Статья 56.5. особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

Третье, окончательное чтение прошел документ, устанавливающий особенности государственной охраны и регистрации в реестре объектов культурного наследия — ансамблей и достопримечательностей 

Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

  • Документ предусматривает, что государственной охране подлежат объекты культурного наследия – ансамбли и достопримечательные места, — расположенные в историко-культурных музеях-заповедниках и музейных комплексах, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
  • Порядок и особенности внесения в реестр сведений об историко-культурных музеях-заповедниках и музейных комплексах в реестр, в том числе об их наименованиях и местонахождении, о расположенных в границах их территорий ансамблях и достопримечательных местах, определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
  • В соответствии с принятым законом, мероприятия по отнесению объектов культурного наследия, расположенных в историко-культурных музеях-заповедниках и музейных комплексах, к ансамблям или достопримечательным местам, а также по определению пообъектного состава этих ансамблей и мест, внесению сведений об историко-культурных музеях-заповедниках и музейных комплексах в единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ проводятся соответствующими органами охраны объектов культурного наследия до 1 января 2025 года.
  • Нововведение поспособствует повышению эффективности мероприятий государственной охраны в отношении территорий музеев-заповедников, а также упростит процесс включения историко-культурных музеев-заповедников в единый госреестр объектов культурного наследия. 
  • До принятия закона такие объекты имели двойственный правовой статус, как объектов культурного наследия и музейных учреждений, что приводило к правовой коллизии.
  • Страница законопроекта № 422924-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части совершенствования законодательного регулирования вопросов государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов)
  • Скачать текст законопроекта >

Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

Участники Форума рассмотрят проблемные вопросы антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, обсудят с коллегами практическую реализацию обязательных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ  от 11 февраля 2017 №176 (ответственность, наиболее часто допускаемые нарушения, предложения по дальнейшему совершенствованию нормативных правовых актов в этой сфере).

Также делегаты затронут вопросы обеспечения противопожарной защиты объектов культуры. (практика обеспечения на этапе проектирования, строительства и эксплуатации объектов, проблемы и пути их совершенствования) и др.

Подробнее о секционном заседании №2 тут >

Место проведения: г. Москва, Отель «Золотое кольцо» Управления Делами Президента Российской Федерации (Смоленская улица, 5).

  1. Контакты исполнительной дирекции >
  2. ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ! 
  3. Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения
  4. Подробнее о Форуме>
  5. Архив мероприятий>

В россии обратили внимание на двойной статус музеев-заповедников

Статья 56.5. Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значенияСегодня, 26 марта, в Государственную Думу России был внесен проект федерального закона. В целом, законодатели предлагают дополнить основной закон новой статьей, которая будет говорить об особенностях охраны музеев-заповедников и музейных комплексов, относящихся к перечню исторического и культурного наследия федерального наследия.

Как сообщает интернет-газета «Кривое зеркало» со ссылкой на пресс-службу Госдумы, новый законопроект в Госдуму внесли депутаты комитета России по культуре.

Так, в официальном сообщении комитета говорится о том, что народные избранники обеспокоены вопросами, связанными с государственной охраной историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Сегодня отмечается, что историко-культурные музеи-заповедники России зачастую имеют двойственный правовой статус: как объектов культурного наследия и музейных учреждений. В дальнейшем возникает правовое несоответствие при государственном учете в едином госреестре.

Депутаты предлагают таким образом дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» новой статьей «Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В частности, говорится о том, что это повысит государственную охрану территорий российских музеев-заповедников.

Особо отметим, что в черте Волгограда действует сразу два крупнейших и уникальных по своей сути музея-заповедника.

Первый – это музей-заповедник «Сталинградская битва» или Панорама, которая состоит из 8 экспозиционных залов, 4 диорам, залов: предпанорамного, панорамного, Триумфального, кинозала, военно-исторической библиотеки. В отдельном здании расположено фондохранилище.

В музейный комплекс вошли: памятник истории федерального значения – руины паровой мельницы и бронекатер БК-13 – памятник морякам Волжской военной флотилии.

В 2008 году музей-панорама «Сталинградская битва» и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане были объединены в Федеральное государственное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», а в декабре 2011 заповденик отнесли к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ.

Второй музей-заповедник в Волгограде с богатейшей историей находится в Красноармейском районе – «Старая Сарепта». Он представляет собой уникальный архитектурный ансамбль колонии гернгутеров второй половины 18-19 веков. Это крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда.

«Старая Сарепта» занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений в стиле саксонского барокко, из которых 23 — федеральные памятники. В том числе при музее действует собственная библиотека на немецком языке. Имеется и самая настоящая кирха с единственным в области органом с живым звуком.

Музей также включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Ранее о «Старой Сарепте» мы писали здесь.

Варвара Александрова

Профильный Комитет СФ поддержал законопроект, уточняющий вопросы государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов

В Совете Федерации состоялось заседание
Комитета СФ по науке, образованию и культуре.

В Совете Федерации состоялось заседание
Комитета СФ по науке, образованию и культуре.

Мероприятие провела первый заместитель
председателя Комитета СФ Лилия Гумерова.

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Виктор Смирнов и Владимир Бекетов

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре

Сенаторы поддержали проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части
совершенствования законодательного регулирования вопросов государственной
охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов. Документ
внесен депутатами Государственной Думы.

Представляя законопроект, заместитель
председателя Комитета СФ Игорь Морозов

отметил, что его целью является повышение эффективности осуществления органами охраны объектов
культурного наследия мероприятий государственной охраны историко-культурных
музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов
исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения,
утвержденный Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176.

Предполагается, что
отнесение объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным
местам будет осуществляться в упрощенном порядке

По его словам, действующее законодательство не выделяет
таких видов объектов культурного наследия, как историко-культурные
музеи-заповедники и музейные комплексы.

Предлагается дополнить Федеральный
закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» новой статьей «Особенности
государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных
комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения», устанавливающей, что государственной
охране подлежат расположенные в границах историко-культурных
музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия –
ансамбли или достопримечательные места.

Игорь
Морозов

отметил, что рассматриваемый законопроект ждут в регионах. Предполагается, что
отнесение объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным
местам будет осуществляться в упрощенном порядке актом федерального или
регионального органов охраны объектов культурного наследия в соответствии с разграничением полномочий, установленным Правительством РФ.

Читайте также:  Статья 6. Эксплуатация авиационной техники

Подводя итоги обсуждения, Лилия Гумерова указала, что
принятие законопроекта будет
способствовать повышению эффективности мероприятий государственной охраны в отношении
территорий музеев-заповедников.

«Эта инициатива, в первую очередь,
востребована в субъектах РФ», — подчеркнула законодатель.

Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников

22 марта группой депутатов во главе со Станиславом Говорухиным (ЕР) внесен в Госдуму законопроект, касающийся двойственного правового статуса историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко- культурные музеи-заповедники и музейные комплексы», в который включено 165 музеев-заповедников с филиалами.

Между тем, Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введено понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого-либо учреждения или организации.

Однако, согласно статье 57 данного Федерального закона, если в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». То есть, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.

  • Включенные в Перечень объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения историко-культурные музеи- заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» историко- культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.
  • Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия.
  • Авторы поправок предлагают дополнить Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» новой статьей, устанавливающей, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места, на территории историко-культурных музеев-заповедников, деятельность которых предусмотрена Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников.
  • Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ должны быть определены порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия.

Причем, как отмечают инициаторы поправок, мероприятия соответствующих органов охраны объектов культурного наследия по отнесению объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам и определению их пообъектного состава не должны повлечь дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так как должны будут проводиться с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, но без использования механизма государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой за плату. Если в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территориях музеев- заповедников, такая работа до вступления в силу проекта федерального закона уже была проведена, то повторное ее проведение исключается.

В госдуме предложили усовершенствовать охрану музеев-заповедников

 Парламентская газетаПарламентская газета

Инициаторами законопроекта являются члены Комитета Госдумы по культуре во главе с председателем Комитета Станиславом Говорухиным.

В пояснительной записке авторы документа указывают, что указом президента в 1995 году был утверждён Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, в том числе раздел «Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы». В этот раздел включено 165 музеев-заповедников с филиалами.

В 2002 году был подписан федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Перечень был утверждён до вступления в силу указанного федерального закона и опирался на правовые нормы, установленные советским законодательством.

При этом принятым в 2002 году законом вводилось понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательности, для управления которой не обязательно создавать какое-либо учреждение или организацию.

Однако, согласно данному закону, если в зданиях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также законом о Музейном фонде РФ.

Таким образом, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде РФ.

Историко-культурные музеи-заповедники, которые включены в перечень 1995 года, по правовой природе отличаются от историко-культурных заповедников, предусмотренных законом 2002 года, тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.

«Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия», — поясняют авторы законопроекта.

Документом предлагается дополнить федеральный закон 2002 года новой статьёй «Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

В частности, предлагается установить, что госохране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места.

Таким образом, принятие документа будет способствовать повышению эффективности охраны территорий музеев-заповедников, включенных в утверждённый в 1995 году перечень.

Читайте также:  Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности

Тема 9. Государственная система охраны историко-культурного наследия

Охрана памятников
истории и культуры в России представляет
собой систему государственных и
общественных мероприятий, направленных
на реализацию конституционного права
каждого на доступ к культурным ценностям
и конституционной обязанности каждого
заботиться о сохранении исторического
и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры, а также на реализацию
прав народов и иных этнических общностей
в Российской Федерации на сохранение
и развитие своей культурно-национальной
самобытности, защиту, восстановление
и сохранение историко-культурной среды
обитания, защиту и сохранение источников
информации о зарождении и развитии
культуры.

Деятельность по
охране памятников – это подготовка и
издание государственных законодательных
актов, проведение научно-исследовательских,
консервационных и реставрационных
работ, популяризация памятников как
исторического достояния.

Из общего числа
памятников лишь 36% являются памятниками
федерального значения. Основной массив
памятников федерального значения
используется под культурно-просветительские
и музейные цели.

Отношения в области
государственной охраны, сохранения,
использования и популяризации объектов
культурного наследия регулируются
Конституцией Российской Федерации,
документами международного права в
области культурного наследия, Основами
законодательства Российской Федерации
о культуре.

Базовым законодательным
актом в сфере охраны и сохранения
недвижимого культурного наследия
является Федеральный закон «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации»
от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

В соответствии с
Законом, к объектам культурного наследия
могут быть отнесены здания, сооружения,
мемориальные квартиры, захоронения,
произведения монументального искусства,
объекты археологического наследия,
группы вышеперечисленных объектов.

А
также места расположения народных
художественных промыслов, центры
исторических поселений или фрагменты
градостроительной планировки и застройки,
памятные места, культурные и природные
ландшафты, культурные слои, остатки
построек древних городов, городищ,
селищ, стоянок, места совершения
религиозных обрядов.

Установлены виды
объектов культурного наследия: памятники,
ансамбли и достопримечательные места.

Согласно Закону,
под государственной охраной объектов
культурного наследия понимается система
правовых, организационных, финансовых,
материально-технических, информационных
мер, направленных на выявление, учёт,
изучение объектов культурного наследия,
предотвращение их разрушения или
причинения им вреда, контроль за
сохранением и использованием объектов
культурного наследия. Данные меры
предпринимаются органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в пределах их компетенции.

Объекты культурного
наследия независимо от категории их
историко-культурного значения могут
находиться в федеральной собственности,
собственности субъектов Российской
Федерации, муниципальной собственности,
частной собственности, а также в иных
формах собственности.

Собственник объекта
культурного наследия несёт ответственность
за содержание принадлежащего ему
объекта, включённого в реестр, или
выявленного объекта культурного
наследия, с учётом требований Федерального
закона.

В данном Законе
определены объекты культурного наследия,
не подлежащие изъятию из государственной
собственности. Это особо ценные объекты
культурного наследия, объекты всемирного
и археологического наследия,
историко-культурные заповедники.

Полномочия по
сохранению, использованию и популяризации
некоторых объектов культурного наследия,
находящихся в федеральной собственности,
а также по государственной охране
объектов культурного наследия федерального
значения, передаются от федерального
центра регионам.

Для исполнения этих
функций в регионах должны быть созданы
специальные органы власти. Кроме того,
Законом предусмотрено ведение единого
государственного реестра объектов
культурного наследия, а также проведение
государственной историко-культурной
экспертизы памятников.

К памятникам
истории и культуры народов Российской
Федерации относятся объекты недвижимого
имущества со связанными с ними
произведениями живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства и
иными предметами материальной культуры.
Такие объекты имеют особую ценность с
точки зрения истории, археологии,
архитектуры, градостроительства,
искусства, науки и техники, эстетики,
этнологии или антропологии, социальной
культуры.

Среди других важных
законодательных актов в сфере охраны
памятников истории и культуры необходимо
упомянуть Федеральный закон «О
приватизации государственного и
муниципального имущества» от 21 декабря
2001 года № 178-ФЗ, который устанавливает
порядок приватизации памятников истории
и культуры (в том числе с обязательным
оформлением охранных обязательств1). А
также Федеральный закон «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №
122-ФЗ, обеспечивший переход обязательств
и обременений за объект культурного
наследия, независимо от собственника,
и устанавливающий обязательную
регистрацию этих обязательств и
обременений при оформлении любой сделки.

  • Прочие отношения
    в области объектов культурного наследия
    регулируются гражданским и земельным
    законодательством, законодательством
    о градостроительной и архитектурной
    деятельности, об охране окружающей
    среды, об административной и уголовной
    ответственности и иными разделами
    российского законодательства.
  • В настоящее время
    федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по
    выработке государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в
    сфере культуры и историко-культурного
    наследия, является Федеральная служба
    по надзору за соблюдением законодательства
    в области охраны культурного наследия
    (Росохранкультура), созданная на основании
    Указа Президента Российской Федерации
    от 12 мая 2008 года № 724.
  • Федеральная служба
    осуществляет следующую деятельность:
    контролирует соблюдение законодательства
    в области охраны объектов культурного
    наследия федерального значения; следит
    за сохранением объектов культурного
    наследия; контролирует разработку
    проектной документации градостроительных
    регламентов, обеспечивающих содержание
    и использование объектов культурного
    наследия федерального значения;
    согласовывает проекты зон охраны
    объектов культурного наследия федерального
    значения, документацию по их сохранению;
    осуществляет контроль за соблюдением
    требований по реставрации объектов
    культурного наследия.

Одной из основных
задач в сфере государственного учёта
объектов культурного наследия является
формирование единого реестра объектов
культурного наследия (наследия памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации.

Планируется, что в реестр
войдут от 5 до 9 тыс. памятников истории
и культуры федерального подчинения.

К
ним отнесены все кремлёвские ансамбли
на территории России, а также памятники,
находящиеся под охраной ЮНЕСКО,
исторические центры основных городов
России, храмовые комплексы.

  1. Приоритетными
    направлениями государственной политики
    в данной сфере являются:
  2. — разработка
    правовых, экономических,
    организационно-управленческих механизмов
    разграничения собственности на объекты
    культурного наследия;
  3. — разработка
    дополнительных нормативных актов,
    нацеленных на обеспечение механизмов
    сохранения и использования культурного
    наследия;
  4. — создание единой
    системы государственных органов охраны
    объектов культурного наследия в
    Российской Федерации;
  5. — проведение
    всеобщей инвентаризации состава объектов
    культурного наследия с последующей
    регистрацией объектов культурного
    наследия в едином государственном
    реестре.

Нормативно-правовые основания функционирования музеев-заповедников на современном этапе

Произошедшие в России за последнее десятилетие политические и экономические реформы предопределили необходимость пересмотра законодательства в сфере охраны наследия.

Это связано, прежде всего, с появлением и развитием института частной собственности, на землю, недвижимые памятники истории и культуры, с передачей полномочий органов государственной власти Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям, с разработкой и принятием ряда новых законов, затрагивающих сферы охраны и сохранения культурного и природного наследия [II].

Читайте также:  Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

Историко-культурные заповедники целесообразно определить как территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс. В состав историко-культурного заповедника могут входить зоны охраны объектов наследия, иные объекты недвижимости, включая лесные и сельскохозяйственные угодья, поселения, водные объекты [II].

  • Музей-заповедник следует рассматривать как организационно-правовую форму учреждения, обеспечивающего сохранение и использование наследия историко-культурного заповедника.
  • В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам [II].
  • Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Федеральным законом.
  • Историко-культурные заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения [II].

Граница историкокультурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница: в отношении историко-культурного заповедника федерального значения федеральным органом охраны объектов культурного наследия; в отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.Территорией музея-заповедника являются земельные участки, указанные в части первой настоящей статьи, иные земельные участки, предоставленные музею-заповеднику в установленном порядке в связи с созданием данного музея-заповедника, а также в период его деятельности.

  1. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.
  2. Музей-заповедник музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
  3. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов [IV].

Порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия [II].

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия [II].

Охранная зона-территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ­территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Зона охраняемого природного ландшафта территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Наряду с видами деятельности, осуществляемыми музеями в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, музей-заповедник обеспечивает сохранность переданных ему объектов культурного наследия и доступ к ним граждан, а также осуществляет сохранение, изучение и популяризацию указанных объектов. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации [II].

Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.

В случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государственными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея (за исключением музея, являющегося казенным учреждением) и направляются исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества [V].

Таким образом, в настоящее время утвердилось определение, в соответствии с которым музеи-заповедники – это историко-культурные и природные комплексы, которые имеют обширные границы: природный ландшафт, реки, озера, леса и т.д. на территории музея-заповедника.

находятся ценные предметы такие, как историко-культурные, архитектурные, художественные.

охрана музеев-заповедников может регламентироваться действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия в России, в частности, – Федеральным законом «Об объектах культурного наследия», Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Ссылка на основную публикацию