Статья 44. Информационное обеспечение выборов и референдумов
Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Положения комментируемого Федерального закона, регулирующие вопросы информационного обеспечения выборов и референдумов, претерпели наибольшую эволюцию: от четырех статей (статьи 23–26) в главе VI «Предвыборная агитация» Федерального закона от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» до тринадцати статей (статьи 44–56) в главе VII «Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах» комментируемого Федерального закона, наиболее полно и широко регулирующих все информационные правоотношения, которые возникают в ходе избирательных кампаний, кампаний референдума. Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в указанную главу внесен ряд изменений, не затронувших ее концепцию. С момента вступления в силу комментируемого Федерального закона ряд положений главы VII комментируемого Федерального закона был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации 1 , выявившим их конституционно-правовой смысл. Закрепленная в комментируемом Федеральном законе концепция заключается в том, что федеральный законодатель счел необходимым урегулировать весь комплекс информационных отношений, возникающих в ходе избирательных кампаний: как в процессе осуществления агитационной деятельности, так и в процессе информирования избирателей (участников референдума). Указанный подход был вызван потребностью в адекватной реакции на проявления негативных, «грязных» агитационных кампаний, «информационных войн».
________________ 1 См: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4968; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 64, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2970.
Изготовление и распространение агитационных материалов уже достаточно давно регулируется избирательным законодательством и подчиняется строгим правилам, в том числе правилам оплаты из избирательного фонда, фонда референдума.
Вместе с тем отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло вести агитацию под предлогом необходимости «объективного информирования граждан».
Изготовление таких псевдоинформационных материалов зачастую оплачивалось по схемам, не контролируемым не только избирательными комиссиями, но и правоохранительными, налоговыми органами.
Сохранению такой ситуации также способствует отсутствие законодательства о политической рекламе 1 , а также отсутствие устоявшихся норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов, выработанных журналистским сообществом.
В связи с этим федеральный законодатель поставил задачу нормативно определить ту грань, за которой объективное информирование граждан об избирательном процессе превращается в целенаправленную предвыборную агитацию и, следовательно, должно подчиняться установленным законом правилам ее проведения.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7-П, по смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2), федеральный законодатель – исходя из того, что свободные выборы, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости, – обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения выборов, в том числе проведения предвыборной агитации и ее финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы избирательные права граждан, демократические выборы и легитимацию формируемых по их итогам органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В комментируемой статье информационное обеспечение выборов и референдума подразделено на: а) информирование избирателей (участников референдума); б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
И то и другое признается деятельностью по распространению информации, т.е.
согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2 сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления.
________________ 1 В пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» указано, что его действие не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума, в связи с чем политическая реклама вне периода проведения избирательной кампании законодательством специально не регулируется // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232. 2 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
И то и другое должно способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдума. Вместе с тем в статьях 45 и 48 комментируемого Федерального закона содержатся признаки, позволяющие различать информирование избирателей (участников референдума) и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума 1 .
________________ 1 Как указывается в подпунктах 2 и 3 мотивировочной части вышеупомянутого постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П, «в целях гарантирования свободных выборов и референдумов федеральный законодатель – по смыслу статей 3, 29, 32 во взаимосвязи со статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации – вправе устанавливать порядок и условия их информационного обеспечения. Вместе с тем выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Поэтому законодатель обязан обеспечивать права граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах, соблюдая применительно к данному предмету регулирования баланс конституционно защищаемых ценностей – права на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; пункт 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах)… Устанавливаемое Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отграничение информирования избирателей от предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3, 4 и 5), 32 (части 1, 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными» // СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4358.
Информационное обеспечение выборов и порядок проведения предвыборной агитации
Регулируется гл. VII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Информационное обеспечение выборов и референдумов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и включает в себя:
-
- информирование избирателей (участников референдума);
- предвыборную агитацию (агитацию по вопросам референдума).
Информирование избирателей и участников референдума
- Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица.
- Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
- Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве РФ о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.
Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.
В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев.
В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
- Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов, референдума в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума и в течение одного года после окончания соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Информирование избирателей как гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
- Парасюк Денис Владимирович магистрант 3 года обучения юридического факультета Российского государственного социального университета
- E-mail: [email protected]
В статье исследуется правовое регулирование информирования избирателей как элемента информационного обеспечения выборов.
Выявлен ряд проблемных вопросов, даются рекомендации по изменению действующего законодательства в целях обеспечения избирательных гарантий граждан.
Ключевые слова: выборы, информация, информационное обеспечение выборов, информирование избирателей, конституционное право, гарантии избирательных прав
Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17) [3].
В свою очередь, условия и средства, которые обеспечивают гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами принято считать гарантиями прав граждан [2].
Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии свободы средств массовой информации (далее — СМИ), политического и идеологического плюрализма, мнений и убеждений, основные гарантии избирательных прав граждан. Информационное обеспечение выборов (информирование избирателей и предвыборная агитация) является одной из гарантий реализации избирательных прав граждан.
В связи с тем, что современных условиях огромное значение имеет информация и оказываемое с ее помощью воздействие, проблема информационного обеспечения выборов является одной из наиболее актуальных в сфере проведения выборов, волнующих российских граждан.
Недобросовестное использование информационных ресурсов может существенно повлиять на предпочтения граждан и результаты выборов.
Существуют правовые проблемы, которые могут повлечь за собой нарушение принципа равенства кандидатов, свободного волеизъявления граждан.
К тому же определение понятия «информирование избирателей» отсутствует в современном избирательном законодательстве, хотя информирование избирателей как часть института информационного обеспечения выборов в значительной степени нормативно урегулировано.
Кошемарина С.В. полагает, что «повышение эффективности правового регулирования производства и распространения связанной с выборами информации в период избирательной кампании становится важной задачей государства и общества» [5].
Свое нормативное закрепление информационное обеспечение выборов находит в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) [8]. Глава VII. этого правового акта посвящена гарантиям прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.
В период подготовки и проведения выборов особое значение приобретает информация, включая формы, методы ее распространения и получения.
Информация, как известно, является мощнейшим рычагом воздействия на взгляды избирателей, и в борьбе за власть заинтересованные лица могут использовать информационные ресурсы недобросовестно.
Чтобы максимально оградить избирателей от негативных последствий искажения информационного фона избирательных кампаний, обеспечить свободное волеизъявление граждан и повысить легитимность результатов выборов, законодательно был закреплен механизм, призванный сбалансировать интересы участников избирательного процесса. Так, в Федеральном законе об основных гарантиях, глава VII закрепляет порядок информационного обеспечения выборов, а глава X устанавливает меры ответственности за нарушения, допущенные в этой сфере.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 14 ноября 2005 года № 10-П) [7] «выборы могут считаться свободными, только если гражданам реально гарантированы право на получение и распространение информации и свобода выражения мнений». Учитывая это законодательное регулирование сферы информационного обеспечения выборов необходимо рассматривать как направленное на обеспечение указанных в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации гарантий.
- Федеральным законом об основных гарантиях (статья 1) дано следующее определение гарантиям избирательных прав и права на участие в референдуме — установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
- Проанализировав структуру Федерального закона об основных гарантиях можно заключить о наличии нормативной системы основных гарантий избирательных прав граждан, в которую включены следующие гарантии:
- — гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков;
- — гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов;
- — гарантии прав граждан по получению и распространению информации о выборах;
- — гарантии прав граждан по участию в избирательных мероприятиях, организуемых кандидатами в депутаты, а также избирательными объединениями, избирательными комиссиями;
Информационное обеспечение выборов в Российской Федерации
В статье рассматривается вопрос информационного обеспечения выборов в соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Развитие демократических институтов в современной России происходит одновременно со стремительной эволюцией информационной среды, появлением и развитием новых информационных технологий, совершенствованием информационных отношений.
В отличие от иных составляющих избирательного процесса, информационное обеспечение выборов преимущественно имеет внешнюю направленность, оно непосредственно воспринимается участниками избирательных кампаний, кампаний референдума.
Поэтому, очевидно, у значительной части граждан с информацией о выборах ассоциируется все содержание понятий «избирательная кампания», «кампания референдума».
«Предвыборная гонка», «предвыборная борьба» – таковы общеизвестные термины, отражающие состязательность выборов, и в общественном сознании им соответствует жесткая конкуренция в ходе агитационной деятельности кандидатов, избирательных объединений, отражающаяся в агитационных материалах, а также в информации опроводимых агитационных мероприятиях и иной деятельности названных субъектов.
Информационное обеспечение избирательного процесса является также одной из важнейших составляющих системы гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Неслучайно в статье 44 Федерального закона от 12 июня 2002 г.
No 67ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее– Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») говорится, что информационное обеспечение способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов. Максимально полная, объективная, достоверная и своевременная информация, касающаяся избирательной кампании, кампании референдума, ее участников, порядка и сроков осуществления избирательных действий, действий по подготовке и проведению референдума и т. д. является необходимым условием реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, права на участие в референдуме, имеет важное значение для формирования у граждан определенных электоральных приоритетов, на которых основывается их осознанный выбор.
Также в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», впервые введено понятие информационного обеспечения выборов, включающее информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Основной целью информационного обеспечения выборов согласно ст. 44 является способствование осознанному волеизъявлению граждан и гласности выборов.
Данный подход надо признать целесообразным и своевременным, поскольку при проведении предыдущих избирательных кампаний много проблем было связано с разграничением информационных и агитационных материалов.
Информационное обеспечение выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ. Понятие, правовое регулирование
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- «Белгородский государственный
национальный исследовательский университет» - РЕФЕРАТ
- по дисциплине «Избирательное
право» - ТЕМА:
Информационное обеспечение
выборов. Правовое регулирование предвыборной агитации в РФ.
- Понятие, правовое регулирование.
- Проверил:
- преподаватель
Мирошников Е.В.
Выполнила:
Студентка 2 курса
Семичева А.Ю.
Белгород – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………….……..………3
- Конституционно-правовые основы выборов в РФ………….….………5
- Информационное обеспечение выборов….…………………..…………6
- Правовое регулирование предвыборной агитации…………….……..10
- Ответственность за нарушения при информировании…..….….……12
Заключение…………………………………………………………….….…..…14
Список использованных источников……………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
При изучении избирательного права России, основополагающим понятием данной дисциплины я обозначил демократию.
Демократия, или принцип народовластия, подразумевает прежде всего ограничение властных полномочий руководителей государства и государственных органов по назначению должностных лиц, государственных и муниципальных органов власти волей избирателей.
Она определяется наличием в стране развитого гражданского общества, отдельного от государства, и местного самоуправления, как гарантии, установленной государством в рамках основ конституционного строя либерально-демократического правового государства.
Совершенствование системы
организации и проведения выборов
все еще остается весьма актуальным направлением государственной политики и конституционно-правовой реформы. И в первую очередь это относится
к ее нормативно-правовому оформлению.
Как показывает многолетний опыт проведения избирательных кампаний различного уровня, выборное законодательство имеет массу существенных недостатков, и особенно это касается той его
части, которая посвящена регулированию
вопросов предвыборной агитации.
Развязывание «информационных
войн», широкое применение «административного ресурса», активное участие в агитации СМИ и других лиц, которым это
запрещено законом, неэффективный
механизм юридической ответственности — все эти и многие другие не менее
острые проблемы до сих пор так
и не решены. И это при том, что
законодательство о выборах постоянно
корректируются, а объем нормативного массива неизменно увеличивается.
Для молодой российской демократии использование различного рода сомнительных, а порой и откровенно «черных»1 избирательных технологий является особенно опасным.
В обществе еще не созрели защитные механизмы от подобной активности.
Широкое применение таких технологий ставит под сомнение легитимность выборов, снижает и без того низкий уровень доверия общества к праву и демократическим институтам, сокращает участие граждан в осуществлении народовластия.
Преимущества новых средств
массовых коммуникаций и их стремительное
развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности
по манипулированию общественным сознанием
и групповым поведением.
Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно
опережает юридическую теорию и
законодательство.
Уже сегодня необходимо реально оценивать роль этих инструментов в избирательной кампании, целесообразность использования в предвыборной агитации и, что самое важное, — представлять себе последствия их активного внедрения
в избирательный процесс.
Все
это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного
давления и попыток манипулирования
их свободным выбором. Только имея ясное
представление об особенностях такого рода технологий, можно эффективно осуществлять меры противодействия им с помощью права.
Из сказанного с очевидностью вытекает необходимость комплексного критического анализа имеющихся
научных знаний о предвыборной агитации, исследования соответствующих законодательных
предписаний, правоприменительной
и судебной практики с целью выработки
четких и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового
регулирования этой деятельности.
Представление о том, что
выборы и референдумы являются базовыми институтами политической демократии, не требует развернутых обоснований.
Электоральный избирательный и референдумный процессы – это своего рода публичная встреча общества и государства, граждан и власти, труда и капитала на предмет выяснения взаимных отношений, в том числе через надлежащее информирование сторон о действительных, а не мнимых или желаемых фактах и событиях, взаимных намерениях, требованиях и претензиях. Через электоральный процесс реализуется основная политическая функция современного общества – легитимация действующей публичной власти. Иначе говоря, определенным лицам на определенный срок дается политическая санкция и делегируются полномочия на осуществление в установленных законом формах и процедурах функций публичного политического властвования.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ВЫБОРОВ В РФ