Статья 4. Введение военного положения

Статья 4. Введение военного положения

Военное положение вводится с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

Дарья ПУТЕЙКО

Декретом предусматривается, что в случае гибели президента все государственные органы и их должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности, на заседаниях которого председательствует премьер-министр.

При этом на территории страны незамедлительно вводится чрезвычайное или военное положение, а Советом Безопасности определяется перечень мер по их обеспечению. Напомним, что в июне 2002 года был принят закон «О чрезвычайном положении», а в декабре того же года – «О военном положении».

В суверенной Беларуси никогда не вводили чрезвычайное или военное положение. Наиболее близки мы к этому были во время начала пандемии. Как известно многие страны пошли по этому пути. Но Александр Лукашенко 2 апреля 2020 года, в интервью МТРК «Мир» заявил: «Если уж откровенно, я бы сегодня мог ввести чрезвычайное положение — патрули по улицам, все сидят (по домам — прим.

БелТА), — и показать перед президентскими выборами, какой я крутой парень, что я могу все взять под контроль. Не дай бог, чтобы нам реально пришлось жить в такой ситуации, когда придется ограничивать человеку возможность ходить по улицам, вывести своего ребенка куда-нибудь. И я в эти игры играть не хочу. Мы будем бороться с любой болезнью. Я не выделяю поэтому коронавирус».

  • Что означает военное положение?
  • В законе «О военном положении» говорится, что основанием для его введения являются военная угроза или нападение.
  • Что такое чрезвычайное положение?

Об этом говорится в законе «О чрезвычайном положении». Это особый временный правовой режим деятельности государственных органов и иных организаций, который ограничивает права и свободы.

  1. Вводится он с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, а также устранение опасности, представляющей угрозу территориальной целостности и существованию государства.
  2. Какие основания для его введения?
  3. Обстоятельства, которые представляют опасность для людей и государства могут быть следующими:

— чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии (болезни животных), возникшие в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде и т.п.

— беспорядки, сопровождающиеся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность для жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существования государства.

Кто вводит чрезвычайное положение и сколько оно длится?

Политологи оценили вероятность введения военного положения в России| Новости политики

28 апреля пройдет очередное обращение президента РФ Владимира Путина в период мер повышенной готовности против распространения коронавирусной инфекции. От главы государства ожидают предложений по изменению мер самоизоляции

По мнению директора Международного института проблем устойчивого развития Максима Федоренко, Россию ожидает «военно-цифровая диктатура во главе с Сергеем Шойгу».

«В таких условиях Минобороны является единственной устойчивой структурой, способной управлять страной. Очевидно, что в подконтрольном генералу армии ведомстве сосредоточены финансовые и организационные ресурсы, необходимые для получения и удержания власти», — считает Федоренко.

С такой точкой зрения не согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев.

«Отвечу коротко — вероятность введения военной диктатуры, военного положения или режима чрезвычайной ситуации в период с апреля по июнь 2020 года минимальная. Самоизоляцию продлят до середины мая, никаких прямых выплат населению не будет. ЧС тоже не будет. А Минобороны главное не допустить массового заражения военнослужащих, — заявил эксперт «Московской газете».

По мнению Калачева, «в ожидании очередного обращения Путина к гражданам по поводу COVID-19 снова активизируется дискуссия о чрезвычайном положении, как якобы панацее. В крайнем случае, хотя бы режиме ЧС.

«Тезис о том, что «государство должно помочь бизнесу», объявив в стране ЧС, вступает в некоторое противоречие с интересами наемных работников. Чего хочет владелец бизнеса в первую очередь? Компенсацию? Нет. Минимизацию издержек. Возможность расторгнуть трудовые договора, уволить наемный персонал, не оплачивать их каникулы.

А персонал не знает, что при режиме ЧС эпидемию как основание расторжения трудового договора никто не отменял. Более того, как раз она в Трудовом Кодексе и прописана среди прочих оснований прекращения действия трудовых отношений в чрезвычайных обстоятельствах… В силу этих обстоятельств я бы посоветовал тем, кто призывает к введению ЧС или ЧП, взвесить личные обстоятельства.

Оно вам действительно надо?» — уточняет Константин Калачев.

«Военная диктатура — это абсурдный сценарий, в первую очередь, не нужный самому Путину и его окружению. Политическое усиление военных Путину невыгодно, поскольку потом некуда будет девать эту разросшуюся роль военных.

Можно прогнозировать усиление роли спецслужб в условиях пандемии, но не армии. Даже в отношении спецслужб пока этого нет. Мы видим, что Кремль делает ставку на гражданские власти, на правительство, губернаторов и городские администрации.

Безусловно, очень плохое развитие событий с пандемией — в случае катастрофических последствий в отдельных очагах заражения может привести к привлечению военных медиков, подразделений войск химической и бактериологической защиты.

Но даже этого пока нет оснований прогнозировать, — полагает научный сотрудник Карлова университета (Прага) Александр Морозов.

Фактически против возможных изменений действующей «вертикали власти» 27 апреля выступил спикер Государственной Думы РФ Вячеслав Володин, который отметил «важную роль парламентаризма»  в современной России.

«Институт парламентаризма — важная часть системы публичной власти, представляющая интересы народа России, от эффективности которого зависит законодательное обеспечение достижения национальных целей развития, повышение качества жизни наших граждан. Сегодня законодателям необходимо, опираясь на поддержку наших граждан, оперативно принимать эффективные решения, направленные на оказание помощи людям, семьям с детьми, реализацию мер поддержки экономики», — отметил Вячеслав Володин.

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях



Читайте также:  Статья 12.4. президиум кассационного военного суда

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Ключевые слова: Российская Федерация, военное положение, условие военного положения, свобода человека, гражданин, судебное решение.

Существует тонкая грань между мирной жизнью населения и войной. Войны ведутся по разным причинам, это и война за территории, и война за полезные ресурсы, и война из личной неприязни одного народа к другому, и освободительная война. Причин для войны существует великое множество. Для начала войны достаточно одного выстрела.

Так поводом к началу Первой мировой войны послужило убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. В XXI веке военными силами различных государств используется информационные способы войны, чтобы начать войну против другого государства достаточно фальсифицировать, либо исказить нужную информацию.

Так для защиты населения и территорий любое государство должно иметь возможность правового регулирования в условиях военного положения, когда для защиты прав и свобод большинства населения допускается в некоторой мере ограничение прав и свобод другой части населения, проживающего в том же государстве.

Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, признающим права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В равной степени в Российской Федерации соблюдаются гражданские права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются и применяются международные договоры и нормы международного права.

Вместе с тем, для обеспечения безопасности государства и защиты граждан российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданские права могут быть ограничены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При ограничении гражданских прав в целях обеспечения безопасности государства, определенные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, не могут быть ограничены.

ВРоссийской Федерации гражданские права человека неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Гражданские права необходимы человеку для охраны его жизни, свободы, достоинства, частной жизни и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В равной степени признаются и охраняются гражданские права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации каждому человеку гарантируются следующие гражданские права: право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст.

22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), право на недопущение без согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица (ст. 24), право на неприкосновенность жилища (ст.

25), право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком (ст. 26), право на свободу передвижения (ч. 1 ст. 27), право свободно выезжать за территорию Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27), свобода совести и свобода вероисповедания (ст.

28), свобода мысли и слова, массовой информации (ст. 29), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.

32), право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.

34), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также право требования предварительного и равноценного возмещения, принудительно отчужденного имущества для государственных нужд (ст. 35), право на жилище (ст. 40), право на судебную защиту его прав и свобод, гарантирование в необходимых случаях юридической помощи, презумпцию невиновности, справедливое судопроизводство (ст. 46–54).

Так как Конституция РФ не предусматривает перечень прав и свобод человека, которые не могут быть ограничены в условиях военного положения в Российской Федерации, необходимо применять статью 56 Конституции РФ по аналогии.

Статьей 56 Конституции РФ предусмотрено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Ограничению не подлежат права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции Российской Федерации: право на жизнь; достоинство личности, запрет на использование пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; запрет на медицинские, научные или иные опыты без добровольного согласия человека; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; заперт без добровольного согласия лица на сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; право лица на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; право на свободу совести и вероисповедания; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на жилище и запрет произвольного лишения жилища; право на судебную защиту прав и свобод, справедливое судопроизводство, получение квалифицированной юридической помощи, презумпцию невиновности, право пересмотра приговора суда и прошения о помиловании за умышленное преступление, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников. Закон содержит исчерпывающий перечень гражданских прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях военного положения.

Читайте также:  Глава IV. Особенности труда и социальной защиты работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)

Самый худший сценарий. Чем грозит введение чрезвычайного или военного положения в стране?

«Если нужно, будем действовать жестко» – именно так порой заявляют представители власти в ответ на действия протестующих. Теоретически за угрозами может последовать введение чрезвычайного или военного положения. Чем это может обернуться для обычных людей и автовладельцев?

Чрезвычайное положение

Закон о чрезвычайном положении

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

В общем, обычная жизнь перестанет быть таковой. Введение режима ЧП вводится указом Президента и утверждается Советом Республики Национального собрания Беларуси. В целом по стране такой режим вводится на срок не более 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. Но предусмотрено и продление таких сроков, если цели введения ЧП не достигнуты.

Комендантский час, запрет нахождения на улицах в установленное время суток без спецпропусков, проверка документов, личный досмотр и досмотр транспортных средств людей – это лишь часть всех «прелестей». Само собой, автовладельцам уже не покататься спокойно по улицам города, пока ограничения действуют. Да и представлять автомобиль для досмотра по первому требованию то еще «удовольствие».

Необходимо при этом отметить, что порядок и условия применения физической силы, специальных средств и оружия при введении ЧП не изменяются. То есть применять спецсредства более жестко или иначе, чем это регламентировано законом в повседневной жизни, не допускается.

И если в обычной жизни гражданина для установления личности задержать на трое суток могут только если за его правонарушение предусмотрен арест, то при режиме ЧП на такой же срок могут задержать просто чтобы личность установить, если документов при себе нет.

В общем, не нужно нам такого режима.

Военное положение

А вот здесь все совсем серьезно.

Закон о военном положении

Военное положение – особый правовой режим, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы либо в случае нападения (акта вооруженной агрессии) на Республику Беларусь (далее – нападение), связанный с предоставлением государственным органам, органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для устранения военной угрозы или отражения нападения, а также с временным ограничением прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не предусмотрено иное, – граждане), прав организаций, возложением на них обязанностей, установленных в соответствии с настоящим Законом;

Цель – устранение военной угрозы или отражение атаки на страну. Одно из оснований для введения режима ВП – концентрация вооруженных сил другого государства вдоль границы Республики Беларусь. К слову, о «концентрации сил НАТО у наших границ» в последнее время мы неоднократно слышали из уст высокопоставленных чиновников.

Введение ВП происходит таким же образом, как и ЧП.

Согласно закону о ВП, граждане обязаны являться туда, куда скажут, а также предоставлять имущество для нужд обороны (юрлиц это тоже касается). Так что при ВП водителя автомобиля могут спокойно попросить выйти из него и предоставить для нужд обороны. Каких именно нужд, могут и не пояснять.

Меры по обеспечению режима ВП, конечно же, жесткие: комендантский час, проверка документов, досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых ими вещей без соблюдения норм ПИКоАП (протокол, акт, опись, осмотр и т.п.).

Про ограничение свободы передвижения людей и транспортных средств, въезда и выезда, перевозок грузов и пассажиров, возможность применения физической силы, спецсредств, использование военной техники также забывать не стоит. При этом, в отличие от режима чрезвычайного положения, при режиме военного положения могут быть установлены иные правила их применения.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта [email protected].

Введение военного положения

  • ДОКЛАД
  • Нападение фашисткой Германии на СССР.
  • Введение военного положения.
  • Создание Государственного Комитета обороны (ГКО) – чрезвычайного органа руководства страной в военное время.
  • Выполнил:
  • студент группы БЮР 12в
  • Свиридов Сергей Вениаминович
  • Проверила:
  • Воликова
  • Тамбов 2019
  • Нападение гитлеровской Германии на СССР

18 декабря 1940 г. Гитлер в директиве № 21 утвердил окончательный план войны против СССР под условным наименованием «Барбаросса».

Для его осуществления Германия и ее союзники в Европе — Финляндия, Румыния и Венгрия — создали невиданную в истории армию вторжения: 182 дивизии и 20 бригад (до 5 млн чел.), 47,2 тыс. орудий и минометов, около 4,4 тыс. боевых самолетов, 4,4 тыс. танков и штурмовых орудий, и 250 кораблей.

В группировке советских войск, противостоявших агрессорам, насчитывалось 186 дивизий (3 млн человек), около 39,4 орудий и минометов, 11 тыс. танков и более 9,1 тыс. самолетов. Эти силы не были заблаговременно приведены в боевую готовность.

Весной 1941 г. приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Например, Рихард Зорге (советский разведчик в Японии), сообщал не только о переброске немецких войск, но и о сроках нападения Германии.

Однако Сталин не верил этим донесениям, так как был уверен в том, что Гитлер не начнет войну с СССР до тех пор, пока сопротивляется Англия. Он считал, что столкновение с Германией может произойти не раньше лета 1942 г. Поэтому оставшееся время Сталин стремился использовать для подготовки к войне с максимальной выгодой. 5 мая 1941 г.

Читайте также:  Статья 12. Дополнительные социальные гарантии

он принял на себя полномочия Председателя Совнаркома. Не исключал он и возможности нанесения превентивного удара по Германии.

Шло сосредоточение огромного количества войск на границе с Германией. В то же время нельзя было дать немцам повода для обвинения в нарушении пакта о ненападении. Поэтому, несмотря на очевидную подготовку Германии к агрессии против СССР, Сталин лишь в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность.

Директива Генерального штаба Красной Армии о возможном нападении Германии 22-23 июня поступила в западные пограничные округа только в ночь на 22 июня, а уже на рассвете 22 июня началось вторжение.

После продолжительной артиллерийской подготовки, в 4.

00 утра германские войска, вероломно нарушив заключенный с СССР пакт о ненападении, атаковали советско-германскую границу на всем ее протяжении от Баренцева до Черного морей.

Германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики.

Советские войска были застигнуты врасплох. Организации мощных контрударов по противнику препятствовало то, что они относительно равномерно были распределены по всему фронту вдоль всей границы и рассредоточены на большую глубину.

При таком построении трудно было противостоять противнику.

Руководство страны не сразу поняло, что именно произошло. По-прежнему опасаясь провокаций со стороны немцев, Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившееся. В новой директиве войскам он предписывал «разгромить врага», но «не переходить государственной границы» с Германией.

К середине июля 1941 г. немецкие войска продвинулись вглубь советской территории на 300-600 км, захватив Литву, Латвию, почти всю Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, создали угрозу Ленинграду, Смоленску и Киеву. Над СССР нависла смертельная опасность.

Введение военного положения.

В годы Великой Отечественной войны вводилось чрезвычайное положение в формах военного положения и осадного положения. Обе формы существенно меняли функции обычных государственные органов, прежде всего местных Советов.

22 июня 1941 г. были изданы указы Президиума Верховного Совета СССР «Об объявлении в отдельных местностях военного положения» и «О военном положении».

В местностях, объявленных на военном положении все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, либо высшему командованию войсковых соединений.

На местные органы власти возлагалась обязанность оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для обороны страны, обеспечения общественного порядка и безопасности.

В местностях, объявленных на военном положении, военные власти получат право: привлекать граждан к трудовой повинности; устанавливать военно-квартирную и автогужевую повинность; изымать транспортные средства и иное имущество для нужд обороны; регулировать время работы учреждений и предприятий; регулировать торговлю и работу торговых коммунальных учреждений; устанавливать нормы отпуска продовольственных и промышленных товаров; ограничивать уличное движение; устанавливать комендантский час (т.е. запрещать появление на улицах после определенного времени); производить задержание и обыск подозрительных лиц; запрещать въезд и выезд в определенные населенные пункты; выселять в административном порядке лиц. признанных «социально-опасными».

По всем перечисленным вопросам решения военных властей были строго обязательны для местных Советов и подлежали немедленному и безусловному исполнению. За неподчинение распоряжениям военных властей виновные подлежали ответственности по законам военного времени. В это же время был издан Указ о мобилизации по ряду округов военнообязанных, родившихся в период с 1905 по 1918 г.

Осадное положение вводилось в годы войны сравнительно редко. Режим осадного положения регулировался Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях и порядке введения осадного положения и вытекающих из этого правах военных властей», принятым в январе 1942 г.

, а также специальными постановлениями ГКО о введении осадного положения в том или ином городе и прилегающих к нему районах.

Согласно названному Указу, осадное положение вводилось в тех случаях, когда городу или важному населенному пункту угрожало вторжение неприятеля, а также в городах, освобожденных от неприятеля, впредь до установления в них надлежащего порядка и организации нормальной деятельности местных органов власти.

Военные власти в случае осадного положения получали всю полноту государственной власти на местах.

В частности, в местностях, объявленных на военном положении они обрели право издавать распоряжения о применении оружия и расстреле на месте без суда и следствия за грабежи, бандитизм, массовые беспорядки, за распространение провокационных слухов, а также шпионов, диверсантов и иных агентов врага. Известно, например, что за период с 20 октября по 13 декабря 1941 г. в осажденной Москве по разным причинам военными властями были задержаны 121 955 человек.

Из их числа к тюремному заключению были осуждены — 4741, освобождены по выяснению обстоятельств дела — 23 927, расстреляны по приговорам военных трибунатов — 357, расстреляны на месте — 15. Большинство из расстрелянных по приговорам военных трибуналов были дезертирами, шпионами, мародерами, изменниками Родины, расхитителями государственного и общественного имущества.

Введение военного и осадного положения приводило к значительному сокращению сети народных судов и общих прокуратур и росту числа военных трибуналов и военных прокуратур. Корпус военных судей пополнялся за счет мобилизации гражданских юристов. Так, если к началу войны численность военных судей составляла 766 человек, то на 1 марта 1942 г. она достигла 3735 человек.

Ссылка на основную публикацию