Статья 5. организация уголовно-исполнительной системы

Нужно различать такие понятия, как система учреждений и органов, отвечающих за исполнение наказания и уголовно исполнительная система (УИС). Первым определением подразумеваются исключительно учреждения и органы исполняющие наказания.

В то же время уголовно исполнительная система – это подведомственные Министерству юстиции учреждения и органы, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также учреждения и организации, обеспечивающие функционирование всей системы.

Чтобы разобраться в данном вопросе более детально, необходимо рассмотреть основные функции уголовно исполнительной системы и включенные в нее органы и учреждения.

Что входит в состав уголовно исполнительной системы?

Статья 5. Организация уголовно-исполнительной системы

Основные виды деятельности и состав уголовно исполнительной системы РФ регламентированы специальным законом № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В 5 статье данного закона сказано, что уголовно исполнительная система РФ включает в себя следующие организации и учреждения:

  • центральный орган управления УИС (ФСИН Министерства юстиции РФ);
  • окружные и территориальные отделы управления УИС, расположенные в федеральных округах, и субъектах РФ соответственно;
  • учреждения и органы, отвечающие за исполнение наказаний. Сюда включены исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и УИИ (уголовно-исправительные инспекции). На сегодняшний день на территории Российской Федерации функционирует свыше 800 исправительных учреждений и свыше 2 400 учреждений УИИ, на учете в которых состоит свыше полумиллиона человек;
  • СИЗО (следственные изоляторы и ПФРСИ (помещения исправительных колоний способны функционировать в режиме СИЗО). Первых насчитывается свыше 200, а вторых свыше 150 штук.

Согласно постановлению Правительства РФ, обеспечивать работу УИС могут включенные в нее различные предприятия и организации, например, учебные или медицинские.

Основные функции УИС таковы:

  • исполнение наказаний, назначенных за совершение уголовно наказуемого преступления;
  • содержание под стражей и охрана лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовно наказуемого преступления;
  • обеспечение порядка и безопасности содержания осужденных лиц и персонала;
  • привлечение осужденных лиц к труду. Нужно сказать, что на сегодняшний день в УИС включены свыше 750 предприятий, среди которых преобладают лесозаготовительные, сельскохозяйственные и промышленные. Нужно сказать, что лица, отвечающие за привлечение осужденных к труду, не могут похвастаться отличным результатам. Согласно статистике, примерно половина заключенных по тем или иным причинам не работает;
  • обеспечение образования и профессиональной подготовки осужденных лиц. На сегодняшний день в УИС насчитывается свыше 400 общеобразовательных учреждений и более 400 профессиональных училищ;
  • обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящее время в состав уголовно исполнительной системы включено более 300 медицинских учреждений;
  • содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Осужденные, отбывающие срок в исправительном учреждении привлекаются к труду на не безвозмездной основе. Они получают заработную плату, размер которой примерно равен МРОТ. Получить заработанные средства можно после окончания отбывания срока. В то же время имеется возможность тратить не более половины заработка на покупки продуктов первой необходимости.

Взаимодействие социума и УИС

Статья 5. Организация уголовно-исполнительной системы

В последние годы принцип работы УИС значительно преобразился. Дело в том, что общество не желает целиком передавать управленческие полномочия УИС.

Некоторые люди, которых достаточно много, стремятся принимать активное участие в работе пенитенциарной системы. Они считают, что только общество способно отстоять интересы заключенных.

В соответствии с законодательной базой РФ, у общества имеется подобное право. Участие социума в работе УИК заключается в следующем:

  • оказание помощи лицам ответственным за осуществление уголовного наказания;
  • контролирование объектов УИС и их работы;
  • проведение воспитательной работы с заключенными;
  • оказание бытовых, социальных и гуманитарных услуг заключенным;
  • благотворительная деятельность и попечительство;
  • защита прав и интересов, осужденных;
  • помощь в получении образования и т. д.

Полномочия и возможности общественных деятелей достаточно обширны. Они могут входить в состав наблюдательных комиссий и воспитательных движений, выступать в роли общественного надзирателя при выполнении осужденными исправительных работ и т. д.

Нужно сказать, что в последние годы пенитенциарные учреждения находятся под пристальным вниманием СМИ не только отечественных, но и зарубежных. Они не только освещают положение дел, но и оказывают посильную помощь.

Несмотря на обширное вмешательство социума в деятельность УИС, его представители не имеют право оказывать ей противодействие. Недопустимо самопроизвольное вмешательство в работу оперативной или хозяйственной службы. По сути, это также является уголовно наказуемым преступлением.

Обязанности УИС

Статья 5. Организация уголовно-исполнительной системы

Наряду с функциями УИС, отдельно нужно рассмотреть и обязанности. Многие люди считают, что пенитенциарные заведения функционируют лишь для того, чтобы обвинить преступника и контролировать его содержание в местах лишения свободы. На самом деле задачи УИС значительно обширней. К основным обязанностям УИС нужно отнести:

  • поддержание порядка в местах исполнения наказаний;
  • разработка и определение наиболее эффективных методов исправления заключенных;
  • охрана законных прав подопечных;
  • помощь в социализации.

Современная пенитенциарная система и международное право постоянно реформируются. Основной смысл реформ заключается в создании более гуманных условий содержания преступников под стражей.

Ключевые принципы работы сотрудников УИС основываются на:

  • законности. Взаимоотношения между сотрудниками УИС и подопечными определяются исключительно законом;
  • гуманизме. Не допускаются насильственные действия в отношении подопечных и унижение их достоинства;
  • равенстве. Все люди равны перед законом;
  • индивидуализации применяемых исправительных мер. Простыми словами, сотрудники УИС должны детально изучить индивидуальные черты характера подопечного и пытаться исправить его исходя из полученного результата.

Значение имеет и отраслевой принцип. Это означает, что наказание всегда идет в ногу с исправлением. Для воспитательных работ с осужденным существует масса различных мероприятий – начиная от трудотерапии и заканчивая профессиональной подготовкой.

Основные учреждения УИС

Статья 5. Организация уголовно-исполнительной системы

Как и было сказано выше, УИС включает в себя огромное количество исправительных учреждений. Чтобы лучше разобраться в работе уголовно исполнительной системы, нужно рассмотреть их более детально:

  • Колония поселения. На сегодняшний день существует две формы таких учреждений. Первая предназначена для осужденных, совершивших преступления по неосторожности или лиц, приговоренных на срок не более пяти лет. Чаще всего это граждане, совершившие транспортное преступление. Второй вид колоний поселений предназначен для лиц, положительно проявивших себя на прежнем месте отбывания заключения. Получить подобный перевод осужденный может только после истечения определенного срока. Подобные колонии, по сути, не лишают осужденного свободы, а лишь ограничивают ее. Днем в колонии поселения разрешается свободное перемещение без охраны, имеется возможность покинуть территорию по разным причинам, позволяется наличие ценностей и денег, допускается проживание с семьей;
  • Колония общего режима. Чаще всего в подобных учреждениях содержатся мужчины, осужденные за преступления разной степени тяжести. Также здесь содержатся преступники, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, на отбывание срока свыше 5 лет. В колониях общего режима содержится подавляющая часть осужденных на отбывание реального срока заключения;
  • Колония строгого режима. Сюда попадают люди, совершившие особо тяжкие преступления;
  • Колония особого режима. Чаще всего в подобных учреждениях отбывают наказание люди, которые небыли приговорены к смертной казни по причине того, что на нее наложен мораторий. Заключенные содержатся в камере.
Читайте также:  Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации

Говоря о структуре УИС, нужно дополнительно упомянуть исправительные центры. Здесь содержатся люди, приговоренные к административному аресту. Их нельзя поставить в один ряд с колониями. Тем не менее, подобных подразделений УИС на сегодняшний день насчитывается больше всего.

Оцените публикацию, это поможет нам стать лучше: (1

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

в РФ система государственных органов и учреждений для реализации функций исполнения назначенных судами основных наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни. Термин «У.-и.с.» был введен Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 1993. В соответствии с этим законом в У.

-и.с. включались учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы и исключительную меру наказания — смертную казнь. У.-и.с.

включает: исправительные центры для отбывания наказания лицами, осужденными к ограничению свободы; арестные дома для отбывания наказания лицами, осужденными к аресту; исправительные учреждения в виде колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и тюрем. У.-и.с.

представляет собой централизованное образование, руководит которым Главное управление по исполнению наказаний Министерства юстиции РФ (ГУИН МЮ РФ). В У.-и.с.

входят центральные органы управления (ГУИН МЮ РФ) и территориальные органы управления (УИН), а также исправительные учреждения (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения и следственные изоляторы), научно- исследовательские, проектные, лечебные и иные учреждения, специально созданные для обеспечения ее деятельности. Лит.: ЗубковА.И., Калинин Ю.И., СысоевВ.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М., 1998. СЕ. Вицин

Источник: Юридическая энциклопедия

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

система органов и учреждений, включающая в себя: 1. учреждения, исполняющие наказания (см.: Исправительное учреждение); 2. территориальные органы управления У.-и. с. (такие органы создаются на территориях республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; для руководства учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности могут быть образованы специальные органы, подчиняющиеся непосредственно Министерству юстиции РФ); 3. центральные органы управления У.-и. с. Министерства юстиции РФ. В У.-и. с. входят следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Задачами У.-и. с. являются: исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Иные задачи могут быть возложены на У.-и. с. только законом. Основные вопросы организации и деятельности У.-и. с. регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. (с последующими дополнениями и изменениями). В соответствии с Указом Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» от 28 июля 1998 г. 904 органы и учреждения У.-и. с. после многолетнего вхождения в систему органов внутренних дел изменили свою ведомственную подчиненность. (К. Г.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Уголовно-исполнительная система

совокупность структурных подразделений, учреждений, предприятий, организаций и органов, деятельность которых направлена: на исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных; содержание под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка от отбывания наказания; контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; всестороннее обеспечение (кадровое, медико-санитарное, материально-техническое, коммунально-бытовое и т. д.) указанных выше задач. В состав УИС входят: 1) учреж- дения, исполняющие наказания, и СИЗО; 2) территориальные органы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ФСИН России). В соответствии с Перечнем ви- дов предприятий, учреждений и организаций, входящих в УИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89, в состав УИС входят: базы материально-технического и военного снабжения; управления строительства; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; межрегиональные ремонтно-восстановительные базы; центры инженерно-технического обеспечения; центральный узел связи; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищнокоммунальные хозяйства; подразделения технического надзора, лаборатории; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования; санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей; военно-врачебные комиссии; подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации; предприятия, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования и аппаратуры, торговлю, организацию перевозок грузов; редакции периодических изданий; отделы специального назначения; подразделения, обеспечивающие охрану психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением; подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативнотехнических и поисковых мероприятий; военное представительство; СИЗО; предприятия, осуществляющие разработку, производство, внедрение и техническое обслуживание аудиовизуальных, электронных и иных технических средств охраны, надзора и контроля.

Читайте также:  Раздел II. Регулирование трудовых отношений. Оплата труда

Источник: Юридический словарь для сотрудников пенитенциарной системы. 2013

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и ее персонал

Российская система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с начала XX в. традиционно основывалась на строгой централизации.

Первоначально, со времени законодательного закрепления термина «исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924 г., под ним понималась единая система исправительно-трудовых учреждений, в свою очередь получившая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства.

С развитием уголовного и исправительно-трудового законодательства, с появлением новых видов учреждений, признанных исполнять уголовные наказания, не только связанные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия.

В связи с недостаточно четким выявлением правовой природы этих наказаний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможности отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употребляться такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».

Поэтому представляется вполне логичным и обоснованным, что в процессе формирования новой политики в сфере исполнения уголовных наказаний, создания соответствующей отрасли законодательства (права) в теорию и практику было введено понятие «уголовно-исполнительная система». Впервые официальное закрепление оно получило в Концепции реформы уголовно-исполнительной системы, подготовленной в МВД СССР в 1990 г.

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст.

5 этого Закона говорится, что УИС включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (федеральный орган УИС).

Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Законом о содержании под стражей.

Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию.

Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган УИС — ФСИН России, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются: 1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых: 2) контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; 3) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 4) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 5) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 6) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 7) охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа, обеспечение безопасности находящихся па их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; 8) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 9) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 10) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Читайте также:  Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности

Персонал — личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст.

24 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, причислил к персоналу УИС работников, состоящих в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов.

Из смысла ч.

1 данной статьи следует, что понятие персонала охватывает две категории работников: сотрудников, имеющих специальные звания и замещающих должности начальствующего состава, а также рабочих и служащих исправительных учреждений. Указанные категории персонала имеют различное правовое положение, решают отличные по характеру и значимости задачи и функции.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания. В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специалисты, рабочие и служащие заняты на вспомогательных, обеспечивающих должностях.

Правовой статус сотрудников, порядок и условия прохождения ими службы в настоящее время регламентируются Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с действующим законодательством сотрудники учреждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний.

При этом они выполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью.

Тем самым сотрудники являются федеральными государственными служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по реализации такой специфической правоохранительной функции государства, как исполнение уголовных наказаний.

Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пресечению противоправных действий, применению принудительных мер как в отношении осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов УИС.

В условиях административной реформы меняются подходы как к организации и функционированию государственной службы РФ в целом, так и государственной службы в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в частности. В Федеральном законе от 27.05.

2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» нормативно закреплено разделение государственной службы по видам — гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Очевидно, с учетом характера осуществляемых сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, государственно-властных функций и полномочий правоохранительная служба должна стать основным видом в рассматриваемой системе. Это прямо следует из определения правоохранительной службы, сформулированного в ст.

7 упомянутого Закона: «правоохранительная служба вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины правоохранительной службы».

Правовое регулирование этого нового социально-правового института будет развиваться на базе федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», проект которого в настоящее время разрабатывается.

Очевидно, на основе этого общего законодательного акта будет принят и отдельный федеральный закон, отражающий особенности правового положения, компетенцию и полномочия служащего правоохранительной службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вытекающие из специфики правоохранительной функции этих учреждений и органов.

В то же время ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов.

Реализуя данное законодательное положение, Президент РФ поручил Правительству РФ установить численность государственных должностей федеральной государственной гражданской службы в УИС. Постановлением от 05.01.

2005 № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе» Правительство РФ установило с 1 января 2005 г.

предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в УИС в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях.

Таким образом, персонал учреждений, исполняющих наказания, будут составлять как сотрудники, имеющие специальные звания и состоящие на правоохранительной службе, так и лица, замещающие государственные должности федеральной гражданской службы.

Исходя из общемировой практики, переход к комплектованию персонала исправительных учреждений из числа государственных гражданских служащих является наиболее перспективным, так как это отвечает требованиям дальнейшей гуманизации и демократизации исполнения уголовных наказаний.

Вместе с тем резкий отказ от «людей в форме» в исправительных учреждениях в силу исторических традиций и сложившегося менталитета сотрудников и осужденных может оказать негативное влияние на деятельность этих учреждений и привести к нежелательным последствиям.

Ссылка на основную публикацию