Статья 21. установление квоты для приема на работу инвалидов

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Квотирование трудоустройства инвалидов в 2018 году | «Правовест Аудит»

В настоящий момент, в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.

1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Размер квоты устанавливается согласно ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ).

Ответственность у работодателей возникает только в случае не предоставления информации о созданных рабочих местах для инвалидов в виде административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Административной ответственности за невыполнение квоты для трудоустройства инвалидов на данный момент нет.

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации включает разработку различных мероприятий. Одним из мероприятий является разработка Минтрудом РФ законопроектов, которые внесут поправки в ряд федеральных законов:

Все поправки направлены на поддержку мер по организации трудоустройства инвалидов, финансовую поддержку работодателей, трудоустраивающих инвалидов сверх установленной квоты.

Проекты законов обсуждаются и, в случае их принятия, предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

  • Органы занятости в субъектах будут создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов.
  • Финансирование данных фондов будет возложено на работодателей, которые не выполнили квоту по трудоустройству инвалидов.
  • Установленная квота для трудоустройства инвалидов будет зависеть от численности штатных работников организации:
  • Конкретный размер квоты для трудоустройства инвалидов будет устанавливаться законодательством субъекта Российской Федерации.
  • Выполнением квоты будет считаться:
  • Размер компенсационной выплаты будет устанавливаться в бюджете субъекта на очередной год и не может быть меньше 7800 рублей за один месяц.
  • Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • Индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
  • Выплаты, поступившие в фонды содействия трудоустройству инвалидов, будут направлены на:
  1. Предполагается, что налоговые органы будут предоставлять в органы исполнительной власти субъектов РФ сведения о работодателях, которые в истекшем году уплатили компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты
  2. За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с квотой, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
  3. Одновременно предлагается установить некоторые ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться:

Будут ли внесены описанные поправки в законодательство о квотировании трудоустройства инвалидов пока непонятно. Чтобы не пропустить важные изменения следите за новостями.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Государство на уровне законодательных актов старается защитить инвалидов, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Об этом говорится в Федеральном Законе № 181 «О социальной защите инвалидов».

Он предусматривает формирование квот на рабочие места для лиц с ограниченными возможностями.

Чтобы ими воспользоваться, необходимо знать, что такое квота, как рассчитать квоту для приема на работу инвалидов и как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов.

По статье 24 ФЗ № 181 на юридических лиц возлагается следующие обязанности:

  • создание надлежащих условий труда для инвалидов;
  • предоставление отчета в муниципальные органы управления, согласно ст.25 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения РФ…»;
  • подготовку рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.
Читайте также:  Глава III. Государственное финансирование кинематографии

Важно! Статья 21 ФЗ № 181 так описывает понятие квоты: минимальное количество трудовых мест для лиц с ограниченными возможностями.

При формировании квот не учитываются отдельные компании, которые находятся в других областях России. Рабочие места должны соответствовать всем нормативам по безопасности для работников. Квота может увеличится или уменьшится по усмотрению региональной администрации. Организации общества инвалидов освобождаются от обязанности формирования квот.

В законодательстве России прописана обязанность компаний, где число работников более 101 человека, формировать квоту на рабочие места для инвалидов. Они, в обязательном порядке, каждый год предоставляют данные о наличии квот на местах для лиц с ограниченными возможностями в службу занятости населения.

Что такое: рабочие места для инвалидов

Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.

В соответствии с личными особенностями каждого инвалида, работодатель, принимая во внимание программу реабилитации и справку МСЭ, решает, каким должно быть рабочее место инвалида. Если данных недостаточно, рабочее место создается в соответствии с правилами СанПин.

Стоит отметить, что о наличии инвалидности работник не обязан извещать руководителя. Сотрудник вправе отказаться следовать программе реабилитации, что подтверждается в заявлении на имя директора.

В обязанности инвалида не может входить тяжелый физический и динамический труд. Запрещено оборудовать рабочие места для инвалидов в подвалах, помещениях без окон и вентиляции.

Для высотных зданий обязательно наличие лифта и зон отдыха.

При оборудовании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями соблюдается ряд условий:

  1. Степень ограничения способности к труду.
  2. Автоматизация рабочего места.
  3. Критерии функциональных нарушений.
  4. Вид трудовой деятельности.
  5. Профессиональное образование инвалида.

В требованиях СанПин к рабочему месту инвалида написано: зимой температура воздуха в помещении ― 20-23 градуса, летом ― 22-26 градусов, влажность воздуха в помещении не более 55%. Не должно быть сквозняков, отсутствие ядовитых веществ обязательно.

Степень шума не более 80 децибел. Отсутствие вибрации, электромагнитное излучение должно быть в пределах нормы. Площадь места отдыха должно быть более 11 квадратных метров.

В обязательном порядке наличие медицинского оборудование, лекарственных средств, для помощи работнику, мед кабинета.

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов

Региональные власти на свое усмотрение решают каким будет количество квот на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Их можно лишь увеличить, а уменьшить количество квот работодатель не имеет права.

Важно! Региональные администрации имеют право: предоставлять льготы компаниям, предоставившим работу большему числу инвалидов, чем было заявлено по квоте, проводить профессиональную переподготовку инвалидов, давать налоговые послабления инвалидам, создающим ИП и фермерские хозяйства.

Организации с вредными условиями труда и химические производства освобождаются от обязательства предоставления квот на специальные рабочие места.

Это же касается и компаний, в основе работы которых, забота об инвалидах. В организациях ОАО, АО или ЗАО инвалидов принимают на работу без создания специальных рабочих мест, на общих основаниях.

Маленькие компании также освобождаются от формирования квот на рабочие места.

По законодательству предусмотрен следующий порядок квотирования:

  • после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
  • подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
  • обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
  • участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.

Оформление документов идет по обычному распорядку. Издается приказ руководителя о принятии на работу лица с ограниченными способностями.

Важно! Руководитель компании может принять на работу инвалида без квоты. Но обязан создать рабочее место. В этом случае оформление бумаг также будет по обычному алгоритму.

Как рассчитать количество квотируемых мест

Квота рассчитывается в процентном соотношении лиц с ограниченными возможностями к штату сотрудников организации. Делается это просто, по следующим правилам:

для фирм со штатом работников от 40 до 101 человека ― до 3.1% мест;

для компаний с количеством свыше 101 человека ― до 4.1% мест.

В каждом отдельно взятом регионе численность квот на рабочие места для инвалидов отличается. Для примера: по Московской области этот показатель равен 2,1, а для Санкт-Петербурга ― 2,6.

Пример расчета: численность компании 250 человек, квота по МО 2,1. 250 х 2,1%:100=5,25 места. Значит компания обязана трудоустроить 5 инвалидов. И создать им специальные рабочие места, в соответствии с их индивидуальными заболеваниями и особенностью утраты физических возможностей.

Для многих предприятий это может сулить дополнительные траты капитала. Поэтому, в большинстве случаев работодатели не спешат принимать в свой штат инвалида. Часто приходится оборудовать специальные подъемники, пандусы для выхода из здания, место парковки и другие объекты. Не всем руководителям это по душе, и они пытаются обойти закон.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Работодатель по закону обязан предоставить инвалидам специальные рабочие места. При несоблюдении этих требований руководителю компании грозит административный штраф, в соответствии с законом № 181 от 24.11.

1995 года, в размере до 11 тысяч рублей. Повторный штраф увеличивается вдвое. Это же прописано в ст. 5.42 ч.

1 Кодекса об административных правонарушениях России за отказ в принятии на работу лица с ограниченными возможностями.

Согласно Федеральному закону № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», для предприятия грозит штрафными санкциями в сумме от 25 до 55 тысяч рублей. Это единственный вид ответственности работодателя за не предоставление рабочих мест инвалиду.

Не уплата таких платежей не попадает ни под налоговый кодекс, ни под уголовный кодекс. Также, как нет и органа государственной власти, в чьей юрисдикции это находится. Многие считают такое положение недоработкой законодательных актов.

И, если предприятие не выплатило эти штрафы, воздействовать на него сложно. Поскольку никто не может отследить, уплатил ли работодатель положенные штрафы, то и факт их неуплаты также не сильно воздействует на нерадивых руководителей.

В некоторых случаях можно взыскать штраф по суду. Но без пени и просрочки по ним.

Важно! Если инвалид не обращался за помощью по трудоустройству, то штраф не накладывается.

Как видно из статьи, государство на законодательном уровне старается помочь самой социально незащищенной категории граждан ― инвалидам.

В каждом регионе проводится грандиозная работа, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Право каждого гражданина России на труд закреплено ст. 27 Конституции Российской Федерации. Все имеют право на помощь государства и возможность трудиться, и инвалиды ― не исключение.

Что понимают под квотируемым рабочим местом?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Для какой категории граждан

1032-1Законом от 19.04.1991 N о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Общие положения и рекомендации

В 2020 году в РФ зарегистрировано около 13 миллионов инвалидов, 30% из них – лица трудоспособного возраста. По структуре из этих 4,3 миллионов граждан 2/3 – мужчины, 1/3 – женщины. Е. И. Холостова в своей монографии о социальной работе с этой категорией граждан отметила важность их вовлечения в трудовую и общественную деятельность с поддержкой на государственном уровне.

Меры помощи инвалидам должны заключаться в следующем:

  • профессиональная подготовка;
  • установка стимулирующих квот предприятиям;
  • целевое трудоустройство на специально сознанные места;
  • выплата субсидий небольшим предприятиям;
  • оформление налоговых льгот предприятиям.

Кроме устройства инвалидов, в существующие организации на государственном уровне должны предприниматься меры по занятости на дому, в том числе дистанционно, самозанятость со льготным налогообложением. Это позволит лицам с хроническими заболеваниями не только зарабатывать деньги, но и структурировать свое время, сохранять общение с другими людьми.

Читайте также:  Глава II. Заключение и исполнение соглашений

Среди граждан нетрудоспособного возраста группу инвалидности имеет около 8 миллионов человек. Часть из них только перешагнула пенсионный рубеж. Такие сотрудники еще могут организовать трудовую занятость на неполный рабочий день в щадящих условиях.

Квоты для инвалидов

Работодателей обяжут трудоустраивать инвалидов на квотируемые места

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Существующие противоречия при выполнении квоты на прием инвалидов

Организация обязана принимать на работу инвалидов в пределах квоты. Для этого штатным расписанием должны быть предусмотрены вакантные должности. Суды не приходят к единому мнению о том, в какой момент работодатель считается исполнившим условие о квоте:

  • с одной точки зрения, организация не обязана проявлять инициативу и приглашать соискателя с ограниченными возможностями на работу, поэтому исполнение квоты сводится к созданию вакансии и организации рабочего места (Определение Верховного суда от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5);
  • с другой стороны, квота не может быть выполненной, если человек не трудоустроен.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите.

Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места.

Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

  1. Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

  3. Лица младше 18 лет. Официальное трудоустройство в РФ разрешено с 14 лет, а совершеннолетие наступает в 18. Этот промежуток часто является «мертвым» для желающих работать, но не принимаемых работодателями подростков. На помощь приходит государственная квота. Наниматели подростков обязаны соблюдать законодательные требования относительно их организации труда – ограничений и особенностей для таких сотрудников предусмотрено немало.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие расходы покроют средства от собранных компенсаций

Для администрирования выделяемых средств планируется создание фондов содействия занятости инвалидов, работа которых будет регулироваться актами Правительства субъектов.

В качестве предложения выдвинуты следующие цели расходования средств фондами:

  • обучение соискателей с ограниченными возможностями, получение ими образования для дальнейшего устройства на работу, стажировка выпускников образовательных учреждений;
  • обучение непосредственно на рабочем месте, в том числе с привлечением наставника;
  • надлежащее оснащение рабочих мест для указанных сотрудников;
  • повышение заинтересованности организаций в приеме на работу инвалидов сверх квоты;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями при содействии их занятости, помощь в организации труда при удаленной работе.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Благодаря действующей нормативной базе, ограниченные в возможностях из-за проблем со здоровьем люди могут облегчить себе поиск рабочих мест.

Нельзя сказать, что шансы на обретение налогооблагаемого заработка для таких лиц приравнены к возможностям здоровых претендентов. Причина кроется в элементарном несоблюдении буквы закона предприятиями-работодателями.

Действующие акты позволяют добиваться обозначенной цели путем понуждения последних.

Содействуют гражданам в этом вопросе региональные центры занятости и департаменты труда, а также прокуратура. Все чаще привлекаемые к ответственности работодатели понимают специфику своих обязательств и начинают в самостоятельном режиме обеспечивать установленное законом квотирование.

То есть обеспечение местом работы граждан с инвалидностью, под которым подразумевается не просто вакантное выделение места.

Немаловажной целью становится и психологическая адаптация таких работников с соблюдением выданных им реабилитационных рекомендаций, а также модернизация места под требующиеся им условия труда.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

  Кто должен платить экологический сбор в 2021 году

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих: специальными условиями;
  • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.
Читайте также:  Статья 31. члены семьи умершего, считающиеся иждивенцами

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

  • Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
  • требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).

Ответственность работодателя

Самое типичное нарушение при приеме – это отказ без достаточных оснований. На самом деле бывает трудно доказать, по каким именно причинам кандидат соответствует или не соответствует определенной должности.

За нарушения при приеме установлены штрафные санкции:

  • Для организаций это сумма в размере до пятидесяти тысяч рублей;
  • С чиновника, который неправомерно отказал в приеме, может быть взыскано до пяти тысяч.

Если кандидат обращается в компанию через службу занятости, его права вряд ли будут нарушены. При самостоятельном обращении шансы снижаются. Ведь компании не предстоит отчитываться перед службой за свои действия.

В случае нарушения своих прав кандидат или работник может отстаивать свои интересы в судебном порядке. При этом судья часто встает на сторону истца с ограниченными возможностями и восстанавливает его права. Возможна даже компенсация за моральный ущерб.

Несмотря на высокий процент безработных при желании и сильной мотивации можно найти хорошую и интересную работу. Для кандидатов с ограниченными возможностями более эффективным является поиск работы через службу занятости. Это может значительно сократить сроки поиска желаемой должности.

Штрафы за несоблюдение законов

Штрафы за неисполнение обязанностей по предоставлению квот на рабочие места регулирует статья 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На середину 2021 года работник, который нарушил закон о квотировании, должен заплатить от 5 до 10 тысяч рублей. После 1 января 2021 года штрафы составят от 10 до 50 тысяч для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч — для юридических.

Также, начиная с 2021 года, такие же штрафы могут быть назначены за отказ приема по квоте или невнесение выплат в Фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Таким образом, квотируемое место означает, что работа предназначена для социально незащищенных слоёв населения, выпускников вузов и людей предпенсионного возраста. Работодатели предоставляют до 4% рабочих мест лицам из вышеупомянутых категорий. Невыполнение норм квотирования является административным правонарушением и карается штрафом.

Передача данных в службу занятости

Нужно отметить, что создать рабочее место для инвалида еще не означает, что работодатель в полной мере выполнил предписание законодательства. Для этого необходимо еще и проинформировать службу занятости об этой вакансии, а дальше ежемесячно предоставлять туда отчеты о наличии вакантных мест.

Такое обязательство определено законодательно. За нарушение этих норм компанию и персонально ее руководителя ждет административный штраф. При этом, частота привлечения нерадивой компании к административной ответственности законом не установлена – это можно делать хоть каждый месяц.

Следует отметить, что если присланный на вакантную должность по открытой квоте соискатель по каким-либо признакам не подходит для выполнения этой работы, администрация не обязана его принимать. Правда, в этом случае соискатель имеет полное право требовать письменное объяснение причин отказа в трудоустройстве.

Помните, с помощью служб занятости можно быстро подыскать весьма неплохие кадры. Поэтому игнорировать их даже только с этой причины не стоит.

Как написать объяснительную по квоте на инвалидов

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году в Москве подчиняется отдельному местному закону.

Если руководитель откажется принять акт, то его направляют в адрес организации по почте заказным письмом. При наличии у работодателя возражений на акт организация оформляет их в письменном виде. Такой порядок установлен пунктом 14 Стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г.

№ 181н.

Плановая документарная проверка Как проводят плановую документарную проверку выполнения квот по инвалидам Плановая документарная проверка выполнения квот по инвалидам по процедуре, целям и задачам сходна с выездной проверкой. Отличия между ними сведены к изучению документов, поступивших от работодателя, без выезда в организацию, с целью проверки соблюдения организацией соответствующих требований к трудоустройству инвалидов.

Главная → Статьи и кейсы Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами.

Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту».

Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Несоблюдение квоты по инвалидам

Во-первых, увеличить размер штрафа за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ). Сейчас он установлен для должностных лиц и составляет от 5000 до 10 000 руб., законопроектом предлагается повысить эту «вилку» до 10 000—30 000 руб. Заметим, что норму ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ полтора года назад уже ужесточали, расширив ее диспозицию и повысив санкции (ст.

2 Федерального закона от 23.02.2013 № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов»).

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования. Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.

) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными.

Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли обжаловать решение апелляционного суда

Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано. Подготовка локальных актов На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    1. размеры квот и категории граждан;
    2. порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    3. ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    1. о должности, предоставляемой инвалиду;
    2. о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    3. об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике.

До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Итак, невыполнение квоты для приема на работу инвалидов заключается:

  • в несоздании (невыделении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • в неправомерном отказе в приеме на работу инвалида в пределах квоты.

За данное правонарушение на руководителя организации наложат штраф за невыполнение квоты по инвалидам. В 2017 году его размер составит от 5000 до 10000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, постановление Верховного суда РФ от 09.11.2011 №49-АД11-4).

Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов Российской Федерации также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона размер установленного штрафа может отличаться.

Ссылка на основную публикацию