Единаягосударственная система предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуацийпредставляет собой сложный организм,объединяющий органы управления и силыРСЧС территориальных и функциональныхподсистем всех уровней.
Объединитьих усилия при ликвидации чрезвычайныхситуаций природного и техногенногохарактера возможно только на основе ина правах взаимодействия.
Организациявзаимодействия является наиболееответственным этапом и элементомуправленческой деятельности руководителяработ по ликвидации ЧС, всех органовуправления РСЧС.
Это предполагаетглубокое знание основных положенийвзаимодействия и методов работы по егоорганизации.
РСЧС- расшифровка и цель создания
РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.
Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.
История образования системы РСЧС
Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры.
В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти.
Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.
Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году.
Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды.
В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.
В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона.
В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя.
В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.
В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО.
Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны.
Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.
В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.
Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.
В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности.
Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов.
Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
Структура данной системы состоит из пяти уровней:
- Федеральный — данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).
- Межрегиональный — образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.
- Региональный — уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.
- Муниципальный — к нему относится вся территория города.
- Объектовый — охватывает территории предприятий.
На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.
Координационные органы РСЧС
В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.
Основные задачи КЧС
Задачами КЧС являются:
- руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
- увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
- подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
- принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
- упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
- регулирование проведение аттестации спасателей.
Это интересно: Биологическое оружие (бактериологическое оружие)
Расшифровка и определение РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Можно выделить две наиболее целевые функции РСЧС:
- предупреждение возникновения ЧС и снижение размеров ущерба от них;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 30Следующая ⇒
Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.
Режим функционирования РСЧС в пределах конкретной территории устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или уже возникшей чрезвычайной ситуации.
Предусмотрено установление следующих режимов.
Режим повседневной деятельности.В этом режиме функционирует РСЧС при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
- При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
- ü изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- ü сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в данной области;
- ü разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- ü планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
- ü подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- ü пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- ü руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ü проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- ü осуществления в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
- ü проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
- ü ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.
Режим повышенной готовности.Этот режим устанавливается при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
ü усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- ü введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах;
- ü непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
- ü принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
- ü уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
- ü приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- ü восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ü проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Режим чрезвычайной ситуации.Этот режим устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
- ü непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- ü оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
- ü проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ü организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
- ü непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- ü организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- ü проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
- Решения об установлении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций. При принятии таких решений определяются:
- ü обстоятельства, послужившие основанием для введения соответствующего режима:
- ü границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
- ü силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации:
- ü перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
- ü должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
- Руководители органов власти, принявшие решение об установлении данных режимов, должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
- При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
- При угрозе возникновения и возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
- Для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервные фонды и запасы материальных ресурсов на всех уровнях РСЧС:
- ü резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ü запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
- ü резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
- ü резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
- Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Органы управления Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
- • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта РФ;
- • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
- • на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Основными задачами данных органов управления являются координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В условиях повседневной деятельности данные комиссии собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС — немедленно.
- Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
- Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
- Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
- Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
- • разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- • координация деятельности органов управления и сил РСЧС;
- • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
- • рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Основным общегосударственным координационным органом управления в области предупреждения и ликвидации ЧС является Правительственная комиссия, создаваемая Правительством РФ в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.
Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11 «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».
В соответствии с п. 4 Положения Правительственная комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
- • рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие предложения;
- • разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов РФ и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
- • рассматривает прогнозы ЧС на территории РФ, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
- • участвует в разработке федеральных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;
- • разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- • организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
- • разрабатывает предложения по ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирования;
- • организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Правительства РФ, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам защиты населения и территорий РФ от ЧС обеспечения пожарной безопасности;
- • рассматривает проекты ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера для внесения этих проектов в установленном порядке в Правительство РФ;
- • рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий но предотвращению и ликвидации ЧС;
- • осуществляет контроль за выполнением решений Правительственной комиссии.
В пределах своей компетенции Правительственная комиссия имеет право:
- • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию;
- • заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
- • привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;
- • создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, из числа членов Правительственной комиссии, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Правительственной комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;
- • вносить в установленном порядке в Правительство РФ предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ или Правительства РФ.
- Состав Правительственной комиссии утверждается Правительством РФ.
- Председателем Правительственной комиссии является министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Правительственной комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
- Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- • на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- • на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
- • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
- • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Структура МЧС России представлена на рис. 3.21. В настоящее время в системе МЧС России созданы следующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- • Северо-Западный (Санкт-Петербург);
- • Центральный (Москва);
- • Южный (г. Ростов-на-Дону);
- • Северо-Кавказский (г. Железноводск Ставропольского края); [1]
- • Приволжский (Нижний Новгород);
- • Уральский (Екатеринбург);
- • Сибирский (г. Красноярск);
- • Дальневосточный региональный центр (г. Хабаровск). Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются
и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Рис. 3.2. Структура МЧС России
Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- • на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
- • на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- • на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- • на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
- • на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
- Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
- Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
- Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Организация и функционирование единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В 1992 году постановлением Правительства РФ «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 18 апреля 1992 г.
N 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в последующем преобразованная в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
С созданием РСЧС были определены функции органов государственного управления РФ по предупреждению и ликвидации ЧС, на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по ЧС или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения в готовность ГКЧС России (так называлось МЧС РФ) к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев. Была утверждена Федеральная целевая Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, принятая Постановлением Правительства РФ № 43 от 16 января 1995г.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.
Правовую основу деятельности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие федеральные законы, Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ .
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяет порядок организации и функционирования РСЧС. В соответствии с Положением, РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.
Другими словами, функциональные подсистемы создаются в различных министерствах РФ с целью защиты населения и территорий от ЧС, и их деятельность распространяется на основную сферу деятельность их министерства, т.е.
почти каждое федеральное министерство имеет в своем составе департамент, отдел или другую структуру, в функцию которой входит предупреждение и ликвидация ЧС в сфере деятельности данного министерства.
Например, в министерством транспорта РФ создана Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, которая действует на различных уровнях РСЧС. В частности, на объектовом уровне в г.
Мичуринске, железнодорожной станции Кочетовка функционирует Восстановительный поезд — эта структура занимается ликвидацией ЧС на железной дороге, возникших в результате аварий и катастроф.
На станции Кочетовка-2 функционирует ведомственная пожарная охрана, основной задачей которой является предупреждение и ликвидация пожаров на ведомственных предприятиях мичуринского отделения железной дороги.
Другой пример — Министерство сельского хозяйства РФ (федеральный орган исполнительной власти) создало следующие функциональные подсистемы — защиты сельскохозяйственных животных, защиты сельскохозяйственных растений, предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, территориальная подсистема РСЧС республики Карелия, в нее входят республиканские звенья, силы и средства районов и крупных предприятий Карелии.
Основными задачами РСЧС являются: 1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; 2.
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; 3.
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; 4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; 5. подготовка населения к действиям в ЧС; 6.
организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей; 7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 9.
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 10. ликвидация ЧС; 11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами единой системы являются: 1. на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти (министерств); 2.
на межрегиональном уровне — полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. 3. на региональном (в пределах территории субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; 4.
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
5. на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: 1. на федеральном уровне — МЧС Росси, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны; 2.
на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; 3.
на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ); 4.
на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
5. на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.
Органами повседневного управления единой системы являются: 1. центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; 2. центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; 3.
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; 4.
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
5. дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
В состав сил и средств каждого уровня единой системы (РСЧС) входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Основу этих сил составляют аварийно-спасательные службы (далее АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Для ликвидации ЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:
- резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;
- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
- резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
- резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ), органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.