http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304281&fld=134&dst=100140,0&rnd=0.7282466293916967#08927718878348607
Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. В систему входят (см. схему 8):
- Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти;
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административно-правовых отношений определено соответствующими нормативными актами.
Поскольку этих органов много и они имеют разнообразное правовое положение, целесообразно классифицировать их по существенно важным признакам сходства и различия для того, чтобы точно и всесторонне охарактеризовать правовое положение каждого из них в отдельности.
Четкая классификация позволяет избежать в законодательстве и практике его применения путаницы в определении функций органов, их полномочий и ответственности, предотвратить дублирование и вмешательство одних органов в дела других.
В конечном итоге классификация призвана обеспечивать более эффективную деятельность этих органов (см. схему 9).
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.
Этот признак обусловлен федеративным государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, т. е. части территории России.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства*.
Схема 8. Система органов исполнительной власти
Схема 9. Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации
Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, отделы и т. д.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему их исполнительных органов.
Кроме того, в некоторых федеральных органах исполнительной власти имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов Федерации (например, железные дороги, военные округа и т. п.).
Формирование органов исполнительной власти субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции, а также актами субъектов Федерации.
- Московская городская администрация имеет особый (двойной) статус: она является исполнительным органом государственной власти и одновременно исполнительным органом городского самоуправления.
- По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства; государственные комитеты Российской Федерации; федеральные комиссии России; федеральные службы России; российские агентства; федеральные надзоры России; иные федеральные органы исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента, Государственная техническая комиссия при Президенте, Управление делами Президента
- Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы и иные органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, главы администраций, губернаторы субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия и аналогичные органы субъектов Федерации). Из их числа иногда выделяют органы специальной и смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции (федеральные надзоры, агентства и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов
Органы исполнительной власти субъектов рф
Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти РФ входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации.
В 2001 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Он установил, что система исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации формируется ими самостоятельно.
- Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации введена должность его высшего должностного лица субъекта, которое возглавляет высший исполнительный орган государственной власти этого субъекта.
- Конституциями и уставами субъектов Российской Федерации установлены наименования их высших должностных лиц с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. В настоящее время таковыми являются:
- • президент республики;
- • глава республики;
- • губернатор (края, области, города федерального значения, автономного округа);
- • председатель правительства:
- • глава администрации края, области;
- • мэр.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями такового по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Он имеет следующие полномочия:
- — представляет возглавляемый им субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связен, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени возглавляемого им субъекта Федерации;
- — обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- — вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Федерации с правом совещательного органа;
- — формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации (правительство, администрацию);
- — назначает руководителей центральных органов специальной компетенции субъекта Федерации.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта.
Высшим исполнительным органом субъекта Федерации является его правительство (кабинет министров) или администрация, действующее на основе принимаемого самим субъектом РФ специального закона.
Возглавляет этот орган высшее должностное лицо соответствующего субъекта Федерации или назначаемый им председатель правительства.
Всех членов высшего исполнительного органа назначает высшее должностное лицо субъекта Федерации.
- В состав правительства входят председатель правительства, его заместители, министры и руководители иных центральных органов субъекта Федерации.
- Как орган общей компетенции высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально-экономического развития этого субъекта, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Он:
- — обеспечивает исполнение бюджета своего субъекта и готовит отчеты о его исполнении и о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
- — формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации;
- — управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации;
— заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
— осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами этого субъекта.
Наряду с перечисленным указанный орган как орган общей компетенции руководит деятельностью центральных органов субъекта Федерации. К ним относятся министерства (главные управления, департаменты, отделы), которые руководят отдельными сферами жизни в пределах этого субъекта. Это органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. Их можно условно поделить на две группы:
во-первых, органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции, которые создаются в каждом субъекте — министерство (главное управление) финансов, здравоохранения, образования, культуры, государственного имущества, социальной защиты и др. для руководства сферами, общими для всех субъектов Федерации;
во-вторых, органы отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции, создание которых обусловлено спецификой хозяйства отдельных субъектов Федерации. Это например, министерства, главные управления, отделы металлургии, рыбного хозяйства.
Руководители министерств и ведомств субъекта РФ в пределах своей компетенции издают на основании и во исполнение федерального и субъекта Федерации законодательства приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением.
В случае необходимости принятия нормативных правовых актов общего значения по вопросам, входящим в предметы их ведения, они разрабатывают соответствующие проекты и вносят их на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) или Правительства данного субъекта РФ по принадлежности.
Приказы, распоряжения и иные акты управления руководителей этих органов исполнительной государственной власти могут быть отменены Главой Администрации (Президентом, Губернатором) субъекта РФ.
Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ вправе также издавать по предметам их ведения акты рекомендательного характера для исполнительных органов местного самоуправления.
В районах и городах формируются местные органы государственной власти: сельского хозяйства, социальной зашиты и др. Они линейно подчинены центральным органам своего субъекта Федерации.
- Итак, в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как правило, существуют три вида ее органов:
- — высшие;
- — центральные;
- — местные.
Кроме того, в каждом субъекте Федерации действуют региональные и местные федеральные органы (военкоматы, налоговые инспекции, органы внутренних дел и др.).
Как все федеральные органы, они линейно подчинены вышестоящим федеральным органам и содержатся за счет федерального бюджета.
Они сотрудничают как с государственными органами субъектов Федерации, так и с муниципальными исполнительными органами.
- Таким образом, на территории каждого субъекта Российской Федерации действуют три вида исполнительных органов:
- • федеральные;
- • субъектов Федерации;
- • муниципальные.
newinspire
Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Помимо федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти РФ входит также и система органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обычно констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации.
Система органов государственной власти, и в том числе ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ.
По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернаторами или главами администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).
- В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают губернатор (края или области), правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).
- Высшее должностное лицо субъекта РФ (президент республики, губернатор или глава администрации края или области) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.
- Высшее должностное лицо субъекта РФ:
- — представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
- — обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- — формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ;
- — вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.
Система органов исполнительной власти субъектов РФ
Органы исполнительной власти субъектов РФ — это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории (и только) отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ. Общая иерархия в системе органов исполнительной власти субъектов РФ.
- 1) Высшее должностное лицо субъекта – общая компетенция
- 2) Высший исполнительный орган власти – общая компетенция
- 3) Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
- 4) Территориальные органы – только специальная компетенция
- Законодательство, регулирующее систему органов исполнительной власти субъектов РФ:
1. Конституция заложила основу совместного регулирования этих отношений. Механизм разграничения полномочий – регулирование общих полномочий на уровне ФЗ, детальное регулирование – на уровне субъектов.
Роль общих принципов выполняет ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ».
=> особенности федеративного устройства РФ. Общие принципы очень конкретные. Субъектам остается только устанавливать свое наименование (и то не всякое), и при этом КС ни разу не поддержал попытки субъектов сказать, что федерация вмешивается в регулирование вопросов субъектов.
2. Конституция или устав субъектов – обязательны.
3. Закон субъекта о системе исполнительной власти – определяет, возможно ли создание коллегиальных центральных исп.органов или нет. Субъект может установить коллегиальный или единоначальный орган, но на практике в основном единоначальный.
4. закон субъекта о высшем исполнительном органе. Пример: «о правительстве свердловской области»
5. Закон субъекта о высшем должностном лице субъекта
6. Высшее должностное лицо утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов.
— понимание системы и структуры на уровне субъектов аналогично федеральному. Система в данном контексте = виды органов исполнительной власти, структура = конкретный перечень органов.
— в отличие от федерального уровня система ОИВ должна быть установлена на законодательном уровне.
[Территориальные органы высшего исполнительного органа – например, т.н. управленческие округа в Свердловской области. Их руководители не входят в состав правительства, но их статус остался таким же. Их компетенция также производна от компетенции Высшего исполнительного органа => общая компетенция].
- По обязательности исполнительные органы субъектов РФ можно разделить:
- 1. Высшее должностное лицо – необязательно
- 2. Высший исполнительный орган субъекта РФ – обязательно
- 3. Территориальные органы высшего исполнительного органа субъекта – необязательно
4. Центральные органы исполнительной власти специальной компетенции – обязательные и могут создавать по своему усмотрению.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (общая характеристика)
Для регулирования статуса ВДЛ необходимо принятие закона субъекта РФ, если соотв.должность в субъекте предусмотрена. Должности ВДЛ в субъекте может не быть. Если ВДЛ нет, то его полномочия осуществляет руководитель высшего исп.органа (ВИО).
Если данная должность уставом предусмотрена, то ограничиваться только уставным регулированием нецелесообразно. Более детальное регулирование д.иметь место: это м.б.
з-н субъекта о ВДЛ, определенный блок норм в з-не, посвященному ВИО, или в з-не о системе исполнительной власти в субъекте федерации.
Данные акты должны определить компетенцию ВДЛ, детализировав её по отношении к уставу/конституции суб-та, обеспечить в/связь с черт знает чем, установить правила публичной деятельности ВДЛ.
Проблема – ВДЛ не является гос.служащим – общее регулирование на него не распространяется. Какие гарантии, компенсации, режим труда и отдыха и т.д.
Необходимо определить правовое положение и принципы организации деятельности аппарата ВДЛ.
ВДЛ суб-та – ОИВ. Наличие у ВДЛ представительских полномочий или полномочий в отношении иных ветвей власти (формирование избирательной комиссии и т.д.) не меняет его статуса как ОИВ.
4 базовых схемы взаимодействия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта РФ.
1. Схема, при которой ВДЛ на основе единоначалия руководит ВИО, который не является коллегиальным. Как правило, наименование ВДЛ – глава администрации или губернатор. ВИО именуется администрация. Иногда в качестве администрации понимается совокупность центральных ОИВ субъекта РФ. На практике происходит ещё какая-то хрень, когда кто-то куда-то входит, но это незаконно.
— Широкие кадровые полномочия по назначению заместителей ВДЛ, руководителей структурных подразделений аппарата администрации и центральных исполн.органов субъекта спец.компетенции. Нехарактерно согласование кадровых решений с представительным органом и каким-либо иным должностным лицом в системе ОИВ.
— В рамках этой схемы ВДЛ самостоятельно распределяет полномочия между своими заместителями, иными должностными лицами, самостоятельно контролирует их деятельность, самостоятельно утверждает положения о центральных ОИВ субъекта и основных структурных подразделениях администрации.
— Реализация нормотворческих полномочий ВИО осуществляется, как правило, в форме актов ВДЛ. => в соотв.с ФЗ № 184 ВИО наделен нормотворческими полномочиями и ВДЛ тоже.
Формально оба органа наделены, но фактически ВДЛ возглавляет администрацию и мнение администрации его не интересует. => Администрация самостоятельно акты не создает. Если надо – ВДЛ принимает. Или Администрация создает, но ВДЛ подписывает.
=> жесткая централизованная система, при которое подавляющая часть решений замыкается на ВДЛ, что приводит к существенному ограничению правосубъектности ВИО.
2. Система исполнительной власти, в которой ВДЛ возглавляет коллегиальный ВИО, при этом конституцией или уставом предусмотрена отдельная должность руководителя ВИО, которую замещает иное лицо. «Возглавляет, но не руководит». П: Свердловская область.
Данная схема была предметом суд.оспаривания – протест прокурора Свердловской области и Свердловский областной суд, а затем Верховный суд сказали, что данная схема не противоречит ФЗ № 184.
— ВДЛ в большей степени выполняет функции координатора ветвей власти и при этом освобождается от повседневных обязанностей по руководству ВИО. ВДЛ определяет основные направления политики, а непосредственную реализацию осуществляет ВИО. Сущ-ют аппараты (у обоих), которые обеспечивают их деятельность. С политич.точки зрения это всегда борьба между администрацией губернатора и ВИО.
— Также в рамках этой системы необходима регламентация процедур в/д ВДЛ и ВИО.
3. ВДЛ одновременно занимает должность руководителя коллегиального ВИО.
Основная часть полномочий у ВИО, а ВДЛ организовывает работу ВИО.
4. ВДЛ нет вообще. А его полномочия осуществляются ВИО.
Исполнение обязанностей ВДЛ при его отсутствии:
Не все полномочия ВДЛ могут быть реализованы лицом, его замещающим.
И.О не вправе подписывать те акты, совершать иные юрид.действия, которые согласно зак-ву РФ и субъектов отнесены к исключительной компетенции ВДЛ.
Исполнение обязанностей предназначено для осуществления организационно-представительских и внутриаппаратных функций. Но не может за ВДЛ издать вышеаппаратный акт.
Основная функция — обеспечение непрерывности функционирования системы исполнительной власти.
Высший исполнительный орган
Обязательный элемент системы органов исполнительной власти субъекта РФ. Ключевые признаки: всегда формально орган власти, наделенный нормотворческими полномочиями. При этом, исходя из ст. 20 ФЗ № 184, его структура и порядок формирования ВИО определяются законом субъекта РФ.
В практике вопрос об участии представительного органа в формировании ВИО. ПКС по Алтайскому делу. Может; только в опред. пределах и не может отправлять в отставку.
ВИО характеризуется двумя категориями: состав и структура самого органа. Под составом ВИО понимается совокупность видовых гос.должностей, являющихся по статусу членами ВИО.
Структуру ВИО образует перечень гос.должностей с указанием их иерархической взаимосвязи и функциональной роли в государственном органе.
Центральные органы исполнительной власти субъектов специальной компетенции
Закон субъекта «О системе исп.власти в субъекте РФ». Самый многочисленный вид органов исп.власти (от 15 до 40).
2 группы:
1. органы исп.власти, которые субъект обязан образовать в соотв.с зак-вом РФ
2. органы исп. власти, которые субъект м.образовывать по своему усмотрению.
Хотя субъект формально свободен, фактически фед.законодательство обеспечивает вторжение федерации в установление своей системы органов гос.власти.
Формально субъект сам определяет, нужен ему орган образования или нет. Но в законе есть полномочия, которые субъект обязан исполнять => нужен орган. Т.е. федерация определила.
Единого перечня ЦОИВ нет.
Обязанность создать определенный орган м.б. сформулирована двояко:
1. когда в законодат.акте закреплены полномочия, но сам орган не называется. В таком случае у субъекта есть выбор: создать ли отдельный орган (министерство образования субъекта), или передать соотв.
блок полномочий иному органу исп. власти (мин-во по соц вопросам республики имеет полномочия по образованию, соц защите и т.д.). Единственное ограничение – полномочия д.б. переданы ЦЕНТРАЛЬНОМУ органу.
2. Встречается реже. Прямо говорят, что д.б. создан орган в опред.сфере. Федерация понимает, что напрямую указывать субъекту – не соответствует Конституции РФ. (Орган тарифного регулирования – д.б. отдельный орган тарифного регулирования).
Обязанности устанавливаются отраслевым законодательством + 184-ФЗ, в котором указаны делегированные полномочия, кроме которых никакие полномочия не могут быть делегированы + соглашение м/у субъектом и РФ.
Перечень вопросов, по которым д.б. созданы органы или органы, которым передаются полномочия (1 группа):
- — образование
- — здравоохранение
- — культура спорт туризм
- — органы управления имуществом субъекта
- — по ЧС
- — по управлению финансами
- — в сфере ветеринарии
- — органы ЗАГС
- — органы тарифного регулирования
- — органы в области жилищного надзора
- — по самоходной технике
- — социальное обслуживание
- — лицензирование
2 группа органов – которые субъект может создавать по своему усмотрению. Как правило, императивного указания, что субъект д.создать органы, нет.
Сюда относятся вопросы эконом.развития – субъект может и не создавать эти органы.
- — С/х и агропромышленный комплекс.
- — промышленность, строительство, транспорт, энергетика, дорожное хозяйство
- — региональное регулирование в/д с муниципалитетами.
- — поддержка предпринимательства
- Конкретные органы и полномочия федеральным законодательством не определены.
- Если субъект не создает эти органы – эти отношения не регулируются.
У органов спецкомпетенции есть ещё и территориальные органы. Не все центральные органы имеют территориальные органы; их имеют меньшинство.
Общая характеристика органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации
Конституцией Российской Федерации определено, что в рамках ведения и полномочий РФ по вопросам совместного руководства РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ создают единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77).
Отсюда следует, что структуру органов исполнительной власти не следует изучать отдельно от системы исполнительной власти субъектов РФ, под которой подразумевается совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную исполнительную власть, их подчиненность, способы взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления [3, с. 405].
Структура органов государственной власти республик (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) определяется субъектами РФ самостоятельно исходя из основ конституционного строя РФ и общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральным законом. Сегодня это Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1].
В систему органов государственной исполнительной власти субъекта РФ включены:
- высшее должностное лицо (руководитель);
- высший исполнительный орган;
- другие органы.
Состав исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяет высшее должностное лицо субъекта РФ исходя из конституции (устава) субъекта РФ.
Высшее должностное лицо субъекта РФ как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ возглавляет данный орган.
В разных субъектах РФ для обозначения должности высшего должностного лица субъекта РФ применяются разные наименования: президент (обычно в республиках), глава республики, губернатор, глава администрации и т.д.
Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть только гражданин РФ, который достиг 30-летнего возраста [4, с. 257].
Высшее должностное лицо субъекта РФ наделено разными полномочиями в области исполнительной власти, в частности оно:
- формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ исходя из законодательства субъекта РФ;
- принимает решение об отставке такого органа;
- представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты об итогах работы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, которые поставлены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
- обеспечивает координацию работы органов исполнительной власти субъекта РФ с другими органами государственной власти субъекта РФ;
- на основании законодательства РФ организовывает взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Высшее должностное лицо субъекта РФ в пределах своих полномочий издает указы (постановления) и распоряжения.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ – это непрерывно функционирующий орган исполнительной власти субъекта РФ, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, принимает участие в проведении единой государственной политики, касающейся финансов и науки, образования и здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Наименования высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут быть различными, но чаще всего они называются правительствами или администрациями [5, c. 36].
Точная структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ. Так, например, исполнительную власть в Республике Крым (далее – РК) осуществляют Глава РК, Совет министров РК и другие органы исполнительной власти республики.
Глава РК является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти республики, срок его полномочий – пять лет. Полномочия действующего Главы РК заканчиваются в сентябре 2024 года.
Совет Министров РК является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти республики [6].
Правовое регулирование правового статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ проводится на основании конституции (устава) субъекта РФ и региональными законодательными актами (например, полномочия Совета министров РК, Председателя Совета Министров РК, его заместителей и министров зафиксированы в Законе Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» [2]).
Организация и планирование работы высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с его регламентом (например, Постановлением Совета министров РК от 06 августа 2014 г.
№ 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым», Постановлением Совета министров РК от 22 января 2019 г.
№ 33 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) исполнительными органами государственной власти РК и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым»).
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ проводит свою деятельность в порядке проведения заседаний, которые делятся на два вида: очередные и внеочередные.
Региональный закон закрепляется частоту проведения очередных заседаний высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, так они могут проводиться не реже двух (одного) раз в месяц.
Высшее должностное лицо субъекта РФ решает, когда проводятся внеочередные заседания, а в его отсутствие – заместитель по мере необходимости.
Обычно рассмотрение вопросов на заседаниях планируется на полгода вперед.
План заседаний высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на очередной период состоит из перечня основных вопросов, которые подлежат рассмотрению на заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. К каждому вопросу указывается дата его рассмотрения и органы исполнительной власти, которые ответственны за подготовку вопроса.
- Материальное, техническое, финансовое, социальное, организационное и другое обеспечение функционирования членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также контроль и проверку выполнения его поручений проводит Аппарат высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
- Функционирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ финансируется за счет средств из регионального бюджета.
- В субъектах РФ обычно создаются и другие многочисленные органы исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции.
Таким образом, в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В Республике Крым органы исполнительной власти называются министерствами, агентствами и службами, а высшие органы исполнительной власти – Глава РК и Совет министров РК.