Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

  1. Задачи арбитражных судов
  2. Полномочия арбитражных судов

Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

  • Арбитражные суды России разрешают экономические споры и рассматривают дела с участием юридических лиц, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, а так же, в некоторых случаях, иных физических лиц (подробнее об этом читайте в этой статье).
  • Высший Арбитражный Суд РФ выполняет организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов.
  • Обратите внимание, что Судебный департамент, созданный в соответствии с ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» имеет полномочия (по организационному обеспечению деятельности) только в отношении судов общей юрисдикции.
  • Судьи арбитражных судов, назначенные на должность в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в РФ», осуществляют задачи и полномочия арбитражных судов.

Задачи арбитражных судов

Задачами арбитражных судов (в соответствии со ст. 2 АПК) являются:

  1. Защита законных интересов и нарушенных либо оспариваемых прав юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) и граждан в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.

  2. Оказание содействия в области укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и прочей экономической деятельности.

Полномочия арбитражных судов

  1. К полномочиям Арбитражных судов субъектов федерации относится рассмотрение всех дел (кроме дел, являющихся компетенцией высшего Арбитражного Суда России), пересмотр принятых им и вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам изучение и обобщение судебной практики и др.

  2. Арбитражные апелляционные суды осуществляют проверку законности и обоснованности рассмотренных судами первой инстанции судебных актов, которые не вступили в законную силу, пересмотр решений, принятых самим арбитражным апелляционным судом по вновь открывшимся обстоятельствам и др.

  3. Федеральные арбитражные суды округов проводят проверки в кассационном порядке законности судебных актов по делам, которые рассматривались арбитражными судами первой инстанции и арбитражными аппеляционными судами, пересматривают принятые им и вступившие в законную силу судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам и др.

  4. Высшим органом по разрешению экономических и иных споров является Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Уважаемые посетители, на нашем сайте вы можете ознакомиться с законодательными и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по интересующей вас проблеме. Надеемся, что подготовленные нами материалы позволят вам максимально эффективно отстоять свои права.

  1. Однако считаем необходимым заметить, что человеку, не являющемуся специалистом в соответствующей отрасли права, зачастую трудно сделать верный вывод и принять правильное решение, особенно в сложных с правовой точки зрения случаях.
  2. Поэтому рекомендуем вам обращаться за помощью к адвокату или юристу, который, ознакомившись с документами и побеседовав с вами, даст полную и аргументированную консультацию.
  3. Практикующие специалисты из Москвы, С-Петербурга и других регионов России проводят бесплатные консультации по телефонам:
  4. Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской ФедерацииЕдиный Федеральный номер (консультация и звонки со всех телефонов бесплатные)
  5. Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской ФедерацииМосква и область (консультация бесплатная, звонок оплачивается по тарифам вашего оператора)
  6. Статья 44. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской ФедерацииС-Петербург и область (консультация бесплатная, звонок оплачивается по тарифам вашего оператора)

Организационное обеспечение деятельности судов

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы.

В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению.

В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

  • 1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;
  • 2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;
  • 3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;
  • 4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;
  • 5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;
  • 6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;
  • 7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;
  • 8)дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;
  1. 9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;
  2. 10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;
  3. 11) организация и ведение судебной статистики;
  4. 12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;
  5. 13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;
  6. 14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;
  7. 15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;
  8. 16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.
  9. Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.
  10. Органы обеспечения
Читайте также:  Статья 4.1. функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В последние годы судебная система Российской Федерации значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было – Конституционный Суд РФ, военные суды, арбитражные суды, начался процесс формирования судов субъектов Федерации.

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов, а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь.

Такой подход закреплен в Законе о судебной системе.

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации”.

Именно на основе этих статей и следует рассматривать структуру нынешнего построения организационного обеспечения деятельности судов.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, как отмечено в статье 7 Закона об этом Суде, является исключительно его “внутренним делом”.

Как говорится в этой статье, данный суд “независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов”.

Он “самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности”.

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений. При этом важную роль выполняют — рабочие совещания судей. О них в параграфе 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.

3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решение при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда.

5. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде.

6

Правоохранительные органы

В наши дни вопрос о том, как следовало бы организовать осуществление рассматриваемой правоохранительной функции, решается неоднозначно.

Различия обусловлены прежде всего тем, что судебная система Российской Федерации, как отмечено выше, в последние годы значительно усложнилась.

В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался и идет процесс формирования судов субъектов РФ.

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до 1997 г.

это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст.

30 Закона о судебной системе («Обеспечение деятельности судов»), где сказано:

  • «Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.
  • Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
  • Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации».

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, как отмечено в ст. 7 Закона об этом Суде, является исключительно его «внутренним делом».

Как говорится в этой статье, данный суд «независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов».

Он «самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности».

«Какое бы то ни было,— говорится в ч. 4 названной статьи Закона,— ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений, компетенция которых в общих чертах описана выше.

Важную роль призваны выполнять и рабочие совещания судей. О них в § 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

  • «Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.
  • Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей.
  • На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.
  • Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда
  • На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде.
Читайте также:  Статья 11.2. поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Под организационным обеспечением деятельности судов в РФ понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности судов в РФ.

В соответствии со cт.

1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также – арбитражные суды субъектов РФ), районных, городских и межрайонных судов (далее также – районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

В систему Судебного департамента входят:

  • Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента;
  • Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счёт средств федерального бюджета.

 Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей РФ1. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счёт средств федерального бюджета и указывается в нём отдельной строкой.

Полномочия Судебного департамента регламентированы cт. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведёт судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
    принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата
  • Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;
    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.
Читайте также:  Статья 35. Уведомления о принимаемых решениях в связи с расследованиями

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ.

Судебный департамент в соответствии со cт. 7 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» состоит из следующих подразделений:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  • главное управление обеспечения деятельности военных судов;
  • главное финансово-экономическое управление;
  • управление государственной службы и кадрового обеспечения;
  • контрольно-ревизионное управление;
  • управление делами;
  • управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • отдел учебных и образовательных учреждений;
  • отдел международно-правового сотрудничества;
  • аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

 Генеральный директор Судебного департамента несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

 В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

Начальник Управления Судебного департамента в субъекте РФ назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда в соответствии со cт. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.  Администратор суда назначается начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия администратора суда регламентированы cт. 19 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
  • разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление Судебного департамента;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
Ссылка на основную публикацию