Статья 121.11 БК РФ. Особенности предоставления и исполнения государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам, возникшим в результате эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг (действующая редакция)

1.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

  • 2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
    1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации — в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
    2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • 3) из местного бюджета — в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
  • 3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
    1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
    2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
    3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
    4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  • 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

3.1. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

4.

Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

5.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

5.

1. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

6.

Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Заключение соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Читайте также:  Регистрация ИП как работодателя - советы юриста

7.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
(Пункт дополнительно включен с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 181-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 78 БК РФ

Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

СТ 98 БК РФ

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

  • 2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
  • 1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 4) государственным гарантиям Российской Федерации;
  • 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

  1. 4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
  2. 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  4. 3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  5. 4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;
  6. 5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.
  7. 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
  8. 1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  9. 2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  10. 3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

Комментарий к Ст. 98 Бюджетного кодекса РФ

Состав государственного долга определяется через перечисление форм долговых обязательств Российской Федерации.

Прежде всего, комментируемая статья называет кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, где Российская Федерация выступает в качестве заемщика.

От имени Российской Федерации эти договоры (соглашения) заключают Правительство Российской Федерации, Минфин России, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти с учетом требований глав 5 и 42 ГК РФ.

Государственные ценные бумаги обычно выпускаются в форме облигаций, удостоверяющих право их владельцев на получение эмитента, которым выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета, денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав. По именным ценным бумагам Российской Федерации реестр их владельцев не ведется. В случае выпуска именных государственных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В последнем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение глобальный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий».

Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» также регулируется порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц.

Читайте также:  Статья 2. уничтожение химического оружия, хранящегося на территории российской федерации

Государственная гарантия — способ обеспечения гражданско — правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами). Гарантия должна быть дана в письменной форме (статья 15). Российская Федерация в лице уполномоченных ею федеральных органов исполнительной власти может заключить договор поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц и по общим правилам ГК РФ (статьи 361 — 367).

Федеральным законом «О порядке перевода ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» от 12 июля 1999 г. был установлен означенный в Законе такой порядок, т.е. были переоформлены долговые обязательства третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе Федерального закона.

———————————
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3683.

В новой редакции Закона от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ статьи 98 определяются компоненты государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга Российской Федерации .

———————————
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3339.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать и в форме соглашений и договоров, в том числе и международных, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

БК РФ определяет, что долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до тридцати лет). От сроков действия долговых обязательств следует отличать сроки их погашения (возврата), которые определяются конкретными условиями займа.

В облигационных займах они устанавливаются в решении о выпуске этой группы ценных бумаг. Если же займы предоставляются на основании заключаемых соглашений, то сроки их погашения определяются этими документами. Вслед за п.

4 статьи 817 ГК РФ в Бюджетном кодексе также предусматривается недопустимость изменения выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Глава 17 Государственные и муниципальные займы

17.1. Основные принципы

Государственные
и муниципальные займы
— это денежные ресур­сы, привлекаемые
для покрытия дефицита соответствующего
бюд­жета от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций на основании
заключае­мых договоров, по которым
возникают долговые обязательства РФ,
субъекта РФ, муниципального образования
как заемщиков или га­рантов.

В
зависимости от валюты заимствования
различают государ­ственные
внутренние и внешние заимствования
.

Право
осуществления государственных
внешних заимствова­ний РФ
и
субъектов РФ и заключения договоров о
предоставле­нии государственных
гарантий, договоров поручительства
дру­гим заемщикам для привлечения
внешних кредитов принадле­жит РФ,
субъекту РФ.

От имени РФ внешние
заимствования осуществляет Правительство
РФ от имени субъекта РФ — пра­вительство
субъекта РФ.

Право осуществлять
государственные внешние заимствования
в соответствии с законодательством РФ
имеют субъекты РФ, бюджеты которых не
получают финансовую помощь на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности.

Предельный объем
государственных внешних заимствований
РФ установлен на уровне годового объема
платежей по обслу­живанию и погашению
государственного внешнего долга РФ.

Правительство РФ осуществляет внешние
заимствования в объ­еме сверх
установленного федеральным законом о
федеральном бюджете предельного объема,
если оно осуществляет реструкту­ризацию
государственного внешнего долга, которая
приводит к снижению расходов на его
обслуживание, в рамках установлен­ного
предельного объема государственного
внешнего долга.

От
имени РФ право осуществления государственных
внутрен­них заимствований
и
выдачи государственных гарантий другим
заемщикам для привлечения кредитов
принадлежит Правитель­ству РФ.

От
имени субъекта РФ такое право принадлежит
упол­номоченному органу исполнительной
власти субъекта РФ.

От имени муниципального
образования это право реализует
упол­номоченный орган местного
самоуправления.

Правительство РФ
осуществляет внутренние и внешние
за­имствования с превышением
установленного федеральным за­коном
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год предельного объема
государственного внутреннего и внешнего
долга вместо внешних заимствований,
если это снижает расходы на обслуживание
государственного долга в рамках
установлен­ного федеральным законом
объема долга.

Государственные
и муниципальные займы осуществляются
путем выпуска ценных бумаг
от
имени РФ, субъекта РФ или муници­пального
образования. Таким образом, по договору
государствен­ного и муниципального
займа заемщиком и эмитентом выступает
РФ, субъект РФ или муниципальное
образование, а инвестором — гражданин
или юридическое лицо-резидент или
нерезидент.

Договор
государственного
или муниципального займа заклю­чается
путем приобретения инвестором выпущенных
государст­венных либо муниципальных
облигаций или других государст­венных
либо муниципальных ценных бумаг,
удовлетворяющих право инвестора на
получение от заемщика предоставленных
ему взаймы денежных средств или, в
зависимости от условий займа, другого
имущества, установленных процентов
либо дру­гих имущественных прав в
сроки, предусмотренные условиями выпуска
займа в обращение. Изменение условий
выпущенного в обращение займа не
допускается. Государственные и
муници­пальные займы являются
добровольными.

Договоры о
государственных внешних заимствованиях,
ис­полнение которых требует увеличения
их предельных объемов, утвержденных
федеральным законом о федеральном
бюджете, включаются только после внесения
соответствующих измене­ний в федеральный
бюджет на очередной финансовый год.

Договоры
о государственных внешних заимствованиях
РФ, о предоставлении гарантий по внешним
займам подлежат рати­фикации
при
следующих обстоятельствах:

Читайте также:  Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем

1)
если предусмотренные этими договорами
займы или га­рантии не включены в
программу государственных внешних
заимствований
РФ или привлекаемые по ним финансовые
средст­ва превышают сумму, эквивалентную
10 млн. долл. США, на весь срок займа;

  • 2) если исполнение
    таких договоров требует увеличения
    предельных объемов государственных
    внешних заимствований, утвержденных
    федеральным законом о федеральном
    бюджете на очередной финансовый год;
  • 3) другим основаниям,
    предусмотренным законодательст­вом
    РФ.
  • Государственные
    внутренние и внешние заимствования
    осуществляются в соответствии с
    программами,
    утверждаемыми
    на очередной финансовый год.
  • Ежегодно
    разрабатываются и утверждаются программы
    государственных внешних заимствований
    РФ и предоставляемых РФ государственных
    кредитов, отражающие перечень внешних
    за­имствований федерального бюджета
    на очередной финансовый год с указанием
    цели, источников, сроков возврата, общего
    объ­ема заимствований, объема
    использованных средств по займу до
    начала финансового года и объема
    заимствований в данном фи­нансовом
    году.

В
программе государственных внешних
заимствований РФ от­дельно
предусматриваются все займы и
государственные гаран­тии, величина
которых превышает сумму, эквивалентную
10 млн. долл. США, на весь срок займа.

Правительство РФ имеет право на
осуществление внешних заимствований,
не включенных в программу государственных
внешних заимствований РФ, если они
осуществляются в процессе реструктуризации
государствен­ного внешнего долга РФ,
которая приводит к снижению расходов
на обслуживание государственного
внешнего долга в рамках его предельного
объема. Такое право распространяется
только на не­связанные
государственные
внешние заимствования.

Программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
представляют собой перечень внутренних
заимствований РФ, субъектов РФ,
муни­ципальных образований на очередной
финансовый год по фор­мам и видам
заимствований, общий объем заимствований,
на­правляемых на покрытие дефицита
бюджета. В программы включаются соглашения
о займах, заключенные в предыдущие годы,
если такие соглашения не утратили силу.

  1. При
    выпуске долговых обязательств РФ,
    субъектов РФ, муниципальных образований
    с обеспечением исполнения обязательств
    в виде обособленного имущества программы
    государственных внутренних заимствований
    РФ, субъектов РФ, муници­пальных
    образований содержат количественные
    данные об эмиссии таких обязательств,
    выраженные в национальной валю­те, а
    также примерный перечень имущества,
    которое может слу­жить обеспечением
    исполнения этих обязательств в течение
    срока заимствования.
  2. При выпуске
    государственных или муниципальных
    ценных бумаг под обособленное имущество,
    находящееся в государст­венной или
    муниципальной собственности, в
    соответствии с ус­ловиями эмиссии
    исполнение обязательств по таким ценным
    бумагам может осуществляться путем
    передачи в собственность владельцев
    этих государственных или муниципальных
    ценных бумаг имущества, явившегося
    обеспечением их выпуска.
  3. В случае исполнения
    обязательств по государственным или
    муниципальным ценным бумагам путем
    передачи имущества размер государственного
    или муниципального долга уменьшает­ся
    на величину стоимости переданного
    имущества, а расходы на погашение долга
    учитываются в размере стоимости
    переданного имущества.
  4. Решение
    об эмиссии
    государственных
    ценных бумаг РФ, субъектов РФ или
    муниципальных ценных бумаг принимается
    соответственно Правительством РФ,
    органами исполнительной власти субъектов
    РФ, органами местного самоуправления
    в со­ответствии с предельными объемами
    дефицита бюджета и госу­дарственного
    или муниципального долга.
  5. В решении об эмиссии
    государственных или муниципальных
    ценных бумаг отражаются:
  6. • сведения об
    эмитенте ценных бумаг;
  7. • объем и условия
    эмиссии;
  8. • способ исполнения
    обязательств по ценным бумагам.
  9. Порядок выпуска,
    обращения и погашения государственных
    ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также
    муниципальных цен­ных бумаг регулируется
    федеральным законом об особенностях
    эмиссии и обращения государственных и
    муниципальных цен­ных бумаг.

Заимствования,
осуществляемые путем предоставления
государственных или муниципальных
гарантий, учитываются в со­ставе
государственного или муниципального
долга. Они не яв­ляются источником
финансирования дефицита бюджета. В
расходы на обслуживание государственного
или муниципального долга закладывается
резерв на исполнение обязательств по
га­рантиям при наступлении гарантийного
случая.

В
Российской Федерации действует единая
система учета и регистрации
государственных
заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные
образования регистрируют свои
заимствования в Минфине РФ.

Минфин РФ
ведет государственные книги внутреннего
и внешнего долга РФ.

Информация о
заимствова­ниях и других обязательствах
вносится эмитентом в Государст­венную
долговую книгу РФ, субъекта РФ или
муниципальную долговую книгу в течение
3 дней с момента возникновения
со­ответствующего обязательства.

Информация,
внесенная в муниципальную долговую
книгу, передается органу, ведущему
государственную долговую книгу
соответствующего субъекта РФ, затем
данная информация пере­дается органу,
ведущему Государственную долговую
книгу РФ.

В Государственную
долговую книгу РФ вносятся сведения об
объеме долговых обязательств РФ,
субъектов РФ и муниципальных образований
по эмитированным ценным бумагам, о дате
эмиссии ценных бумаг, об исполнении
обязательств полностью или частично,
а также другая информация, состав которой
устанавливается органом, осуществляющим
ведение Государственной долговой книги
РФ.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]