Статья 4.1. функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единаягосударственная система предупрежденияи ликвидации чрезвычайных ситуацийпредставляет собой сложный организм,объединяющий органы управления и силыРСЧС территориальных и функциональныхподсистем всех уровней.

Объединитьих усилия при ликвидации чрезвычайныхситуаций природного и техногенногохарактера возможно только на основе ина правах взаимодействия.

Организациявзаимодействия является наиболееответственным этапом и элементомуправленческой деятельности руководителяработ по ликвидации ЧС, всех органовуправления РСЧС.

Это предполагаетглубокое знание основных положенийвзаимодействия и методов работы по егоорганизации.

РСЧС- расшифровка и цель создания

РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

История образования системы РСЧС

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры.

В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти.

Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году.

Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды.

В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация – Местная противовоздушная оборона.

В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя.

В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО.

Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону. Система ГО стала составной частью Министерства обороны.

Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности.

Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов.

Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС.

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Структура данной системы состоит из пяти уровней:

  • Федеральный — данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).
  • Межрегиональный — образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.
  • Региональный — уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.
  • Муниципальный — к нему относится вся территория города.
  • Объектовый — охватывает территории предприятий.

На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

Координационные органы РСЧС

В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основные задачи КЧС

Задачами КЧС являются:

  • руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
  • увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
  • подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
  • принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
  • упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
  • регулирование проведение аттестации спасателей.

Это интересно: Биологическое оружие (бактериологическое оружие)

Расшифровка и определение РСЧС

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Можно выделить две наиболее целевые функции РСЧС:

  • предупреждение возникновения ЧС и снижение размеров ущерба от них;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Режимы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 30Следующая ⇒

Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках РСЧС осуществляет МЧС России.

Режим функционирования РСЧС в пределах конкретной территории устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или уже возникшей чрезвычайной ситуации.

Предусмотрено установление следующих режимов.

Режим повседневной деятельности.В этом режиме функционирует РСЧС при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

  • При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
  • ü изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • ü сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в данной области;
  • ü разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  • ü планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
  • ü подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  1. ü пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. ü руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  3. ü проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  4. ü осуществления в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
  5. ü проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  6. ü ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режим повышенной готовности.Этот режим устанавливается при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

При этом режиме выполняются следующие мероприятия:

ü усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  • ü введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах;
  • ü непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
  • ü принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • ü уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • ü приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • ü восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • ü проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.
Читайте также:  Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

Режим чрезвычайной ситуации.Этот режим устанавливается при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. При этом режиме выполняются следующие мероприятия:
  2. ü непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  3. ü оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  4. ü проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  5. ü организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  6. ü непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  7. ü организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  8. ü проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
  9. Решения об установлении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций. При принятии таких решений определяются:
  10. ü обстоятельства, послужившие основанием для введения соответствующего режима:
  11. ü границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
  12. ü силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации:
  13. ü перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
  14. ü должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
  15. Руководители органов власти, принявшие решение об установлении данных режимов, должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.
  16. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители соответствующих органов и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
  17. При угрозе возникновения и возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
  18. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно создаются резервные фонды и запасы материальных ресурсов на всех уровнях РСЧС:
  19. ü резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  20. ü запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
  21. ü резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  22. ü резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
  23. Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Органы управления Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

  • • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
  • • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъекта РФ;
  • • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;
  • • на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Основными задачами данных органов управления являются координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В условиях повседневной деятельности данные комиссии собираются с определенной периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС — немедленно.

  • Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
  • Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
  • Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
  • Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
  • • разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • • координация деятельности органов управления и сил РСЧС;
  • • обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
  • • рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Основным общегосударственным координационным органом управления в области предупреждения и ликвидации ЧС является Правительственная комиссия, создаваемая Правительством РФ в целях формирования и проведения единой государственной политики по предупреждению и ликвидации ЧС.

Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности было утверждено постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. № 11 «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности».

В соответствии с п. 4 Положения Правительственная комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

  • • рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие предложения;
  • • разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов РФ и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
  • • рассматривает прогнозы ЧС на территории РФ, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
  • • участвует в разработке федеральных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;
  • • разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • • организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
  • • разрабатывает предложения по ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирования;
  • • организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Правительства РФ, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам защиты населения и территорий РФ от ЧС обеспечения пожарной безопасности;
  • • рассматривает проекты ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера для внесения этих проектов в установленном порядке в Правительство РФ;
  • • рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий но предотвращению и ликвидации ЧС;
  • • осуществляет контроль за выполнением решений Правительственной комиссии.
Читайте также:  Глава VIII. Заключительные положения

В пределах своей компетенции Правительственная комиссия имеет право:

  • • запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию;
  • • заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;
  • • привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;
  • • создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, из числа членов Правительственной комиссии, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Правительственной комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;
  • • вносить в установленном порядке в Правительство РФ предложения по вопросам, требующим решения Президента РФ или Правительства РФ.
  1. Состав Правительственной комиссии утверждается Правительством РФ.
  2. Председателем Правительственной комиссии является министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Правительственной комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
  3. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
  • • на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • • на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • • на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи но предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
  • • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Структура МЧС России представлена на рис. 3.21. В настоящее время в системе МЧС России созданы следующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

  • • Северо-Западный (Санкт-Петербург);
  • • Центральный (Москва);
  • • Южный (г. Ростов-на-Дону);
  • • Северо-Кавказский (г. Железноводск Ставропольского края); [1]
  • • Приволжский (Нижний Новгород);
  • • Уральский (Екатеринбург);
  • • Сибирский (г. Красноярск);
  • • Дальневосточный региональный центр (г. Хабаровск). Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются

и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Рис. 3.2. Структура МЧС России

Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления РСЧС могут создаваться экспертные советы.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • • на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС;
  • • на межрегиональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • • на региональном уровне — центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • на муниципальном уровне — единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
  • Органы повседневного управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
  • Компетенция и полномочия органов повседневного управления РСЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
  • Размещение органов управления РСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Организация и функционирование единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В 1992 году постановлением Правительства РФ «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» от 18 апреля 1992 г.

N 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в последующем преобразованная в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

С созданием РСЧС были определены функции органов государственного управления РФ по предупреждению и ликвидации ЧС, на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по ЧС или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения в готовность ГКЧС России (так называлось МЧС РФ) к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев. Была утверждена Федеральная целевая Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, принятая Постановлением Правительства РФ № 43 от 16 января 1995г.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

Правовую основу деятельности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие федеральные законы, Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ .

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяет порядок организации и функционирования РСЧС. В соответствии с Положением, РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Читайте также:  Статья 17. сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.

Другими словами, функциональные подсистемы создаются в различных министерствах РФ с целью защиты населения и территорий от ЧС, и их деятельность распространяется на основную сферу деятельность их министерства, т.е.

почти каждое федеральное министерство имеет в своем составе департамент, отдел или другую структуру, в функцию которой входит предупреждение и ликвидация ЧС в сфере деятельности данного министерства.

Например, в министерством транспорта РФ создана Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, которая действует на различных уровнях РСЧС. В частности, на объектовом уровне в г.

Мичуринске, железнодорожной станции Кочетовка функционирует Восстановительный поезд — эта структура занимается ликвидацией ЧС на железной дороге, возникших в результате аварий и катастроф.

На станции Кочетовка-2 функционирует ведомственная пожарная охрана, основной задачей которой является предупреждение и ликвидация пожаров на ведомственных предприятиях мичуринского отделения железной дороги.

Другой пример — Министерство сельского хозяйства РФ (федеральный орган исполнительной власти) создало следующие функциональные подсистемы — защиты сельскохозяйственных животных, защиты сельскохозяйственных растений, предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, территориальная подсистема РСЧС республики Карелия, в нее входят республиканские звенья, силы и средства районов и крупных предприятий Карелии.

Основными задачами РСЧС являются: 1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; 2.

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; 3.

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; 4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; 5. подготовка населения к действиям в ЧС; 6.

организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей; 7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 9.

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 10. ликвидация ЧС; 11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются: 1. на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти (министерств); 2.

на межрегиональном уровне — полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. 3. на региональном (в пределах территории субъекта РФ) — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; 4.

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

5. на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: 1. на федеральном уровне — МЧС Росси, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны; 2.

на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; 3.

на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ); 4.

на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

5. на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

Органами повседневного управления единой системы являются: 1. центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; 2. центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; 3.

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; 4.

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

5. дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы (РСЧС) входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу этих сил составляют аварийно-спасательные службы (далее АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Для ликвидации ЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:

  1. резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;
  2. запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
  3. резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  4. резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ), органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

Ссылка на основную публикацию