Статья 13. гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

Правовой статус лиц, приведенных в ч. 2 ст. 1.4 и ст. 2.5 КоАП РФ, различается. Указанные лица несут административную ответственность за правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.

5 КоАП РФ на общих основаниях.

За совершение иных административных правонарушений они, как и военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность.

В остальном рассчитывать на снисхождение закона депутатам представительных органов муниципальных образований не следует. Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

Согласно статье 37 Устава Свердловской области, гарантии неприкосновенности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области устанавливаются федеральным законом.

Привлечение к административной ответственности депутата

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы нашей страны, в отличие от других граждан, обладают неприкосновенностью (депутатским иммунитетом) в течение всего срока их полномочий.

Так, за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции может быть установлен штраф в размере до 15 тысяч рублей, вместо действующего сейчас предельного размера в 1 тысячу рублей. А максимальный штраф за фиктивное и преднамеренное банкротство, в том числе для граждан возрастает с 10 тысяч до 200 тысяч рублей.

Оснований для переоценки областная инстанция не усматривает, в связи с чем не представляется возможным оспорить выводы районного судьи об отсутствии вины должностного лица и, соответственно, состава административного правонарушения.

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

Привлечение к административной ответственности депутата областной думы

Неприкосновенность депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривается Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 184-ФЗ от 06 октября 1999 года.

В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко.

Наличие депутатской неприкосновенности вовсе не означает полное освобождение депутата от юридической ответственности, а лишь предполагает специальный порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Ответственность Депутатов Областной Думы

  • Депутатский иммунитет членов парламента существует в большинстве стран.
  • Он возник и был необходим во времена противостояния парламентов и монархов для ограждения представителей народа от своеволия монархов и их служб.
  • В настоящее время в условиях становления демократии во многих странах тенденции развития конституционного права характеризуются ослаблением депутатской неприкосновенности.

То есть в вопросе реализации на уровне местного самоуправления депутатской неприкосновенности Федеральный закон № 131-ФЗ отсылает к нормам иных федеральных законов.

Так, согласно ч. 1 ст. 98 Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Таким образом, из Конституции РФ следует, что депутатская неприкосновенность не является поводом освобождения от ответственности за совершенное незаконное действие, если оно не касается государственной деятельности. Без отмены неприкосновенности начать административное или уголовное дело нельзя, если преступление касается занимаемой должности.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Также административная ответственность предусмотрена за публичное распространение информации, в том числе с использованием СМИ и сети Интернет, в которой содержатся сведения о привлекательности участия в указанной деятельности или призыв к участию в ней. Размер штрафа за такие правонарушения составит от 5 тысяч до 1 миллиона рублей.

Депутатская неприкосновенность — важнейшая гарантия независимой деятельности для депутата любого законодательного (представительного) органа.

Если соответствующая Палата Парламента Республики Казахстан дает согласие на привлечение депутата к административной ответственности, влекущей наложение административного взыскания в судебном порядке, дальнейшее производство по делу ведется в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Депутатская неприкосновенность — важнейшая гарантия независимой деятельности для депутата любого законодательного (представительного) органа.

Депутат областной Думы в случае отсутствия на трех заседаниях комитета (комиссии) Рязанской областной Думы, членом которого (которой) он является, в течение одной сессии без уважительных причин несет ответственность в виде исключения из состава данного комитета (комиссии) Рязанской областной Думы.

На какие средства живёт депутат?

Таким образом, соблюдение всех условий, установленных законом для реализации отзыва депутата представительного органа муниципального образования, совершившего административный проступок, по сути, попросту исключает возможность отзыва.

Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора Российской Федерации в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора.

Поскольку в данном случае на проекте постановлений имелись визы руководителей соответствующих структурных подразделений, соответственно вина должностного лица, подписавшего муниципальный акт, прошедший стадии согласования, не нашла подтверждения.

Кроме того, неприкосновенность депутата Государственной Думы регламентирована ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 3-ФЗ от 08 мая 1994 года.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы Российской Федерации (статья 19 ФЗ «О статусе…»).

Можно ли привлечь к административной ответственности депутатов представительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления? Владимир ИРГИТ; г. Кызыл На вопрос отвечает первый заместитель прокурора Республики Тыва Михаил САНЧАЙ: — Статьей 1.4 КоАП РФ закреплен принцип равенства перед законом лиц, совершивших административное правонарушение.

Исключением станут моменты совершения преступления и представление опасности для окружающих людей. В каких случаях действия правоохранительных органов законны, а в каких нет, поможет разобраться онлайн консультация юристов Московской области и Москвы.

Москва Просмотрен 100 раз. Задан 2012-03-31 09:52:38 +0400 в тематике «Другие вопросы» Какое наказание за призыв к уничтожению имущества? — Какое наказание за призыв к уничтожению имущества.

Муниципальные советы и государственная власть

Каждый заказ передается специалисту, выполняющему работы по соответствующей (гражданско-правовой, административно-правовой, конституционно-правовой и т.д.) отрасли права или предмету.

О внесении изменений в статью 5-1 Федерального закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с использованием составных частей Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при создании отдельных информационных систем.

Нормативное обоснование неприкосновенности депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Законодательного Собрания Свердловской области. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов – основные тезисы настоящей статьи.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, относится к компетенции районного суда (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

О статусе депутата белгородской областной думы

Москва Просмотрен 109 раз. Задан 2012-07-17 11:52:24 +0400 в тематике «Административное право» Вопрос для юристов и для тех кто знает уголовное право) буду благодарен за помощь!вопрос внутри — Вопрос для юристов и для тех кто знает уголовное право) буду благодарен за помощь!вопрос внутри. далее 1 ответ. Москва Просмотрен 67 раз.

В Госдуме предлагают разрешить гаишникам проводить освидетельствование высокопоставленных автомобилистов на опьянение и отправлять в специализированный диспансер, что сейчас закон позволяет сделать по сути только с их согласия. Кроме того, спецсубъектов могут начать штрафовать за нарушения, зафиксированные дорожными камерами.

Читайте также:  Статья 10. Право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства на территориях иностранных государств

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты. Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

Привлечение к административной ответственности за нарушение пдд

В ч. 1 ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), именуемой «Принцип равенства перед законом», говорится, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

В рассмотрении вопроса на заседании Государственной Думы Российской Федерации вправе участвовать депутат Государственной Думы, в отношении которого внесено представление.

На сегодняшний день гарантии депутатской неприкосновенности для депутатов представительных органов муниципальных образований установлены лишь одним федеральным законом — Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ).

Депутат вправе обращаться в органы государственной власти на территории области, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных вопросов либо привлекать своих помощников и специалистов-экспертов.

Тогда же они смогут оплачивать штрафы с 50-процентной скидкой, если будут это делать в течение 20 дней с момента назначения взыскания.

Источник: http://lejs.ru/semeynyy-yurist/6816-administrativnaya-otvetstvennost-deputatov.html

Можно ли депутата привлечь к административной ответственности

  1. Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

О неприкосновенности депутатов представительных органов муниципальных образований

Статья 13. Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата

П.В. Гулидов

депутат Думы Черниговского района Приморского края

Депутатская
неприкосновенность — важнейшая гарантия независимой деятельности для
депутата любого законодательного (представительного) органа. Однако следует
учитывать, что в зависимости от уровня власти содержание такой
гарантии может существенно различаться. 

 Что такое депутатская
неприкосновенность?

Понятие «депутатская
неприкосновенность» в законодательстве Российской Федерации, в т. ч.
в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) отсутствует.

К сожалению,
в системе местного самоуправления институту депутатской неприкосновенности
законодателем уделяется самое незначительное на сегодняшний день внимание.
В нормативно-правовых актах, регулирующих статус депутата Государственной
Думы, смысл понятия «депутатская неприкосновенность» раскрывается более широко. 

Так, согласно ч. 1 ст. 98
Конституции РФ депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью
в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания
на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру,
за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для
обеспечения безопасности других людей.

В развитие указанных
положений Конституции РФ ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее —
Федеральный закон № 3-ФЗ) предписывает, что депутаты Государственной Думы
без согласия Государственной Думы не могут быть:

  • ·        
    привлечены к уголовной или административной
    ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • ·        
    задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме
    случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  • ·        
    подвергнуты личному досмотру,
    за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для
    обеспечения безопасности других людей.

В силу ч. 3 ст. 19
Федерального закона № 3-ФЗ неприкосновенность депутата Государственной
Думы распространяется на занимаемые им жилые и служебные
помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства,
средства связи, принадлежащие ему документы, багаж и переписку.

Естественно, что наличие
у депутата неприкосновенности предполагает и возможность
ее лишения в случаях, когда поступки депутата существенно расходятся
с тем, что предписывает закон.

Поэтому в случае возбуждения
уголовного дела или начала производства по делу об административном
правонарушении в отношении депутата Государственной Думы орган дознания
или следователь в трехдневный срок обязан сообщить об этом
Генеральному прокурору РФ.

И, если уголовное дело возбуждено или
производство по делу об административном правонарушении начато
в отношении депутата Государственной Думы в связи
с осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор
РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или
следователя обязан внести в Государственную Думу представление
о лишении такого депутата неприкосновенности.

Наличие депутатской неприкосновенности вовсе не означает полное освобождение депутата от юридической ответственности, а лишь предполагает специальный порядок ее применения с целью оградить депутата от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Исходя
из изложенного, можно сделать вывод о том, что под депутатской
неприкосновенностью следует понимать особую гарантию
статуса депутата, суть которой заключается в невозможности ареста
депутата, привлечения его к уголовной и административной
ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа,
членом которого является данный депутат
. При этом наличие
депутатской неприкосновенности вовсе не означает полное освобождение
депутата от юридической ответственности, а лишь предполагает
специальный порядок ее применения с целью оградить депутата
от необоснованного преследования, ограничения или ущемления его прав.

Насколько «неприкосновенны»
муниципальные депутаты?

Если с депутатской
неприкосновенностью на уровне высшего законодательного органа Российской
Федерации все более или менее ясно, то на уровне местного
самоуправления этот вопрос решается не так однозначно.

Депутатская
неприкосновенность в приведенном смысле данного понятия в системе
местного самоуправления на уровне представительных органов муниципальных
образований отсутствует. Так, в соответствии с ч. 8 ст.

40
Федерального закона № 131-ФЗ гарантии прав депутатов, членов выборных
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления при привлечении их к уголовной или административной
ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении
в отношении них иных уголовно-процессуальных
и административно-процессуальных действий, а также при проведении
оперативно-разыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных
органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного
самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения,
их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки,
используемых ими средств связи, принадлежащих им документов
устанавливаются федеральными законами. То есть в вопросе реализации
на уровне местного самоуправления депутатской неприкосновенности
Федеральный закон № 131-ФЗ отсылает к нормам иных федеральных
законов.

На сегодняшний день
гарантии депутатской неприкосновенности для депутатов представительных органов
муниципальных образований установлены лишь одним федеральным законом —
Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ). Смысл данных
гарантий заключается в следующем. Согласно ст.

448 УПК РФ решение
о возбуждении уголовного дела в отношении депутата представительного
органа муниципального образования либо о привлечении такого депутата
в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено
в отношении других лиц или по факту совершения деяния,
содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного
органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ. После возбуждения
уголовного дела либо привлечения депутата представительного органа
муниципального образования в качестве обвиняемого следственные и иные
процессуальные действия в отношении такого депутата производятся
в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Таким образом, гражданин,
избранный депутатом представительного органа муниципального образования, должен
четко понимать, что единственной гарантией для него является то, что уголовное
дело против него может возбудить не следователь (как это делается
в отношении обычных граждан), а руководитель следственного органа
Следственного комитета РФ по субъекту РФ. В остальном
рассчитывать на снисхождение закона депутатам представительных органов
муниципальных образований не следует.

Любое дело, за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет возбуждено без промедления.

А потому
несоблюдение правил дорожного движения, в т. ч. езда за рулем в нетрезвом
виде, иные правонарушения независимо от степени тяжести проступка
депутатской «корочкой» прикрыть не удастся. Любое дело,
за исключением уголовного, в отношении виновного депутата будет
возбуждено без промедления.

Что же касается
особого порядка привлечения муниципальных депутатов к уголовной
ответственности, предусмотренного указанной ст. 448 УПК РФ,
то и здесь особо уповать на какие-либо послабления народному
избраннику не следует.

Как показывает практика, в случае совершения
депутатом преступного деяния принятие руководителем следственного органа
Следственного комитета РФ по субъекту РФ решения
о привлечении данного депутата к уголовной ответственности —
вопрос времени, притом весьма непродолжительного.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)
По первой буквеА Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий.

Важнейшие гарантии могут устанавливаться в конституциях государств (например, ст. 98 Конституции РФ закрепляет гарантии личной неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации). Более подробно Г. д. д.

закрепляются в законах о статусе депутатов, имеющих, как правило, главы о Г. д. д.

Существует расширительное толкование Г. д. д. — его придерживается, например, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1994 г. (в редакции 1999 г.), объединивший в гл.

2 «Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы» и права (полномочия) парламентариев, и условия, а также предпосылки их осуществления. Можно исходить и из более узкого толкования Г. д. д.

, но тогда от них следует отделить сами права (полномочия) депутата.

Г. д. д. можно подразделить на организационные и материальные, гарантии трудовых прав, личной неприкосновенности.

Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий.

Например, депутату Государственной Думы в соответствии с указанным Законом предоставляется служебное помещение в здании ГД, а также в избирательном округе, средства связи, возможность обеспечения информационными и справочными материалами, получения информации и консультаций от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединении, предприятий, учреждений и организаций, доступа и безотлагательного приема депутатов должностными лицами, обязанность рассмотрения органами и должностными лицами обращений депутатов и др.

К числу организационных гарантий относится также право депутатов иметь помощников. Например, у депутата ГД может быть до пяти штатных и 30 внештатных помощников.

Материальные гарантии зависят от уровня представительного органа. Например, депутату ГД как лицу, выполняющему свои функции на профессиональной постоянной основе, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение.

Оно устанавливается в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра.

Кроме того, депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда.

Депутату ГД и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в Москву, а также выдается единовременное денежное пособие: депутату в размере 0,5 ежемесячного денежного вознаграждения, каждому члену семьи — по 0,25 этого вознаграждения.

При возвращении к месту постоянного жительства по окончании депутатских полномочий депутату и членам семьи также оплачиваются их расходы. Депутату ГД, не имеющему в Москве жилой площади, предоставляется служебная квартира для проживания с семьей.

На все время осуществления полномочий либо период до получения служебной площади депутату предоставляется отдельный гостиничный номер в гостинице высшего разряда.

При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутату возмещаются все гостиничные расходы и выплачиваются суточные. Всеми видами транспортных средств, кроме такси, депутат ГД пользуется бесплатно, причем независимо от исполнения (неисполнения) при этом депутатских обязанностей. Депутат имеет право на внеочередное поселение в гостиницах.

Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата ГД имеет продолжительность 48 рабочих дней, при этом депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения.

Медицинское и бытовое обеспечение депутата ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Для депутатов ГД предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата. Аналогичные правила сейчас устанавливают для своих депутатов субъекты РФ.

Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — Другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы либо с его согласия — на другом предприятии, в учреждении, организации. При этом время осуществления полномочии на освобожденной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы но специальности. Аналогичные гарантии предоставляются супругам депутатов, выполнявших функции на освобожденной основе.

Для депутатов, выполняющих функции на иной основе, существуют такие гарантии, как освобождение их от служебных обязанностей на время проведения сессий представительного органа, заседаний его комиссий и в других случаях необходимости осуществления депутатских полномочий (правда, оплата идет за счет средств представительного органа). Кроме того, таких депутатов нельзя уволить с работы по инициативе администрации без предварительного уведомления (а то и получения согласия) представительного органа.

Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу.

Приведенные общие положения относительно депутатской неприкосновенности конкретизируются применительно к депутатам того или иного уровня. Наиболее широко они существуют для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. (С. А.)

© 2000- NIV

Конституционное право

Возлагая на парламентариев самые ответственные обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие перед ними задачи, — важнейшие гарантии их плодотворной деятельности.

Такие гарантии устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе депутата…», другими федеральными законами, а также рядом подзаконных актов.

Под гарантиями депутатской деятельности следует понимать условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом деятельности в интересах избирателей и государства.

Институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав и обязанностей депутатов, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила наилучшие результаты.

Гарантии депутатской деятельности следует подразделять на несколько видов: депутатская неприкосновенность (иммунитет); материальные гарантии членов парламента; социальные гарантии; организационные гарантии; гарантии транспортного обслуживания; гарантии на внеочередное поселение в гостинице; гарантии на обеспечение жилым помещением и др. В числе этих гарантий следует выделить неприкосновенность членов парламента, или парламентский иммунитет.

1. Парламентская неприкосновенность (парламентский иммунитет) закреплена в ст. 98 Конституции РФ как один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

В Федеральном законе «О статусе депутата…» в ст. 19 депутатская неприкосновенность несколько расширена (по сравнению с Конституцией РФ): «Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть: (а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; (б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу: (в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутат Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку».

Суть депутатского иммунитета заключается в том, что к депутату невозможно применить определенные репрессивные меры без предварительного согласия соответствующего представительного органа или уполномоченного этим органом доверенного лица.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) установлен и действует почти во всех цивилизованных странах мира. Он призван обеспечить необходимые условия и средства для беспрепятственного и эффективного осуществления деятельности парламентарием.

Стоит заметить, что в большинстве зарубежных стран иммунитет депутата установлен в весьма скромных пределах. А во многих государствах он вообще не распространяется на совершенные парламентариями уголовные преступления.

Так, в Конституции США записано, что конгрессмены «во всех случаях, кроме измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка, не могут быть подвергнуты аресту во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, а также следования в палату и возвращения из нее», т.е.

во всех остальных случаях американский конгрессмен несет за свои действия такую же ответственность, как и любой гражданин США, и это касается достаточно широкого круга преступных деяний.

В целом, однако, тенденцию к известному ограничению иммунитета в условиях реального демократического процесса в любой стране стоит только приветствовать, поскольку данная привилегия, которую гарантирует парламентский мандат, имеет чисто целевое предназначение и не должна служить прикрытием для депутатов-правонарушителей.

Анализируя динамику развития законодательства о депутатском иммунитете в нашей стране, следует отметить, что до 1990 г. депутата в СССР нельзя было арестовать, привлечь к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

А вот по Закону о статусе депутатов Федерального Собрания РФ от 8 мая 1994 г. депутат к тому же не мог быть задержан, подвергнут обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления.

Он не мог также подвергнуться личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

По данному закону неприкосновенность депутата распространяется на его жилое и служебное помещения, личный и служебный транспорт, переписку, используемые средства связи, принадлежащие депутату документы.

Гарантии депутатской деятельности

гарантии депутатской деятельности

это устанавливаемые законодательством условия и предпосылки выполнения депутатом своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий.

Источник: Коррупция и антикоррупционная политика

Гарантии депутатской деятельности (организационные)

нормативно-закрепленные формы участия депутата в осуществлении управления на территории муниципального образования и способы обеспечения этой деятельности, проявляющиеся в качестве ряда императивов.

Источник: Большой юридический словарь

Гарантии депутатской деятельности

устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Важнейшие гарантии могут устанавливаться в конституциях государств (например, ст. 98 Конституции РФ закрепляет гарантии личной неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации). Более подробно Г. д. д. закрепляются в законах о статусе депутатов, имеющих, как правило, главы о Г. д. д. Существует расширительное толкование Г. д. д. — его придерживается, например, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1994 г. (в редакции 1999 г.), объединивший в гл. 2 «Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы» и права (полномочия) парламентариев, и условия, а также предпосылки их осуществления. Можно исходить и из более узкого толкования Г. д. д., но тогда от них следует отделить сами права (полномочия) депутата. Г. д. д. можно подразделить на организационные и материальные, гарантии трудовых прав, личной неприкосновенности. Организационные гарантии состоят в том, что государство и его органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны создавать все условия для успешного выполнения депутатами своих задач и полномочий. Например, депутату Государственной Думы в соответствии с указанным Законом предоставляется служебное помещение в здании ГД, а также в избирательном округе, средства связи, возможность обеспечения информационными и справочными материалами, получения информации и консультаций от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединении, предприятий, учреждений и организаций, доступа и безотлагательного приема депутатов должностными лицами, обязанность рассмотрения органами и должностными лицами обращений депутатов и др. К числу организационных гарантий относится также право депутатов иметь помощников. Например, у депутата ГД может быть до пяти штатных и 30 внештатных помощников. Материальные гарантии зависят от уровня представительного органа. Например, депутату ГД как лицу, выполняющему свои функции на профессиональной постоянной основе, выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение. Оно устанавливается в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра. Кроме того, депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. Депутату ГД и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в Москву, а также выдается единовременное денежное пособие: депутату в размере 0,5 ежемесячного денежного вознаграждения, каждому члену семьи — по 0,25 этого вознаграждения. При возвращении к месту постоянного жительства по окончании депутатских полномочий депутату и членам семьи также оплачиваются их расходы. Депутату ГД, не имеющему в Москве жилой площади, предоставляется служебная квартира для проживания с семьей. На все время осуществления полномочий либо период до получения служебной площади депутату предоставляется отдельный гостиничный номер в гостинице высшего разряда. При поездках, связанных с осуществлением депутатской деятельности, депутату возмещаются все гостиничные расходы и выплачиваются суточные. Всеми видами транспортных средств, кроме такси, депутат ГД пользуется бесплатно, причем независимо от исполнения (неисполнения) при этом депутатских обязанностей. Депутат имеет право на внеочередное поселение в гостиницах. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата ГД имеет продолжительность 48 рабочих дней, при этом депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата ГД предоставляется на условиях, установленных для федерального министра. Для депутатов ГД предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения соответствующего депутата. Аналогичные правила сейчас устанавливают для своих депутатов субъекты РФ. Гарантии трудовых прав для депутата, выполняющего свои обязанности на освобожденной основе, заключаются в том, что по окончании срока полномочий или по окончании их осуществления на постоянной основе депутату предоставляется его прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — Другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы либо с его согласия — на другом предприятии, в учреждении, организации. При этом время осуществления полномочии на освобожденной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы но специальности. Аналогичные гарантии предоставляются супругам депутатов, выполнявших функции на освобожденной основе. Для депутатов, выполняющих функции на иной основе, существуют такие гарантии, как освобождение их от служебных обязанностей на время проведения сессий представительного органа, заседаний его комиссий и в других случаях необходимости осуществления депутатских полномочий (правда, оплата идет за счет средств представительного органа). Кроме того, таких депутатов нельзя уволить с работы по инициативе администрации без предварительного уведомления (а то и получения согласия) представительного органа. Гарантии личной неприкосновенности заключаются в том, что депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, подвергнуты обыску или допросу без согласия представительного органа, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Зачастую неприкосновенность депутатов распространяется также на их жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые средства связи, а также принадлежащие им документы. Для лишения вопроса о депутатской неприкосновенности соответствующий прокурор должен обратиться с представлением к представительному органу. Приведенные общие положения относительно депутатской неприкосновенности конкретизируются применительно к депутатам того или иного уровня. Наиболее широко они существуют для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. (С. А.)

Источник: Конституционное право. Энциклопедический словарь

Гарантии депутатской деятельности

Ссылка на основную публикацию