Статья 34. Временное исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации

Комментарий к статье 34Комментируемая статья имеет отсылочный характер. Часть третья ст. 92 Конституции содержит формулировку условий временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента.

В ней говорится о временном исполнении обязанностей «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности».

Следовательно, здесь имеется в виду более широкий перечень таких оснований, чем он предусмотрен Конституцией: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешение от должности.

На практике правовой механизм временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента был апробирован Указами Президента от 19 сентября 1996 г. N 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации», от 5 ноября 1996 г.

N 1534 «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С.

временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» и N 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации» . ———————————

Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 39. Ст. 4533; N 46. Ст. ст. 5239, 5240.Отметим, что в Конституции имеется некоторая неопределенность по поводу оснований прекращения исполнения полномочий Президентом и случаев, когда Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента.

Существует точка зрения о том, что, исходя из системного характера ст. 92 Конституции, формула «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности» имеет в виду только случаи, указанные в ч. 2 ст. 92 Конституции (т.е.

отставка, стойкая нетрудоспособность или отрешение от должности).

«Узкая» трактовка этих оснований, как полагают ряд правоведов, более предпочтительна, поскольку иначе возможна легализация произвольных оснований, порядка и сроков передачи полномочий Президента главе Правительства. При определенных условиях такая трактовка могла бы стать почвой для неконституционного отстранения главы государства от исполнения обязанностей . ———————————

См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 418.Учитывая различные интерпретации комментируемого положения, необходимо либо толкование Конституционного Суда по этому вопросу, либо принятие специального федерального закона.

В зарубежной практике такие вопросы регламентируются весьма тщательно, учитывая последствия временного исполнения обязанностей Президента. В России, говорят, «нет ничего более постоянного, чем временное».

Имеющиеся пробелы в Конституции Российской Федерации могут быть причиной политических кризисов: например, не ясно, как поступать в ситуации, когда реально отсутствует глава Правительства. «Лестница» замещений в российском законодательстве отсутствует.

В заключение полезно обратить внимание на некоторые из тех положений, которые нуждаются в законодательной регламентации порядка исполнения Председателем Правительства полномочий главы государства.

Это касается, в частности, определения времени (момента) к приступлению временного исполнения: а) принятие компетентным органом постановления о признании стойкой нетрудоспособности Президента, лишающей его возможности по состоянию здоровья исполнять полномочия главы государства; б) принятие самим Президентом решения о временном исполнении его обязанностей главой Правительства на период, указанный Президентом; в) принятие Президентом решения о своей отставке — с даты досрочного прекращения своих полномочий, указанной в заявлении об отставке. В официальном сообщении Правительства об отставке Президента должно быть указано, кто, с какого момента и в течение какого срока временно исполняет обязанности главы государства. В большинстве конституций зарубежных стран предусматривается, что в случае возникновения препятствий для исполнения обязанностей Президента его обязанности возлагаются либо на премьер — министра, либо на спикера одной из палат парламента в зависимости от формы правления. Например, в Финляндии — на премьер — министра, а если и он не в состоянии их исполнять, то на министра, который согласно Конституции этой страны является его заместителем. В Польше в аналогичной ситуации обязанности Президента Республики временно исполняет Маршал Сейма (нижней палаты парламента).

Принципиально важно, что общепризнанным в конституционной практике является ограничение некоторых прав исполняющего обязанности Президента: он не имеет права распускать парламент, назначать референдум, а также вносить предложение об изменениях Основного закона (ст. 92, ч. 3 Конституции Российской Федерации).

А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина. Право. 10-11 класс. Базовый и углублённый уровни

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Глава III.КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

§ 22. Президент Российской Федерации

В торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ, положив руку на текст Конституции России, человек торжественно произносит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Это действие, строго соответствующее статье 82 Основного Закона нашей страны, называется присягой Президента РФ.

Президент – выборный глава государства в большинстве современных государств с республиканской формой правления. Для России институт президентской власти достаточно нов.

Впервые должность президента была введена в СССР в 1990 г. В дальнейшем президенты были избраны в республиках, входивших в состав СССР.

Первым Президентом Российской Федерации был всенародно избранный в 1991 г. Б.Н. Ельцин.

Конституция наделила Президента РФ очень большими полномочиями, которым посвящена глава 4 Основного Закона.

По Конституции России Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Функции Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ) касаются наиболее значимых основ жизни и деятельности Российского государства и общества.

Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент способствует тому, чтобы права и свободы россиян обеспечивались максимально полно.

Он издаёт указы, направленные на защиту правового положения граждан, отдельных групп населения, утверждает президентские программы, нацеленные на укрепление социальной защиты людей.

Например, действуют президентская программа «Дети России», федеральная программа «Молодёжь России», федеральная программа по борьбе с преступностью и др.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и целостности. Как глава государства, Президент РФ обеспечивает единство государственной власти, её ветвей, устойчивость государства, согласованное функционирование и взаимодействие всех федеральных государственных органов, координирует их функции.

Читайте также:  Статья 23. условия труда инвалидов

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

К компетенции Президента РФ Конституция (ст. 83) относит следующие полномочия.

Он участвует в формировании Правительства РФ, назначении Председателя Центрального банка РФ, определении состава Конституционного и Верховного Судов РФ, предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ, назначает и отзывает послов.

Он назначает выборы Государственной Думы, может распустить её в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдумы; вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы, а также обладает правом вето на стадии подписания федеральных законов. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84).

Президент РФ устраняет разногласия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85).

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ (ст. 87). В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование (ст. 89).

Президент РФ имеет также правотворческие полномочия. В соответствии со статьёй 90 Конституции РФ он издаёт указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и, естественно, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ является выборным лицом.

Порядок избрания

Конституционное право

Порядок формирования

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя, который как ведущая фигура определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Госдумы (в отличие от других членов Правительства), и его право предлагать Президенту РФ назначать или освобождать от должности членов Правительства РФ делает его не «первым среди равных» (так обычно характеризуют премьер-министров по отношению к другим членам Правительства в парламентских государствах), а должностным лицом, наделенным особыми полномочиями по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту). Председатель Правительства регулярно встречается с Президентом, получая от него поручения и указания, временно исполняет его обязанности во всех случаях, когда тот не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).

Председатель Правительства действует в соответствии с Конституцией РФ (ст. 1113). Перечисляя правовые акты, которыми обязан руководствоваться Председатель Правительства, Конституция РФ тем самым предоставляет ему определенные гарантии самостоятельности.

Назначается Председатель Правительства РФ Президентом с согласия Государственной Думы.

Никто, кроме Президента РФ, не вправе выдвигать кандидатуру главы Правительства или вносить в Госдуму альтернативную кандидатуру, которая может дать согласие на назначение либо отказать в нем, и не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Тем самым достигаются две важные цеди: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти.

Может ли Президент РФ брать на себя функцию Председателя Правительства? В отечественной практике такой случай имел место в 1992 г., когда в условиях нарастающего противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти Б.Н.

Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства, однако Конституция РФ 1993 г. такой возможности не предусматривает, а скорее ее исключает.

Только в исключительных условиях острейшего политического кризиса можно допустить, что Государственная Дума даст согласие на назначение Президента главой Правительства, однако это решение противоречило бы Конституции РФ.

Юридически Президент РФ совершенно свободен в подборе кандидатуры Председателя Правительства РФ, хотя, разумеется, связан определенными политическими обстоятельствами.

Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать установленные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, чтобы страна ни при каких условиях долго не оставалась без Правительства или имела только исполняющего его обязанности.

Предусмотрены три срока внесения соответствующей кандидатуры в Госдуму РФ: не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ: не позднее двух недель после отставки Правительства РФ; в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Государственной Думой РФ.

Прекращение полномочий президента российской федерации

Согласно
ст. 91 Конституции, Президент обладает
неприкосновенностью.

Это означает:
никто не может применить в отношении
Президента физического или психического
насилия; его нельзя задержать, ни обыскать,
ни арестовать, ни привлечь к любому виду
правовой ответственности, пока он
состоит в должности Президента; наконец,
Президента нельзя свергнуть, ни отстранить
от исполнения обязанностей.

В
соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции
Президент РФ приступает к исполнению
полномочий с момента принесения им
присяги, прекращает их исполнение с
истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги
вновь избранным Президентом РФ.

В
последнее время привлекают пристальное
внимание теоретические и практические
вопросы, связанные с досрочным прекращением
полномочий Президента РФ. В ч. 2 ст.

92
Конституции, посвященной этим вопросам,
говорится: «Президент Российской
Федерации прекращает исполнение
полномочий досрочно в случае его
отставки, стойкой неспособности по
состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия или
отстранения от должности.

При этом
выборы Президента Российской Федерации
должны состояться не позднее трех
месяцев с момента досрочного прекращения
исполнения полномочий ». Крайне важное
значение имеет и следующая, третья часть
ст.

Читайте также:  Статья 21. Введение предварительной компенсационной пошлины

92: «Во всех случаях, когда Президент
не в состоянии выполнять свои обязанности,
их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации.
Исполняющий обязанности Президента не
имеет права распускать Государственную
Думу, назначать референдум, а также
вносить предложения о поправках и
пересмотре положений Конституции
Российской Федерации».

Как
видно, в ст. 92 указаны три способа
досрочного прекращения исполнения
полномочий Президента: отставка, стойкая
неспособность по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему
полномочия, отрешение от должности.
Рассмотрим каждый из них.

Отставка.
Это добровольный уход с поста подписанием
письменного заявления, извещающего об
оставлении должности, устного объявления
будет в данном случае вряд ли достаточно.

Подача в отставку и принятие Председателем
Правительства на себя выполнение
обязанностей Президента имеют уже
бесповоротный для Президента характер.

Иначе говоря, Президент не может потом
объявить, что он « передумал » и отзывает
свое заявление об отставке1.

Правда,
возникает практический вопрос: наступает
ли для Председателя Правительства
исполнение обязанностей Президента
при отставке последнего автоматически
или же Председатель должен официально
объявить о начале исполнения обязанностей?
Во избежание недоразумений на этот счет
было бы полезным толкование ст. 92
Конституции со стороны Конституционного
суда РФ.

Можно предложить следующее
толкование: поскольку Конституция
говорит лишь об отставке Президента и
не предусматривает того, что кто-то
такую отставку принять, начало развития
событий вызывается фактором официального
объявления Президентом об отставке,
которая, как сказано, подается в письменной
форме (с указанием не только года, месяца
и дня, но также и часа, с которого
начинается отставка), даже если Президент
объявляет о ней в публичном выступлении
либо в заявлении по телевидению и т. п.
Причем отставка должна следовать в день
объявления о ней; т. е. Президент не может
объявить сегодня о том, что через неделю,
месяц и т. д. он уходит со своего поста,
потому как подобная ситуация и предполагает
для Президента возможность «передумать»
и отозвать свое заявление.

C
объявленного момента (дня и часа)
Председатель Правительства считается
автоматически приступившим к исполнению
обязанностей Президента. В свою очередь
и премьер незамедлительно делает
заявление о том, что вступил в исполнение
обязанностей. Такое его заявление
необходимо для общественного спокойствия
и обеспечения нормального продолжения
общего хода государственных дел, но не
более того.

Состояние
здоровья. При решении вопроса о судьбе
полномочий Президента в связи с состоянием
здоровья возможны две ситуации.

Первая
ситуация. Президент чувствует себя
больным, но он в ясном уме и поэтому сам
объявляет, что не может продолжать
исполнение полномочий Президента в
силу физической немощи. Для этой ситуации
как раз и подходит начальная формула
ч. 2 ст.

92: Президент « прекращает исполнение
полномочий досрочно » в силу стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему
полномочия. Но это практически означает
ту же отставку – лишь с указанием
конкретного основания.

Вторая
ситуация. Состояние здоровья Президента
таково, что требуется специальное
авторитетное медицинское заключение;
что касается собственного мнения
Президента, то либо его невозможно
спросить, например, при стойкой потере
сознания, либо это мнение при состоянии
Президента не может иметь решающего
значения, к примеру, при наступивших
глухоте, слепоте и т. д.

Речь идет,
следовательно, о случаях, когда, в отличие
от отставки, личная воля Президента
объективно не может быть решающим
фактором, и Председатель Правительства
объявляет о принятии на себя исполнения
обязанностей Президента на основании
медицинских документов. Правда, и здесь
не все просто.

Поэтому необходимо
рассмотреть разные варианты, хотя для
того, чтобы кто-то не искал косвенных
форм свержения Президента.

Один
вариант, как говорится, бесповоротный.
Медицинская комиссия констатирует, что
Президент уже не в состоянии вернуться
к делам.

Тогда Председатель Правительства
приступает к исполнению обязанностей
Президента, думается, со дня и часа,
когда ему стало известно заключение
медицинской комиссии; и делает специальное
объявление об этом.

И со дня такого
объявления начинается отсчет указанных
в Конституции 3 месяцев для проведения
новых выборов1.

Другой
вариант – положение, когда Президент
по состоянию здоровья не может временно
исполнять свои обязанности, но есть
надежда на то, что лечение восстановит
его силы, после чего он опять сможет
вести государственные дела. Для подобного
варианта слова ч. 3 ст.

92 Конституции «во
всех случаях, когда Президент Российской
Федерации не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства Российской
Федерации» надо трактовать таким
образом, что в данное время Премьер
замещает Президента.

Вопрос
в том, нужно ли в этом случае Президенту
делать специальное заявление. Очевидно,
все зависит от конкретной ситуации.
Если Председатель Правительства РФ
уходит в отпуск, он возлагает свои
обязанности на одного из первых
заместителей.

Никаких публичных заявлений
не делается, но издается соответствующее
распоряжение Председателя.

Конечно,
если первый заместитель один, то можно
обойтись и без распоряжения, поскольку
указанное правило предполагается
логически либо находит отражение в
законе о Правительстве.

С
Президентом иное положение. Его замещение
Председателем Правительства на время
отпуска не предусмотрено. Находясь в
отпуске, Президент продолжает оставаться
« при исполнении ». Поэтому формулировка
ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные
ситуации. А вот при их наступлении все
зависит от конкретных обстоятельств.

Когда Президенту РФ Б.Н. Ельцину предстояла
несложная операция по исправлению
перегородки носа, то заявления о
переложении обязанностей на Председателя
Правительства не делалось.

Однако перед
операцией на сердце Президент издал
несколько указов относительно порядка
временного исполнения его обязанностей
Председателем Правительства.

Прежде
всего, Президент определил общие условия
временного исполнения обязанностей.
19 сентября 1996 г. был принят Указ « О
временном исполнении обязанностей
Президента Российской Федерации ». В
нем говорилось: в целях обеспечения
условий непрерывного осуществления
государственной власти и на основании
ч. 3 ст.

92 Конституции РФ установить, что
« временное исполнение обязанностей
Президента Российской Федерации в
период, определенный в соответствии с
отдельными указами Президента Российской
Федерации в связи с проведением
хирургической операции Президенту
Российской Федерации, осуществляется
Председателем Правительства Российской
Федерации Черномырдиным В. С. в полном
объеме, включая полномочия по контролю
за стратегическими ядерными силами и
тактическим ядерным оружием, для чего
ему будут переданы соответствующие
технические средства («ядерная кнопка»).
Далее предусматривалось, что Председатель
Правительства приступает к временному
исполнению обязанностей Президента РФ
«с момента, определяемого в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
о возложении на Председателя Правительства
Российской Федерации временного
исполнения обязанностей Президента
Российской Федерации», обеспечение
деятельности временного исполняющего
обязанности Президента РФ осуществляется
в установленном порядке Администрацией
Президента РФ. Наконец, было обозначено,
что данный Указ вступает в силу со дня
его опубликования и действует до «
момента подписания Президентом Российской
Федерации указа о прекращении временного
исполнения Председателем Правительства
Российской Федерации обязанностей
Президента Российской Федерации ».

Как
можно видеть по содержанию Указа от 19
сентября 1996 г., Президент исходил из
того, что он сам принимает решение о
наступлении момента временного исполнения
обязанностей по ч. 3 ст. 92.

Читайте также:  Статья 25. Осуществление надзора и контроля

Ведь Председатель
осуществляет временное исполнение
обязанностей « в период, определяемый
в соответствии с отдельными указами
Президента », а заканчивается исполнение
обязанностей с момента подписания
Президентом « указа о прекращении
временного исполнения обязанностей ».

Практика
это подтвердила. Согласно Указу от 5
ноября 1996 г. « О возложении на Председателя
Правительства Российской Федерации
Черномырдина В. С. временного исполнения
обязанностей Президента Российской
Федерации » в соответствии с Указом от
9 сентября 1996 г.

Премьер-министр приступил
к временному исполнению обязанностей
Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября
1996 г. Придя в себя после операции, т. е.

будучи в сознании, но оставаясь физически
весьма ослабленным человеком, Президент
тем не менее тут же принял на себя
президентские функции. 6 ноября 1996 г.

был издан Указ « О прекращении временного
исполнения Председателем Правительства
Российской Федерации обязанностей
Президента Российской Федерации »,
которым постановлялось, что исполнение
прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября
1996 г.

Причем
характерно то, что последним Указом
были признаны утратившими силу Указы
и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем
самым подчеркивалось, что речь идет о
разовых документах, никакой общей
нормативной базы для решения данного
вопроса не создается, а если в будущем
что-то подобное повторится, то потребуются
новые указы Президента.

Итак,
логика актов и действий Президента в
период проведения ему операции на сердце
в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его
мнению, лишь ему принадлежит право
определять, в состоянии ли он вновь
заниматься государственными делами.

Безусловно,
было бы трудно не признать за Президентом
этого права. И, конечно, замещая Президента,
Председатель Правительства опирается
на Конституцию и на соответствующий
указ Президента. Отсчета 3-месячного
срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92, в
данном случае не производится.

Однако,
думается, надо учитывать и такое: ситуация
со здоровьем изменилась к худшему, и
Президент не в состоянии подписать указ
о прекращении временного исполнения
его обязанностей Председателем
Правительства.

Тогда нельзя исключить
возникновение необходимости в том самом
заключении медицинской комиссии, о
котором говорилось ранее. Следовательно,
переход из одной ситуации с состоянием
здоровья в другую зависит от фактических
обстоятельств.

И в сложившихся
обстоятельствах пойдет речь уже о
досрочном прекращении исполнения
полномочий Президента в силу стойкой
неспособности их осуществлять по
состоянию здоровья1.

Отрешение
от должности. При введении поста
Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции
предусматривалась возможность его
отрешения от должности в случае нарушения
им Конституции РСФСР, законов РСФСР и
принесенной присяги.

Действующая
Конституция РФ установила такие основания
для постановки вопроса об отрешении,
при которых оно практически невозможно.
Президент РФ, согласно ст.

93 Конституции,
может быть отрешен от должности Советом
Федерации (СФ) только на основании
выдвинутого Государственной Думой (ГД)
обвинения в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления.

Хотя
такие нормы навеяны опытом конституционного
регулирования некоторых зарубежных
стран, трудно себе вообразить, чтобы
Президентом России был избран человек,
способный совершить столь тяжкие деяния.
Кроме того, формулировка ст.

93 в
определенном смысле вызывает удивление
– получается, что лицо, занимающее пост
Президента РФ и совершившее деяние,
которое хотя и не подпадает под признаки
тяжкого преступления, но все-таки
является уголовным преступлением, не
может быть отрешено от должности.

То,
что уголовный преступник вправе
оставаться на посту Президента РФ,
Конституция не исключает. Конечно,
наверное предполагается, что его все-таки
заставят подать в отставку.

И все же,
что делать, если такого не произойдет?
Очевидно, при грядущих конституционных
реформах в России придется решить более
четко и вопрос об основаниях отрешения
Президента от должности.

Процедура
при отрешении по Конституции и регламентам
Государственной Думы и Совета Федерации
заключается в следующем. Предложение
о выдвижении обвинения против Президента
может быть внесено по инициативе не
менее одной трети депутатов ГД.

Дума
образует специальную комиссию и получает
ее заключение по существу вопроса.

Согласно регламенту ГД, обсуждение
предложения депутатов проводится на
заседании ГД, на котором выступают
уполномоченный от группы депутатов,
выдвинувших обвинение, представитель
специальной комиссии, обязательно
заслушивается заключение Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента
признаков преступления, выступают
депутаты, эксперты; представители
Президента и Правительства в ГД могут
получить слово вне очереди. ГД принимает
решение о выдвижении обвинения против
Президента двумя третями от общего
числа депутатов палаты1.

Ссылка на основную публикацию