Статья 32 БК РФ. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (действующая редакция)

СТ 32 БК РФ

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Комментарий к Ст. 32 Бюджетного кодекса РФ

  • Принцип, закрепленный в комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ, означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, предусмотренные действующим налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в соответствующих бюджетах:
  • а) в обязательном порядке;
  • б) в полном объеме.
  • Исторически этот принцип был нацелен на борьбу с различного рода «черными кассами».
  • Закрепленное на законодательном уровне требование отражения в бюджете всех доходов и расходов содействует установлению эффективного контроля за публичными финансами.

Этот принцип связан с понятием «бюджет — брутто» — методом построения бюджета, при котором в него включаются полные суммы доходов и эксплуатационные расходы государственных предприятий (почты, телеграфа, железных дорог и т.д.) и имуществ (лесов, земельных угодий, недр и т.п.); все оборотные, транзитные статьи, проходящие в равных суммах по доходам и расходам (например, взносы в государственные внебюджетные фонды, а также расходы, осуществляемые за счет этих фондов) .

———————————
Финансово — кредитный словарь. Том 1. М., 1984. С. 145.

Отказ от принципа полноты бюджета приводит к появлению бюджетов — нетто. Под бюджетом — нетто понимается метод построения бюджета, при котором его взаимоотношения с государственным хозяйством строятся по сальдо (положительному или отрицательному): в бюджете отражаются лишь итоговые финансовые результаты деятельности предприятий, находящихся на самостоятельном бюджете .

———————————
Финансово — кредитный словарь. Том 1. М., 1984. С. 149.

Бюджетный кодекс РФ, закрепляя принцип полноты бюджета, дополняет его требованием, в соответствии с которым все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Иными словами, денежные средства, не учтенные в доходной части бюджета, не могут идти на финансирование бюджетных расходов.

Особо оговаривается соблюдение принципа полноты бюджета в случае предоставления налоговых кредитов, а также отсрочек и рассрочек по уплате налоговых платежей.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на период от трех месяцев до одного года при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (ст. 65 Налогового кодекса РФ).

Отсрочка или рассрочка по уплате налога — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Использование допускаемых Налоговым кодексом РФ способов изменения срока уплаты налогов и сборов может привести к тому, что такие обязательные платежи могут поступить в бюджет по истечении текущего года. В этом случае очень важно «не потерять» такие налоговые суммы и учесть их во исполнение принципа полноты бюджета.

Поэтому налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

ст. 32 Бюджетного Кодекса РФ с ми

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах .

Комментарий к статье 32 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 28 Кодекса), формулировка принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов уточнена изменениями, внесенными в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ.

  • В соответствии с ранее действовавшей редакцией комментируемой статьи содержание рассматриваемого принципа бюджетной системы РФ (а он именовался как «полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов») включало две составляющие:
  • все доходы и расходы бюджетов, бюджетов ГВБФ и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах ГВБФ в обязательном порядке и в полном объеме;
  • все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств ГВБФ, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Новая формулировка принципа, по мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, позволит обеспечить его соблюдение и, следовательно, повысить прозрачность бюджетов бюджетной системы РФ, консолидировать бюджетные средства с целью их результативного и эффективного использования.

В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи отдельно оговаривалось соблюдение принципа полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов ГВБФ в случае предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей. Однако в соответствии с Законом 2007 г.

N 63-ФЗ из Кодекса полностью исключены положения о налоговых кредитах, отсрочках и рассрочках, т.к. данные вопросы должны регулироваться частью первой НК РФ.

Данные изменения связаны с тем, что порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов претерпел существенные изменения в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ .

———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436.

Другой комментарий к статье 32 Бюджетного Кодекса РФ

Пятый принцип бюджетной системы Российской Федерации — принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, установленный ст. 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  1. Данный принцип касается основных показателей бюджетов, таких, как доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов.
  2. Целью этого принципа является установление строгой бюджетной дисциплины и обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в строгом соответствии с законом о бюджете.
  3. Этот принцип означает, что во всех бюджетах бюджетной системы Российской Федерации должны быть в обязательном порядке и в полном объеме отражены все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов.
  4. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита отражаются в бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 33. Язык конституционного судопроизводства

Исходя из смысла принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, недопустимо включение в бюджет открытого перечня доходов, который заканчивается строкой: «иные доходы», что встречается на практике при формировании и утверждении бюджетов. Недопустимо предусматривать открытый перечень расходов бюджетов, так как это может породить исполнение бюджета органами исполнительной власти по своему усмотрению, что в свою очередь может привести к произволу и спровоцировать коррупцию.

11. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Статья 32. Принцип
полноты отражения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов
бюджетов означает, что все доходы,
расходы и источники финансирования
дефицитов бюджетов в обязательном
порядке и в полном объеме отражаются в
соответствующих бюджетах. 

  • Принцип,
    закрепленный в комментируемой статье
    Бюджетного кодекса РФ, означает, что
    все доходы и расходы бюджетов, бюджетов
    государственных внебюджетных фондов
    и иные обязательные поступления,
    предусмотренные действующим налоговым
    и бюджетным законодательством, подлежат
    отражению в соответствующих бюджетах:
  • а)
    в обязательном порядке;
  • б)
    в полном объеме.
  • Исторически
    этот принцип был нацелен на борьбу с
    различного рода «черными кассами».
  • Закрепленное
    на законодательном уровне требование
    отражения в бюджете всех доходов и
    расходов содействует установлению
    эффективного контроля за публичными
    финансами.

Этот
принцип связан с понятием «бюджет —
брутто» — методом построения бюджета,
при котором в него включаются полные
суммы доходов и эксплуатационные расходы
государственных предприятий (почты,
телеграфа, железных дорог и т.д.

) и
имуществ (лесов, земельных угодий, недр
и т.п.

); все оборотные, транзитные статьи,
проходящие в равных суммах по доходам
и расходам (например, взносы в
государственные внебюджетные фонды, а
также расходы, осуществляемые за счет
этих фондов).

Отказ
от принципа полноты бюджета приводит
к появлению бюджетов — нетто. Под бюджетом
— нетто понимается метод построения
бюджета, при котором его взаимоотношения
с государственным хозяйством строятся
по сальдо (положительному или
отрицательному): в бюджете отражаются
лишь итоговые финансовые результаты
деятельности предприятий, находящихся
на самостоятельном бюджете.

Бюджетный
кодекс РФ, закрепляя принцип полноты
бюджета, дополняет его требованием, в
соответствии с которым все государственные
и муниципальные расходы подлежат
финансированию за счет бюджетных средств
и средств государственных внебюджетных
фондов, аккумулированных в бюджетной
системе Российской Федерации. Иными
словами, денежные средства, не учтенные
в доходной части бюджета, не могут идти
на финансирование бюджетных расходов.

12. Принцип сбалансированности бюджета. Дефицит и профицит бюджета

  1. Статья 33.

    Принцип
    сбалансированности бюджета 

  2. Принцип
    сбалансированности бюджета означает
    ,
    что объем предусмотренных бюджетом
    расходов должен соответствовать
    суммарному объему доходов бюджета и
    поступлений источников финансирования
    его дефицита, уменьшенных на суммы
    выплат из бюджета, связанных с источниками
    финансирования дефицита бюджета и
    изменением остатков на счетах по учету
    средств бюджетов. 
  3. При составлении,
    утверждении и исполнении бюджета
    уполномоченные органы должны исходить
    из необходимости минимизации размера
    дефицита бюджета. 
  4. Дефицит бюджета
    – это превышение расходов бюджета над
    его доходами.

Дефицит федерального
бюджета утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год и плановый
период и определяется как разница между
общим объемом расходов и общим объемом
доходов федерального бюджета на очередной
финансовый год и плановый период (ст.
92 ).

Дефицит бюджета
субъекта РФ, дефицит местного бюджета
устанавливается законом о соответствующем
бюджете с учетом ограничений.

Например,
дефицит бюджета субъекта не должен
превышать 15 процентов утвержденного
общего годового объема доходов бюджета
субъекта без учета утвержденного объема
безвозмездных поступлений.

А дефицит
местного бюджета не должен превышать
10 процентов утвержденного общего
годового объема доходов местного
бюджета.

Профицит
— превышение доходов бюджета над его
расходами
.
(СТ. 6)

Принцип
сбалансированности бюджета исторически
эволюционировал. Расширение объема
функций государства, прежде всего
активизация участия государства в
социальной и экономической сферах,
привело к появлению хронических дефицитов
государственных бюджетов.

Со временем
дефицит перестал восприниматься
исключительно как проявление серьезного
расстройства публичных финансов.
Практически все государства в те или
иные периоды своей истории сталкивались
с проблемой бюджетного дефицита.

Для
оценки состояния экономики и публичных
финансов определяющее значение имеет
не сам факт наличия дефицита, а его
размер и качество. Дефицит может
возникнуть в результате чрезвычайных
обстоятельств (войны, катастрофы и
т.д.

), он может быть связан с необходимостью
осуществления крупных государственных
вложений в развитие экономики (еще Дж.М.
Кейнс обосновал экономическую политику,
предусматривающую опережающий рост
государственных расходов над доходами
на отдельных этапах развития общества).

Наряду с этим дефицит бюджета может
отражать кризисные явления в экономике,
неэффективность финансово-кредитной
политики, неспособность правительства
контролировать финансовую ситуацию в
стране. Бюджетный дефицит такого качества
представляет собой особую опасность.

Мировой опыт
свидетельствует, что величина бюджетного
дефицита не должна превышать предельно
допустимый размер, определяемый 2-3%
валового национального продукта.
Дефицит, превышающий предельно допустимые
размеры, требует скорейшего принятия
таких мер, которые могли бы привести к
его быстрейшему сокращению.

Бюджетное право

Отношения, развивающиеся в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, требуют детальной правовой регламентации. Это объясняется тем, что эти отношения задействуют «публичные» фонды — бюджеты, для эффективного распределения которых необходимо существование специальных правил, санкционирующих «движение» денежных (бюджетных) средств.

Правовую основу бюджетных правоотношений составляют следующие нормативные правовые акты.

  1. Конституция РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Федерации. Это означает, что общие положения относительно функционирования бюджетных отношений должны быть закреплены в нормативном акте федерального уровня.
  2. Бюджетный кодекс РФ.[Административное право России: Конспект лекции / авт.- сост. Л.В. Труханович. М.: Приор, 1999] Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования и т. д.
  3. Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения, — федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.

    Федеральные законы призваны конкретизировать положения Бюджетного кодекса РФ. Такую цель преследует, например, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. (в ред. от 23 декабря 2004 г.) «О бюджетной классификации Российской Федерации»[Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.].

    Отдельные нормы, прямо или косвенно связанные с развитием бюджетных отношений, содержатся также и в иных федеральных законах, например, Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации»[Антокольская М. Семейное право. М., 1997.

    ] (нормы, устанавливающие расходное обязательство России финансировать функционирование судебной системы — ст. 1 ); Федеральном законе от 6 октября 1999 г. (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[Баглай М.В.

    Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2003.] (нормы, предусматривающие особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ — ст. 26.19).

  4. Подзаконные акты. Принимаются Правительством РФ, Президентом РФ. В частности, Президент РФ наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов РФ — органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере (п. 1 Положения о Министерство финансов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г.)[Городилов А.А., Куликов А.В., Мнацаканян А.Г. Правоведение. М. : КНОРУС, 2010.]. Так, Министерство финансов РФ принимает приказы для регулирования отдельных вопросов бюджетного процесса, касающихся утверждения бюджетной росписи; порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств[Гражданское право: учебник/под ред. А.П.Сергеева, Ю.П.Толстого. М., 1998.]; проведения мониторинга бюджетного сектора[Задачи, схемы и алгоритм квалификации по уголовному праву (Общая и Особенная части)/Д.И. Аминов, В.П. Реивин. М.:Щит-М, 1999.]; правил оформления и выдачи разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета[Малько А.В., ред. Правоведение. М. : КНОРУС, 2010.], и т. д.
  5. Законы субъектов РФ. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ (ежегодные законы о бюджетах, законы о бюджетном процессе в соответствующем субъекте РФ).
  6. Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.

Таким образом, структура бюджетного законодательства предопределена федеративным устройством государства. Согласно п. 3 ст.

3 Бюджетного кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, с учетом возможности разрешать вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления издают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы бюджетной сферы, в пределах своей компетенции.

Бюджетный кодекс РФ не закрепляет определения бюджетного устройства. Но проанализировав структуру разд. 1 Кодекса под названием «Бюджетное устройство Российской Федерации», можно предположить, что российский законодатель бюджетным устройством охватывает:

а) бюджетную классификацию (ст. 18–27);
б) бюджетную систему государства (ст. 10–17);
в) принципы бюджетной системы РФ (ст. 28–38).

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация Российской Федерации включает следующие основные элементы:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (ст. 19 БК РФ).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов (ст. 20 БК РФ).

Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов в соответствии с функциями, направлениями деятельности органов власти и экономическим содержанием расходов бюджета (ст. 21 БК РФ).

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; кредиты от других бюджетов бюджетной системы и другие источники.

К источникам внешнего финансирования дефицитов бюджетов относятся: государственные ценные бумаги в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государства, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права в иностранной валюте и другие источники (ст. 23 БК РФ).

Бюджетная классификация играет важную роль для формирования и развития бюджетных отношений. Она обеспечивает единство бюджетной документации, что особенно важно для отношений, возникающих в рамках бюджетного процесса. Бюджетная классификация имеет организующее значение для составления консолидированных бюджетов и сметного процесса.

Бюджетная классификация напрямую связана с формированием бюджетов, входящих в бюджетную систему государства.

Бюджетные отношения, бюджетная деятельность государства и муниципальных образований в целом развиваются и реализуются в рамках бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ).

Современная бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
б) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
в) местные бюджеты, в том числе:

  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений (ст. 10 БК РФ).

Как следует из ст. 10 БК РФ, бюджетная система РФ состоит из трех уровней. Трехуровневая бюджетная система означает взаимосвязь бюджетов разных территориальных уровней, направленность их на разрешение определенных задач.

В то же время следует констатировать существование иерархии, соподчиненности разных уровней бюджетной системы. Это выражено в том, что с позиций федерализма бюджет Российской Федерации занимает основное место в бюджетной системе государства.

Средства федерального бюджета используются для выравнивания финансового положения общественно-территориальных образований нижестоящих уровней — субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в бюджетную систему входят и государственные внебюджетные фонды (ст. 10 БК РФ). Согласно ст.

13 БК РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды являются, по сути, организационно обособленной совокупностью денежных ресурсов, нацеленной на реализацию задач и функций государства по обеспечению социально-экономических прав и свобод граждан.

Бюджетная система как совокупность бюджетов подчинена особым принципам. Эти принципы являются одновременно принципами бюджетного права. Принципы бюджетной системы закреплены гл. 5 БК РФ (ст. 28-38). Статья 28 БК РФ устанавливает следующий перечень этих принципов:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полнота отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность (результативность) и экономность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Раскроем содержание отдельных принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, санкция за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ).

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ).

Принцип самостоятельности бюджетов подразумевает несколько моментов, характеризующих бюджетные отношения, в том числе:

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от уплаты которых подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
  • недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными (ст. 311 БК РФ).

Принцип полноты отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы бюджетов, источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме подлежат отражению в бюджетах (ст. 32 БК РФ).

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ).

Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (ст. 38 БК РФ).

Анализ содержания принципов бюджетной системы государства свидетельствует об их значимости для бюджетных правоотношений — своевременного формирования, эффективного развития этих отношений. Только четкое следование принципам бюджетной системы может сделать бюджетные отношения действительным фактором развития государства.

Ссылка на основную публикацию