Статья 4. списки кандидатов в присяжные заседатели

Периодически, некоторым гражданам РФ приходит письмо, оповещающее, что он стал кандидатом в присяжные. Как нужно реагировать на такую рассылку и насколько это серьезно? Давайте рассмотрим, что нужно делать, если пришло письмо о включении в список кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

Пример письма о включении в список кандидатов

Итак, такая рассылка осуществляется периодически, а список претендентов постоянно обновляется. В него входят лица, отвечающие строгим требованиям отбора. Отсеивает кандидатов ПО на уровне районного государственного органа власти или же мэрии.

Ежегодно списки корректируют, но главная выборка проводится именно каждые 4 года (например, 2018-2021 включительно). После данного апдейта базы начинается рассылка. Если вам пришло такое письмо – значит вы, сами того не ведая, прошли все этапы отбора, имеете “белую” гражданскую историю и государство Вам предлагает стать присяжным заседателем в суде.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

Пример распоряжения об утверждении списков в ПЗ

Прежде всего, явиться по указанному в письме адресу и заполнить анкету. И лишь тогда вы становитесь официальным претендентом, который включен в список. Повестки в суд без заполнения анкеты приходят значительно реже.

После оформления анкеты остается только ждать, когда вас призовут участвовать в рассмотрении уголовного дела.

Попадание в число кандидатов очень редко приводит к переходу в основной или хотя бы запасной состав комиссии. По статистики, лишь 3-5% участников реально участвуют в рассмотрении дела.

Любой из нас так или иначе имеет представление о подобном процессе. Несмотря на вводимые новшества, весомых изменений нет.

Присяжные – это независимые заседатели судебного процесса, которым придется определить, доказана ли вина подсудимого или нет, на основании улик. Основной состав комиссии состоит из 12 человек, не связанных с государственными органами, религиозными организациями и некоторыми другими учреждениями.

В период изучения защита и прокуратура выдвигают свои доводы и аргументацию. Присяжные присутствуют в зале, непосредственно напротив подсудимого. Их имена и фамилии включены в протокол и известны защите. Именно это отпугивает многих.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

Участие в присяжных заседателях – это законное право каждого

Присяжным выплачивается минимум половина зарплаты судьи, ведущего дело. Разумеется, в расчет включены лишь те дни, когда заседателя вызывали. Частенько – это 10 дней, но процессы с несколькими подсудимыми могут растянуться на месяцы. Как правило, выплаты за 1 день составляют 500-600 рублей.

По факту, отсутствует факт вручения письма, если только речь идет не о заказном варианте. Это означает, что пришедшее оповещение можно просто проигнорировать – большинство граждан поступает именно так. Не забывайте, шансы получить реальную повестку о включении в основной или запасной состав присяжных возрастают только после заполнения соответствующей анкеты.

Получатель письма так же имеет возможность официально заявить о самоотводе или же подобрать подходящую причину для его исключения из рассмотрения конкретного дела. В этом случае в будущем возможны повторные повестки.

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

Пример заявления об отводе своей кандидатуры

Если же вы выразили свое желание стать присяжным, но отсутствовали в период рассмотрения дела без веских причин (или предупреждения), то есть вероятность, что на вас будет наложено административное взыскание. В 2018 году размер штрафа за неявку доходит до 2500 рублей.

Кто не может участвовать в рассмотрении дела?

  1. Военнослужащие, сотрудники органов правопорядка и частные детективы.
  2. Лица с судимостью, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений.
  3. Люди с физическими или психическими недостатками. Пациенты психиатрической клиники или наркологического диспансера.
  4. Госслужащие.
  5. Священнослужители.

Рассматривается также отказ по религиозным соображениям. Помимо этого, веской причиной отсутствия на заседании выступает:

  • состояние здоровья;
  • семейные обстоятельства;
  • служебная командировка;
  • выезд за границу.

Разумеется, эти факты должны иметь официальные доказательства: справки, свидетельства и тому подобное.

Изучить подробный перечень случаев, когда кандидат в присяжные освобождается от выполнения обязательств, можно в соответствующем законе: «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» N 113-ФЗ.

Подведем итоги

Участие в составе комиссии присяжных – это почетная гражданская обязанность. Нередко, присутствие независимых заседателей способствует тому, что вынесенное решение будет справедливым и не предвзятым.

Тем не менее, далеко не все желают принимать участие в судебном процессе, когда имена всех заседателей известны подсудимому. Именно соображения безопасности подталкивают кандидатов искать всевозможные способы уклонения от участия в основном составе присяжных в нашей стране.

Что делать и какую позицию принять, когда вам пришло уведомление о включении в список кандидатов в присяжные заседатели – решать вам. В любом случае, вы можете проигнорировать его и ничего не случится. Напоследок, вот такое “пугающее” видео.

Порядок отбора присяжных заседателей

Статья 4. Списки кандидатов в присяжные заседатели

Адвокат Антонов А.П.

Под отбором присяжных заседателей понимается деятельность аппарата судьи, председательствующего по делу, и стороны обвинения и защиты по формированию коллегии присяжных заседателей.

Данная деятельность делится на три этапа и регламентируется ст. 326 УПК РФ, ст. 4 Закона о присяжных заседателях, а также ч. 8 Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 15.12.2004 N 161.

Непосредственно до формирования коллегии присяжных заседателей по конкретному уголовному делу высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет каждые 4 года общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ (ч. 1 ст. 4 ФЗ № 113 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» — далее ФЗ № 113). При этом число граждан в общем списке кандидатов в присяжные заседатели должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 113). Число граждан, включенных в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, не может быть более 1/4 числа кандидатов в присяжные заседатели, включенных в общий список (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 113).

1 этап. Он включает в себя подготовительные действия суда по формированию коллегии присяжных заседателей. Этот этап включает в себя совокупность следующих действий:

  1. определение количества кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание из основного и запасного списков на предварительном слушании (их должно быть не менее 14 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде) (ч. 4 ст. 325 УПК РФ);
  2. составление основного и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели по данному уголовному делу секретарем или помощником председательствующего по делу судьи (ч. 1 ст. 326 УПК РФ). Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й;
  3. проверка секретарем судебного заседания или помощником судьи кандидатов в присяжные заседатели на предмет соответствия их требованиям ст. ст. 3, 7 и 10 Закона о присяжных заседателях (ч. 2 ст. 326 УПК РФ);
  4. вручение кандидатам в присяжные заседатели извещений с указанием даты и времени явки в суд (ч. 6 ст. 326 УПК РФ);
  5. вручение сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели в подготовительной части судебного заседания (ч. 4 ст. 327 УПК РФ).

2 этап. Данный этап называется формированием коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ). Он состоит из следующих процессуальных действий:

  1. разъяснение председательствующим вопросов об особенностях рассматриваемого дела и особенностях участия при его рассмотрении присяжных заседателей, обязанностей отвечать правдиво на поставленные вопросы;
  2. ответы на вопросы председательствующего кандидатами в присяжные заседатели;
  3. разрешение ходатайств кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участвовать в судебном заседании либо об отводах;
  4. вопросы сторон кандидатам в присяжные заседатели и заявление сторонами мотивированных отводов;
  5. заявление сторонами немотивированных отводов;
  6. составление списка присяжных заседателей, входящих в основной и дополнительный состав;
  7. выбор старшины присяжных основным составом коллегии (ст. 331 УПК РФ).
Читайте также:  Статья 45. Особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок

Кроме того, в данный этап также входит рассмотрение председательствующим ходатайства о тенденциозности состава коллегии, если таковое будет заявлено сторонами. В п.

16 Постановления Пленума ВС РФ N 23 указывается, что под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей необходимо понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия, вследствие особенностей этого дела, не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов).

3 этап. Это этап вступления присяжных заседателей в свои полномочия, который состоит из принятия ими присяги и разъяснения председательствующим их прав и обязанностей. Лишь кандидат, который принял присягу, становится присяжным заседателем (ст. 332 УПК РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Вс рф объяснил как составлять списки потенциальных присяжных

МОСКВА, 13 фев — РАПСИ. Списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть готовы не позднее 1 мая этого года, говорится в проекте пленума Верховного суда (ВС) РФ.

С 1 июня 2018 года институт присяжных заседателей будет введён на уровне районных и гарнизонных военных судов. Коллегии в этих судах будут состоять из шести человек. Они смогут рассматривать дела по обвинению в тяжких и особо тяжких преступлениях, но по которым в виде наказания не может быть назначено пожизненное лишение свободы.

  • Поправки в закон внесли по инициативе президента РФ Владимира Путина, который ранее заявил, что «необходимо расширить сферу деятельности судов с участием присяжных до уровня районных судов» и предоставить возможность «как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия».
  • Пленум Верховного суда РФ во вторник обсудил проект постановления, который объясняет нюансы составления списков потенциальных участников коллегий присяжных.
  • Состав списка
  • Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта, округа или окружного (флотского) военного суда и нижестоящих гарнизонных военных судов, не исключаются из списков в присяжные заседатели муниципальных образований.
  • «С учетом этого суд при отборе кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела и при составлении предварительного списка должен обеспечить неукоснительное соблюдение требований части 3 статьи 326 УПК РФ, исходя из которых одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза, в том числе в судах различных уровней», — напоминает ВС РФ.
  • Сроки списков
  • Каждые четыре года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований составляют списки, в том числе запасные, кандидатов в присяжные заседатели и направляют их в районные суды, а также в высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, говорится в документе.
  • ВС отмечает, что списки потенциальных «народных судей» муниципальных образований должны быть готовы не позднее 1 мая этого года.
  • «Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидато в присяжные заседатели субъекта РФ, для окружного (флотского) военного суда сохраняют свои полномочия до 1 июня 2018 года, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения таких дел», — поясняется в проекте пленума.
  • В дальнейшем председатели судов обязаны не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов из списка вносить в высший исполнительный орган своего субъекта представления о числе кандидатов в присяжные заседатели, необходимом для работы судов всех уровней этого региона, указывает ВС.
  • Территория списков
  • В случаях, когда численность населения муниципальных образований недостаточна для формирования списков председатель суда просит местные власти образовать округ из нескольких муниципальных образований, территории которых могут не иметь общих границ, поясняется в проекте пленума.

«Судам следует иметь в виду, что уточненные списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований подписываются главами муниципальных образований, скрепляются печатями и направляются непосредственно в районные суды, юрисдикция которых распространяется на территории соответствующих муниципальных образований. Утверждение списков и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований высшим исполнительным органом субъекта не требуется», — указывается в документе.

В нем уточняется, что исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого действует несколько районных судов, составляет списки возможных участников коллегий для каждого районного суда отдельно. При этом в каждый такой список включаются только граждане, постоянно проживающие на той части территории муниципального образования, на которую распространяется юрисдикция соответствующего районного суда.

Если же юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, то список кандидатов направляется в районный суд главой каждого образования, а запасной — главой того муниципального образования, на территории которого постоянно находится данный суд. В такой список входят только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения районного суда.

В тех случаях, когда районный суд расположен на территории одного муниципального образования, а его юрисдикция распространяется на территорию другого, список кандидатов составляется исполнительно-распорядительным органом того муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция районного суда.

Вс разъяснил порядок формирования списков кандидатов в присяжные

13 февраля Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О применении судами некоторых положений Федерального закона “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”».

 Как ранее сообщала «АГ», документ целиком посвящен разъяснению применения норм, регулирующих порядок формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, с учетом вступающих летом 2018 г.

в силу изменений законодательства о суде присяжных.

В постановлении разъясняется, на основании каких документов составляются основной и запасной списки кандидатов в присяжные, когда именно они должны быть составлены и утверждены, на какой срок сохраняются полномочия кандидатов в присяжные, а также порядок информирования судами органов исполнительной власти субъекта РФ о количестве кандидатов в присяжные заседатели.

Указано, что списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели муниципальных образований должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее 1 мая 2018 г.

Стоит отметить, что первоначально этот пункт разъяснений содержал уточнение, что полномочия граждан, ранее включенных в списки кандидатов, сохраняются до составления новых списков или до окончания рассмотрения уголовных дел, в которых эти граждане уже участвуют как присяжные.

Ранее член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, судья в отставке Сергей Пашин отмечал в комментарии «АГ», что таким образом Верховный Суд присваивает себе полномочия, на которые права не имеет, а именно – дисквалифицировать сотни тысяч наших сограждан, внесенных в списки кандидатов в присяжные: «На каком основании они лишаются права быть присяжными до истечения четырехлетнего срока? Ниоткуда не следует, что они войдут в новые списки», – отмечал он.

Соответствующие замечания СПЧ направил в Верховный Суд. В результате в конечной редакции текста п. 2 постановления указано, что граждане, включенные ранее в списки кандидатов в присяжные заседатели, не утрачивают полномочия немедленно по составлении новых списков, а сохраняют право войти в состав коллегий присяжных заседателей вплоть до 1 июня 2018 г.

Тем не менее, как уточнил Сергей Пашин, это привело к тому, что в мае 2018 г. искусственно создается конкуренция списков кандидатов – старых и новых.

«Верховный Суд не разъясняет, каким образом проводить отбор присяжных заседателей с помощью компьютерных систем: из старых списков, новых списков, обоих списков одновременно.

Читайте также:  Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Технически пользование двумя базами данных требует наладки программ и совмещения списков (чтобы, например, один и тот же человек не был отобран дважды)», – заметил судья в отставке.

В постановлении разъяснен порядок действий в случае, если численность населения муниципальных образований, на которые распространяется юрисдикция районного суда, недостаточна для формирования списков кандидатов.

Указано, что в такой ситуации списки должны формироваться из жителей муниципальных образований, находящихся на территории судебного округа, специально сформированного главой субъекта РФ по представлению председателя высшего суда этого субъекта.

При этом входящие в такой округ муниципальные образования, как уточняет Верховный Суд, могут не граничить друг с другом.

Данный пункт в изначальной редакции содержал уточнение, согласно которому при образовании такого специального округа должны быть обеспечены условия для своевременной явки кандидатов в присяжные по вызову в суд и надлежащего исполнения ими своих обязанностей, связанных, в частности, с транспортной доступностью.

Федеральная палата адвокатов в своем отзыве (имеется в распоряжении «АГ») на проект постановления, направленном в ВС РФ, отмечала, что обеспечение транспортной доступности не относится к полномочиям, реализуемых именно судами, а потому такое разъяснение не должно содержаться в тексте постановления Пленума.

Сергей Пашин, отмечая устранение такой дискриминационной нормы, тем не менее указал, что Пленум Верховного Суда в своем постановлении фактически добавил новую норму к положениям закона, позволяющую включать в округа, из которых население будет отбираться в качестве кандидатов в присяжные районных судов, те муниципальные образования, которые не имеют общих границ. «Отсутствие четких критериев объединения в округа различных муниципальных образований чревато произволом. Не сказано даже, что все образования, находящиеся в пределах юрисдикции районного суда, обязательно включаются в состав округа», – подчеркнул член СПЧ. Кроме того, ранее он отмечал, что таким образом нарушается принцип, согласно которому дело рассматривается по месту совершения преступления (Постановление КС РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П).

Впрочем, советник ФПА РФ, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА, эксперт в области суда присяжных Сергей Насонов, комментируя «АГ» данное разъяснение Пленума, называл его заслуживающим положительной оценки.

«Законодатель решил проблему малонаселенных и труднодоступных районов, указав в Законе о суде присяжных, что в такой ситуации может быть создан округ, включающий в себя несколько районов, и в нем будет определен один районный суд, который будет рассматривать дела с участием присяжных.

Иными словами, будет найдено место в оптимальной транспортной доступности ко всем поселениям, где и будет находиться этот суд.

Вряд ли можно считать, что эти округа будут формироваться “произвольно” и произойдет вторжение в компетенцию законодателя, поскольку порядок их образования урегулирован федеральным законом и законодатель выбрал в этом законе именно такой способ определения территории юрисдикции этого суда.

Пленум разъясняет, что когда создается такой округ, то в него могут входить муниципальные образования, которые не граничат друг с другом территориально. Я считаю, что ничего плохого в такой гибкости нет, так как возможны ситуации, когда округ включает в себя два муниципальных образования, между которыми из-за сложной географии нет общих границ», – отмечал Сергей Насонов.

Эксперт пояснил, что Закон о присяжных указывает, что при создании подобных округов коллегия присяжных заседателей будет сформирована из граждан, постоянно проживающих на территории муниципальных образований, входящих в округ, в том числе и того, где было совершено преступление, то есть противоречия с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П, не возникнет.

  • Также в постановлении указано, что если на территории муниципального образования действует несколько районных судов, то тогда списки составляются для каждого суда отдельно, причем в них включаются только граждане, постоянно проживающие в той части образования, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда.
  • На случай если территориально районный суд находится в одном месте, а его юрисдикция распространяется на другое место, например района, граничащего с городом, как разъясняет ВС, списки кандидатов должны формироваться именно из жителей муниципального образования, на территорию которого распространяется юрисдикция этого суда.
  • А в случае если юрисдикция районного суда распространяется на несколько муниципальных образований, предлагается, чтобы списки кандидатов составлялись в каждом из муниципальных образований из граждан, постоянно проживающих в этих образованиях (или частях этих образований), охватываемых территорией юрисдикции районного суда.
  • Данные разъяснения фактически остались неизменными, претерпев лишь редакционную правку.

Рассмотрение заявлений граждан о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя-физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя-юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в административном регламенте;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  • Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
  • Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.
  • Жалоба также может быть подана в вышестоящий орган — Правительство Санкт-Петербурга.
Читайте также:  Статья 41. компенсация семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской аэс

Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подается вице-губернатору Санкт-Петербурга-руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 № 14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга».

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.
  1. Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в административном регламенте, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  3. Подача жалобы в электронной форме осуществляется в сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации Санкт-Петербурга с использованием сервиса «Электронная приемная».
  4. Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета рассматривается вышестоящим органом.
  6. МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес под даются прочтению.

Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитетом в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  1. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
  2. При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  3. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  4. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе.
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга — руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный проезд, дом 1, литера Б, Санкт-Петербург, 191060, телефон: (812) 576-62-62), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  • Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  • Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, указанным на информационном портале Комитета и на Портале.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитет подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию