Статья 11. Территориальное общественное самоуправление малочисленных народов

ЧТО ТАКОЕ ТОС?

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. К таким территориям относятся: микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд.

ТОС является формой прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов ТОС. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, участвовать в работе собраний и конференций граждан, избирать и быть избранными в органы ТОС.

  • ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОС?
  • ТОС является эффективной формой реализации собственных инициатив, направленных на улучшение качества жизни людей на своей территории.
  • Если граждане хотят изменить жизнь вокруг себя, реализовать свои проекты и/или привлечь органы местного самоуправления к реализации своих предложений, они могут действовать разными способами, например, создать некоммерческую организацию или выступить с неформализованной инициативой, но одним из самых действенных способов является создание ТОС. 
  • Почему именно ТОС?  Если ваши идеи касаются вашего непосредственного окружения (места проживания), то есть носят локальный характер и для их воплощения в жизнь вам нужно участие и поддержка других людей (ближних и дальних соседей), а также решение конкретных вопросов с органами власти, то наилучшей формой является ТОС, так как:
  • — это установленная законом форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, обязанность по поддержке которой возложена как на органы и должностных лиц местного самоуправления, так и на органы и должностных лиц государства. ТОС сами могут инициировать вопросы о формах и объеме такой поддержки, а органы и должностные лица должны будут рассмотреть данные предложения;

— создание ТОС требует начального согласия ваших соседей (соседской общины) — не менее трети из жителей соответствующей территории (достигших 16 летнего возраста) должны поддержать идею создания ТОС в решении учредительного собрания или конференции.

Такая даже пассивная вовлеченность в деятельность ТОС дает основание обращаться к жителям за поддержкой в реализации конкретных инициатив и право выступать от их имени при взаимодействии с органами власти и с другими организациями и гражданами.

Органы ТОС представляют не сами себя, а всех жителей конкретной территории – это очень усиливает их влияние и возможность в выстраивании своей деятельности;

— ТОС вправе участвовать в принятии решений, касающихся как вопросов их территории, так и других вопросов по организации жизнедеятельности в муниципальном образовании, таким образом, они являются активными участниками местного самоуправления, а их обращения и предложения обязательны для рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления;

— деятельность ТОС ограничивается только территориально (границами деятельности ТОС), но может быть очень разнообразной по решаемым вопросам, так как инициативы ТОС реализуются по “вопросам местного значения”, т.е. совпадают с содержанием деятельности органов местного самоуправления.

  1. К вопросам местного значения, которые наиболее часто становятся предметом деятельности ТОС, относятся:
  2. — обустройство и благоустройство места проживания — создание детских и спортивных площадок, организация мест отдыха, озеленение территории;
  3. — создание и содержание инфраструктуры — ремонт дорог, организация водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов;
  4. — сохранение культурно-исторического наследия своей территории — создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение культурных мероприятий, соревнований, организация музейной деятельности;
  5. — экологическая безопасность и охрана окружающей среды — ликвидация несанкционированных свалок, строительство накопителей твердых бытовых отходов (ТБО), организация раздельного сбора мусора.

Кроме того, ТОС активно занимаются работой с детьми (организация дворовых команд, соседский присмотр за детьми, подростковые клубы и пр.), а также помощью нуждающимся (пожилым и одиноким людям, инвалидам, одиноким матерям и т.д.).

Еще одной важной возможностью является внесение предложений по развитию своей территории в органы местного самоуправления и разработка проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования. Предложения ТОС, направленные в органы местного самоуправления, обязательны для рассмотрения данными органами и должностными лицами.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТОС

Существует две организационно-правовые формы создания ТОС: в статусе юридического лица, и без статуса юридического лица. В основном эти две формы отличаются друг от друга количеством возможностей по привлечению средств и объемом отчетности за свою деятельность и привлеченные средства.

  1. ТОС без образования юридического лица:
  • Регистрации подлежит только Устав ТОСа в администрации района, города или сельского поселения.
  • Расчетного счета нет.
  • Могут получать средства на реализацию проектов через муниципальные образования.
  1. ТОС в качестве юридического лица:
  1. Подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме — некоммерческая организация (НКО).
  2. Наличие расчетного счета в банке.
  3. Возможность осуществления хозяйственной/предпринимательской деятельности, самостоятельно распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами.
  4. Могут получать средства на реализацию проектов из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
  5. Возможность участия в конкурсах и грантах международных фондов и грантодателей.
  6. ГРАНИЦЫ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОС

ТОС может быть сформирован и осуществлять свою деятельность на любой части территории поселения: от подъезда многоквартирного жилого дома до всего населенного пункта, не являющегося поселением.

Границы для определения территории ТОС устанавливаются представительным органом (совет депутатов поселения, дума) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС), проживающего на данной территории.

Границы ТОС устанавливаются при соблюдении следующих условий:

  • границы ТОС не могут выходить за границы территории поселения или совпадать с ней;
  • в границах одной территории не может быть создано более одного ТОС;
  • территория, сформированная для деятельности ТОС, не может разрываться (состоять из нескольких частей — неразрывность территории).

Изменение границ территории ТОС может осуществляться в результате:

  • изменения состава территории, на которой осуществляется ТОС;
  • объединения двух и более ТОС;
  • разделения ТОС.

Вопрос об объединении двух и более ТОС, граничащих между собой, решается отдельно на собрании, конференции граждан, каждого из объединяющихся ТОС, по инициативе группы граждан, численностью не менее трех человек, проживающих на соответствующей территории. На этих собраниях, конференциях принимается предложение населения по границам вновь создаваемого ТОС.

Вопрос о разделении ТОС решается также на собрании, конференции граждан отделяемой территории.  На этом собрании, конференции принимается предложение населения по границам территорий, вновь образуемых ТОС.

Читайте также:  Глава II. Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению

СОБРАНИЯ И КОНФЕРЕНЦИИ ТОС

Собрание или конференция является высшим органом ТОС. Собрание или конференция проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Если численность жителей, достигших 16-летнего возраста, проживающих на данной территории, не превышает 300 человек, то можно проводить собрание граждан, участие в котором должно принять не менее 100 человек (одна треть).

Если численность более 300 человек, то лучше проводить конференцию граждан – собрание делегатов.

Статья 11. Обеспечение прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие традиционной культуры

  • 1. Для обеспечения прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие традиционной культуры применяются:
  • 1) органами государственной власти области:
  • — поддержка национальной культурной и духовной деятельности, в том числе меры по сохранению национального языка и национальной литературы, по сохранению этнокультурного наследия;
  • — поддержка подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа коренных малочисленных народов, особенно национальных педагогических кадров;
  • — создание и поддержка национальных учреждений среднего и среднего профессионального образования;
  • — разработка и внедрение специальных учебных планов и программ дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования для обучения групп из числа коренных малочисленных народов;
  • 2) органами местного самоуправления Мурманской области:
  • — создание и поддержка национальных групп и классов в общеобразовательных учебных заведениях;
  • — поддержка развития традиционных форм и видов воспитания, образования и обучения.

Расходы на проведение перечисленных в настоящем пункте мероприятий несут соответственно областной бюджет и местные бюджеты. Финансирование перечисленных в настоящем пункте мероприятий может осуществляться также из не запрещенных законодательством внебюджетных источников.

  1. 2. Для сохранения и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов могут создаваться:
  2. 1) органами государственной власти области межвузовские подготовительные отделения для учащихся – лиц из числа коренных малочисленных народов из отдаленных районов;
  3. 2) органами местного самоуправления области культурно-образовательные центры коренных малочисленных народов.

Расходы по содержанию названных в настоящем пункте учреждений несут соответственно областной бюджет и местные бюджеты. Финансирование деятельности названных в настоящем пункте учреждений может осуществляться также из не запрещенных законодательством внебюджетных источников.

Для обеспечения гарантий обучения лиц из числа коренных малочисленных народов в государственных высших и средних профессиональных учебных заведениях области устанавливаются квоты приема лиц из числа коренных малочисленных народов.

Квоты устанавливаются учебными заведениями по предложениям администрации области, подготовленным на основании заявлений государственного областного учреждения «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера».

Финансирование деятельности по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов предусматривается в областном бюджете и местных бюджетах.

Статья 12. Права коренных малочисленных народов на территориальное общественное самоуправление, создание общин и иных объединений

1.

Коренные малочисленные народы вправе создавать в районах своего проживания в пределах территорий муниципальных образований органы территориального общественного самоуправления для самостоятельного и под свою ответственность проведения общественных инициатив в вопросах местного значения, а также осуществлять территориальное общественное самоуправление в иных формах (съезды, сходы, собрания, другие).

  • Формы организации и особенности функционирования территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов определяются органами местного самоуправления районов и городов областного значения на основании исторического опыта и местных традиций, а также с учетом мнения областных общественных организаций коренных малочисленных народов Мурманской области.
  • Органы территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов действуют на основании положений о них, зарегистрированных в установленном законодательством порядке.
  • Деятельность органов территориального общественного самоуправления коренных малочисленных народов может финансироваться из внебюджетных источников (взносы граждан, благотворительная помощь, доходы от предпринимательской деятельности).
  • В целях сохранения и развития самобытного образа жизни и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов представители коренных малочисленных народов вправе создавать территориально-соседские общины в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законами области.
  • Территориально-соседские общины являются добровольными объединениями представителей коренных малочисленных народов, постоянно проживающих на территории одного из районов проживания коренных малочисленных народов, созданными для решения вопросов местного значения.
  1. В целях обеспечения социально-экономических интересов коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности представители коренных малочисленных народов вправе создавать семейные (родовые) общины в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законами области.
  2. Семейные (родовые) общины являются добровольными объединениями на основе кровнородственного признака представителей коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, созданными для совместного ведения хозяйственной деятельности.
  3. Территориально-соседские и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов и лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на первоочередное приобретение в собственность государственных предприятий традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

5. Органы территориального общественного самоуправления, общины и иные объединения коренных малочисленных народов вправе использовать при самостоятельном регулировании вопросов территориального общественного и общинного самоуправления нормы обычного права, не противоречащие законодательству Российской Федерации и области.

131-ФЗ. Территориальное общественное самоуправление

Основные принципы и правила организации местного самоуправления (МСУ) на территории РФ устанавливает №131-ФЗ.

Одним из ключевых аспектов указанного Закона выступает такое понятие как территориальное общественное самоуправление (ТОС), достаточно подробное описание которого содержится в ст. 27 №131-ФЗ.

Размещенные в ней положения дополняются законодательными документами регионального уровня, принятыми во всех субъектах РФ.

Основные положения ст. 27 №131-ФЗ

№131-ФЗ устанавливает, что ТОС представляют собой специфическую форму реализации МСУ. Органы территориального общественного самоуправления создаются в результате самоорганизации населения, которое проживают в одной из частей муниципального образования (МО).

Однако, функции ТОС могут осуществляться и без создания подобных органов путем непосредственно волеизъявления граждан.

Целью деятельности ТОС выступает принятие ответственности за решение вопросов МСУ, предусмотренных действующих федеральным и региональным законодательством.

Важной особенностью ТОС выступает возможность осуществлять деятельность в рамках отдельной части МО, границы которой в пределах муниципального образования устанавливаются исключительно представительным органом этого территориального образования.

Для принятия легитимных решений по вопросам, отнесенным к уровню местного значения, организуется конференция или собрание граждан, живущих на определенной части МО.

По их итогам либо выбираются органы ТОС, наделенные конкретными правами и функциями, либо принимаются прямые решения о волеизъявлении граждан.

Читайте также:  Статья 28. организация деятельности комиссий

Обязательным условием для осуществления органами территориального общественного самоуправления деятельности выступает разработка и регистрация Устава ТОС.

Процедура этого мероприятия устанавливается и регулируется нормативными документами МО.

Решения учредительной конференции, связанные с образованием ТОС, приобретают законную силу в том случае, если они приняты с участием, как минимум, трети граждан, живущих в границах указанной территории.

Полномочия и функции органов управления ТОС

В пункте 7 ст. 27 №131-ФЗ определяются полномочия, которыми обладают конференции/собрания населения. Они реализуют заложенные Федеральным законом принципы ТОС. В число полномочий входят:

  • определение управленческой и организационной структуры органов ТОС, а также их последующее избрание их участников;
  • принятие, а также внесение корректировок в ранее принятый устав ТОС;
  • постановка задач и целей перед избранными органами ТОС;
  • принятие бюджета, учитывающего доходы и расходы ТОС, необходимые для его эффективного функционирования;
  • контроль правильности исполнения соответствующим образом утвержденного бюджета ТОС;
  • рассмотрение отчетов выборных органов ТОС об исполнении возложенных на них функций, оценка работы и принятие необходимых кадровых решений.

Конференция/собрание граждан, исходя из положений №131-ФЗ, считается высшим органом ТОС, обладающим наибольшим количеством полномочий. Однако, для более эффективной работы ТОС создаются органы самоуправления, к функциям которых относятся:

  • представление интересов проживающего на территории населения;
  • практическое воплощение решений, которые были приняты на ранее прошедших собраниях;
  • осуществление различных видов хозяйственной деятельности, целью которой выступает более полное удовлетворение нужд граждан, связанных, например, с благоустройством прилегающих к местам их проживания территорий. Для этого могут заключаться договора с органами МСУ и использоваться средства бюджета МО;
  • внесение в органы МСУ проектов муниципальных правовых актов. Их рассмотрение является обязанностью органов местного самоуправления.

Формы и виды

Установленные №131-ФЗ механизмы работы ТОС могут быть реализованы на различных территориях, выступающих частью МО. К ним относятся:

  • подъезд многоэтажного жилого дома и многоквартирный дом в целом;
  • группа подобных жилых построек;
  • жилой микрорайон, расположенный внутри муниципального образования;
  • сельское поселение и другие подобные территории, на которых проживают российские граждане.

Как уже было отмечено выше, ТОС может быть реализовано в двух формах. Первая предусматривает непосредственное волеизъявление населения путем проведения конференции/собрания, а вторая предполагает формирование и выбор органов ТОС.

Важно понимать, что ТОС района или другой территории может функционировать в двух юридическо-правовых формах:

  • без образования юрлица. Для создания подобного территориального общественного самоуправления достаточно пройти процедуру регистрации устава в представительном органе МСУ, наделенном такими полномочиями. В деятельности ТОС может использоваться финансирование, предусмотренное в бюджете МО;
  • с образованием юрлица. Следующая, более сложная стадия ТОС, предусматривающая создание и регистрацию НКО, то есть некоммерческой организации. В подобной ситуации ТОС, как и обычная организация, получает возможность участвовать в различных проектах и привлекать для этого финансовые ресурсы, полученные в виде грантов и из других подобных источников.

Цели создания ТОС

Главной задачей любого ТОС выступает эффективная реализация прав граждан, которые живут на данной территории, и создание для них более комфортных условий жизни. На практике ТОС доказало свою эффективность при решении следующих задач:

  • повышение уровня благоустройства территории, включая осуществление ремонта проезжей части и пешеходных дорожек, а также устройство специальных игровых и спортивных площадок;
  • решение самых разнообразных вопросов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ;
  • предоставление адресной социально помощи тем гражданам, которые остро нуждаются;
  • постановка и решение задач, связанных с охраной окружающей среды, в том числе путем озеленения территории и устранения источников загрязнения природы;
  • обеспечение сохранности культурных памятников и достопримечательностей.

В настоящее время активно функционирует Общенациональная ассоциация ТОС, официальный сайт которой размещается на http://oatos.ru/. Решение о ее создании было принято 29.01.2016 года в Москве при проведении конференции, в работе которой приняло участие представители из 67 регионов России, а также два ранее созданных юридических лица: Общероссийский Конгресс МО и Всероссийский совет МСУ. Указанный сайт ТОС содержит исчерпывающую информацию о деятельности Ассоциации, реализуемых ею проектах, участниках и нормативно-правовой базе деятельности подобного объединения.

Пошаговая инструкция по созданию ТОС

Грамотный ответ на вопрос, как создать ТОС, зависит от особенностей регионального законодательства, разработанного и принятого в каждом конкретном субъекте РФ.

Однако, общие принципы реализации территориального общественного самоуправления и формирования его органов являются достаточно близкими для всей территории страны.

Они предусматривают последовательное выполнение нескольких этапов.

Шаг №1. Создание ИГ, то есть инициативной группы

Первым этапом описываемой процедуры выступает формирование ИГ. Минимальное количество ее участников равняется 3-м, причем все они должны проживать на данной территории и достичь возраста в 16 лет. Для создания группы проводится собрание, по результатам которого оформляется протокол. В нем отражаются основные пункты повестки, среди которых:

  • избрание председателя собрания, а также секретаря, ведущего протокол;
  • создание инициативной группы для организации мероприятий, целью которых выступает образование ТОС;
  • разработка предложений, касающихся основных принципов последующей деятельности ТОС, включая наименование, границы, устав, наличие органов управления ТОС, кандидатур на включение в их состав и т.д.

Протокол конференции/собрания с указанием решения по каждому пункту повестки становится стартовым документом, необходимым для создания ТОС.

Шаг №2. Определение точных границ ТОС. Выбор времени проведения учредительного собрания/конференции

Как было отмечено выше, полномочия по определению границ ТОС находятся в ведении органов МСУ. Поэтому участникам ИГ необходимо подать соответствующее заявление в муниципальный представительный орган.

На принятие им решения действующим законодательством отводится срок, равный 30 дням.

После получения официальных документов об установлении границ ТОС можно приступать к дальнейшим действиям, главным из которых выступает проведение собрания ТОС.

Шаг №3. Оповещение граждан, живущих в пределах границ территории о дате собрания или конференции

Граждане, проживающие внутри установленных границ ТОС, должны быть извещены о дате проведения учредительной конференции или собрания, как минимум, за 15 суток до его начала.

Оповещение жителей может осуществляться при помощи объявлений в местных СМИ, размещения информации о собрании на различных информационных стендах, в общественных местах, а также поквартирный или подомовой обход населения участниками ИГ или активистами ТОС.

Читайте также:  Статья 22. Тариф страхового взноса

Рекомендуется довести информацию о созыве конференции или собрания ТОС до муниципальной власти, включая администрацию МО и представительный орган МСУ. Для этого по указанным адресам требуется отправить письмо, содержащее необходимые сведения. Лучше всего, чтобы оно было заказным.

Шаг №4. Проведение собрания/конференции

Непосредственной организаций и проведением конференции/собрания занимается созданная ранее инициативная группа. Важным требованием к мероприятию, предусмотренным законодательством, выступает его открытый характер.

Возможность принять участие в нем предоставляется представителям МСУ, органов госвласти, СМИ и т.д. Однако, они не могут вмешиваться в ход мероприятия, а также не имеют права голоса, которым обладают исключительно граждане, проживающие в границах указанной территории.

При этом они должно исполниться, как минимум, 16 лет.

Проведенная таким образом конференция/собрание становится легитимной в том случае, если в ней принимали участие не меньше трети граждан территориального общественного самоуправления. По итогам мероприятия должен быть оформлен протокол, включающий полный список принятых в его ходе решений. В их число обычно входят:

  • избрание руководителя (председателя) конференции/собрания;
  • избрание секретаря мероприятия, функцией которого становится ведение протокола;
  • принятие решения о создании ТОС с указанием его названия;
  • принятие основного документа ТОС – устава;
  • выработка формулировки целей и задач, стоящих перед ТОС, а также приоритетных направлений деятельности;
  • избрание органов ТОС, в том числе руководителя;
  • избрание ревизионной комиссии или другого контролирующего органа ТОС.

Шаг №5. Регистрация устава ТОС в органах МСУ

Следующей стадией создания ТОС выступает официальная регистрация его устава в администрации МО. Для этого руководитель ТОС или назначенное им лицо предоставляет в уполномоченный орган МСУ такой набор документов:

  1. Заявление с просьбой произвести регистрацию ТОС и его учредительного документа в виде устава.
  2. Решение представительного органа МСУ об установлении границ территории, на которой будет осуществлять свою деятельность ТОС.
  3. Протокол о создании ТОС, которое оформлено решением собрания/конференции граждан, проживающих в пределах, определенных предыдущим представленным документов границ.
  4. Устав ТОС, который предоставляется в 2-х экземплярах, прошитых и пронумерованных в соответствии с правилами оформления подобных документов.
  5. Регистрационный лист участников конференции/собрания граждан. В документе обязательно указывается адрес их проживания, а также дата рождения.
  6. Список участников ИГ, в котором в обязательном порядке приводятся адреса их проживания и телефоны для возможных контактов.

Максимальная продолжительность процедуры регистрации устава ТОС составляет не 30 дней. Хотя на практике решение нередко принимается до срока, официально установленного действующей в стране нормативно-правовой базой.

Шаг №6. Регистрация ТОС в Минюсте

После официальной регистрации устава ТОС требуется пройти еще одну регистрационную процедуру, которая осуществляется в региональном управлении Федерального органа власти в лице Минюста. Для этого от уполномоченных представителей территориального общественного самоуправления в соответствующее подразделение министерства подается:

  1. Заявление, составленное по форме, размещенной на официальных сайтах региональных подразделений Минюста.
  2. Устав ТОС, зарегистрированный в органах МСУ. Предоставляется в 3-х экземплярах.
  3. Протокол конференции/собрания граждан, на котором было принято решение о создании ТОС. Предоставляется в 2-х экземплярах.
  4. Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Шаг №7. Завершающая стадия

На завершающем этапе создания ТОС изготавливается его печать, при необходимости подается заявление в ИФНС о переходе на УСН, то есть упрощенную форму налогообложения, а также подаются документы о созданном ТОС в органы Росстата. Естественно, для нормального функционирования юридического лица требуется открытие расчетного счета в одном из банковских учреждений и заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России

28 августа 2019 19:00

Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р.

В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

Проект федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон “О гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации” в части установления порядка учёта лиц,
относящихся к коренным малочисленным народам» (далее – законопроект)
подготовлен ФАДН во исполнение поручения
Президента России по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям 20
июля 2017 года (№Пр-1710 от 28 августа 2017 года, подпункт «б» пункта 1).
Правительству было поручено подготовить проекты нормативных правовых
актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к коренным
малочисленным народам России.

Действующее законодательство
устанавливает для представителей коренных малочисленных народов ряд социальных
и экономических прав, в том числе на защиту их исконной среды обитания и
традиционного образа жизни, приоритетный доступ к отдельным видам природных
ресурсов, льготное пенсионное обеспечение и налогообложение, замену военной
службы альтернативной гражданской службой, осуществление территориального
общественного самоуправления с учётом национальных традиций и ряд других. При
этом порядок определения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам,
законодательством не урегулирован.

Законопроектом предлагается
ввести механизм учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на
основе добровольного инициативного подтверждения принадлежности к таким
народам.

Учитывать граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, предполагается
на основании их заявлений, а также сведений, представленных органами
государственной власти, органами местного самоуправления и общинами коренных
малочисленных народов.

Взимание платы с представителей коренных малочисленных
народов в связи с ведением их учёта не предусматривается.

Полномочия по учёту лиц,
относящихся к коренным малочисленным народам, предлагается закрепить за ФАДН
России. Порядок ведения списка, представления содержащихся в нём сведений
органам государственной власти, органам местного самоуправления и
государственным внебюджетным фондам будет определять Правительство России.

Организация учёта
представителей коренных малочисленных народов позволит обеспечить реализацию
ими социальных и экономических прав, создаст условия для единообразного и
адресного применения льгот и минимизации злоупотреблений в этой области.

Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 8 августа 2019 года.

Ссылка на основную публикацию