Статья 11.2. поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях

28.09.2016

С 21 по 23 сентября 2016 года в Республике Бурятия проходило рабочее совещание представителей нотариальных палат субъектов РФ по вопросам формирования Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая начнет свою работу с 1 января 2017 года.

Статья 11.2. Поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях

Одна из важных задач, которую ставит перед собой нотариат — обеспечение квалифицированной юридической помощью всех жителей России, вне зависимости от места их проживания, климатических условий, уровня развития инфраструктуры региона. Об этом в ходе совещания в Улан-Удэ говорил, выступая на мероприятии, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. 

В России много мест, где работа нотариуса происходит в экстремальных условиях. Речь идет о регионах с суровым климатом, сложными погодными условиями, например, о районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

Осуществление нотариальной деятельности на таких труднодоступных территориях — отчаянный и тяжелый труд, зачастую сопряженный с серьезным риском. Нотариусы вынуждены добираться до тех, кому нужна помощь, на вертолетах, трэколах, оленьих упряжках, порой — вовсе пешком.

Существуют также регионы экономически депрессивные, малонаселенные, где практически невозможно самофинансирование нотариальной деятельности. По причине малого количества совершаемых нотариальных действий нотариус попросту не имеет возможности обеспечить там свою работу.

Но ведь люди, которые нуждаются в квалифицированной помощи нотариуса, есть и в совсем небольших поселениях, также живут люди и там, куда добраться можно только преодолевая бездорожье и вечную мерзлоту. Им всем нужен нотариус — самый доступный юрист, без которого не обойтись. 

В отсутствие нотариуса нотариальные действия в поселениях совершают должностные лица органов местного самоуправления.

К человеку, претендующему на должность нотариуса, законом установлены специальные требования: наличие высшего юридического образования, прохождение продолжительной стажировки, сдача квалификационного экзамена. А должностные лица местных поселений, зачастую, не имеют высшего образования вовсе.

Совершение ими нотариальных действий, случается, приводит к грубейшим нарушениям прав и законных интересов граждан. Чтобы ошибок и трагедий не случалось, совершать нотариальные действия должен нотариус.

Это высококвалифицированный юрист, который имеет постоянный доступ к Единой информационной системе нотариата, наделен широкими полномочиями, несет полную имущественную ответственность за свою работу, и эта ответственность защищена многоуровневой системой страхования. 

Именно поэтому обеспечение поддержки нотариальной деятельности в таких местах — задача принципиально важная. Федеральная нотариальная палата взяла на себя инициативу по разработке программы, которая позволила бы решить имеющиеся в труднодоступных и малонаселенных местностях проблемы.

Нотариат самостоятельно, без получения средств государственного и муниципального бюджета, готов обеспечить наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где сейчас у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору.

С этой целью и создана Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Руководитель Программы, президент Нотариальной палаты Красноярского края Светлана Зылевич, в своем выступлении на совещании отметила, что проект предусматривает не только разностороннюю помощь тем нотариусам, которые уже осуществляют свою профессиональную деятельность в труднодоступных и малонаселенных местностях. Он также направлен и на планомерное решение проблемы заполнения вакантных должностей нотариуса в «сложных» регионах. 

Федеральным законом 391-ФЗ, подписанным Президентом РФ 29 декабря 2015 года и расширяющим полномочия нотариуса для эффективной защиты прав граждан, предусмотрено создание нового фонда Федеральной нотариальной палаты — Фонда поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, что будет способствовать развитию нотариата на указанных территориях.

Константин Корсик рассказал, что за прошедшее время рабочая группа Федеральной нотариальной палаты, отдел по взаимодействию с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации проделали большую работу по созданию комплексной Программы поддержки нотариусов в труднодоступных и малонаселенных местностях.

«Мы выходим на финишную прямую перед утверждением и запуском важнейшего для всех нас проекта — Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Гарантированное присутствие нотариуса в каждом нотариальном округе позволит нам на деле подтвердить, что сегодня нотариальные услуги доступны для всех жителей России вне зависимости от места их проживания, климатических условий, уровня развития инфраструктуры региона», — подчеркнул президент ФНП.

На совещании в Улан-Удэ подробно и конструктивно обсуждались механизмы реализации Программы. В ходе общения с президентами и представителями нотариальных палат, члены которых занимаются нотариальной деятельностью на «сложных» территориях, были выявлены существующие проблемные вопросы.

«Достигнуто полное понимание, выявлены и обобщены потребности нотариусов, по итогам обсуждения будут вноситься изменения в Положение о порядке оказания и поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, дорабатываться методика оказания помощи», — отметила руководитель Программы Светлана Зылевич. Присутствовавший на совещании заместитель руководителя Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по вопросам территориального развития Баир Жамбалов пообещал оказать нотариусам всестороннюю помощь и поддержку в деле обеспечения доступной и квалифицированной юридической помощью жителей региона. 

  • В рабочем совещании под председательством руководителя Программы Светланы Зылевич приняли участие представители Министерства юстиции и органов исполнительной власти Республики Бурятия: заместитель руководителя Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия по вопросам территориального развития, председатель Комитета Баир Жамбалов; начальник Управления Минюста России по Республике Бурятия Маргарита Барнакова; исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Бурятия» Борис Бородин и ряд других ответственных лиц. 
  • Нотариальное сообщество, помимо представителей ФНП, было представлено руководством и представителями нотариальных палат, члены которых работают в районах Крайнего Севера, районах, приравненных к районам Крайнего Севера и других труднодоступных регионах: президент Нотариальной палаты Красноярского края Светлана Зылевич, президент Нотариальной палаты Республики Бурятия Фаина Очирова, президент Нотариальной палаты Республики Саха (Якутия) Гаврил Максимов, президент Нотариальной палаты Иркутской области Евгений Воробьев, президент Нотариальной палаты Забайкальского края Ольга Маркова, президент Нотариальной палаты Хабаровского края Илонна Олисова, президент Нотариальной палаты Республики Тыва Эва Доржу, президент Нотариальной палаты Республики Алтай Игорь Золотарев, вице-президент Нотариальной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа Светлана Тетеркина.
  • Со стороны Федеральной нотариальной палаты в работе совещания также принимала участие начальник отдела организационно-правовой работы и взаимодействия с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации ФНП Елена Санакоева.

Интерес к теме совещания проявили и СМИ. О том, как будет реализовываться Программа, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик и президент Нотариальной палаты Республики Бурятия Фаина Очирова рассказали в прямом эфире программы «Вести. Интервью» на телеканалах «Россия — 1» и «Россия — 24». 

Во второй день мероприятия, 22 сентября, Светлана Зылевич провела для нотариусов Республики Бурятия семинар, в ходе которого рассказала коллегам обо всех актуальных изменениях гражданского законодательства, касающихся удостоверения сделок с недвижимым имуществом, в том числе, приобретенном с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Нотариусом должен быть нотариус

Статья 11.2. Поддержка нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях

Коллаж предоставлен пресс-службой Федеральной нотариальной палаты

Специалисты вынуждены констатировать крайне низкий уровень юридической квалификации сотрудников органов местного самоуправления (ОМСУ), что влечёт за собой нарушение прав граждан из-за допущенных ошибок и отсутствия какого-либо контроля. Не так давно законодатель даже ограничил нотариальные возможности представителей ОМСУ, чтобы защитить россиян от неграмотных юридически значимых актов и цветущего на этой почве криминала.

Напомним, парламентарии Магаданской области (смотреть стр.

21), ссылаясь на якобы путаницу в терминологии в федеральном законодательстве, предложили «наделить органы местного самоуправления городского округа правом на нотариальные действия в случае отсутствия в городском округе нотариуса».

Представители ОМСУ в малонаселённых или труднодоступных местностях и прежде могли исполнять функции нотариусов, если последние по объективным причинам не могли там постоянно присутствовать, но теперь в список предлагают включить городские поселения и здесь возникает серьёзный риск.

Эксперты категорически против этой инициативы. Первый их довод: множество ошибок при совершении нотариальных действий, отмена решений в судах, причинённый гражданам вред, в том числе материальный, который никем не возмещается. Из-за этого риску также подвергаются сведения государственных реестров.

Второй довод: отсутствие контроля при совершении нотариальных действий в ОМСУ, а также доступа у них к электронной системе нотариата, что опускает екачество нотариальных действий местных чиновников до уровня каменного века.

Читайте также:  Статья 121.11 БК РФ. Особенности предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам, возникшим в результате эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг (действующая редакция)

Третий довод: судебная практика показывает, что возможностью совершения нотариальных действий местными чиновниками часто пользовались в криминальных целях. Соответственно, есть реальная угроза, что ситуация с законностью нотариальных действий вновь начнёт накаляться, скажем, в центральной части РФ.

И конечно же, расширение возможности совершения нотариальных действий не нотариусом, а должностными лицами неминуемо содержит в себе высокий риск коррупции.

На самом деле проблема доступности нотариусов для всех граждан, проживающих в удалённых районах, есть, но сегодня она решается.

Федеральной нотариальной палатой (ФНП) была разработана и реализуется за счёт средств нотариата Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселённых местностях.

Она включает целый комплекс мер для заполнения всех вакантных должностей нотариусов, оказания поддержки в организации выездного нотариального обслуживания в удалённых местностях на территории нотариального округа и так далее.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов, необходим системный подход к обеспечению всех граждан страны доступом к квалифицированной юридической помощи и нотариальным действиям. Такой подход сейчас реализуется благодаря законодательным решениям, предоставившим нормативную базу для развития этой программы Федеральной нотариальной палаты.

ФНП считает, есть позитивные примеры комплексного подхода и конструктивного взаимодействия нотариальных палат и властей регионов. Помощь последних позволяет добиться многого, как, например, это происходит в Красноярском крае.

Кстати, между Магаданской областной нотариальной палатой и правительством Магаданской области недавно тоже было подписано соглашение о сотрудничестве по вопросу повышения доступности нотариальных услуг.

Непродуманные же инициативы способны причинить ущерб законности гражданского оборота.

Мария Мещерякова

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву. Консультационные услуги

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: [email protected]

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции). 

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

Внимание! Мы не продаем готовые работы, а оказываем консультационные услуги в данной сфере.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

  • На оказание наших услуг даются гарантии.
  • Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.
  • Мы делаем оказываем консультации по следующим видам работ:

Мозговой штурм: Как обеспечить нотариусами малонаселённые и труднодоступные местности

Как отметил Юрий Иутин, нотариусы ставят перед собой задачу обеспечения квалифицированной юридической помощью, услугами нотариата всех граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания. «Российская Федерация – это единое государство. Каждый гражданин должен получать от государства помощь, независимо от того, живёт он в Москве или в Нерюнгри», – уверен вице-президент ФНП. Но, к сожалению, в России с её огромными территориями с выполнением данной задачи возникают большие трудности. К примеру, в Якутии на сегодняшний день существуют свободные вакансии нотариусов в Аллаиховском и Момском улусах. В отсутствие нотариуса в таких населённых пунктах нотариальные действия совершают должностные лица органов местного самоуправления. Но возникает резонный вопрос, имеют ли они право исполнять нотариальные действия?

Ведь перед тем, как начать практику, нотариусы с высшим юридическим образованием должны отработать определённый срок, пройти 1,5 года стажировки, сдать квалификационный экзамен, подтверждать свою квалификацию раз в четыре года. Между тем, специалист местного самоуправления, совершающий такие же нотариальные действия, иногда даже не имеет высшего образования.

Чтобы решить проблему, Федеральная нотариальная палата выступила с инициативой создания специальной программы и Фонда поддержки нотариата в малонаселённых и труднодоступных местностях Российской Федерации.

Как рассказала Светлана Зылевич, общественная организация оказывает разностороннюю помощь нотариусам, работающим в отдалённых населённых пунктах, в частности, оплачивает проезд до места работы, коммунальные услуги, аренду жилья.

Единственное, о чём просят представители Федеральной нотариальной палаты – оказать помощь в предоставлении рабочего места и жилья в «сложных» территориях.

Кроме того, Федеральная нотариальная палата решает проблему заполнения свободных вакансий в труднодоступных малонаселённых пунктах.

ФНП ведёт целенаправленную работу по заполнению буквально по каждой свободной вакансии, создавая условия для прохождения стажировки.

Зачастую бывает так, что, пройдя конкурс, будучи назначенным в каком-нибудь малонаселённом пункте, нотариусы уезжают и начинают практику в городах.

Участники совещания обсудили вопросы кадрового обеспечения нотариусами малонаселённых и труднодоступных территорий. Так, выпускниками юридических вузов вакансии не закрыть, так как у них не будет необходимого минимального 5-летнего стажа работы.

По мнению Светланы Зылевич, нотариусами в подобных населённых пунктах должны работать местные кадры. Юрия Иутина заинтересовало предложение вице-спикера парламента Якутии Ольги Балабкиной о назначении нотариусами судей в отставке, пенсионеров МВД и Прокуратуры.

Подводя итоги встречи, Ольга Балабкина выразила благодарность представителям Федеральной нотариальной палаты за деятельность по обеспечению жителей труднодоступных населённых пунктов Якутии квалифицированными нотариусами.

Вице-спикер Ил Тумэна подчеркнула, что «нетрадиционные» территории требуют нестандартных решений в решении любых проблемных вопросов.

Со своей стороны Ольга Валерьевна предложила обратиться в органы исполнительной и муниципальной власти с просьбой оказать содействие в обеспечении рабочими местами нотариусов. «В данном вопросе необходимо исходить из интересов граждан, которые должны получать все виды услуг, в том числе и нотариальные, как можно ближе к месту жительства», – подчеркнула она.

законопроект № 426821-7

Зарегистрирован 27.03.2018г.

Данный законопроект позволит обеспечить не только доступ всех нуждающихся лиц, проживающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, к профессиональному, высококвалифицированному совершению нотариальных действий, но и будет способствовать дальнейшему формированию авторитета нотариата как правового института, непосредственно направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, на оказание им надлежащей, качественной юридической помощи посредством совершения нотариальных действий

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Читайте также:  Статья 45. Предписание Банка России об устранении нарушения

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее также – законопроект) разработан в целях решения проблемы нотариального обслуживания населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, где имеются вакантные должности нотариусов. 

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Во исполнение данного положения Конституции Российской Федерации в Российской Федерации осуществляется нотариальная деятельность, регламентируемая Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (далее – Основы).

В силу ч. 1 ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Таким образом, нотариат в Российской Федерации призван оказывать квалифицированную юридическую помощь каждому гражданину, в том числе проживающему в малонаселенной и труднодоступной местности. 

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. 

Следовательно, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее также – нотариусы), организуют свою деятельность на принципе самофинансирования.

Исходя из данного обстоятельства, нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых невозможно осуществление нотариальной деятельности, в частности: расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, приобретение и обслуживание оргтехники, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Вместе с тем, осуществление нотариусом нотариальной деятельности в малонаселенной и труднодоступной местности в виду ее низкой доходности самостоятельно, без соответствующей поддержки, как правило, невозможно. 

Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (далее – нотариальные палаты) в настоящее время в рамках ст.ст. 112 и 30 Основ ведется работа по оказанию содействия в обеспечении организации работы нотариата в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях. 

Указанные нормы, направленные на поддержку нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, были введены в Основы Федеральными законами от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Так, согласно ч.ч. 1 и 2 ст.

112 Основ в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо, нотариусу по его ходатайству оказывается материальная поддержка за счет средств нотариальной палаты или при недостаточности средств нотариальной палаты по ходатайству нотариальной палаты и (или) нотариуса за счет средств Федеральной нотариальной палаты. 

Порядок и методика расчета размера материальной поддержки, оказываемой нотариусам в малонаселенных и труднодоступных местностях, определяются Федеральной нотариальной палатой. 

В развитие данных положений в ч. 4 ст.

30 Основ предусматривается полномочие Федеральной нотариальной палаты по формированию фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в том числе за счет взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Федеральная нотариальная палата ежегодно формирует программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. 

  • В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых положений Основ Федеральной нотариальной палатой утверждены Положение о порядке оказания поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Положение о Фонде поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Порядок и методика расчета размера материальной поддержки, оказываемой нотариусам, осуществляющим деятельность в труднодоступных и малонаселенных местностях, на 2018 год, принята Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях на 2018 год.
  • Вместе с тем, предпринимаемые меры не позволяют на сегодняшний день решить проблему заполнения вакантных должностей нотариусов во всех нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях.
  • По данным Федеральной нотариальной палаты на 01 января 2018 года вакантными являются 9 должностей нотариусов в таких местностях, расположенных в 4 субъектах Российской Федерации: Иркутской области (2 вакантные должности), Камчатском (3 вакантные должности) и Хабаровском (2 вакантные должности) краях, Республике Саха (Якутия) (2 вакантные должности).
  • Нотариальное обслуживание населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, в которых должности нотариусов вакантны, осуществляется в настоящее время путем организации нотариальными палатами выездов нотариусов других нотариальных округов, и (или) путем совершения отдельных нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов для жителей населенных пунктов, расположенных на межселенной территории (далее также – должностные лица местного самоуправления). Однако это не позволяет в полной мере обеспечить доступность нотариальных действий лицам, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в расположенных в указанных местностях населенных пунктах, принимая во внимание, что:
  • — выезды нотариусов других нотариальных округов для совершения нотариальных действий и оказания других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, населению, проживающему в малонаселенных и труднодоступных местностях, в частности, в силу особенностей территориального расположения таких местностей, природно-климатических условий, отсутствия транспортной инфраструктуры, высокой стоимости проезда, организуются только с определенным интервалом или при поступлении соответствующей заявки;

— должностные лица местного самоуправления вправе совершать только отдельные нотариальные действия и только в населенных пунктах, расположенных в поселениях (городском, сельском), на межселенной территории (ч. 4 ст. 1, ст. 37 Основ, п. 3 ч. 1 ст. 141, п. 12 ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 

При этом для должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в сравнении с нотариусами (ст. 2 Основ) не предусмотрены какие-либо квалификационные требования: к виду и уровню образования, стажу работы, наличию необходимой профессиональной подготовки, а также к возрасту.

Как правило, должностные лица местного самоуправления, уполномоченные совершать отдельные нотариальные действия, не являются профессиональными юристами и не могут оказать квалифицированную правовую помощь.

Изучение и анализ практики совершения отдельных нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местного самоуправления свидетельствуют о частых случаях ненадлежащего совершения таких нотариальных действий указанными лицами, для которых, помимо прочего, в отличие от нотариусов (ст.

17 Основ), не установлена имущественная ответственность перед физическими и юридическими лицами за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. 

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, решить проблему нотариального обслуживания населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, где должности нотариусов вакантны, возможно только путем их заполнения.

Читайте также:  Статья 41. Приграничная торговля

Представляется, что способствовать заполнению вакантных должностей нотариусов в нотариальных округах, расположенных в указанных местностях, будут предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие установление преимущества для лица, отработавшего не менее пяти лет в должности нотариуса нотариального округа, расположенного в малонаселенной и труднодоступной местности, которая была вакантна не менее одного года, при его участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе, на территории которого им осуществлялась нотариальная деятельность или работа в должности помощника нотариуса не менее двух лет, предшествующих назначению на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в нотариальном округе, расположенном в малонаселенной и труднодоступной местности. 

Кроме того, предлагается внести корректирующие изменения в ч. 4 и п. 1 ч. 6 ст. 30 Основ в целях приведения используемого в них понятия «труднодоступные и малонаселенные местности» в соответствии с той последовательностью употребления данных слов, в какой они используются в ст. 112 Основ – «малонаселенные и труднодоступные местности».

  1. Предлагается установить, что в случае принятия данных изменений Федеральный закон о них вступает в силу со дня его официального опубликования в целях скорейшего привлечения на указанные местности лиц для замещения вакантных должностей нотариусов.  
  2. Положения законопроекта в части установления преимущественного права на наделение полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой, будут распространятся на лиц, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе, расположенном в малонаселенной и труднодоступной местности, после вступления в силу принятого Федерального закона.
  3. Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» позволит обеспечить не только доступ всех нуждающихся лиц, проживающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, к профессиональному, высококвалифицированному совершению нотариальных действий, но и будет способствовать дальнейшему формированию авторитета нотариата как правового института, непосредственно направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, на оказание им надлежащей, качественной юридической помощи посредством совершения нотариальных действий.

Конституция РФ в статье 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г.

, относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

Нотариат готов обеспечить юридической помощью всех жителей России Утверждён новый этап программы поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселённых местностях

  • 04 Декабря 2018, 17:15  408
  • Документ был принят на вне­очередном общем Собрании представителей палат субъектов РФ, прошедшем 30 октября 2018 года.
  • По итогам двух лет реализации программы удалось решить целый ряд вопросов, связанных с обеспечением правовой помощью жителей удалённых регионов страны.

Как отмечает вице-президент Федеральной нотариальной палаты Юрий Иутин: «Были выделены средства на приобретение, аренду и содержание помещений контор, расположенных на территории труднодоступных районов, организованы регулярные выезды нотариусов как в рамках закреплённых нотариальных округов, так и на прилегающие территории. Благодаря программе успешно решён вопрос с организацией пунк­тов временного пребывания в ходе долгосрочных выездов, предоставлено специальное транспортное оснащение. Приобретены специальные технические средства для обеспечения доступа нотариусов к Единой информационной системе, в которой сегодня регистрируются все нотариальные действия».

Работа в труднодоступных и малонаселённых районах не привлекала соискателей на вакантное место нотариуса.

Виной тому не только климат, но и низкая плотность населения и, как следствие, малое количество совершаемых нотариальных действий, а соответственно, невозможность окупить расходы на содержание конторы.

Ввиду этого законом была предусмотрена возможность совершения ряда нотариальных действий главами и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений.

Но должностные лица не обладают необходимой квалификацией, к тому же в подавляющем большинстве не имеют юридического образования и, самое главное, не несут имущественной ответственности за свои ошибки и не страхуют свою профессиональную деятельность в отличие от нотариусов.

Так, в Республике Башкортостан из 923 должностных лиц местного самоуправления, совершающих нотариальные действия, высшее образование имеют только 48 процентов, у 51 процента — среднеспециальное, у 1 процента — начальное образование. В Самарской области 30 процентов глав местного самоуправления имеют среднеспециальное образование.

Как итог, при совершении нотариальных действий представителями местных администраций зачастую не соблюдается действующее законодательство, нарушаются права и законные интересы граждан. Чаще всего это происходит не из-за преступного умысла, а по элементарному незнанию правовых норм.

Например, только в Алтайском крае в 2016 году по 64 обращениям о нарушениях, допущенных главами местного самоуправления, меры прокурорского реагирования приняты в отношении 16 уполномоченных лиц; в 2017 году на 11 обращений нотариальной палаты получено 8 ответов о принятии мер.

С целью обеспечения граж­дан гарантиями правовой защиты и своевременной квалифицированной юридической помощью ФНП и была создана Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселённых местностях.

Она финансируется самим нотариатом и содержит целый комплекс мер для того, чтобы у каждого человека, живущего в самом дальнем уголке страны, был доступ к квалифицированной юридической помощи.

Даже в тех округах, где вакантные должности нотариусов ещё остаются открытыми, обслуживание населения ведётся на постоянной основе посредством выездов из соседних поселений. А значит, отсутствие в населённом пункте нотариуса не означает, что местные жители лишены возможности получить помощь.

Важным итогом программы в 2017-2018 годах стало решение проблемы с заполнением вакансий в удалённых районах Красноярского края, Якутии, Ханты-Мансийского автономного округа, Магаданской области. Таким образом, открытыми на сегодняшний день остаются всего восемь должностей нотариусов из труднодоступных нотариальных округов.

https://www.pnp.ru/social/notariat-gotov-obespechit-yuridicheskoy-pomoshhyu-vsekh-zhiteley-rossii.html

Ссылка на основную публикацию