии двух обязательных условий — если оспариваемым законом, примененным в конкретном деле, нарушены конституционные права гражданина и если производство по жалобе гражданина начато до момента утраты силы или отмены оспариваемого им закона (Определение Конституционного Суда от 5 февраля 1998 г. № 11-О).

Ссылка на основную публикацию